Особенности создания электронного портфолио студента
Содержание
Введение
. Общие сведения о портфолио
.1 Структура портфолио
.2 Содержание портфолио
.3 Оценка портфолио
. Программы для формирования
портфолио
.1 Использование электронного
портфолио в зарубежных ВУЗах
.2 Использование электронного
портфолио в Российских ВУЗах
Заключение
Список использованных
источников
Введение
В последнее время все чаще возникает необходимость составить
«презентацию» показывающую собственные сильные стороны человека. Данный
материал может быть полезен при устройстве на работу, поступлении в учебное
заведение, получении контракта на выполнение какой-либо работы и т. д.
Существует специальные термин, обозначающий данную презентацию - «портфолио».
Данное слово произошло от итальянского portfolio, что в переводе означает «портфель,
папка для документов». В соответствии с переводом можно дать и вольное
определение данного термина. Портфолио - это сборник (портфель, папка) образцов
работ, дающих представление о возможностях автора портфолио.
Содержание портфолио определяется направлением деятельности лица (или
фирмы) для которого оно составляется. Портфолио фотографа содержит образцы его
фотографий. В случае веб-дизайнера элементами портфолио будут являться ссылка
на сайты за его авторством. Портфолио фотомодели содержит фотографии, сделанные
на фотосессиях с ее участием. Портфолио актера содержит его фильмографию и
особенно удачные кадры из кинофильмов или спектаклей.
В связи с широким распространением компьютерной техники она начинает
использоваться во все новых сферах человеческой деятельности. Не обошла
стороной компьютеризация и процесс создания портфолио. В связи с тем, что
достаточно часто возникает необходимость передать портфолио людям, находящимся
в географически удаленном регионе, возможность создания портфолио в электронном
виде становится все более актуальной.
Цель исследования: изучение основных принципов, используемых в процессе
создания электронного портфолио. В силу того, что содержимое портфолио
однозначно определяется профилем деятельности того лица, для которого оно
создается, в процессе выполнения настоящей работы необходимо определить данное
лицо. Все рассмотренные в основной части работы вопросы будут раскрываться
применительно к созданию портфолио студента.
Объект исследования: процесс создания портфолио.
Предмет исследования: исследование применения компьютерной техники в
создании электронного портфолио.
Задачи исследования:
. изучить принципы создания портфолио
. провести анализ инструментальных средств, которые могут быть
использованы при создании портфолио
. создать портфолио
Методы исследования:
. теоретический
. сравнительный
. практический
Практическая значимость исследования представляет собой возможность
сохранить документальное подтверждение достижений студента в процессе его
обучения в ВУЗе.
1. Общие сведения о портфолио
.1 Структура
портфолио
В основу структуры портфолио положено формирование общей и
профессиональной компетенции студента (Рисунок 1).
Под компетенцией понимается способность применять знания, умения,
личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в
определенной области [1, с. 114].
Рисунок 1 - Структура портфолио
Общая компетенция - совокупность социально-личностных качеств выпускника,
обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном
уровне. К общей компетенции относят информационно-коммуникативную,
исследовательскую и рефлексивную компетенции (см. Рисунок 2).
Рисунок 2 - Составные части общей компетенции
Информационно-коммуникативная компетенция представляет собой качественную
характеристику личности специалиста, выраженную в совокупности профессиональных
знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, позволяющих ориентироваться и
адаптироваться в динамичном информационно-коммуникативном пространстве.
В структуре информационно-коммуникативной компетенции личности можно
выделить следующие компоненты [5, с. 84]:
- когнитивный (готовность и способность к овладению новой
информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);
- мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на
выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);
- коммуникативный (знание, понимание, применение технических
средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);
- рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с
расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной
деятельности);
- технологический (понимание принципов работы и возможностей
информационных технологий).
Информационно-коммуникативная компетентность является сформированной
студентом способностью использовать полученные посредством образования и
обучения навыки и умения в сфере создания, сохранения и передачи информации с
применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную
культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной
деятельности.
