Клиринговые системы расчетов в инфраструктуре денежного рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    169,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Клиринговые системы расчетов в инфраструктуре денежного рынка

Введение

Необходимость клиринга и расчетов вытекает из современной организации рыночных сделок. Процесс клиринга важен тем, что он обеспечивает не только расчеты между участниками клиринга, но и содержит в себе механизм гарантии выполнения обязательств сторон на рынке, тем самым улучшает качество рынка, повышает его ликвидность и сохраняет целостность.

Развитие торговой деятельности в России требует создания клиринговых учреждений, так как в условиях нестабильности курса национальной валюты, кризиса неплатежей, общего кризиса банковской системы, клиринг порой единственное средство для проведения торговых операций.

Актуальность темы состоит в том, что внедрение клиринговых расчетов в условиях "острой денежной недостаточности", рассматривается как эффективный способ исполнения бюджетов и решения проблемы платежей, что особо актуально.

Целью данной курсовой работы является изучение клиринговых систем расчетов в инфраструктуре денежного рынка. Данную цель определяют следующие задачи:

1.      Раскрыть теоретические основы функционирования клиринговых систем расчетов;

.        Проанализировать клиринговую деятельность в Российской Федерации;

.        Разработать направления совершенствования клиринговых систем расчетов.

1. Теоретические основы функционирования клиринговых систем расчетов

.1 Понятие, виды клиринга и его назначение

Клиринг (от англ. clearing - очищать) - безналичные расчеты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путем взаимного зачета, исходя из условий баланса платежей.

Клиринг представляет собой систему экономических отношений, при которых денежные претензии (дебиторская задолженность) участников погашаются их же денежным обязательствам (кредиторская задолженность) без использования реальных денег или с их минимальным использованием. Следовательно, клиринг можно рассматривать как одну из форм безналичных расчетов юридических и физических лиц за товары или услуги, ценные бумаги, основанную на зачете их взаимных требований и обязательств. [12, с.151]

Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает расчеты. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная наличность, что, в конечном счете, способствует повышению уровня стабильности и ликвидности участников расчетов.

В мировой практике различают межбанковский клиринг, клиринг валютный и клиринг товарный.

Межбанковский клиринг имеет место практически во всякой стране с развитой банковской инфраструктурой и представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры. Взаиморасчеты банки могут осуществлять и без клиринговой системы, открыв корреспондентские счета друг у друга. На практике это может выглядеть следующим образом: Банк А открывает в банке Б корреспондентский счет и депонирует на нем некоторую сумму. Банк Б по поручению банка А может производить расчеты в пределах этой суммы. Такая система расчетов между банками пригодна только для тех стран, потребности которых (в силу их экономико-географических условий) могут удовлетворять небольшое количество банков при небольших объемах проходящих через эту систему платежах. В странах, где существует широкая банковская сеть с большими объемами передвижения капитала между банками, рассмотренная выше схема становится неэффективной. В частности, если банк А открывает взаимные корреспондентские счета в десяти, ста банках, то объем средств, которые для этого требуется иммобилизовать, возрастает пропорционально числу банков-партнеров и может оказаться тормозом для всей системы расчетов. Практика открытия взаимных корреспондентских счетов существует в мире, но это, скорее, исключение из правила, действующего в сфере банковских расчетов.

Клиринговая система базируется на том, что все банки выполняют примерно одни и те же функции, имеют примерно одинаковую организацию бухгалтерского учета, что выражается в однотипном потоке документов.

В странах с развитой банковской инфраструктурой можно выделить три основных способа организации межбанковских расчетов.

Например, во Франции и Великобритании взаимные расчеты между банками осуществляются центральным банком страны или ,как в России, его расчетно-кассовыми центрами на местах. В ряде стран действуют несколько автоматизированных расчетных систем, которые организованны крупными банками с их филиалами.

Яркий пример - Федеративная Республика Германия, где одновременно функционируют расчетные системы Коммерцбанка, Дойчебанка, Берлинербанка, Дрезденбанка, Дойчебундесбанка и др. Каждая расчетная система учитывает интересы данной кредитно-финансовой организации, ее функциональные цели. В любую такую систему может включиться любой банк, любое кредитное товарищество и т.п. Каждая организация, если она не создает собственной клиринговой системы, выбирает подходящую для себя. В стране может быть несколько таких систем. Например, в Соединенных Штатах Америки их более тридцати. Все региональные клиринговые системы объединяются двумя общенациональными: федеральной (Fedwire) - для внутренних платежей и международной (CHIPS). Наиболее распространены на Западе, особенно в небольших странах (Австрии, Швейцарии, Венгрии и др.)так называемые GIRO - системы. Они создаются коммерческими банками обычно в форме акционерного общества открытого типа путем объединения технических средств, технологий, организационных мероприятий и, главное, финансовых ресурсов. Системы обеспечивают GIRO - расчеты между участниками и аккумулируют средства для этих расчетов. Центральный банк страны является, как правило, одним из учредителей клиринговой системы.

Клиринг валютный применяется при межгосударственных расчетах на основе соглашения правительств этих государств.

Отношения сторон строятся на взаимном зачете встречных требований и обязательств, вытекающем из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг. Валютный клиринг включает набор обязательных элементов, таких как: систему клиринговых счетов, объем клиринга (все платежи по товарообороту или только их часть подлежит учету), валюту клиринга, объем технического кредита (предельно допустимое сальдо задолженности одной стороны другой, рассчитываемое как процент от оборота или в виде абсолютной величины), систему выравнивания платежей, схему окончательного выравнивания сальдо по окончании действия межправительственного соглашения.

Под товарным клирингом понимают систему расчетов между участниками биржевого рынка, включающую как организацию зачета их требований и обязательств друг к другу в той или иной форме, так и организацию непосредственно самих расчетов между ними. В данной системе присутствует третья сторона по каждой заключенной сделке, а именно Клиринговая (расчетная) палата, обеспечивающая ее жизнедеятельность.

Определение того, что должны получить и что поставить/выплатить в день исполнения стороны сделки является задачей системы клиринга. Расчеты обязательств сторон, составляющие сущность процесса клиринга, позволяют точно и эффективно осуществлять обмен финансовых инструментов.

.2 Классификация клиринговых систем расчетов

Единичный тип.

Единичный тип является фундаментальной формой клиринга и исполнения. Данный тип клиринга используется, как правило, при торговле реальными товарами. За заключением сделки должна следовать поставка реального товара. К примеру, после заключения сделки покупатель ценной бумаги переводит наличные деньги или их эквивалент в доступную для продавца форму. Продавец держит ценные бумаги в форме, пригодной для поставки покупателю. Затем две стороны договариваются об использовании некоторого механизма, позволяющего обменять бумаги на деньги.

Все дальнейшие сделки между этими сторонами в течение данного рабочего дня будут обработаны в точности по такой же схеме, но полностью независимо от предыдущих или последующих сделок. Так как противоположная сторона по каждой сделке известна, можно немедленно оценить свое положение по отношению к различным контрагентам путем просмотра всех сделок и определения их состояния.

Этот метод используется на рынках с малыми объемами, или на рынках с достаточно большими объемами, если на них используется мощная высоко автоматизированная система. Однако он имеет существенные недостатки. Если, например, брокер заключает сделку по покупке какой-либо ценной бумаге, а затем сделку по продаже ее с тем же днем исполнения, может оказаться затруднительным получить и перепоставить бумагу вовремя, особенно если эта сделка является лишь одним звеном в цепочке аналогичных получений и перепоставок по этой ценной бумаге.

Без какого-либо вида зачета брокер должен иметь наличные деньги или банковский кредит для покрытия всего объема предназначенных к исполнению на данный день сделок. Создание и предоставление достаточного обеспечения (в форме ценных бумаг или гарантированных чеков от других брокеров) будет отягощать деятельность. Любая форма зачета уменьшает необходимость в деньгах и тем самым в создании дополнительного обеспечения.

Система единичного исполнения представляет собой по сути одну огромную цепь сделок, и условия исполнения должны быть соблюдены в каждом звене этой цепи, иначе она не выдержит. Если одна сделка сорвется, это может сказаться на других.

