Франциска де Кеведо. История жизни пройдохи по имени Дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников
Франциска де Кеведо. История жизни пройдохи по имени
Дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников
Согласно
законам жанра плутовской роман начинается с описания детских лет героя.
Родители Паблоса — мать-ведьма, отец-вор — постоянно спорят, чья профессия
лучше. «Воровство, сынок, это не простое ремесло, а изящное искусство», —
уверяет отец. Но мальчик уже с детских лет лелеет благородные мечты, отвергает
предложения родителей овладеть их «искусством» и только благодаря своей
настойчивости идет учиться. В школе Паблос знакомится с доном Дьего Коронелем,
сыном благородных идальго, он искренне любит своего нового друга и с
удовольствием обучает его различным играм. Но пребывание нашего героя в школе
было непродолжительным, так как с ним приключилось следующее. Во время
карнавала тощая кляча, на которой восседал Паблос, схватила с овощного лотка
кочан капусты и тут же его проглотила. Торговки подняли крик, стали забрасывать
Паблоса и его школьных товарищей брюквой, баклажанами и другими овощами;
школьники же, не растерявшись, запаслись камнями, и началась настоящая битва.
Слуги правосудия прервали бой, но все же не обошлось без потерь. У дона Дьего
была пробита голова, и его родители решили больше не отпускать сына в школу.
Родители Паблоса тоже были в ярости, обвиняя во всем своего нерадивого сына.
Паблос принимает решение уйти из отчего дома, бросить обучение в школе и
остаться у дона Дьего в качестве слуги. Мальчиков отправляют в пансион, но
вскоре выясняется, что лисенсиат Кабра, занимающийся воспитанием дворянских
детей, из-за жадности морит воспитанников голодом. Единственный выход для детей
— воровать, и Паблос становится профессионалом в воровском деле, поняв, что в
этом его призвание. Когда один из воспитанников умирает от голода, отец дона
Дьего забирает сына и Паблоса из пансиона и направляет их в университет в
Алькала, где дон Дьего должен изучать грамматические науки.
Паблос
вскоре становится известным «героем» благодаря своей хитрости и изворотливости,
в то время как его хозяин остается, живя среди плутов-студентов, гораздых на
различные козни и проказы, благочестивым и честным юношей. С Паблосом же
происходит множество забавнейших историй. Так, однажды он пообещал дону Дьего и
всем своим приятелям украсть шпаги у ночного дозора. Осуществил он это
следующим образом: поведав дозору историю о шести несуществующих убийцах и
грабителях, которые якобы в данный момент находятся в публичном доме, он просит
стражей порядка действовать согласно его указаниям. Паблос объясняет им, что
преступники вооружены и, как только увидят шпаги, которые бывают лишь у
стражников, примутся стрелять, поэтому дозору надо оставить шпаги в траве на
лугу у самого дома. Естественно, завладеть оружием не составило труда.
Обнаружив пропажу, дозорные обошли все дворы, всматриваясь в лица, наконец, они
добрались и до дома Паблоса, который, чтобы его не узнали, прикинулся
покойником, поставив вместо духовника одного из своих товарищей. Несчастная
стража удалилась в полном отчаянии, не обнаружив следов воровства. В Алькала
долго удивлялись этой проделке Паблоса, хотя уже были наслышаны о том, что он
обложил данью все окрестные огороды и виноградники, а городской рынок превратил
в место «столь небезопасное для торговцев, словно это был густой лес». Все эти
«подвиги» стяжали нашему герою славу самого ловкого и пронырливого пройдохи.
Причем многие кабальеро стремились переманить Паблоса к себе на службу, но он
оставался верен дону Дьего. И все же судьбе было угодно разлучить хозяина со
слугой.
Дон
Паблос получает письмо от своего дяди-палача, который сообщает печальные
новости. Батюшка его повешен за воровство, и дядя, приводивший приговор в
исполнение, гордится родственником, так как тот «висел столь степенно, что
лучшего нельзя было и требовать». Матушка же приговорена инквизицией к
четыремстам смертоносным ударам плетью за колдовство. Дядя просит Паблоса
приехать за наследством в размере 400 дукатов и советует ему подумать о
профессии палача, так как с его знанием латыни и риторики он будет непревзойденным
в этом искусстве. Дон Дьего был опечален разлукой, Паблос сокрушался ещё
больше, но, расставаясь со своим господином, он сказал: «Другим я стал, сеньор…
Целю я повыше, ибо если батюшка мой попал на лобное место, то я хочу попытаться
выше лба прыгнуть».
На
следующий день Паблос отправляется в Сеговию к дяде и получает те деньги,
которые его родственник ещё не успел пропить. Дядя ведет глупейшие разговоры,
постоянно прикладываясь к бутылке, и племянник решает поскорее удрать из его
дома.
