Экспериментальная работа по выявлению одаренных школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,7 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экспериментальная работа по выявлению одаренных школьников

Введение


Актуальность исследования. Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Они отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. В современных условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования.

Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда [8], П. Торренса, Ф. Баррона [4], К. Тейлора. Проблемы одаренности изучали и такие отечественные психологи, как: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» [17] и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ [24, 25], Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур» [23], Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога» [26].

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные; творческие способности; лидерские способности; психомоторные способности; художественные и исполнительские.

Таким образом, актуальность исследования проблемы одаренности определила тему курсовой работы: «Особенности работы с одаренными детьми».

Цель исследования: изучить особенности работы с одаренными детьми.

Объект исследования: одаренные учащиеся.

Предмет исследования: организация педагогического взаимодействия с одаренными школьниками.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать понятие «одаренность» и ее проявления;

2)      рассмотреть методические аспекты работы с одаренными детьми;

)        организовать эксперимент по выявлению одаренных детей из общего числа учащихся;

)        проанализировать результаты экспериментальной деятельности.

Базой исследования явились учащиеся 8 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №12» г. Белгорода.

Методы исследования:

-  анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования;

-       педагогическое наблюдение;

-       беседа с классным руководителем;

-       невербальный тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена;

-       тест креативности Торренса.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Теоретические основы изучения методики работы с одаренными школьниками

1.1 Детская одаренность: особенности и проявления

одаренность ребенок школьник

В научной психологической литературе труды по одаренным детям и их проблемы наиболее изучены Н.С. Лейтесом [15, 16]. В его трудах рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различий, психологических проблем одаренности. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая [15]. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем, яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Н.С. Лейтес показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности [16].

Н.С. Лейтесу удалось творчески продолжить и применить к детям теорию Б.М. Теплова о том, что талант определяется не столько умственным развитием человека, сколько индивидуальным своеобразием, совокупностью входящих в него факторов. С положением о том, что одаренность характеризуется, прежде всего, своим индивидуальным своеобразием, невозможно не согласиться: талантливые люди в науке, в технике, в искусстве не повторяют друг друга, у каждого свои творческие особенности. Вот почему определение одаренности через нахождение коэффициента интеллектуальности (IQ) недостаточно для выявления уровня одаренности. Более того, чрезвычайно высокий IQ (170 и выше) у ребенка не способствует развитию творчески плодотворной личности [16].

В своих трудах Н.С. Лейтес привлекает внимание к тому, что свойства сенситивности разных периодов детства могут суммироваться, оказывая совместное действие в развитии ребенка. При этом Н.С. Лейтес рассматривает вопрос о нравственной стороне одаренности [15]. Известно, что в одной и той же семье вырастают нравственные люди и без нее, причем различия эти начинают проявляться с раннего детства.

Одаренные люди отличаются не столько способностью усваивать чужое, сколько создавать свое. Именно эти 15-25% от общего количества детей при благоприятно сложившихся обстоятельствах могут составить цвет нации [16].

Итак, одаренность - это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности; это высшая, вершинная форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности [15].

Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека [15].

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

) степень сформированности одаренности;

) форма ее проявления;

) широта проявлений в различных видах деятельности;

) особенности возрастного развития [16].

Рассмотрим их подробнее.

. По первому критерию классификация типов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены разные уровни психической организации [16]. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни; эмоциональной - уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания; мотивационно-волевой - уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности: в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; в познавательной - интеллектуальная различных видов; в художественно-эстетической - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная; в коммуникативной - лидерская и аттрактивная [15]. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности [15].

Классификация по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности. Оценка одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления о ней как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности [16].

. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одаренность. Первая - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных составляют талантливые дети, которые достигают результатов, отвечающих требованиям объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается как соответствующий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества [16].

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать их в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться из-за неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды и т.д.) [15].

. В соответствии с критерием «форма проявления», различаются явная и скрытая одаренность. Первая обнаруживается достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений о ее отсутствии. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров [15]. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы их проявления. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены.

. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую (или умственную) и специальную одаренность. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Ее психологическим ядром выступают умственные (общие познавательные) способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная же одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) [16].

. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда предопределяют высокие достижения в более старшем возрасте. Вместе с тем, их отсутствие в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности [15]. Примером ранней одаренности являются дети, которых называют «вундеркиндами». Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке, несколько позднее - в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других, как правило, проявляются математические дарования.

Наконец, существуют дети, которые настолько превосходят по своим способностям среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить об их исключительной, особой одаренности. Они часто составляют группу риска, поскольку имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов [15].