В условиях единичного исполнения сделки обычно не гарантируются никакой центральной организацией.

Зачет.

Рост объемов сделок на многих рынках привел к активизации исследований в области методик расчета, позволяющих резко уменьшить число операций по исполнению, если сделки не будут обрабатываться последовательно, одна за другой (единично).

Вместо этого обработка ведется совокупно, и в результате к концу рабочего дня для каждой стороны определяется одна конечная абсолютная цифра, характеризующая ее положение и обязательства. Система зачета наиболее пригодна для рынков с большими объемами, особенно для тех, на которых большое число сделок совершается между относительно небольшим числом участников.

Существуют различные системы зачета, включающие обработку ценных бумаг и/или денег. Выбор того или другого метода зависит от объема и других факторов.

Двусторонний зачет.

Двусторонним, или попарным, зачетом называется зачет, происходящий между одними и теми же сторонами. Этот способ поддерживает целостность торговли между сторонами и уменьшает объем операций по сравнению с единичным подходом. Так можно достичь существенного повышения эффективности, но только при большом числе сделок по сравнительно узкому кругу бумаг.

Двусторонний зачет организуется следующим образом. Если две стороны совершили в течение одного рабочего дня несколько сделок по одному виду ценных бумаг, система определит одно итоговое число подлежащих поставке ценных бумаг. Если сторона A приобрела 1000 акций XYZ у стороны B, а затем продала этой же стороне 950 акций, то итоговым результатом будет поставка стороной B 50 акций XYZ и получение ею от A итоговой зачтенной суммы денег. (Если одно и то же число ценных бумаг было продано двумя сторонами друг другу в течение одного дня, то поставки ценных бумаг вообще не должно произойти. Состоится только выплата денег, покрывающая разницу между ценами в разных сделках.)

Проиллюстрируем на рис. 1.1 потоки платежей неттинговом расчете на примере расчетов между четырьмя кредитными организациями, условно называемых банками А, Б, С, Д.

Рис. 1.1 Схема проведения межбанковских расчетов с использованием двустороннего клиринга

При двусторонних взаимозачетах количество межбанковских расчетных операций сокращается до шести, а потребность в ликвидных средствах уменьшается до 250 денежных единиц. Для реализации схемы двустороннего клиринга банки могут использовать систему прямых корреспондентских отношений.

При единичном клиринге и при двустороннем зачете возникают следующие проблемы:

требуется большое число поставок, что может привести большому числу срывов;

позиция каждой стороны должна приводиться к рынку и на это уходит больше времени и средств, чем в более сложных системах. (Пересчет по рынку означает переоценку открытых позиций сторон для уменьшения риска.);

когда много позиций остаются открытыми - т.е. их число не сводится к меньшему и ситуация не становится более управляемой - увеличивается вероятность того, что не получивший вовремя поставку покупатель вынужден заставить продавца поставить ценные бумаги. На некоторых рынках брокер, которому должны ценные бумаги, может инициировать процедуру покупки, по которой клиринговая палата или другая сторона обязана поставить бумаги в кратчайшие сроки. При этом любая разница между ценой сделки и текущей рыночной ценой этих бумаг ложится на сорвавшего поставку брокера.

Хотя двусторонний зачет является простейшей формой зачета, введение его предоставляет рынку важные преимущества. Он включает участников рынка в систему зачета, уменьшая тем самым общее число операций по исполнению. [13, с.143]

Многосторонний зачет.

Многосторонний зачет (известный также как ежедневный зачет) является шагом на пути к более эффективным методам клиринга. Основным элементом этого метода является подсчет всех сделок стороны по одному виду ценных бумаг за день к одному итоговому числу. Фирма может заключить за этот день много сделок покупки и продажи по данному виду бумаг со многими сторонами. Но к концу дня у нее окажется одно единственное обязательство или право на получение либо перед клиринговым агентством, либо перед одной или несколькими сторонами. Фирме могут быть должны 1000 акций XYZ, или она должна 1000 этих акций другой стороне.

Проведение многостороннего клиринга предполагает наличие клирингового учреждения, на балансе которого учитывается межбанковский, многосторонний зачет требований и обязательств.

Рис. 1.2 Схема проведения межбанковских расчетов с использованием многостороннего клиринга

На рис. 1.2 по данным расчетов на валовой основе вычисляются чистые расчетные позиции банков, а затем происходит многосторонний клиринговый расчет.

При многостороннем зачете сокращается количество расчетов до трех, а потребность в ликвидных средствах - до 130 денежных единиц. При этом у банка Д нулевая позиция, банк А является "нетто - плательщиком", банки Б и С - "нетто - получателями".

Хотя этот метод не позволяет достичь максимальной возможной эффективности, он существенно уменьшает ежедневное число требуемых поставок и тем самым число возможных срывов. За счет этого становится возможным обрабатывать существенно большие объемы торговли чем при единичном и двустороннем подходах. Однако многосторонняя система требует совершенно другого подхода к возникающим рискам. Для удобства исполнения стороны сделок могут измениться, что требует введения гарантий сделок. Ответственная за клиринговую систему организация должна гарантировать наличие надежное обеспечение против возможных рисков и доступность этого обеспечения при возникающих задолженностях.

Как в точности разделяется риск должно быть понятно всем участникам, и соблюдение этого разделения должно стать строго обязательным.

Несмотря на преимущества многостороннего зачета, некоторые проблемы остаются. Зачета со сделками последующих дней все-таки не производится, тем самым остается значительное количество возможных срывов сделок и необходимости приводить их к рынку. Такая система не может также обеспечить гарантирование дивиденда, т.е. возможность для купившего брокера получить полагающийся дивиденд по остающейся открытой сделке.

Непрерывное зачетное исполнение (НЗИ).

В системе непрерывного зачетного исполнения используется многосторонний зачет и все открытые к концу дня позиции зачитываются против сделок следующего рабочего дня. В условиях рынка с высокими объемами система НЗИ, включающая ежедневное пересчет всех обязательств по рынку по текущим рыночным ценам, является одним из самых эффективных механизмов клиринга и эффективно уменьшает риск ожидания исполнения по отдельным сделкам. Одной из основных черт НЗИ является вклинивание клиринговой палата между сторонами сделки в качестве противоположной стороны по каждой прошедшей сверку сделке.

Это принятие на себя клиринговой палатой ответственности стороны сделки должно происходить как можно быстрее после успешного завершения сверки. В идеале уже к концу рабочего дня стороны должны быть должниками и кредиторами клиринговой корпорации, а не друг друга.

Система НЗИ разработана для достижения полной автоматизации и максимального использования зачета при обработке сделок по ценным бумагам. Путем сведения воедино наибольшего числа сделок НЗИ уменьшает до минимума обязательства по поставке ценных бумаг. Это требует, однако, использования автоматической системы безналичных счетов в высоко централизованной и управляемой рыночной инфраструктуре.

Централизация много значит для ограничения риска членов клиринговой системы. Если централизация совмещается с системой гарантий, стороны сделок могут чувствовать себя защищенными. Они получают уверенность в том, что независимо от срыва сделки противоположной стороной, для них сверенная сделка будет исполнена.

Лежащий в основе НЗИ процесс разработан так, чтобы его можно было полностью автоматизировать и свести до минимума вмешательство членов системы. Он может выглядеть примерно так. В день исполнения все сделки по каждой ценной бумаге сводятся с неисполненными ранее сделками (с открытыми короткими и длинными позициями) для вычисления единой переходящей позиции, представляющей число ценных бумаг, подлежащих поставке или получению каждой стороной. Все сделки по взаимозаменяемой ценной бумаге приводятся для исполнения к одной позиции для каждого участника, независимо от числа сделок и их величины.

