Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников через фенологические наблюдения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    376,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников через фенологические наблюдения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Кафедра предметных технологий начального и дошкольного образования

Допущена к защите

«08»_ноября__2013 г.

Зав. кафедрой: к.б.н., профессор

Березина Е.С.

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников через фенологические наблюдения

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»

Выполнил: студент

курса заочной формы обучения

Спиридонова Раиса Юрьевна

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Ижойкина Людмила Викторовна

Омск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы взаимосвязей живой и неживой природы

.1 Характеристика взаимосвязей живой и неживой природы

.2 Сезонные изменения в жизни растений и животных Омского Прииртышья

.3 Анализ УМК курса «Окружающий мир» образовательной системы «Школа 2100»

Вывод по главе 1

Глава II. Методические аспекты формирования представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников

.1 Методика проведения фенологических наблюдений в начальных классах

.2 Способы фиксации наблюдений младшими школьниками

.3 Опытно-экспериментальная работа

Вывод по главе 2

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием изучения курса естествознания. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в начальном курсе естествознания познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.

В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).

Экскурсия - увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач и как нельзя лучше позволяет использовать фенологические наблюдения.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между, необходимостью организации фенологических наблюдений младшими школьниками и недостаточным использованием дневников наблюдений на печатной основе.

Объект исследования: процесс изучения взаимосвязей живой и неживой природы младшими школьниками на уроках окружающего мира.

Предмет исследования: фенологические наблюдения при изучении взаимосвязей живой и неживой природы младшими школьниками.

Цель исследования: определить эффективность формирования представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников через фенологические наблюдения.

Задачи исследования:

)        сделать характеристику взаимосвязей живой и неживой природы, а также сезонных изменений в жизни растений и животных Омского Прииртышья;

)        проанализировать УМК курса «Окружающий мир» образовательной программы «Школа 2100» по проблеме исследования;

)        описать методику проведения фенологических наблюдений в начальных классах, в том числе отразить наиболее эффективные способы фиксации наблюдаемого;

)        разработать 3 экскурсии и урок с элементами фенологических наблюдений, способствующие формированию представлений о живой и неживой природе;

)        проверить эффективность выполненных разработок в опытно-экспериментальной работе.

Методы исследования:

-  изучение научной и учебно-методической литературы;

-       анализ программы, учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, соответствующих образовательной системе «Школа 2100»;

-       тестирование обучающихся;

-       опытно-экспериментальная работа с элементами наблюдения за природой.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе в БОУ «СОШ № 55» Кировского административного округа города Омска с обучающимися 1-1 класса. Обучающиеся занимаются по программе «Школа 2100». Состав класса - 24 ученика.

Период проведения опытно-экспериментальной работы: октябрь 2013 г. - апрель 2014 г.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1.1    Характеристика взаимосвязей живой и неживой природы

Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки [25].

Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды.

Экологические факторы - это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия.

Классификация экологических факторов представлена на рисунке 1.

Рис.1 Классификация экологических факторов, влияющих на организм

Подробно рассмотрим влияние абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно - это температура, свет и влажность.

Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы - совсем не влияет свет.

Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях - их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

Температура

Большинство видов растений и животных приспособлены к довольно узкому диапазону температур. Некоторые организмы, особенно в состоянии покоя или анабиоза способны выдерживать довольно низкие температуры. Колебание температуры в воде обычно меньше, чем на суше, поэтому пределы устойчивости к температуре у водных организмов хуже, чем у наземных. От температуры зависит интенсивность обмена веществ. В основном организмы живут при температуре от 0 до +50 0С на поверхности песка в пустыни и до - 70 0С в некоторых областях Восточной Сибири. Средний диапазон температур находится в пределах от +50 до -50 0С в наземных местообитаниях и от +2 до +27 0С - в Мировом океане. Например, микроорганизмы выдерживают охлаждение до -200 0С, отдельные виды бактерий и водорослей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80, +88 0С.

Различают животные организмы:

1.      с постоянной температурой тела (теплокровные);

2.      с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

Организмы с непостоянной температурой тела (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

В природе температура не постоянна. Организмы, которые живут в умеренных широтах и подвергаются колебанию температур, хуже переносят постоянную температуру. Резкие колебания - зной, морозы - неблагоприятны для организмов.

Организмы с постоянной температурой тела (птицы, млекопитающие).

У этих организмов произошли изменения во внутреннем строении органов, что способствовало их приспособленности к постоянной температуре тела. Это, например, четырёхкамерное сердце и наличие одной дуги аорты, обеспечивающие полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность). Все это позволило представителям птиц и млекопитающим сохранять активность при резких перепадах температур и освоить все места обитания.

В природных условиях температура очень редко держится на уровне благоприятности для жизни. Поэтому у растений и животных возникает специальные приспособления, которые ослабляют резкие колебания температуры. У животных, например слонов большая ушная раковина, по сравнению с его предком мамонтом, живущем в холодном климате. Ушная раковина кроме органа слуха выполняет функцию терморегулятора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кутикула.

Свет

Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интенсивность освещения приводит к осеннему листопаду.

По отношению к свету растения делят на:

1.      светолюбивые - имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента - хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

2.      тенелюбивые - имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.

.        теневыносливые - растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет продолжительность и интенсивность воздействие света - фотопериод. В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом для подготовки к изменению температуры служит продолжительность светового дня, которая в отличие от других факторов всегда остается постоянной в определенном месте и в определенное время. Фотопериодизм - это пусковой механизм, включающий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоплению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступлению стадии покоя у насекомых.

Кроме сезонных, есть еще и суточные изменения режима освещенности, смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи - это своего рода «биологические часы», способность ощущать время.

Животные, активность которых зависит от времени суток, бывают с дневным, ночным и сумеречным образом жизни.

Влажность

Вода - это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.

Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию почвы и появлению болотной растительности. В зависимости от влажности почвы (количество осадков) видовой состав растительности меняется. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью. Далее низкотравье, и при 250 мл в год - пустыня. Осадки в течение года могут выпадать не равномерно, живым организмам приходится переносить длительные засухи. Например, растения и животные саванн, где интенсивность растительного покрова, а так же и интенсивное питание копытных животных зависит от сезона дождей.

