Чашка из алюминия.
Испытуемыми были 4 мамочки с 4 детьми в возрасте от 8 до 20 недель.
Порядок выполнения тестовых пунктов.
Возрастная зона 4-х недель. 0-4-8 недель.
Место тестирования: пеленальный стол, детская кроватка.
. Положение на спине.
. Кольцо на верёвочке.
. Погремушка.
. Социальная стимуляция.
. Звон колокольчика.
. (Потягивание за ручки в положение сидя).
. Сидение с поддержкой.
. Стояние с поддержкой.
. Положение на животе.
Возрастная зона 16 недель. 12-16-20 недель
Место тестирования: пеленальный стол, детская кроватка.
. Положение на спине
. Кольцо на верёвочке.
. Погремушка.
. Социальная стимуляция.
. Звон колокольчика.
. Потягивание за ручки в положение сидя.
. Сидение с поддержкой.
Место тестирования: на детском стульчике, на руках у мамы перед крышкой стола.
. Кубик 1 (2)
. Несколько кубиков.
(Чашка).
. Пилюля.
. (Колокольчик).
. Зеркало.
. Стояние с поддержкой.
. Положение на животе.
Методика обследования
1. Положение на спине
-20 недель.
Исследователь наблюдает за позой и самостоятельной деятельностью ребёнка.
. Кольцо на верёвочке
Исследователь держит кончик верёвочки в левой руке, колечко свисает. Оно подносится к ножкам ребёнка на высоте 10-15 см и постепенно продвигается вверх к лицу. Удерживается на высоте 20-25 см от глаз. Если ребёнок не поворачивает голову, то стоит привести кольцо к линии зрения ребёнка. Наблюдайте за тем, когда ребёнок замечает кольцо и как на него реагирует.
-16 недель. Прослеживание кольца
Перемещайте кольцо медленно по дуге 180 градусов перед глазами ребёнка на постоянной высоте. Если ребёнок больше смотрит на Вашу руку, продолжайте перемещать кольцо, до тех пор, пока щека ребёнка не коснётся поверхности кроватки. Повторите указанную процедуру несколько раз. Чтобы уловить наилучший ответ на движущийся предмет, будь то кольцо или рука. Скорость передвижения должна быть адаптирована в соответствии с возможностями ребёнка.
-28 недель. Исследование кольца
Если заметив кольцо, ребёнок к нему мгновенно тянется, можно отложить процедуру прослеживания. Кольцо удерживается над грудью ребёнка, на доступном расстоянии. Наблюдаем за поведением ребёнка. Если он не хватает кольцо, то подносим его непосредственно к кисти. Если и это неэффективно, то вкладываем кольцо сначала в одну руку, затем в другую. Наблюдаем за манипуляциями с кольцом, сравниваем симметричность. Если ребёнок роняет кольцо до завершения удовлетворяющего наблюдения, кольцо можно вложить обратно в руку или перейти к погремушке. Если ребёнок больше смотрит на лицо исследователя, надо удалиться из поля зрения, встать, например, сбоку. Если после 16 недель сохраняется асимметричный шейно-тонический рефлекс, то исследователь, подложив ладонь под головку ребёнка, пальцами мягко удерживает её в среднем положении, в то же время не предотвращая полностью повороты головы,
Процедура помогает отличить моторный компонент поведения от адаптивного.
. Погремушка
-28 недель
Держа погремушку в левой руке, исследователь бесшумно подносит её по направлению от ног к груди ребёнка. Наблюдаем за реакцией. Если её нет, можно потрясти погремушку для привлечения внимания. Ребёнок может взять погремушку за ручку. Если он этого не делает, надо поднести игрушку поближе к кисти или вложить её в кисть руки. Наблюдаем за исследованием погремушки ребёнком, за реакцией на упавшую погремушку (следит ли за её падением, ищет или нет). Если ребёнок длительно удерживает погремушку, то её можно аккуратно вынуть и положить сбоку от ребёнка в пределах непосредственной видимости и досягаемости, чтобы проследить опять таки реакцию на потерю погремушки, слежение за ней и даже , может быть, вызвать поворот на бок.
. Социальная стимуляция
-28 недель
Исследователь наклоняется над лежащим на спине ребёнком, улыбается ему, разговаривает с ним, кивает головой, словом, делает всё, чтобы привлечь внимание и вызвать ответ. В возрасте до 24 недель эту процедуру не затягиваем надолго, постепенно переходим к колокольчику.
5. Звон колокольчика
-28 недель
В то время как ребёнок живо реагирует на беседу исследователя, легонько трясём погремушкой несколько раз на расстоянии 5-7 см от уха ребёнка с одной и с другой стороны. Наблюдаем за реакцией. После этого, выдержав небольшую паузу, можно позвонить колокольчиком, соблюдая те же правила, что и для погремушки. Исследователь должен проследить, чтобы ребёнок реагировал именно на звук, поворачивая голову в сторону раздражителя, а не отслеживал движения рук взрослого и смену раздражителей. Если ребёнок занят какой-либо игрушкой, лучше убрать её до этого исследования и отвлечь ребёнка разговором. Если ребёнок не хочет лежать, то ту же процедуру можно провести и в сидячем положении.
