Профилактика курения у старшеклассников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профилактика курения у старшеклассников

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирской государственный университет физической культуры и спорта»

Факультет туризма, рекреации и реабилитации

Кафедра теории и методики гимнастики и режиссуры







Профилактика курения у старшеклассников

Курсовая работа по дисциплине «ТиМ ИВ ФСД»

Выполнил студент

группы Т11ФКфт

Артемьев Дмитрий Сергеевич

Проверил доцент

кафедры ТиМГиР, к.п.н

Асташина М.П.




Омск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Понятие привычка, общая характеристика вредных привычек

.2 Развитие вредной привычки курение у старшеклассников

.3 Профилактика курения у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Задачи исследования

.2 Методы исследования

.3 Организация исследования

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время исследования ученых, результаты медицинских осмотров и социологических опросов убедительно доказывают ухудшение здоровья детей школьного возраста. К сожалению, в современном мире подростка привлекает все больше соблазнов, таких как и курение. Справится с ними без помощи самих же подростков и их старших товарищей просто невозможно. Наибольшее распространение получила вредная привычка курения. (Д.Б Колесов, 2004)

Табакокурение - один из самых распространенных видов химической зависимости. Проблема курения среди молодежи, особенно девушек, вызывает тревогу. Актуальность и масштаб этой проблемы нарастают. Возраст курящих подростков молодеет, поэтому необходимо систематически распространять антиникотиновую информацию среди учеников младшего, среднего и старшего звена. Это, прежде всего, молодежная проблема, так как формирование этой зависимости происходит в подростковом и юношеском возрасте. От курения страдают не только сами курильщики, но и некурящие люди. Для первых проблема состоит в том, чтобы бросить курить, для вторых - сохранить свое здоровье и не заразиться вредной привычкой, а также защититься от так называемого пассивного курения, поскольку вещества, входящие во выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету. По данным многочисленных социальных опросов с каждым годом увеличивается количество курящих школьников, все чаще в их ряды попадают дети младшего подросткового возраста. (О.А. Немцева 2005)

Курение приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также к болезни, вызванной никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов а также 25% сердечно-сосудистых заболеваний приходится на курильщиков. 40 % заядлых курильщиков умирают прежде, чем достигают 65-ти лет. Школьные годы - это годы как физического, так и умственного развития. Организму нужно много сил, чтобы справится со всеми нагрузками. А во время курения уменьшается содержание кислорода в крови, и это очень тяжело переносит головной мозг. (А.В. Воропай Москва 2004)

Постепенно слабеет память, внимание, снижается реакция, что отрицательно влияет на успеваемость школьника. Происходит гормональная и психическая перестройка организма. Мы предлагаем простые и понятные методы работы с подростками. Совместно с ребятами мы планируем провести: аукцион, всемирный день без табака, спортивно оздоровительные мероприятия. (Л.Л. Генкова 2008)

Проблема исследования заключается в ответе на вопрос, какими формами работы можно оптимизировать процесс профилактики курения у старшеклассников.

Объектом исследования выбран процесс профилактики курения у старшеклассников.

Предметом исследования определены формы профилактики курения у учащихся 10-11 классов.

Целью исследования является выявление наиболее эффективных форм работы по профилактики курения у старшеклассников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем что на основе изучения различных форм работ в литературных данных, у результатов анкетированных школьников, можно разработать практические рекомендации, профилактике курения у старшеклассников.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Понятие привычка, общая характеристика вредных привычек

Привычка - это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись. Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности. Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:

§   вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей.

§   Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.

§   Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.

§   Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.[1]

Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение. Как в медицинской, так и психолого-педагогической деятельности данная проблема занимает важное место, к решению которой следует подходить не теоретически, а с практической стороны. Курение в отличие от других вредных привычек оказывает меньший вред здоровью, но несмотря на это у человека, который часто курит страдают дыхательные пути, легкие, сердечнососудистая система, падает зрение и т.д. И несмотря на это человек продолжает курить, пытаясь снять усталость, напряжение, или просто душевно пообщаться в компании. По данным Минздравсоцразвития России в настоящее время среди курящих в 2-3 раза чаще встречаются раковые заболевания и заболевания аллергического характера, чем у некурящих; у некоторых пропадает аппетит, нарушается сон проявляется расстройства нервной системы. Наибольший вред здоровью приносит курение в подростковом возрасте, когда организм еще не окреп и не сформировался, и ему в огромных количествах необходимы витамины, питательные вещества, кислород, а курение, как известно, приводит к кислородному голоданию организма и нарушению кровообмена. О том, что курение является вредным для здоровья, знают почти все, даже дети. Однако в силу того что неприятности и опасности, связанные с курением, как бы отсрочены во времени, каждый курильщик думает, что они его не коснутся, и он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно поразят его через 10-20 лет (а начавших курить в детском возрасте - и раньше). «Авось пронесет», «Может и случится, только не со мной» - опасная жизненная позиция. Однако нет, не пронесет, расплата за курение неизбежна и неотвратима. Специалистам хорошо известно, что за каждую вредную привычку рано или поздно расплата неминуема, она выразится в ухудшении здоровья. Дальше мы еще будем говорить более подробно о том, что заболеваемость и смертность среди курящих всегда выше, чем среди некурящих (это касается мужчин и женщин любого возраста). С курением связано до 90 % смертности от рака легких, 75 % - от бронхита и 25 % - от ишемической болезни сердца среди мужчин в возрасте до 65 лет. Во многих странах число курящих продолжает расти преимущественно за счет женщин и детей. К сожалению, растет и производство табачных изделий.[13]

Привычка, сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности <#"733869.files/image001.gif"> среднее арифметическое значение, (%) процентное соотношение исследовательских данных.

2.3 Организация исследования

Исследовательская работа проходила в период с сентября по декабрь 2013 года на базе МОУ СОШ №16 г.Омск. В исследовании приняло участие 35 учащихся, из 10-11 классов из них 19 юношей и 16 девушек. Исследовательская работа проходила в три этапа.

На первом этапе исследования (сентябрь 2013) проходила формулировка методологических характеристик исследования (проблема, цель, объект, гипотеза исследования, составление анкеты).

На втором этапе исследования (октябрь - ноября 2013) провели анкетирование для выявления как много курящих старшеклассников.

На третьем этапе исследования (декабрь 2013) математически были обработаны исследовательские данные. По результатам исследования были сформулированы выводы и практические рекомендации.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Процентный показатель учащихся, имеющий вредную привычку курение (в %) показывает, сколько процентов учащихся пробовали курить, курят, показатель риска курения(табл.1)

Таблица 1

Процентный показатель учащихся, имеющих вредную привычку

10 класс

57

35

умеренно высокий

11 класс

38,6

12

низкий


Процентный показатель учащихся, пробовавших курить(Рис.1)

Рис 1. Процентный показатель учащихся, пробовавших курить

привычка вредный профилактика курение


Рис 2. Процентный показатель учащихся, имеющих вредную привычку курить

Процентный показатель курящих в 10-11 классах(Рис.3)

Рис 3. Процентный показатель курящих в 10-11 классах

Представленные рисунки показывают что у старших классов эта привычка довольно распространенна за 2013 год

В 2013 уч. году значительно высокий процент старшеклассников с высоким процентом курящих

Первый шаг, чтобы искоренить привычку курить, - выяснить причины курения: признайтесь, почему Вы курите?

В ходе исследования мотивов курения получены следующие результаты. (табл.2)

Таблица 2

Результаты исследования мотивации курения у старшеклассников (в %)

Мотивы


Мотивы курения

% соотношения старшеклассников

1

Любопытство

40

2

Общество товарищей

27

3

Подражание взрослым

33


Результаты исследования мотивов курения(Рис.4)

Рис 4. Результаты исследования мотивов курения

Результаты исследования мотивов курения показали, что большинство подростков начинают курить из любопытства (40%), под влиянием товарищей в компании (27%), в подражание взрослым (33%).

Таким образом, изучение опыта работы показали, что в практике работы в школе со старшеклассниками проводятся мероприятия такие как: аукцион, всемирный день без табака, спортивно оздоровительные мероприятия( приложение 2-4) Преимущественно мероприятия проводились 1 раз в месяц, продолжительностью по 1-1.5 часа. Наряду с этим в школе использовалась наглядная агитация.