Наутро
Паблос нанимает у погонщика осла и начинает долгожданное путешествие в столицу,
Мадрид, так как уверен, что сможет там прожить благодаря своей изворотливости и
ловкости. В дороге завязывается неожиданное знакомство. Дон Торибио, бедный
идальго, лишившийся отцовского имущества из-за того, что оно не было выкуплено
в срок, посвящает Паблоса в законы столичной жизни. Дон Торибио — один из
членов шайки удивительного рода мошенников: вся их жизнь — обман, нацеленный на
то, чтобы их принимали не за тех, кем они являются на самом деле. Так, по ночам
они собирают на улицах бараньи и птичьи кости, кожуру от фруктов, старые винные
мехи и разбрасывают все это в своих комнатах. Если утром кто-нибудь приходит с
визитом, то тут же произносится заготовленная фраза: «Извините за беспорядок,
ваша милость, здесь был званый обед, а эти слуги…», хотя, конечно, никаких слуг
нет и в помине. Одураченный посетитель принимает весь этот хлам за остатки
званого обеда и верит, что перед ним состоятельные идальго. Каждое утро
начинается с тщательного изучения собственной одежды, так как пускать людям
пыль в глаза не как-то просто: брюки очень быстро изнашиваются, поэтому
изобретаются различные способы сидеть и стоять против света, каждая вещь имеет
свою долгую историю, и, например, куртка может быть внучкой накидки и
правнучкой большого плаща — ухищрениям несть числа. Также существует миллион
способов пообедать в чужом доме. Предположим, поговорив с кем-нибудь две
минуты, пройдохи узнают, где живет незнакомец, и идут туда как бы с визитом, но
непременно в обеденное время, при этом никогда не отказываясь от приглашения
присоединиться к трапезе. Эти молодые люди не могут позволить себе влюбляться
бескорыстно, и происходит это лишь по необходимости. Они волочатся за
трактирщицами — ради обеда, за хозяйкой дома — ради помещения, словом, дворянин
их пошиба, если умеет изворачиваться, — «сам себе король, хоть мало чем и
владеет». Паблос приходит в восторг от такого необычайного способа
существования и заявляет дону Торибио о своем решении вступить в их братство.
По прибытии в Мадрид Паблос живет у одного из друзей дона Торибиб, к которому
он нанимается слугой. Складывается парадоксальная ситуация: во-первых, плут
кормит своего господина, во-вторых, плут не уходит от бедного идальго. Это
подтверждает истинную доброту Паблоса, и он вызывает у нас симпатию, хотя мы
понимаем, что восхищаться, собственно, нечем. Паблос проводит месяц в компании
рыцарей легкой наживы, изучая все их воровские уловки. Но однажды, попавшись на
продаже краденого платья, вся «жульническая коллегия» отправляется в тюрьму. Но
у Паблоса есть преимущество — он новичок в этой компании, поэтому, дав взятку,
выходит на свободу. А между тем все остальные члены шайки высылаются из Мадрида
на шесть лет.
Паблос
селится в гостинице и начинает ухаживать за хозяйской дочерью, представившись
сеньором доном Рамиро де Гусманом. В один прекрасный день Паблос, закутавшись в
плащ и изменив голос, изображает управляющего дона Рамиро и просит девушку
сообщить сеньору о его будущих крупных доходах. Этот случай совершенно сразил
девицу, мечтающую о богатом муже, и она соглашается на предложенное Паблосом
ночное свидание. Но когда наш герой забрался на крышу, чтобы через окно
проникнуть в комнату, он поскользнулся, полетел и «грохнулся на крышу соседнего
дома с такой силой, что перебил всю черепицу». От шума проснулся весь дом,
слуги, приняв Паблоса за вора, как следует поколотили его палками на глазах у
дамы сердца. Таким образом, став предметом насмешек и оскорблений, пройдоха, не
заплатив за еду и проживание, удирает из гостиницы.
Теперь
Паблос представляется доном Фелипе Тристаном и, полагаясь на свою
предприимчивость и продолжая изображать из себя богатого жениха, старается
познакомиться со знатной дамой. Вскоре невеста найдена, но, на беду Паблоса, её
кузеном оказывается дон Дьего Коронель, который узнает в доне фелипе Тристане
своего бывшего слугу и приказывает своим нынешним слугам как следует
рассчитаться с подлым обманщиком и плутом. В результате лицо Паблоса рассечено
шпагой, он весь изранен и стонет от боли. Эта неожиданная расправа выбила его
из колеи, и некоторое время Паблос был обречен на вынужденное бездействие.
Потом какой-то бедняк обучил его необходимому жалобному тону и причитаниям
нищего, и наш герой целую неделю бродит по улицам, прося милостыню. Вскоре,
однако, судьба его снова круто изменилась. Один из самых великих мошенников,
«которых когда-либо создавал Господь бог», предлагает ему работать на пару,
открывая свой величайший секрет в высшем искусстве нищенства. В день они крадут
троих-четверых детей, а потом за большое вознаграждение сами же возвращают их
благодарным родителям. Неплохо на этом нажившись, Паблос уезжает из столицы и
направляется в Толедо, город, где он никого не знает и о нем никто не ведает.
На
постоялом дворе наш герой встречает труппу странствующих комедиантов, которые
тоже держат путь в Толедо. Его принимают в труппу, он оказывается прирожденным
актером и с упоением играет на сцене. Вскоре он приобретает известность и уже
сам занимается сочинением комедий, подумывая о том, чтобы стать директором
труппы. Но все его планы рушатся в один миг. Директор, не уплатив какой-то
долг, попадает в тюрьму, труппа распадается, и каждый идет своей дорогой. Его
друзья-актеры предлагают ему работу в других труппах, но Паблос отказывается,
поскольку временно не нуждается в деньгах, к работе охладел и хочет просто
поразвлекаться. Какое-то время он посещает богослужения при женском монастыре и
влюбляет в себя одну из монахинь. Обобрав наивную девушку, Паблос исчезает из
Толедо.
Теперь
путь его лежит в Севилью. Здесь он в короткий срок овладевает основами
шулерской игры в карты и становится асом среди других мошенников. Неожиданно в
городской гостинице Паблос встречает одного из своих сотоварищей по Алькала по
имени Маторраль, профессионального убийцу. Попав однажды случайно в кровавую
схватку с ночным дозором, Паблос вместе с ним вынужден скрываться от
правосудия.
Чтобы
узнать, не улучшится ли с переменой места и материка его жребий, Паблос
перебирается в Вест-Индию. «Обернулось, однако, все это к худшему, ибо никогда
не исправит своей участи тот, кто меняет место и не меняет своего образа жизни
и своих привычек».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/