Итак, в сфере опережающего развития познания отмечается следующее:

-  дети способны заниматься несколькими делами сразу;

-       обладают повышенным любопытством;

-       способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;

-       обладают отличной памятью, базирующейся на ранней речи и абстрактном мышлении;

-       способны классифицировать и категоризировать информацию;

-       умеют широко пользоваться накопленными знаниями;

-       увлекаются коллекционированием;

-       обладают большим словарным запасом;

-       используют в речи сложные синтаксические конструкции и умеют ставить вопросы;

-       предпочитают игры, требующие активизации умственных действий;

-       легко справляются с познавательной неопределенностью;

-       не любят готовые ответы;

-       с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания;

-       обладают повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в интересной сфере и высокой степенью погруженности в задачу [16].

В сфере психосоциального развития у одаренных и талантливых детей наблюдаются следующие черты:

·  развитое чувство справедливости;

·        широкие личностные системы ценностей;

·        яркое воображение;

·        развитое чувство юмора;

·        постоянно пытаются решать проблемы, которые им «не по зубам»;

·        характерны преувеличенные страхи;

·        восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими;

·        нередко проявляется экстрасенсорное восприятие;

·        в дошкольные годы являются эгоцентристами [23].

В плане физического развития замечен высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Их моторная координация часто отстает от познавательных способностей.

Одаренность активно проявляется в ходе изучения школьных предметов. В процессе чтения одаренный ребенок подолгу сохраняет внимание, способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать. Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается: в измерении времени или денег; часто применяет математические навыки: и понятия в процессе занятий, не имеющих отношений к математике [25].

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам экспериментам: демонстрирует. опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

Одаренный ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью, общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью [15].

Изобразительное искусство: ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведение включает множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности [24].

Таким образом, одаренность - это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития. Яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированности одаренности; форма ее проявления; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития.

1.2 Методические рекомендации по работе с одаренными детьми


При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

-  у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать их креативные качества [25]. Вместе с тем, с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

-       работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом, и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей [24];

-       необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей [16].

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореализоваться.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:

1) возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,

2)      с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью» [14].

Одаренные дети - это, в первую очередь, дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и плохой почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

Одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми - создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления [23].

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей:

. Создать систему выявления одаренных детей:

·  психолого-педагогическое исследование первоклассников;

·        системное наблюдение за детьми из класса в класс,

·        выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,

·        системное диагностирование психологом [22].

. Организация учебного процесса:

·  нестандартные уроки,

·        включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,

·        работа с дополнительной литературой,

·        обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,

·        предпрофильное и профильное обучение,

·        выставка творческих работ [18].

. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

·  организация исследовательской работы учащихся,

·        опережающие задания творческого плана,

·        участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,

·        обеспечение базового дополнительного образования: организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков,

·        проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

. Общеразвивающие мероприятия:

·  традиционные мероприятия в школе,

·        предметные декады [9, 11, 18].

Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:

-  желание работать нестандартно;

-       поисковая активность, любознательность;

-       знание психологии подростка и психологии одаренных детей;

-       готовность педагога к работе с одаренными детьми [6].

Уровень сотрудничества в учебной деятельности - актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению [11].

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности, использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания [25]. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время, целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности [12].

Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности - от решения головоломки до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т.д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена, - длительный процесс [10]. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше, ведь сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию [1].

Подведем итог: одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми - создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления. Развитие креативности учащихся происходит при создании ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем, появлении более сложных вопросов, использовании различных видов мышления и т.д. Работа по развитию одаренности детей должна осуществляться комплексно, не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Не следует возводить одаренного ребенка на пьедестал, равно как не допускается публичное принижение его достоинства для борьбы со «звездностью». Необходимо систематическое функционирование системы выявления одаренных детей, а также особая организация учебного процесса, включающая нестандартные уроки, исследовательскую деятельность, высказывание учащимися своего мнения, предпрофильное и профильное обучение, взаимосвязь уроков с внеклассной работой по предмету. Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс.

2. Экспериментальная работа по выявлению одаренных школьников


2.1 Методы и методики выявления одаренных школьников


В первую очередь, для выявления одаренных детей целесообразно проведение наблюдения за деятельностью учащихся в процессе школьного обучения, ведь умственные и личностные характеристики, интеллектуальные и творческие возможности всегда будут заметны при работе с классом. Нами были использованы следующие критерии:

1. Способность заниматься несколькими делами сразу.

2.      Повышенное любопытство.

.        Хорошо развитое логическое мышление.

.        Хорошо развитая память.