Выводы

. Анализ литературных данных показал, что проблемы профилактики курения у старшеклассников, в настоящее время актуальна.

. В ходе исследования нами выявлено, что основные причины употребления табака учащихся 10-11 классов являются прежде всего: любопытство, подражание более старшим товарищам, желание казаться взрослым, реклама табачных изделий в средствах массовой информации.

. В результате исследования, нами разработаны практические рекомендации по профилактике курения у старшеклассников

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

. В целях профилактики курения у старшеклассников, рекомендуем применять следующие формы работы: аукцион, всемирный день без табака, спортивно оздоровительные мероприятия.

Рекомендуется проводить 1раз в месяц мероприятия по профилактике курения у учащихся 10-11 классов, продолжительностью 1-1.5 часа

. Целесообразно использовать наряду с проведением мероприятия наглядную агитацию в школе: буклеты, листовки, плакаты.

Список использованной литературы

1.      Левитская А.О законопроектной деятельности в сфере молодежной политики.// Социальная педагогика. 2008 № 1. - С. 3-8.

.        Малярчук Н.Н. Здоровьесберегающая деятельность педагогов.// Педагогика, № 1, 2009. - С.14-15.

.        Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье - Наука, 2007 - С. 125

.        Воропай А. В. Дорогая сигарета - 2004 - С. 13-17.

.        Георгиевская Ю.В. Молодежь как объект социального воздействия: некоторые факторы, формирующие девиантное поведение в молодежной среде. Гуманитарные исследования - 2005 - № 4. - С. 42-51.

.        Иванова Е.Б. Как помочь наркоману И.К " Комплект", - 2002 - С. 32-33.

.        Колесов Д.Б. Предупреждение вредных привычек у школьников - 2004 - С. 21-22.

.        Корник Л. Мак Энциклопедия безопасности курения Москва, 2006 - С. 12-13

.        Козьмин В. Д. Курение, мы и наше потомство - 2011- С. 41-42.

.        Лисицын Ю.П., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни - 2006 - С. 15-16.

.        Макдауэл Дж. Лучший подарок - это жизнь пер. Кенжеев Б. - "Соваминко ", 2003 - С. 19-21.

.        Медведев Р. Катастрофа здоровья нации Фармация - 2007 - С. 9.

.        Ручкин Б.А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества

.        Социально-гуманитарные знания. - 2005 - С.33.

.        Ховрин А.Ю. Решение демографической проблемы: социальное партнерство молодежи, власти, общества. Социально-гуманитарные знания. - 2008 - С. 141-162.

.        Шерон С. Как помочь детям воздержаться от курения. Гармония жизни - 2002 - С. 21-22.

.        Генкова Л.Л., Славков Н.Б., Почему это опасно: Пер. с болг. - М.: Просвещение, 2008

.        Горбушина С.Н. Мировоззрение детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - 2005

.        День здоровья. Профилактика употребления ПАВ: Наглядно-методическое пособие / Н.В. Ерхова, В.Ю. Климович. - М.: Центр "Плантериум", 2005

.        Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 03.07.1998 № 124-ФЗ

.        Колесов Д.В., Предубреждение вредных привычек у школьников. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2009

.        Криворотов Н.С. Профилактика вредных привычек - один из факторов успешной учебы детей в школе. - Йошкар-Ола: Редакция журнала "Марий Эл учитель": Приложение к журналу, 2006

.        Малярчук Н.Н. Здоровьесберегающая деятельность педагогов.// Педагогика, № 1, 2009

.        Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2001

.        Маюров А.Н., Маюров Я.А., Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн. 2. М.: Педагогическое общество России, 2006

.        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: "Академия", 2010

.        Немцева О.А. "КВН "Курить - здоровью вредить" / Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2005

28.    Рыжова Т.В. "Акция - митинг "Нет табачному дыму" / Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: "ВАКО", 2006

.        Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003

.        Шерон С. Как помочь детям воздержаться от курения. / Гармония жизни. - Спец. выпуск, 2002

31.    Шерон С. Как помочь старшеклассникам воздержаться от курения. / Гармония жизни. - Спец. выпуск, 2002

Приложение

Приложение 1

АНКЕТА

ПО ТЕМЕ: «КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

.Ваш пол:

б) женский.

