Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг Республики Молдова

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,97 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг Республики Молдова

Аббреавиатера

КБ - коммерческий банк

АО - акционерное общество

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты, характеризующие конкурентную среду при оказании банковских услуг

1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация

1.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов

Глава 2. Анализ факторов формирующих конкурентную среду на рынке банковских услуг

2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг

2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере

2.3 Анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова на примере КБ "Moldindconbank" АО и КБ "Energbank" АО

2.4 Разновидности и элементы конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность выбранной темы. Конкуренция, являясь, неотъемлемым атрибутом рыночного механизма, обуславливает поведение субъектов хозяйствования, ориентированное на поиск и внедрение новых форм и методов производства продукции, оказания услуг, выполнения работ, более полно удовлетворяющих потребности субъектов экономики - физических и юридических лиц. Для банковского сектора вопросы повышения уровня конкурентоспособности коммерческих банков имеют особое значение, что обусловлено различными факторами.

Целью является сравнительный анализ конкурентоспособности участников рынка банковских услуг в Республики Молдова.

В соответствии с целями курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:

-Уточнить общепринятое определение конкурентоспособности банка;

-раскрыть особенности содержания понятия конкурентоспособности применительно к коммерческому банку;

-изучить особенности банковской конкуренции;

-Рассмотреть конкурентные преимущества и позиции банков на рынке банковских услуг Республики Молдова;

-Выявить и классифицировать основные факторы, с помощью которых обеспечивается конкурентоспособность банка; определить показатели деятельности банка, наиболее полно отражающие состояние факторов;

Объектом исследования являются феномены конкуренции в сфере оказания банковских услуг.

Предметом исследования - конкурентные преимущества и способность коммерческого банка конкурировать с другими банковскими организациями.

В качестве примера рассмотрена деятельность коммерческих банков - АО "Moldindconbank" и АО "ENERGBANK".

Методология исследования. При написании работы была исследована периодическая печать, нормативные и законодательные акты, труды таких выдающихся отечественных и зарубежных экономистов. Доктор экономических наук, конференциар Тигинян А.М., доктор экономических наук, профессор Коробовой Г.Г., профессор В.Я. Горфинкеля, профессора Швандара В.А.

Информационной базой для анализа послужили статистические данные Национального Банка Молдовы, сайты коммерческих банков,.

Исследование построено с использованием таких методов научного познания, как: метод сравнения, логики, наблюдения, аналогий, индукции, дедукции, анализ, синтез, классификаций и группировок.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении аргументируется актуальность выбранной темы, определяется цель и задачи данной работы, дается характеристика методологической основы.

В первой главе: "Теоретические аспекты, характеризующие конкурентную среду при оказании банковских услуг", дано определение конкурентоспособности, рассмотрены особенности банковской конкуренции.

Во второй главе: "Анализ факторов формирующих конкурентную среду на рынке банковских услуг", проводится анализ банковской конкуренции в Республики Молдова, дана сравнительная характеристика двух конкурирующих банков Республики Молдова, рассмотрены конкурентные преимущества и позиции банков на рынке банковских услуг Республики Молдова, выявлены основные факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере.

Структура традиционная работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

В заключении изложены основные результаты выполненного в виде выводов, предложений в области изучения конкуренции на рынке банковских услуг.

Библиография включает в себя 21 источников.

конкурентная среда банковская услуга

Глава 1. Теоретические аспекты, характеризующие конкурентную среду при оказании банковских услуг

1.1 Участники рынка банковских услуг и их классификация

Рынок банковских услуг является сегментом рынка в целом и финансового рынка в частности, и на этом рынке также существуют продавец и покупатель соответствующей финансовой услуги, а также сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация определенных банковских услуг.

Сфера рынка банковских услуг играет решающую роль в экономическом развитии финансовой системы любого государства, что, в свою очередь, диктует особую заинтересованность государства в регулировании банковской деятельности.

Участники рынка банковских услуг - юридические и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые согласно закону имеют право осуществлять деятельность по предоставлению финансовых услуг на территории Республики Молдова и потребители таких услуг.

Основная конкуренция на банковском рынке разворачивается между коммерческими банками, т.е. банковскими институтами, которые занимаются оказанием банковских услуг.

Внутри этой основной группы конкурирующих субъектов банковского рынка по традиции выделяют подгруппы универсальных и специализированных банков.

Универсальный банк оказывает все или почти все виды банковских услуг, обслуживает самые различные предприятия и организации, а также население.

Специализированный (специальный) банк, напротив, сосредотачивает свою деятельность на одном или немногих видах услуг:

¾Сберегательные банки занимаются оказанием услуг (в основном депозитных) населению

¾Ипотечные банки выдают кредит под залог недвижимости и осуществляют эмиссию закладных листов (ипотек)

¾Инвестиционные банки выступают посредниками на рынке ценных бумаг

¾Деловые банки занимаются разработкой инвестиционных проектов

¾Клиринговые банки концентрируются на организации расчетов в хозяйстве и т.д.

В прошлом между универсальными и специализированными банками существовала четкая грань. Во-первых, прибыли банков от отдельных специализированных операций иногда были настолько велики, что деятельность в других сферах становилась для них совсем не обязательной.

Во-вторых, это было связано с тем, что для ряда операций устанавливались законодательные ограничения.

Однако в последнее время различие универсальных и специализированных банков становиться все более расплывчатыми, а многие коммерческие банки за рубежом стали на сегодняшний день своего рода "банковскими супермаркетами", где можно получить самые разнообразные банковские услуги.

Так как состав продавцов на банковском рынке не исчерпывается одними коммерческими банками, двумя другими группами конкурентов (и весьма активных) являются небанковские кредитно-финансовые институты и нефинансовые предприятия. В начале 80-х годов президент компании "Visa International" даже заявил: "В будущем банки перестанут быть в центре денежного обращения. Их место займут другие предприятия".

Небанковские кредитно-финансовые институты - это учреждения, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность, которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогичных банковскими. Поэтому в англоязычной литературе небанковские кредитно-финансовые институты получили название "околобанки".

Небанковские кредитные учреждения занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйства. В последнее десятилетие они играют важную роль на национальных рынках промышленно развитых стран.

Так, в сфере кредитования определенную конкуренцию коммерческим банкам могут составить кредитные кооперативы, ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы и некоторые другие учреждения.

Кредитные кооперативы создаются на паевой основе предприятиями (как правило, мелкими) или частными лицами с целью кредитования производственных и потребительские нужд членов-пайщиков. Такие учреждения стали возникать в Европе в середине XIX в. в связи с развитием мелкотоварного производства, наибольшее развитие, получив в Германии (в форме городских и сельских кредитных товариществ) и России (в форме обществ взаимного кредита, ссудных и ссудо-сберегательных товариществ).

В Республики Молдова кредитные союзы создаются в виде кредитных потребительских кооперативов. В соответствии с законом Республики Молдова "О потребительской кооперации", потребительский кооператив - самостоятельное и независимое объединение физических лиц, созданное на основе принципа добровольного согласия путем кооперирования паевых взносов его членов.