.        Большой словарный запас.

.        Упорство в достижении результата [1, 7].

Также эффективным методом определения одаренных детей является беседа с классным руководителем, ведь он наиболее тесно взаимодействует с классом, составляет индивидуальные и групповые характеристики учащихся и, следовательно, может предоставить перечень детей, которые в наибольшей степени обладают приведенными выше критериями.

Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей и т.д. Также и выбор того или иного теста или батареи тестов для обследования школьника зависит от задач тестирования и всего контекста школьной ситуации [21].

Выявлением одаренных детей с помощью тестов умственных способностей психодиагностическая работа с ними не заканчивается. Тесты личностных особенностей, анализ семьи, отношений с родителями и сверстниками позволят составить целостное представление о ребенке.

В нашей стране широкое применение в школьной диагностической практике нашел невербальный тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (Приложение 1) [3].

Матрицы Равена - это батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Дж. Равен придерживался взгляда, что умственные способности включают два компонента: продуктивный - способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный - способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Методика Равена - «Тест прогрессивных матриц» - ориентирована на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур, была создана для измерения продуктивных возможностей интеллекта. Данный тест признан одним из наиболее чистых способов измерения фактора «G» - фактора общего интеллекта [20].

Конкретные задания, используемые в данной методике, представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали [3].

Как отмечалось выше, интеллект является не единственным аспектом умственной одаренности. Другим важным параметром психологи считают творческие способности, или креативность. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых - тесты Гилфорда, Торренса и Медника. В данной курсовой работе мы использовали тест креативности Торренса для диагностики творческого мышления (Приложение 2). Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат [19].

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Данный тест Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

2.2 Ход исследования и анализ его результатов


Объектом исследования курсовой работы явились учащиеся 8 класса МБОУ «Гимназия №12 Белгорода» - 22 человека, из них 12 девочек и 10 мальчиков. Для начала было проведено наблюдение за деятельностью учащихся в процессе школьного обучения, а также анализ полученных данных и их сопоставление с признаками одаренности. Результаты наблюдения представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Результаты наблюдения за учебной деятельностью подростков

Учащийся

Способность заниматься несколькими делами сразу

Повышенное любопытство

Хорошо развитое логическое мышление

Хорошо развитая память

Большой словарный запас

Упорство в достижении результата

Анастасия Н.

+

+

+

+

+

+

Евгений Ж.

-

+

-

-

-

-

Ирина К.

+

-

-

-

-

+

Александр М.

-

-

-

-

-

-

Ксения И.

-

-

-

-

+

-

Марина И.

-

+

-

-

-

+

Михаил Я.

+

+

+

+

-

+

Юлия М.

-

+

-

-

-

-

Анатолий Н.

-

+

-

-

-

-

Владимир Р.

+

-

-

-

-

+

Анна В.

-

-

-

-

-

-

Алина Н.

+

-

-

-

-

-

Илья Д.

-

+

+

+

+

+

Наталья Ж.

-

-

-

-

-

-

Михаил С.

-

+

-

-

-

+

Карина С.

+

+

+

+

+

+

Оксана И.

-

-

+

+

-

-

Александр П.

-

-

-

+

-

-

Екатерина П.

+

+

+

+

+

+

Лилия Х.

-

-

+

-

-

+

Виталий В.

-

-

+

+

+

-

Владимир А.

+

-

-

+

-

-


Проанализировав данные таблицы 2.1, можно сделать следующий вывод: из 22 учащихся в процессе наблюдения было выделено пятеро (Анастасия Н., Михаил Я., Илья Д., Карина С. и Екатерина П.), предположительно обладающих одаренностью в той или иной степени ее проявления (что составляет 23% от общего числа). Наглядно данные результаты представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Результаты наблюдения за учебной деятельностью подростков

Далее была проведена беседа с классным руководителем данного класса. Ему предлагалось ответить на ряд вопросов об учащихся, участвующих в исследовании. Полученные данные приведены к среднему значению и отражены в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Данные, полученные в ходе беседы с классным руководителем исследуемого класса

УчащийсяСпособность заниматься несколькими делами сразуПовышенное любопытствоХорошо развитое логическое мышлениеХорошо развитая памятьБольшой словарный запасУпорство в достижении результата







Анастасия Н.

+

+

+

+

+

+

Евгений Ж.

-

+

-

+

-

-

Ирина К.

+

-

-

-

+

+

Александр М.

-

+

-

-

-

-

Ксения И.

-

-

-

-

-

+

Марина И.

-

+

-

-

-

+

Михаил Я.

+

+

+

-

+

Юлия М.

