Ф. Н. Горенштейн. Псалом
Ф. Н. Горенштейн. Псалом
Роман
состоит из пяти частей — каждая рассказывает об одной из казней Господних,
обрушившихся на землю, как предсказывал пророк Иезикииль.
Часть
первая — «Притча о потерянном брате» — повествует о второй казни — голоде.
Место действия — голодная Украина во времена коллективизации; 1933 г. В
сельской чайной Мария, девочка-нищенка, пытается выпросить что-нибудь Христа
ради, но никто не подает ей — кроме еврейского мальчика, который делится с ней
нечистым хлебом изгнания. Деревенские возмущены поступком чужака; хлеб у
девочки отбирается. Мальчик, отдавший свой хлеб, — Дан, Аспид, Антихрист, брат
Христа-Мессии. Через откровения пророков он общается с Господом, пославшим его
на землю, в Россию, так как этот народ солгал на Господа, отказался от него — и
тем самым заменил ярмо деревянное на ярмо железное.
Девочка
Мария вместе с младшим братом Васей возвращаются в свою голодающую деревню.
Мать решает разделить семью — кого-то из детей подкинуть чужим, кого-то просто
оставить; сама уезжает на заработки в другой город. Перед отъездом она ведет
Марию и Васю в город; голодным детям чужак снова подает хлеб, но мать
выбрасывает «не наш, неправославный» кусок. Позже, в городе, дети еще раз
попросят у Антихриста милостыню, но на этот раз их остановит милиционер —
попрошайничать запрещено.
Брошенные
матерью дети попадают в приемник. Им дают проводника, чтобы с его помощью они
могли вернуться домой. По дороге проводник насилует Марию и сбегает. Дети опять
попадают в приют; ночью сторож рассказывает им сказочку про «Божью деточку»
«Иисуса Христа», замученного жидами. Марию увозят куда-то из города. Девочка
сбегает; оказавшись одна в заснеженном поле, она бредет по нему, плача Божьим
плачем, от которого просветляется сердце. Мария разыскивает свою старшую сестру
Ксению, около года живет у нее в доме. Однажды она становится ненужной
свидетельницей семейных сцен (сестра изменяет мужу с любовником), и её отсылают
обратно, в деревню. Там ей тоже никто не рад; плача от несправедливости, Мария
снова бродит по полю; там она встречает Дана, Антихриста. На вопрос о причине
слез девочка отвечает: «оттого, что евреи-жиды убили Сына Божьего и он теперь
на небе, а Вася, брат мой, на земле, в городе Изюме». Так сбылось пророчество
Исайи: «Открылся Я не вопрошавшим обо Мне, нашли Меня не искавшие Меня».
Мария
отправляется в Керчь, к матери. Через некоторое время мать умирает, Мария
становится портовой проституткой. Однажды, голодная, она опять встречает Дана,
тот подает ей нечистый хлеб. Мария платит ему своей любовью. Антихрист идет
далее; земле и народу за ложь на Господа суждена вторая кара — меч. Мария,
осужденная за проституцию и бродяжничество, рождает в тюрьме от Дана сына —
Васю. В 1936 г. она умирает.
Вторая
часть начинается с рассуждения о подражании Господу — инстинктивно либо через
разум. Автор отстаивает мысль о том, что евреи — народ не лучше и не хуже
других; но народ этот замечателен своими пророками, которые умели слушать
Господа. В «Притче о муках нечестивцев» рассказывается о девочке Аннушке. Она
живет во Ржеве вместе с матерью и двумя братьями; один из них погибает по вине
сестры. Однажды к Аннушке приходят воры; во время следствия девочка указывает
на невиновного человека — того сажают в тюрьму. Матери дают новую квартиру.
Однажды к Аннушке приходит Дан, Антихрист. Рассматривая росписи на стенах
(Аннушка живет в бывшей церкви — из-за обоев на стене проступает лик Христа),
он размышляет о том, что Христа церковники подменили идолом, изможденным
александрийским монахом; сейчас, весной 1941 г., этот монах, в свою очередь,
подменен «ассирийским банщиком» — Сталиным. Над ржевскими бараками Антихристу
является видение меча — сбываются слова Господа: «Горе городу кровей, и я
разложу большой костер». Начинается война. Мать Аннушки умирает; девочка
попадает в детдом. Аннушка, за время оккупации успевшая пообщаться с немцами,
научилась ненавидеть евреев. Детдомовская девочка Суламифь раздражает её.
Завидуя, что при эвакуации еврейка попала к хорошей приемной матери, Аннушка
доносит немцам, что Суламифь — нерусская. Еврейку убивают, Аннушку — отсылают в
Германию, на работы. Перед её отъездом к поезду приходит Дан и просит девушку,
чтобы в Германии та вслух прочла лист бумаги, который он ей вручает. Антихрист
должен проклясть немцев, как Господь когда-то через Иеремию проклял Вавилон.
Сам пророк не может вступить в нечестивую землю.
Одна
из женщин, угоняемых вместе с Аннушкой в рабство, просит Дана взять её ребенка,
девочку Пелагею. Немцы, заметившие еврея, пытаются убить его, но Антихриста
убить невозможно.
Аннушка
выполняет поручение Дана — нечестивая Германия, ненавидящая Бога и любимый им
народ, проклята. Сама Аннушка вскоре умирает от лихорадки.
