Методика организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,94 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Новосибирский государственный педагогический университет"

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА





Курсовая работа

по дисциплине: Естествознание

Методика организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников












НОВОСИБИРСК - 2013

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

1.1 Экологическое воспитание младших школьников

1.1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

1.1.2 Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников

1.2 Природоохранная деятельность младших школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы

Описание формирующего эксперимента

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Экологическая ситуация, которая сложилась в мире, требует изменений в мышлении и деятельности человечества. На современном этапе развития общества особенно актуальной является проблема формирования экологического сознания и культуры личности. Поэтому национальная доктрина развития образования в 21-ом веке одним из ключевых ставит вопрос об экологическом воспитании школьников, задача которого состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы учеников [4: 11], вооружить знаниями, умениями и навыками экономного использования природных ресурсов, формировать природоохранный опыт детей.

Важное место в экологическом воспитании отводится начальной школе как звену становления личности, поскольку именно от природоохранного опыта младших школьников будет зависеть их деятельность в природе в будущем, а также умение предусматривать последствия своего поведения в окружающем мире.

Однако следует отметить, что учителя начальной школы в условиях классно-урочной системы организации обучения сталкиваются с противоречием между детскими потребностями в заботливом отношении к природе и низким уровнем развития у школьников природоохранных умений и навыков из-за недостаточности практической деятельности в природе. Современная школьная программа перегружена большим объемом информации по учебным предметам, которую необходимо усвоить в жестко регламентированные сроки. Тематические аттестации и государственные мониторинги отнимают много времени на подготовку, ограничивая возможности проведения природоохранной деятельности в природе. Бурное развитие общества, компьютеризация часто заменяют живое общение с природой на виртуальную реальность.

Считаем, что на современном этапе развития общества особенно актуальным является обращение к средствам и методам природоохранного образования, которые в свое время были введены в учебную деятельность выдающимися педагогами прошлого: Я. Коменским, Дж. Локком, Ж. - Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Макаренко, К. Ушинским. Именно их взгляды и учения стали основой построения воспитательных систем для многих педагогов современности. Можно сказать, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

Тема курсовой работы является актуальной, так как необходима специально организованная работа, направленная на развитие у детей ответственного отношения к природе, а также необходимость существенно поднять уровень экологического воспитания.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод об актуальности нашего исследования. Актуальность определила тему нашего исследования: "Методика организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников".

Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: организация природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников.

Цель исследования: разработать методику организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.

. Определить сущность и основное содержание понятий экологическое воспитание и природоохранная деятельность.

. Разработать и экспериментально апробировать систему работы по организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников.

В основе исследования лежит гипотеза о том, что организация природоохранной деятельности учащихся начальной школы будет осуществляться более успешно, если экологическое воспитание учащихся будет осуществляться посредством включения их в разнообразные формы учебной и внеклассной экологической деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.

Этапы исследования:

Первый этап - теоретический: анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы курсовой работы.

Второй этап - экспериментальный: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Третий этап - обобщающий: анализ и сравнение полученных результатов, и литературное оформление курсовой работы.

База исследования: Ярковская общеобразовательная средняя школа.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования


1.1 Экологическое воспитание младших школьников


1.1.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.

Дальнейшее исследование - это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания - экологический.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

·   углубить и расширить экологические знания;

·   привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные,

·   развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

·   сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, В.С. Липицкого, И.С. Матрусова, А.П. Мамонтовой, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.

Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?

Зарождение современных тенденций экологического образования и воспитания в начальной школе можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета "природоведение". Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования - ответственное отношение к окружающей среде - сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной - к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

·   целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

·   классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

·   наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

·   в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Для успеха необходимо выполнение следующих условий:

·   планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой

·   организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования

·   регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними

·   контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу

·   изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа - приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

На материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая учителем, нуждается в системной организации. Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.

Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода.

Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания - важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

Наконец, другая сторона дела - красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа - такие же наши "соседи на планете".

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга "покорение природы", "господство над природой" и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.

Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

1.1.2 Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т.п.

уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень - это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа - среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т.д.

Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека - условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.

По мере изучения тем о природе на уроках природоведения и чтения понятие "природа" постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина "охрана природы" как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия "охрана природы", к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.

Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции "полезности", что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Важнейший компонент экологического воспитания - деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К.Д. Ушинский писал: "А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога".

