Методика работы над словарем учащихся на уроках русского языка в младших классах

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,75 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика работы над словарем учащихся на уроках русского языка в младших классах














ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Методика работы над словарем учащихся на уроках русского языка в младших классах

Введение

речь словарь упражнение ребенок

Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты.

Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета. [24,5]

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку, до IV класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки.

Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы многих педагогов по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Эта тема не случайно выбрана нами как образец работы по обогащению речи младших школьников. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.

Мы предполагаем, что обязательное введение словарной работы в урок русского языка в начальных классах очень необходимо, особенно этап уточнения словаря.

Актуальность введения словарной работы в урок русского языка в начальной школе становится не только очевидной, но и просто необходимой.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения.

Выявление проблемы и актуальности темы, позволяет сформулировать цель исследования - проанализировать методы работы над словарем учащихся.

Объектом исследования является речевая деятельность.

Предметом исследования стала словарная работа как целесообразно построенная работа.

В соответствии с целью и предметом исследования, определяем задачи исследования:

проанализировать особенности формирования детского словаря;

рассмотреть понятие активизация словаря.

систематизировать основные типы словарных упражнений.

провести эксперимент, и выявить уровень знаний детей.

Методы исследования:

теоретический анализ;

беседа;

наблюдение.

Данная дипломная работа состоит из:

двух глав;

введения;

заключения;

списка использованной литературы.

1. Овладение ребенка речью

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гудения, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Первоначально ребенок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишенными четкого грамматического оформления.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. [24, 3.]

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. [46, 4.]

Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает интуитивно улавливать в языке систему, его закономерности. В его высказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных падежных, временных, родовых и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребенок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (по-видимому, в этом важная роль принадлежит аналогиям). К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля, разумеется. [24, 6]

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие речевого развития ребенка, как уже было отмечено, - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Так же чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа. [46, 5.]

Речевая среда - это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий. [40, 25.]

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний.

Материал должен быть значимым (общественно значимым или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. [20, 25.]

Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике. Бывает, что взрослые и даже учителя недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.

Во-вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом.

И чтение, и письмо - это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз (например, размеры предложений в письменной речи всегда больше, чем в устной, чаще используются сложные предложения), в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов - повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи и пр., знакомятся с их стилистическими различиями.

Третья область работы школы по развитию речи - это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Руководство в этой сложной работе - методика развития речи учащихся.

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. [46, 15.]

Речь - очень широкая сфера деятельности человека.

В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т.п. - представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового.

В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:

  1. Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.
  2. Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для рассказа и сочинения.
  3. Круг умений, связанных с планированием своего сочинения или рассказа, с его композицией, построением.
  4. Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего рассказа, сочинения.
  5. Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием.
  6. Совершенствование написанного: проверка и исправление.

Подобным же образом определяются конкретные умения учащихся в области словарной, синтаксической работы. Понимание того, над какими умениями проходит работа на данном уроке, способствует осуществлению принципа систематичности в работе по развитию речи.

Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были б более или менее равномерно представлены все доступные возрасту/ виды работ, например все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанными и пр.

Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху. [16, 45.]

Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

а)обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.;

б)обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем обеспечить речевую практику для учащихся;

в)обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;

г)вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;

д)создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи. [2, 14.]

2. Методика работы над словарем


Слово - основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Нельзя забывать и того, что большинство слов имеют по нескольку значений (например, свежая газета и свежий ветерок), иногда едва уловимых оттенков. Многозначность слов добавляет еще тысячи, т.е. в сущности новых слов-омонимов, смысл и оттенки которых становятся понятными лишь в контексте, лишь с учетом ситуации.

Кроме того, многие слова обладают устойчивой сочетаемостью с другими словами, например: вводить в заблуждение, себе на уме, сесть в калошу.

Богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Особенность словарной работы в школе (как, впрочем, и многих других видов работы по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, с изобразительным искусством, с производительным трудом, со спортом, с играми и т.д. по разным данным, дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся в среднем составляет от8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Подсчитано что более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка - чтения и грамматики. Следовательно, для нормального обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью и особенностями употребления - еще 5-6 слов.

Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. [10, 125.]

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются четыре направления:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов.

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

В-четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в «Книгах для чтения», в учебниках русского языка, природоведения, а также речь учителя, внеклассное чтение учащихся. Учебные книги играют особенно важную роль: они составлены так, чтобы каждый новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны, доступную лексику.

Словарная работа - прекрасное воспитательное средство, она неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Это обеспечивает глубокое понимание значения слов и уместности из употребления в данном тексте. Цель - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребенка.

Напомним, что словарная работа планируется так, чтобы в словарь учащихся на одном уроке вводилось не более 3-5 новых слов и еще с несколькими словами проводилась бы работа по уточнению значений, выяснению их оттенков. Словарная работа это хорошо организованная, педагогическая работа, это этап урока, на который отводится определенный отрезок времени.

Очень часто в школах словарная работа упрощена. Многие учителя предлагают детям для списывания в словарик 3-5 слов для заучивания.

Существуют разнообразные варианты проведения словарной работы.

Можно с детьми поиграть в игру. Загадывать загадки, а ответ на них и будет новым словом. Есть вариант другой игры. Можно на доске написать несколько слов, и предложить ученикам составить с ними словосочетание.

Затем объясняются значения новых слов. Дети вспоминают, где они могли слышать эти слова в жизни. [41, 115.]

Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Например, слово омет понятно из предложения: Солому сложили в высокий омет; ходики - На стене мерно тикают ходики, время показывают и т.п. Желательно, чтобы такие новые слова включались в предложения самими учащимися - теми, кто эти слова понимает. Прием тем полезен, что приучает детей понимать смысл новых слов в контексте. Это умение пригодится детям при самостоятельном чтении художественной литературы.

Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком. Так, слово тусклый становится понятным, если ему противопоставить слово яркий;

Самый простой способ - это показ предмета или действия, обозначаемого словом.

Иногда можно ограничиться показом рисунка или иллюстрации. При этом для объяснения имен существительных и прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов - сюжетные, где есть действие.

Прием показа используется для объяснения слов с конкретным значением, и то далеко не всех. Этот прием, который может быть назван предметным, дополняется другими - языковыми и логическими - приемами.

Объясняя значение слова через его словообразовательный анализ, дети приучаются проникать в структуру слова, обнаруживать его корень, другие морфемы, улавливать родство слов. Текст художественного произведения - это наилучшее условие для проведения словообразовательного анализа в соединении с анализом значений слов. [45, 213.]

2.2 Активизация словаря

Слово может быть усвоено активно и пассивно: активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное - лишь понимание этого слова, без его употребления.

Активизация словаря - это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, составленных по заданию учителю предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях.

Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать (т.е. перенести из пассивного в активный словарь) как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов.

Активизация словаря - одна из важнейших линий словарной работы на уроках. Следовательно, учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующие систематической, ежеурочной опоры на читаемые тексты, на наблюдение, на те слова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.

М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок. [47, 35.]

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно сознание.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткий, отзывчивость, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лексика в них разнообразна по тематике: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, верность, милосердие, тактичный и т.д. А ведь работа с данной лексикой необходима и возможна практически на любом уроке грамматики и правописания, и учебник открывает для этого большие возможности.

В школе, как правило, педагог не использует возможности урока в нравственном просвещении учащихся, да и материал учебников построен таким образом, что решает в основном познавательные задачи.

С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.

. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).

. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).

Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.

. Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.

В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря младших школьников необходимой лексикой:

Во-первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.

Таким образом, цель словарной работы в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято, понято со всеми его оттенками и усвоено, т.е. вошло бы в его словарь. [25, 54]

2.3 Задачи и содержание словарной работы

В методических исследованиях одной из главных задач словарной работы справедливо признается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.

Поскольку словарный запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, задачу его обогащения нельзя сводить к введению в активный словарь детей отдельных слов и выражений. Основа обогащения детского словаря - введение в языковое сознание ребенка рядов отбора лексических элементов - языковых словарных объединений, система которых позволяет отобрать для любого отрезка речи нужные, единственно необходимые слова, сформировать микротемы, лежащие в основе логического построения высказывания. Освоение системных связей лексико-семантического уровня разносторонне обогатит индивидуальный словарь, являющийся, как говорил К.Д. Ушинский, «духовным богатством» ребенка. Богатство индивидуального словаря проявляется в разнообразии речи. «Чем больше различных и неповторимых элементов языка приходится на одну и ту же «площадь» речи, тем богаче речь».

Задача обогащения детского словаря решается: 1) в плане порождения речи; 2) в плане восприятия речи.

В плане порождения речи учитель должен добиваться от учащихся свободного владения языковыми системными объединениями слов при построении собственного высказывания, умения создавать индивидуально - контекстуальные объединения слов по типу языковых, умения свободной замены слов в целях уточнения смысла высказывания, создания образности, выразительности, стилистической целесообразности соответствующего произведения речи.

Особой проблемой в данном случае является отбор лексического материала. Это могут быть пласты лексики, неизвестные детям, объединенные тематически, например: лексика, обозначающая реалии типографской промышленности; лексика, обозначающая рабочие профессии, и др. Работа может проводиться над синонимическими рядами слов, члены которых отличаются смысловыми оттенками, эмоционально-экспрессивной окраской, стилистической характеристикой, над антонимическими рядами слов.

Анализ названных групп лексики важно связывать с планируемыми устными и письменными высказываниями учащихся.

В плане восприятия речи задачи обогащения словарного запаса учащихся заключаются в том, что учитель добивается от детей адекватного восприятия смысла слова в тексте со всеми контекстуальными оттенками, наращениями, формирует способность восприятия словесных образных элементов в составе художественного текста во всем их смысловом и эмоционально-экспрессивном объеме, воспитывает у учащихся умение объяснить значение слова, особенности его употребления. В данном случае происходит расширение пассивного словаря детей, т.е. расширение круга знакомых слов, которые дети не используют в своей речи. [26,27]

В процессе проведения словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как правильность, точность, уместность, выразительность. Отсюда задачи формирования у учащихся осмысленного целесообразного словоупотребления, формирования у детей умения выбирать такие лексические средства, которые соответствовали бы теме высказываниям, его назначению, стилю.

Проведенная словарная работа должна содействовать осмысленному словоупотреблению при пересказе учащимися текста.

Необходимо воспитывать у детей умение оценивать речь. Задания, связанные с оценкой словоупотребления в соответствии с качествами хорошей речи, полезно включать в план отзыва на сочинение.

Словарная работа должна опираться на лингво-теоретические знания учащихся, приобретенные в процессе изучения лексики и фразеологии.

