Теоретические основы изучения творчества Д. Дефо в 5 классе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,93 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы изучения творчества Д. Дефо в 5 классе

Оглавление

Введение

Глава I. Теоритические основы изучения творчества Д. Дефо в 5 классе

.1 Из истории английской детской литературы

.2 Жизненный путь Д. Дефо.

.3 Анализ романа Робинзон Крузо

Глава II. Система уроков по изучению романа Робинзон Крузо в 5 классе

.1 Анализ программы и методического аппарата учебника

.2 Методические разработки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методы каждой науки сценично и зависят от ее содержания и целей. Методика преподавания литературы настойчиво ищет присущие именно ей методы изучения литературы в школе.

В современной методической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В. В. Голубков выделял методы изучения литературы по источнику знаний: лекция учителя, беседа, самостоятельная работа учеников. Н. И. Кудряшов, следуя новой классификации методов обучения, представленной в работах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, определяет метод как вид деятельности учащихся: творческое чтение, репродуктивный, исследовательский, эвристический. В. А. Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста и методы и приемы истолкования литературных произведений.

Применение исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность - одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

В ходе выполнения работы были поставлены проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и предложены методические пути их решения. В нашем исследовании мы опирались на труды таких методистов как М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов, И. Я. Лернер.

Объектом данной работы является исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы, как процесс постижения авторского замысла (на примере романа Д.Дефо "Робинзон Крузо").

Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, способствующие эффективному восприятию литературного произведения школьниками.

Цель исследования: определить, какие приемы и методы можно использовать при организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы для воздействия на их воображение и чувства как читателей; а также восприятия ими литературного произведения как искусства слова.

Задачами исследования:

. Изучить литературу по заданной теме;

. Рассмотреть различные подходы к классификации методов и приемов обучения литературе;

. Изучить и охарактеризовать роль и место исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы;

. Сделать выводы о том, какие методы и приемы можно использовать при организации исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы 5. Экстр ментально подтвердить гипотезу исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами определены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов.

Глава I. Теоритические основы изучения творчества Д.Дефо в 5 классе

.1 Из истории английской детской литературы

Для детей писали проповеди, где учили, как себя вести, чтобы спасти свою душу. Сухой дидактизм пронизывал многие книги для детей.

Дидактика сосредоточивалась главным образом в книгах добрых советов. Их было много. В основном это были советы отцов сыновьям о том, как держать себя за столом, как заботиться о своём платье, как ухаживать за лошадью, об уважительном отношении к старшим. Часто это были не просто сборники поведения, а нравственный кодекс для юного джентльмена.

Читать детей учили рано с трёх лет. В школу ребенок поступал в семь лет и учил латынь, древнегреческий, древнееврейский. Элементы религиозных гимнов исследователи заметили даже в некоторых народных песенках. Так в «Доме», который построил Джек» прослеживаются характерные особенности древнееврейского религиозного гимна.

К концу XVII века наблюдаются некоторые отступления от дидактической и религиозной прозы. В книгах для детей появляются описания сражений и турниров, путешествий в разные страны, рассказы о животных. Книги проникали во все уголки Англии благодаря разносчикам, которые бродили по стране, останавливались на базарах, ярмарках, в деревенских харчевнях - всюду, где можно было найти покупателей. Всматриваясь в те далёкие времена, мы можем найти много общего и в содержании, и даже в способе распространения детских книг в Англии и в других странах, в частности в России, где азбуковники и такая книга, как «Юности честное зерцало», лубочные картинки с подписями попадали к детям от коробейников, первых книгонош на земле.

