Итало Кальвино. Барон на дереве
Итало Кальвино. Барон на дереве
Невероятные
события настоящего романа, сочетающего в себе признаки и эссе, и утопии, и
философско-сатирической повести, происходят на переломе XVIII и XIX столетий.
Герой его, барон Козимо ди Рондо, в возрасте двенадцати лет, протестуя против
вареных улиток, подаваемых каждый день к обеду, забирается на дерево и решает
провести там всю жизнь, положив себе за правило никогда не касаться земли. И
вот, неукоснительно исполняя свое решение, юный Козимо начинает обустраивать
свою жизнь на деревьях.
Учась
перебираться с дерева на дерево, он попадает в сад маркиза д’Ондарива, где
знакомится с его дочерью Виолой. Впрочем, дружба их длится недолго — девочку
вскоре отсылают в пансион.
Снабженцем
Козимо является его младший брат Бьяджо — он носит ему одеяла, зонтики, еду и
все необходимое для жизни. Смиренный аббат Фошлафлер, обучающий братьев всем
наукам, дает Козимо уроки на открытом воздухе. Бьяджо видит, как его старший
брат, «сидя на ветке вяза и свесив ноги, а аббат — внизу, посреди лужайки на
скамеечке», в один голос повторяют гекзаметры. Потом Бьяджо наблюдает, как
аббат, «болтая длинными тонкими ногами в черных чулках», пытается усесться на
ветке дерева.
Козимо
успешно охотится и, подобно Робинзону Крузо, из шкур убитых им зверей шьет себе
одежду. Он приручает забытую Виолой таксу и называет её Оттимо-Массимо,
полагая, что девочке это понравится.
Козимо
удит рыбу, отлавливает пчелиные рои и постепенно перестает соблюдать заведенные
в семье обычаи, как, например, ходить к обедне, и все реже появляется на ветке
дуба возле раскрытого окна церкви.
В
лесу, где живет Козимо, хозяйничает разбойник Лесной Джан. Однажды, когда юный
барон сидит на ветке и читает «Жиль Блаза» Лесажа, на поляну выскакивает Лесной
Джан: за ним гонятся сбиры. Козимо спасает разбойника, и тот просит у него
почитать книжку. Между ними завязывается трогательная дружба. Теперь все книги
из домашней библиотеки, которые Бьяджо носит брату, прочитываются еще и Лесным
Джаном, от которого они возвращаются «растрепанными, с пятнами плесени и
следами улиток, потому что Бог знает, где он их хранил». Разбойник привыкает
читать, и «вскоре для брата, вечно подгоняемого ненасытным разбойником, чтение
из получасовой забавы превратилось в основное занятие и главную цель», потому
что, прежде чем давать книгу разбойнику, ему приходится её хотя бы
просматривать: Лесной Джан разборчив и не читает плохих книг. Постепенно
грозный разбойник проникается отвращением к «людям преступным и порочным», перестает
заниматься своим разбойничьим делом, попадает в тюрьму, а потом на виселицу —
как и герой последней прочитанной им книги.
За
время знакомства с разбойником у Козимо развивается неуемная страсть к чтению и
серьезным занятиям. Он сам ищет аббата Aошлафлера и требует, чтобы тот объяснил
ему тот или иной предмет. Добрейший аббат выписывает для своего воспитанника
новейшие книги, и постепенно по округе ползет слух, что в замке барона ди Рондо
живет «священник, который следит за всеми самыми что ни на есть кощунственными
книгами в Европе». Церковный трибунал арестовывает аббата, и остаток жизни ему
приходится провести в «тюрьме и монастыре». Отправившийся на охоту Козимо не
успевает проститься со своим наставником. Козимо вступает в переписку с
крупнейшими учеными и философами Европы. К сожалению, письма эти бесследно
пропади — «наверняка были изъедены плесенью и изгрызены белками».
Читая
«Энциклопедию» Дидро и д’Аламбера, Козимо проникается желанием «сделать
что-нибудь на благо ближнего». С помощью Огтимо-Массимо он предотвращает лесной
пожар, а затем спасает окрестных жителей от мусульманских пиратов.
