Синклер Льюис. Главная улица
Синклер Льюис. Главная улица
Молодая
девушка, Кэрол Милфорд, заканчивает Блоджет-колледж в Сент-Поле и раздумывает о
том, какому бы благородному занятию ей посвятить свою жизнь. Она намерена в
любом деле, каким бы ни занялась, добиться значительных результатов. Сначала
она год работает в Чикаго, в городской библиотеке, затем в публичной библиотеке
Сент-Пола. Однажды в гостях она знакомится с доктором Уилом Кенникотом из
Гофер-Прери, небольшого городка в две-три тысячи жителей, и через некоторое
время выходит за него замуж.
Приехав
в Гофер-Прери, Кэрол приходит в уныние от несуразности строений и
неблагоустроенности городка в целом. В честь Кэрол местная элита, к которой
принадлежит и её муж, устраивает вечер в доме Сэма Кларка, владельца скобяной
лавки. В одежде, в манере держаться этих людей Кэрол видит лишь удручающую
провинциальность и зажатость. Среди них есть и хозяин галантерейного магазина
Гарри Хейдок со своей женой Хуанитой, и хозяин аптеки Дэйв Дайер с женой, и
владелец лесопилки Джэк Элдер, и первый богач в городе Люк Доусон… Единственное
развлечение, которое эти люди позволяют себе на подобных праздниках, остается
неизменным из года в год: кто-то рассказывает один и тот же старый анекдот,
другой декламирует из раза в раз все те же стихи, третий поет и так далее.
После подобных «развлечений» мужчины и женщины разбиваются по группкам и ведут
обычные в их среде разговоры, без тени новизны: мужчины беседуют о машинах, о
делах, а женщины — о детях и о кухне. Даже сплетни не дают достаточных тем для
разговора. Время от времени молчание, словно туман, заволакивает комнату. Затем
приходит время ужина: сандвичи с курятиной, кекс, мороженое. Теперь у всех есть
занятие и все довольны. После ужина можно в любую минуту уйти домой и лечь
спать.
Кэрол
берет в дом служанку Би Серенсон, шведку, крепкую и смешливую девушку, которой
надоела работа на ферме и которая приехала в Гофер-Прери одновременно с Кэрол.
Вскоре молодые женщины, несмотря на разницу в общественном положении,
становятся подругами.
Кэрол
хочется переделать весь городок, она смутно жаждет иметь кого-нибудь, с кем она
могла бы делиться мыслями. Однажды к ней приходит мисс Вайда Шервин,
учительница в средней школе, несколько лет назад приехавшая в город работать по
контракту и уже успевшая занять в нем видное место благодаря своей активной и
деятельной натуре. Вайда становится для Кэрол второй подругой и относится к
девушке чуть покровительственно, поскольку старше жены Кенникота лет на десять
и лучше знакома с обитателями городка, его нравами и проблемами.
Устраивая
новоселье в своем доме, Кэрол прилагает максимум усилий, использует всю свою
изобретательность, чтобы вечер прошел весело и гости не скучали. Она устраивает
игры, шарады, угощает гостей оригинальными блюдами, делает все, чтобы внести
свежую струю в манеру городской верхушки устраивать праздники. Ей кажется, что
её задумка удалась, однако впоследствии выясняется, что её вечер породил лишь
зависть у тех, кто не мог себе позволить приобрести такой мебели, какую купила
Кэрол, недовольство лавочников, торгующих мебелью, тем, что приобрела она её не
у них, и упреки в излишней экстравагантности и желании выделиться. Следующий
устроенный кем-то вечер проходит так же скучно, как и все предыдущие.
С
наступлением зимы Кэрол обнаруживает, что ей абсолютно нечего делать: пойти
работать ей, как жене доктора, было бы неприлично, с ребенком Кенникот пока не
хочет спешить. Кэрол остается лишь начать давно задуманные преобразования или
настолько слиться с городом, чтобы истратить свою энергию на посещение церкви,
образовательного клуба и игру в бридж в клубе «Веселых семнадцати», состоящем
из молодых женщин, чьи мужья принадлежат к верхушке городского общества.
Понемногу
Кэрол начинает ощущать некоторый холодок в отношениях с жителями, которые
считают её гордячкой и слишком большой модницей. Кэрол переживает и чувствует
себя одинокой. Ей кажется, что бы она ни делала, городок исподтишка следит за
ней и обсуждает её. Вайда, желая развеять Кэрол, отводит её в образовательный
Танатопсис-клуб, где женщины читают новые журналы и обсуждают текущие события,
а также вопросы литературы, архитектуры, домоводства. Кэрол принимает решение
«биться», а не быть съеденной и начинает свои попытки переделать город,
разбудить его. Она пробует добыть денег у местных богачей на постройку новой
ратуши, новой школы и церкви, но у нее ничего не выходит. Всюду она
наталкивается на косность и внутреннее сопротивление.