Если участник находится в короткой позиции (должен клиринговой палате данное число бумаг) в системе НЗИ, эти бумаги снимаются с его безналичного счета (и поставляются против платежа клиринговой палате, если это отдельная, независимая от депонирующей, организация). Если участник находится в длинной позиции, бумаги аналогичным образом зачисляются на его безналичный счет. Так как перемещения ценных бумаг осуществляются в форме записей на счетах без бумажных сертификатов, беспокоиться о перерегистрации не надо и легко можно осуществить частичное исполнение.

При использовании НЗИ становится возможным эффективно осуществлять ежедневные денежные расчеты. В конце дня участник рынка получает или перечисляет деньги клиринговой палате в соответствии с исполняемыми позициями и с учетом переоценки (пересчет по рынку) остающихся открытыми позиций. Метод НЗИ имеет несколько преимуществ. Число задержек с исполнением резко уменьшается, так как непрерывный пересчет открытых позиций позволяет использовать полученные в день исполнения ценные бумаги для расчета по дальнейшим сделкам "в тот же день". Обеспечивается полная гарантия получения дивидендов, которые автоматически начисляются на счет клиента. Еще большая безопасность обеспечивается тем, что закрываемые позиции ежедневно легко могут корректироваться в соответствии с новыми ценами (приводиться к рынку). Это уменьшает рыночную неустойчивость для всех участников в случае срыва сделок одной из фирм. Пересчет по рынку производится для любой незакрытой итоговой позиции в день исполнения. Имеющий незакрытые позиции участник рынка должен уплатить (или внести залог) за любое увеличение стоимости этих позиций или может получить деньги обратно за любое уменьшение стоимости. Обязательства члена системы НЗИ изменяются в соответствии со стоимостью его открытых позиций. [4, с.98]

Каждодневное исполнение.

Из-за различия традиций и процедур на рынках мира разработаны и применяются различные схемы, временные рамки и системы исполнения. Существенным различием является то, что некоторые из основных мировых рынков работают на основе цикла исполнения с "расчетным днем", в то время как другие используют "каждодневное" исполнение. На первых все заключенные за некоторый период сделки исполняются в особый ("расчетный") день (или после него). При этом можно использовать зачет (НЗИ или иного типа), и сводить число операций до минимально возможного. Эта форма временного графика исполнения увеличивает проходящее между заключением и исполнением сделки время. При такой схеме в периоды активности на рынках может прибавиться связанных с объемом сделок проблем. [11, с.405]

Каждодневное исполнение предполагает, что все сделки должны быть исполнены через фиксированное число дней после заключения, что предполагает исполнение сделок во все рабочие дни недели. Например, при принятии для каждодневного исполнения стандарта T+5, заключенные в понедельник сделки исполняются в следующий понедельник, через пять рабочих дней. Сделки вторника исполняются в следующий вторник и т.д. В результате эффективно ограничивается число незавершенных сделок на каждый момент времени.

Так как механизм каждодневного исполнения позволяет избежать перегрузок при обработке информации, он предоставляет возможность повысить эффективность функционирования и уменьшить риск на рынке. Это становится возможным, так как становится возможным избежать перегрузки при обработке сделок. Также становится возможным принятие на рынке стандартов T+5 или T+3, а в дальнейшем, конечно, и более быстрого исполнения. Когда временные рамки клиринга и исполнения будут стандартизированы, будут созданы условия для дальнейшего увеличения объемов, увеличения удобства и безопасности. С учетом этих факторов каждодневное исполнение рекомендуется как метод исполнения для всех рынков.

2. Клиринговая деятельность в Российской Федерации


К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных центров. Автоматизация коснулась следующих выплат и перечислений:

─ пенсий государственным служащим ряда категорий в учреждения Сберегательного банка или в учреждения связи;

─ выручки железных дорог с подсобных доходных счетов на основной доходный счет Министерства путей сообщения;

─ налога с оборота отдельных предприятий;

─ средств социального страхования и др.

Были автоматизированы учет безналичного платежного оборота, начисление процентов по ссудам и многие другие банковские операции. Благодаря проведению взаимных расчетов между учреждениями банков, обслуживаемых одним ВЦ, обеспечивалась высокая скорость платежей предприятий друг другу в рамках одного региона.

В условиях перехода к двухуровневой банковской системе межбанковские расчеты организуются практически заново. Но демонополизация банковской системы осуществлялась без достаточно проработанной законодательной, нормативной и организационной базы, что послужило одним из факторов появления проблем в расчетах между хозяйствующими субъектами. Наиболее уязвимым участком платежной системы с точки зрения скорости и надежности переводов оказались расчеты между банками, находящимися в различных регионах.

За последние десять лет в России уже создана инфраструктура и накоплен опыт использования электронных расчетных систем (электронная система межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР) ЦБ РФ, АО "Центральная расчетная палата" (ЦРП), система РКЦ ЦБ РФ). До 1998 года существовали клиринговые системы и межбанковские расчетные палаты, разработанные крупными коммерческими банками (Столичный, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, Менатеп и др.). Проведен ряд исследований, посвященных улучшению организации межбанковских расчетов [5,8].

Важным шагом в совершенствовании платежной системы России было создание и развитие Электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР) ЦБ РФ, учитывающей и активно использующей возможности современной системотехнической среды, средств телекоммуникаций и защиты информации. Работы по созданию ЭЛСИМЕР велись на двух уровнях: внутрирегиональные межбанковские электронные расчеты и межрегиональные электронные расчеты. В основу проекта закладываются определенные принципы.

Участниками ЭЛСИМЕР являются учреждения ЦБ РФ (ГРКЦ, РЦИ, РКЦ), отвечающие определенным требованиям - наличие программно-технических средств, соблюдение установленной технологии совершения электронных платежей. Гарантия обработки и передачи платежа любому другому участнику в течение суток.

Пользователями системы могут быть коммерческие банки и другие учреждения и организации, имеющие корреспондентские или расчетные счета в РКЦ-участниках.

Правила оформления, условия прохождения электронного платежа и ответственность сторон определяются в договоре между пользователями и участником ЭЛСИМЕР.

Электронный платеж является гарантированным и безотзывным.

Электронный платежный документ представляет собой электронный образ платежного поручения и содержит все реквизиты, предусмотренные положением о безналичных расчетах в РФ.

Инициатором электронного платежа является клиент коммерческого банка.

Информация о необходимости исполнить электронный платеж может быть направлена коммерческим банком в РКЦ одним из следующих способов: курьером или спецсвязью в РКЦ доставляется платежное поручение банка на электронные платежи с приложением вторых экземпляров платежных документов своих клиентов; в РКЦ доставляется магнитный носитель с описью электронных платежей; средствами телекоммуникаций с применением специальных средств защиты передается электронный образ платежного поручения.

Электронные платежи, поступившие в РКЦ до 13 часов, должны быть выполнены в тот же день, а остальные - на следующий рабочий день.

Отправителем и получателем межрегиональных платежей являются ГРКЦ.

Учет электронных платежей осуществляется в ГРКЦ.

Начиная с 1993 г. в регионах России (Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Курганская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пермская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тульская, Челябинская области, Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан и др.) проводится эксперимент по осуществлению межрегиональных электронных платежей. Цель эксперимента - апробация новых средств совершения межбанковских расчетов наряду с существующим почтовым и телеграфным авизованием. Внедрение системы позволило регионам-участникам эксперимента сократить время прохождения платежей с 10-12 до 1-2 дней.

Нормативной базой эксперимента в системе ЦБ РФ является утвержденное в августе 1993 г. "Временное положение о совершении межрегиональных электронных платежей в опытных зонах системы ЦБ РФ". Вскоре эксперимент был расширен еще на 29 областей (Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Ярославская области, Краснодарский край, Хабаровский край, Санкт-Петербург, Республика Алтай, Республика Бурятия, Удмуртская Республика и др.).

В 1997 г. в московском регионе была введена многорейсовая обработка платежей в рамках автоматизированной системы банковских расчетов. Под многорейсовой обработкой платежей понимается проведение нескольких рейсов приема и обработки реестров платежей в течение рабочего дня, результатом которых является безотзывный перевод средств по счетам участников расчетов данной системы. Под рейсом понимается комплекс технологических операций, проводимый в интервале времени, установленном в соответствии с графиком, и связанный с приемом и обработкой поступивших в систему платежей, который включает в себя выполнение необходимых проводок по счетам участников расчетов и подтверждение этих проводок реестром проведенных платежей.