Составной, органической частью словарной работы должна быть работа над смыслом слова в контексте художественной речи, а также в контексте речи деловой, научной и публицистической.

Словарная работа органически связанна со всеми видами работы по развитию связной речи и является лишь одним из аспектов многогранного целого. [10, 125.]

2.4 Основные типы словарных упражнений

Лексические и словарные упражнения теснейшим образом связаны между собой, и в ряде случаев их трудно разграничить, так как в основе и тех и других лежит работа над словом.

Учитель должен дифференцировать эти упражнения, потому что с помощью такой дифференциации можно строже определить содержание словарной работы в аспекте развития речи.

Лексические упражнения проводятся прежде всего в целях закрепления знаний по лексике и формирования на этой основе определенных лексических умений. Так, к лексическим относятся упражнения, служащие развитию умения находить лексическое явление, отграничивать его от других лексических явлений [6,25] (выявление неологизмов, омонимов, многозначности и т.п. логический анализ структуры определений лексических понятий; целенаправленный подбор иллюстративного языкового материала к изученным лексическим понятиям и т.д.

Словарные упражнения проводятся в связи с восприятием речи (чтением, слушанием) или в связи с порождением речи (говорением, письмом). Поэтому материалом для них служат слова и устойчивые единицы, функционирующие в речи; системные объединения слов, соотносительные лексические и фразеологические средства языка.

Как правило, словарные упражнения включают задания на составление словосочетаний, предложений или связного текста. Но и в случаях, когда такие задания отсутствуют, словарные упражнения практически выходят за рамки работы над отдельным лексическим явлением. Например, выполнение задания «Заменив слово, добейтесь точности высказывания» требует оперирования такими различными явлениями лексической системы, как паронимы (однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению), стилистические синонимы, тематически объединенная группа слов, лексико-семантическая группа.

Словарные упражнения содействуют обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений осмысленного владения лексическими средствами, укрепляют взаимосвязь между лексическими знаниями учащихся и их умением пользоваться лексическим запасом языка.

Мы выделяем четыре типа словарных упражнений, которые детализируются в соответствии с классификацией А.Ю. Купаловой.

. Объяснение значений слов (словотолкование)

При организации работы над толкованием значений незнакомых слов (в том числе и слов-терминов) необходимо различать две стороны словарного толкования: лингвистическую и логико-семантическую.

Работая над лингвистической стороной детского словарного толкования, важно учесть следующее:

Необходимость категориально-грамматического соответствия толкуемого слова и стержневого слова толкования (отнесенность к одной части речи, т.е. формально-грамматическое соответствие), например: ударник - передовой работник в нашей стране, перевыполняющий нормы; затмить - заслонить собой, сделать невидимым, темным; истертый - изношенный, ветхий от долгой носки.

Работая над логической стороной толкования лексического значения, необходимо учитывать следующее:

. Толкование должно быть логико-семантическим аналогом лексического значения толкуемого слова.

. Логическую адекватность обеспечивают синонимические толкования (через лексический синоним, через ряд лексических синонимов, через синонимическое словосочетания), родовые толкования, видовые толкования. Все указанные виды толкований должны содержать конкретизирующую часть. [19, 36]

Слова для толкований избираются в связи с задачами их дальнейшего использования: перед чтением статей учебника, художественного произведения, для использования в предстоящей творческой работе и др.

. Группировка слов по семантическим признакам (составление тематически объединенных групп слов)

Данная группа упражнений предшествует заданиям, направленным на создание высказывания.

Словарные упражнения этого типа предполагают подбор слов на определенную тему - составление тематических и лексико - семантических групп слов (в данном случае слов, принадлежащих одной части речи, например: глаголы перемещения, говорения, прилагательные цветообозначения и т.д.). Как правило, составление этих групп слов связано с чтением художественного текста или с подготовкой устного (письменного) высказывания. В связи с сочинением «Мой город (поселок, село и т.д.)» предлагается записать слова и выражения, которые могут потребоваться в данном высказывании. Анализ записей учащихся поможет обнаружить закрепленный в индивидуальном языковом сознании ученика лексический запас тематически объединенной группы слов и определить таким образом языковой материал для словарной работы.

Объем словарного материала и его содержание обнаруживают не только разную степень владения учениками словарным запасом языка, но и разный уровень знаний детей о временах года и о деревне, а следовательно, и различные потенциальные возможности раскрыть тему предстоящей творческой работы. [10, 129.]

. Анализ лексических средств текста

Упражнения этого типа делятся на две группы в зависимости от того, какой текст - образцовый или негативный - предлагается для анализа по специально подготовленным вопросам и заданиям.

. Анализ словесного богатства (разнообразия), выразительности текста

. Прочитайте отрывок из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Проследите, как автор разнообразит языковые средства, рассказывая о людях, изгнанных из старого замка.

. Как вы представляете себе картину, изображенную А.С. Пушкиным: вся комната янтарным блеском озарена…

При выполнении задания необходимо выделять (собирать) смысловые оттенки, которые возникают в контексте. В данном случае центр словесного художественного образа - словно янтарный в значении «цвета янтаря». Но значение это приобретает контекстуальные оттенки: светящийся, прозрачный, струящийся (словно имеющий плотность), торжественный (ср. озарена).

. Вспомните высказывание (отрывок из художественного произведения, статьи), которое произвело на вас впечатление силой своей образности, выразительности описываемости. Какие из слов вам особенно понравились и почему?

. Оцените текст с точки зрения описания в нем противоположностей. С помощью каких слов удалось по-разному охарактеризовать малышей и малышек?

Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие - малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в хорошеньких штанишках, на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. [10, 135.]

. Оценка правильности, точности словоупотребления в готовом тексте, преобразование данного языкового материала.

. Прочитайте текст. Какие слова нельзя назвать литературными? Почему они употребляются в тексте? Как изменится текст, если произвести литературную правку?

- Слышь, Петька, - сказал вдруг Гаврик. - понимаешь, они тама сидят и даром дожидаются…без товара…Их тама всех перестреляют, очень просто…А я не могут иттить, потому что этот черт непременно за мной прилипнет!…Чуешь, что я тебе говорю?

Чую, - одними губами проговорил Петя…

. Вспомните два ответа своих товарищей на один и тот же вопрос по природоведению (по русскому языку и др.) - отличный и неудовлетворительный. Оцените их с точки зрения точности описания соответствующего явления. Какие неточности вы заметили в плохом ответе? Почему ученик, получивший оценку «пять», смог точно ответить на вопрос? Как вы думаете, от чего зависит точность нашей речи?

Анализ и лексико-стилистическая правка негативного текста

Этот вид работы предполагает оценку употребленных в тексте лексических средств, развивает умение пользоваться соотносительными языковыми средствами с целью устранения обнаруженного недочета. Операция замены одной лексической единицы другой приводит к целесообразному конструированию фрагмента речи. [33, 65]

Материалом для этих упражнений служат главным образом изложения и сочинения учащихся (как устные, так и письменные).

Вот основные из этих упражнений:

найти слово, употребленное в несвойственном ему значении;

заменить, добиваясь точности словоупотребления, выделенные слова синонимами или заменить выделенные слова синонимами с образными значениями; синонимами, в значении которых концентрация признака выше, чем в выделенных словах; заменить фразеологизм синонимичным фразеологизмом; заменить слово иноязычного происхождения русским синонимом; заменить просторечные, жаргонные, диалектные слова в тексте литературными синонимами и т.д.;

устранить неоправданные повторы в тексте (ошибки, связанные с неточным употреблением слов), используя близкие по значению слова и фразеологизмы;

вычеркнуть слова, которые можно исключить без ущерба для выражения темы, основной мысли текста;

оценить сочинение (отрывок из сочинения). Высказать (написать) свое мнение о нем.

В результате такой работы создается фрагмент отзыва о высказывании ученика.

. Составление словосочетаний, предложений, связного текста

Данный вид продуктивных словарных упражнений содействует формированию умений свободного владения системными объединениями слов, соотносительными языковыми средствами, формированию навыков нормативного, точного, целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу.

. Составление связного высказывания, в основе которого лежит тематически объединенная группа слов

Задания в данных упражнениях направлены не только на выявление группы слов, объединенных общим смысловым признаком, но и на составление текста. При этом составление тематической группы слов и текста стимулируется введением учащихся в речевую ситуацию. Сюда же относится и составление текста по данным словам. Например:

Вам нужно рассказать о видах оружия древних людей. Составьте группу слов, обозначающих оружия древних. Вспомните, какие книги вы читали о сражениях древних. Составьте устный рассказ на эту тему для младшего брата (товарищей)

. Подберите названия цветов (грибов, трав, минералов). Составьте описание одного из цветков (грибов, трав, минералов), которое можно было бы поместить в учебнике природоведения.

. Вы посетили краеведческий музей. Какие тематические группы слов понадобятся вам, чтобы подробно описать экспонаты, которые выставлены в музее? Опишите одну из комнат музея.

. Запишите названия всех известных вам жанров прозаических художественных произведений. Составьте связное описание этих жанров.

. Вы любите, уважаете свою подругу (друга). Какие моральные качества, присущие ей, вы цените? Перечислите их. Каких свойств характера недостает вашей подруге (другу)? Напишите сочинение «О моей подруге (друге)». Используйте группу слов, составленную вами, а также слова, которые передали бы ваше отношение к подруге (другу).

. Вы задумали сконструировать сложную модель планера (корабля, машины…). Расскажите, как вам удалось достигнуть цели. Придумайте название рассказа. Включите в повествование некоторые из синонимов, обозначающих процесс мышления: думать - мыслить - размышлять - задумать - замыслить; в рассказ можно включить диалог.

. В русском языке есть немало обозначений действий, связанных с перемещением человека в пространстве. Например: приехать - прибыть - прикатить - прийти - заявиться - пожаловать - пойти - направится.

. Вспомните любимых вами героев мультфильмов. Составьте сценарий мультфильма с использованием данных выше глаголов. Тему и название сценария придумайте сами. [10, 138.]

. Составление связных высказываний, в основе которых лежит использование слов. Обозначающих определенные лексические явления.

Эти упражнения включают предварительное задание, связанное с подбором определенных слов в соответствии с речевой ситуацией. В данном случае могут быть использованы не только языковые, но и ситуативно-речевые, контекстуальные лексические средства. Например:

. Вам понравилась прочитанная книга (фильм, картина), а вашему товарищу не понравилась. Составьте ряды слов-антонимов, значения которых отражали бы ваши разногласия. Используя антонимы, постройте диалог-спор о прочитанной книге (фильме, картине).

. Выберите героев известных вам художественных произведений для сравнительной характеристики. Сформулируйте тему сочинения. Составьте ряды антонимов, которые могут быть использованы в плане к сочинению и в тексте. Подберите эпиграф с использованием антонимов.