В природе происходят и суточные колебания влажности воздуха, которые влияют на активность организмов. Между влажностью и температурой есть тесная связь. Температура сильнее влияет на организм при высокой или низкой влажности. У растений и животных появились приспособления к разной влажности. Например, у растений - развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка уменьшена или превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение.

У животных тоже появились приспособленности, позволяющих переносить недостаток влаги. Мелкие животные - грызуны, змеи, черепахи, членистоногие - добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество, например у верблюда. В жаркое время некоторые животные - грызуны, черепахи впадают в спячку, продолжавшуюся несколько месяцев. Растения - эфемеры к началу лета, после кратковременного цветения, могут сбрасывать листья, отмирать наземные части и так переживать период засухи. При этом до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища.

По отношению к воде растения делят:

1.      водные растения повышенной влажности;

2.      околоводные растения, наземно-водные;

.        наземные растения;

.        растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху;

.        суккуленты - сочные, накапливают воду в тканях своего тел.

По отношению к воде животных делят:

1.      влаголюбивые животные;

2.      промежуточная группа;

.        сухолюбивые животные.

Виды приспособленностей организмов к колебаниям температуры, влажности и света:

1.      теплокровность - поддержание организмом постоянной температуры тела;

2.      зимняя спячка - продолжительный сон животных в зимнее время года;

.        анабиоз - временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);

.        морозостойкость - способность организмов переносить отрицательные температуры;

.        состояние покоя - приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;

6.      летний покой - приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь [<#"733705.files/image002.gif">

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа (в %)

Таким образом, в представленной обработке тестирования уровень знаний о взаимосвязях живой и неживой природы средний. Проведённая работа по изучению уровня знаний младших школьников о взаимосвязях в природе и результаты тестирования констатирующего этапа позволили определить цель формирующего этапа: повысить уровень предметных знаний о взаимосвязях живой и неживой природы обучающихся с использованием уроков-экскурсий в природу.

Для реализации данного этапа была сделана подборка экскурсий в природу, авторы Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова.

Цель занятий: изучение природы в разные времена года, выявить взаимосвязь живой и неживой природы.

Конспекты занятий представлены в приложении 4.

На осеннем занятии мы с учениками определяли признаки осени по состоянию окружающей природы. Называли изменения в живой природе (изменения цвета листвы, листопад, перелет птиц, деятельность насекомых и зверей). Было организовано практическое задание - собрать листья около здания школы или по дороге домой из школы и определить к какому дереву принадлежит тот или иной листок.

Обсуждение пословиц: Будет дождь - будут и грибы. Зима спросит, что припасено в осень.

На зимнем занятии ребята рассуждали, что бывает/не бывает зимой, определяли признаки зимы по состоянию природы, доказывали почему река замерзает и идет ледостав. Предполагали чем же занимаются птицы и звери в зимнее время. Пытались найти различия в зимнем и летнем утре. Так же как и осенью обсуждали народные приметы.

На занятии весной работа проходила по той же схеме, что и при изучении двух предыдущих времен года: называли совместно с детьми признаки весны; рассуждали, почему же тает снег и на реке Иртыш начинается ледоход; как пробуждается живая природа (растения, животные), говорили о первоцветах. Обсуждали народные приметы.

При изучении летних изменений в природе на уроке мы так же называли признаки лета. Говорили о круговороте воды в природе; ребята узнали, что такое гром и молния. Как вести себя во время грозы. Не забыли мы и о народных приметах лета. Обсудили, что происходит в жизни растений животных в летний период.

Таким образом, можно сделать вывод, что на формирующем этапе, после экскурсионных занятий, у учащихся сформировались практические умения и навыки по фиксации фенологических наблюдений, обучающиеся научились ориентироваться по признакам неживой природы, и определять, например, каким сегодня будет день. Некоторые дети заинтересовались народными приметами и стали проверять их на практике, используя календарь природы, который хранится в классе. Почти все дети в классе по вечерам стали смотреть по телевизору прогноз погоды, хотя раньше даже не задумывались об этом. На основании полученных сведений они стали самостоятельно определяться в выборе верхней одежды при походе на прогулку, в школу, в магазин. Некоторым учащимся удалось привлечь и родителей к наблюдению за погодой.

По окончанию формирующего этапа эксперимента проведен контрольный этап с целью оценки эффективности проведённых уроков-экскурсий. На данном этапе учащимся 1-1 класса предложен тест № 2, также включающий 6 вопросов, но уже другого содержания. Содержания теста представлено ниже, а результаты представлены в приложении 5.

Тест № 2

. Заморозки, охлаждение водоёмов и почвы, листопад - это признаки…

А) зимы

Б) весны

В) лета

Г) осени

. Какие животные «спят» зимой?

А) медведь, заяц-беляк, ёж

Б) рысь, медведь, лиса

В) ёж, медведь, летучая мышь

. Какое растение первым зацветает после зимы?

А) подснежник

Б) подорожник

В) ромашка

. Назовите перелётных птиц.

А) стриж, цапля, скворец

Б) журавль, дятел, кряква

В) грач, ласточка, клёст

. Назовите зимующих птиц.

А) скворец, синица, снегирь

Б) ворона, клёст, ласточка

В) поползень, воробей, голубь

. Какие растения - вечнозелёные?

А) ель, сосна, лиственница

Б) брусника, сосна, ель

В) дуб, ива, осина

Результаты по выполнению тестовых заданий представлены в табл. 5.

Таблица 5. Результаты уровня знаний учащихся о взаимосвязях живой и неживой природы на контрольном этапе

№ п/п

Имя, фамилия ученика

№ тестового задания

Кол-во баллов

Результат выполнения заданий (в %)

Уровень знаний



1

2

3

4

5

6




1

Владимир Д.

0

0

1

1

1

1

4

67 %

средний

2

Тамирлан Т.

1

1

0

1

1

1

5

83 %

высокий

3

Гордей Ш.

1

0

1

1

1

1

5

83 %

высокий

4

Виктория Н.

1

1

1

1

1

1

6

100 %

высокий

5

Тамрис Ж.

0

0

1

1

1

1

4

67 %

средний

6

Кристина С.

1

0

1

1

1

1

5

83 %

высокий

7

Софья У.

