Возможности хоккея в реализации задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    146,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возможности хоккея в реализации задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

Введение

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных игр имеет большое значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Федеральные государственные требования [14,25] к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают обучение детей дошкольного возраста спортивным играм.

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, в образовательной области "Физическая культура" одной из задач предусмотрено формирование у детей первоначальных представлений и умения в спортивных играх и упражнениях [8]. В работах таких исследователей как: Э.Й. Адашкявичене [1], Л.Н.Волошина [5], Т.И. Осокина [15] - подчёркивается особая роль спортивных игр в воспитании любви и интереса к спорту, в формировании навыков основных движений у детей дошкольного возраста. Анализ исследований по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей [4,5] свидетельствует, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Поданным М. Руновой [17], двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.

Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений. Обучение элементам спортивных игр предусмотрено и проводится в ДОУ по современным программам: "Радуга" [5], "Детство" [8], "Истоки" [5] и др. Однако, как показали исследования Л.Н.Волошиной [5], реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста: больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами таких интересных и увлекательных игр, как хоккей, настольный теннис, бадминтон, баскетбол и др. и не владеют ими. Причинами этого она считает отсутствие целенаправленного подхода к организации обучения, обоснованных форм, методов и приемов дифференцированного руководства процессом развития двигательных способностей. Эффективность использования игр с элементами спорта в развитии двигательных способностей детей снижается также из-за недостаточного уровня теоретической и практической подготовки воспитателей и слабой организации предметной развивающей среды.

Воспитатель должен знать особенности методики обучения элементам хоккея детей старшего дошкольного возраста, уметь использовать возможности данной спортивной игры в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на решение задач физического воспитания.

Своевременное и правильное формирование навыков игры в хоккей имеет большое значение для последующего обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям, воспитания любви и интереса к спорту. Детский сад - это первая ступень в большой спорт. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а игровые методы и приемы ведущими в дошкольной педагогике, в методике физического воспитания. Именно поэтому формирование двигательных навыков должно быть основано на игровом методе обучения. Именно поэтому подвижная игра с элементами хоккея дает возможность приобщить детей к спорту, закрепить навыки метания, дает возможность комплексно решать задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Вот почему каждый педагог в своей работе с детьми в ДОУ должен использовать элементы хоккея.

Объект исследования: процесс использования хоккея как средства совершенствования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: совершенствование физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе хоккея.

Цель: изучить возможности хоккея в совершенствовании физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза: если мы будем использовать хоккей, то это будет способствовать совершенствованию физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

изучить имеющуюся методическую литературу по данной проблеме и передовой педагогический опыт;

разработать и внедрить в работу с детьми старшего дошкольного возраста систему занятий, игр по обучению элементам хоккея;

доказать, что хоккей является средством совершенствования физического воспитания детей подготовительной группы.

Методы исследования:

. Беседа.

. Педагогический эксперимент.

. Наблюдение.

. Педагогический анализ.

. Диагностика.

. Метод математической статистики.

7. Анализ психолого- педагогической литературы.

. Метод анализа и синтеза.

. Метод обобщения.

База исследования: МДОУ №10 "Малютка" города Тамбова.

Глава I. Теоретические аспекты проблемы использования хоккея как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

.1 Физическое воспитание - одна из важных сторон гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста

В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). Однако физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Они заключаются в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития двигательных качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую дееспособность. Физическое воспитание детей является важнейшей задачей для полноценного развития ребенка. На конкретном материале раскрываются возможности осуществления всестороннего развития ребенка на занятиях и в играх, методика, стимулирующая работу мышления, развития воображения и творческой активности.

В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [19], главе III, статье 13 говорится о необходимости повышения качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности, которая определяется на основе сформированности прежде всего основных движений, жизненно важных,: метания, бега, прыжков, ходьбы, лазания.

Физическое воспитание детей, подрастающего поколения всегда было основной задачей в работе детских учреждений. Физическое воспитание предполагает осуществление комплексного подхода в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Основные задачи физического воспитания:

охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

воспитание активности, самостоятельности;

формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползанья и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, элементов спортивных игр;

развитие физических качеств: ловкости, общей выносливости, а также умения сохранять равновесие;

воспитание интереса и активной двигательной деятельности и потребности в ней, любви и интереса к спорту.

Все эти перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности. В детских дошкольных учреждениях ведущим специфическим средством физического воспитания служат физические упражнения: гимнастика, мииитуризм, подвижные игры, спортивные праздники и досуги, спортивные упражнения и элементы спортивные игр.

Спортивные игры (хоккей, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, городки) являются в сущности лишь высшей формой обыкновенных подвижных игр. В подвижных играх и упражнениях, подготавливающих к обучению выбранной спортивной игре, воспитатель ставит самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Особо благоприятные условия часто создаются для развития точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. Детям приходится принимать быстрые, но разумные решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы. В играх коллективного характера ставятся конкретные задачи для воспитания положительных нравственно-волевых черт характера. Непременное выполнение правил подвижных и спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, сознательной дисциплины, ответственности перед командой, взаимопониманию, умению считаться с другими детьми. Дети приучаются оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, иногда даже рискуя потерять любимую роль в игре. Необходимо создать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели команды. Уже в дошкольном возрасте дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации и стремятся к творчеству в игре.

Воспитатель для каждого занятия определяет образовательные и воспитательные задачи, постепенно усложняя их в зависимости от развития и подготовленности детей, содержания игр и упражнений. Соблюдение всех этих условий оказывает существенное влияние на улучшение количественных и качественных показателей выполнения основных движений, являющихся свидетельством хорошего усвоения их детьми.

