Франсуа Мориак. Дорога в никуда
Франсуа Мориак. Дорога в никуда
Мы
застаем богатое семейство Револю в критический момент их жизни. Мадам Револю,
её сыновья Дени и Жюльен, её дочь Рози узнают ужасную новость — их отец,
владелец самой крупной в городе нотариальной конторы — Оскар Револю — разорен.
Он содержал любовницу-танцовщицу Регину Лорати. Но к самоубийству его толкнуло
не столько разорение, сколько неверность Регины.
Для
каждого члена семьи это крах. Для Рози — это несостоявшаяся свадьба. Для
Жюльена — отказ от великосветских забав. Для их матери — Люсьены Револю —
потеря денег, равносильная потере всего на свете. И только младший — Дени, про
себя отмечая, как мало он и все остальные думают о смерти отца, находит в ней и
нечто положительное — он очень привязан к сестре Рози и рад, что её свадьба
расстроится, он не верит её жениху.
В
этот трагический для семейства Револю час в их доме появляется Леони Костадо,
мать жениха Рози — Робера и еще двух сыновей: поэта Пьера и кутилы и бабника
Гастона, который и «увел» танцовщицу. Она знала, что приданое Люсьены не
тронуто, и пришла вырвать свои четыреста тысяч франков, которые она давала
Оскару Револю, чтобы он пустил их в оборот. Свой поступок она объясняла тем,
что «это деньги моих сыновей». Деньги для нее — святое, ради них не грех
«добить» старинную подругу. На упреки сыновей в жестокости она дает им
отповедь: «Вы, изволите ли видеть, презираете деньги, а сами живете, ни в чем
себе не отказывая; вам и в голову не придет поразмыслить, чего стоило вашим
дедам скопить деньги <…> Эти деньги должны быть для вас священны…»
Деньги
священны в этом мире — это понимают и её взбунтовавшиеся сыновья. Однако Пьер,
самый младший, сопротивляется этому. «Я ненавижу деньги за то, что я всецело в
их власти <…> Ведь мы живем в мире, где сущность всего — деньги <…>
взбунтоваться против них — значит восстать против всего нашего мира, против его
образа жизни».
Преданный
Оскару Револю старший клерк нотариальной конторы — Ланден помог разорившемуся
семейству привести в порядок дела и сумел оставить за ними поместье — Леоньян,
в которое они все и перебираются жить. Разбирая бумаги покойного шефа, он
натыкается на его записную книжку. В ней он находит записи о себе: «Как
противна близость этого человека, вошедшего в мою жизнь в школьные годы
<…> Это помойная яма, возле которой мне привелось работать, любить,
наслаждаться, страдать, которую я не выбрал, которая сама меня выбрала…» Револю
понимает, что Ланден погубит его. «Бешеный темп моей жизни, превращение моей
конторы в настоящую фабрику — это его рук дело <…> Если бы не он, во мне
бы уже заговорил инстинкт самосохранения, годы уже приглушили бы голос желания.
Из-за гадины все в моей жизни перевернулось. Только я один знаю, что его истинное,
неведомое ему самому призвание — совершать преступления».
Ланден,
чья внешность вызывала невольное отвращение, уезжает по приглашению
нотариальной конторы в Париж, преуспевает, заводит постыдные связи и становится
жертвой убийцы.
Но
вернемся к семейству Револю. Единственный, кто не поддался унынию, была Рози —
Розетта. Она полна жизни, сил, и она не сдается. Рози устраивается продавщицей
в книжный магазин. Теперь она встает рано утром и едет на трамвае на работу.
Она вновь встречается с Робером. Он снова оказывается в роли жениха. Но
ненадолго. Розетта полна счастьем и не замечает того, что видит Робер. А он
видит похудевшую девушку с тусклыми волосами, в стоптанных туфельках и
простеньком платьице. Нельзя сказать, что он любил деньги Розетты Револю, но он
любил облик девушки, созданный этими деньгами. И Розетта, живущая по тем же
законам, страдая, признает его правоту. Разрыв опустошает её душу. Но
постепенно она выходит из своего состояния. Прощальное письмо Робера, в котором
он искренне кается в своей слабости и называет себя жалким существом, привело
её «к какой-то сердечной близости к Всевышнему». Молитва становится её
утешением. В конце концов она покидает свой дом с надеждой, потому что в душе
её был свет веры. Жюльен после разорения отца не может воспринять другой жизни.
Он целые дни лежит в постели, позволяя матери ухаживать за ним.
Мадам
Револю умирает от рака, не решаясь на операцию, главным образом из-за денег.
Деньги — дороже жизни. Умирает её подруга-враг мадам Леони Костадо, умирает
Жюльен.
Дени
проваливается на экзамене на аттестат зрелости и ищет утешение в строках
Расина, так обожаемого его другом Пьером Костадо: «Несчастье страшное
случилось. Но клянусь, / Смотрю в лицо ему — его я не страшусь…» На самом деле
он сдается. Ему не выстоять в этой жизни. И он соглашается, чтобы Кавелье —
давнишний сосед — вложил в их имение деньги в обмен на женитьбу Дени на его
любимой дочери, толстушке Ирен. «Она или другая… Не все ли равно?» — так решил
Дени и вступил в свою темницу, как ни сопротивлялась этому его сестра.
Пьер
Костадо — младший в семье Костадо, получив свою долю наследства, путешествует.
Он пишет поэму «Атис и Кибела», мечтает и ищет свой путь в жизни. Его мучают
противоречия — с одной стороны, он ненавидит деньги и презирает их власть. Но с
другой — не может с ними расстаться, так как они дают комфорт, независимость,
возможность заниматься поэзией. Он в Париже. Здесь происходит его
знаменательная встреча с Аанденом накануне убийства клерка. Ему открывается вся
мерзость жизни Ландена. Он стал подозреваемым в убийстве. Он мечется в отчаянье
и находит успокоение в объятиях проститутки. А ведь когда-то он был искренне и
чисто влюблен в Рози. «Он не мог переносить жизни, полной тех самых
наслаждений, которые стали ему нужнее, чем хлеб и вино…»
Мрачно
заканчивается повесть.
«Жизнь
большинства людей — мертвая дорога и никуда не ведет. Но иные с самого детства
знают, что идут они к неведомому морю. И они чувствуют веяние ветра, удивляясь
его горечи, и вкус соли на своих губах, но еще не видят цели, пока не преодолеют
последнюю дюну, а тогда перед ними раскинется беспредельная, клокочущая ширь и
ударит им в лицо песок и пена морская. И что же остается им? Ринуться в пучину
или возвратиться вспять…»
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/