Исследовательская компетенция - это совокупность умений студента
выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских
задач в профессиональной деятельности (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 - Средства выражения результатов сформированной
исследовательской компетенции
К компонентам исследовательской компетенции относят [5, с. 91]:
- когнитивный компонент: рассматривается как совокупность
знаний и понятий, которые необходимы студенту, чтобы ставить и решать
исследовательские задачи в своей учебной и творческой деятельности.
- мотивационный компонент: смысл, который исследовательская
деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.
- ориентировочный компонент: совокупность умений,
обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях и построение образа
того, как оно может быть получено в существующих условиях.
- операциональный компонент исследовательской компетенции:
совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые
для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
Рисунок 4 - Средства выражения результатов сформированной рефлексивной
компетенции
Рефлексивная компетенция представляет собой профессиональное качество
личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные
процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и
саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности,
достижению ее максимальной эффективности и результативности (Рисунок 4).
К компонентам рефлексивной компетенции относят [5, с. 95]:
- когнитивный компонент: знания о том, что такое рефлексия и
как ее осуществлять;
- операциональный компонент: применение рефлексивных умений и
навыков, прежде всего, навыков саморазвития и самосовершенствования: постановки
адекватных задач, стремления к их достижению, точного определения задач,
выполнения действий, осуществления контроля и самоконтроля в деятельности;
- личностный компонент: ценностное отношение к рефлексии
находит свое проявление в повышении уровня рефлексивности как значимого
личностного качества.
Профессиональная компетенция - способность действовать на основе
имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области
профессиональной деятельности.
Профессиональная компетенция студентов формируется в процессе изучения
общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей (см. Рисунок 5).
Рисунок 5 - Составные части профессиональной
компетенции
Общепрофессионалъные дисциплины - совокупность учебных дисциплин,
содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности и раскрывает
варианты компетентностной подготовки специалистов. Профессиональный модуль -
это отдельная, законченная единица (начальной или непрерывной) профессиональной
подготовки, имеющая некий размер, доступ к которой контролируется путем
соблюдения предварительных условий и целей обучения и которая позволяет
получить контролируемый и аттестованный результат.
Рисунок 6 - Результаты участия в общественно-полезной деятельности
Общественно-полезная деятельность - данный раздел портфолио может
содержать материалы тех мероприятий, в которых принимал участие студент:
фотоотчеты, видеоматериалы, конкурсные плакаты, рисунки, эмблемы, паспорта
проектов, публикации в СМИ, каталоги, а также грамоты, дипломы, сертификаты,
разработки проводимых мероприятий (см. Рисунок 6). В настоящем разделе
определена общая структура некоего «универсального» портфолио студента, которая
может быть использована в качестве основы для построения реальной личностной
«презентации». Естественно, что на практике в состав портфолио могут быть
включены далеко не все из описанных выше разделов. Однако наличие подобного
описания дает достаточно полное представление о том, какая информация может
быть отражена в портфолио студента.
1.2 Содержание
портфолио
Основной целью создания портфолио студента является накопление и
сохранение документальных подтверждений собственных достижений студента в
процессе его обучение в ВУЗе. Задача составления портфолио решается студентом
самостоятельно. Сотрудники ВУЗа могут лишь дать студенту общие рекомендации по
ведению портфолио и посодействовать в размещении готово портфолио для
ознакомления с ним потенциальных работодателей. Созданное в процессе обучения
студента портфолио будет являться наглядной демонстрацией его достижений и
может послужить одним из факторов, основываясь на котором работодатель примет
решение о приеме на работу именно автора портфолио. Однако помимо повышения
конкурентоспособности будущего специалиста при помощи портфолио могут быть выполнены
и некоторые другие функции [1, с. 24]:
- Мотивации к образовательным достижениям. При условии ведения
студентов собственного портфолио, вполне естественно, что он будет стремиться к
его наполнению: участию в конкурсах, семинарах, получению высоких оценок,
успешном прохождении практики.