Таким образом, мы видим, что процесс физического воспитания осуществляется на основе использования различных видов физических упражнений, в том числе спортивных игр.

1.2 Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста

Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности - показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем [6,13,17]. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движений. По сравнению с подвижными играми игры с элементами спорта - более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм человека шире и глубже.

Подвижные игры с элементами спорта характеризуются частой сменой положения тела и его звеньев, движений и двигательных действий как сложных систем. Таким образом, происходит взаимодействие между сенсорными и моторными компонентами, различными уровнями их организации, что сопровождается образованием новых двигательных программ. Необходимость использования спортивных игр и упражнений в физическом воспитании дошкольников отмечают многие специалисты. Более того, детям 5-7 лет рекомендуется посещение групп общей физической подготовки спортивных школ, занятия видами спорта, развивающими координацию и технику движений. Только при этом следует придерживаться рекомендуемой продолжительности занятий: для детей 5 лет - 25-30 минут; 6-7 лет - 30-35 минут [1,2,3,5]. "Ребенок, мало что умеющий делать, с трудом овладевает новыми действиями. И наоборот: кто больше умеет, тот быстрее и легче усваивает новые движения и действия, вносит в них элементы творчества" [1]. Поскольку основными специфическими действиями для спортивных игр являются удар, бросок, то на разных этапах их выполнения участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Изначально они ощущаются проприорецепторами мышц как замах (баллистическая работа мышц), затем - как преодоление массы ноги с бутсой, руки (в городках, баскетболе, бадминтоне, настольном теннисе); в момент соприкосновения с мячом, шайбой, воланом, шариком включаются рецепторы осязания. Баскетбол, футбол, хоккей требует тесного взаимодействия с противником, в процессе которого возникает больше тактильных и осязательных ощущений. Специфические раздражения вестибулярного анализатора ощущаются при столкновении игроков. Слуховой анализатор воспринимает такт шагов собственных, партнеров, противников и местоположение последних на поле (особенно сзади и с боков), звук удара по мячу, шайбе. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходятся в играх на долю зрительного анализатора как в области центрального, так и в области периферического зрения. В играх при ударах, бросках, приемах мяча возникают восприятия, свойственные "прицельным видам": попадание в цель, ловля, прием мяча [3,4,20,21]. Наряду с этим ведется наблюдение за противниками, партнерами, их местоположением, собственными передвижениями, которые воспринимаются чаще всего периферическим зрением. Центральное зрение в основном фиксирует мяч и его передвижение по полю. Игрок сопровождает зрением посланный ему мяч, подготавливаясь и подстраиваясь к тому, чтобы погасить движение мяча или изменить его направление. Все это также предъявляет очень высокие требования к пространственному видению игрока. По мнению М.А. Руновой [16], игры с мячом - не только интересное развлечение: в значительной мере они способствуют развитию координации движений, что очень важно при обучении письму, рисованию, конструированию. На наш взгляд, применение некоторых спортивных игр по упрощенным правилам уже в дошкольном возрасте значительно облегчит детям начальный период обучения в школе.

Движения, выполняемые в режиме, близком к статичному, запоминаются менее эффективно, чем движения, характеризующиеся выраженной последовательностью различных фаз двигательного акта. В этом отношении игры с элементами спорта создают благоприятные условия для совершенствования двигательного анализатора, воспроизведения пространственных, временных и динамических параметров движений.

Специалисты указывают на необходимость гармонического развития двигательных способностей детей путем использования разнообразных средств, направленных прежде всего на совершенствование ловкости, быстроты движений, гибкости, общей выносливости и силы отдельных мышечных групп. Ни одна подвижная игра, а тем более игра спортивного характера, не может служить средством развития какого-то одного двигательного качества. Дети преодолевают вес, сопротивление противника, проявляют максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы. Для игр с элементами спорта характерно сочетание таких показателей быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела и его частей в пространстве. Предпосылками для развития ловкости в игре с элементами спорта являются координационные сочетания разнообразных движений. От детей требуются быстрота и точность выполнения действий, равновесие, координация во время изменяющихся условий выполнения тех или иных действий. В играх с элементами спорта совершенствуются и "чувство мышечных усилий", "чувство пространства", "чувство времени".

Активная гибкость зависит от силы мышц. Но увлечение силовыми упражнениями может привести к ограничению подвижности в суставах. Целесообразно использование игр с элементами спорта, в которых гибкость развивается посредством передвижений с преодолением веса тела, действий с элементами борьбы, переноски груза, включения в соответствующую деятельность значительного числа суставов [21,24,26].

Дети старшего дошкольного возраста при условии целенаправленной педагогической деятельности успешно овладевают элементами спортивных игр, что является одним из основных путей развития двигательных способностей. Особенно ценны как средство развития двигательно-координационных способностей игры-эстафеты, содержащие разнообразные комбинации движений. Следует, как считает Е.Н. Вавилова [15], использовать игры, отличающиеся высокодинамичной совокупностью двигательных действий, непрерывно меняющимися ситуациями, которые позволяют предъявить повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной координации, к способности преобразовывать их и переключаться с одних координированных действий на другие. При этом в следует вводить "фактор необычности" при выполнении привычных действий, усложняющий требования к координации движений: ведение мяча с обусловленной реакцией на звуковые или зрительные сигналы; ведение мяча с сопротивлением или с дополнительными заданиями; комбинированные игры-эстафеты и т.д. Использование игровых заданий типа провести мяч между кеглями, по узкой дорожке, выполнить броски или удары по воротам с разного расстояния (2-3 м), действия с мячом в парах, отбивание мяча с закрытыми глазами - развивает восприятие, анализ пространственных условий действия и одновременно с этим - "чувство пространства" в двигательной деятельности.