-

+

-

+

-

-

Анатолий Н.

-

+

-

-

-

-

Владимир Р.

+

-

-

-

+

+

Анна В.

+

-

-

-

-

-

Алина Н.

+

-

-

-

-

+

Илья Д.

-

+

+

+

+

+

Наталья Ж.

+

-

-

-

-

-

Михаил С.

-

+

-

-

-

-

Карина С.

+

+

+

+

+

+

Оксана И.

-

-

+

-

-

-

Александр П.

-

+

-

+

-

-

Екатерина П.

+

+

+

+

+

+

Лилия Х.

-

-

+

-

-

+

Виталий В.

-

-

+

+

+

-

Владимир А.

+

-

+

+

-

-


Как видим, в результате беседы с классным руководителем подтвердилось предположение о том, что 5 учащихся - Анастасия Н., Михаил Я., Илья Д., Карина С. и Екатерина П. - являются одаренными подростками.

Результаты проведения методики Дж. Равена для определения уровня интеллекта представлены в табл. 2.3 и на рис. 2.2.

Таблица 2.3. Уровень интеллекта учащихся

Учащийся

Баллы

Уровень интеллекта (В-высокий, С - средний, Н - низкий)

Анастасия Н.

9

В

Евгений Ж.

5

С

Ирина К.

3

Н

Александр М.

6

С

Ксения И.

6

С

Марина И.

7

С

Михаил Я.

8

В

Юлия М.

4

С

Анатолий Н.

7

С

Владимир Р.

3

Н

Анна В.

6

С

Алина Н.

6

С

Илья Д.

9

В

Наталья Ж.

3

Н

Михаил С.

5

С

Карина С.

9

В

Оксана И.

7

С

Александр П.

7

С

Екатерина П.

10

В

Лилия Х.

6

С

Виталий В.

8

В

Владимир А.

7

С


Рис. 2.2. Уровень интеллекта учащихся (Методика Дж. Равена)

Проанализировав данные таблицы 2.3 и рисунка 2.2, можно сделать следующий вывод: шестеро учащихся, включая 5 человек, предположительно одаренных (Анастасия Н., Михаил Я., Илья Д., Карина С. и Екатерина П.) из 22 обладают высоким уровнем развития интеллекта (27%); трое - низким (14%) и 13 - средним (59% от общего числа). Эти данные подтверждают, что выявленные ранее 5 учащихся являются одаренными.

Далее рассмотрим итоги проведения тестирования креативности по Торренсу (табл. 2.4 и рис. 2.3):

Таблица 2.4. Уровень развития креативности учащихся

Учащийся

Баллы по шкалам

Сумма баллов

Уровень креативности


Беглость

Оригинальность

Абстрактность названия

Сопротивление замыканию

Разработанность



Анастасия Н.

15

24

7

6

15

67

Выше нормы

Евгений Ж.

11

10

7

4

10

42

Норма

Ирина К.

12

16

20

13

1

62

Несколько выше нормы

Александр М.

10

14

18

9

10

61

Несколько выше нормы

Ксения И.

8

9

11

6

1

35

Несколько ниже нормы

Марина И.

10

13

12

6

14

55

Норма

Михаил Я.

11

18

9

15

15

68

Выше нормы

Юлия М.

5

3

7

11

10

36

Несколько ниже нормы

Анатолий Н.

16

20

19

12

1

68

Выше нормы

Владимир Р.

9

8

12

4

15

48

Норма

Анна В.

10

12

8

9

13

52

Норма

Алина Н.

4

6

12

3

10

35

Несколько ниже нормы

Илья Д.

22

25

6

11

6

70

Выше нормы

Наталья Ж.

10

8

8

9

7

44

Норма

Михаил С.

14

9

7

12

8

50

Норма

Карина С.

20

21

14

11

3

69

Выше нормы

Оксана И.

6

5

10

2

16

39

Несколько ниже нормы

Александр П.

10

9

9

8

1

37

Несколько ниже нормы

Екатерина П.

15

18

15

16

4

68

Выше нормы

Лилия Х.

9

9

7

18

51

Норма

Виталий В.

8

7

5

7

8

35

Несколько ниже нормы

Владимир А.

9

7

8

7

4

35

Несколько ниже нормы

Рис. 2.3. Креативность учащихся

Мы получили следующий результат: у 7 учащихся креативность не развита, равно как и у 7 равна норме (по 32% от общего числа), у 2 детей она развита несколько выше нормы (9%) и у 6 - выше нормы (27% респондентов). В число учеников с уровнем креативности выше среднего входят все 5 детей, выявленных ранее как одаренные (Анастасия Н., Михаил Я., Илья Д., Карина С. и Екатерина П.), и мы еще раз подтвердили это.