В настоящее время почти 100 стран мира охвачено сетью кредитных кооперативов. Они оказывают своим клиентам широкий спектр услуг: открывают накопительные, пенсионные и другие счета своим членам, предоставляют долгосрочные займы и открывают кредитные линии на покупку дома, автомашины, оплату обучения, участвуют в чековом и вексельном обращении, выступают финансовыми консультантами по отношению к своим пайщикам и организуют их финансово-правовое обучение.

Несколько большее распространение получили ломбарды - один из наиболее старых видов кредитных учреждений. Считается, что первый ломбард был учрежден в XV в. во Франции ростовщиками, выходцами из Ломбардии. Ломбарды традиционно занимались кредитованием физических лиц под залог личного движимого имущества (изделий из драгоценных металлов, предметов искусства и антиквариата, автомобилей и т.д.).

В настоящее время ломбарды (иногда под названием залоговых или кредитно-залоговых компаний) создаются многими коммерческими компаниями в рамках диверсификации своей деятельности, пользуясь тем, что отечественные банки пока еще мало внимания уделяют потребительскому кредитованию. Однако если в сфере кредитования ломбарды могут составить конкуренцию банкам за счет большей мобильности, готовности иметь дело с мелкими заемщиками, то в степени надежности хранения залога они серьезно проигрывают. Многие из вновь создаваемых ломбардов, к сожалению, не имеют соответствующим образом оборудованных хранилищ для ценностей и надежной охраны. Положение о порядке организации и функционирования деятельности ломбардов устанавливает порядок и условия деятельности ломбардов, осуществляемой экономическими агентами, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы и объема оказанных услуг, в целях государственного регулирования этой деятельности. В своей деятельности ломбарды руководствуются Конституцией <#"center">.2 Специфика банковской конкуренции и ассортимент банковских услуг и продуктов

Термин "конкуренция" восход к латинскому "concurrentia", что означает столкновение, состязание, поэтому в самом общем смысле любую конкуренцию можно определить следующим образом.

Конкуренция - это соперничество, в ходе которого соревнующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, опередить своего соперника. Элементы конкуренции можно найти едва ли не во всех сферах окружающего мира: в природе, спорте, политике, духовной сфере. В экономике конкурентная борьба выступает в форме экономической, или рыночной конкуренции.

Содержание рыночной конкуренции, как и любой другой конкуренции, заключается в соперничестве, или состязании ее субъектов. При этом характер и интенсивность соперничества определяется структурой рынка (числом конкурентов).

Банковская конкуренция является одной из разновидностей рыночной конкуренции. Ее специфика определяется многими моментами, но основных - два: во-первых, участвующие в банковской конкуренции субъекты, во-вторых, среда, в которой осуществляется банковская конкуренция.

Кто является субъектами банковской конкуренции? Если следовать буквальному значению определенного понятия, под банковской конкуренцией следовало бы понимать отношение, складывающиеся исключительно между коммерческими банками. Но, как мы уже убедились, это было бы неправильно: каждый отдельно взятый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов банковских услуг, одной из групп которых являются коммерческие банки. Так, американский коммерческий банк в процессе привлечения свободных денежных средств и выдачи кредитов испытывает значительное давление со стороны ссудо-сберегательных ассоциаций и кредитных союзов, формально банками не являющихся, но по существу предлагающих на рынке такие же услуги. Аналогично этому молдавские коммерческие банки на современном этапе в борьбе за средства населения встречают серьезную конкуренцию в лице многочисленных инвестиционных институтов и т.д.

Таким образом, субъектами банковской конкуренции являются не только сами банки, но и все другие финансовые и нефинансовые учреждения - участники банковского рынка. Исходя из этого, банковскую конкуренцию можно определить как совершающийся в динамике процесс соперничества субъектов банковского рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на этом рынке. Особенности банковской конкуренции как экономического явления определяются также ее формой.

В зависимости от участвующих в банковской конкуренции рыночных субъектов:

¾Конкуренция продавцов банковских услуг

¾Конкуренция покупателей банковских услуг

В зависимости от степени концентрации субъектов банковской конкуренции:

¾Индивидуальная конкуренция

¾Групповая конкуренция

В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции:

¾Внутриотраслевая конкуренция

¾Межотраслевая конкуренция

В зависимости от используемых методов конкуренции различают:

¾Ценовая конкуренция

¾Неценовая конкуренция

В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают:

¾Совершенная конкуренция

¾Несовершенная конкуренция

По определению конкуренции, соперничающие субъекты должны быть одновременно заинтересованы в достижении одной и той же цели. Иными словами, непосредственные конкуренты всегда находятся по одну сторону прилавка - это либо продавцы, либо покупатели. Таким образом, в зависимости от участвующих в банковской конкуренции рыночных субъектов можно выделить:

) конкуренцию продавцов банковских услуг и 2) конкуренцию покупателей банковских услуг.

Конкуренция продавцов - это тип взаимоотношений между продавцами по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, проявляющийся в их соперничестве за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае - банковские услуги) и получении на этой основе максимальной прибыли.

Конкуренция покупателей - это тип взаимоотношений покупателей по поводу формирования цен и объема спроса на рынке, проявляющийся в соревновании между ними за доступ к необходимым товарам и наиболее выгодные условия покупки.

Обе эти формы могут сосуществовать друг с другом, находясь в определенном сочетании. Их соотношение на каждом конкретном рынке определяется рыночной силой продавцов и покупателей.

На рынке продавца, где продавцы обладают значительной рыночной силой и возможностью в определенной степени диктовать покупателям свои условия (вследствие ненасыщенности рынка, его монополизации и т.д.), преобладает конкуренция покупателей. Напротив, на рынке покупателя, где покупатели обладают большей рыночной силой, чем продавца (из-за пересыщения рынка товарами, а также действием других факторов), основной формой является конкуренция продавцов.

Какова ситуация на банковском рынке? Является ли банковский рынок, рынком продавца или рынком покупателя? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, поскольку, с одной стороны, банковский рынок не является чем-то единым и неделимым, а складывается из множества частных рынков (банковских отраслей), с другой стороны, любой банк может выступать на них как в роли продавца, так и в роли покупателя.

Как известно, в условиях развитой рыночной экономики значение конкуренции покупателей не столь велико, поскольку обычное состояние рыночной экономики - рынок покупателя, когда между собой соревнуются продавцы товаров и услуг.

В зависимости от степени концентрации субъектов банковской конкуренции можно выделить:

) индивидуальную конкуренцию и 2) групповую конкуренцию.

Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные кредитные институты. При групповой банковской конкуренции друг другу противостоят объединения кредитных институтов, выступающие в качестве "ассоциированных" конкурентов. Групповая конкуренция является следствием индивидуальной. По мнению некоторых экономистов, групповая конкуренция имеет место, когда в той или иной отрасли часть предприятий объединяется, чтобы сообща действовать против остальных.

Следующей классификацией факторов является в зависимости от принадлежности субъектов конкуренции принято различать:

) внутриотраслевую конкуренцию и 2) межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между представителями одной отрасли, производящие аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различают по цене, качеству, ассортименту. Она может осуществляться в двух основных формах: предметная и видовая конкуренция. Предметная конкуренция осуществляется между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже не отличаются по качеству.