1744 год стал для английской детской литературы знаменательным: в этот год Джон Ньюбери основал специальное детское издательство и выпустил в свет «Маленькую Прелестную карманную книжечку, созданную для наставления и развлечения маленького Томми и милой Полли, с письмами от Джека-Грозы великанов, с добавлением небольшой книги песенок, и с новой попыткой научить детей Азбуке во время игры и забавы». Как пишет английский исследователь детской литературы Харвей Дартон, до появления первой книги Ньюбери дети могли только украдкой удовлетворять свою потребность в мечте и забаве, потому что «основной идеей большинства книг была мораль, а наслаждение литературой считалось недозволенным. Ньюбери создал благоприятные условия для проникновения простоты и непринужденности в детскую литературу, и в этом его большая заслуга». Спустя восемь лет после выпуска «Прелестной книжечки» Джон Ньюбери начинает издавать для детей первый в мире детский журнал «Журнал лилипутов». Всего этот неутомимый издатель выпустил более 20 книг для детей младшего возраста.век характеризуется новыми идеями в философии и литературе идеями Просвещения. Крупнейшими деятелями английского Просвещения и родоначальниками реалистического романа в Англии были Даниель Дефо и Джонатан Свифт. Их книги, еще при жизни авторов, стали достоянием детей. В их творческих исканиях отразился весь бурный XVIII век.

Даниель Дефо-талантливый публицист, романист и издатель - прожил жизнь, полную приключений, взлетов и падений, невероятных удач и столь же невероятных потерь. Он познал жизнь в ее различных измерениях, узнал богатство и нищету и так жадно бросался от одной авантюры к другой, что прожил вместо положенной ему одной жизни - несколько. Но главное, что осталось потомкам от этого человека,- это не его бурная биография, а первый его роман - «Робинзон Крузо» (1719).

Полное заглавие этого романа - «Жизнь и необычайные поразительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами..Написанные им самим». Успех этой книги был так велик, что в том же году Дефо написал ее продолжение, а в следующем опубликовал третий том романа. Однако только первая часть «Робинзона Крузо» почти сразу же вошла в чтение детей.

В основу книги положены подлинные события, происшедшие с шотландским моряком Селькирком в 1711 году. Однако Дефо, как подлинный художник, расширяет рамки истории одной жизни и преподносит читателю роман, в котором не только отражена жизнь человека определенного времени, с его общественными и нравственными идеалами, но и дано представление автора о законах развития цивилизации. Искусственно оторванный от современного ему общества, Робинзон в суровой борьбе за существование применяет на практике все знания и умения своего просвещенного века и превращает бесплодный остров в цветущую плантацию. Топоры и гвозди, ружья и порох, парусина и швейная игла, чернила и бумага, семена культурных растений и Библия - всем необходимым для жизни снабжает автор своего героя. Однако «настоящий «буржуа» - Крузо, по определению Энгельса, не только осваивает доставшийся ему во владение кусок суши, но с появлением дикаря Пятницы становится его хозяином и колонизатором, т. е. героем бурягуазного мира.

«Робинзон Крузо» - приключенческий роман, где есть все, что положено этому жанру: опасности, крушение надежд, преодоление разнообразных трудностей ив конце концов победа. В центре произведения стоит герой, который не может не поразить воображение ребенка, герой, которому во всем сопутствует удача. За что бы ни взялся Крузо, любое дело спорится у него в руках, так ловко и умно он работает.

Недаром, объясняя жизненность романа, Юлиус Фучик писал, что «Это книга страстного увлечения трудом, процессом труда, и мы видим, что именно эта сторона сделала книгу такой действенной и интересной для детей»

Творческая мощь человека, сила его интеллекта, торжество разума привлекают к этому роману все новых и новых читателей. К концу века роман выдержал 700 изданий в одной только Англии и был переведен на многие европейские языки.

Однако, признанный читателями разного возраста (ибо написан он был отнюдь не для детей, а для предпринимателей Сити), роман Дефо долгое время не был признай писательской общественностью.

Для детей, а для предпринимателей Сити), роман Дефо долгое время не был признай писательской общественностью. Первую серьезную и добрую оценку роман получил за пределами своей родины. Ж. НС, Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» рекомендовал книгу Дефо не только как занимательное, но и как полезное чтение, подчеркивал ее просветительный характер. Критика 60-70-х годов в России видела в «Робинзоне Крузо» прежде всего книгу о нравственной силе труда, о деятельности и Энергии развитого человека. Для Герцена, например, имя Робинзона Крузо было нарицательным, как символ упорства и воли к жизни.