.Возраст.

(укажите свой возраст) ____________________

.Как вы учитесь?

а) отлично;

б) хорошо;

в) удовлетворительно;

г) неудовлетворительно.

.Курят ли ваши родные:

а) отец        да нет изредка

б) мать       да нет изредка

в) брат        да нет изредка

г) сестра     да нет изредка

д) дедушка да нет изредка

. Курите ли вы?

а) да;

б) нет;

в) изредка.

. В каком возрасте вы стали курить?

а) до 7лет;

б) с 8-10 лет;

в) с 11-12 лет;

г) с 13-15 лет.

.Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

а) 1,

б) 1-2,

в) 3-5,

г) 6-7,

д) 8-10,

е) более 10,

ж) пачку сигарет в день.

. Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

а) от нечего делать;

б) за компанию;

в) успокаивает;

г) для снятия напряжения;

д) поднимает настроение;

е) баловство;

ж) заодно;

з) любопытство;

и) хочется быть взрослым;

к) помогает похудеть;

л) просто так;

. Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель?

а) да;

б) нет;

в) изредка.

. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?

а) 1раз в месяц;

б) 1 раз в три месяца;

в) 1раз в полгода;

г) не болею.

.На какие органы и системы действует курение:

а) на дыхательную систему;

б) сердечно-сосудистую;

в) пищеварительную;

г) на органы чувств;

д) на нервную систему;

е) на репродуктивную систему;

ж) не знаю;

з) затрудняюсь ответить.

. Знаете ли вы, что такое пассивное курение?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

. Пытались ли вы бросить курить (для тех, кто курит)?

б) нет;

в) пытался, но безуспешно;

г) бросил курить.

. Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения?

а) запретить продажу сигарет:

вообще

до 21 года;

нет.

б) запретить рекламу сигарет:

да

нет

затрудняюсь ответить

в) ввести штрафы за курение в общественных местах

да

нет

затрудняюсь ответить

г) получать достоверную информацию о вреде курения

да

нет

затрудняюсь ответить

д) ваши предложения……

Приложение 2

АУКЦИОН

«За жизнь без табачного дыма»

Одной из форм работы по профилактике никотиновой и других зависимостей в средней и старшей возрастной группе воспитанников следует считать "Аукционы Здоровья". Мероприятие такого плана является не только формой повышения знаний подростков по данному разделу, но и проверкой эффективности всей работы по профилактике наркозависимости, по формированию здорового образа жизни, но и проверкой эффективности этих знаний. Аукцион является подведением итогов всей работы, проводимой воспитателем в течение учебного года, либо определенного блока воспитательной работы. В аукционе могут принять участие команда воспитанников и команда воспитателей. С подачи ведущего командам задается вопрос. Отвечает первый поднявший руку (лучше эту роль отвести капитану, которого выбирает команда). После ответа первой команды остальные дополняют. Когда все вопросы на заданный вопрос исчерпаны, один из членов жюри дополняет ответы учащихся, сообщая таким образом недостающую информацию. Аукцион проходил в два тура. В 1 туре участие принимают 2 команды, во 2 туре определяется победитель из выигравшей команды аукциона. Второй тур был сделан в виде практических заданий:

. День рождения друга Задача первой команды приложить максимум усилий и заставить некурящего закурить. Задача второй команды - убедить курящего бросить курить. Время для выполнения задания - не более 5 минут.

. Разработать и представить антирекламу сигарет - задание 2-м командам. Для работы с аудиторией выбираются помощники из числа учащихся, которые подают микрофон для ответа. На них возлагается вручение жетонов за ответы, которые различаются по цвету соответственно полученным баллам.

. Проверим наши легкие. Каждой команде необходимо было проверить свои легкие. Каждому выдавались шарики, кто быстрее надует и лопнет воздушный шар, тот зарабатывает очко своей команде

. Вопросы для аукциона Ориентировочный перечень выставляемых на аукцион вопросов прилагается:

.Назовите дату первого знакомства европейцев с табаком.

октября 1492 г. (Дата открытия Америки Христофором Колумбом)

. Какие меры принимались в прошлом для запрета курения?