Источник: Составлено автором Коробовой Г. Г

Рис. 1.1 Схема разновидностей отраслевой банковской конкуренции

Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида, но различаются каким-то существенно важным параметром.

Внутриотраслевая конкуренция в банковском деле осуществляется в основном в форме видовой конкуренции. С точки зрения конкурентной стратегии это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида еще не обеспечивает конкурентного преимущества.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между представителями различных банковских отраслей. Она может осуществляться в формах: конкуренции посредством перелива капитала или функциональной конкуренции.

Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности, или ее диверсификации. Перелив капитала используется для входа извне на банковский рынок, а также при попытке финансово-кредитных институтов завоевать себе место в новых для них отраслях. Однако, учитывая то, что значительная часть институтов банковского рынка действует одновременно в нескольких банковских отраслях, перелив капитала здесь чаще всего выступает в форме его перераспределения между отраслями.

Функциональная конкуренция в отличие от конкуренции посредством перелива капитала не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров.

В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.

Источник: Составлено автором Коробовой Г. Г

Рис. 1.2 Схема используемых методов банковской конкуренции

Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты.

Ценовая конкуренция в экономике может быть: открытой и скрытой.

При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цена поднимают непропорционально мало. Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие четкой взаимосвязи потребительской стоимости товара и его цены.

Неценовая конкуренция базируется на отличительной особенности продукции по сравнению с конкурентами. Целью применения неценовых методов конкуренции является формирование устойчивых потребительских предпочтений.

К неценовым факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка (узнаваемость продукции), организация каналов реализации продукции, реклама, бренд, послепродажное обслуживание, новизна продукции.

В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают: совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами. Ее основными чертами являются:

)Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов; отсутствие ценовой дискриминации; производители и продавцы приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична);

2)Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее;

)Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность производителей и потребителей;

)Свободный доступ к информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т.д.

Источник: Составлено автором Коробовой Г. Г.

Рис. 1.3 Схема монополизации банковской конкуренции

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы "век конкуренции"; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции.

Принято различать три разновидности рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность).

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющих близких субъектов.

Согласно закону о финансовом учреждении, банки могут осуществлять финансовую деятельность в пределах полученной лицензии:

-Прием процентных и беспроцентных депозитов (на предъявителя, срочных и т.д.);

-Предоставление кредитов (потребительских и ипотечных, факторинг с правом регресса или без него, финансирование коммерческих сделок и т.п.);

-Заем средств, купля-продажа за счет банка или за счет клиентов;

-Расчетно-кассовое обслуживание;

-Выпуск и управление платежными инструментами (кредитными и платежными картами, дорожными чеками и т.д.);

-Купля-продажа денежных средств;

-Финансовый лизинг;

-Оказание услуг в отношении кредитования;

-Оказание услуг в качестве финансового агента или консультанта;

-Операции в иностранной валюте;

-Оказание торговых услуг;

-Иные виды деятельности или услуги при условии, что они относятся к финансовой сфере и разрешены Национальным банком;

Глава 2. Анализ факторов формирующих конкурентную среду на рынке банковских услуг

2.1 Метод оценки конкурентных преимуществ финансовых учреждений на рынке банковских услуг

Конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность банка-производителя продукта (услуги) соотносятся между собой как часть и целое.

Возможность банка конкурировать на определенном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности продукта и совокупности экономических методов деятельности банка, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Существует подход к оценке конкурентоспособности. Это - характеристика банковского продукта, отражающая его отличие от продукта конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Определяя конкурентную позицию того или иного банка, оценивая его надежность и эффективность функционирования наиболее важными и определяющими являются такие количественные показатели, как прибыль и рентабельность банка, размер уставного фонда и резерва, структура активов и пассивов, доля на рынке кредитов и депозитов, объем разрешенных операций, величина процентных ставок и т.п. Эти и другие показатели используются не только для характеристики работы банка, но и оценки его конкурентоспособности и позиции в рейтинге.

Достижение перечисленных целей напрямую связано с эффективным управлением ликвидностью, которая характеризует надежность, прибыльность, устойчивость и отзывчивость банка.

Ликвидность банка проявляется в своевременном выполнении банком своих договорных обязательств.

Платежеспособность банка - это способность банка в надлежащие сроки и в полной сумме выполнять свои обязательства, то есть своевременно и полно производить платежи, бесперебойно выдавать деньги клиентам, возвращать ссуды другим банкам, выплачивать заработную плату своим работникам и др.

Ликвидность банка и его платежеспособность являются ключевыми показателями, свидетельствующими о его эффективности и надежности.

Для определения степени надежности банка используют индекс банковского риска. Индекс банковского риска включает в себя такие показатели как рентабельность банковских активов, стандартное отклонение рентабельности активов (как мера риска), достаточность банковского капитала. Показатель разработан для расчета той величины потерь банка (снижение его прибыли), в результате которой его стоимость станет отрицательной величиной.

Формула 2.1.

= [E (ROA) +CAP] /s

- рентабельность активов;

E (ROA) - ожидаемая рентабельность активов;

CAP - отношение нормативного капитала к совокупному размеру активов;

s - стандартное отклонение рентабельности активов;

Следует отметить, что чем выше значение индекса, тем ниже степень риска для данного банка и выше степень его надежности.

В современных условиях любой банк, который хочет быть конкурентоспособным, современным и успешным, должен быть клиентоориентированным, т.е. таким, в котором клиент на всех уровнях управления получает поддержку и реализацию своих требований и где качественно решаются задачи привлечения, удержания, развития клиентов.

Чтобы потребители банковских продуктов могли относиться к банкам с доверием, им нужен легко осуществимый и не требуемый больших издержек доступ к надежной информации, в особенности к данным о величине чистых активов и об изменчивости доходов. Модель доверия публики к банку можно представить в следующем виде:

Формула 2.2.

Доверие = ЧА + УД + КИ

ЧА - чистые активы;

УД - устойчивость доходов;

КИ - качество информации;

Все функциональные отношения здесь прямые, т.е. при возрастании объемов (за вычетом обязательств), при повышении устойчивости доходов и качества информации доверие к банку возрастает.

Модель удобства для клиента можно представить в следующей форме

Формула 2.3.

Удобство = ГР+СП+И+К

ГР - география рынка;

СП - спектр продуктов (услуг);

И - издержки;

К - качество;

С расширением территории, повышением качества и расширением спектра предоставляемых услуг привлекательность банка для клиента растет.

Причинами успеха или неудач появления на рынке конкретного продукта могут быть и другие факторы: рекламная деятельность банка, его имидж, предлагаемый уровень обслуживания и т.д. Однако, как ни важны указанные аспекты деятельности банка по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена банковских продуктов. Следовательно, формула конкурентоспособности имеет вид:

Формула 2.4.

Конкурентоспособность =К+Ц+УО

К - качество;

Ц - цена;

УО - уровень обслуживания;

Управление конкурентоспособностью банковских продуктов тесно связано с управлением его жизненным циклом.

Жизненный цикл банковского продукта - это разработка конкретно банковского товара, его выход на рынок и до момента своевременного устранения с рынка. Управление жизненным циклом банковских товаров означает способность банка обеспечивать конкурентоспособную номенклатуру, а, следовательно, преимущества в конкурентной борьбе и устойчивое положение на рынке.