0

1

1

1

1

1

5

83 %

высокий

8

Артём Г.

1

1

1

1

1

1

6

100 %

высокий

9

Анастасия И.

1

1

1

1

1

1

6

100 %

высокий

10

Владимир Т.

1

0

0

1

0

1

3

50 %

низкий

11

Валерия С.

1

0

1

1

1

1

5

83 %

высокий

12

Даяна Ж.

1

1

1

1

1

1

6

100 %

высокий

13

Данил М.

1

0

1

1

0

1

4

67 %

средний

14

Анна К.

1

0

1

0

1

1

4

67 %

средний

15

Егор П.

1

1

1

0

1

1

5

83 %

высокий

16

Никита Ш.

0

1

1

1

1

1

5

83 %

высокий

17

Елизавета Б.

1

1

1

1

1

1

6

100 %

высокий

18

1

1

1

1

1

1

6

100 %

высокий

19

Ксения Д.

1

0

1

1

1

1

5

83 %

высокий

20

Вероника П.

1

0

1

0

1

1

4

67 %

средний

21

Руслан К.

1

0

1

0

1

1

4

67 %

средний

22

Фёдор З.

1

0

0

0

1

1

3

50 %

средний

23

Савелий Н.

0

0

1

1

1

1

4

67 %

средний

24

Сергей О.

1

0

1

1

1

1

5

83 %

высокий


Проанализировав полученные данные, можно сделать следующий вывод:

обучающихся с высоким уровнем - 15 человек.

обучающихся со средним уровнем - 8 человек.

обучающихся с низким уровнем - 1 человек.

Таким образом, обобщив полученные результаты, выяснили, что у 63 % учащихся выявлен высокий уровень знаний, у 33 % учеников выявлен средний уровень знаний, у 4 % учащихся выявлен низкий уровень.

Сравнительный анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительный анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента (в %)

Данные повторного исследования показали, что после проведения трех уроков-экскурсий в природу с элементами фенологических наблюдений заметно изменился высокий уровень знаний о взаимосвязях живой и неживой природы. Уровень предметных знаний в 1-1 классе стал высоким.

Вывод по главе 2

Вторая глава выпускной квалификационной работы отражает методические аспекты формирования представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников.

Рассмотрена методика проведения фенологических наблюдений в начальных классах и определены способы фиксации наблюдений младшими школьниками.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап позволил определить первоначальный уровень предметных знаний младших школьников о взаимосвязях живой и неживой природы. С учётом полученных результатов была продумана работа для формирующего этапа. На данном этапе была совершена подборка экскурсионного материала, который в последующем был адаптирован для Омского региона. Проведены 3 экскурсии и интегрированный урок, составлены их конспекты. Тестирование, проведённое на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, позволяет констатировать, что использование в дополнение к программным урокам экскурсий с элементами фенологических наблюдений способствует повышению уровня предметных знаний обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фенологические наблюдения во время экскурсий по окружающему миру имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Таким образом, выпускная квалификационная работа посвящена, на взгляд, теме: «Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников через фенологические наблюдения»

Работа состоит из двух глав, выводов по каждой из глав, заключения, списка литературы, включающего 46 источников и 5 приложений.

В первой главе рассмотрены теоретические основы взаимосвязей живой и неживой природы: характеристика взаимосвязей живой и неживой природы; сезонные изменения в жизни растений и животных Омского Прииртышья. Сделан анализ УМК курса «Окружающий мир» образовательной системы «Школа 2100».

Вторая глава «Методические аспекты формирования представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников» в ней описана методика проведения фенологических наблюдений в начальных классах. Приведены способы фиксации наблюдений младшими школьниками.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная в три этап, показала, что применение экскурсий с элементами фенологических наблюдений способствует повышению уровня предметных знаний младших школьников. Можно констатировать, что обучающиеся овладели следующими универсальными учебными действиями:

Регулятивные: предвосхищение результата с помощью полученных знаний; саморегуляция как способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Констатируя всё выше написанное, можно утверждать, что применение экскурсий с элементами фенологических наблюдений будет благотворно способствовать всестороннему развитию личности ребенка в условиях ФГОС НОО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.        Аквилева, Г. И. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб.для вузов / Г.И.Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 265 с.

2.      Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 186 с.

.        Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Просвещение, 2008. - 83 с.

4.      Аксенова, Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе. - 2004. - № 2.

5.      Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В.М. Бакулин // Начальная школа Плюс Минус. - 2001. - № 5. - С.12-17.

.        Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С.36-40.

7.      Белозёров В.Н. Приспособления растений и животных к сезонным ритмам внешних условий // Биология в школе. - 1967. - № 2. - С.21-36.

.        Блохина, С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации / С.Н. Блохина. - Благовещенск, 2011. - 67 с.

.        Богданец, Т.П. Летние наблюдения по природоведению / Т.П. Богданец // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С.27 - 29.

10.    Вахрушев, А.А. Методические рекомендации. Окружающий мир / Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. - М.: Баласс, 2009.

11.      Вахрушев, А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс [Текст] : учеб. в 2-х ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - 2-е изд., перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2010. - (Образовательная система "Школа 2100"). Ч. 1. - 144 с.

12.    Вахрушев, А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс [Текст] : учеб. в 2-х ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - 3-е изд., перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2010. - (Образовательная система "Школа 2100"). Ч. 2. - 128 с.

.        Вахрушев, А.А. Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс [Текст] : учеб. в 2-х ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - 3-е изд., перераб. - М.: Баласс; Школьный дом. - (Образовательная система "Школа 2100"). Ч. 2 / А. А. Вахрушев. - 96 с.

.        Вахрушев, А.А. Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс [Текст]: учеб. в 2-х ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - 3-е изд., перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - (Образовательная система "Школа 2100"). Ч. 1. - 96 с.

.        Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения [Текст]: учеб.для вузов / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. - М.: Просвещение, 1984. - 159с.

16.      Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб.для вузов / Е.В. Григорьева. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. - 253с.

17.    Дерим-Оглу, Е.Н. Зимняя экскурсия декабрь-январь / Е.Н. Дерим-Оглу, Н.А. Фролова // Начальная школа. - 2006. - № 1. - С.50-53.

