Воспитательные возможности православия на примере учебного предмета 'Основы православной культуры'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,48 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитательные возможности православия на примере учебного предмета 'Основы православной культуры'

Содержание

Введение

Глава 1. Социально-педагогические предпосылки возникновения учебного предмета «Основы православной культуры»

.1 Религиозное воспитание в системе социального воспитания

.2 Социально-исторические предпосылки введения учебного предмета «Основы православной культуры» в содержание общего образования России

.3 Содержание и учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Основы православной культуры»

Глава 2. Практическая реализация учебного предмета «Основы православной культуры» в школьную практику в России

.1 Реализация учебного предмета «Основы православной культуры» в условиях МАОУ СОШ №3 с. Витязево г-к Анапа

.2 Анализ полученных результатов практической реализации учебного предмета «Основы православной культуры» в условиях школы

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность исследования. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Как отмечают многие исследователи, в современной Российском обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения .Характерными причинами данной ситуации явились:

отсутствие четких жизненных ориентиров положительных нравственных идеалов для молодого поколения,

резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, снижение роли духовно-нравственных ценностей,

снижение уровня и качества культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;

снижения авторитета физической культуры и спорта и, как результат, резкое снижение физической подготовки и здоровья подрастающего поколения.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» отмечается, что «… именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».[29]

Цель исследования - показать значимость и необходимость введения учебного предмета Основы православной культуры в учебную общеобразовательную практику России.

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание школьников.

Предмет - воспитательные возможности православия на примере учебного предмета «Основы православной культуры».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

На основе научно-педагогический литературы рассмотреть понятие религиозного воспитания в системе социального воспитания.

На основе изучения литературных источников выявить социально-исторические предпосылки введения учебного предмета «Основы православной культуры» в современную общеобразовательную практику.

Изучить содержание учебного предмета «Основы православной культуры» и его учебно-методическое обеспечение.

Проанализировать практическую реализацию учебного предмета «Основы православной культуры» в школьной общеобразовательной практике России на примере МАОУ СОШ №3 с. Витязево г-к Анапа.

Выявить воспитательные возможности учебного предмета «Основы православной культуры». Методы исследования: анализ и синтез научной литературы и первоисточников, обобщение, статистическая обработка полученных результатов вопросов и анкет, методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся».

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №3 г-к Анапа п. Витязево с 1 сентября 2012 года по 1 июня 2013. В исследовании приняли участие 98 учащихся 4-х классов и 2 учителя.

Глава 1. Социально-педагогические предпосылки возникновения учебного предмета «Основы православной культуры»

.1 Религиозное воспитание в системе социального воспитания

Религиозное воспитание - это целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р.в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.).

В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме. [1]

Воспитание - одна из основных функций общества, связанная с необходимостью передачи новым поколениям социально-исторического опыта, без которого невозможно воспроизводство и развитие общества, существование человеческой цивилизации. [2]

Воспитание - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания - одна из основных в педагогике. Воспитание в широком смысле - воздействие на личность общества в целом (воспитание отождествляется с социализацией), воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. [3]

Религиозное воспитание - это воспитательная система <#"justify">Глава 2. Практическая реализация учебной дисциплины «ОПК» в школьную практику РФ

.1 Реализация учебной дисциплины «ОПК» в условиях МАОУ СОШ №3 г-к Анапа с. Витязево

В июне 2012 года учителями, планирующими вести 4-е классы Калашниковой И.Н. и Балыкиной Е.П. была осуществлена курсовая подготовка ГБОУ Краснодарского края ККИДППО в течение 10 дней по теме «Комплексный учебный курс основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития школьников» в объёме 72 часа. Курсы весьма полезные и важные для учителей, работающих по филологическому направлению. МАОУ СОШ №3 также были получены методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики(ОРКСЭ) в 2012-2013 году, а также необходимые нормативные документы и учебно-методическое обеспечение, также указан подробный список сайтов для дополнительной информации, рекомендации по работе с одарёнными детьми.

Затем в августе была проведена работа с родителями, родительские собрания, подробно разъяснена информация об их праве на выбор желательного им модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Родителям были разъяснены цели и задачи данного модуля и предоставлено право выбора, и в качестве учебного предмета был выбран курс «Основы православной культуры», без всякого «навязывания». Большинство положительных результатов анкетирования в начале и в конце эксперимента нас порадовало. Так как важным критерием введения нового курса является его добровольность.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость ввести данный предмет в нашей школе уже возникла, и «семена упали на подготовленную почву», и главное, что родители поняли значимость, необходимость и своевременность введения ОПК в школьную воспитательную программу.