Для оценки конкурентоспособности банка необходимо сопоставить его положение с положением основных конкурентов на изучаемом рынке. Рейтинг банков комплексно отражает эффективность деятельности банка в сравнении с другими банками, а также позволяет в целом выявить основных конкурентов на рынке банковских продуктов. Укреплению позиции банка на рынке банковских продуктов способствует не только положение банка на первых строчках рейтинга банков внутри страны, но и присвоение банку международных рейтингов.

Кредитные рейтинги Fitch представляют собой мнение об относительной способности банка выполнять свои финансовые обязательства. Fitch Ratings - международная корпорация, известная в основном как рейтинговое агентство <#"center">2.2 Факторы, влияющие на конкурентную среду в банковской сфере

Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, который стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке.

На практике, конкурентные преимущества банка могут иметь разнообразные формы:

¾имидж банка;

¾высокое качество оказываемых услуг;

¾величина уставного капитала и активов;

¾наличие валютной и генеральной лицензии;

¾устойчивая клиентура;

¾корреспондентская сеть;

¾система расчетов и спектр оказываемых услуг;

¾наличие филиальной сети и перспективы ее расширения;

¾действенная реклама;

¾квалификация работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы и т.д.

Основные направления достижения конкурентных преимуществ - это дифференциация осуществляемой деятельности, расширение спектра предоставляемых банковских услуг и снижение величины затрат.

В современной экономической ситуации не всякому банку под силу обслуживать все категории клиентов, зачастую это и малоэффективно. Многие банки осознают, что надо выделить свой сегмент рынка, свой круг клиентов и развивать услуги, ориентируясь на этих клиентов, т.е. реализовать стратегию дифференциации.

Дифференциация предполагает приспособление услуг к нуждам определенных групп потребителей и клиентов банка, создание у клиента ощущения уникальности оказываемой ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а рассматриваются как уникальные.

За рубежом широко применяется дифференциация качества однотипных услуг, в основе которой лежат разные факторы:

¾цены (обычные и эксклюзивные);

¾целевые сегменты (массовые и индивидуальные услуги);

¾каналы сбыта (услуги, предоставляемые банковскими автоматами, отделениями банка, консультационным центром);

Дифференциация качества услуг, также как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед банками проблему определения критериев качества банковского продукта. В принципе здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с точки зрения банков. С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования. Клиент сопоставляет качество услуг банка с их ценами. Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих процессов, уровень затрат на исправление допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на производство банковских услуг. Очевидно, что в управленческой деятельности необходимо учитывать обе группы критериев качества. По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение. Работа с клиентами требует от банковского специалиста не только отличной экономической подготовки, но и хорошее знание основ психологии, деловой этики, умение вести переговоры. Во многих случаях клиенту сложно или практически невозможно оценить главный измеритель качества услуг - квалификацию банкира. Поэтому велико значение окружающей обстановки и наличия дополнительных услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала, общение на языке клиента, умение слушать. Для банков важна также защита своих конкурентных преимуществ - это, прежде всего обеспечение режима контроля входной и выходной информации и секретности информации о внутренней деятельности.

Для выявления и анализа конкурентных преимуществ полезно систематизировать информацию, в которой такие факторы как: величина капитала, менеджмент, банковские технологии, качество информации, финансовые инновации, корреспондентская сеть, культура обслуживания, рекламная кампания, репутация банка, качество услуги - сравниваются с аналогичными показателями других банков. Такой анализ необходим для позицирования - определения позиций банка на рынке и его конкурентоспособности. Прежде чем рассматривать дифференцировать коммерческие банки по их основным показателям рассмотрим всю банковскую систему Республики Молдова.

Совокупные активы банковской системы Молдовы, на июнь 2013 года оцениваются свыше 4.8 млрд. долларов. Кроме того, Молдова входит в число мировых лидеров по доле денежных переводов мигрантов в ВВП - 23%. Только из России через эти каналы поступает около 1.1 млрд. долларов или почти 16% ВВП. Таким образом, национальная экономика не располагает к появлению по-настоящему сильной банковской системой.

При этом следует отметить достаточно высокий уровень доверия населения банкам страны - на вклады населения приходится более 41.7% пассивов банковской системы, что является очень высоким показателем. Больше половины вкладов размещается в национальной валюте, что характерно для стран с развитой национальной финансовой системой. Таким образом, в Молдове налаженный канал преобразования доходов, в том числе денежных переводов населения, в сбережения.

Несмотря на то, что Молдова - аутсайдер среди стран СНГ по сумме гарантированного депозита, которая составляет около 500 долларов, население демонстрирует относительно высокий уровень доверия к банковской системе.

В то же время в основном население предпочитает размещать денежные средства в краткосрочные и среднесрочные депозиты, "длинных" денег банковская система представляет экономике немного.

Концентрация в банковском секторе Молдовы относительно высока - на долю самого крупного банка - "Moldova Agroindbank", приходит около 19% активов банковского сектора (1.01 млрд. долларов на 31.10.2013), а на 5 крупнейших - 68.28%. Всего банковская система Молдовы представлена 15 кредитными организациями. В последнее время концентрация активов в банковской системе Молдовы постепенно увеличивается. Увеличение концентрации может позитивно сказываться на развитии финансового сектора, что обусловлено ростом финансовой мощи банков за счет небольшого сокращения уровня конкуренции.


Коммерческий Банк "Moldindconbank" A. O. является одним из старейших и наиболее крупных банков Молдовы. Свою деятельность банк начал 1 июля 1959 года в качестве молдавского отделения Стройбанка СССР, основными задачами которого являлось финансирование строительства промышленных объектов энергетического комплекса, транспортных магистралей.

октября 1991 года решением учредительного собрания Молдавский Республиканский Банк Промстройбанка СССР был реорганизован в акционерное общество под названием Коммерческий Промышленно-строительный Банк "Moldindconbank". Реорганизация означала не просто смену названия и организационно-правовой формы, но и значительное расширение его функций с целью преобразования Банка в универсальное финансовое учреждение.

Банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии Национального Банка Республики Молдова № 004470. Сегодня является одной из крупнейших кредитных организаций на территории Молдовы, имеет лицензию типа С, которая разрешает банкам осуществлять все типы внутренних и международных банковских операций, включая обмен иностранных валют и заниматься инвестиционной деятельностью. Банк широко представлен в сегменте кредитования МСБ, а также в рознице.

Являясь одним из первых коммерческих банков, созданных в нашей стране, Банк имеет длительный опыт работы на финансовых рынках республики и за ее пределами. История его деятельности свидетельствует о том, что ОА "Moldinconbank" является одним из стабильных, финансово устойчивых банковских учреждений в Республики Молдова.

Банк обладает достаточно развитой сетью продаж, состоящей из 48 филиалов (20 из которых находятся в Кишиневе) и 46 агентств (допофисов) на территории РМ. Банкоматная сеть насчитывает 86 собственных ATM. По общему количеству точек продаж на начало 2012 года Moldindconbank занимает четвертое место по стране. Moldindconbank входит в первую группу банков (с активами свыше 3,5 млрд лей) и на 01.01.2012 по данному показателю занимает 3 место среди 14 кредитных организаций, зарегистрированных в РМ (после Молдова Агроиндбанк и Викториабанк соответственно).