.        Дерим-Оглу, Е.Н. Экскурсия на лесную опушку / Е.Н. Дерим-Оглу, Н.А. Фролова // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С.52-55.

.        Дерим-Оглу, Е.Н.Пробуждение природы. Материал для проведения экскурсий с целью наблюдения за ранневесенними явлениями / Е.Н. Дерим-Оглу, Н.А. Фролова // Начальная школа. -2004. - № 1. - С.42-44.

.        Егорова, Г.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок / Г.В. Егорова, О.В. Хотулева // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С.33 - 37.

21.    Изучение сезонных изменений на уроках окружающего мира в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. Л.Л. Дашьянц <#"733705.files/image004.jpg">

При проведении наблюдений в природе целесообразно внести в дневник колонки для наблюдения за изменениями в жизни растений и животных. Данную таблицу (особенно в 3, 4 классах) необходимо дополнить обобщающей (см. ниже).

Условные обозначения могут носить как жестко фиксированный (общепринятый), так и вариативный характер (вводимый учителем, исходя из визуального фиксирования наблюдаемого объекта или явления).

Обобщающая таблица наблюдений за погодой


Приложение 2

Общеклассный календарь природы и труда


Приложение 3

Экскурсия «Осенние изменения в живой и неживой природе»

Цель: провести наблюдения за изменениями в неживой природе;

Задачи:

-  учить нахождению признаков отличия растений осенью по сравнению с летом;

-       формирование умения эстетически воспринимать окружающий природный мир;

-       формировать элементарные представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

Ход экскурсии

Сегодня у нас необычный урок. Да, да, это именно урок, хотя он пройдёт на свежем воздухе, на природе.

Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает.

Мне хочется сказать словами великого русского поэта А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя

прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

О какой поре пишет поэт? (Об осени)

Можно заранее написать четверостишие на листе бумаги и показать детям.

Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение. (Природы увяданье, в золото одетые леса.)

Перечислите всё то, что относится к природе. (Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т.д.)

Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод, или перечислять растения: берёза, сирень, подорожник, одуванчик и т.д. Дайте всем высказаться, а затем подведите итог:

Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа

не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и назовём только объекты природы: облака, небо, солнце, растения, животные. Всё то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

(Неживая и живая природа)

Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите, о какой природе идёт в них речь.

Не зверь, а воет.

Шёл долговяз, да в землю увяз.

Без огня горит.

(В этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце)

Возможно, загадки покажутся простыми, но детям нужно не только найти ответ на них по приведённым признакам, но и определить, что это - живое или неживое, а учитель может логично перейти к беседе о признаках осени в неживой природе.

Подставьте лица солнышку. Что вы чувствуете? (Приятное тепло)

Вспомните, как вы чувствовали солнышко летом. (Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко)

Какое положение занимало солнце на небе летом? (Оно было высоко)

Как оно расположено сегодня? (Ниже, поэтому и греет слабо)

Что это:

Крупно, дробно, зачастил

И всю землю напоил? (Это дождь)

Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь. (Осенью он долгий и холодный. А летом дождь короче, крупнее, под ним можно купаться, такой он тёплый)

Посмотрите на небо. Почему не видно солнца? (Его закрыли облака)

Часто ли плыли облака по летнему небу? (Нет, редко)

Кого они вам напоминают?

Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако, дети обычно перечисляют предметы, которые видят в данный момент.

Выслушайте их, а затем уточните признаки живого и отберите объекты живой природы.

О чём это:

Летят орлицы по синему небу,

Крылья распластали,

Солнышко застлали. (Об облаках)

О каком объекте неживой природы мы ещё не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт.

Засвистит - по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь. (Это ветер. Если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду речки, то она рябит. Его назвали озорником потому, что он может внезапно налететь, всё переворошить и перепутать)

При отгадывании загадок требуйте, чтобы дети приводили признаки, по которым они находят ответ.

Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью? (Солнце светит и греет слабее, на небе много облаков, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится прохладнее)

А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается, о ком или о чём загадка, тот должен бежать к своей отгадке.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки.

Дети бегут к берёзе и называют признаки, по которым отгадали загадку. (Белый ствол, ветки свешиваются, а на них серёжк.)

У берёзы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия - серёжки. Это растение называется однодомным. Мужские серёжки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются.

Женские серёжки можно увидеть только весной при развёртывании почек, поэтому на экскурсии дети могут наблюдать именно мужские серёжки.

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься.

Осень проводила,

Платье снять забыла.

(Это рябина. Признак - красные плоды и такие же листья. Они украшают дерево, поэтому люди сравнили его с нарядной девицей. К тому же девица красная, т.е красивая, и калина красная - по цвету и красоте)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

(Это ель (сосна). Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зелёное)

Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что ёлка и ель - два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов правильно, по-научному. При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту их внешнего облика, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), т.е. стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.

Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете вы очень хорошо. Итак, вы назвали: берёза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить? (Это деревья)

Какой одинаковый признак у них вы увидели? (Один главный ствол)

Послушайте внимательно следующую загадку:

Как была молода - была бела,

А как постарела - то покраснела.

(Калина. Весной она цвела белыми цветами, а сейчас на ней плоды висят красные)

Стоит зелёный кустик

В красный горошек,

А тронешь - укусит.

Глагол укусит подразумевает какой-либо инструмент (кусачки, зубы и т.д.), поэтому нужно подчеркнуть, что в данном случае слово используется в переносном смысле.

(Это шиповник, у него сейчас созрели красные плоды, а на стебельках есть острые шипы)

Обратите особое внимание на то, что это не колючки, как дети могут полагать. На стеблях имеются выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда и название растения - шиповник. Колючки - это видоизменения листьев или побегов. У шиповника колючек нет!

Каким общим словом можно назвать калину, шиповник? (Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли)

Можно выбрать другие деревья и кустарники, в зависимости от того, что растёт на пришкольном участке. Тогда необходимо дать им соответствующие описания или придумать четверостишия.

Сейчас мы будем собирать упавшие с растений листья. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые. Мы положим листья в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру «С какого растения эти листья?». За работу!

При сушке важно хорошо расправлять листья, чтобы потом сделать из них панно или гербарные образцы. Папка для гербаризации изготавливается из плотного картона или фанеры. Можно собрать листья в букеты, а в классе отобрать лучшие.