В 34 регионах Российской Федерации проходит эксперимент по внедрению электронных платежей на внутрирегиональном уровне. Это позволило сократить сроки до одного дня и ускорить оборачиваемость средств в расчетах. Анализ потоков банковской информации показал, что на платежи свыше 100 млн. руб. приходится около 1% от общего числа произведенных платежей и 88% от сумм переведенных средств. Полученные результаты позволили сделать вывод о целесообразности создания в рамках ЭЛСИМЕР двух систем: системы перевода крупных сумм платежей (СПКСП) ЦБ РФ с особыми требованиями к защите информации и технологии ее обработки и системы электронного межбанковского клиринга (СЭМКЛИР) ЦБ РФ для обработки мелких платежей.

Начиная с 1994 г. главный центр информатизации (ГЦИ) ЦБ РФ проводит в Волгоградской, Саратовской и Тверской областях апробацию новых информационных технологий. Основными целями эксперимента являются: выработка общих для территориальных учреждений ЦБ РФ правил и порядка автоматизации сбора, обработки и передачи банковской информации на федеральном уровне; практическая апробация типовых автоматизированных технологий и стандартов взаимодействия разнородных программно-технических комплексов и вычислительных региональных систем с использованием единых правил.

В процессе эксперимента отрабатываются функции Головного центра федеральной электронной системы (ФЭС) ЦБ РФ, в том числе реализуются технологии централизованного управления дистанционно-удаленными вычислительными средствами, централизованного сопровождения нормативно-справочной информации и программного обеспечения комплексов, эксплуатируемых в ЦБ РФ, контроля за банковской информацией. Впервые в системе Банка России в рамках эксперимента реализуется технология "горячего" резервирования, обеспечивающая непрерывное функционирование всех вычислительных комплексов, систем и средств связи на основе организации сети резервных вычислительных систем и центров. С учетом этой технологии создается головной центр ФЭС ЦБ РФ, который соединит территориально разобщенные вычислительные центры. В этом эксперименте отрабатываются также системотехнические решения для интеграции различных систем управления базами данных, подключения в единую систему разнородных технических средств, а также проходят апробацию различные протоколы обмена банковской информацией. В настоящее время разработаны новые электронные технологии передачи регламентированной и нерегламентированной банковской отчетности, опробованы типовые технологии обмена банковской информацией между Главными управлениями (Национальными банками) и ГЦИ ЦБ РФ в реальном времени, начато внедрение высоконадежных отказоустойчивых систем для головного центра ФЭС.

Недостаток бюджетных ресурсов для развития государственной сети межбанковских расчетов вывел на рынок межбанковских клиринговых услуг АО "Центральная расчетная палата" (ЦРП), действующее на коммерческой основе и имеющее:

─ электронный центр межбанковских расчетов;

─ сертифицированный ФАПСИ, технический комплекс для обработки и передачи коммерческой информации;

─ систему многосторонних транзитных платежей;

─ сетевую маршрутизацию платежей;

─ возможности обеспечить принципы безотзывности, безусловности, гарантии исполнения;

─ возможности обрабатывать ежедневно более 100 000 электронных документов и проводить расчеты более чем с 400 банками. ЦРП использует как городскую телефонную сеть и спецсеть "Искра-2", так и специализированные сети протокола Х.25 Спринт, Роснет, Роспак, Инфотел.

Крупные банки создавали свои собственные клиринговые системы и межбанковские расчетные палаты (Столичный, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, Менатеп и др.). Эти системы строились на принципе зависимости от коммерческих банков (своих учредителей), которые готовы нести как юридическую, так и экономическую ответственность перед участниками расчетов.

Однако в результате кризиса 1998 г. взаимное доверие банков друг к другу оказалось подорванным, межбанковские расчеты оказались почти полностью парализованными (особенно это было заметно в августе-октябре 1998 г.). В этой обстановке операции по межбанковскому клирингу полностью прекратились (часть из указанных банков просто обанкротилась).

После кризиса 1998 г. многосторонние межбанковские клиринговые расчеты так и не были налажены. В основном это связано с низким уровнем доверия банков друг к другу. В такой ситуации риски, возникающие при классическом межбанковском клиринге, перевешивают его положительные стороны.

При этом состояние расчетной системы России остается неудовлетворительным. После августовского кризиса 1998 г., их объем несколько снизился - с 45% до 30% ВВП, но продолжает оставаться значительным.

Исходя из показателей статистической финансовой, налоговой и банковской отчетности следует, что в 1998-1999 гг. просроченная задолженность по платежам между предприятиями, а также в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды непрерывно росла. Динамика указанного роста после августа 1998 г. несколько сгладилась, но сохранилась. В частности количество организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, возросло с 66,970 в январе 1998 г. до 72,640 в июне 1999 г., а общий ее объем - с 891.6 млрд. руб. до 1,388 млрд. руб. Просроченная дебиторская задолженность за тот же период возросла с 555.5 млрд. руб. до 881.2 млрд. руб. [19, с.64]

В настоящее время неплатежи являются одним из главных препятствий для возобновления экономического роста. Они фактически ликвидируют стимулы к реструктуризации и повышению эффективности использования ресурсов для предприятий. В условиях неплатежей в России сформировался новый тип промышленной организации, опирающийся на альянс интересов руководителей жизнеспособных и бесперспективных предприятий, когда и те, и другие, в конечном счете, перекладывают значительную часть своих издержек на бюджетную систему и потребителей. В этой ситуации налоги, по сути, подстраиваются под отдельные компании, разрушая официальную налоговую систему и подрывая стимулы к обязательной уплате. Данное обстоятельство способствует коррупции, уводу активов и бегству капиталов.

Таким образом, при сохранении неплатежей стабилизация может быть лишь временной, без особых перспектив к экономическому росту и сохранением причин разрушения налоговой базы бюджетов всех уровней.

Совершенствование механизма погашения бюджетной задолженности и осуществления текущих платежей бюджетов сталкивается с целым рядом объективных ограничений. В структуре расчетов в экономике с августа 1998 г. по июль 1999 г. денежная составляющая возросла на 15, 4 процентных пункта, однако не превзошла отметку в 50% от общего объема расчетов.

Экономические субъекты активно используют неденежные формы расчетов, что влечет за собой определенные издержки:

─ искажаются цены, что препятствует становлению рыночных цен в качестве четких сигналов для распределения ресурсов. Назначение цены зачастую носит субъективный характер и подчинено больше цели личного обогащения, чем максимизации прибыли предприятия;

─ расчетные операции переходят в "серый" и "черный" сектора, в результате чего государство теряет значительную долю налоговых доходов и не может на должном уровне вести контрольно-ревизионную работу;

─ затрудняется хозяйственное взаимодействие, ограничивается свободная конкуренция;

как следствие, оказывается задушенным экономический рост, поскольку в условиях распространения суррогатных расчетов у эффективных предприятий отсутствуют, либо существенно сокращаются, стимулы к увеличению инвестирования или наращиванию объема производства.

Применение неденежных расчетных операций в бюджетной сфере влечет за собой еще большие издержки:

─ потери бюджета, связанные с высокой ценой и низким качеством продукции, поставляемой в счет государственных нужд, а также ограниченность перечня потенциальных поставщиков списком должников в соответствующий бюджет;

─ высокая роль субъективного фактора, особенно в момент определения лимитов финансирования, выбора поставщика товаров и услуг (учитывая, что в большинстве случаев с помощью неденежного инструмента оформлялась уже поставленная продукция);

─ появление большого количества посреднических структур, активное влияние которых на ситуацию дополнительно усугубляет недостатки неденежного исполнения бюджета;

─ фактическое финансирование бюджетополучателей оказывается существенно ниже номинально установленных в бюджете и отраженных в отчете об его исполнении сумм;

─ неизбежность применения неденежных инструментов для исполнения бюджетов повышает заинтересованность хозяйствующих субъектов в увеличении их задолженности в бюджет, чтобы даже при наличии свободных денежных средств расплачиваться с бюджетом в неденежной.