В новой истории Банка особенно стоит отметить последние 2011 и 2012 годы. Этот период можно назвать самым продуктивным и успешным для КБ "Moldindconbank" A. O., у которого появилась четко очерченная стратегия развития, сформировалась профессиональная команда менеджеров и, что самое ценное, активно росли и развивались преданные Банку клиенты. Внутренняя стратегия Банка была направлена на повышение эффективности за счет поиска дополнительных резервов и самосовершенствования, в то время как внешняя предполагала расширение клиентской базы, гаммы услуг и постоянный рост присутствия на рынке. В этот период КБ "Moldindconbank" A. O. назывался "Лучшим налогоплательщиком года в Молдове" за 2003, 2004, 2006 и 2007 годы (правительство РМ), а также "Самым активным банком в Молдове" за 2003 и 2004 года в рамках программы содействия развитию торговли - Trade Facilitation Programm (Европейский банк реконструкции и развития), "Лучшим банком в Молдове 2005 года" (The Banker, Великобритания), "Лучшим банком в Молдове в категории "Лучшие банки развивающихся рынков - Центральная и Восточная Европа" (Global Finance, США, май 2006 года).

Сегодня КБ "Moldindconbank" A. O. - один из крупнейших системообразующих банков Республики Молдова с развитой инфраструктурой на территории республики, с налаженными деловыми связями и высоким авторитетом на международном финансовом рынке. На основании имеющейся лицензии, Банк предоставляет максимально возможный на местном рынке спектр финансовых услуг посредством широкой сети филиалов и представительств по всей территории Молдовы. Высокая репутация на международном финансовом рынке выражается в поддерживании корреспондентских отношений с первоклассными банками, а также в сотрудничестве в области привлечения долгосрочных кредитов от таких международных финансовых организаций, как Международная Финансовая Корпорация, Мировой Банк, различные фонды по международному развитию и другие.

КБ "Moldindconbank" A. O. и в дальнейшем продолжит свое развитие в качестве универсального банка, предлагающего продукты корпоративного (включающего, в том числе кредитование малого и среднего бизнеса) и розничного направлений. Стратегическими приоритетами банка являются поддержание достаточного уровня ликвидности, увеличение своего присутствия на рынке и продвижение новых продуктов для малого и среднего бизнеса и физических лиц. Банк имеет стабильные корреспондентские отношения с банками Австрии, США, Германии, Украины, Румынии, Российской Федерации. Принимая меры по созданию полного сервиса услуг для высококачественного обслуживания клиентов, Банк стал членом сообщества S. W.I. F. T. Кроме того, Банк предлагает своим клиентам 19 различных систем международных денежных переводов. Основная задача Банка заключается "Сохранение позиции Банка на рынке и улучшение качественных показателей деятельности.

Кредитование является основным рычагом банка и является генератором дохода и самым большим потребителем банковских ресурсов. В разделе кредитования коммерческий банк "Moldindconbank" сохранил свои позиции на рынке банковских услуг, и занимает 3 место по размеру кредитного портфеля. Но и в это же время увеличивает долю рынка кредитного портфеля в 16.77%. Таким образом, на 31.12.2012 кредитный портфель достиг 5948.6 млн. леев.

По данным диаграммы прослеживается тенденция роста кредитного портфеля. Из этого можно сделать вывод, что кредитный портфель диверсифицирован.

В 2012 году наибольший удельный вес в кредитном портфеле занимают торговые кредиты (42.1%), потребительский кредит (9.5%), индустрия электроэнергии (7.8%), услуги (6.4%), кредиты на строительную продукцию (6.1%), сельское хозяйство (5.3%), легкая промышленность (5.5%), на транспорт и телекоммуникацию (4.6%), страхование финансовой деятельности (3.2%), промышленность (6%) и другие кредиты (3.6%).

"Moldindconbank" направляет свою деятельность на интенсивную работу с клиентами. На каждого клиента ориентирован индивидуальный подход, банк предлагает наиболее выгодные условия кредитования. Банк предлагает как инвестиционные, так и операционные кредиты. Способ предоставления кредитов разнообразен: кредит, кредитные линии, овердрафт по корпоративным картам. Банк активно сотрудничает с международными финансовыми организациями, такими как: Международный банк реконструкции и развития, Всемирным банком, Международным фондом сельскохозяйственного развития и т.д. для предоставления своим клиентам кредитов на льготных условиях, для развития своего бизнеса в долгосрочной перспективе.

Качество кредитного портфеля отражает реальную производительность банка в области кредитования и является важным показателем. Банк предоставляет высокое качество, как и через погашение проблемных кредитов в целях поддержания высокой рентабельности, которая является основной задачей банка в кредитовании. Большое внимание банк уделяет кредитованию физических лиц, в 2012 году в связи с тенденцией диверсификации спектра кредитных продуктов для обеспечения конкурентоспособности на рынке банковских услуг. В течение года банк воспользовался упадком финансово-экономического кризиса, получил прибыль от кредитов, выданных физическим лицам 556.3 млн. лей. По данным на первое полугодие 2013 году КБ "Moldindconbank" АО получил прибыль в размере 132.98 млн. леев.

Банковское предложение включает в себя потребительские кредиты, предназначенные для покрытия личных потребностей, в том числе кредитов по кредитовым и дебетовым картам, а также инвестиционных кредитов.

Потребительские кредиты включают в себя широкий спектр продуктов, включая:

¾продукты "Express+", "Succes", "Succes+", "smartCredit"

¾кредит предоставляется по кредитным картам "Acces credit card"

¾кредит предоставляется по дебетовым картам "MEGAcard"

Депозиты являются основным источником краткосрочных и долгосрочных банковских ресурсов.

Депозиты юридических лиц в конце 2012 составили 17774.8 млн. леев, структурированные следующим образом:

¾срочные депозиты 758.4 млн. лей или 42.7% от всех депозитов

¾депозиты до востребования 1 016.7 млн. лей или 57.3% от всех депозитов

В этой главе мы упомянули, что депозитный портфель вырос примерно на 386.4 млн. лей, этому способствовали два фактора: увеличился портфель срочных депозитов с 224.1 млн. лей и депозитов до востребования 162.3 млн. лей.

Депозиты является главной особенностью, которая описывает защиту сбережений от инфляции. И в то время как финансовая ситуация делает вопрос о безопасности денег более острым, все больше и больше людей предпочитают размещать свои сбережения АО "Moldindconbank.

Популярность депозитов АО "Moldindconbank", является результатом его долгосрочной перспективы, способствующей непрерывно для достижения эффективности. Так что в конце 2012 года, общий объем депозитов физических лиц составил 3940.3 млн. леев, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 656 млн. леев.

Число счетов физических лиц в банке "Moldondconbank" на 31.12.12 превысил 300000.

Также депозиты физических лиц заняли значительную долю пассива банка в размере 45.9%. И ее доля на рынке на 31.12.12. достигла 15,39%.