. Потягивание за ручки в положение сидя
-28 недель
Убедившись в том, что контакт с ребёнком устойчив, исследователь мягко взяв кисти рук ребёнка тянет вперёд. Если головка ребёнка сильно отклоняется назад, тракцию прекращают и ребёнка переводят в сидячее положение, поддерживая голову. Наблюдаем за наличием и степенью отклонения головы назад, качеством контроля удержания головы и помощью ребёнка в присаживании.
. Сидение с поддержкой
Заметка: Ребёнка надо перенести на твердую поверхность.
-20 недель
Исследователь располагается напротив глаз ребёнка, держа руки по бокам грудной клетки ребёнка. Можно чуть ослабить поддержку, чтобы пронаблюдать за самостоятельным контролем положения ребёнка. Естественно, нельзя допустить падения ребёнка вперёд или назад или затягивания процедуры.
. Стояние с поддержкой
-28 недель
Ребёнка приподнимают из положения сидя. Наблюдаем за балансом.
. Положение на животе
-20 недель
Переход из положения. Если ребёнок удерживает голову, то перед глазами помещают и поднимают сцепленные кольца с тем, чтобы ребёнок попытался поднять голову выше, приподняться на руках.
. Один кубик
-56 недель
Наблюдаем за реакцией ребёнка. В возрасте до 24 недель можно даже вкладывать кубик в руку.
. Второй кубик
-56 недель
В то время, как ребёнок держит один кубик, предлагаем ему второй в той же манере, что и первый. До 28 недель можно вкладывать кубик в ручку.
. Несколько кубиков
-56 недель
Исследователь укладывает десять кубиков в форме квадрата. Десятый кладёт сверху. Продвигаем кубики к ребёнку, следим за его исследованием и манипуляциями.
. Чашка
-20 недель
Убираем кубики, ставим чашку ручкой к ребёнку. Последовательность меняется. Если ребёнок уже коснулся кубиков.
. Пилюля
-52 недель
Ребёнку предлагают пилюлю, наблюдают, предотвращают съедание пилюли. Если это не удаётся, то маму ребёнка заверяют, что пилюля безопасна. К пилюле на столе можно привлечь внимание, постучав ею. Надо быстро убрать руку, так как самые младшие следят больше за рукой.
15. Колокольчик
-48 недель
Колокольчик тихо ставят на стол. В 20 недель ребёнку можно помочь захватить ручку колокольчика, вложить обратно в руку, если колокольчик выпал. Можно показать, как звонить. Если ребёнок не делает самостоятельных попыток.
. Зеркало
-56 недель
Ребёнка надо удерживать на руках, обеспечивая поддержку грудной клетки, зеркало должно быть очень близко. Если малыш смотрит на свои ножки или их отражение в зеркале, исследователь может постучать по стеклу, чтобы привлечь внимание к отражению лица.
Обработка результатов:
Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).
= (y : na) * nb
Дикретированный возраст - это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором - 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).
В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.
1 = (4:9)*3 = 1,3
х2 = (4:12)*1 = 0,3
х3 = (4:14)*1 = 0,3
х4 = (4:16)*1 = 0,25
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Сенсомоторное развитие в период новорожденности протекает крайне стремительно. Дети от практической беспомощности с момента рождения достигают достаточно высокой автономии к концу года жизни, что проявляется, прежде всего, в самостоятельном хождении, овладении манипуляторной деятельностью, скоординированности работы мускулатуры и органов чувств, а также формированием речи.
Особую важность приобретает диагностика сенсомоторного развития с целью своевременной профилактики и коррекции дефектов развития. В связи со спецификой возраста, основным методом диагностики выступает наблюдение за ребенком, как за непосредственным его поведением, так и за определенным реакциями на те или иные раздражители.
Список литературы:
1.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л. 2007 - 215 с.
2.Практикум по психодиагностике / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелёва. - М. 2008
.Психологическая диагностика: проблемы и исследования. / Под ред. К.М.Гуревича. - М. 2006. - 232 с.
.Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - 928 с.
.Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 2005. - 388 с.
.Бом Э. Руководство по психодиагностике. - М. 2009
.Куликов Л.В. психологическое исследования. СПб.: "Речь", 2004.
.Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 2008.
Приложение 1
№Возраст (неделя)Имя18Павел П.214Катя Н.317Олеся Ф.419Лиза Ж.
Приложение 2
№Методика обследованияПавел П.Катя Н.Олеся Ф.Лиза Ж.1.Положение на спине++++2.Кольцо на верёвочке+-+++3.Погремушка++++4.Социальная стимуляция++++5.Звон колокольчика--++6.Потягивание за ручки в положение сидя-+++7.Сидение с поддержкой-+++8.Стояние с поддержкой+-+++9.Положение на животе++++10.Один кубик+++11.Второй кубик+12.Несколько кубиков+-13.Чашка+-+-+14.Пилюля+-+-15.Колокольчик+16.Зеркало-+