Не так это легко - научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора - дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие - горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т.д.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т.д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок - школьный клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т.д.

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

 

.2 Природоохранная деятельность младших школьников


Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости её рационального использования и охраны.

Охрана природы - это система научно обоснованных международных, государственных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

Основная цель охраны природы состоит в создании благоприятных условий для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. (7с. 192)

Важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы - атмосферный воздух, воды, почву и др. - охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные системы биосферы. Лишь при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, животных, растений и т.д.

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" основные принципы охраны окружающей среды следующие:

соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

рациональное и неистощительное природопользование;

сохранение биологического разнообразия;

экологическое воспитание младший школьник

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и комплексов;

соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др. (3. с.251)

Кто-то может посчитать, что охрана природы - удел работников заповедников и других организаций. Однако утверждать это - значит делать вид, что мы сами не отвечаем за то, что делается вокруг нас. Но ведь не случайно Конституция Российской Федерации начинается со слов о нашей ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Государство, имея даже самые лучшие природоохранные органы, не сможет ничего сделать без поддержки большинства населения.

Поэтому для каждого из нас охранять природу - это обеспечивать сохранение окружающих видов животных и растений, экосистем, ландшафтов.

если рядом с тем местом, где ты живёшь, протекает грязная река, единственный способ сделать воду чистой - это добиться, чтобы в неё не сливались загрязняющие отходы;

если берег этой реки завален мусором - значит, кто-то когда-то должен его убрать. Иначе и мы, и наши дети, и внуки будут обречены жить на грязном берегу;

если в этой реке исчезла рыба, значит кто-то должен создать условия для того, чтобы она смогла вернуться, а при необходимости заселить её снова. (2. с.176)

Одна из важнейших задач, стоящих перед всем человечеством, - найти такие способы взаимодействия с природой, которые позволили бы максимально сохранить природные экосистемы и, одновременно, обеспечить развитие общества. (4 с.5)

Общество с устойчивым развитием предполагает высокий уровень экологической культуры. Включает в себя знание того, что нужно делать для сохранения окружающей среды, способы и приёмы её сохранения и, главное, подразумевает готовность людей к участию в природоохранной деятельности.

Основой экологической культуры является экологическая нравственность - осознание необходимости согласовывать свои действия (или действия группы людей) с интересами природы, восприятие природных богатств как общечеловеческого достояния. Применительно к природопользованию нравственными могут быть признаны только такие действия по отношению к природе, которые её не разрушают. (6 с.370)

Для того чтобы школьники учились любить природу, восхищались её красотой, учились защищать и бороться за её сохранение ведётся активная природоохранная деятельность.

Эта деятельность в школе занимает особое место и включает в себя: природоохранные рейды, направленные на выявление нарушений; сбор и распространение экологической информации о близлежащих экосистемах; вовлечение учащихся и населения в природоохранную деятельность и экологическое просвещение населения; защита природной среды (подкормка птиц, зверей, спасение животных, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц); улучшение природной среды (посадка растений, озеленение улиц, укрепление склонов оврагов, очистка лесопосадок от сушняка); предупреждение негативных поступков в природе и борьба с ними (работа "зеленых патрулей", рейды в природу; пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, изготовление плакатов); сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок); исследование природной среды (участие в школьном экологическом мониторинге, проведение исследований).

Постепенно накапливается местный краеведческий материал, который необходим, так как это знания о крае, в котором родились и жили наши предки, где растёт и живёт наше поколение и будет расти и жить следующее поколение.

Валентин Распутин в своем произведении "Чувство Родины" пишет: " Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от вырастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё… природа родного края отчеканивается в наших душах навечно". (1. с.227)

Роль законодательства в охране и рациональном использовании природы велика. Однако многое в этом деле зависит от сознания каждым человеком в необходимости бережного отношения к окружающей среде, ответственности за её сохранение.

Понимать ценность природы, знать рациональное природопользование, понимать взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека, знать экологические проблемы своей местности, элементарно выполнять правила поведения в природе, участвовать в общественно полезной работе по изучению и охране природы своей местности.

Системная природоохранная работа в школе способствует повышению знаний о природе, разностороннему развитию личности, глубокому познанию своего края, воспитанию любви к родной природе.