Международные денежные переводы, отправляемые в Республику Молдова молдавскими гражданами, работающими за рубежом, имеют большое значение для экономики. По данным Национального Банка Молдовы денежные переводы мигрантов составляют около 25-30% от ВВП страны.

По данным Национального банка, в 2012 году объем денежных переводов, поставляемые в Молдову из - за рубежа через банковскую систему, а именно через системы денежных переводов, составил 1328.7 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2011 на 62.4 млн. долларов или 4%.

Объем трансфертов, получаемых из-за рубежа через АО "Moldindconbank" составил 267,7 млн. долларов, зарегистрировав рост 37,4%, или на 72,8 млн. долларов по сравнению с данными 2011 года.

В связи с увеличением объема международной денежных переводов, доля рынка в секторе соответственно в 2012 году достиг 20,15%.

Банк обращает внимание на этот сегмент рынка и постоянно оптимизирует международные услуги по переводу денег в сотрудничестве с зарубежными банками и международными платежными системами. С помощью системы денежных переводов, клиенты банка могут получать и отправлять переводы из любой точки мира.

В настоящее время, банк использует 17 систем денежных переводов:Italia, Trabex, MoneyGram, Western Union, Золотая Корона, Unistream, Leader, Ria Money Transfer, Contact, Быстрая почта, Anelik, Blizko, Avers, Turkiye Express, BESXpress, Grecia Transfer, IntelExpress.

Банковские карты стали важным продуктом на рынке банковских услуг Республики Молдова, что представляет собой метод оплаты различных услуг и товаров.

Таким образом, согласно статистике на 31 декабря 2012 года на молдавском рынке в обращении было 1012 млн. карты, увеличившись на 11% по сравнению с 31 декабря 2011 года (912млн.). Сумма эмитированных денежных карт, увеличилось в этот период с 18,4 до 20,6 млн., увеличившись на 11,95%.

Деятельность банковских карточек, инициированна в 2001 году, присоединившись к международной платежной системе MasterCard в качестве главного члена. В июле 2005 года "Moldindconbank" присоединился к Visa International, а в июле 2006 года получил начальное членство этой схеме платежей.

Также, АО "Moldindconbank" является официальным дистрибьютором на территории Республики Молдова карты American Express.

"Moldindconbank" выпускает следующие карты:

¾"Cirrus/Maestro;

¾"MasterCard Standart;

¾"MasterCard Business;

¾"VISAElectron;

¾"VISAClassic;

¾"VISA Gold;

Общее количество карт, выпущенных банком и находящихся в обращении на конец 2012 года составил 173 000 единиц или 17,10% от общего количества карт в РМ. По сети "Moldindconbank были сняты 16.51% наличных средств из банковских карт от общего объема сделок.

Наряду с увеличением количества держателей банковских карт, "Moldindconbank развивает инфраструктуру операций обслуживания карт. Сеть банковских продаж расширена до 109 банкоматов, которые представляют 11,8% от общего объема банкоматов на молдавском рынке и число точек обслуживания карточки - до 1878 единиц, доля которых составляет 20,1% рынка.

Способность банка использовать свои конкурентные преимущества позволили ему достичь следующих финансовых показателей.

Результаты, полученные банком в 2012 году меньше, чем те, которые были получены в 2011 году, и это еще раз доказал, способность банка успешно дойти до своих целей путем адаптации к внешним факторам и рискам.

Результаты деятельности банка "Moldindconbank" в 2012 году были выделены в первую очередь путем обеспечения положительной динамики объемных показателей, которые показали самые высокие темпы роста в банковской системе. Тем не менее, благодаря таким показатели, как кредит и займы, банк становиться второй год подряд лидером рынка. Совокупные активы АО "Moldindconbank" составляют 8584,6 млн. лей. В результате, рыночная доля совокупных активов банка увеличилась с 13,8% до 14,7%.

Чистый кредитный портфель составил 5712 млн. лей, на 30,1% или 1321,7 млн. лей больше, чем в 2011 году. Эта производительность позволила увеличить долю банка на рынке кредитования на 1,9 п. п., по сравнению с 2012 годом. Также были значительно увеличены средства на счетах в Национальном банке с 481 млн. лей до 1366.5 млн. лей. Наибольший удельный вес в структуре активов принадлежит чистому кредитному портфелю 66.5%.

В течение 2012 года доходы банка "Moldindconban" составили 918,8 млн. лей, что на 26,7% или 193,4 млн. лей больше по сравнению с предыдущим годом. Из общей суммы доходов 70,7% или 649,1 млн. лей приходятся процентные доходы, которые увеличились на 28,5% или 144 млн. лей.

Для сравнительной характеристики конкурентоспособности необходимо экономический анализ второго банка. Для данного анализа был выбран КБ "ENERGBANK" АО.

Коммерческий банк "ENERGBANK" - акционерное общество. Банк создан 16 января 1997 года. 97,1% акций банка принадлежит предприятиям разных форм собственности, 2,9% принадлежит частным лицам. Уставной капитал банка составляет 100 млн. леев.

Банк является соучредителем межбанковского общества гарантирования кредитов "Garantinvest", бюро кредитных историй "Biroul de credit", Фонда гарантирования депозитов по банковской системе Республики Молдова, членом Фондовой биржи Молдовы и Национального депозитария, профессиональным участником рынка ценных бумаг, членом Ассоциации банков Молдовы, ассоциированным членом международной платежной системы "VISA", "MasterCard".

Миссия банка - быть уважаемыми успешным универсальным финансовым институтом, который занимает стабильные позиции на рынке, следуя мировым стандартам оказания банковских услуг и принципам корпоративной этики.

Основная цель, стоящая перед банком заключается в эффективном развитии и увеличении доли на финансовом рынке Молдовы.

Несмотря на сложности в деятельности банковской системы в 2012 году, КБ "ENERGBANK" АО сохранил рыночные позиции АО всем показателям, закончив год с прибылью 24,3 млн. лей. При этом некоторые показатели оказались выше средних по системе. Валюта баланса банка составила 1 847,75 млн. лей, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 15,54%.

Ситуация на международных финансовых рынках, политическая нестабильность в стране оказали влияние на показатели эффективности деятельности банка.

Для обеспечения высокоэффективной работы ресурсов, привлеченные средства размещались по доходным направлениям при минимальной иммобилизации активов. В среднем за год в структуре вложений банка 60 - 65% размещенных средств приходиться на доходные активы.

В течение 2012 года банк поддерживал требуемый Национальным Банком Молдовы размер совокупного нормативного капитала.

Совокупный капитал банка на 31.12.2012 года составил 240,65 млн. лей. Уставной капитал банка на 31.12.2012 года составил 100 млн. леев.

Кредитный портфель на протяжении 12 месяцев 2012 года кредитование является одним из приоритетных направлений деятельности банка. В ходе работы учитывались возможные риски на рынке кредитных услуг. Акцент был поставлен на увеличение кредитного портфеля, одновременно работа велась над улучшением качества, были повышены требования по управлению рисками, в частности, по формированию резервов по активам, проведению мониторинга финансового состояния заемщиков и т.д.