В период дошкольного детства главная задача в развитии скоростно-силовых способностей - обеспечение гармонического формирования мышечной системы [11,17,24,27]. В состав скоростно-силовых упражнений, предусмотренных программой, включены игры с различного рода прыжками, метаниями, толканиями, бросаниями мячей, бит, построенные на скоростных перемещениях циклического характера ("гусиным шагом", "черепашки" - положение лицом вверх, опора на кисти и стопы и др.), быстрой передаче ракеток, мячей, бит, городков. При этом вес передаваемых предметов варьируется. Таким образом, средствами воспитания скоростно-силовых способностей служат преимущественно естественные формы упражнений, связанные с быстрым решением двигательной задачи. Подвижные игры на сюжетной основе не осложнены значительным внешним отягощением, требуют ускоренных действий и взаимодействий. Игровые упражнения многократно повторяются и закрепляются в ежедневных динамических часах, проводимых воспитателем на прогулке, а также в индивидуальной работе с детьми; создаются условия, побуждающие детей использовать игры с элементами спорта в самостоятельной двигательной деятельности.

Таким образом, следует отметить, что упрощенные игры с элементами спорта, построенные на разнообразных двигательных программах, которые отличаются по составу участвующих мышц, по характеру согласования, по активности, по сенсорному обеспечению, способствуют развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

1.3 Возможности хоккея в реализации задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" [8], которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, в образовательной области "Физическая культура" предусмотрено обучению игре в баскетбол детей шестого и седьмого года жизни.

Хоккей - спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе. Занятие хоккеем способствует развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Подвижная игра в хоккей требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в хоккей - командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, броски, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Игра в хоккей отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры - определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.

В разделе физического воспитания "Программы воспитания в детском саду" действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, отбивания мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. Упражнения и игры с мячом совершенствуют навыки основных движений детей. Развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов, пальцев и кистей. Они способствуют развитию точности, координации движений улучшают двигательные реакции детей, воспитывают выдержку, уверенность и решительность. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в хоккей используются самые разнообразные действия с мячом, шайбой и клюшкой, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки. В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.

В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре. Элементарные действия игры в хоккей могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с футболом в доступной форме.

Таким образом, мы видим, что хоккей как летний вид спортивных игр имеет большое значение для решения задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

.4 История хоккея

История хоккея с шайбой является одной из самых оспариваемых среди всех видов спорта. Традиционно местом рождения хоккея считается Монреаль <#"733153.files/image001.gif">

Рис. 1. Уровни развития быстроты у детей подготовительной группы на начало года.

На констатирующем этапе с целью выявления интереса у детей подготовительной группы к подвижным играм, а также знания детьми подвижных игр была проведена индивидуальная беседа с детьми подготовительной группы по следующим вопросам:

1.  Любишь ли ты ходить в детский сад?

2.      Чем ты любишь заниматься в детском саду?

.        Любишь ли ты играть?

.        Нравиться ли играть тебе в подвижные игры?

.        В какие подвижные игры ты любишь играть?

.        Какие спортивные тгры ты знаешь?

.        Расскажи, как в них играть?

Ответы детей на первый вопрос показали, что 14 детей, (78,4%), предпочли детский сад дому, четверым детям больше нравится дома (21.2%)/ Все дети любят играть (помимо других занятий). Играть в подвижные игры любят 16 детей (89,6%). Большинство детей любят играть с мячом, обручем, скакалками, любят бегать, среди подвижных игр названы "Гуси-лебеди", (56% детей), 10 детей, "Кто быстрее добежит до флажка" (84 % детей), 16 детей, "Зайцы и волк" (67,2 % детей), 12 детей, "Уголки" (44,8% детей), 8 детей, "Мышеловка" (50,4% детей), "Прятки", "Перелет птиц" (56%). В хоккей любят играть двое детей - 13,2% (cм. табл. 2), (см. диаграмму - рис. 2). Спортивные игры дети знают недостаточно.

Таблица 2

Уровни интереса детей подготовительной группы к спортивным играм на начало года

Фамилия, имя ребенка

Уровни интереса детей подготовительной группы к спортивным играм на начало года



Высокий

Средний

Низкий

1

Безбородов Иван

+



2

Ведищев Илья

+



3

Востриков Сергей

+



4

Горбунов Максим

+



5

Дунина Арина


+


6

Дунин Владимир



+

7

Калинникова Евгения

+



8

Коробков Даниил


+


9

Курынин Сергей


+


10

Мильниченко Роман


+


11

Мильниченко Артём

+



12

Половнёва Анастасия

+



13

Попов Тимофей



+

14

Сысоева Дарья


+


15

Топорков Артём


+


16

Уланова Дарья



+

17

Хомутов Сергей


+


18

Черкасов Антон

+




Рис.2. Уровни интереса детей подготовительной группы к спортивным играм на начало года.

На констатирующем этапе была проведена диагностика физической подготовленности к игре в хоккей детей подготовительной группы. Дети данной группы были предложены такие двигательные тесты: челночный бег на 30 м (ловкость, быстрота), ведение мяча между кеглями - 10 м; расстояние между кеглями - 2 м (ориентировка в пространстве, координация движений); удары по ворогам - 5 ударов (число попаданий, техника). Удары проводились с расстояния в 4 м; размеры ворот - 1x2 м. Была использована методика, рекомендованная Л.Н. Волошиной [5].

Результаты обследования мы обобщили в таблице 3 (см. таблицу 3) и диаграмме (см. рис. 3). Высокий уровень составил 16,8% (трое детей), средний уровень - 32,8% (детей), низкий уровень - 50,4% ( девять детей).