Однажды
Кэрол знакомится с Майлсом Бьернстамом, водопроводчиком и печником, которого в
городе называют «красным шведом» за живущий в нем бунтарский дух. В момент
душевных сомнений он поддерживает Кэрол, советуя ей не обращать внимания на
окружающих, подобно тому, как чайка, парящая в небе, не обращает внимания на
сгрудившихся на берегу тюленей. Понемногу отношения Кэрол с Гофер-Прери
нормализуются, что стоит ей немалых усилий и некоторого притворства. В декабре
у Кэрол происходит серьезный разговор с мужем, их первая ссора, которая все же
позволяет ей лучше понять Кенникота, его устремления и тайные надежды. В
результате весь следующий месяц Кэрол влюблена в мужа, как, вероятно, не была
влюблена никогда прежде. Укреплению её чувства способствует и то, что однажды
она присутствует на операции, которую в чрезвычайно сложных и опасных условиях
проводит Кенникот. Однако через некоторое время её пыл остывает, она ощущает,
что её муж слишком приземлен, слишком привязан к своей работе, автомобилю,
охоте, к друзьям и перепродаже земельных участков. Она несколько остывает к
мужу и даже переселяется из общей спальни в отдельную комнату.
Как-то
однажды после очередной совместной поездки с друзьями за город Кэрол решает
организовать любительский театр. Ее замысел поддерживают многие ee знакомые. После
многочисленных репетиций состоится спектакль, который поражает Кэрол
бездарностью игры актеров, но все остаются довольны: актеры самими собой, а
зрители тем, что увидели своих знакомых в новом амплуа. Для Кэрол с театром
покончено. Ей вновь нечем заняться.
В
июне Би и Майлс Бьернстам, ухаживавший за ней с зимы, вступают в брак, и Кэрол
лишается своей служанки и наперсницы. Преемницей Би становится пожилая
молчаливая Оскарина, которая относится к Кэрол по-матерински и берется за свои
кухонные обязанности так же ревностно, как и Би.
Через
несколько месяцев на Европу обрушивается мировая война, от которой Гофер-Прери
сначала содрогается в сладостном ужасе, но затем снова затихает. Кэрол в это
время ждет ребенка. У нее рождается здоровенький мальчик с прямой спинкой и
сильными ножками, которого называют Хью и который придает смысл её вялотекущему
существованию. К мужу её уже больше не тянет так, как прежде. Кенникот
чувствует себя заброшенным и попадает в любовные сети Мод Дайер, жены аптекаря,
у которой нелады с собственным мужем. Время от времени Кенникот изменяет Кэрол,
хотя по-прежнему любит только её одну. Кэрол же все свое время посвящает Хью,
который очень любит играть с сыном Би, Олафом Бьернстамом. Однажды, выпив воды
из зараженного колодца, Би заболевает тифом и через несколько дней умирает. Для
Кэрол это тяжелейший удар.
Вскоре
в городе появляется новое лицо: молодой, очень красивый швед, портной по
профессии, Эрик Вальберг. Кэрол сразу же усматривает в нем индивидуальность,
одухотворенную натуру. Молодые люди находят, что у них много общего, и начинают
часто встречаться. Кэрол испытывает к нему такое чувство, которое никогда не
испытывала к мужу. Поддавшись ему и страстным речам Эрика, она уже готова
бросить мужа. Лишь благоразумие и сдержанность Кенникота помогают ему убедить
жену не оставлять семью. Кэрол задыхается в Гофер-Прери и вместе с мужем
вынуждена на полгода отправиться в путешествие по побережью Америки.
Вернувшись, она по-прежнему ощущает, что не может больше оставаться дома, где
жизнь протекает по-старому, поэтому она забирает Хью и уезжает в Вашингтон. Там
она работает в «Бюро страхования от военного риска», общается с интересными и
знающими людьми, живет полнокровной жизнью. Через год после отъезда жены
Кенникот приезжает навестить её и сына. К тому времени Кэрол успевает узнать,
что и здесь есть свои разочарования, что в послеобеденные часы работа в конторе
смертельно утомительна, что любая канцелярия полна интриг и сплетен, словно
какой-нибудь Гофер-Прери. Она узнает, что большинство женщин, служащих в
правительственных учреждениях, ведут нездоровый образ жизни, живут в тесных
комнатках и питаются как попало. Но она узнала также, что служащие женщины
могут знакомиться и заводить себе друзей и врагов так же открыто, как и
мужчины, и наслаждаться блаженством, совершенно недоступным домашним хозяйкам,
— свободным воскресным днем. Она чувствует, что ee работа связана с заботами
людей, рассеянных по всей стране, является частью огромных дел, не ограниченных
Главной улицей и кухней. Вместе с Кенникотом и Хью она на две недели едет к
морю. Она колеблется, не вернуться ли ей в Гофер-Прери. Кенникот, однако,
считает, что Кэрол должна все хорошенько обдумать. В ней иссякла активная
ненависть к Гофер-Прери, теперь она видит в нем молодой город тружеников. Еще
через пять месяцев Кэрол возвращается домой. В Вашингтоне ей казалось, что весь
мир преображается, но, вернувшись домой, понимает, что это не так. В августе у
нее рождается дочка. Кэрол уже не так болезненно реагирует на несовершенство
Гофер-Прери, она стала более зрелой, но так и не желает мириться с тем, что в
городе ничего нельзя изменить, и готова вновь, но уже без прежней горячности,
посвятить себя его преобразованию.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/