В России читатели познакомились с романом в 1720 году по французскому переводу, а в 1762 году известный переводчик Яков Трусов перевел его на русский язык с французского оригинала. Первый полный перевод романа Дефо на русский язык был сделай П. А. Корсаковым и получил высокую оценку Белинского.

В 1934 году К. И. Чуковский талантливо пересказал роман для детей младшего возраста под названием «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». В 1955 году М. А. Шишмарева сделала более полный перевод романа Дефо для подростков.

«Робинзон Крузо», как никакое другое художественное произведение, породил бесчисленное количество переделок и подражаний - так называемых робинзонад. Известны, например, французский, датский, голландский, греческий, немецкий «Робинзоны». В них изображалась трудовая жизни одного человека или группы людей в условиях необитаемого острова.

В России издавались переделки романа Дефо, сделанные немецким педагогом и писателем Иоахимом Кампе. Эти книги подверглись критике В. Г. Белинского, поскольку Кампе выхолостил всю сущность романа и превратил его в назидательный трактат, в котором: проповедовал идею послушания: «Молись и трудись». В 1895 году русские дети получили еще одну робинзонаду. На этот на необитаемый остров попала девочка. «Елена-Робинзон» - так называлась книга Э. Гранстрема.

Высоко ценил роман Дефо Ч. Диккенс. Но все же он отмечал некоторую ограниченность Дефо. Он упрекал автора «Робинзона» в том, что тот не показал характера своего героя в развитии. И действительно, эмоциональная жизнь Робинзона сведена к минимуму, тогда как интеллект заметно развивается. Причина этой ограниченности понятна. Философия эпохи Просвещения строилась на вере в разум человека, в его рациональную и интеллектуальную деятельность, которая должна была перестроить мир на разумных началах.

1.2 Жизненный путь Д. Дефо.

Эта книга будет первая, которую прочтет мой Эмиль, она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займёт в ней почетное место. По ней мы будем проверять степень развития наших суждений…её чтение всегда будет нам приятно.

Что за волшебная книга? Аристотель? Плиний? Бюффон? - Нет, это - «Робинзон Крузе».

Жан Жак Руссо.

Даниэль Дефо - английский писатель, публицист, журналист, основоположник экономической журналистики, популяризатор жанра романа в Великобритании, автор романа о Робинзоне Крузо - родился примерно в 1660 г. недалеко от английской столицы, в Криплгейте. Отец, торговец мясом, готовил его карьере пресвитерианского пастора и отдал в духовную семинарию, Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне, где его сын изучал классическую литературу, а также латынь и греческий. Однако Дефо-младшего влекла совершенно другая стезя - коммерческая деятельность, торговля.

После окончания академии он поступил на работу к чулочному торговцу приказчиком, неоднократно предпринимал деловые поездки в Испанию, Португалию, Францию, Италию. В дальнейшем он приобрел собственное чулочное производство, было в его предпринимательской биографии управление и владение крупным заводом, выпускавшим кирпичи и черепицу. В этом смысле Дефо являлся человеком своего времени: тогда таких коммерсантов-авантюристов было немало, и он оказался в числе тех, чья коммерческая деятельность в итоге завершилась банкротством.

Однако предпринимательство было далеко не единственным интересом Даниэля Дефо; он проживал яркую и насыщенную жизнь <#"justify">1.3 Анализ романа Робинзон Крузо

Когда почти шестидесятилетний известный журналист и публицист Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) писал в 1719 году "Робинзона Крузо", он меньше всего думал о том, что из-под его пера выходит новаторское произведение, первый в литературе Просвещения роман. Он не предполагал, что именно этому тексту потомки отдадут предпочтение из 375 произведений, уже опубликованных за его подписью и заслуживших ему почетное имя "отца английской журналистики".

Историки литературы считают, что на самом деле он написал значительно больше, только опознать его произведения, изданные под разными псевдонимами, в широком потоке английской прессы рубежа XVII-XVIII веков непросто.

За спиной у Дефо к моменту создания романа был огромный жизненный опыт: он выходец из низшего класса, в юности он был участником мятежа герцога Монмутского, избежал казни, путешествовал по Европе и разговаривал на шести языках, познал улыбки и измены Фортуны. Его ценности - богатство, преуспевание, личная ответственность человека перед Богом и собой - это типично пуританские, буржуазные ценности, и биография Дефо - красочная, исполненная событиями биография буржуа эпохи первоначального накопления.