«Тот, кто готовит ребенка к эмиграции, может отдать его в турецкий лицей ( в Москве их больше десятка), либо в английскую спецшколу. Тот, для кого важнее всего здоровье его ребёнка, - может определить его в спортивную школу. А если ты заботишься о том, чтобы тебе не было страшно стареть в окружении детей, которых ты воспитал, - может быть, тогда стоит отдать любимое чадо в школу, в программе которой есть христианская составляющая...» Благодаря этим мудрым словам Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского православного богословского университета и автора учебной программы по изучению основ православия в 2012 году была начата практическая реализация учебной дисциплины «Основы православной культуры»

Формы организации духовно-нравственного воспитания разные: интегрированные уроки - ОПК и литература, ОПК и окружающий мир, ОПК и изобразительное искусство, музыка, технология; ведение предмета ОПК в 4 классах. Основы православия посещают и изучают дети из различных семей . Культурологический характер отбора учебного материала позволяет рассматривать православную культуру (духовно-нравственную культуру) в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников. Для преодоления духовной безграмотности в библиотеке нашей школы создана маленькая духовная библиотечка для учителей, учащихся и их родителей. Библиотекой получены прекрасные учебники для ребят. Содержание учебного курса сгруппировано вокруг трёх базовых национальных ценностей:

А) Отечество,

Б) Семья,

В) Культурная традиция - отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями.

Объектом оценивания на уроке становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, его способность понимать значение нравственных норм, правил морали в жизни человека, семьи, общества, его потребности к духовному развитию. В условиях обязательного безотметочного обучения оценивание усвоения знаний представлено системой вербального поощрения, похвалой, одобрением.

2.2 Анализ и полученные результаты практической реализации программы «ОПК» в условиях МАОУ СОШ №3 г-к Анапа п. Витязево

Хороший духовный рост заметен у учащихся 5-х классов, начавших изучение модуля в 2012 году. Дети стали активными участниками в проведении православных праздников в храме и школе, школьных научно-практических конференциях. На уроках ребята знакомятся с нравственными и духовными основами православия. Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни: например, знания о детстве преподобного Сергия Радонежского и семейных взаимоотношениях из житий других святых позволят ребенку развивать у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи, умение выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.п.

Традиционно в круге детского чтения изучаются такие события как: Рождество Христово, Крещение, Пасха - православные праздники и их традиции. Учащиеся читают сюжеты из детской Библии, например сюжеты о сотворении мира, о Боговоплощении. Также учащиеся знакомятся, как и при помощи чего учил Иисус Христос. Им предоставляется возможность слушать, читать и обсуждать сюжеты из притч. Они делают выводы и сами для себя учатся жить правильно.

Завершается уроки проверочными вопросами и предложением: «Сядем в кружок». Например, тема № 4 «Православие» предлагает ученику в числе прочего выбрать правильный вариант в вопросе: «Главное сокровище России - это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди». «Основы православной культуры» учат ребенка, что в данном случае верный ответ может быть только один - «Люди». В рубрике «Сядем в кружок» школьникам предлагается обсудить то, о чем они узнали на занятии.

Во время учебной работы мы опираемся на интеграцию различных областей знания: истории, географии, изобразительного искусства, музыки и др. Можно предположить, что дети постараются использовать на уроке все знания, которые они приобрели, изучая учебные дисциплины, почерпнули из художественной литературы, фильмов и собственного опыта. Повествования из Священного писания предлагаются детям ради того впечатления, которое они могут произвести на душу ребенка.

Уроки по основам православия по опросу детей названы наиболее интересными, находят высокий эмоциональный отклик в сердцах детей.

К основным методам работы в данном направлении можно отнести рассказ учителя, работу с иллюстративным, аудио- и видео материалом, с текстами. Большое место занимает эвристическая беседа, в основе своей восходящая к сократическому диалогу. Ребята выполняют много самостоятельных творческих заданий, с удовольствием посещают храм Святого Георгия, расположенный в нашем посёлке Витязево, умеют и знают как нужно вести себя в храме; знают наизусть праздничные тропари Рождества и Пасхи, а пасхальный тропарь многие ребята могут петь на греческом языке, что отрадно, так как Витязево считается греческим посёлком, и дети тянутся к своим культурным истокам.

По итогам муниципальной Олимпиады по «Основам православной культуры» в 2012-2013 учебном году наиболее высокие результаты показали учащиеся 4А, 4Б и 4В классов.

Итогами года изучения курса явились выступления обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д.

Была проведена большая и интересная работа, дети активно включены в воспитательную и учебную деятельность, что дало возможность каждому ребёнку самореализоваться. Следует отметить, что курс «ОПК» прекрасно дополняет единую воспитательную систему нашей школы « Мир народной культуры» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России ), таким образом, воспитательные возможности основ православия ещё полнее проявляются в рамках данной воспитательной системы школы.

Родители отмечают, что дети стали духовно грамотнее их, многое из православной культуры они узнают от своих детей, и поведение ребят стало лучше. Порадовал и 100% выбор родителями 3 класса модуля «Основы православной культуры» из курса ОРКЭС.

