Особенности мышления подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности мышления подростков

Введение

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет уровень их развития.

Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Целью исследование является изучение особенностей развития мышления у подростков.

Предметом изучения являются подростки.

Объектом изучения - особенности мышления подростков.

Методы исследования: стандартные психодиагностические методики: «Интеллектуальная лабильность», «Логико-количественные отношения»; методы обработки: контент-анализ.

1. Теоретическая часть

.1 Общая характеристика мышления

Мышление - психический познавательный процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Для Солсо мышление - это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения и воображения и решения задач.

Итак, мышление

это высший познавательный процесс;

это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея;

это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций, ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких субъектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Особенности мышления. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Разновидности мышления. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой выделяют три вида мышления: по генезису мышления: конкретно-действенной или практическое, конкретно-образное, абстрактное.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление - это техническое, конструктивное мышление. Оно состоит во понимании техники и умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействия умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Конкретно-образное мышление или художественное мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное или словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует понятиями, широкими категориями, а образы представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления связаны тесно друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и затем абстрактно-логическое.

.2 Особенности мышления в подростковом возрасте

Для подростка большое значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности предметно мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе и специальных заведениях материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человеческого бытия происходит постепенно, наращиваясь к концу подросткового - началу юношеского возраста.

Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Именно по этому поводу Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные и логические или дологические нормы). В этом случае присваиваемые социальные отношения вырабатывают новые возможности мышления.

В подростковом возрасте вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения.

Подросток может совершить гигантский по своему качеству скачок - он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, - и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.

Можно набросать примерную схему того, как размышляет подросток. Он начинает с организации различных элементов «сырых» данных методами конкретных операций… Затем этим организованным элемента придается форма утверждений или предположений, и они могут комбинироваться разными способами между собой…

Далее комбинации трактуются как гипотезы, подлежащие подтверждению или опровержению в последующем исследовании.

Подросток становится способным не только представлять различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, но может и логически истолковать результаты эмпирических проб. Помимо того что подросток способен «парить» над действительностью посредством планирования и контроля своих свободных фантастических построений, он научается прекрасно рефлексировать на свои умственные действия и операции получать от этого интеллектуальные эмоции. Вновь обратимся к суждениям Ж. Пиаже.

То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развития его интеллектуального потенциала. Во всяком случае, в отрочестве престижно быть преуспевающем в интеллектуальной деятельности.

Обсуждая особенности учебной деятельности в отрочестве, мы брали предметом анализа возможности этого возраста верхнюю планку в развитии мышления - решение, способность к рефлексии и т.д. Однако в действительности многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления. Это может быть обусловлено индивидуальным развитием: через некоторое время подросток преодолеет этот уровень. Но для кого-то это может оказаться пределом развития. Причин, объясняющих задержку или остановку в развитии гораздо больше, чем предполагаемых Ж. Пиаже комбинаций в небольшом числе переменных А и В: это и различные социальные условия, и генетические особенности, и внутренняя позиция самого отрока. Комплекс причин обусловит стремление к развитию, поиск радости от рефлексии на свои (и чужие) умственные действия или безразличие ( с внешнее и внутреннее) к мышлению как форме умственной активности. В последнем случае угасает и значимость для подростка образовательной учебной деятельности. Он может занять пассивную позицию и по возможности просто ничего не делать. Но, мучимый совестью, будет искать приложение своих сил в другой деятельности.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность и ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании принимать все на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного на разумном отношении к источнику.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получит высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, и нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности.

В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежат не только указанные выше мотивы. За всем этим можно усмотреть и естественный интерес, повышенную любознательность детей данного возраста. Вопросы, которые задает подросток взрослым детям, учителям и родителям, нередко достаточно глубоки и касаются самой сути вещей.

Подростки могут формулировать гипотезу, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности - стремления к поиску и приобретению знаний, формированию полезных умений и навыков. Подростки находят занятия и книги, соответствующие их интересам, способные дать интеллектуальное удовлетворение. Стремление к самообразованию - характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.

Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка и юноши возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные.

Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки и особенно юноши принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.

познавательный мышление подросток способность

2. Практическая часть

.1 Описание исследования

В исследовании приняло 16 испытуемых - ученики 11-го класса средней школы г. Казани (10 девушек и 6 молодых людей).