Он всю жизнь затевал разные предприятия и говорил о себе: "Тринадцать раз я становился богат и снова беден". Политико-литературная активность привела его к гражданской казни у позорного столба. Для одного из журналов Дефо и написал поддельную автобиографию Робинзона Крузо, в подлинность которой должны были поверить (и поверили) его читатели.

Сюжет романа опирается на реальную историю, рассказанную капитаном Вудсом Роджерсом в отчете о его путешествии, который Дефо мог прочитать в прессе. Капитан Роджерс рассказал, как его матросы сняли с необитаемого островка в Атлантическом океане человека, проведшего там в одиночестве четыре года и пять месяцев.

Александр Селкирк, помощник капитана на английском судне, отличавшийся буйным нравом, поссорился со своим капитаном и был высажен на остров с ружьем, порохом, запасом табака и Библией. Когда его нашли матросы Роджерса, он был одет в козлиные шкуры и "выглядел более диким, чем рогатые первообладатели этого одеяния".

Он разучился говорить, по дороге в Англию прятал в укромных местах корабля сухари, и потребовалось время, чтобы он вернулся в цивилизованное состояние.

А) История создания (переводы романа)

За свою длинную жизнь Д. Дефо написал много книг. Но ни одна из них не имела такого успеха, как «Приключения Робинзона Крузо». К написанию романа Д. Дефо подтолкнула встреча с Александром Селкирном - штурманом судна «Пять портов». Он и рассказал Дефо свою удивительную историю. Селкирк поссорился на корабле с капитаном, и тот высадил его на необитаемый остров близ берегов Чили. Там он прожил четыре года и четыре месяца, питаясь мясом коз и черепах, фруктами и рыбой. Сначала ему было тяжело, но позднее он научился понимать природу, овладел и припомнил немало ремесел. Однажды к этому острову пристав бристольский корабль «Герцог» под командованием Вудса Роджерса, который и забрал на свой борт Александра Селкирка. Все рассказы Селкирка Роджерс записал к судовом журналу. Когда эти записи были обнародованы, о Селкирке заговорили в Лондоне, как о чуде.

Д. Дефо использовал рассказы о приключениях штурмана и написал свой роман <#"justify">Б) Воспитательное значение романа

Наибольшей славы Даниэлю Дефо принес роман "Робинзон Крузо". По мнению исследователей творчества писателя, непосредственным толчком к написанию романа стал эпизод с корабельного дневника капитана Вудса

Роджерса, опубликованного под названием "Путешествие вокруг света от XVII08 к ХУИШ года". Впоследствии по материалам этого дневника известный журналист Стиль напечатал статью о приключениях шотландского матроса, который, как считают, в определенной степени был прототипом Робинзона Крузо.

Существует предположение, что в гостинице "Ландогер Трау" состоялась встреча Д. Дефо с Александром Селькирка штурманом судна "Пять портов", который за непокорность капитану был высажен на необитаемый остров Хуан - Фернандес у берегов Чили. Там он прожил 4 года.

Д. Дефо перенес место пребывания своего героя к бассейну Атлантического океана, а время действия отнес примерно на 50 лет в прошлое, тем самым увеличив срок пребывания своего героя на необитаемом острове в 7 раз.

Отдавая дань тогдашней литературе, писатель дал такое название произведения, была созвучна его фабуле: "Жизнь и необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове вблизи американского побережья, недалеко от устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которой погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказы о не менее удивительный способ, которым его наконец освободили пираты. Написано им самим. ".

Характерные черты просветительского романа "Робинзон Крузо"

утверждение мысли, что разум и труд - главные движущие силы прогресса человечества.

достоверность повествования способствовала форма дневника.

введение повествования от первого лица, от имени самого героя, позволяла автору показать мир глазами обычного человека и одновременно раскрыть ее характер, чувства, моральные качества.

образ Робинзона Крузо подан в развитии.

в центре внимания не только экзотика безлюдного острова и захватывающие приключения, сколько человек, его переживания, чувства, когда она оставалась наедине с природой.