. Составьте комический диалог с использованием слов-омонимов, из которого следует, что говорящий и слушающий не понимают друг друга из-за неточного употребления этих слов. Исправьте неточности в употреблении омонимов. Сохраняется ли комизм диалога?

. Слова ворона, голова в зависимости от своего значения могут употребляться в разных стилях речи. Придумайте ситуации, в которых можно употребить эти слова в разных значениях. Соответственно ситуациям составьте диалоги с употреблением этих слов в переносных значениях. [40, 52]

. Высказывания на лингвистические темы, связанные с изучением лексики

Выполнение данных упражнений требует использования этимологических, толковых словарей и специальной лингвистической научно-популярной литературы. Например:

. расскажите о слове, истории развития его значений. Используйте этимологический словарь и научно-популярную литературу.

. составьте рассказ о «жизни» какого-нибудь фразеологизма, используйте фразеологические словари и т.д.

. поиграем в школу. сегодня урок русского языка. Таня Неволина - учитель. Она рассказывает детям о синонимах (антонимах, фразеологизмах…). Рассказывает живо, увлеченно. Рассказ завершается точным определением слов - синонимов…

Систематическая словарная работа позволяет сформировать у учащихся языковое чутье, чувство стиля, воспитать языковой вкус, который, по словам А.С. Пушкина, «состоит не в безотчетном отвержении такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности» [11, 140.]

2.5 Работа над уточнением и объяснением словарных слов

Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач.

Методика развития речи учащихся требует тщательной подготовки материала для рассказов, сочинений: сбора материала, его обсуждения, дополнения, отбора, выделения главного. Расположения в нужной последовательности.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передавать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Отсюда вытекает четвертое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

Пятое требование - ясность, т.е. ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна, т.е. ярка, красива, убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная и письменная - общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов, «слов - паразитов», просторечных слов и пр.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи - ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую, орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Все перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. [35,337]

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, оттачивает меткость и выразительность своей речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - а процессе своей речевой практики.

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. [35,330]

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации.

Над уточнением словаря нужно вести работу постоянно, на всех занятиях.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом.

Уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:

А) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися на вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.

Б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

В) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

Г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально - стилистических окрасок слова. Которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно - стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. [35,346]

Как уже было сказано, работа над словарем делится на этапы:

Активизация словаря

Обогащение словаря

Уточнение словаря

Для проведения эксперимента нами был выбран этап уточнения словаря учащихся.

Уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

Этот этап был выбран не случайно, т.к. многие дети не понимают смысл известных слов и не умеют их использовать в своей речи.

Наилучший толкователь значения слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты - иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, и их сочетаемость. Однако встречаются и такие слова, которые не станут понятными только в результате прочтения текста.

Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, - значит обеспечить их умственное развитие, воспитать самостоятельность.

Редко бывает так, чтобы новое слово не поняли все учащиеся. Проверками установлено, что в классе почти всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи, встретившиеся в рассказе, и в то же время бывает до 10 человек, которые в том же рассказе не понимают вовсе или понимают неточно до 10-12 слов. В коллективной или групповой работе над словарем учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более развит. [35,348]

Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения художественной литературы; тексты учебных книг, тексты кинофильмов и телепередач, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Все это - педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Но на речь учащихся влияют и другие, педагогически контролируемые источники, которые могут оказаться правильными с точки зрения литературного языка, но могут быть и неправильными. Так, в речи родителей, родственников, друзей и товарищей учащихся могут встречаться диалектизмы, просторечные слова и формы, жаргонные слова и выражения. Известно, например, что в бытовой и игровой речи школьников много слов нарочито искаженных или переосмысленных. Нередко даже в интеллигентных семьях используются жаргонизмы и профессионализмы. Слушая речь взрослых, дети нередко усваивают слова, совсем неуместные в быту и даже в школьном обиходе. [35,347]

В наше время это большая проблема. Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. В школах очень большой процент не русскоязычных детей.

Эксперимент длился одну неделю в третьем «А» классе общеобразовательной школы №12 ст. Анапской. Класс состоит из 25 человек. Из всего класса, только 6 учеников русских. Этот факт становится большой проблемой для нас, т.к. развитие речи школьников стоит на первом месте. Дети очень неусидчивые, невнимательные.

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы узнать, на сколько дети понимают смысл словарных слов, которые они слышали и употребляли в своей речи. И умеют ли использовать их в своей речи. Мы провели:

Констатирующий эксперимент, где выявили уровень развития детей.

Формирующий эксперимент, где провели ряд работ со словарными словами.

И на заключительном, контрольном эксперименте провели письменную работу, и выявили, на сколько дети усвоили и запомнили смысл слов.

На первом уроке детям были розданы листочки, и им было предложено списать с доски 6 слов (эти слова предусмотрены по программе 3 четверти в 3 классе): автомобиль, вокзал, портрет, календарь, пальто, директор. Затем, ученики должны были написать возле каждого слова смысл каждого из них, так, как они его понимают. Все эти слова дети слышали и употребляли в своей речи.

После проведения работы были подведены результаты. Из 25 работ только 4 ученика написали правильное значение всех 6-ти слов.

Наибольшее затруднение вызвали такие слова: портрет, директор, календарь, вокзал.

Вот, несколько работ детей, которые допустили больше всех ошибок в задании. (Авторская орфография сохранена)

(Юркевич Л.)