Выводы по первой главе


Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы


Опытно-экспериментальная работа по организации природоохранной деятельности проводилась в Ярковской общеобразовательной средней школе в 4 классе. Учащиеся данного класса занимаются по программе " Школа России". Хотелось бы дать краткую характеристику класса. В 4 классе обучается 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Для всех учащихся характерен высокий уровень познавательного интереса. Анализ успеваемости качества учащихся показал, что в классе 5 человек успевают на 4 и 5, что составляет 50% качественной успеваемости, количественная успеваемость составляет - 100%. Большинство ребят класса являются участниками общешкольных и классных мероприятий.

Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа:

·   констатирующий эксперимент;

·   формирующий эксперимент,

·   контрольный эксперимент.

Описание констатирующего эксперимента

Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень сформированности экологической культуры и экологических знаний младших школьников.

Для определения уровня сформированности экологической культуры и знаний младших школьников на начальном этапе была взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов. [61]

Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа:

(согласен; не согласен)

. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

согласен не согласен

. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

согласен не согласен

. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

согласен не согласен

. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

согласен не согласен

. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

согласен не согласен

. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

согласен не согласен

. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

согласен не согласен

. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

согласен не согласен

Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента - метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.

Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный - 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:

высокий уровень;

средний уровень;

низкий уровень.

Оценка результатов:

- 8 правильных ответов - высокий уровень;

- 6 правильных ответов - средний уровень;

- 3 правильных ответов - низкий уровень.

Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.

Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.

В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:

учащихся с высоким уровнем - 1 человек;

учащихся со средним уровнем - 5 человек;

учащихся с низким уровнем - 4 человека.

Высокий уровень - 10% учащихся;

Средний уровень - 50% учащихся;

Низкий уровень - 40 % учащихся.

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической культуры и знаний учащихся на начальном этапе представим в таблице.

Таблица 1.

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на начало исследования.

Уровень

Количество учащихся, %

высокий (7-8)

1/10%

средний (4-6)

5/50%

4/40%


Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологическая воспитанность у большинства учащихся, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей, путем включения их во внеклассную работу.

2.1 Описание формирующего эксперимента


Задачей второго этапа эксперимента явилась разработка внеклассных мероприятий, способствующих формированию основ экологического воспитания младших школьников.

В соответствии с гипотезой исследования и результатами констатирующего этапа были разработаны экскурсии и различные виды природоохранной деятельности, направленные на усвоение младшими школьниками знаний и представлений о природе, гуманного отношения к ней и сформированность практических навыков и умений деятельности в природе.

Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживалась, переплеталась с задачами, поставленными на других уроках - литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира, тем самым прочно закрепляет полученные раньше экологические знания.

2.2 Описание контрольного эксперимента


Третьим этапом моего исследования был итоговый эксперимент. Ребятам было дано контрольное задание. Оно состояло в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Цель контрольного этапа - сравнить результаты констатирующего этапа эксперимента и контрольного, зафиксировать увеличение (или остановку на том же уровне) уровня экологической сформированности младших школьников.

Нами были получены следующие результаты:

учащихся с высоким уровнем - 5 человек;

количество учащихся со средним уровнем - 3 человека;

учащихся с низким уровнем - 2 человека.

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в таблице.

Таблица 2.

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования.

Уровень

Количество учащихся, %

высокий (7-8)

5/50%

средний (4-6)

3/30%

низкий (1-3)

2/20%


Мы видим, что с низким уровнем экологической культуры стало 2 человека, средний уровень составил 30%, а высокий 50%. После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным.

Таким образом, разработанные внеклассные занятия значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры младших школьников - экологической воспитанности, стал значительно выше.

Рис. 1. Диаграмма диагностики уровня сформированности экологических знаний и экологической культуры до эксперимента

Рис. 2. Диаграмма диагностики уровня сформированности экологических знаний и экологической культуры после эксперимента

Таким образом, мы увидели, что в процессе опытной работы по экологи чес - кому воспитанию детей младшего возраста, проводя экскурсии в природу, вовлекая детей в природоохранную деятельность, закрепляя знания в повседневной жизни, первоначальные результаты на конец опытной работы изменились. Уровень экологических знаний повысился. Дети самостоятельно находили материал о животных и растениях, предлагали озеленить школу. Изменилась речь учащихся, поведение в природе. В отношении к животным и растениям дети стали внимательнее, добрее.