Робинзон - действенная и активная человек, настоящий сын своего времени, он ищет различных средств обнаружения собственных способностей и практицизма.

Робинзон - новый герой. Это не выдающаяся или исключительная личность, не исторический деятель, не мифический образ, а обычный человек, наделенное душой и умом. Автор воспевает активность простого человека в преобразовании окружающей действительности.

Образ главного героя имеет большое воспитательное значение;

Экстремальная ситуация становится критерием определения не только физической силы, а прежде человеческих качеств героя.

Художественное достижения романа - решение писателя заставить своего героя анализировать не только то, что он видит вокруг, но и то, что происходит в его душе.

Природа для Робинзона - мудрый учитель и проводник в его деятельности. Она - замечательный объект для преобразования, для выявления возможностей и способностей человека. В английском духовной культуре ХУIII века значительную роль играло учение Дж. Локка, который провозгласил приоритет опыта в умственной деятельности. Опыт проверяет правильность умственных предположений, способствует познанию истины. А человек приобретает опыт с помощью своих чувств. Эти мысли философа нашли художественное воплощение в романе Дефо.

Природа дала толчок для развития нравственных качеств героя. Благодаря ее постоянному влиянию, Робинзона будто проходят социальные проблемы, интриги и конфликты. Ему не нужно быть лицемерным, жадным, лживым. Пребывание на лоне природы и в согласии с ней вызвало к жизни только лучшие черты натуры - искренность, трудолюбие и способность быть естественным.

Особенность романа сочетание конкретики с широкими социальными и моральными обобщениями (Робинзон и людоеды; Робинзон и Пятница - это в понимании просветителей бы смоделирована в миниатюре социальная история человечества).

Главная идея произведения - прославление активности, трудовой энергии, ума и высоких моральных качеств человека, которые помогают ей овладевать миром, а также утверждение большое значение природы для духовного развития человечества.

"Робинзон Крузо" - образец реалистического романа эпохи Просвещения. Сюжет "Робинзон Крузо" был обусловлен прежде всего интересом английского общества к географических открытий и путешествий.

Новой в тогдашней литературе эта тема не была. Еще до Д. Дефо появлялись произведения, в которых рассказывалось о судьбе несчастных путешественников, заброшенных в нецивилизованного мира. 1674 в Англии опубликовали перевод книги арабского писателя ХП века Ибн Туфайль о приключениях Хаджи Бен Йокдане, который достиг большой мудрости, живя на острове совсем одиноко.

После появления романа Дефо литературоведческая наука обогатилась новым понятием - "робинзонада", что означает традиционный в литературе сюжет, построенный на изображении жизни и испытаний персонажа, попавшего в экстремальные условия, по определенным причинам был лишен человеческого общества.

Роман Робинзонада - отличительная черта литературы не только ХУШ века, а в следующих этапов в развитии мировой литературы. Образцами романов - робинзонад являются следующие произведения: "Остров Фельзенбург" И. Шнабеля (XVII 51), "Новый Робинзон" И. Кампе (XVII79), "Швейцарский Робинзон" Висса (Хулио 12-XVIII 27), "Отшельник Тихого океана" Пси слое (ХУШ 24), "Маугли" Киплинга (XVIII94-XVIII 95), "Русский Робинзон" С.Турбина (XVIII 79).

Современные писатели тоже создают робинзонады. Так, российская писательница Л. Петрушевская в сочинении "Новые робинзоны" изображает чувство современного человека, вынуждена бежать от абсурдного и чудовищного мира на лоно природы, чтобы спастись морально и физически.

В) Образ главного героя «Робинзон Крузо»

Образ Робинзона Крузо отнюдь не вымышленный, и основан на реальных историях моряков. Во времена Дефо основным и единственным видом передвижения на дальние расстояния было мореплавание. Неудивительно, что время от времени суда терпели крушения, и часто выживших выбрасывало на необитаемый остров. Мало кому удавалось вернуться и рассказать свои истории, однако такие люди были, и их биографии легли в основу произведения Даниэля Дефо.