Таблица 3

Уровни физической подготовленности игры в хоккей детей подготовительной группы на начало года

Фамилия, имя ребенка

 Уровни физической подготовленности игры в хоккей детей подготовительной группы на начало года



Высокий

Средний

Низкий

1

Безбородов Иван

+



2

Ведищев Илья


+


3

Востриков Сергей


+


4

Горбунов Максим


+


5

Дунина Арина



+

6

Дунин Владимир



+

7

Калинникова Евгения

+



8

Коробков Даниил



+

9

Курынин Сергей



+

10

Мильниченко Роман



+

11

Мильниченко Артём


+


12

Половнёва Анастасия



+

13

Попов Тимофей



+

14

Сысоева Дарья



+

15

Топорков Артём


+


16

Уланова Дарья



+

17

Хомутов Сергей


+


18

Черкасов Антон

+





Рис.3. Уровни физической подготовленности игры в хоккей детей подготовительной группы на начало года.

Констатирующий этап предполагал также наблюдение работы инструктора по физическому воспитанию, а также воспитателя группы по проведению подвижных игр.

Следует также отметить, что педагоги данной возрастной группы не используют в своей работе современную Программу и технологии физического воспитания детей 5-7 лет "Играйте на здоровье" Волошиной Л. Н. [5]. Соответственно в старшей группе не велась в системе работа по обучению детей играм с элементами спорта на основе данной технологии.

Наблюдение работы воспитателя по проведению игр и упражнений в метании показало, что в данном МДОУ есть спортивная площадка, но нет хоккейной площадки. оборудование педагогического процесса оставляет желать лучшего, а именно: шайб и клюшек недостаточно.

Следует также отметить, что нет у педагогов перспективного плана по обучению детей хоккею, недостаточно уделяется внимания планированию и проведению подводящих и подготовительных упражнений по обучению играм с элементами спорта.

Таким образом, мы видим, что игры с элементами спорта в данной возрастной группе занимают недостаточное место в работе с детьми, соответственно отмечается достаточно низкий уровень физической подготовленности игры в хоккей на начало года.

Состояние уровня развития быстроты как двигательного качества, уровня физической подготовленности игры в хоккей у детей старшей группы потребовало поиска эффективных средств и методов обучения данному виду спортивных игр.

2.2 Внедрение системы работы по обучению игре в хоккей детей подготовительной группы

Формирующий этап проводился с 12.10.10.по 18.03.11

Цель: формирование у детей подготовительной группы навыков игры в хоккей, предусмотренных примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" [8], развитие быстроты, формирование интереса к играм и упражнениям к элементам хоккея.

Согласно примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" [8], которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, образовательной области "Физическая культура" для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены спортивные упражнения и спортивные игры, однако обучение игре в хоккей начинается с подготовительной группы. У детей должны быть сформированы такие навыки игры в хоккей: вести шайбу клюшкой, не отрывая клюшку от шайбы; прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать клюшкой шайбу; обводить шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними; забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками справа и слева; попадать шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.

Элементы игры в хоккей предполагают проведение игры c детьми дошкольного возраста по упрощенным правилам.

Предусмотренные двигательные навыки игры в хоккей должны базироваться на навыках метания, бега, сформированных в предыдущей возрастной группе и, соответственно, формируемым у детей в старшей группе.

В своей работе мы учитывали то, что ребята овладевают техникой действий с мячом, клюшкой и шайбой при многократном повторении упражнений, старались, чтобы упражнения и игры, в которые включались изучаемые движения, были доступными, разнообразными и интересными для детей, поскольку однообразие и монотонность действия снижают интерес у детей. В начале обучения основное внимание детей мы направляли на овладение правильными движениями: перемещение на льду (коньков у детей не было), держание клюшки, ведение, бросание и остановка шайбы, а затем стремились, чтобы они освоили сильные и точные удары и скорость движений.

В своей работе по обучению детей подготовительной группы элементам хоккея мы использовали методические рекомендации Л. Н. Волошиной [5] Программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет "Играйте на здоровье", согласно которым перед педагогом ставятся такие задачи обучения детей 6-7 лет игре в хоккей: познакомить с увлекательной игрой в хоккей, необходимым для нее инвентарем, достижениями русских хоккеистов; вызвать интерес и желание научиться играть в хоккей; учить подбирать клюшку и держать ее правильно; вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу, вправо и влево, не отрывая ее от клюшки, вокруг предмета и между ними (кегли, кубики и т.д.); бросать шайбу в ворота с места (расстояние 2-3 м), увеличивать силу броска и расстояние; ударять по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны; забивать шайбу в ворота после ведения; развивать точность, глазомер, быстроту, выносливость, координацию движений.

В своей работе по обучению детей подготовительной группы элементам хоккея мы использовали методические рекомендации Л. Н. Волошиной [5] Программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет "Играйте на здоровье", согласно которым перед педагогом ставятся такие задачи обучения детей 6-7 лет игре в хоккей: познакомить с увлекательной игрой в хоккей, необходимым для нее инвентарем, достижениями русских хоккеистов; вызвать интерес и желание научиться играть в хоккей; учить подбирать клюшку и держать ее правильно; вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу, вправо и влево, не отрывая ее от клюшки, вокруг предмета и между ними (кегли, кубики и т.д.); бросать шайбу в ворота с места (расстояние 2-3 м), увеличивать силу броска и расстояние; ударять по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны; забивать шайбу в ворота после ведения; развивать точность, глазомер, быстроту, выносливость, координацию движений.

Свою систему работы по обучению детей подготовительной группы хоккею мы строили на основе "Программы обучения дошкольников хоккею", разработанную Л.Н. Волошиной, которая предусматривает:

. Атлетическую подготовку (общефизическая и специальная физическая).