В таком случае сбор нужно перенести на конец экскурсии, так как листья будут мешать дальнейшей работе.

Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листьев? (Мы не знаем, как называется это дерево, но на нём висят семена - «парашютики»)

Это плоды интересной формы, мы их тоже соберём в гербарий. А растение называется клён американский.

Вы знаете клён с пальчатыми листьями, найдите их. Посмотрите на листья этих деревьев внимательно, и вы увидите признаки различия.

Клён американский, или ясенелистный, - двудомное растение, т.е.женское и мужское растения произрастают отдельно. Поэтому плоды можно увидеть только на женском экземпляре, и если на участке высажены одни лишь мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите их внимание на то, что у клёна ясенелистного сложные листья, т.е. на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга.

Дети часто принимают один опавший листочек за целый лист.

В последующих наблюдениях мы выясним, какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы? (Листопад)

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет!

Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый,

конец твой пришёл!»

Так написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт? (Листья по ветру кружат - это потому, что они слетели с деревьев)

Давайте подойдём тихонько к кусту сирени. Я вижу, там есть живые существа. Кто притаился среди листочков? (Там сидят бабочка и кто-то похожий на осу)

Это цветочная муха. В отличие от бабочки у неё только два крылышка. А что ещё? (Усики, ножки. У неё красивая окраска)

Каким общим словом назовём этих животных? (Это насекомые)

А теперь понаблюдаем за одним удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу. (Паучок плетёт свою паутину)

Зачем он это делает? (Он ловит в неё мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их съедает)

К какой природе относятся увиденные нами животные? (К живой природе. Они двигаются, едят, плетут паутину или строят домики)

Присмотритесь к зелёной травке.

Кто там прыгает?

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей. Он покрыт серыми перьями, живёт рядом с человеком)

Перечислите признаки, которые отличают воробья. (Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела - хвост)

Что он делает? (Клюёт семена травы)

Это растение называют горец птичий, или птичья гречишка, потому что многие птицы любят полакомиться его семенами.

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу.

Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе.

Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, понаблюдайте за проплывающими в небе облаками, падающими листьями, улетающими в тёплые края птицами, ещё не спрятавшимися на зиму насекомыми, послушайте звуки капель дождя, шелест листвы и многое другое. На следующих уроках вы расскажете обо всём, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение:

Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень,

А за осенью - зима

Мы её не ждём, не просим,

А она идёт сама.

(В. Малкова и Л. Некрасова)

Грустим ли мы с вами о лете? (Конечно, но оно к нам вернётся через год. А сейчас наступила осень)

Итак, мы завершили нашу экскурсию. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома это нарисовать. А возможно, с помощью родителей кто-то придумает небольшой рассказ или сказку. На следующем уроке мы их обязательно послушаем.

Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова Изучение природы на экскурсии:

от дошкольника к младшему школьнику // Начальная школа плюс до и после, 2013 № 7, С.51-56

Экскурсия «Зимние изменения в живой и неживой природе»

Цель: провести наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.

Задачи:

-    учить первоклассников находить признаки различия деревьев и кустарников в безлистном состоянии;

-       продолжить формирование представлений и понятий о неживом и живом в зимней природе.

-       провести наблюдения за поведением животных зимой;

-       продолжить формирование представлений об экологических связях и зависимостях природных явлений.

Оборудование: секатор, лупа.

Ход экскурсии

Вот и снова у нас урок проходит на природе, но в другое время года.

Кого называют седой хозяйкой? (Это зима)

Давайте вместе радостно поприветствуем зиму словами поэта Петра Вяземского:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима!

С чем же пришла к нам зима? О чём вы должны рассказывать? Какой признак зимы вы видели сегодня утром? (Зима принесла с собой морозы и снег. Он шёл и сегодня утром, но не хлопьями, а комочками)

Такой снег называется крупой. Снежинки непрочные, хрупкие, и сильный ветер нарушает их форму. Образуются снежные комочки. Какой формы снежинки вы изображали на прошлом уроке? (Мы рисовали снежинки с шестью кончиками. Когда притронешься к снежинке, она быстро исчезает)

Верно, снег от тепла тает и превращается… (В воду)

Какой признак зимы вы не только наблюдаете, но и чувствуете? (Холодно не только ночью, но и днём)

Что происходит с водой? (Она замерзает и становится льдом)

Теперь подойдём к яблоневым и грушевым деревьям. Этот участок называется… (Плодовый сад)

Поэтесса Ольга Высотская написала о саде зимой:

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

Сад - это очень сложная система или, чтобы вам стало понятнее, «семья» культурных растений, которые не могут жить без участия человека. В саду он постоянно вмешивается в жизнь природы. И природа согласилась, чтобы дети и взрослые здесь тоже работали, как и она. Но законы природы, законы сада человеку пока не все известны, поэтому наша с вами задача - научиться жить в дружбе с плодовыми древесными растениями.

Какие из них есть в нашем школьном саду? Сможем мы различить их без листьев? (Сможем. По расположению ветвей)

Этого мало. Вспомните, по каким признакам мы характеризовали деревья осенью. (По окраске стволов и веток. По очертаниям листьев. По расположению почек и их форме)

Молодцы! Но у почек для защиты от зимних холодов имеются специальные приспособления. Давайте подойдём к деревьям ещё ближе и потрогаем их почки. Что вы почувствовали? (Почки плотные, значит, холод не проникнет глубоко внутрь)

Попробуем описать деревья по перечисленным признакам. Кто начнёт? У каждого из вас было задание понаблюдать за одним растением.

Скажите, ребята, видели ли вы сбор плодов в школьном саду? (Предположим, дети отвечают, что они этого не замечали и что многие деревья были без плодов).

Это происходит потому, что за ними плохо ухаживают: не вносят удобрения, редко поливают, не обрезают ветви. Поэтому деревья становятся слабыми, плоды на них рождаются редко, а если и появляются, то мелкие и больные.

Она полна задорных соков,

Она ещё из молодых,

И у неё всегда до срока

Срывают жёсткие плоды.

Они растут как будто наспех

И полны вязкой кислотой.

Она безропотно отдаст их

И остаётся сиротой…

«Узнайте, люди, как бывают

Прекрасны яблоки мои,

Когда не силой их срывают,

А я сама роняю их».