Описание Робинзона Крузо происходит от первого лица и, читая книгу, проникаешься уважением и симпатией к главному герою. Радуясь и сопереживая, мы проходим с ним весь путь, начиная с рождения и заканчивая возвращением домой. Человек с завидным упорством и трудолюбием, оказавшийся по воле судьбы один в неизведанной местности, сразу ставит себе цели и трезво оценивает свои шансы выжить. Постепенно обустраивая жилье и хозяйство, он не теряет надежды на спасение и прикладывает максимум усилий для достижения поставленных задач. По-сути, он проделал весь путь от первобытного человека до зажиточного крестьянина, причем в одиночку, не имея при этом образования и специальных знаний.

В разных переводах и адаптациях это было основной идеей произведения, выживание и спасение. Однако Даниэль Дефо был достаточно умен, чтобы не ограничивать образ Робинзона Крузо лишь бытовыми проблемами. В произведении широко раскрыт духовный мир и психология главного героя. Его взросление и возмужание, впоследствии старение не могут остаться незамеченными для опытного читателя. Начиная с завидным энтузиазмом, Робинзон постепенно свыкается со своей судьбой, хотя и надежда на спасение не покидает его. Много размышляя над своим существованием, он понимает, что при всем обилии богатств, человек получает удовольствие, лишь от того, в чем действительно нуждается.

Чтобы не забыть человеческую речь, Робинзон начинает разговаривать с домашними животными, постоянно читает Библию. Лишь на 24 году жизни на острове ему посчастливилось поговорить с человеком из племени дикарей, которого он спас от гибели. Долгожданный собеседник Пятница, как прозвал его Робинзон, верно и преданно помогал ему в хозяйстве и стал его единственным другом. Помимо помощника, Пятница стал для него учеником, которому было необходимо научиться говорить, привить веру в Бога, отучить от привычек дикарей.

Впрочем, Робинзон был только рад, занятие не из легких и хоть как-то помогало ему отвлечься от грустных мыслей. Это были самые радостные годы жизни на острове, если их можно так назвать.

Спасение Робинзона также захватывающе и необычайно, как и его жизнь на острове. Благодаря своему другу Пятнице, ему удалось подавить бунт на корабле, зашедшем случайно на остров. Тем самым Робинзон Крузо спасает часть команды и с ними возвращается на материк. Бунтовщиков он оставляет на острове на своих бывших владениях, снабдив их всем необходимым, и благополучно возвращается домой.

История Робинзона Крузо - поучительна и захватывающа. Радует счастливый финал и возвращение, но становится немного грустно от того, что приключения завершились, и приходится расставаться с главным персонажем.

В последствии, Даниэлю Дефо пытались подражать многие авторы, да и он сам написал продолжение приключений Робинзона Крузо, однако ни одна книга не превзошла по популярности его шедевр.

Глава II. Система уроков по изучению романа Робинзон Крузо в 5 классе

.1 Анализ программы и методического аппарата учебника

дефо робинзон крузо роман

Анализ методических пособий для учителей также показал, что основное внимание в них сосредоточено на изучении нового материала и его закреплении; и почти не запрограммированы в них действия учителя, направленные на приведение знаний учащихся в систему, Таким образом, недостаточная обеспеченность методического аппарата учебников и методических пособий по математике, в частности по геометрии, материалом, нацеленным на более полное и отчетливое выделение знаний в систему, является первым фактором, определяющим актуальность проблемы.

Наблюдая за работой учителей, в особенности начинающих, мы заметили, что одна из причин слабого усвоения учащимися геометрии состоит в следующем. учитель, обычно следуя за учебником, "проходит" параграф за параграфом, не всегда показывает школьникам их взаимосвязи, слабо концентрирует внимание учащихся на главном, зачастую отсутствует хорошо продуманный итог урока с четкими, повторяемыми обобщениями и выводами. Обобщающие уроки по темам нередко превращаются в "натаскивание", в тренировку по решению задач, дублирующих варианты предстоящей контрольной работы. Организуя обобщение изученного материала в конце учебного года или курса, учитель, как правило, повторяет его в том же объеме и в том не порядке, что не соответствует принципу внутрипредметных связей. И только мастера педагогического труда активно связывают ранее изученный материал с новым, выделяют базис в изучаемом предмете и дают точную установку на его запоминание, т.е. проводят работу по систематизации знаний учащихся на различных этапах обучения.