. Технико-тактическую подготовку.

С целью обеспечения атлетической подготовки (общефизической и специальной физической) мы использовали такие упражнения в работе с детьми.

. "Догони пару" (бег парами: одни дети убегают, другие - догоняют их и наоборот).

. "Воробьи и вороны" (прыжки друг за другом, шеренгами, по звеньям).

. "Землемеры" (эстафета-аттракцион с измерением клюшкой).

. "Берег-море" (прыжки из круга в круг, водящий - в центре).

. "Попрыгунчики" (прыжки через клюшки, положенные на расстоянии 1 м).

. "Сбей колпак" (метание в вертикальную цель).

. "Снайперы" (метание снежков в горизонтальную цель).

. "Гонки колесниц" (бег тройками со скакалками).

. "Штангисты" (добежать до игрока с палкой, повесить на палку обруч, вернуться обратно).

. Технико-тактическая подготовка включала такие упражнения:

. "Стоп" (бег врассыпную; по сигналу остановиться и принять стойку хоккеиста).

. "Гонки с шайбой" (ведение шайбы клюшкой толчками).

. "Квадрат" (ведение шайбы по квадрату).

. "Ледяная карусель" (ведение шайбы по кругу влево и вправо, не отрывая ее от клюшки).

. "Поспеши, но не сбей" (ведение шайбы без отрыва от клюшки, обводя предметы и между ними).

. "Передай шайбу" (передача шайбы клюшкой друг другу и остановка ее клюшкой).

. "Сбей кеглю" (броски шайбы слева и справа).

. "Забей в ворота" (забивать шайбу в ворота с места; чем больше бросков, тем лучше).

. "Попади с подачи" (удар по шайбе с подачи).

. "Загони в ворота" (удар по шайбе после ведения).

. "Попади в предмет" (удар по шайбе с места).

. "Игра с шайбой в кругу".

. "Салочки".

. "Не пропусти шайбу!".

. "Хоккеисты".

Нами осуществлялась также нравственно-волевая подготовка к игре в хоккей.

С детьми подготовительной группы проводились такие беседы:

. "Хоккей - игра командная. Успех команды зависит от действий каждого ребенка".

."Умейте защищать свои ворота, умейте нападать".

. "Чем можно помочь друг другу в игре; как корректно себя вести; как быстрее достичь положительных результатов; какие упражнения можно выполнять самостоятельно и как.

. "Хоккей - любимая национальная игра (из истории хоккея)".

. "Игровая площадка. Инвентарь".

. "Простейшие правила игры в хоккей".

. "Техника и тактика игры в хоккей".

. "Мы - команда".

Мы осуществляли дифференцированный подход к обучению игре в хоккей, а именно: комплектование по уровню физической подготовленности; увеличение или уменьшение расстояния между игроками в парных действиях, игрового поля, ворот; рациональной дозировки физической нагрузки с учетом возможностей и физического состояния ребенка, увеличения или сокращения длительности занятий.

Основным затруднением в работе было то, что специальной площадки для игры в хоккей в данном дошкольном учреждении не было, размер приспособленного поля (площадки) не соответствовал требованиям и условиям игры, у детей не было коньков, клюшки также пришлось специально приобретать.

Игры с клюшкой мячом и шайбой проводили осенью, зимой во время прогулок, реже в спортивном зале. Продолжительность их была 15-20 минут.

Некоторые игры, подводящие к хоккею, мы проводили с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с клюшкой и шайбой и структурой игры мы подводили детей к самостоятельным играм без непосредственного руководства воспитателя.

Постепенно и последовательно усложняли упражнения в технике выполнения на основе программных требований. Так, обучая приемам передачи шайбы, мы формировали умение дифференцировать свои усилия в зависимости то заданного расстояния; при этом использовали ориентиры "Докати шайбу до кегли", "Сбей шайбой забор из кеглей" и др. У большинства детей не получалось ведение шайбы в движении. Упражнения проводили по подгруппам. Много внимания уделяли индивидуальной работе.

Всю работу по обучению детей подготовительной группы навыкам игры в хоккей строили с учетом закономерностей формирования двигательных умений и навыков, этапов обучения физическим упражнениям, согласно требованиям теории физического воспитания и методики обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Игровой метод обучения использовали на третьем. завершающем этапе формирования навыка и закрепления техники, закрепляли навыки игры в хоккей после первоначального и углубленного этапов обучения в подвижных играх. Обучение детей подготовительной группы элементам хоккея мы осуществляли в соответствии с элементами техники. Особое внимание мы уделили программным упражнениям, подготавливающим детей к хоккею: прокатывание шайбы в клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота, прокатывать шайбу друг другу в парах.

В своей практической работе, учитывая наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста, использовала такие методы и приемы обучения различным видам хоккея: словесные, практические, наглядные

Наглядные методы обучения были ведущими, а именно: показ различных приемов техники игры в хоккей, имитация, зрительные ориентиры, звуковые ориентиры, помощь, наглядные пособия. Ведущим методом обучения был техничный, качественный показ. Обучение проводилось целостным методом, старались показывать в нормальном для восприятия детей темпе различные виды упражнений по обучению игре в хоккей, представляли физические упражнения в разных ракурсах, чтобы дети хорошо усвоили технику. Показ сопровождался обязательно словом, старались, чтобы объяснение техники движения было эмоциональным, конкретным. доступным для детей, кратким. Использовала художественное слово: загадки о спортивном оборудовании (о шайбе, спортивных играх и т.д.) стихи, рассказы, сообщения в средствах СМИ.