Выводы по второй главе


Экологическое воспитание осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического действия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для воплощения конкретных экологически грамотных и социально важных поступков.

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:

. Общество находится перед лицом глобальных экологических

проблем и их решение зависит:

а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы;

б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения).

. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не обязано оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Верно используя разные способы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

. Есть главные пpавила поведения в пpиpоде, котоpые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтоб знания перешли в убеждения.

. Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности.

. Экологическим воспитанием младших школьников необходимо заниматься ежедневно, на каждом уроке, во внеклассных занятиях, в различных воспитательных мероприятиях.

. Огромную роль в формировании экологической культуры играют различные виды экскурсий и природоохранная деятельность учащихся.

Вывод:

Система работы по экологическому воспитанию младших школьников привела к следующим выводам:

Экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы - должно осуществляться с учётом возрастных особенностей;

Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа. Оно строится на понимании детьми: связей между растениями и животными с неживой природой, сущности живого, многообразие растений и животных и выделение общего в определённых группах, явления приспособленности;

Для эффективного осуществления экологического воспитания необходимо иметь определённые условия, использовать наиболее эффективные формы и методы.

При проведении работы по экологическому воспитанию у школьников не только повышается уровень экологических знаний, но и в значительной степени меняется мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся;

Работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологической культуры учащихся.

Заключение


Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

В первой главе мы рассмотрели теоретические подходы к проблеме экологического воспитания младших школьников и пришли к выводу, что проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), раскрыта особая роль внеклассной работы в формировании компонентов экологической культуры, а также содержание экологического воспитания. Но как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников, на наш взгляд, разработаны и отражены недостаточно.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная во второй главе, показала, что уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников очень низкий. Повышению уровня экологической воспитанности способствовала работа по организации природоохранной деятельности, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.

Библиографический список


1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // НШ. - 1999. - №1. С. 19-22

. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,3. Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6. С. 92-94.

. Бахтибенов А.Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. - 1993. - №6.

. Боголюбов С.А. Природа: что мы можем. М. - 1987.

. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М. - 1987.

. Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991.

. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. - 1998. - №10. С. 9-11.

. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. - 1998. № 6. С. 63-64.

. Гетьман В.Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. - 1983.

. Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. С.13-14.

. Гордеева В.А. Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. - 1999. №12. С. 98-100.

. Горощенко В.П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.

. Гришева Е.А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

. Гюльвердиева Л.М., Утенова З.Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. - 1998. №6. С. 71-76.

. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. - 1998. - № 6. С. 19-26.

. Дорошко О.М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев - 1988.

. Жестнова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. - 1989. № 10-11.

. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. - 1998. №6. С. 125-127.

. Кваша А.В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. - 1998. №6. С. 84-92.

. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6. С. 75-76.

. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. - 1998. №6. С. 50-52.

. Майорова М.Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. - 1999. №12. С. 60-61.

. Мухамедьярова Р.Р. О работе экологической школы. // НШ. - 1999. №3. С. 32-34.

. Нинадрова Н.Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. - 1998. №6. С. 105-106.

. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. - 1993.

. Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа.,, НШ. - 1998. №5.

. Пахомов А.П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. - 1998. №6. С. 26-28.

. Петров В.В. Из жизни земного мира. Минск, БГУ. - 1998.

. Попова Н.Н. Лаборатория жизни. // НШ. - 1998. №6. С. 46-50.

. Салеева Л.П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. // М.: Правда. - 1983.

. Салеева Л.П. Содержание экологического образования. // Биология в школе. - 1987. №3

. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // НШ. - 1991. №4.

. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. - 1999. №5. С. 45-51.

. Симонова Л.П. "Зеленый дом". // НШ. - 1998. №6. С. 127-128.

. Сидельновский А.Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. - 1987.

. Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. - 1991. №9.

. Тихонова А.Е., Деев В.М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // НШ. - 1998. №6. С. 77-81.

. Ферб П. Популярная экология. М., Мир. - 1971.

. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. - 1998. №6. С. 43-46.

. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. - 1998.

. Яблонов А.В., Остроумов С.А. Охрана животного мира. М., Знамя - 1979.

. Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО - 1996.

Приложения


Приложение 1

 

Конспект занятия на тему "Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями".

Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений.

Задачи:

. Учить находить комнатное растение по описанию, познакомить со значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за комнатными растениями.

. Развивать экологическое мышление, формировать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями.

. Воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.

Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты на подоконниках, плакат "Правила ухода за комнатными растениями”, карточки: "Правила ухода за комнатными растениями".

Ход занятия.. Вступительная беседа.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и познакомимся с правилами ухода за ними.

Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года, бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой.

Учитель: Как выдумаете, почему комнатные растения не могут зимовать на улице?

Учитель: Почти все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.. Знакомство с разнообразием комнатных растений и их особенностями

Учитель: Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем знают его немногие. Листья у него похожи на кленовые.

Учитель: Как мы называем это растение?

Учитель: Конечно же, это комнатный клен.

Учитель: А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на подоконнике).

Учитель: А сейчас мы послушаем сообщение об абутилоне.

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.

Учитель: А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых распространенных и красивых растений - герань.

Учитель: Найдите герань среди наших растений. Какой особенностью обладает это растение? (Если дотронуться до листочков, оно издает запах)

Учитель: Более подробно о пеларгонии нам расскажет…

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.

Учитель: Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это растение у нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную мясистую луковицу, наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие ремневидные, блестящие кожистые листья.

Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны от двух до четырех крупных цветков.

Учитель: А что вы можете рассказать об амариллисе.

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.

Учитель: Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)

Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение селекционеры путем скрещивания нескольких видов и получили самые разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса) нежно-розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.

Учитель: Сегодня мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном растении - бегонии. Это растение было привезено также из тропических лесов Южной Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в XVII веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-Даминго Михаэля Бегона.

В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии. У нас в классе есть только один вид - это бегония изумрудная (показывает учитель). Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или крупных, ярко окрашенных цветков.

Учитель: Подробно поговорим еще об одном очень известном комнатном растение (Учитель подходит к подоконнику и показывает на кактус)

Учитель: Как называется это растение? (Ответы детей)

Учитель: Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у большинства видов появляются бутоны и отростки.

Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях, лесах, горах, прибрежных зонах. Необычны и разнообразны размеры, форма стебля, окраска, цветки этих растений.

Учитель: В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.

Учитель: Интересные сведения об плентрантусе нашел и сейчас

поделится ими …

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении

Учитель: А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень жаркого лета?

Рассказ учителя сопровождается показом.

Учитель: Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой, наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков.

Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее перегревание.. Правила ухода за комнатными растениями.

Учитель: Как же ухаживать за комнатными растениями? (с показом учителя, дети помогают учителю).

Учитель: Зачем нужно поливать комнатные растения?

Учитель: Как правильно нужно поливать растения?

Учитель: Влияет ли время года на частоту и время полива комнатных растений?

Учитель: Зачем необходимо рыхление для комнатных растений?

Учитель: Как правильно провести рыхление?

Учитель: Почему необходимо удалять пыль с листьев комнатных растений, и как правильно это делать?

Учитель: Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых из них можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.

Учитель: Ребята, а какое значение имеют комнатные растения в жизни человека? (Ответы детей).

Учитель: Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением удивительно красивых цветков.. Подведение итогов.

Учитель: Что интересного и полезного для себя вы узнали на занятии?

Учитель: Для того чтобы вы лучше запомнили правила ухода за растениями, я подарю каждому вот такую памятку:

. Поливайте растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой - реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте летом через два-три дня, а зимой - один - два раза в две недели. Поливайте из лейки, сбоку, а не с верху.

. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.

. Вытирайте пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.

.        Регулярно ножницами срезайте с растений сухие листья и веточки. Следите за чистотой цветочных горшков и подставок.

Приложение 2

Фрагмент конспекта мини исследования "Мусорный вопрос".

Цель: Включать детей в исследовательскую деятельность по выявлению количества мусора выбрасываемого за определенный промежуток времени самим ребенком, его семьей, жителями города.

Задачи:

. Учить детей производить математические подсчеты по формулам.

. Развивать логическое мышление, внимание.

. Воспитывать аккуратность, бережное, ответственное отношение к окружающей среде.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; слайды свалок, загрязненных городских улиц, леса, реки, озера и др., плакат "Жизнь мусора", расчетные листы.

Ход занятия

Учитель: Много полезной почвы занято мусором, свалками. Мусор сопровождает жизнь человека. А откуда берется бытовой мусор?

Ответы детей.

Учитель: Чем цивилизованней страна, тем больше совершенствуется упаковка, тем больше мусора. Сейчас я предлагаю подсчитать, сколько мусора остается после вас и вашей семьи. Готовы к работе?