.2 Организация и технология клиринговых расчетов в РФ

Из всего многообразия кредитных организаций в данной работе рассматриваются только те, которые активно участвуют в процесс взаимных расчетов. В основном это коммерческие банки, занимающиеся расчетно-кассовым обслуживанием своих клиентов.

Таблица 2.1

Сделки, по которым осуществлен клиринг за 2008 - 2012 гг.

Система

Количество сделок (млн.)

Прирост количества сделок (% к предыдущему году)


2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

ММВБ

22

132

195

135

-

217

93,8

47,2

-30,6

КЦ РТС

53

90

145

246

481

-

68,3

61,7

69,9

95,3


Таблица 2.2

Сделки, по которым осуществлен клиринг за 2008 - 2012 гг.

Система

Объем сделок (млрд. долл. США)

Средний объем одной сделки (тыс. долл. США)


2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

ММВБ

335

945

2672

3141

2344

15,5

13,8

20,2

16,1

18,3

КЦ РТС

24

100

294

461

500

0,46

1,11

2,03

1,87

1,04


Расчетно-кассовые операции - это ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Учитывая, что для юридических лиц в России хранение средств в коммерческих банках является обязательным, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка.

Коммерческий банк заинтересован в привлечении юридических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Это связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой привлеченные средства коммерческого банка, в соответствии с объемом которых строится его предпринимательская деятельность.

Вместе с тем, выбор клиентом коммерческого банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает и коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично, надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о формах такого сотрудничества, о степени обоснованности установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Именно поэтому организация расчетно-кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка.

Обязанности сторон при расчетно-кассовом обслуживании.

После открытия клиентом счета в коммерческом банке банк предоставляет набор услуг, связанных с:

─ открытием и ведением расчетного, текущего и других счетов клиента;

─ организацией и проведением безналичных расчетов;

─ выполнением операций с наличными деньгами.

Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования соответствующего счета (возможность овердрафта и т.д.) определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.

В соответствии с договором банк принимает на себя ряд обязательств:

─ проводить по счету клиента в пределах своей компетенции все виды банковских операций, предусмотренных действующим законодательством;

─ обеспечивать сохранность всех денежных средств, поступивших на счет клиента;

─ проводить операции по списанию средств со счета клиента по безналичным расчетам по его поручению;

─ обеспечивать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и операциях, проводимых по его счету;

Расчетный, текущий или любой другой счет может открываться клиенту как за отдельную плату, так и бесплатно. За услуги по расчетному обслуживанию банк взимает с клиента плату в размере установленного договором фиксированного процента от суммы совершаемого платежа. Открытие расчетного счета в банке бесплатно предполагает, что последний сможет предоставлять клиенту широкий набор и других, платных, услуг, что компенсирует затраты на бесплатное проведение операций по расчетному счету.

Организация безналичных расчетов между банком и его клиентом.

В отличие от наличного денежного оборота сущность безналичного денежного оборота состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в учреждениях коммерческих банков. Расчеты между субъектами экономической деятельности осуществляются, как правило, в безналичном порядке.

Таким образом, безналичные расчеты - это денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Организация взаимных расчетов между кредитными организациями.

Все расчеты между предприятиями при участии банка можно условно разделить на следующие группы:

─ расчеты между предприятиями, счета которых открыты в одном банке;

─ расчеты между предприятиями, счета которых открыты в разных банках.

Рассмотрим каждую из групп. В случае, если расчетные счета плательщика и получателя находятся в одном банке, зачисление средств со счета плательщика на счет получателя производится самим банком в пределах банковского дня. Технология перевода денежных средств со счета на счет в пределах одного банка хорошо разработана и не рассматривается в данной работе. Как показывает практика, доля таких расчетов в общем объеме расчетов, осуществляемых банком по поручению клиентов, занимает незначительное место. Основной интерес представляет вторая групп.

В расчетах между предприятиями, с финансовыми органами, с внебюджетными фондами ведущее место занимают расчеты с участием двух банков. В этом случае говорят о межбанковских расчетах. Таким образом, межбанковские расчеты - это расчеты, осуществляемые банками на основании отношений, установленных между ними, или в соответствии с заключенными с клиентами договорами на расчетно-кассовое обслуживание.

Согласно Положению ЦБ РФ от 25.11.95 г. №5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями, филиалами могут производиться через:

─ кредитные организации по корреспондентским счетам "ЛОРО" и "НОСТРО";

─ расчетную сеть Банка России;

─ внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов);

─ небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции.

Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках.

Для проведения платежей и расчетно-кассового обслуживания клиентов банки могут устанавливать между собой договорные отношения, так называемые корреспондентские отношения.

Корреспондентскими отношениями называются отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями при осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого. Данные отношения могут иметь место между банками внутри страны и за ее пределами. Банки могут быть связаны корреспондентскими отношениями со множеством кредитных учреждений.

Существует два вида корреспондентских отношений банка: с взаимным установлением корреспондентских отношений и без них. Обычно небольшие банки открывают корреспондентские счета в более крупных банковских учреждениях.

Банковское учреждение может рассчитываться со своим корреспондентом по выставленному им поручению по счету, открытому данным кредитным учреждением у корреспондента или по счету, открытому корреспондентом в данном кредитном учреждении, а также по счетам данного банка и его корреспондента в третьем кредитном учреждении. В первом случае имеют место отношения между корреспондентами со счетом, во втором - между корреспондентами без счета.

Корреспондентские счета открываются на добровольной основе банковскими учреждениями, которые являются юридически самостоятельными. Корреспондентские отношения коммерческих банков с Центральным банком РФ строятся на более жесткой основе.

Корреспондентский счет - это счет, расчеты с которого производятся одним банком по поручению и за счет другого кредитного учреждения. Корреспондентский счет открывается на основании заключенного договора о корреспондентских отношениях. Корреспондентские счета подразделяются на два вида: счет "НОСТРО" (наш счет у Вас) и счет "ЛОРО" (Ваш счет у нас). Счета типа "НОСТРО" открываются каким-либо банком в банках-корреспондентах, а счета типа "ЛОРО" - на имя его банков-корреспондентов. Эти счета могут открываться в одностороннем порядке и на взаимной основе. Причем счет "НОСТРО" в одном кредитном учреждении является счетом "ЛОРО" у банка-корреспондента.

Платежи по корреспондентским счетам, условия которых оговариваются в заключенном договоре, могут осуществляться в пределах остатка денежных средств на счете либо с превышением этого остатка, но за счет представленного по счету кредита (так называемого овердрафта).

Размер остатка средств в банках - корреспондентах зависит от характера и объема услуг, которые предоставляет корреспондент. Оплачивается пользование корреспондентским счетом, как правило, поддержанием минимального остатка средств на счете и частично - посредством выплаты комиссионного вознаграждения. При этом кредитные ресурсы на корреспондентских счетах представляют собой депозиты до востребования. Поэтому остатки средств по указанным счетам поддерживаются на минимальном уровне, который необходим для осуществления расчетных операций.

Расчеты через расчетную сеть Банка России (систему РКЦ).

Расчетная сеть Банка России представляет собой совокупность расчетно-кассовых центров, на которые возложены функции обеспечения проведения платежей в банковской системе. Каждый коммерческий банк должен иметь корреспондентский счет в каком-либо РКЦ. Расчетно-кассовые центры являются посредниками при проведении расчетных операций между банками. Кроме проведения расчетов, РКЦ занимаются кредитованием банков, кассовым обслуживанием, финансированием инвестиций за счет бюджетных средств и др.

Расчеты между самими коммерческими банками фиксируются по их корреспондентским счетам, открытым в РКЦ.

Если счета плательщика и получателя открыты в разных банках, обслуживаемых одним РКЦ, то банк списывает сумму со счета плательщика и дает поручение РКЦ о списании средств со своего счета для зачисления их на счет банка предприятия-поставщика.