Действие
«Притчи о прелюбодеянии», повествующей о третьей казни — похотью, происходит в
1948 г. В приволжском городе Бор живет семья Колосовых — фронтовик Андрей, его
жена Вера и две дочери — Тася и Устя. Недалеко живет странная еврейская семья —
Дан Яковлевич и его дочь Руфина, на еврейку совершенно непохожая. Вера
Копосова, отношения которой с мужем очень сложны (тот считает, что во время
войны жена изменяла ему), познакомившись с Даном, влюбляется в него. Понимая,
что напрямую она не сможет соблазнить еврея, она сводит с ним свою дочь Тасю.
Та тоже влюбляется в Дана, они встречаются. Об этих свиданиях узнает отец.
Вместе с доносчиком Павловым они пытаются убить Антихриста, но это оказывается
невозможным. Вера является к Дану и предлагает свое заступничество в обмен на
то, что он переспит с ней. Антихрист, любящий дочь, вынужден совершить
прелюбодеяние с матерью. Руфина случайно оказалась свидетельницей их встречи, и
Тася все видит и рассказывает о грехе матери отцу. Тот сначала пытается убить
жену, затем в тот же день умирает от горя. Руфина тем временем убегает в лес;
там её едва не насилует похотливый антисемит Павлов; девушку спасает лишь
появление двух медведиц. После пережитого Руфь осознает, что она — пророчица, и
мирится с отцом, проклятием очистившимся от греха своего.
Часть
четвертая, основа которой — «Притча о болезни духа», повествует о травле евреев
в начале 50-х гг. Притче предпослано вступление — авторское размышление о
русском антисемитизме. За эту духовную болезнь Бог посылает четвертую казнь —
болезнь, моровую язву.
В
Москву, в семью Иволгиных, состоящую из еврея-искусствоведа, его русской жены
Клавдии и их сына Савелия, приезжают двое детей — Нина и Миша, из Витебска. Они
— племянники Клавдии; родителей их арестовали по обвинению в белорусском
национализме. Иволгины, люди всего боящиеся, всячески скрывающие свое
еврейство, отказываются от детей. За семейством Иволгиных молчаливо наблюдают
двое их соседей по квартире — дворник-еврей Дан Яковлевич и его дочь. В стране
в это время идут массовые разоблачения евреев-космополитов. Трусливый Иволгин,
пытающийся уберечься от ареста участием в травле своего народа, вскоре тоже
арестован. На первом же допросе его убивает следователь.
После
1953 г. у овдовевшей Клавдии появляется новый поклонник — старик Иловайский,
разумный антисемит. Он ведет с Даном долгие споры о русском христианстве. В
качестве примера старик разбивает чашку: целая, она проста; разбитая,
становится сложной. Дан, Антихрист, чувствует, что переспорить Иловайского
невозможно — христианство слишком искажено в греческой и средневековой
интерпретации. Слово, о котором говорит Евангелие от Иоанна и Иловайский, на самом
деле лишь унижает смысл.
Предисловием
к пятой части — «Притче о разбитой чаше» — служит авторское рассуждение о
соотношении иудейства и христианства. Герои пятой части — дети Антихриста от
разных матерей: Андрей Копосов, сын Веры, Василий Коробков, сын Марии, и
Пелагея-Руфь, пророчица, приемная дочь Дана. Василий, Андрей и Савелий Иволгин
учатся в Литературном институте. Андрей сам приходит к Библии, постигая её
смысл — противоположный христианскому. Однажды молодые люди сходятся на модной
выставке в Третьяковке; Пелагея узнает в воинствующем антисемите Василии сына
своего отца. Тот, проклиная «жидов», устраивает скандал. Убедившись в сходстве
с отцом — «жидом», Василий вешается.
К
Андрею приезжает его мать, Вера Копосова. Она сообщает ему, что он — сын Дана.
Андрей, «доброе семя», знакомится со своим отцом; собравшаяся семья тихо
справляет еврейский религиозный праздник.
Находясь
в полубезумии от неутоленной похоти, Савелий создает в алхимической колбе двух
«философских человечков». В разговорах с ними он узнает ответы на самые главные
вопросы — о путях к Богу, об истине, добре и зле, о разумном обосновании веры в
Бога. Он окончательно впадает в безумие, и его увозят в психбольницу.
Пелагея,
живущая девственницей, чувствует, что пришла пора стать женщиной. По примеру
дочерей Лота она соблазняет отца своего, Антихриста. Тот, чувствуя, что
свершается замысел Господень, в опьянении насилует её. Пророчица Пелагея
зачинает сына от Антихриста. Тот, совершивший все, предназначенное ему на
земле, умирает. Перед смертью он наставляет сына Андрея, который идет к Богу
самым сложным путем — через разум, через сомнение.
Сын
Пелагеи и Антихриста, тоже Дан, слушает, как мать читает ему речения пророка
Второисайи, задолго до Христа высказавшего те же идеи.
Андрей,
Пелагея с сыном и излечившийся Савелий едут за город, в лес. Глядя на суровую
зимнюю природу, они постигают сущность антагонизма Христа и Антихриста: первый
— заступник грешников и гонителей, второй — покровительствует жертвам гонимым.
Близится расплата за гонения, самая страшная казнь пятая — жажда по слову
Господнему, от которой не спасет и Христос.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/