Преступления в экономической сфере деятельности
1. Понятие и виды преступности в сфере экономической деятельности.
Преступления, совершаемые в сфере экономики, т.е. посягающие на
экономические и имущественные отношения, занимают высокий удельный вес в
структуре преступности. Достаточно отметить, что ежегодно в РФ осуждается
за преступления против собственности, хозяйственные преступления, а также
преступления в сфере предпринимательства свыше 80% лиц от общего количества
осужденных.
УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР 1960 г. наибольшее изменение
претерпели нормы, помещенные в главу 22 “Преступления в сфере экономической
деятельности”, прежде содержавшиеся в главе VI, именовавшейся
“Хозяйственные преступления”. Согласно новому УК РФ из указанных
преступлений декриминализированы 15 и криминализировано 17 деяний. На
основании сходства-различия непосредственных объектов посягательств эти
преступления классифицируются на следующие подгруппы, которые составляют:
I. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие
интересы экономической деятельности в сфере финансов. Эта группа делится на
подгруппы, которые составляют:
1) преступления, посягающие на сферу финансов в части формирования
бюджета от сбора налогов и таможенных платежей;
2) преступления, посягающие на сферу финансов в части обращения денег,
ценных бумаг, кредитных либо расчетных карт, иных платежных документов,
драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга;
3) преступления, посягающие на сферу финансов в части кредитования.
II. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие
интересы экономической деятельности в сфере предпринимательства. Данная
группа подразделяется на подгруппы, к которым относятся:
1) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие
интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах
местного самоуправления;
2) преступления, посягающие только на сферу предпринимательства.
III. Преступления, посягающие на общественные отношения,
обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере распределения
материальных и иных благ. Они дифференцируются на следующие подгруппы:
1) преступления, посягающие на сферу распределения и общественные
отношения собственности;
2) преступления, посягающие только на сферу распределения.
IV. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие
интересы экономической деятельности в сфере потребления материальных и иных
благ.
V. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие
интересы внешнеэкономической деятельности.
2. Криминалистическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности.
Преступления, совершаемые в сфере экономики, - одна из
составных частей преступных деяний, выделяемых при их
криминалистической классификации. В эту группу включаются
преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки
самых различных статей УК (приписки, должностные хищения, выпуск
недоброкачественной продукции и т. д.). Однако сходство по ряду признаков,
существенных с точки зрения методики расследования, позволяет
рассматривать все их множество в качестве криминалистически однородной
группы преступлений. Имеются в виду следующие признаки: 1) субъектами
рассматриваемых преступлений являются работники управленческих,
производственных, коммерческих и иных структур, реализующие свои функции
в сфере экономики (прежде всего - это должностные и материально-
ответственные лица); 2) преступления ими совершаются в связи с
выполнением своих профессиональных функций в процессе
производства, хранения, сбыта, обеспечения сохранности изготовляемой
и выпускаемой продукции, осуществления контроля за ее качеством,
правильностью финансовых операций, оказания материальных и иных услуг
населению и других видов деятельности; 3) в основе преступлений лежит
нарушение правил нормативного характера, определяющих направленность,
регулирующих порядок и условия осуществления соответствующей
деятельности, регламентирующих права и обязанности ее участников
(законов, ГОСТа, инструкций, приказов и т. д.).
Сказанному не противоречит то, что в ряде диспозиций статей УК,
применяемых при их уголовно-правовой квалификации, непосредственного
указания на нарушение тех или иных правил не содержится. В таких
случаях указанное обстоятельство предполагается в качестве необходимого
элемента преступного деяния. Так, состав выпуска недоброкачественной
продукции предполагает нарушение ГОСТа, ОСТа, РТУ и других
нормативов, а состав загрязнения водоемов и воздуха, например ядовитыми
промышленными стоками и выбросами, - нарушение законов об охране
атмосферного воздуха, природы, Основ законодательства о здравоохранении,
ведомственных нормативных актов и т. д.
Учет всей совокупности вышеуказанных признаков позволяет
отграничивать данные преступления от сходных с ними по отдельным признакам,
но не входящих в рассматриваемую группу деяний (например, от
преступлений, совершаемых членами трудовых коллективов в сфере быта: от преступлений, которые совершаются в сфере экономики, но не в связи с
выполнением профессиональных обязанностей). Важное значение для
выявления и раскрытия экономических преступлений имеет учет того, что
все они сходны в основных принципиальных чертах и с точки зрения
механизма следообразования, круга и характера носителей и источников
информации, необходимой для установления истины по уголовным делам. Это
сходство обусловлено в первую очередь таким фактором, как закономерная
связь преступлений с профессиональной деятельностью, а также теми
закономерностями, которые лежат в ее основе: она возникает,
осуществляется, изменяется и прекращается на нормативной основе.
Данное обстоятельство выступает в качестве важнейшей из
детерминант этой деятельности, предопределяющих ее стабильность,
устойчивость, необходимость, повторяемость всех основных ее сторон.
Функционирование в процессе профессиональной деятельности орудий
труда, средств производства, контрольной аппаратуры, сырья,
полуфабрикатов, готовой продукции, других предметов, отражение этой
деятельности в специальных финансовых, технологических,
бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное
влияние на механизм отражения преступлений и формирование информации
как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней.