В различных пособиях находили рисунки, графическое изображение различных видов элементов хоккея и использовали их с целью создания правильного представления у каждого ребенка о конкретном элементе техники игры в хоккей.

Использование зрительных, звуковых ориентиров повышало интерес детей к выполнению упражнений: разметка площадки, кубики или кегли, расположенные змейкой, которые надо было при ведении шайбы не задеть и т.д., конкретное спортивное оборудование, конкретный определенный сигнал, по которому надо начать выполнять упражнение. Старались осуществлять комплексный подход в использовании различных методов и приемов, правильно соотносить их с каждым конкретным этапом обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Интерес у родителей вызвала педагогическая информации для родителей и педагогов группы "В хоккей играют настоящие мужчины".

Была проведена деловая игра с педагогами и родителями "Обучение детей 7-года жизни элементам хоккея". Проведение родительского собрания "Олимпийские надежды нынче ходят в детский сад" вызвало также у родителей и педагогов большой интерес.

2.3 Подведение итогов, анализ полученных данных

Контрольный этап проводился с 21.03.09 по 30,.03.09.

Цель: подведение итогов, сравнительный анализ полученных данных.

В конце практической работы мы также провели диагностику уровня развития быстроты у детей подготовительной группы, навыков игры в хоккей, интереса у детей данной группы к играм с элементами спорта.

Диагностика навыков игры в хоккей у детей подготовительной группы была проведена по тем видам упражнений, которые предусмотрены примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования "Детство" [7].

Методика обследования была такой же, как и на констатирующем этапе.

Каковы же результаты проведенной работы?

В результате использованной системы работы по обучению детей данной группы игре в хоккей значительно повысились количественные и качественные показатели быстроты.

Так процент детей с высоким уровнем возрос на 12% по сравнению с констатирующим этапом, на контрольном этапе дети с высоким уровнем составили 50.4% (9 детей), детей со средним уровнем оказалось 44%, (8 детей), детей низким уровнем - 5,6% - один ребенок, Уланова Дарья, которая долго не посещала детский сад. Результаты обследования мы обобщили в таблице 4 (см. таблицу 4), диаграмме (см. рис. 4).

Таблица 4

Уровни развития быстроты у детей подготовительной к школе группы на конец года

Фамилия, имя ребенка

 Уровни развития быстроты у детей подготовительной к школе группы на конец года



Высокий

Средний

Низкий

1

Безбородов Иван

+



2

Ведищев Илья

+



3

Востриков Сергей

+



4

Горбунов Максим

+



5

Дунина Арина


+


6

Дунин Владимир


+


7

Калинникова Евгения

+



8

Коробков Даниил


+


9

Курынин Сергей

+



10

Мильниченко Роман


+


11

Мильниченко Артём

+



12

Половнёва Анастасия




13

Попов Тимофей


+


14

Сысоева Дарья


+


15

Топорков Артём

+



16

Уланова Дарья


+

+

17

Хомутов Сергей


+


18

Черкасов Антон

+




Рис. 4. Уровни развития быстроты у детей подготовительной к школе группы на конец года.

На контрольном этапе, также как и на констатирующем, с целью выявления интереса у детей к подвижным играм, играм с элементами спорта, была проведена индивидуальная беседа с детьми подготовительной к школе группы по тем же вопросам, что и на констатирующем:

1.      Любишь ли ты ходить в детский сад?

2.      Чем ты любишь заниматься в детском саду?

.        Любишь ли ты играть?

.        Нравиться ли играть тебе в подвижные игры?

.        В какие подвижные игры ты любишь играть?

.        Какие спортивные игры ты знаешь?

.        Расскажи, как в них играть?

Ответы детей на первый вопрос показали, что 18 детей, (72%), предпочли детский сад дому, семерым детям больше нравится дома (28%)/ Все дети любят играть (помимо других занятий). Играть в подвижные игры любят 22 ребенка (84%). Большинство детей любят играть с мячом, обручем, скакалками, любят бегать, среди подвижных игр названы: "Баскетбол", "Обеги мяч", "Вперед с мячом", "С мячом под дугой", "Не теряй мяч", "Найди мяч, "Передай мяч", "Проведи мяч", "Лови, убегай", "Ловкая пара", "Ловишки с мячом", "Мяч на ступеньках", "Попади в цель", "Мяч водящему", "Догони мяч", "Кати в цель". "Брось - догони", "Подвижная мишень", "Не упусти шарик", "Мяч о пол", "Сбей мяч", "Шмель", "Мяч сквозь обруч", "Мяч среднему", "Сбей городок", "Пройди с мячом", "Кто скорей". "Хоккей" назвали 95,7% детей и рассказали, как в нее играть. (Результаты обследования мы обобщили в таблице 4 (cм. таблицу 4), диаграмме (см. рис. 4).

Таблица 5

Уровни интереса детей подготовительной группы к подвижным играм с элементами спорта конец года.

Фамилия, имя ребенка



Высокий

Средний

Низкий

1

Безбородов Иван

+



2

Ведищев Илья

+



3

Востриков Сергей

+



4

Горбунов Максим

+



5

Дунина Арина


+


6

Дунин Владимир

+



7

Калинникова Евгения

+



8

Коробков Даниил

+



9

Курынин Сергей


+


10

Мильниченко Роман

+



11

Мильниченко Артём

+



12

Половнёва Анастасия


+


13

Попов Тимофей

+



14

Сысоева Дарья


+


15

Топорков Артём

+



16

Уланова Дарья




17

Хомутов Сергей

+



18

Черкасов Антон

+




Рис. 5. Уровни интереса детей подготовительной группы к подвижным играм, играм с элементами спорта на конец года.