Говоря о кредитной деятельности в целом, следует отметить, что кредитный портфель на 31.12.2012 года составил 980 543,30 тыс. лей и увеличился на 0,16% (1 518,50 тыс. лей) по отношению к аналогичному периоду 2011 года и на 38,81% (236 656,30 тыс. лей) по отношению к аналогичному периоду 2010 года соответственно.

Источник: Годовой отчет КБ "Energbank"

Таблица 2.1 Динамика показателей оценки качества кредитного портфеля КБ "Energbank" с 2010-2012 года

период31.12.201031.12.201131.12.2012всего активы1475194.81585089.11848337.1портфель734887979024.8980534.3доля кредитов в структуре активов50.34%61.76%53.05%оборачиваемость10.770.79всего фонд риска58414.867731.9110652фонд риска % от актива 3.96%4.27%5.99%

Кредиты продолжают составлять существенную часть активов банка и являются ключевым фактором формирования прибыли. Доходы от кредитной деятельности составили 108 000,00 тыс. лей, увеличившись на 6 958,50 тыс. лей или на 6,89% по отношению к 2011 года.

Структура портфеля по срокам погашения претерпела некоторые изменения. В частности, на 6,0% снизилась доля долгосрочных кредитов, в то время как краткосрочные кредиты уменьшились незначительно по сравнению с тем же периодом 2011 года.

КБ "ENERGBANK" АО является участником системы гарантирования вкладов. Все размещенные в банке депозиты физических лиц гарантированы в порядке, размере и на условия, установленных Законом о гарантировании депозитов физических лиц в банковской системе от 26 декабря 2003 года.

Банк на протяжении всех лет деятельности проводил активную работу по совершенствованию услуг, предоставляемых на рынке вкладов, повышению качества индивидуального обслуживания клиентов банка, постоянно расширяя спектр депозитных продуктов и ориентируясь на максимальную заботу о клиентах.

Доходы по системам денежных переводов увеличились за 2012 год на 3,4% по сравнению с 2011 годом. По системам быстрых денежных переводов можно отметить, что лидируют системы: Унистрим, Вестерн Юнион, Контакт, VMT Лидер, Мигом, Быстрая Почта. Анализируя обороты за 2012 год, отмечается рост на 7,5% по сравнению с предыдущим годом.

В целом количество операций за год по переводам увеличилось на 26,7%. По валютам наблюдается значительное увеличение оборотов в российских рублях на 91%, в долларах США и в евро обороты уменьшились на 9,7% и 7,1% соответственно. Такая динамика наблюдается в целом по системе исходя из данных Национального Банка Молдовы.

Эквайринговая сеть КБ "ENERGBANK" АО на 31.12.2012 года состояла из 23 банкомата и 77 POS-терминалов. За анализируемый период наблюдался стабильность общего объема операций. Общая эмиссия банка на 31.12.2012 год составила 8.7 тыс. карт.

В 2012 году банком была предоставлена новая услуга SMS-info, по оперативному информированию держателей карт, об операциях, осуществляемых посредством карт, на мобильный телефон.

Проанализировав экономическую деятельность КБ "Moldindconbank"АО, можно прийти к выводу, что банк имеет достаточно ликвидные средства, которые возрастают из года в год, а также возрастают ликвидные активы. В КБ "ENERGBANK" АО уровень ликвидных средств тоже увеличиваются. Как один, так и другой банк размещают свои активы в кредиты. Но, как известно, кредитные операции - это высоко рисковые операции. Поэтому если банки и в будущем будут уделять большое внимание операциям по выдачи кредитов, они связывают свою деятельность с большими рисками. Коэффициент использования привлечённых средств показывает, какая часть всех привлечённых средств идёт на выдачу кредитов.

2.4 Разновидности и элементы конкурентоспособности коммерческих банков на рынке банковских услуг

Если компания выходит на новый рынок, начинает новый проект, расширяет масштабы своей деятельности или, напротив, испытывает трудности и проблемы, снижающие эффективность ее работы - это значит, что компания нуждается в сборе и анализе маркетинговой информации.

Основным приемом банковского маркетинга является общение с клиентурой, обеспечение рентабельной деятельности и достаточного размера дивидендов по акциям банка, предоставление клиентам преимуществ и уникального сервиса по сравнению с другими кредитно-финансовыми организациями, материальная заинтересованность служащих банка в его успешной деятельности. При достижении этих целей можно выделить активный и пассивный маркетинг.

Активный маркетинг включает систему следующих мероприятий:

¾организацию активной рекламы при помощи почтовой и телефонной связи, а также телевидения

¾проведение разовых мероприятий, в частности презентаций и конференций, на которых происходит процесс непосредственного изучения потребительских оценок качества и полноты продуктового ряда;

¾анализ потребностей потенциальных клиентов в процессе личного общения;

¾организация дискуссий для обсуждения актуальных проблем банковской деятельности; проведение анкетирования среди клиентов и опроса населения.

¾К пассивному маркетингу относятся публикация в прессе информации о банковских услугах и экономических показателях, разработка эмблемы и "девиза" коммерческого банка и т.д.

Банковская реклама выделяется из всей массы рекламных сообщений в первую очередь из-за особенностей банковских услуг как объекта продвижения. Она является одним из способов воздействия банка на потенциальных клиентов, важным элементом коммуникативного комплекса, ориентированного на продвижение услуг. Рекламная кампания должна быть направлена на создание и поддержание банковского имиджа, на пропаганду новых видов услуг, на объяснение широкой публике преимуществ данного банка по сравнению с другими банками. Эта кампания организуется в общенациональном масштабе с использованием телевидения, газет и других средств массовых коммуникаций. Имидж банка создает внешний вид сотрудников, культура поведения, профессиональный уровень работников, внешнее и внутреннее оформление, ее фирменный знак, который соблюдается везде: на зданиях, всех видах рекламы, на бланках деловой переписки, конвертах. Чем выше уровень обслуживания, те больше спрос. Однако повышение уровня обслуживания и его мотивация требуют увеличение затрат. Поэтому руководство должно найти оптимальное соотношение между уровнем обслуживания и экономическими факторами, связанными с обслуживанием. Критерием качества необходимо считать отсутствие жалоб со стороны клиентов.

Что касается способов проведения маркетинговой кампании, то банк должен всегда учитывать соотношение между стоимостью рекламы и количеством людей, которые ее воспримут. Для привлечения клиентов в банк можно применить следующие виды реклам:

¾Телевидение - имеет самую широкую аудиторию, а, следовательно, привлечет новых клиентов и заинтересует старых. Но, реклама должна быть качественной, хотя плата за это очень высокая.

¾Газетная реклама - дешевле, но круг читающей публики узок и, кроме того, сведения этим путем распространяются медленнее и чаще остаются без внимания.

¾Сувенирная реклама (значки, брелоки, шариковые ручки, пепельницы, зажигалки, записные книжки… с фирменной символикой банка). Они распространяются бесплатно среди клиентов и служат напоминанием о банке, услугами которого он пользовался.

¾Средства прямой рекламы - рекламные письма и открытки, вкладыши в конверты, листовки, проспекты, брошюры, каталоги. Этот способ даст возможность направить свои рекламные материалы непосредственно к тем людям или организациям, к которым банк хотел обратиться.

¾Транспортная реклама - автобусные и троллейбусные плакаты, объявления в такси.