- Приобретение опыта к деловой конкуренции. Необходимость
составления портфолио прививает студенту навыки в представлении собственных
достижений в выгодном свете по отношению к потенциальным конкурентам.
- Обоснованная реализация самообразования для развития
профессиональных компетентностей. Необходимость составления портфолио,
стремление к получению преимуществ по сравнению с другими студентами, часто
приводит к желанию получения дополнительных знаний в профессиональной области и
повышения собственной профессиональной компетенции.
- Выработка умения объективно оценивать уровень своих
профессиональных компетентностей. Необходимость представления собственных
достижений в более выгодным, по сравнению с другими студентами, свете приводит
к тому, что автор портфолио стремится подчеркнуть и, в конечном итоге, развить
свои наиболее сильные стороны.
- Часть 1 «Введние» - краткая биографическая информация о себе,
о целях портфолио, его структуре и особенностях.
- Часть 2 «Мои достижения» - материалы, свидетельствующие о
признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного,
учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного
опыта.
- Часть 3 «Я в мире людей» - материалы, свидетельствующие о
накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби,
интересах, кумирах и т.п.
- Часть 4 «Взгляд не себя и в будущее» - материалы, содержащие
самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе,
своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии
мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и
профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.
- Часть 5 «Заключение» - обобщение всего сказанного и
показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на
важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и
профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.
Рассмотрим содержания указанных разделов более подробно.
Часть 1 («Введение») содержит следующие элементы:
- Фотография.
- Резюме.
- Цели и задачи составления портфолио.
- Структуру портфолио.
- Специфические характеристики портфолио.
Часть 2 («Мои достижения») содержит следующую информацию:
- Официальные документы:
o документы об окончании школы;
o сертификаты официально признанных международных, российских,
региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий;
o документы об участии в грантах, окончании музыкальной,
художественной, спортивной или иной школы;
o сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии
в проектах и программах;
o журнальные, газетные и фото документы и иные документы,
свидетельствующие об успехах;
o список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл,
потерял, украли) не может быть задокументирован.
- Жизненный опыт:
o автобиография;
o эссе «Взгляд в прошлое»;
o анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка,
вес в сегодняшней жизни;
o основные этапы становления личности, факторы, события, люди,
повлиявшие на это;
o газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства
очевидцев;
o характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц об
авторе портфолио;
o отзывы с мест работы.
- Обучение в ВУЗе, предпрофессиональная и профессиональная
подготовка:
o оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним;
o любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения;
o основные периоды и этапы учения;
o изменения взглядов на свою будущую профессию, ВУЗ;
o список курсовых и дипломных работ;
o отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей
учебных, преддипломных и дипломных практик;
o список мест прохождения практик и выполненных работ.
- Научная деятельность:
o список научных работ;
o научная переписка;
o аннотации к работам автора портфолио;
o рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных
пособий;
o эссе «О науке» и т.п.;
- Курсы по выбору и творческие работы:
o список дополнительны курсов, оценки, сертификаты,
комментарии, приобретенные компетенции;
o список или структурированное представление в том или ином
виде творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.;
Часть 3 («Я в мире людей») содержит следующую информацию:
- Участие в общественной жизни:
o характер общественной активности автора;
o занимаемые посты;
o проекты и программы, в которых участвовал автор, их результативность.
- Друзья и любимые люди:
o близкие друзья автора как в ВУЗе, так и вне его, сфера их
занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и
т.п.;
o родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера
занятий, привлекательные черты.
- Мои кумиры - люди: актеры, ученые, писатели спортсмены и
т.п., являющиеся для автора портфолио, в определенном смысле, эталонами жизни и
поведения, их портреты.
- Хобби, интересы - сфера свободных интересов автора, его
занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в
профессиональной жизни, в частности
Часть 4 («Взгляд на себя и в будущее») содержит следующую информацию:
- «Я» - взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны,
мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни.