Автомобиль - машина

Вокзал - там покупают билеты

Директор - он деректор кафе

Календарь - смотреть чесло

Пальто - адежда

Портрет - это картина.

(Рудаков И.)

Автомобиль - перевозит людей

Вокзал - с вокзала уйжает автобусы

Директор - правитель в школе

Календарь - числа годы

Пальто - теплая одежда

Портрет - это картина

(Амалян Э.)

Автомобиль - это машина

Вокзал - от туда от куда выезжают автобусы

Директор - главный по школе

Календарь - это там, где месетца и числа месетцов

Пальто - это одежда

Портрет - где нарисована картина

(Экшиян А.)

Автомобиль - машина

Вокзал - поезд

Директор - человек

Календарь - дата месецов

Пальто - одежда

Портрет - человека

(Егунян Г.)

Автомобиль - транпарт

Вогзал - отпраляются автобусы

Деректор - управляет школой

Календарь - указывает день

Портрет - наресован человек

На втором уроке русского языка началась работа по уточнению словарных слов.

Мы использовали эти 6 слов в этапе урока - словарная работа. И первым этапом стало уточнение слов. Мы записывали слово на доске и уточняли его смысл:

Автомобиль - транспортное средство.

Вокзал - станция.

Директор - руководитель предприятия.

Календарь - способ счисления дней в году.

Пальто - верхняя одежда.

Портрет - изображение человека на картине.

Ученики должны были повторить хором все эти значения. Мы поясняли слова, которые вызывают трудность у учащихся.

Словарная работа заключалась в том, что дети должны были придумать словосочетание с каждым из слов, и предложение с одним из слов.

Вот некоторые из работ учеников.

Мамино пальто; - (Любименко Н.)

директор школы; - (Нестеренко А.)

вокзал для автобусов; - (Мовсесян М.)

папин портрет.- (Рудаков И.)

Папа купил нам автомобиль - (Нестеренко А.)

Еще одной целью работы, было научить детей правильно писать данные слова, т.к. на первичном этапе детьми было допущено много орфографических ошибок.

Разобрав эти слова, выделив орфограммы, составив словосочетания и предложения, закончился второй этап работы.

Еще мы использовали такой вид упражнений.

Предлагаются два столбика не сочетающихся друг с другом слов, а дети должны их упорядочить, т.е. составить словосочетания.

Безвкусный солдат

Бездонная шутка

Беззвездная суп

Безобидная бочка

Безоружный поле

Бескрайнее ночь

Бесплатный человек

Бесхитростный проезд

Бесснежная речь

Бессвязная зима

Бесценный доверие

Беспредельное подарок

Упражнения данного типа рекомендуется проводить для выработки навыков правильного употребления групп прилагательных в речи учащихся.

На третьем уроке продолжилась работа с нашими словами. В этап урока - словарная работа были добавлены новые слова, и записаны уже знакомые детям слова.

Со словами автомобиль, вокзал, директор, календарь, пальто, портрет была проделана следующая работа. Мы включили их в уроки математики, чтения, природоведения.

Так же, на уроках математики мы обращали внимание детей на следующие слова - математика, сантиметр, прямоугольник, квадрат, которые являются словарными.

Для нашего эксперимента мы провели следующие задания:

) Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофер, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз…

Профессии: агроном…

Машины: комбайн…

Человеческие отношения: доброта…

К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком?

) подберите к каждому прилагательному подходящее имя существительное.

Верный - …, внимательная - …, добрая - …, жестокое - …, равнодушный - …, гостеприимная - …, заботливое - …, нежная - …, ласковое - …

Вот фрагмент урока по теме «Проверяемые и проверочные слова».

I.На этапе закрепления пройденного материала мы провели следующие упражнения:

II.На доске записали следующие слова:

С…сновые (шишки) - …

К…тенок (маленький) - …

Уд…вительная (бабочка) - …

М…рская (волна) - …

С…ленный (огурец) - …

Т…нистые (аллеи) - …

Т…желая (ноша) - …

Задание заключалось в том, что дети должны были назвать, от какого слова образовались данные слова. Списать, вставить пропущенные безударные гласные. Поставить ударение, выделить безударную гласную. Назовите проверяемое и проверочное слово.

.К проверочным словам подберите проверяемые однокоренные слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

Зверь -… (звериная, зверьки)

Сад - … (садовые, садить, садовник)

Гриб -… (грибной, грибок)

Тащит - … (тащить)

Такие упражнения заставляют детей вникать в смысл слова, они помогают отрабатывать навык проверки слов с безударной гласной в корне. Проводить их необходимо систематически, чтобы достигнуть хороших результатов.

В методике апробированы и широко используются следующие приемы разъяснения значений слов (приемы располагаются по степени их развивающего потенциала):

) Учащиеся под нашим руководством осуществляют словообразовательный анализ слова и на этой основе выясняют его значение (или оттенок значения). Для начальных классов простейшим подходом к словообразовательному анализу служит вопрос: «От какого слова образовано новое слово?» или: «Почему так назвали?» таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растет под осиной), леденец (тает во рту, как лед), рыжик (рыжего цвета), костяника (ягода с косточкой), односельчане (люди из одного села), лучезарный (от слов лучи и заря).

Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

) Словообразовательный анализ нередко сопровождается сопоставлением слова с другими словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например: землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожий цветом на серебро).