Не случайно поэтому типичными носителями и источника ми
информации, собираемой при выявлении и расследовании преступлений,
совершаемых в сфере экономики, являются:
2) субъекты всех видов указанной деятельности;
3) различные материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки
и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности
(орудия труда, технические средства, продукты деятельности и т.
д.), реализации ее результатов, контроля качества, проверки ее
правильности и эффективности. С точки зрения мотивов одна часть
рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями
(должностные хищения, взяточничество и т. д.), другая - мотивами
иного плана: карьеристскими соображениями, нежеланием переутруждать себя
излишними, с точки зрения преступников, заботами и т. п. Последняя
группа преступлений (преступная халатность, нарушение правил
техники безопасности и т. д.) являет собой пример уголовно наказуемого,
небрежного, безответственного, недобросовестного поведения субъектов в
сфере их трудовой деятельности. Преступления того и другого плана
совершаются в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве,
строительстве и т. д.), а также в сфере обслуживания населения. В свою
очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например,
преступлений, совершаемых в сфере промышленного производства) могут
быть выделены их составные части, исходя из учета отдельных видов
преступлений, характера нарушенных правил (например, преступления в
сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности,
преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой
специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, способов
преступных посягательств, характера и особенностей, обусловленных
преступными действиями (бездействием), наступлением тех или иных
вредных последствий. Основная цель таких классификаций - получение и
использование в научных и практических целях дополнительных
знаний о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей
преступлений, совершаемых в сфере экономики.
3. Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности.
Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе,
становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения.
Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике,
осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при
значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход
к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента,
направленную прежде всего на изыскание надежных возможностей
беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения
общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых.
Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений
явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство
граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической
неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом
"богатство любым путем". Все это не могло не вызвать многообразия
криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих
сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными
становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в
банковской системе, развивается подпольное предпринимательство,
базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента
все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная
техника в преступных целях и т.д.
Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на
собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных
органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно-
насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за
счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и
выходят за рамки понятия экономического преступления.
Современная экономическая преступность в России является отчасти
порождением просчетов управленческого характера при переходе государства к
рынку, отчасти недостатками нормативно-правового регулирования общественных
экономических отношении пореформенного периодам
2.Управленческие просчеты повлияли на “вектор”, направленность
стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу
наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести: а)отсутствие четкой концепции экономических реформ; б)стремительность реформирования собственности еще до создания
необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных
предпосылок; в)наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями
должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации
собственности; иных видов экономической “реформаторской” деятельности.
3.Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических
реформ; они не позволили создать эффективный правовой механизм
реформированиям В России с большим опозданием сформировалась потребность
отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к
разработке целого ряда “рыночных” отраслей права: финансового; банковского;
страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой сфере
общества продолжают иметь место старые традиции “фискального фундамента
реформ”; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и
административное право; которые носят при реформировании экономических
отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а
отнюдь не созидательную роль.
Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние;
структуру; динамику современной экономической преступности в России.
4. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.
В работе Генеральной прокуратуры РФ по координации усилий
правоохранительных органов в борьбе с экономическими и служебными
преступлениями можно выделить три основных направления.
1. Борьба с коррупцией. В прошлом году проведено несколько обобщений
следственной и судебной практики по уголовным делам о корыстных
злоупотреблениях должностных лиц. Результаты обобщений обсуждены на
расширенной коллегии Генпрокуратуры.
В соответствии с решением координационного совещания руководителей
правоохранительных органов Генеральная прокуратура при активном участии
МВД, ФСБ, ФСНП и ГТК подготовила проект Федеральной программы по усилению
борьбы с коррупцией на 1996-1997 годы, которой недавно в несколько
обновленном виде повторно направлен Президенту РФ (экземпляр проекта
находится в оргкомитете конференции).
2. Борьба с разбазариванием бюджетных средств. Генпрокуратурой
разработан план по реализации Указа Президента РФ “Об усилении контроля за
использование средств федерального бюджета “
К числу наиболее важных мероприятий следует отнести направление
указания “Об обеспечении действенности прокурорского надзора за законностью
использования средств федерального бюджета: выделяемых на заработную плату
и социальные выплаты”.
Следует подчеркнуть, что несмотря на исключение из законодательства
нормы об уголовной ответственности за задержку выплаты заработной платы, и
ныне имеются уголовно- правовые средства борьбы с этими нарушениями. Как
представляется в целом ряде случаев в рассматриваемых ситуациях вполне
применима ст. 201 УК РФ, предусматривающая, в частности, ответственность за
использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или
иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой
организации и с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других
лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и
законным интересам граждан.
3. Организация надзора за исполнением законодательства об
ответственности за совершение хищений посредством использования так
называемых “финансовых пирамид” и совершенствование порядка возмещения
ущерба, причиненного финансовыми структурами значительному числу российских
граждан.
Генпрокуратура является ответственной за исполнение соответствующего
поручения Президента РФ, работает в тесном взаимодействии с МВД РФ.
Одной из главных задач видится скорейшее разрешение множества
уголовных дел данной категории путем применения статьи 26 УПК РСФСР в новой
редакции.
Региональные особенности преступности в сфере экономической деятельности.