Наиболее сложной является ситуация, при которой банки предприятия-поставщика и предприятия-плательщика обслуживаются разными расчетно-кассовыми центрами. В этом случае используется система счетов межфилиальных оборотов (МФО), в которой РКЦ присваиваются определенные номера счетов по МФО, по которым фиксируются расчетные операции с клиентами, обслуживаемыми в других РКЦ.

Расчеты по межфилиальным оборотам осуществляются посредством авизо по МФО, которые составляются и отправляются расчетно-кассовыми центрами в адрес других РКЦ для завершения межфилиальной операции. РКЦ, принимающие авизо, в свою очередь дают ответные проводки на всю сумму адресованных им авизо, за исключением дефектных. В случае отсутствия принадлежности авизо к определенному корсчету, его сумма отражается по счету средств, подлежащих выяснению. После проверки неправильно адресованные авизо возвращаются в РКЦ, откуда они поступили.

Средства зачисляются на счета предприятий и организаций лишь при условии проведения данных операций по корреспондентским счетам их банков в обслуживающих их РКЦ. Осуществление расчетных операций по корсчетам ежедневно подтверждается выписками по ним со стороны расчетно-кассовых центров.

Расчеты через внутрибанковскую расчетную сеть.

Учитывая тенденцию укрупнения банков, превращения их в многофилиальные структуры, Центральный банк РФ установил правила, регулирующие проведение расчетных операций филиалами кредитных организаций.

Кредитная организация вправе открыть на имя филиала следующие счета для осуществления расчетных операций с предоставлением ему права распоряжения этими счетами и отражения операций по этим счетам на его балансе:

─ корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети Банка России по месту расположения филиала;

─ корреспондентские счета в других кредитных организациях и их филиалах;

─ счета межфилиальных расчетов в головной организации, а также в любом из филиалов кредитной организации.

При этом порядок открытия-закрытия счетов межфилиальных расчетов устанавливается банком самостоятельно, а их открытие и закрытие осуществляется по распоряжению руководителя кредитной организации на основании решения уполномоченного органа управления кредитной организации.

Межбанковский клиринг.

Под клирингом понимается система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Межбанковский клиринг, в свою очередь, - это система безналичных расчетов между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц.

По решению Центрального банка РФ организацию клиринговых расчетов могут брать на себя небанковские кредитные учреждения или клиринговые организации на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ. [14, с.98]

Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ, другие юридические и физические лица, за исключением органов власти, политических организаций, специализированных общественных фондов.

Основными задачами клиринговой организации являются:

─ ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными организациями;

─ повышение достоверности и надежности расчетов;

─ развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, пластиковых карт и др.);

─ наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;

─ внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов;

─ создание современной информационной банковской инфраструктуры;

─ надежная многоуровневая защита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения;

─ контроль достоверности данных на всех этапах.

Клиринг может быть двусторонний, когда засчитываются требования двух банков, и многосторонний, когда в зачетных схемах участвуют три и более банков. При этом главная идея клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной периодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у других участников клиринга.

Сравнительный анализ известных методов проведения взаимных расчетов в системе кредитных организаций.

Из вышеизложенного следует, что взаимные расчеты могут осуществляться посредством четырех механизмов:

─ при помощи корреспондентских счетов "ЛОРО" и "НОСТРО";

─ через расчетную сеть Банка России;

─ через внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов);

─ при помощи небанковских кредитные организации, осуществляющих расчетные операции (расчетные и клиринговые палаты).

Каждый способ проведения расчетов имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки.

Расчеты через корреспондентские счета "ЛОРО" и "НОСТРО" удобны для тесно сотрудничающих банков при наличии между ними постоянных финансовых потоков. Недостатком этого способа является необходимость постоянно поддерживать ликвидность корреспондентского счета, т.е. постоянно следить за тем, чтобы остаток на корреспондентском счету был положительный. Иными словами, расчеты через корреспондентский счет возможны только в пределах остатка на этом счету. Иногда в договоре открытия корреспондентского счета может быть указана возможность превышения этого остатка, но только за счет выдачи кредита (овердрафта). Другим недостатком этого способа расчетов является ограниченность его применения - невозможно открыть корреспондентские счета со всеми банками, - это повлекло бы слишком большие расходы.

Расчеты через расчетную сеть Банка России является самым распространенным и универсальным способом проведения платежей.

Универсальность этого способа расчета следует из того, что каждый коммерческий банк должен иметь корреспондентский счет в каком-либо РКЦ, таким образом, становятся возможными расчеты любого банка с любым с РКЦ в роли посредника. К недостаткам можно отнести необходимость для банков постоянно поддерживать ликвидность своего корреспондентского счета в РКЦ. При этом корреспондентские отношения с ЦБ РФ строятся на более жесткой основе, чем корреспондентские отношения с обычным банком. [6, с.57]

Таким образом, не исключена ситуация, когда клиент банка, располагая необходимыми ресурсами на своем расчетном счете, не может осуществить платеж из-за недостатка средств на корсчете кредитного учреждения. Чтобы исключить задержку расчетов клиента, банки должны обеспечивать своевременное поступление необходимых средств на свои корреспондентские счета, поддерживать сумму средств на счетах в размере, необходимом для бесперебойной работы по расчетам с другими банками. Однако это представляет собой отдельную задачу.

Расчеты через внутрибанковскую расчетную систему осуществляются в пределах одного банка, имеющего филиалы в разных регионах. Достоинствами являются ускоренное прохождение платежей и (для банка) снижение потребности в оборотных средствах, а недостатком - ограниченность в применении этой схемы расчетов - не во всяком регионе существует банк с развитой сетью филиалов.

Расчеты при помощи небанковских расчетных организаций (расчетных и клиринговых палат) проводятся на принципах межбанковского клиринга. Как правило, применяется клиринг на чистой основе, т.е. оплате подлежит только итоговая разница между кредиторской и дебиторской задолженностями. Эта разница называется позицией по результатам клиринга. Клиринг позволяет снизить потребность в оборотных средствах для участников клиринга, а также ускорить прохождение платежей, что и является его основным достоинством. Основными недостатками клиринга на чистой основе является невозможность заранее (до начала сеанса клиринга) предсказать размер получившейся позиции для каждого из участников и, как следствие, невозможность заранее зарезервировать достаточный (но не чрезмерный) объем платежных средств для покрытия позиции. Второй недостаток клиринга связан с трудностями обработки ситуации, когда подкрепления одного из участников все-таки не хватило для покрытия его позиции. В этой ситуации весь сеанс клиринга не может быть завершен, пока не будет устранено образовавшееся отрицательное сальдо. Один из способов оперативного устранения отрицательного сальдо - принудительное кредитование участника с недостаточным подкреплением, но в этом случае возникает опасность невозврата в срок выданного кредита. В любом случае страдает оперативность проведения сеанса клиринга, что недопустимо.

1 января 2012 года вступил в силу федеральный закон "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - закон "О клиринге"), а также соответствующие положения сопутствующего закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности"". Что несут эти изменения российской банковской системе?

Прежде всего, следует отметить, что понятие "клиринг", о котором идет речь в законе "О клиринге", в определенной степени отличается от понятия "платежный клиринг", которое было введено законом "О национальной платежной системе". Поэтому немудрено, что закон "О клиринге" не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с законом "О национальной платежной системе". В то же время нельзя не отметить, что закон "О национальной платежной системе" содержит достаточно много ссылок на закон "О клиринге".

В соответствии с законом "О клиринге" кредитная организация может выступать в различных ипостасях, в частности, в качестве:

) участника клиринга, то есть лица, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг;

) клирингового брокера - им называется участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом - участником организованных торгов;

) клиринговой организации, которая имеет право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

В то же время закон "О клиринге" предполагает (статьи 23 и 24), что клиринговая организация (а ею может быть и кредитная организация) вправе использовать в своих интересах денежные средства, являющиеся предметом индивидуального клирингового обеспечения, если это предусмотрено соглашением об индивидуальном клиринговом обеспечении, и денежные средства гарантийного фонда, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении. В этом случае денежные средства, являющиеся предметом индивидуального клирингового обеспечения или гарантийного фонда, зачисляются клиринговой организацией на ее собственный банковский счет.