На контрольном этапе также была проведена диагностика физической подготовленности к игре в хоккей детей подготовительнойгруппы по тем же двигательным тестам, которые использовались на констатирующем этапе. Результаты обследования мы обобщили в таблице 6 (см. таблицу 6) и диаграмме (см. рис. 6). Высокий уровень составил 38,4% (7 детей), средний уровень - 50,4% (9 детей), низкий уровень - 11,2% (2 ребенка)

Таблица 6

Уровни физической подготовленности игры в хоккей детей подготовительной к школе группы на конец года

Фамилия, имя ребенка

 Уровни физической подготовленности игры в хоккей детей старшей группы на начало года



Высокий

Средний

Низкий

1

Безбородов Иван

+



2

Ведищев Илья

+



3

Востриков Сергей

+



4

Горбунов Максим

+



5

Дунина Арина


+


6

Дунин Владимир


+


7

Калинникова Евгения

+



8

Коробков Даниил


+


9

Курынин Сергей


+


10

Мильниченко Роман


+


11

Мильниченко Артём

+



12

Половнёва Анастасия


+


13

Попов Тимофей


+


14

Сысоева Дарья



+

15

Топорков Артём


+


16

Уланова Дарья



+

17

Хомутов Сергей


+


18

Черкасов Антон

+




Рис.6. Уровни физической подготовленности игры в хоккей детей подготовительной группы на конец года.

Таким образом, мы видим, что в результате проведенной системы работы значительно повысился рейтинг игр с элементами спорта в данной возрастной группе, отмечается у детей рост интереса к играм с элементами спорта, повысился уровень быстроты у детей подготовительной группы, значительно повысился уровень физической подготовленности игры в хоккей.

Заключение

В результате проведенной исследования мы пришли к следующему выводу: элементы игры в хоккей являются важным средством физического воспитания детей дошкольного возраста, эффективным средством формирования быстроты, выносливости. ловкости. Мы еще раз убедились, что игровые методы обучения являются ведущими в работе с детьми дошкольного возраста. Детский сад при комплексном использовании физических упражнений, совокупности средств физического воспитания может стать ступенью в подготовке детей к большому спорту. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта как средства и формы организации физического и психического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности и на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Необходимо создавать методические условия, позволяющие успешно использовать элементы спортивных игр - элементы игры в хоккей - в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Работая над выпускной квалификационной работой, мы углубили и систематизировали свои теоретические знания по проблеме использования элементов хоккея в работе с детьми дошкольного возраста. Мы приобрели практические умения и навыки по проведению элементов игры в хоккей с детьми старшего дошкольного возраста. Обучение детей элементарному хоккею, способствует совершенствованию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, подготавливает детей дошкольного возраста к освоению более сложных видов движений уже в школьном возрасте.

Список использованной литературы

физический виспитание хоккей игра

1.      Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Э.Й. Адашкявичене.- М.: Просвещение, 2002. - 159 с.

2.      Безносиков, И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. / И.Я Безносиков. - Мн.: Четыре четверти , 1998. - 66 с.

.        Бланин. А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. Наук. МГАФК - Малаховка, 2000, - 21с.

.        Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методический комплекс. / Н.И. Бочарова - М.: Издательство: Центр педагогического образования, 2007, 89 с.

.        Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье/ Л.Н. Волошина - М.: Аркти, 2004. - 144 с.

.        Горькова, Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности дошкольников. / Л.Г. Горькова, Л.А.Обухова. - М.: Издательство: 5 ЗА ЗНАНИЯ, 2007.- 153 с.

.        Гришин, В.Г. Игры с мячом и ракеткой / В.Г. Гришин. - М.: Просвещение, 2000. - 68 с.

.        Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольно-Д38 го образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.Л. Михайлова и др. - СПб. : ООО Издательство "Детство-пресс", 2011. - 528 с.

.        Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы / О.Б. Казина - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005. - 140 с.

10. Кенеман А.В., Хухлаева, Д.В. "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста" / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.: "Просвещение", 1986 г. - 272 с.

11.    Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста". / А.В Кенеман. - М: Просвещение, 1985.- 144 с.

.        Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно - учебных заведений. - М.: Издательство "Физкультура и спорт" , 1998.- 271с.

.        Кудрявцев В.Т., Егоров, Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления / В. Т. Кудрявцев. Б. Б. Егоров. Линка-Пресс. Москва, 2000. - 259 с.

.        Мащенко М.В., Шишкина, В.А. Физическая культура дошкольника. / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина - Мн.: Ураджай, 2000. - 156 с.

15.    Мониторинг в детском саду. Научно - методическое пособие. ДЕТСТВО-ПРЕСС Санкт-Петербург, 2011- 599 с.

16. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

17. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 304 с.

18.    Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. / Е.И. Панкратьев // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №11 - С. 23-28.

.        Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" / - Санкт- Петербург: Акцидент, 1997. 289 с.

20.    Спутник руководителя физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О.Филипповой. - С.-П.: Детство-ПРЕСС, 2005. - 256 с.

21. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э.Я. Степаненкова.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.

22.    Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. / А.Г. Сухарев - М., 1991. - 257 с.

23. Тарасова Т.А. Контроль физического воспитания детей дошкольного возраста. / Т. А. Тарасова. "ТЦ Сфера", 2005- 176 с.

24. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре / К.К. Утробина - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 128 с.

25.    Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Автор-составитель О.Н. Моргунова. - ТЦ Учитель, 2005. -137 с.

26.    Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей ред. Микляевой Н.В. - М.: УЦ "Перспектива", 2011. - 152с.

27.    Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: 12. Пособие для воспитателя, подгот. к школе группы 2-е изд., дораб. / А.И. Фомина - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.

28.    Фролова А. Региональные компонент в физвоспитании старших дошкольников. / А. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N3. - С. 37.

