Японский меч - Катана
Между рукояткой и клинком находится цуба (tsuba)
– фактически это гарда, только не чашевидная, как у европейских мечей, а
плоская. В ней обычно два или три продолговатых отверстия: большое центральное
предназначено для главного клинка, расположенные по бокам меньшие служили для того,
чтобы закреплять в них кодзуки (kozuka) и когаи (kogai). Кодзуки – маленькие
универсальные ножички: ими можно было резать пищу, а можно и добивать
поверженных врагов. Несущая на себе родовой герб шпилька когаи была своего рода
визитной карточкой самурая, которую он оставлял в теле убитого на поединке
соперника.
Самые древние цубы – железные, очень простые по форме.
В дальнейшем их стали изготавливать из особого сплава «сякудо». Этот мягкий
красновато-коричневый сплав меди, серебра, олова и золота позволял создавать
настоящие произведения искусства. Широко применялась техника глубокой
таушировки – в разогретую цубу вбивали золотую или серебряную проволоку, затем
узор шлифовали. Цубы фантастически красивы и затейливы: то стая обезьян
кривляется в ветвях дерева, то журавль распростер крылья с тщательно
проработанными перышками, то расцвел цветок хризантемы или сакуры. Именно цубы
чаще всего коллекционируют современные ценители японского искусства, и разброс
цен на них огромен: от 300–400 до нескольких десятков тысяч долларов.
Чтобы рукоять не выскальзывала из ладони, ее
обтягивали отшлифованной шкуркой акулы или ската – европейцы называют этот
материал «галюша». Сверху шла оплетка из шнура, под оплетку закладывали
небольшие металлические детальки – менуки (menuki). Эти
крохотные фигурки: цветочки, дракончики, птицы, звери и человечки также
являются одним из любимых предметов собирательства. Ценятся также фуки (fuchi)
и кашира (kashirа) – металлические навершия и кольца рукояти, их, как
и ручки для кодзук, делал один и тот же мастер.
Строго говоря, у японского аристократа всегда было как
минимум два меча. Коллекционеры шутят: «В один смотрелись, как в зеркало,
другим брились». Большой – собственно катана – имел в длину 60 и более см,
малый – вакидзаши (wakizashi) – 30–40 см, они вешались перекрестно. Иногда их так
сразу в паре и изготавливали – получался выдержанный в одной стилистике
комплект, что высоко ценилось.
Главное предназначение вакидзаши – послужить своему
хозяину во время выполнения ритуального самоубийства сеппуку – точно
продуманного, как классический балет, действия. Самурай вставал на колени в
ритуальную позу, подложив за спину подушечку, чтобы случайно не опрокинуться,
вручал свою катану лучшему другу, и вонзал вакидзаши себе в живот на четыре
пальца выше пупка. Движение вниз, вправо – до печени, затем влево, далее
необходимо было склонить голову, которую и сносил ему верный друг верной
катаной.
Говорят, что сеппуку придумали в Средние века, в эпоху
феодальных войн. По легенде, к юному правителю, никогда не видевшему смерти,
пришел с докладом его военачальник и доложил о победе на поле битвы.
– Интересно, как это выглядит, когда умирают люди, –
протянул юный император.
– О, это очень просто, мой повелитель, – ответил
военачальник. – Это выглядит вот так.
И совершил самоубийство.
– Я тоже так могу, – воодушевился император.
И ушел из жизни.
– И мы, – отозвалась свита.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.yaponist.com/