.3 Проблемы функционирования клиринговых организаций в РФ

Достоинства и недостатки применяющихся способов проведения расчетов отражены в табл. 2.1.

Таблица 2.3

Способы взаимных расчетов

Способ взаимных расчетов

Системы валовых расчетов

Межбанковский клиринг

Корр. счета "ЛОРО" и "НОСТРО"

Внутрибанковские расчеты через сеть филиалов

Система РКЦ


Достоинства

Удобно при тесных взаимоотношениях между банками

Ускорение прохождения платежей Уменьшение потребности в оборотных средствах

Универсальность и распространенность

Уменьшение потребности в оборотных средствах Ускорение прохождения платежей

Недостатки

Необходимость поддержания ликвидности счета Невозможность открытия корр. счетов со всеми банками

Узкая сфера применения - не везде есть банки с развитой сетью филиалов

Жесткие условия поддержания ликвидности корр. счета

Невозможность заранее узнать размер позиции по результатам сеанса клиринга Риск осложнений, возникающих при недостаточном подкреплении


Из табл. 2.3 видно, что основные применяемые способы взаимных расчетов (расчеты через систему счетов "ЛОРО"-"НОСТРО" и расчеты через систему РКЦ) имеют один общий недостаток - необходимость постоянно поддерживать ликвидность корреспондентского счета. При этом нарушение ликвидности корреспондентского счета влечет для коммерческой организации как ощутимые убытки, так и задержки в проведении клиентских платежей. Внутрибанковские расчеты через сеть филиалов имеют ограниченную сферу применения вследствие сложной организации. Межбанковский клиринг на чистой основе не требует постоянного поддержания ликвидности счета, что ведет к экономии оборотных средств.

Однако межбанковский клиринг имеет свои недостатки - необходимость поддерживать ликвидность счета по результатам сеанса клиринга, а также риск возникновения осложнений при резервировании недостаточных денежных средств в качестве подкрепления.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

─ каждая из применяемых в настоящее время систем взаимных расчетов в системе кредитных организаций имеет свои недостатки;

─ основным недостатком систем валовых расчетов является необходимость для участников поддерживать ликвидность своего расчетного счета;

─ классический межбанковский клиринг на чистой основе ослабляет требования поддерживать постоянную ликвидность расчетного счета участников;

─ однако клиринг на чистой основе имеет свои недостатки: невозможность заранее определить размер позиции и риск осложнений, возникающих при недостаточном подкреплении.

Система взаимных расчетов России нуждается в улучшении. Направления улучшения включают:

─ повышение гибкости и эффективности функционирования банковской системы в условиях рыночных отношений;

─ сокращение потерь от инфляционных процессов для основной массы средств, "замораживаемых" в расчетах;

─ обеспечение своевременности обработки платежей, имеющих для экономики особую значимость;

─ развитие международных связей банковских учреждений на базе взаимодействия их автоматизированных информационных систем и через международные (национальные) электронные системы с банками других государств.

Использование межбанковского клиринга позволит обходиться меньшим уровнем оборотных средств и добиться ускорения прохождения платежей. Сравнительный анализ клиринга на чистой основе и других способов взаимных расчетов показывает, что все они имеют те или иные недостатки, затрудняющие их использование в России.

При клиринговых расчетах каждый участник зависит от действий других, что порождает дополнительные риски: кредитный риск - риск незавершения сеанса клиринга из-за неплатежеспособности какого-либо участника расчетов и системный риск - риск того, что затруднения участника порождены рисками ликвидности и кредитными рисками соседей. Текущая ситуация в России характеризуется высоким уровнем недоверия банков друг к другу, что делает межбанковский клиринг малопривлекательным из-за описанных рисков.

3. Направления совершенствования клиринговых систем расчетов

Отсутствие полноценного централизованного клиринга на российском фондовом рынке порождает его основную проблему: участники не могут быть уверены, что заключенные ими сделки будут рассчитаны. Отсутствие гарантий выполнения своих обязательств одной из сторон сделки можно назвать основным риском российского рынка. Без ССР и без клиринга в форме неттинга достаточно сложно обеспечить гарантии обязательств участников по сделкам с ценными бумагами.

Поэтому основными направлениями законотворчества в области клиринга и клиринговой деятельности в России должны стать следующие:

. Необходимо ввести в практику понятие "коллатерализация активов" с целью использования их в качестве обеспечения по обязательствам, которые возникают у клиентов брокеров. Collateral - активы (ценные бумаги, денежные средства и другие активы), предлагаемые в качестве обеспечения исполнения обязательств по сделке (возврата кредита, поставки бумаг и пр.), т. е. обеспечения расчетов.

. Брокер должен иметь право маневрировать клиентскими средствами в рамках единого пула по своему усмотрению для покрытия обязательств по сделкам своих клиентов. При этом в определенных случаях брокер может платить своему клиенту за использование его средств.

. У центральной клиринговой организации должно быть право, аналогичное праву брокера в отношении его клиентов. Клиринговая организация должна иметь возможность использовать средства, которые брокер хранит на счетах депо в Центральном депозитарии (если Центральный депозитарий и клиринговая организация не совпадают), для покрытия клиентских обязательств или требовать у брокера внесения обеспечения по возникшим обязательствам. При этом клиринговая организация не должна брать на себя обязательства по сделкам, которые, по ее мнению, не могут быть рассчитаны, и включать их в клиринговый пул.

В том случае, если функции клиринговой организации и Центрального депозитария будут разделены, необходимо создать механизм их взаимодействия для обеспечения гарантий исполнения сделок. В противном случае у инфраструктуры не будет возможности покрыть рыночные риски.

. Необходимо ввести эффективный механизм подтверждения всеми заинтересованными сторонами сделки (брокером, кастодианом, инвестором) факта ее совершения и их согласия использовать активы на счетах в качестве обеспечения обязательств по совершенным сделкам.

. Не секрет, что отсутствие на момент расчетов ценных бумаг на счету у одной из сторон сделки может привести не только к невозможности рассчитать эту сделку, но и к "цепной реакции", в результате которой может "зависнуть" целый ряд взаимосвязанных сделок. При неудачном стечении обстоятельств такая ситуация способна привести к системному кризису.

В связи с этим необходимо законодательно описать не только вопросы распоряжения активами, принадлежащими клиентам брокеров и участникам клиринговой организации, но и технологии кредитования ценными бумагами как на организованном рынке, так и при заключении сделок вне бирж. Этот общепризнанный механизм поддержания ликвидности и надежности расчетов в России в настоящее время отсутствует. Положительным моментом является то, что необходимость внедрения механизмов кредитования ценными бумагами понимают все участники рынка - от расчетных депозитариев и брокеров до торговых площадок и кастодиальных банков. С пониманием к этому вопросу относятся и регулирующие органы. На законодательно оформленной базе станет возможным достижение договоренностей между клиринговой организацией, расчетными депозитариями и банками, выступающими в роли кредиторов, о списке ценных бумаг, которые могут использоваться в качестве обеспечения кредита под расчеты сделок.

. Закон должен заложить возможность формирования гарантийных фондов. При этом нельзя забывать, что такие фонды не являются гарантией осуществления всех расчетов. Гарантией расчетов всех сделок являются исключительно активы участников и право клиринговой организации этими активами оперировать. Основная функция фондов заключается в том, чтобы защитить участников рынка от ошибок клиринговой организации или форс-мажорных обстоятельств. Здесь необходимы очень жесткие механизмы контроля над использованием активов, формирующих такой фонд.

Так или иначе, речь идет о создании законодательных условий, при которых клиринговая организация будет иметь максимальные возможности для снижения рисков участников и расчета сделок. Право клиринговой организации свободно маневрировать активами, принадлежащими ее клиентам или заимствованными на рынке через инструменты кредитования, - необходимое условие для эффективного функционирования системы клиринга.