В. Солоухин

К чему призывает автор? (Не срывать раньше времени с деревьев плоды, а подождать, когда они станут сладкими, спелыми)

Теперь, я думаю, вы этого делать не будете. Переходим к кормушкам для птиц. Какие правила подкормки птиц необходимо знать? Все ли они соблюдены? Эти правила лучше повторить перед экскурсией, а по ходу обсуждения обратить внимание на их выполнение.

. Укрепляя кормушку, необходимо оберегать ветки и стволы деревьев от травм.

. Нужно следить за тем, чтобы корм в кормушке был постоянно.

. Нельзя оставлять пакеты и посуду, в которых принесён корм, около кормушки.

. Необходимо очищать кормушку от снега, иначе птицы не увидят корм.

. Не надо класть в кормушку макароны, корки апельсина, мандарина, банана, крупные куски хлеба и колбасы. Птицам нужны семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки белого хлеба.

Какое стихотворение Зинаиды Александровой вы заучивали? Кто прочитает?

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок…

Какие птицы, перечисленные в стихотворении, зимой живут вблизи человека? (Ко мне на окно прилетают синички. - А я на тополе часто вижу дятла и слышу, как он стучит по стволу)

Чем вы кормите прилетающих птиц? (Семенами, крошками хлеба. А синицы любят клевать кусочки сала)

Помните, что надо давать птицам только несолёное сало. Столовая соль им вредна. Можно положить в кормушку пресный творог, но больше всего они любят семена подсолнечника. Какой характер можно отметить у синиц? Кто наблюдал за их поведением? (Эти птицы очень любопытны, они могут долго рассматривать, что есть в кормушке. - А я протянула пустую ладошку, и синица села на неё. Ничего не нашла и стала щипать кожу)

Ты, наверное, и сама опечалилась, что обманула ожидания синички? Никому нельзя протягивать пустую ладонь. Обязательно кладите на неё еду для птиц. Вам было дано задание: понаблюдать за воронами в течение дня. Кто может рассказать о своих наблюдениях? (Вечером, пока ещё не стемнело, на тополь прилетели две вороны. Немного покаркали. Оглядывались по сторонам, потому что под деревом сидела кошка. Как только стемнело, вороны замолчали и уснули)

Молодец! Как же спят вороны? Кто продолжит рассказ? (Я тоже наблюдал ворон вечером. Они спят, повернув голову назад и спрятав клюв в перья на спине)

Очень хорошее наблюдение. А что делали вороны, когда был мороз? (Они сидели очень близко рядышком. Я думаю, что они согревали друг друга)

Что же делают вороны утром? Кто видел их зарядку? (Когда я гулял с собакой, то видел, как три вороны потягивались и размахивали крыльями, а потом начали подёргивать хвостами. Затем они полетели к мусорным бакам. Значит, за ночь проголодались)

И твоё наблюдение интересно.

(А я около нашего дома видел сороку. Она отнимала еду у воробья, а рядом сидел голубь и клевал что-то.)

Заканчивая нашу экскурсию, я благодарю всех за активную работу. Мне кажется, что всё увиденное вам понравилось, а те ребята, которые не успели выступить, расскажут нам о своих наблюдениях в классе. Очень важно, чтобы вы записали свои рассказы в дневник наблюдений. Попросите родителей помочь вам сделать записи и зарисовки.

Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова Изучение природы на экскурсии:

от дошкольника к младшему школьнику // Начальная школа плюс до и после, 2013 № 8, С.65-67

Экскурсия «Весенние изменения в живой и неживой природе»

Цель: провести наблюдения за изменениями в неживой природе;

Задачи:

-  продолжить обучение сравнению весенних изменений с осенними и зимними;

-       учить нахождению признаков живого у растений и животных;

-       продолжить формирование эстетического восприятия природы;

-       формировать представления о связях явлений в неживой природе с развитием растений и поведением животных.

Оборудование: лупа, пинцет, коробка с отверстиями для насекомых, лопатка.

Ход экскурсии

Дети, посмотрите на наш оживший после зимы пришкольный сад.

Какое у вас это вызывает настроение?

(Нам радостно, хочется подойти к проснувшимся деревьям и сказать:

«Скорее распускайте свои листочки и цветки»).

А мне хочется сказать вместе с поэтом так:

Весна с улыбкой шлёт привет

Проснувшейся природе.

(Л. Модзалевский)

Итак, какое время года пришло в наши края? (Весна!)

Опишите сегодняшнее утро. (Оно ласковое, тёплое, светлое, радостное и т.д.)

Почему вы перечислили столько чудесных прилагательных, которые ласкают слух? (Это потому, что светит солнышко, от него тепло и радостно)

А вот как написала Агния Барто, стихи которой вы слушали на уроках чтения:

У солнышка есть правило:

Оно лучи расправило,

Раскинуло с утра -

И на земле жара.

Жарко ли нам сейчас? (Пока нет, ведь солнышко весеннее, оно греет не так сильно, как летом)

Опишите небо, присмотритесь к облакам. Кого они вам напоминают?

(Небо сегодня ярко-синее, а облака как огромные хлопья ваты… фантастические замки)

Вопрос подразумевает нахождение в очертаниях облаков предметов живой природы. Эта работа развивает воображение, помогает вспомнить изученные растения и животных.

Внимательно вслушайтесь в мой вопрос. Вы не ответили на него.

(Я вижу облако, похожее на собаку. Смотрите - у него есть «ушки» и «хвостик».

А мне вон то облако напоминает огромную птицу)

Молодцы! Это и есть правильные ответы. Что же такое облако? (Это множество капелек воды, которые словно мельчайшие пушинки как бы плавают в воздухе)

Как это доказать? (Капельки падают на землю в виде осадков)

Какие осадки бывают весной?

(Идёт дождь. Бывает гроза, тогда гремит гром и сверкает молния)

Что можно увидеть на небе после грозы? Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.

(Это радуга. От неё на небе очень красиво)

По каким ещё признакам, указанным в загадке, кроме красоты, вы догадались? (В загадке сказано про расписные ворота, через которые нельзя пройти. А радуга разноцветная, она состоит из полос семи цветов, и у неё есть проход, как у ворот, только войти в них нельзя, не получится)

Кто-нибудь из детей может вспомнить слово радужный, т.е. разноцветный. Если же дети не вспомнили это слово сами, учитель может подсказать им.