Испанская королева Изабелла 1-ая прокляла его

царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит или 60 ударов по стопам

турецкий султан Мурад IV запретил курение под страхом смертной казни

Англия, Елизавета 1 приравнивала курильщиков к ворам и их водили по улице с веревкой на шее.

. Герой произведения Гете “Фауст” Мефистофель предлагает закурить, хваля табак, говорит: “Полезная травка, не лопух какой-нибудь”. Что ответил Фауст?

“Не надо. Забава для дураков”.

. В каком произведении автор описывает ощущения ребят от первой затяжки, каковы они?

”.- М. Твен “Приключения Тома Сойера”.

. Что такое “пассивное курение”?- Вынужденное вдыхание некурящим табачного дыма, присутствующего в накуренном помещении.

. Назовите наиболее угрожающие здоровью вредные вещества табачного дыма?

Их более 30: никотин, угарный газ, канцерогенные вещества.

. Почему говорят “от курения тупеешь”.

- При курении в кровь поступает большое количество угарного газа, который образует с гемоглобином карбоксигемоглобин - стойкое соединение, которое не участвует в транспорте кислорода, вследствие чего наступает кислородное голодание мозга. Кроме того, у курильщиков кровеносные сосуды постепенно становятся менее эластичными, а просвет их более узким, что также снижает питание головного мозга. На заучивание уроков курильщик тратит на 2 часа больше, чем некурящий

В конце аукциона жюри подвело итоги и вручило призы всем командам-участникам

Приложение 3

Спортивно - оздоровительное мероприятие

« Сохрани себя для жизни»

Цель: пропаганда здорового образа жизни; сплочённость команд; выявление новых талантов; отвлечение от повседневной жизни и поднятие настроения;

Игра посвящена здоровому образу жизни. Суть игры заключается в следующем: организуются станции, на которых 6 командам нужно выполнить какое-то задание. Команды должны были придумать спортивное название. Перед началом игры этим командам раздаются листы, на которых указан маршрут их передвижение по станциям. За каждую станцию командам ставится оценка в маршрутном листе (это были балы). Команды по станциям перемещаются по общему сигналу. Время нахождения на одной станции - 10 минут, время на передислокацию - 2 минуты. Станции размещались на большом расстоянии друг от друга - это добавляет азарта игрокам. В конце кругосветке подводились итоги, подсчитывались баллы, и оценивалось то, насколько организованно команды передвигались и выполняли задания на станциях, какая из команд прибыла на финиш. Команда - победитель награждается дискотекой, когда подводятся итоги всего вечера.

. « Крик души»:

На этой станции команды должны были сочинить и озвучить кричалки, на тему З.О.Ж. Оценивалось сплоченность команд, четкость произношения соответствие темы.

. «Казино»:

Здесь проверялось знание ребят о личной гигиены и о здоровье. Вопросы могут быть самые разные.

«Веселые старты»: Тут ребятам предстояло пройти несколько увлекательных препятствий. Они прыгали на скакалке, ползали по матам, переползали через препятствия, отвечали таблицу умножения, играли в баскетбол и другое. Одновременно они запоминали предметы, которые лежали в коробках после каждого препятствия.

4. «Сенсорика»:

На этой станции у ребят проверялись их органы чувств (осязание, обоняние), т.е. определяли

предметы на ощупь и на запах, вкус.

. «П.М.П.» - первая медицинская помощь. Здесь у команд проверялось их умение и способность оказать первую помощь при несчастных случаях. Участникам было очень интересно проявить себя в этой вымышленной ситуации.

. «Нормативная»

И на конец станция, на которой команды показывали свои физические способности, такие как: пресс, прыжки в длину и скакалка.

Подобные мероприятия очень нравится воспитанникам Пройдя это небольшое, увлекательное путешествие, они смогут проявить себя в разных направлениях и получат массу удовольствий, незабываемых впечатления, отличное настроение и много полезной информации!

Приложение 4

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗ ТАБАКА

мая ежегодно проводится Всемирный день без табака, международная акция по борьбе с курением, т.е.день, свободный от табачного дыма. Он был установлен в 1988 Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Перед мировым сообществом была поставлена задача добиться, чтобы в 21 веке проблема курения табака исчезла.

Похожие работы на - Профилактика курения у старшеклассников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!