Испытуемым были предложены следующие методики:

методика «Логико-количественные отношения»;

Тест Липпмана «Логические закономерности»

«Интеллектуальная лабильность»

.2 Обоснование методик

При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в виду два обстоятельства: во первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к выбору будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей.

Методика «Логико-количественные отношения». Данная методика направлена на исследование логики мышления. Испытуемым в данной методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. В каждой их этих задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой. На решение всех задач в целом отводится всего 10 минут. По истечении этого времени психодиагностический эксперимент прерывается и определяется число правильно решенных испытуемым задач за это время.

Тест Липпмана «Логические закономерности» направлен на оценку логических и математических способностей. Испытуемым предъявляют письменно проанализировать ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы предложили ряд. Время решения фиксируется.

«Интеллектуальная лабильность». Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности. Методика требует от испытуемого высокой концентрация внимания и быстроты действий. Обследуемые должны за несколько секунд выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибки - средняя лабильность; 10-14 ошибки - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - малый успех в любой деятельности.

Методика дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.

Описание результатов.

Рисунок № 1. Интеллектуальная лабильность

Обработка результатов производилась с помощью подсчета количества ошибок. Если учитель допускал от 0 до 4 ошибок, то он считается профессионально пригодным для смены деятельности с высокой лабильностью мыслительных процессов, переключаемости внимания и хорошей способностью к обучению. В данной выборке учеников с таким результатом 41%.

Допущение ошибок количеством от 5 до 9 говорит о средних способностях к обучению, о среднем уровне развитии лабильности мышления. Таких учеников в данной выборке 25%, что составляет четверть всей выборки.

Совершение от 10 до 15 ошибок и более в тесте говорит о очень низкой способности к смене деятельности, низкой переключаемости внимания, низкой лабильности мыслительных процессов. В данной выборке 17% учеников допустили от 10 до 14 ошибок, и более 15 ошибок сделали 17% испытуемых. Таким образом, можно сделать предварительный вывод что, так как цель исследования - изучение особенностей мышления подростков, то можно сказать, что только 66% испытуемых обладают достаточными способностями к обучению, к логическому мышлению, обладают необходимыми математическими, лингвистическими и техническими способностями.

Рисунок № 2. Результаты методики «Логико-количественные отношения»

Обработка результатов по данной методике производилась с помощью подсчета правильно решенных задач, за каждую из которых присваивалось по 0,5 балла. Таким образом, по выборке видно что 8% испытуемых имеют очень высокий уровень развития логического мышления, 25% испытуемых - высокий уровень, 59% - средний уровень, 8% - низкий. Из этого можно сделать вывод, что большинство испытуемых всей выборки обладают высокими и средними способностями в установлении логических связей между предметами и явлениями.

Заключение

Целью исследование являлось изучение особенностей мышления подростков. В ходе исследование был проанализирован теоретический материал по проблеме, выделены некоторые особенности мышления, характерные для данного возраста. Было выявлено, что характерными особенностями мышления являются умение логически рассуждать, совершая в уме сложные действия. Это было выявлено с помощью методики «Логико-количественные отношения». Результаты методики указывают на достаточно оптимальный уровень развития данных способностей. Результаты методики «Интеллектуальная лабильность» свидетельствуют также на оптимально развитие способности к обучению и переобучению, смене деятельности. Также можно сказать, что большинство испытуемых (66%) имеют неплохие технические и математические способности, что необходимо для их дальнейшего обучения.

В данной работе были рассмотрены два основных направления развития мышления подростков. Полученные данные можно использовать в последующих исследованиях.

Список литературы

1.     Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 С. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

3.      Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников: Учеб. пособие. М.: изд-во Владимич, 1990.

4.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

5.     Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д Столяренко. Изд-е 4-е, 2003. - 704с. (Серия «Высшее образование».)

6.     Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика: Сб. науч. тр./ Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1990.

7.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Педагогика, 1989

8.     Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост.Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, - М.: Аспект Пресс, 2000.

9.      Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: изд-во Моск.ун-та,1984.

Приложение

Приложение № 1

Сводный протокол

Интеллектуальная лабильность

Логико-количественные отношения


количество ошибок

кол-во баллов

1

0

5

2

15

4

3

3

8

4

9

9

5

6

3

6

3

7

7

3

4

8

10

9

9

12

6

10

2

5

11

15

10

12

7

4

ср.зн

7,08

6,17


Приложение № 2


Приложение № 3

Похожие работы на - Особенности мышления подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!