- Мои ценности и идеалы - описывается то, что с точки зрения
автора является наиболее важным, то к чему он стремится, что он уважает.
- Мир вокруг меня - оценка событий автором происходящих в мире
и вокруг него, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и
опасностей.
- Мои жизненные планы - представление автора о собственной
миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах,
средствах и времени их достижения и т.п.
- Мой девиз - девиз, кредо автора на новом этапе жизни
Часть 5 («Заключение») может содержать следующую информацию:
- Важнейшие аспекты личности.
- Наиболее важные компетенции.
- Важнейшие аспекты опыта.
- Направления взаимодействия с работодателем.
Рассматривая приведенную выше структуру может показаться, что задача
создания портфолио является ничуть не менее сложной, чем сам процесс обучения в
ВУЗе. Однако, на практике автор редко создает собственное портфолио, содержащее
все описанные разделы. В зависимости от специальности студента акцент может быть
сделан только на определенных разделах. Студенты технических специальностей
постараются подчеркнуть результаты научной деятельности, наличие
профессиональной переподготовки, наличие сертификатов, дипломов и т. д.
Журналист постарается сосредоточиться на написании эссе. Артист попытается
заострить внимание на участие в творческой жизни ВУЗа и т. д.
Таким образом, приведенная структура является лишь неким шаблоном, из
которого студент выберет только те разделы, которые необходимы именно ему.
1.3 Оценка
портфолио
Портфолио студента, по своей сути представляет собой отчет о результатах
его обучения. При этом в качестве результатов рассматриваются как
профессиональные достижения по выбранной специальности, так и не связанные с
основной профессией достижения. В процессе изучения портфолио заинтересованными
лицами (работодателем, руководством учебного заведения и т. д.) возникает
резонный вопрос - по каким критериям можно выбрать наилучшего студента, имея в
своем распоряжении только портфолио? Какие разделы портфолио являются
действительно важными, а какие дают только общие сведения о студенте. В
настоящем разделе работы будет сделана попытка сформулировать некоторые
принципы, которые могут быть использованы на практике при оценке портфолио
студентов. В настоящее время в образовательных учреждениях часто используется
бальная система оценки портфолио [6]:
баллов. Помещенные в портфолио документы (материалы) демонстрируют
глубокие знания, навыки и понимание студентом требований образовательных
стандартов. Материалы портфолио иллюстрируют независимое мышление и
разнообразие методов составления текстов и документов, нестандартное решение
проблем и применение разных способов коммуникации (общения), всестороннее
понимание студентом всех главных теоретических вопросов и использование
связанных с ними практических умений и прикладных навыков. Студент умеет
анализировать и интегрировать информацию, делать всесторонние выводы, точные
прогнозы развития изучаемых процессов на основе использования предоставленной
информации, решать проблемы, соответствующие данному уровню подготовки, а также
то, что он усвоил социальные нормы, ценности, установки, представления общества
и встроил их в собственную систему норм и ценностей в процессе социализации.
балла. Представленные в портфолио документы демонстрируют знания, навыки
и понимание студентом образовательных стандартов и критериев подготовки
специалиста. Материал иллюстрирует знание студентом основных теоретических
вопросов и использование практических умений и прикладных навыков. Этот
материал должен доказательно подтвердить то, что студент умеет анализировать и
сравнивать информацию, формулировать выводы, делать логичные прогнозы развития
изучаемых процессов на основе использования предоставленной информации, а также
что он усвоил социальные нормы и ценности.
Материал портфолио подтверждает использование студентом полученной
информации с целью организации коммуникации или решения проблем. В нем
содержатся доказательства способности студента интерпретировать и использовать
письменные инструкции, диаграммы, карты, графики, таблицы, того, что
информация, полученная студентом, была преобразована из опубликованных
(печатных), электронных или онлайн-источников. В целом материал портфолио
иллюстрирует квалифицированный уровень подготовки студента, навыки
представления им документов.
балла.