Учитель: Чтобы у нас получились правильные и точные результаты, вы должны быть внимательны и собраны. Посмотрите на расчетные листы. Там даны задания, которые вам предстоит выполнить:

. Запишите, сколько мусора ваша семья накапливает за 1 день. Обозначим эту массу буквой m: ______________

. Сколько за год выбросит мусора ваша семья:* 365 = m г _______________

. Рассчитайте количество мусора, которое приходится на 1 человека за год в вашей семье:г: а = m а _____________,

где а - количество членов вашей семьи.

. Рассчитайте, сколько в вашем городе ежегодно выбрасывается мусора:а * b = ______________,

где b - количество жителей в вашем городе.

Учитель: Каждый из вас должен был выполнить задание - узнать, сколько килограммов мусора накапливает ваша семья за один день. Для этого вы должны были взвесить мусор, накопившийся за день. Теперь вы легко можете провести свое мини исследование.

Дети читают задания и производят расчеты по предложенным формулам.

Учитель: Конечно, эти цифры неточны. Иногда выбрасываются крупные вещи, которые вы не учли. То есть мусора больше, чем вы подсчитали.

По подсчетам специалистов, если мусор не уничтожать, то через 10 - 15 лет он покроет нашу планету слоем толщенной в 5 метров. Утонем в мусоре!

Опасно не только это, но и то, что свалки отравляют окружающую среду: почву, воду, воздух.

Приложение 3

 

Тема урока: "Лес и человек" (4 класс).

Цель урока: Создать у детей яркое представление об удивительном многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать представление о Красной книге, о рациональном использовании природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга Краснодарского края, выставка книг о лесе, условные знаки охраны природы, выставка детских рисунков "Планета заболела", запись "Голоса птиц", динамическая модель "Лес и человек".

Ход урока.

. Подготовка к путешествию.

Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон лесную зону).

. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме "В зоне лесов" выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).

. что такое лес? (Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, грибов, лишайников).

. Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова, мох, ягель, морошка: лишнее - полярная сова - не растение).

. Составьте цепи питания (используется тетрадь для творческих работ к учебнику А.А. Плешакова "Природоведение", 4 класс).

Казалось бы чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу!"Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи питания" - считает Лесовичок. А как вы думаете?

(ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни человека.

. Роль лесов в природе и жизни человека.

Дети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль. Сопоставление своих выводов со схемой, приведённой в учебнике "Природоведение 4 класс" на стр.70 (рис.10).

. Правильно ли мы используем леса?

Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение факторов негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны, условные обозначения. Правила поведения в лесу.

. Чтение экологического вестника (заметки из газет и журналов).

Вопросы: "Кто виновник экологических бед? Назвать редкие растения (используется красная книга). Что грозит этим растениям?".

Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)

. Решаются экологические задачи: "В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?".

. Чтение сочинений на тему: "Что нам сказали бы цветы, если бы умели говорить?"

Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов, растительного мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.

. Итог урока.

Как люди борются за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок научил? А над чем этот урок заставил задуматься?

. Домашнее задание: "Охрана природы".

Приложение 4

 

Тема экскурсии: "Природа вокруг нас"

Цель экскурсии: Изучение природы ближайшего окружения; распознавание деревьев, кустарников, травянистых растений по характерным признакам; выяснение влияния близости города на лесной массив и реку Кубань; определение правил экологически грамотного поведения.

План экскурсии.

Главные остановки во время экскурсии:

. "Травянистые растения".

. "Памятник природы" (три сосны, сросшиеся стволами; дети дают им названия "Три сестры", "Неразлучницы", "Змей Горыныч Трёхголовый").

. "Старожил" (липа).

. "Смешанный лес" (сосна, берёза, рябина обыкновенная и другие).

Дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа - определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задачей экскурсии является не только запоминание растений и встреченных животных, но и выяснение, как на лесной массив влияет близость города, людей. Обращается внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием здесь большого числа людей: сломанные деревья, вытоптанные дорожки и полянки, мусор, выжженные места от разведения костров. Устанавливаются соответствующие причинно-следственные связи, определяются правила экологически грамотного поведения. После проведённой экскурсии дети описывают свои впечатления от увиденного в сочинениях, сопровождая их рисунками.

Похожие работы на - Методика организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!