¾Средства изобразительной рекламы - уличная и придорожная реклама, афиши, рекламные щиты. Текст должен быть сжатым и доступным, так как люди обычно читают такие рекламы второпях или проезжают мимо.

В целом банковская деятельность считается успешной, если извлекается максимум прибыли и учреждения банка и клиенты также достигают своих целей. В этой связи маркетинговая работа банков неразрывно связана с работой клиентов. От состава операций с клиентами зависит также решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе кредитно - расчетного обслуживания взаимозависимых сделок между хозяйствующими субъектами. Известно, что в коммерческих учреждениях банка наибольшая часть прибыли формируется за счет процентной политики по активным операциям и именно за счет процентов, которые взимаются с предоставляемых кредитов физическим и юридическим лицам.

По этой причине важно постоянно совершенствовать данный участок работы и в результате вполне реально заранее проводить маркетинговые исследования на предмет определения эффективности предоставляемых услуг клиентам.

Для того чтобы постоянно проводить работу не только по увеличению размеров кредитных операций, но и по повышению эффективности процесса кредитования необходимо организовать деловую группу специалистов банка для проведения предварительных маркетинговых исследований.

Требуется также улучшить консультационную работу среди клиентов. В результате можно установить график проведения таких консультаций по направлениям на платной основе и тем самым повысить уровень деловой квалификации работников банка.

Заключение

Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов. В настоящий момент нет определенного набора показателей для оценки конкурентоспособности банка. Однако мнение аналитиков оценке конкурентоспособности сводится к тому, что основой конкурентоспособности банка является его рейтинг.

Наличие высокого рейтинга банка дает ему ряд известных конкурентоспособных преимуществ снижения стоимости привлечения ресурсов и установления ставок в зависимости от рейтинга; повышение доверия со стороны клиентов, рост привлекательности в качестве заемщика, а значит, привлечение новых клиентов и их ресурсов.

Сила банка в обдуманной стратегии: он должен быть не большим, универсальным, надежным, и самое главное - рентабельным. Для этого, по-моему, необходимо диверсифицировать услуги, предлагаемые банком, искать своего клиента и тщательно изучать его потребности - ведь зачастую секрет успеха кроется как раз в нетрадиционной подаче самых обычных услуг: в культуре общения, заботе о клиенте, предоставлении ему необходимых и своевременных консультаций, рекомендаций.

В трудные для банков времена я считаю, что основной опорой, прежде всего, является профессионализм работников. А вообще, главное - не растеряться и всегда знать, что из любой ситуации существует как минимум два выхода. Надо их только найти. Современные банки испытывают очень много трудностей, однако обратись один банк к другому со своими проблемами, ему в лучшем случае, просто посочувствуют. Хотя и понимают, что банкротство конкурента может в какой-то мере негативно отразиться и на них. К сожалению, банковская солидарность, по большому счету, не срабатывает даже в части предоставления друг другу информации о должниках, не говоря уже о том, чтобы собраться вместе и помочь банку, терпящему трудности, советом. Необходимо уделить внимание совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей участие Агентства по защите депозитов на ранних стадиях процесса урегулирования несостоятельности банков. Это позволит органу надзора за банками сосредоточиться на государственной политике и целях надзора - то есть на вопросах обеспечения финансовой стабильности и защиты вкладчиков, вместо направления всех усилий исключительно на удовлетворение претензий кредиторов, как в контексте несостоятельности предприятий. Банковская система в ближайшие года продолжит свой рост. По прогнозам коммерческих банков прирост капитала в период до конца 2012 года сохранит относительно высокий темп, что говорит о намерении банков повышать свою финансовую устойчивость. Во многом рост капитала планируется обеспечивать получаемой текущей прибылью.

Библиография

I. Законодательные и нормативные акты

1.Закон о финансовых учреждениях: №550-XIII от 21.07.1995 г. В: Monitorul Oficial al Republicii Moldova [online]. 2010, № 110-113, ст. № 26 доступно <#"justify">5.Закон "О страховании" №407-XVI от 21 декабря 2006 года [online], [изучен 1 декабря 2013] доступен

< #"justify">II. Научные работы

6.Коробовой Г.Г. Банковское дело Изд:. ISBN 5-98118-026-9. Москва 2006.766 c.

7.Тигинян А.М. Деньги. Кредит. Банки (курс лекций) Академия Транспорта, Информатики и Коммуникаций. (серия "Финансы и Бухучет") Изд:.9975-942-14-8Кишинев. Еврика 2003.204с.

8.Горфинкеля В. Я, Швандара В.А. "Экономика предприятия" 4-е издание. Изд:. ISBN 978-5-238-01201-8 Москва 2007 670с

9.Казанская А.Ю. Учебно-методическое пособие "Финансы страховых организаций" [online] Таганрог 2007

III. Статистические и информационные источники

10.Баланс по банковскому сектору РМ [online] 2012 [изучен 1 декабря 2013] доступен < www.bnm. md <http://www.bnm.md>>

11.Годовой отчет КБ "Moldindconbank" АО 2010 г. [online]. [Изучен 8 декабря 2013]. Доступен: <http://www.moldindconbank. md/ ru/annual_report>.

12.Годовой отчет КБ "Energbank" АО 2012 г. [online]. [Изучен 11 декабря 2013]. Доступен: <http://www.energbank. md/ ru/annual_report <http://www.energbank.md/%20ru/annual_report>>

13.Сенькин Михаил. Статья:. "Виды кооперативов" [online] 2012 [изучен 14 декабря 2013]. В режиме доступно <http://www.senkinspb. narod.ru/work.html <http://www.senkinspb.narod.ru/work.html>>

14.Википедия [online], [изучен 14 декабря 2013] доступен <http://ru. wikipedia.org/wiki/Ломбард <http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломбард>>

15.Лизинговые компании на территории РМ. [online], [изучен 14. декабря 2013], доступен < http://www.banks. md/leasing.html <http://www.banks.md/leasing.html>>

16.Страховые компании на территории РМ. [online], [изучен 14. декабря 2013], доступен < http://www.banks. md/insurance.htmll <http://www.banks.md/insurance.htmll>>

17.Фролова Т.А. "Микроэкономика" конспект лекции. Таганрог: ТРТУ 2006 [online] [изучен 15 декабря 2013] доступен <http://www.aup.ru/books/m174/7_3. htm <http://www.aup.ru/books/m174/7_3.htm>>

18.Конкуренция на рынке услуг [online] [изучен 16 октября 2013] доступен < <http://rinoko.ru/ryinok-uslug/konkurentsiya-na-ryinke-uslug-22.html>>

19.Справочник коммерсант [online] [изучен 15 декабря 2013] доступен <<http://kommersant.ru/factbook/25763>>

20.РиаРейтиг [online] 2012 [изучен 1 декабря 2013] доступен <http://vid1. rian.ru/ig/ratings/CIS_2012. pdf <http://vid1.rian.ru/ig/ratings/CIS_2012.pdf>>

21.Крупнейший каталог банков [online], [изучен 1 декабря 2013], доступен

< <http://www.allbanks.ru/banks/moldavia/791989/>>

Похожие работы на - Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг Республики Молдова

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!