Несмотря
на свою бурную жизнь, Козимо не чувствует удовлетворения: он до сих пор не
встретил любовь — как отыскать любовь на деревьях? Неожиданно он узнает, что в
Оливбассе на деревьях живет целая колония испанцев, и тут же пускается в
путешествие через леса, «с великим риском преодолевая участки, где почти нет
растительности».
В
Оливбассе действительно расположилась на деревьях колония изгнанников —
испанских феодалов, возмутившихся против короля Карла III из-за каких-то
привилегий. Козимо знакомится с Урсулой и познает таинство любви. Вскоре
испанцам выходит прощение, они спускаются с деревьев и уезжают; отец Урсулы
зовет Козимо с собой — женившись на его дочери, он станет его наследником.
Молодой человек отказывается: «Я поселился на деревьях до вас, останусь на них
и после вас!» — отвечает он.
Прибыв
домой, Козимо тяжело заболевает. Выздоравливая, он, вынужденный неподвижно
сидеть на дереве, начинает писать «Проект конституции идеального государства,
расположенного на деревьях», в котором описывает воображаемую надземную
республику, населенную справедливыми людьми. Свой труд он посылает Дидро. Слухи
о Козимо бродят по Европе, газетчики в своих измышлениях помещают его где-то
«между гермафродитом и сиреной». Возращается Виола — она выросла и стала
настоящей красавицей. Детская привязанность превращается в бурную страсть. «Для
Козимо, да и для Виолы тоже, началось самое прекрасное время в жизни, она
носилась по полям и дорогам на своей белой лошадке и, завидев Козимо между
листвой и небом, тут же слезала с коня, взбиралась по кривому стволу и густым
ветвям». Влюбленные познают друг друга и самих себя. Но проходит время, пылкие
любовники ссорятся и расстаются навсегда.
После
этого «Козимо долго ходил в лохмотьях по деревьям, рыдая и отказываясь от еды».
Барона охватывает безумие. Именно в этот период он овладевает искусством
книгопечатания и начинает публи ковать брошюры и газеты. Постепенно рассудок
возвращается к Козимо; он становится масоном, журнал, издаваемый им, получает
название «Разумное позвоночное».
Над
Европой дуют ветры свободы, во Франции происходит революция. Козимо помогает
местным жителям избавиться от сбиров и сборщиков налогов. На деревенской площади
сажают дерево свободы, и Козимо с трехцветной кокардой на меховой шапке с
верхушки его произносит речь о Руссо и Вольтере.
Козимо
благополучно истребляет углубившийся в лес полк австрийцев и вдохновляет на
битву отряд французских волонтеров под командованием поэта, лейтенанта
Папийона. Вскоре французские войска из республиканских становятся
императорскими и изрядно осточертевают местным жителям. Совершая после
коронации поездку по Италии, Наполеон встречается со знаменитым «патриотом,
живущим на деревьях» и изрекает: «Если бы я не был императором Наполеоном, я бы
хотел быть гражданином Козимо Рондо!»
Козимо
стареет. Войско Наполеона разбито на Березине, англичане высаживаются в Генуе,
все ждут новых переворотов. Девятнадцатый век, начавшись плохо, продолжается
еще хуже. «Над Европой нависла тень Реставрации; все реформаторы, будь то
якобинцы или бонапартисты, разбиты; абсолютизм и иезуиты вновь торжествуют
победу, идеалы юности, светлые огни и надежды нашего восемнадцатого века — все
превратилось в пепел». Недужный Козимо целыми днями лежит на установленной на
дереве кровати, греясь возле жаровни. Неожиданно в небе показывается
монгольфьер, и в ту минуту, когда он пролетает мимо Козимо, тот «с поистине
юношеской ловкостью» хватается за его болтающийся канат с якорем и, уносимый
ветром, исчезает в морской дали.
«Так
исчез Козимо, не доставив нам утешения увидеть, как он возвращается на землю
хотя бы мертвым».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/