Следовательно, вторым фактором, определяющим актуальность проблемы, является слабая деятельность учителя, направленная на систематизацию знаний учащихся при обучении геометрии.

Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента привели к следующим выводам: знания у большинства учащихся фрагментарны, что, несомненно, влияет на качество усвоения ими геометрии в целом. Данный вывод подтверждается также результатами констатирующего эксперимента, проведенного исследователем Л.Б.Виноградовой . Указанные недостатки знаний учащихся по геометрии являются третьим фактором, определяющим актуальность проблемы. Этот фактор, нетрудно заметить, является следствием двух предыдущих.

До середины 70-х годов практически не велась исследовательская работа по проблемам учебника. Можно лишь указать научные исследования Е.И.Перовского и Ф.М.Шустеф в области методического построения учебника. В настоящее время имеются отдельные исследования по проблемам школьного учебника. Так, в работе М.И.Ягодовского обоснована и экспериментально показана целесообразность сочетания учебника в узком смысле слова и задачника. Работа Г.Г.Репниковой посвящена выявлению методического построения текстов, обеспечивающих успешное использование учебника алгебры б класса для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Предметом исследования Д.Д.Зуева явились внетекстовые компоненты как органическая часть структуры школьного учебника (на примере гуманитарных предметов).

Замечаем, что крайне немногочисленна группа диссертаций по проблемам учебника, в особенности по проблемам его методического аппарата.

С 1974 года в нашей стране стал издаваться ежегодник "Проблемы школьного учебника" . Первые изданные двенадцать выпусков ежегодника свидетельствуют о том, что проблемы школьного учебника многогранны, актуальны, теория учебника находится в начальной стадии своего развития.

Ни в одной из рассмотренных нами работ не исследуется методический аппарат школьного учебника, в частности геометрии, в свете систематизации знаний. Следовательно, четвертым фактором, определяющим актуальность проблемы, является отсутствие теории конструирования учебника, который исследовался бы с позиции систематизации знаний учащихся.

Таким образом, изучение учебно-методической литературы, анализ работы учителей, личный опыт автора в качестве учителя математики (9 лет), а также наблюдения за работой учащихся, анализ их знаний позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования школьного учебника геометрии. Одним из таких направлений является разработка методического аппарата учебника с позиции систематизации знаний учащихся.

.2 Методические разработки

дефо робинзон крузо роман

Разработка урока литературы для 5 класса по роману Д, Дефо "Робинзон Крузо"

Цели рока:

Обсудить книгу Д. Дефо Робинзон Крузо.

Выявить знание текста учащимися.

Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

Развивать речь, память, мышление через постановку конкретных вопросов и ответов, работу с текстом.

Воспитывать положительные нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалку, изобретательность.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Сообщение ученика об авторе от имени Д.Дефо.

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.

) Сообщение ученика о прототипе героя.

В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.

Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.

Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.

Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.

. Работа с картой.

Ученик-географ (показывает на карте остров Масс-А-Тьерра (сейчас - остров Робинзона Крузо (возле побережья Чили)), а потом демонстрирует место, где мог расположиться выдуманный Д. Дефо остров: возле берегов Бразилии, возле устья реки Ориноко). Парадокс: остров, названный в честь героя, был, по замыслу автора, совсем в другой географической точке.

) Беседа по содержанию романа.

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто до конца прочитал роман. А теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали текст.

О ком говорится в следующем тексте? С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо.

В какой момент Робинзон произносит следующие слова? "Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей".

Про кого Робинзон говорит: ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны :меня полюбил:"

Что в романе имеет название «Отчаяние?»

Первое слово, выученное Пятницей?

К чему призвал юного Робинзона отец?

Что означает теория «золотой середины»?

Почему юноша не послушался отца и матери?

Почему Робинзон уходит в море?

Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?

Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?

А подготовлен ли Робинзон к морю

Как воспитан Робинзон?

Готов ли он к какой-нибудь деятельности?

Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?

Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?

Что главное в человеке разум или страсти?

Как называет свой остров Робинзон? И почему именно так?