Подойдёмте поближе к одному из самых ранних растений. Оно сейчас цветёт. Его называют вестником весны, улыбкой земли. (Мы видим круглые жёлтые цветочки на толстых чешуйчатых ножках. Они напоминают солнечные зайчики. Но где же листья?)

Они появятся позже. Называется это растение мать-и-мачеха. Вот распустятся листья, и тогда вы узнаете, почему люди дали такое название этому растению.

Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек в апреле начинает зацветать мать-и-мачеха.

На длинных цветоносах появляются жёлтые соцветия - корзинки. Когда они отцветут, разовьются листья.

Они округлые, крупные, с нижней стороны покрыты белой опушкой, как войлоком, с верхней - голые и зелёные. Гладкая сторона холодит, «войлочная» даёт ощущение тепла.

Отсюда и название растения: одной стороной приголубит как мать, другой охладит как мачеха.

Я наклоняю ветку тополя. Давайте её рассмотрим и обратим внимание на почки. Что с ними произошло?

(Почки набухли, они стали рыхлыми, мягкими)

Что с ними будет чуть позже?

(Почки начнут распускаться, и дерево зацветёт.)

Рассмотрим их, я дам вам лупу.

Что вы увидели в почках? (Много мелких цветков, они собраны вместе и похожи на мохнатых гусениц)

Какую особенность мы обнаружили у тополя на прошлых экскурсиях? (Это растение имеет дерево-маму и дерево-папу. У мужского растения цветочки тёмно-красные, а на женском из цветочков образуются семена, созревают и летят. Люди называют их тополиным пухом)

Кого я имею в виду?

Пришли мужики в лес без топоров,

Срубили избу без углов.

Поищите отгадку на пригорочке под деревьями. (Какая высокая куча из прутиков и мусора! Мы знаем - это муравейник. Почему на нём чёрные комочки? Да это же муравьи!)

Они после зимнего сна совсем обессилели и выбрались погреться на солнышке. Давайте их немножко потревожим палочкой. (У них совсем нет сил, как слабо они шевелятся...)

Оставим их в покое. Через несколько дней муравьи согреются и снова примутся за работу. А вот и наша знакомая, которая часто залетает в дома. Отгадайте загадку:

Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится

И никого не боится?

(Это муха. Солнышко пригрело -и она проснулась)

Протяните руки и подождите, пока на них не сядет удивительный жучок. (Это божья коровка! Мы часто говорим:

Божья коровка, улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

только не горелого.

Там твои детки,

кушают конфетки!

У меня на руке жук с красными крылышками и семью точками на них.

А мой жук с двумя точками, но с жёлтыми крылышками).

По числу точек жук имеет название: божья коровка семиточечная, двухточечная, шестнадцатиточечная и даже двадцатичетырёхточечная.

(Почему она называется «божья коровка»?)

Жук выделяет жидкость, как коровы молоко. За это сходство ему и дано такое название. Правда, жидкость не белого, а оранжевого цвета и к тому же ядовитая, поэтому божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы, ни даже пауки. А теперь проговорим вот о чём:

Божья коровка -

лёгкая букашка,

Божья коровка -

лаковые крылья,

Скажи, не таи секрет:

Холодно будет или нет?

Посмотрим, при каком слове взлетит жук: холодно или нет, т.е. тепло.

Так люди пытались предсказать погоду. Проверим? Только нам для этого жуки не нужны. А что нужно сделать? (Необходимо несколько дней понаблюдать за температурой)

А эти слова из стихотворения А. Фета:

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд…

Поднимите головы вверх. Кого вы видите? (Летящих птиц)

Опишите, как они расположены относительно друг друга. (Они летят углом, клинышком)

Вспомните, как мы с вами осенью определяли по полёту птиц. Теперь эта стая летит с юга на север. Какие птицы возвращаются? (Это журавли. У них длинные ноги и клюв. В полёте журавли их вытягивают и тело обтекается воздухом)

А как называются птицы, которых мы ждём весной? (Перелётные)

Какая птица является предвестником весны? (Грач. Люди говорят: грачи открывают весну)

Верно! Как только появляются проталины, так прилетают и эти птицы. Посмотрите, с каким важным видом они расхаживают по дорожкам и ковыряют землю. Что они ищут?

(Личинок насекомых, мелких жуков, червей. Этим грачи питаются)

Послушайте отрывок из стихотворения А. Блока:

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…

Какие признаки отличают ворону от грача? (Грач полностью чёрный, а не чёрно-серый, как ворона. А ещё у грача клюв более узкий, почти не загнут вниз и у основания светлый)

Теперь посмотрите на воробья - спутника человека.

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Так подметил поэт А. Фет. Давайте понаблюдаем за стайкой воробьёв. (Ой! Они кричат и дерутся)

Видите, как воробьи отнимают друг у друга пушинки и мелкие веточки? Это они собирают материал для гнёзд. Скоро самочки отложат яички и будут их высиживать. Животных из какой группы нам не удалось увидеть? (Мы ещё не наблюдали за зверями. Но на нашем пришкольном участке их не встретишь)

К зверям относятся наши домашние друзья. Почти у каждого из вас дома живут звери: кошка или собака.

Я предлагаю выполнить следующее задание: понаблюдать за поведением домашних питомцев и сравнить их поведение с тем, что вы видели зимой. На уроках в классе расскажите о своих наблюдениях.

Вот и подошло к концу наше весеннее путешествие по пришкольному участку. Свои впечатления я попрошу вас выразить в рисунках. Потом сделаем выставку и побеседуем. Спасибо за прекрасные и точные ответы!

Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова Изучение природы на экскурсии:

от дошкольника к младшему школьнику // Начальная школа плюс до и после, 2013 № 9, С.69-71

Интегрированный урок по теме «Лето, природа цветет и плодоносит»

Цель: расширить представления детей о лете как времени года, о его признаках и приметах.

Задачи:

·              развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

·              показать детям как мультипликация передает отличительные признаки лета, состояние природы;

·              формировать умение увидеть красоту природы в детских мультипликационных фильмах;

·              воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости? Им очень захотелось вместе с нами окунуться в мир знаний, узнать, что-то новое и необычное.

Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.

Итак, мы начинаем наш урок.

Ребята нам пришло необычное послание. Посмотрите, что это?

Ответы.

Да, действительно это диск. Посмотрим его?

Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето».

Кто послал нам это сообщение?

Дед Мороз

О чем он хочет узнать? (Ответы).. Сообщение темы урока.

Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (слайд 1).

Правильно о лете и о том, какого цвета лето.

А вы любите лето?

Ребята давайте расскажем Деду Морозу, что такое лето и почему мы его любим?

Но не просто расскажем, а приготовим ему ответное послание.

Для этого нам понадобится изображение Деда Мороза, наши знания и фантазия (слайд 2).

На доске прикрепляется изображение Деда Мороза из мультфильма «Дед Мороз и лето».

Словарная работа.

Что же такое лето? (Ответы).

А давайте посмотрим в словаре, как там объясняется, что такое лето? (слайд 3).

Совпадают ваше мнение и то, что написано в словаре?

Когда начинается лето? В каком месяце? (Ответы детей).

Перечислите названия летних месяцев. (Ответы детей).

Послушайте загадки (слайд 4).

Теплый длинный-длинный день,

В поддень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь).

Послушайте другую загадку.

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (Июль).

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц,

Подскажи! (Август).

Что происходит в июне? Июле? Августе?. Открытие нового.

Слайд 5.

Послушайте стихотворение И.Суркова и скажите, что описал автор в своем стихотворении.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют яркие цветы.

Золотом облиты

Травы и кусты

Дремлет лес: ни звука,

Лист не шелестит,

Только жаворонок звонкий

В воздухе звенит. (Лето).

Что описал автор в своем стихотворении?

По каким признакам вы догадались?

Дети отвечают на вопрос учителя, называют признаки лета, о которых говорится в стихотворении.

Слайд 6.

Итак, какие же признаки характерны для лета? (Ответы).

(На доске прикрепляет учитель)

·              Повышение температуры.

·              День длиннее ночи.

·              Появление плодов.

·              Изменение в природе.

·              Изменение в жизни людей.

·              Осадки в виде дождя (града).

Слайд 7.

Ребята лето - это еще и ягодная пора.

А ягоды самое любимое лакомство Деда Мороза.

Как вы думаете почему? (Предположение детей).

Да потому, что ему очень часто присылают подарки с вареньем из различных ягод.

Давайте отгадаем, из каких ягод Дед Мороз любит варенье больше всего?

Слайд 8.

А для этого посмотрим следующий отрывок из мультфильма «Дудочка и кувшинчик».

Какое же варенье больше всего любит Дед Мороз?

А какие еще ягоды вы знаете?

(Каждую правильно названую ягоду складываем в лукошко и ставим рядом с Дедом Морозом).

Подарим лукошко Деду Морозу.

Ребята, а кто может мне сказать, когда поспевает земляника?

А клубника? Они поспевают все вместе или в разное время?

Правильно!

·              земляника - в июне;

·              черника, смородина - в июле;

·              малина - в июле;

·              клюква - в августе (слайд 9).

Лето угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики.

Может быть, по этому лесам и полям ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка.

Триста лет может жить кустарник черники.

Так пусть он живет все времена!

Представьте, что вы сидите на лесной полянке, вокруг много красивых цветов, спелых ягод, бежит маленький ручеек, вы затихаете и слышите…

Что же вы услышали? (Ответы).

Правильно ребята это птицы (слайд 10).

Что происходит в жизни птиц летом?

Правильно.

Работа в учебнике.

Одним из признаков лета является цветение трав. У нас в Омске очень много лекарственных трав, которые цветут летом. Может кто-нибудь знает, какие это травы и назовет их? (Ответы).

Ребята, кто может сказать какого цвета лето? (Ответы).

Откройте учебник на с. 42, рассмотрите рисунок, что вы на нем видите?

Какие же цвета нужно добавить к рисунку, чтобы получилось лето?

А теперь раскрасьте рисунок в своих рабочих тетрадях (слайд 11).

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Да!

Ну, тогда все дружно встали.

Утром бабочка проснулась.

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - завтрак съела.

Пять с подружками играла,

Все полянки облетала.

А на шесть вместе с ребятами

Место заняла за партами.

Какое насекомое мы упомянули в физкультминутке?

Правильно.

Какие еще насекомые встречаются летом?

Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма «Живая игрушка». Какие насекомые встретятся в нем.

Что увидели?

Мы сегодня посмотрели очень много мультфильмов, все они были про лето.

И во всех мультфильмах лето показано ярким и красочным.

Почему именно так художники мультипликаторы показали лето?. Закрепление изученного на уроке.

Самостоятельная работа.

Мы много сегодня говорили о лете.

А сейчас нам нужно посмотреть, все ли мы рассказали Деду Морозу?

Для этого нужно решить летний кроссворд, который мы тоже пошлем Деду Морозу.

Кроссворд лето (слайд 12).

1.      Яркое, круглое, светит днем.

2.      Летом он длиннее, а зимой короче.

.        С приходом лета они появились на лугах, в садах на клумбах.

.        Он подает с неба маленькими капельками

Проверка выполнения задания.. Итог урока (слайд 13)

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Какие признаки лета мы сегодня называли?

Дети рассказывают, о каких признаках лета говорили на уроке

Как в мультфильмах показано лето?

(Давайте узнаем, понравилось ли Деду Морозу то, что мы рассказали ему о лете).

Просмотр отрывка из мультфильма «Дед Мороз и лето».

Понравилось Деду Морозу лето? Он понял, что такое лето?. Рефлексия.

А вам понравился наш урок?

Что вам особенно запомнилось? (Заслушиваются ответы учеников.)

Давайте на прощание подарим Деду Морозу цветочную поляну и фотографию.

Завершим послание.

Если урок вам понравился, возьмите раскрывшиеся цветочки.

Если, что-то было не понятно, возьмите цветок, который еще не раскрылся.

Если урок не понравился, возьмите просто листок и прикрепите его на травку возле Деда Мороза.

Похожие работы на - Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы у младших школьников через фенологические наблюдения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!