29.    Фролов, В.Г., Юрко, Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. / В.Г. Фролов, Г.П. Юрко - М., 1983. - 121 с.

30.    Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольном учреждении: Учеб. для учащихся пед. училищ по спец. N2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" и N2002 "Дошкольное воспитание". 3-е изд., перераб. и доп./ Д.В. Хухлаева - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.

31.    Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

32.    Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 176 с.

.        Шебеко В.Н. и Ермак, Н.Н., Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: ACADEMIA, 2000. - 176с.

Интернет - ресурсы

<http://www.twirpx.com/files/pedagogics/pedagogics/preschool/physictraining/>

http://www.twirpx.com/file/188604/

http://www.twirpx.com/signup/submit/

http://www.bmsi.ru/doc/edbe352e-453f-4010-8410-13baad37fe02.

http://www.ivalex.vistcom.ru/helth.htm.

Приложение

Подвижные игры

Гонка с булавами. Для игры нужны гимнастические булавы. Если булав не имеется, можно использовать деревянные городки или просто сделать деревянные столбики высотой 15 - 20 см. Дети делятся на несколько команд по 3-5 человек в каждой. Все команды строятся на стартовой линии в колонны. Против команды - булава, каждый игрок имеет клюшку. После сигнала все игроки, стоящие первыми в колонне, гонят булаву клюшкой так, чтобы она не упала, до установленного места. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку по команде. Если во время гонки булава упадет, ее надо поднять, а затем продолжать гонку.

Мяч - "печать". Для проведения игры нужен маленький резиновый мяч. Все участники с клюшками, кроме водящего, свободно располагаются на площадке. После свистка воспитателя водящий убегает от игроков перемещаясь по катку в любом направлении. Остальные играющие также перемещаются по катку и перекидываются мячом, которым они должны осалить водящего. Кто осалит водящего, сам становится водящим.

Салочки. У всех играющих - клюшки. Один выбирается водящим. Дети свободно располагаются на площадке. Цель водящего - ударить по шайбе так, чтобы она догнала любого из играющих, коснулась его, и тогда тот становится водящим. Вместо тяжелой резиновой шайбы используется легкая пластмассовая (они продаются в магазинах игрушек).

Футбол на льду. Дети делятся на команды по четыре человека в каждой, которые располагаются в 3 м друг от друга. Все игроки - с клюшками, а у команды - две шайбы. После сигнала воспитателя первый и третий игроки четверки передают обе шайбы по кругу. Штрафное очко получает ребенок, у которого окажутся обе шайбы. При повторении игры шайба передается в противоположную сторону (рис. 27).

Игра с мячом. Участники игры с клюшками в руках образуют круг и становятся на расстоянии двух-трех шагов друг от друга. В центре круга - водящий. Он кладет перед собой гладкий небольшой мяч и ударом клюшки старается выбить его за пределы круга. Играющие препятствуют этому и отбивают мяч назад. Тот, кто пропустил мяч с правой стороны от себя, сменяет водящего и становится внутрь круга.

Гонка с шайбами. Несколько играющих, вооружившись клюшками, становятся на линии старта. Каждый получает шайбу (резиновый кружок). Перед всеми игроками на расстоянии 10-15 м ставится кегля. По сигналу воспитателя дети доводят клюшками свои шайбы до кеглей, огибают их и возвращаются. Выигрывает тот, кто вернется первым (рис. 28).

Защита крепости. Все играющие - с клюшками. На катке чертят два круга (один внутри другого): первый диаметром 1 м, второй - 5 - 10 м. В первый круг становится защитник и охраняет крепость, чтобы туда не попал мяч. Все остальные играющие располагаются по втором круге и передавая мяч друг другу стараются нанести неожиданный удар и попасть мячом в крепость. Если же мяч попал в крепость, защитник входит в общий круг, а тот, кто сумел забросить мяч, становится на его место.

" Взятие города. Для проведения игры нужны клюшки по числу участников и маленький резиновый мяч. На противоположных концах катка отмечаются на льду равной величины города.

Дети делятся на две команды, и каждая из них располагается на одной половине площадки. Каждая команда защищает свой город, чтобы в него не закатился мяч, и в то же время старается загнать мяч в город противника.

Побеждает команда, которой удается за время игры (5-8 мин) загнать большее число мячей в город противника.

Запрещаются толчки, грубая игра и удары клюшкой. Игроки не имеют права стоять в городе.

Убывающие кегли. Для проведения игры нужны кегли по числу участников. Дети становятся в шеренгу на расстоянии одного шага друг от друга. Перед каждым ставят кеглю. Затем ребята поворачиваются вокруг и выполняют какое-нибудь упражнение типа зарядки: наклоны, приседания, "пистолетик" и т. д. В это время воспитатель убирает за спиной у детей одну кеглю. По сигналу все дети бегут к кеглям, и каждый старается схватить кеглю и загнать ее за стартовую линию. Кто окажется без кегли, временно выбывает из игры (пропускает игру один раз).

Встречная эстафета. Для проведения игры нужны клюшки и маленькие резиновые мячи по количеству играющих команд. Кубиками отмечаются две черты на расстоянии 8 - 10 м от другой. Дети делятся на несколько (3-4) команд. Каждая из них рассчитывается на первые и вторые номера. Одна половина команды становится около одной черты, другая половина - около другой. По сигналу воспитателя первые номера берут клюшки и гонят мячи ко вторым номерам своей команды, которые стоят во главе колонны, и передают им клюшки, а сами становятся замыкающими этой колонны. Вторые номера гонят мячи в сторону первых номеров и т. д.

Похожие работы на - Возможности хоккея в реализации задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!