) Как уже говорилось, опора на контекст в любом случае способствует пониманию слова. Но бывают случаи, когда роль контекста особенно велика, и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом. Например, слова нелюдим, на отшибе, угрюмый и чурается в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» вне текста объяснить трудно, и состав слов не вполне поясняет их значение. Однако чтение той части рассказа, где характеризуется старый Матвей, ведущий замкнутый образ жизни, значение слов «высвечивается», третьеклассники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.

) Отвечает требованиям самостоятельности выяснения значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и по сноскам в книге для чтения. Как уже отмечалось, специального толкового словаря для начального класса пока не создано; однако есть все же справочная литература энциклопедического типа, например книга «Кто такой? Что такое?». В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями. Сноски - справки имеются во всех учебных книгах, - например, в «Родной речи» для III класса их около 50 и они разнообразны, а во II классе - 25. Очень важно, чтобы сносками пользовались учащиеся самостоятельно.

) Объяснение значения слова путем показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока.

В рассказе Г. Скребицкого «Дятел» мы таким способом объяснили два слова: дятел - показом чучела и трухлявый - показом кусочка трухлявой древесины, а если возможно, растущего трухлявого дерева. (I класс)

Глаголы пересвистываются иволги, кукуют кукушки из рассказа И. Соколова-Микитова «Лето лесу» могут быть прослушаны во время экскурсии в парк, в лес или же с помощью звукозаписи (II класс); действия строгать, сверлить могут быть продемонстрированы в школьной мастерской.

Иногда возможен показ рисунка или иллюстрации. Так, для объяснения существительных и прилагательных следует показать предметные картинки, а для объяснения глаголов - сюжетные.

) Объяснение значения слова путем замены его синонимом - один из наиболее часто применяемых приемов. Он не вызывал бы возражений - тем более что его применение требует значительной активности школьников, - если бы при этом не возникла одна чрезвычайно частая ошибка. Так, анализируя язык сказки В.М. Гаршина «Лягушка - путешественница», дети заменяли яркие, выразительные слова шлепнулась, с сучка в воду, бултыхнулась в грязный пруд и полетела вверх тормашками невыразительными, стилистически нейтральными словами упала, стала падать. Такое «объяснение» слов шлепнулась, бултыхнулась и фразеологизма полетела вверх тормашками не обогащает, а обедняет речь детей, так как уводит их от эмоционально окрашенных слов, имеющих оттенки значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.

Чтобы избежать указанной ошибки при объяснении слова через синоним, нужно, во-первых, подбирать несколько синонимов; во-вторых, сравнивать значения синонимов, подчеркивая их различия и выразительность (третьеклассники, сравнивая, говорят: «Шлепнулась - это не просто упала, а сильно упала, шлепнулась пузом»; «бултыхнулась - это значит сильно упала, с сильным звуком, это смешно»).

Дополнительные пояснения при замене слова синонимами помогают детям понять выразительность авторских слов, их точность, образность.

) Некоторые слова могут быть объяснены путем подбора антонимической пары. Так, слово тусклый становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначение начала и конца пути соревнующихся спортсменов. Для примера использования смысловой противоположности слов мы использовали стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»: чтобы лучше понять слово неряха, использовали слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

) Наконец, многие могут быть разъяснены на основе развернутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда - из нескольких предложений. Этот способ разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы. Например, в стихотворении Джанни Родари «Всемирный хоровод» мы приводили названия национальностей. Детям задается вопрос: «Кто где живет?». В развернутых ответах раскрываются значения слов абиссинцы, англичане, эскимосы. Таким же образом разъясняли слова оружейники, красногвардейцы в рассказе А. Кононова «Рождение армии». [38, 45]

Заключительным этапом стала проверочная работа.

Детям раздали листочки и предложили под диктовку учителя самостоятельно записать 6 уже им знакомых словарных слов и рядом написать значение каждого из них.

Судя по результатам, работа прошла успешно.

Цель, которую мы поставили перед началом эксперимента была достигнута.

Из 25 работ 18 были выполнены абсолютно правильно.

Вот работы детей, которые на начальном этапе допустили много ошибок (Орфография сохранена):

(Егунян Г.)

Автомобиль - транспорт

Вокзал - станция

Партрет - изображение человека

Календарь - способ счислений дней в году

Пальто - верхняя одежда

Директор - руководитель предпрятей

(Экшиян А)

Автомобиль - транспорт

Вокзал - станция

Партрет - это описание человека

Календарь - это числа месицов

Пальто - это верхния одежда

Директор - рукаводитель

(Юркевич Е.)

Автомобиль - транспорт

Вокзал - это станция

Портрет - картина человека

Календарь - способ счеслений в году

Пальто - верхния одежда

Директор - это упровляемый предприятием

(Амалян Э)

Автомобиль - транспорт

Вокзал - станция

Партрет - аписание человека

Календарь - способ счисления в году

Пальто - верхняя одежда

Директор - руковадитель предприятеля

(Рудаков И.)

Автомабиль - транспорт

Вокзал - зал ожидания

Партрет - картина

Календарь - способ просмотра чисел

Пальто - верхняя одежда

Директор - рукаводитель предприятелями

Через неделю, после нашего эксперимента мы попросили учителя снова провести эту работу, и по ней можно точно увидеть, усвоили ученики материал или нет.

Результат работы показал, что можно и нужно работать с детьми над всеми этапами работы со словарем, особенно над этапом уточнения словарных слов.

Заключение

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие основные выводы.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.

Богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Особенность словарной работы в школе (как, впрочем, и многих других видов работы по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.

Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются четыре направления:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов.

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор анонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

В-четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой.

Словарная работа - прекрасное воспитательное средство, она неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Это обеспечивает глубокое понимание значения слов и уместности из употребления в данном тексте.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно сознание.

В методических исследованиях одной из главных задач словарной работы справедливо признается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.

В процессе проведения словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как правильность, точность, уместность, выразительность. Отсюда задачи формирования у учащихся осмысленного целесообразного словоупотребления, формирования у детей умения выбирать такие лексические средства, которые соответствовали бы теме высказываниям, его назначению, стилю.

В практической части мы провели эксперимент. Мы добились поставленной цели. Результат работы показал, что можно и нужно работать с детьми над всеми этапами работы со словарем, особенно над этапом уточнения словарных слов.


Список литературы

1.Аксарина Н.М. - Воспитание детей раннего возраста. Изд. 2-е, м., Медицина, 1972 - 262 с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. - Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. И сред. Пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 400 с.

.Амонашвили М.А. - В школу - с 6-ти лет. - М.: 1986. - 256 с.

.Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе // Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. - М.: Просвещение - 1991. - 268 с.

.Ахманова О.С. - Словарь лингвистических терминов. - М.: 1966. - 386 с.

.Баранов М.Т, - Изучение лексики - М.: 1981. - 274 с.

.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко П.Ф. - Методика преподавания русского языка. - М.: 1990. - 360 с.

.Безруких М.М. - Знаете ли вы своего ученика. - М.: - 1991. - 177 с.

.Богоявленский Л. - Место орфоэпии в школьной работе // Родной язык в школе. - М.: 1926 - №9.

.Богуславская Н.Е., Капинос В.И. - Методика развития речи на уроках русского языка - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

.Власенков А.И. - Развивающее обучение русского языка. - М.: 1983. - 196 с.

.Гербова В.В., Максаков А.И. - Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

.Горецкий В.Г. Карюшкин В.А. Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М.: 1982. - 185 с.

.Давыдов В.В. - Проблемы развития обучения. - М.: 1986. - 256 с.

.Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. - Русский язык 3 класс: Поурочные разработки к учебнику. - М.: Вако, 2004. - 416 с.

.Иваненко А.П., Белоус Т.Н. - Словарная работа в детском саду. - Запорожье, 1975. - 342 с.

.Иваненко А.П. - Словарная работа с детьми четвертого года жизни. - М.: 1971. - 184 с.

.Карлсен Е.Г., Каменова А.В. - Уроки по обучению грамоте - М.: 1972. - 112 с.

.Каменова А.В., Архангельская Н.В. - Обучение грамоте - М.: 1969. - 160 с.

.Кольцова М.М. - Ребенок учится говорить. - М.: 1973. - 192 с.

.Купалова А.Ю. - Совершенствование методического обучения русскому языку. - М.: 1981. - 368 с.

.Леонарди Е.И. - Дикция и орфоэпия. - М.: Просвещение, 1976. - 187 с.

.Леонтьев А.А. - Психологические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: 1969. - 245 с.

.Львов М.Р. - Основы развития речи младших школьников // Начальная школа. - 1981. - №7. - 198 с.

.Львов М.Р. - Методика развития речи младших школьников. - М.: 1985. - 354 с.

.Львов М.Р. - Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: 1989. - 182 с.

.Львов М.Р., Горецкий В.Г. - методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: 1989. - 182 с.

28.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: 1975. - 176 с.

.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка - М.: ИЦ «Академия» - 2000. - 246 с.

30.Лысенкова С.Н. - Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки. - М.: 1985. - 1761 с.

.Пеньевская Л.А. - Обучение родному языку. - М.: 1955. - 243 с.

.Политова Н.И. - Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: 1984. - 322 с.

.Политова Н.И. - Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: 1984. - 254 с.

.Прудникова А.В. - Лексика в школьном курсе русского языка. - М.: 1979. - 185 с.

.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. - Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение. 1979. - 430 с.

.Рождественский Н.С., Фомичева Г.А. - Актуальные проблемы методики обучения русского языка в начальных классов. - М.: 1977. - 382 с.

.Рождественский Н.С. - Основы методики начального обучения Русскому языку. - М.: 1965. - 284 с.

.Сальникова Т.П. - Методика обучения грамоте. - М.: 1996. - 96 с.

.Сахарный Л.В. - Как устроен наш язык. - М.: 1978. - 245 с.

.Селезнева Е.П. - Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1984. - 254 с.

.Соколов Н.М., Тумим Г.Г. - На уроках родного языка: Обучение чтению и письму. - Пг., 1917. - 184 с.

.Соловейчик М.С., Светловская Н.Н. - Русский язык в начальных классах.: Теория и практика обучения: учебное пособие для студентов педагогических заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения» - М.: 1998. - 384 с.

.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. - Русский язык в начальных классах. - М.: 1998. - 384 с.

.Соловьева О.И. - методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М.: 1966. - 271 с.

.Сохин Ф.А. - Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - 354 с.

.Сохин Ф.А. - Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.

.Тихеева Е.И. - Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1985. - 162 с.

.Успенский Л.В. - Культура речи. - М.: 1976. - 258 с.

.Чернышев В.И. - В защиту живого слова // Избр. Труды. - М.: 1970. - 529 с.

.Шульгина В.П. - Методическая копилка. - М.: 1938. - 134 с.

Похожие работы на - Методика работы над словарем учащихся на уроках русского языка в младших классах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!