Таким образом, выбранные методы и методики для выявления одаренных детей из общего числа учеников являются эффективными и довольно легко реализуемыми, удобными в применении.

Заключение

Мы выяснили, что одаренность - это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты, причем анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека. К критериям выделения видов одаренности относят: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированности одаренности; форма ее проявления; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития.

Важнейшая задача при работе с одаренными детьми - это создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления (создание ситуаций успеха, использование различных видов мышления и т.д.). Работа по развитию одаренности детей должна осуществляться комплексно, а не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходима особая организация учебного процесса, включающая нестандартные уроки, исследовательскую деятельность, высказывание учащимися своего мнения, предпрофильное и профильное обучение, взаимосвязь уроков с внеклассной работой по предмету.

Объектом исследования курсовой работы явились учащиеся 8 класса МБОУ «Гимназия №12 Белгорода». Для выявления одаренных детей из общего числа учеников было проведено наблюдение за деятельностью учащихся в процессе школьного обучения по ряду критериев: способность заниматься несколькими делами сразу, повышенное любопытство, хорошо развитое логическое мышление, хорошо развитая память, большой словарный запас, упорство в достижении результата. Также эффективными методами определения одаренных детей, используемыми нами в практической части курсовой работы, выступили беседа с классным руководителем и тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. В исследовании мы использовали невербальный тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена для измерения продуктивных возможностей интеллекта, а также тест креативности Торренса для диагностики творческого мышления.

По результатам эксперимента, из 22 учащихся в процессе наблюдения было выделено пятеро, предположительно обладающих одаренностью в той или иной степени ее проявления (что составляет 23% от общего числа). В результате беседы с классным руководителем подтвердилось предположение о том, что эти 5 учащихся являются одаренными подростками; они также обладают высоким уровнем развития интеллекта и креативности. Выбранные нами методы и методики для выявления одаренных детей являются эффективными и удобными в применении.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы.

Список использованных источников

1. Азаров, Ю.Н. Ускоренное выявление и развитие детских дарований [Текст] / Ю.Н. Азаров // Воспитание школьников. - 2009. - №1.

2.      Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избр. психол. тр. [Текст] / Б.Г. Ананьев - В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 562 с.

.        Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.

.        Баррон, Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя [Текст] / Ф. Баррон. - Спб.: Питер, 2009. - 153 с.

.        Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Академия, 2007. - 324 с.

.        Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 268 с.

.        Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Академия, 2008. - 422 с.

.        Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта (J.P. GuiIfогd. Three faces of intellect) [Текст] / Дж. Гилфорд // The American Psychologist. - 1959. - №8. - С. 14.

9.      Гильбрух, Ю.З. Внимание: одаренность [Текст] / Ю.З. Гильбрух. - М.: Знание, 2008. - 179 с.

.        Гильбрух, Ю.З. Феномен умственной одаренности детей [Текст] / Ю.З. Гильбрух, О.Н. Гарнец, С.Л. Коробко // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 147-155.

.        Гришакина, О.П. Учитель и одаренные дети: Мастер-класс [Текст] / О.П. Гришакина // Мастер - класс. - 2009. - №1.

.        Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. [Текст] / И.В. Дубровина - М.: Академия, 2009. - 456 с.

.        Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Знание, 2009. - 384 с.

.        Концепция, разработанная в лаборатории «Творческой одаренности» НИИ ПУО БГПУ. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/446829/ (дата обращения: 12.04.2014).

.        Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр. [Текст] / Н.С. Лейтес - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 448 с.

.        Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2010. - 318 с.

.        Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29-33.

.        Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

.        Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека [Текст] / А.Б. Орлов. - М.: Академия, 2008. - 348 с.

.        Результаты обследования гражданских лиц (контрольная группа). - Режим доступа: http://www.nazaraliev.com/stati/rezultaty-obsledovaniya-grazhdanskih-lic-kontrolnaya-gruppa (дата обращения: 10.03.2014).

.        Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Академия, 2008. - 260 с.

.        Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст] / О.В. Хухлаева. - СПб.: Питер, 2009. - 302 с.

.        Чистякова, Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур [Текст] / Г.Д. Чистякова // Вопросы психологии. - 1991. - №6. - С. 103.

.        Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст] / Н.Б. Шумакова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.

.        Шумакова, Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения [Текст] / Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2006. - 322 с.

.        Юркевич, В.С. Проблемы диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога [Текст] / В.С. Юркевич // Школа здоровья. - 1997. - №1. - С. 59.

Похожие работы на - Экспериментальная работа по выявлению одаренных школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!