Заместителем директора по внеклассной работе, психологом и учителем систематически проводилось отслеживание уровня воспитанности учащихся, изучающих основы православия.

В исследовании эффективности уровня воспитанности классов , изучающих ОПК применялись диагностические приёмы и методы; социометрия.

Критериями функционирования воспитательной системы данных классов являются:

воспитанность школьников;

защищённость и комфортность ребёнка в классе;

удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса;

сформированность классного коллектива;

репутация класса;

проявление индивидуальности классной общности;

оценка поведения детей.

Показатели:

«удовлетворительное» - ребёнок выполняет основные правила поведения, но допускает отдельные нарушения;

«неудовлетворительное» - не выполняет правила поведения, наложенные на него обязанности. В качестве изучения методов результативности воспитательной системы в соответствии с названными критериями использовалась следующие методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;

Проведенная диагностика показала, что воспитанность в данных классах выше, чем в других параллелях.

Практически все ребята стремятся к высоким показателям, более того, даже родители это заметили. Таким образом, налицо большие воспитательные возможности православия , потенциал его неисчерпаем, как безгранична вера в сердце человека.

Заключение

Несмотря на большое количество литературы по православному воспитанию, опыт воспитательной работы в современных православных учебных учреждениях не получил научного обобщения, не исследованы возможность и эффективность проведения такой воспитательной работы в условиях общеобразовательных учреждений. Рассматриваемый нами подход к организации воспитания с использованием духовно-нравственных ценностей православия не является, конечно, единственным, это лишь один из возможных вариантов, мало изученный в настоящее время, но вызывающий большой интерес и неоднозначные оценки в современном обществе.

Хотелось бы, чтобы данный учебный курс находил продолжение в среднем звене. К сожалению, в учебном плане на 2013-2014 г. изучение данной дисциплины не нашло продолжение в 5-х классах.

Духовно-нравственное воспитание на основах православной культуры даёт положительные результаты в духовно-нравственном и патриотическом росте подрастающего поколения. Самое главное, что требуется от педагога - любовь к детям; духовная грамотность и жажда знаний; «горение» педагога и его интерес, который «заразит» окружающих его детей. Отличные результаты даёт совместная работа школы и семьи. Ведь «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Поэтому только педагог, школа смогут посеять в души детей из неблагополучных семей ростки веры добра, надежды на будущее и любви к ближнему.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Известный нам всем великий педагог, христианин Константин Дмитриевич Ушинский призывал: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию». В этом заключаются его огромные воспитательные возможности.

Литература

1.Бим-Бад Б.М./ Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 238.

2.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н./ Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 312.

.Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. /Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. с. 97.

.Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

.Кураев А. Школьное богословие. - М., 1997. - С. 5.

.Алексий II. Духовное образование и духовное воспитание /Православное слово. - 2001. - № 11. - С. 1.

.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С.365.

.Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 1999.

.Протоиерей Сергей Вогулкин. Будьте как дети: Сборник статей. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2009. - С.176

.Погорелов С.Т. Воспитательное значение подвига новомучеников // Просветитель. 2009. №4 С. 4.

.Бородина Е.Н. Воспитательный потенциал православной педагогики [Текст] / Е.Н. Бородина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 12-16.

.Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А./Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.

.Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из Доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г.

.Информация пресс-службы Министерства образования и науки Российской Федерации о реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» // 22.pravoslavnoe-obrazovanie.ru, 09.12.2009.

.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».

.Кураев А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» М.: Просвещение, 2011.

.Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

Приложение

православный культура образование предмет

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Отношение к обществу, патриотизм.

Отношение к умственному труду.

Отношение к физическому труду.

Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности).

Саморегуляция личности (самодисциплина).

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения Показатели воспитанностиПризнаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)Отношение к обществу1. Патриотизм1. Отношение к родной природе3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет.2. Гордость за свою страну3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым.3. Служение своими силами3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству4. Забота о своей школе3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.Отношение к умственному труду2. Любознательность5. Познавательная активность3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля7. Саморазвитие3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует.8. Организованность в учении3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняетОтношение к физическому труду3. Трудолюбие9. Инициативность и творчество в труде3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.10. Самостоятельность3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает11. Бережное отношение к результатам труда3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.12. Осознание значимости труда3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.Отношение к людям4. Доброта и отзывчивость13. Уважительное отношение к старшим3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость.14. Дружелюбное отношение к сверстникам3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен15. Милосердие3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестенОтношение к себе5. Самодисциплина17. Самообладание и сила воли3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 - сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает19. Организованность и пунктуальность3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет20. Требовательность к себе3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Похожие работы на - Воспитательные возможности православия на примере учебного предмета 'Основы православной культуры'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!