. Значимой стороной процесса клиринга является институт "клиринговых брокеров". Западная практика доказывает, что без него невозможно снижение рисков до приемлемого уровня. Клиринговый брокер - это организация, которая предоставляет услуги по включению обязательств и требований участников рынка в клиринговый пул. При этом он не является стороной по сделкам, которые включаются в клиринговый пул. Клиринговый брокер - его гарант. В случае если клиент окажется неплатежеспособным, клиринговый брокер несет гарантийные обязательства перед клиринговой организацией. Наличие клиринговых брокеров, которые концентрируют активы участников рынка, снижает количество прямых участников клиринга и тем самым повышает эффективность управления рисками, в том числе путем переноса на них части рисков.

Кроме создания перечисленных базовых предпосылок для осуществления централизованного клиринга на российском рынке, в чем еще важность Закона о клиринге и клиринговой деятельности, на какие вопросы он должен ответить?

Банкротство. Нигде в настоящее время не прописаны особенности банкротства клиринговых организаций. А это очень важный вопрос, ведь в расчетах через них участвуют десятки финансовых институтов. Через клиринговую организацию проходят и ценные бумаги, и деньги. В связи с этим существуют определенные риски функционирования рынка в целом и значительной части его участников.

Капитализация. Существует точка зрения, что исполнение Центральным депозитарием функции клиринга (в роли ССР) потребует его значительной капитализации, якобы в связи с возложением на него рисков по гарантированному расчету сделок. Это означает необходимость значительных инвестиций со стороны учредителей такого депозитария.

С точки зрения участников рынка, у Центрального депозитария нет необходимости в значительной капитализации. Опыт крупнейших международных инфраструктурных объединений показывает, что все они являются объединениями участников рынка, членскими организациями. Для них сумма капитализации носит непринципиальный характер. У такой организации должно хватать денежных средств на развитие компании, реализацию ее бизнес-плана, а вопросы клиринга и гарантий расчетов должны лежать в рамках регулирования этого вида деятельности.

Иными словами, клиринговая организация, независимо от того, является ли она одновременно Центральным депозитарием или нет, не может и не имеет права гарантировать исполнение сделок своих участников своими средствами, а использует их активы в установленном порядке для обеспечения расчетов, повышения ликвидности и снижения рисков всей системы. Более того, совмещение функций депозитария и клиринговой организации позволяет повысит эффективность управления рисками благодаря сокращению информационных связей и более быстрому исполнению поручений в рамках единой системы расчетов и клиринга.

Лицензирование. Камнем преткновения может стать механизм лицензирования клиринговой деятельности. По мнению профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций, в таком лицензировании нет необходимости. Если подробно и ясно описать в законе принципы клиринговой деятельности и требования к организациям, претендующим на ее выполнение, то вполне достаточно будет регистрации правил клиринговой деятельности каждой организации. Основным критерием для регистрации этих правил должно быть их четкое соответствие прописанным в законе нормам. Возможно, этот вопрос следует поднимать в том случае, если функции клиринговой организации и Центрального депозитария будут разделены, но на данном этапе необходимость этого сомнительна.

В настоящее время разработана общая концепция нового закона; подготовкой его проекта занимается Министерство финансов РФ, при котором была создана рабочая группа из представителей профессионального сообщества. В задачи рабочей группы входит координация действий по написанию проекта закона и выработка согласованной позиции по всем вопросам, вносимым в будущий нормативный акт. Есть надежда, что закончить работу над полноценным проектом удастся в течение полугода. Главное, чтобы работа над Законом о клиринге и клиринговой деятельности шла в тесной взаимосвязи с работой над другими законами в этой области, в частности с Законом о Центральном депозитарии. Это позволит избежать множества ошибок и нестыковок, которые могут помешать участникам рынка в будущем жить по новым законам.

Заключение

Под клирингом понимается система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Межбанковский клиринг, в свою очередь, - это система безналичных расчетов между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц.

Процесс клиринга позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает расчеты.

Таким образом, посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняя имеющуюся денежную наличность, что делает данную форму безналичного расчета наиболее удобным и эффективным способом решения проблем с платежами, с которыми пытаются бороться многие страны.

Отсутствие полноценного централизованного клиринга на российском фондовом рынке порождает его основную проблему: участники не могут быть уверены, что заключенные ими сделки будут рассчитаны. Отсутствие гарантий выполнения своих обязательств одной из сторон сделки можно назвать основным риском российского рынка.

В настоящее время разработана общая концепция нового закона; подготовкой его проекта занимается Министерство финансов РФ, при котором была создана рабочая группа из представителей профессионального сообщества. Главное, чтобы работа над Законом о клиринге и клиринговой деятельности шла в тесной взаимосвязи с работой над другими законами в этой области, в частности с Законом о Центральном депозитарии. Это позволит избежать множества ошибок и нестыковок, которые могут помешать участникам рынка в будущем жить по новым законам.

клиринг расчет безналичный фондовый

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2009 года: справочно-информационное издание. - 700 с.

. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 12 декабря 1990 г. №395-1 (ред. От 21 нояб. 2011 г.) [Электрон. ресурс]. - Электрон. дан. - М.: КонсультантПлюс, 1997-2013. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/pjpular/bank, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 23.05.2013)

. О клиринге и клиринговой деятельности: федеральный закон от 7 февраля 2011г. №7-ФЗ [Электрон. ресурс]. - Электрон. дан. - М.: КонсультантПлюс, 1997-2013. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/pjpular/bank, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 10.06.2013)

. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России / М.П. Березина. - М.: Издательство АО "Консалтбанкир", 2009. - 296 с.

. Березина М.П. Межбанковские расчеты / М. П. Березина; Ю.С. Крупнов. - М.: АО "Финстатинформ", 2003. - 142 с.

. Владимирова М.П. Финансы, кредит, банки: учебное пособие / М.П. Владимирова; А.И. Козлова. - М.: КНОРУС, 2010. - 402 с.

. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебное пособие / Е.П. Жарковская. - М.: МФЮА, 2010. - 202 с.

. Жуков В.В. Модернизация платежной системы // Банковский вестник. - 2010. - №9. - С. 3-6

. Каллаур П.В. Осуществление межбанковских расчетов по прочим платежам // Банковский вестник. - 2011. - №1. - С. 5-8

. Килячков А.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие / А.А. Килячков; Л.А. Чалдаев. - М.: Юристъ, 2009. - 704 с.

. Ковалёв В.В. Финансы: учебное пособие для вузов / В.В. Ковалёв. - М.: Велби, Проспект, 2011. - 640 с.

. Кузнецова Е.И. Деньги, кредиты, банки / Е.И. Кузнецова. - М.: Юнити - Дана, 2011. -568 с.

. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки / О.И. Лаврвшин. - М: Киорус, 2010. - 320 с.

. Локотцев Ю.И. Клиринг и межбанковские финансовые операции: учебное пособие / Ю.И. Локотцев; Ю.В. Мальцев. - Сиб.: Знание, ИВЭСЭП, 2009. - 364 с.

. Поляк Г.Б. Финансы: учебное пособие / Г.Б. Поляк. - М.: Юнити - Дана, 2010. - 703 с.

. Тосунян Г.А. Клиринг и межбанковские финансовые операции: основные понятия и финансовые инструменты / Г.А. Тосунян. - М.: "Дело", 2011. - 56с.

. Тосунян Г.А. Операционные технологии межбанковского финансового рынка / Г.А. Тосунян. - М.: "Дело", 2010. - 122 с.

. Тропин А.Н. Финансы и кредит: учебное пособие для вузов / А.Н. Тропин. - М.: Инфра - М, 2009. - 416 с.

. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции / В.М. Усоскин. - М.: ИПЦ "Вазар - Ферро", 2012. - 320 с.

. Шевчук Д.А. Банковские операции / Д.А. Шевчук; Д.Н. Шевчук. - Спб.: Питер, 2010. - 386 с.

Похожие работы на - Клиринговые системы расчетов в инфраструктуре денежного рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!