Какие чувства не дают покоя Робинзону?

Научился ли Робинзон контролировать их.

Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше?

Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо?

Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему?

Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

Как пробует вести своё хозяйство, приспособиться к жизни на острове?

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

) Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился.

) Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос «Каким изображён Робинзон Крузо?»

Викторина

1.Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3-х томов: 1-й - 1719 г., 2-й - 1719 г., - «Дальнейшие приключения Р.Крузо», 3-й - 1720 г. - «Серьезные размышления Р.Крузо».)

2.Англичане XVII-XVIII веков иногда слышали от моряков о людях, живших какое-то время на необитаемых островах, назовите причину, по которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был жестокий обычай оставлять на островах в чем-либо провинившихся матросов.)

.Кто был прототипом Р.Крузо?

1.Джеймс Кук.

2.Александр Селькирк.

.Марко Поло.

1.Сколько лет было Р.Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие?

.18 лет.

2.27 лет.

.32 года.

1.Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на остров. Где он провел первую ночь?

.В пещере.

2.На берегу.

.На дереве. (Он боялся, что на острове водятся хищные звери.)

1.Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие инструменты и ружье?

.Переправил с разбитого корабля.

2.Их выбросило на берег.

.Нашел на острове в хижине.

1.Каких животных взял с корабля Р.Крузо?

.Двух кошек и собаку.

2.Морских свинок.

.Попугая.

1.Как Р.Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег?

.На себе.

2.На плоту.

.На шлюпке

1.Из каких зерен вырастил урожай Р.Крузо?

.Из риса, ячменя.

2.Из пшеницы, овса.

.Из гречки, кукурузы.

1.Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду? (Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)

2.Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р.Крузо, чтобы их отпугнуть?

1.Повесил подстреленных птиц на высоком столбе.

2.Поставил чучело.

.Бегал по полю, крича и размахивая руками.

1.Какой посудой пользовался Робинзон?

.Сплетенной из прутьев.

2.Глиняной.

.Деревянной.

1.На одиннадцатом году пребывания на острове Р.Крузо приручил животное. Какое?

.Лошадь.

2.Козу.

.Барана.

1.Какой фразе в первую очередь научил попугая Р.Крузо?

2.«Робинзон родился в Англии. Хочу домой».

.«Мы вернемся домой».

1.Незадолго до конца жизни на острове Р.Крузо спас от смерти дикаря. Как его звали?

.Суббота.

2.Понедельник.

.Пятница.

1.Сколько лет прожил на острове Р.Крузо?

.28 лет.

2.32 года.

.15 лет.

1.Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров?

.Кошку и собаку.

2.Пятницу и попугая.

.Пятницу и собаку.

1.Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров, описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)

2.Благодаря чему Р.Крузо, живя на необитаемом острове, сумел остаться в живых?

1.Продуктам, которые взял с корабля.

2.Оружию.

.Энергии, настойчивости и труду.

Заключение

Мы можем сделать вывод, что исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности.

Исследовательская работа как метод преподавания - это развитие умения самостоятельного анализа литературного произведения. Основной прием при исследовательском методе преподавания - это постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Конечно, исследовательская деятельность не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил. Тем не менее, исследовательская деятельность необходима при проведении современного урока литературы, ведь современный урок - это, прежде всего, такой урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика. В силу своей гибкости, вариативности, будучи зоной свободного поиска, исследовательская работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.

Не смотря на то, что исследовательская деятельность не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, то есть деятельности, носящей характер практического или художественного творчества, она связана с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием, с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников. Исследовательская деятельность в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику "открыть" новое знание или способ действия.

Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает повысить глубину осознания и понимания произведения, а также, способствует более эффективному восприятию литературного произведения школьниками. В связи с этим, именно сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников.

Список использованной литературы

1. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 2002.

. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Вако, 2005.

. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.

. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

. Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. - М., 1969.

. Методика преподавания литературы. Подред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. В2-хчастях. Ч.1. -- М.,2002.

. Методика преподавания литературы: Под ред. З. Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в школе. - М., 1971.

Похожие работы на - Теоретические основы изучения творчества Д. Дефо в 5 классе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!