Особенности мышления подростков
Введение
Мышление является высшим познавательным
процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму
отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой
результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент
времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у
животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое
преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов
состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной
ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в
которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы
чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной
информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно
отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и
определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно,
в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей явлений, связи между ними
отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический
процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных
процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих
процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих
познавательных процессах определяет уровень их развития.
Мышление - это движение идей, раскрывающее суть
вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим
результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса
предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление - это особого рода теоретическая и
практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и
операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и
познавательного характера.
Целью исследование является изучение особенностей
развития мышления у подростков.
Предметом изучения являются подростки.
Объектом изучения - особенности мышления
подростков.
Методы исследования: стандартные
психодиагностические методики: «Интеллектуальная лабильность»,
«Логико-количественные отношения»; методы обработки: контент-анализ.
1. Теоретическая часть
.1 Общая характеристика мышления
Мышление - психический познавательный процесс
отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Для
Солсо мышление - это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная
репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в
сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования,
рассуждения и воображения и решения задач.
Итак, мышление
это высший познавательный процесс;
это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его
итогом является не образ, а некоторая мысль, идея;
это особого рода теоретическая и практическая
деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций,
ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного
характера.
Мышление - высшая ступень человеческого
познания. Позволяет получать знание о таких субъектах, свойствах и отношениях
реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной
ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его
протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в
связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Особенности мышления. Первая особенность
мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо,
непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через
другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные
чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления и на ранее
приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание
опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщенность.
Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности
возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом общее
существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Разновидности мышления. В зависимости от того,
какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они
соотносятся между собой выделяют три вида мышления: по генезису мышления:
конкретно-действенной или практическое, конкретно-образное, абстрактное.
Конкретно-действенное мышление направлено на
решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной,
организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление -
это техническое, конструктивное мышление. Оно состоит во понимании техники и
умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности
есть процесс взаимодействия умственных и практических компонентов работы.
Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями
человека. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются
ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение
использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами
и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Конкретно-образное мышление или художественное
мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли обобщения человек воплощает
в конкретные образы.
Абстрактное или словесно-логическое мышление
направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и
человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи
и отношения. Оно оперирует понятиями, широкими категориями, а образы
представления в нем играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления связаны тесно друг с
другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное,
конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера
задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то
третий вид мышления. Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей,
то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное,
потом конкретно-образное и затем абстрактно-логическое.
.2 Особенности мышления в подростковом возрасте
Для подростка большое значение начинает
приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное
количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически
обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически
погружен в реальности предметно мира, образно-знаковых систем, природы и
социального пространства. Изучаемый в школе и специальных заведениях материал
становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез.
Конечно, такое погружение в реалии человеческого бытия происходит постепенно,
наращиваясь к концу подросткового - началу юношеского возраста.
Подросток, погружаясь в социальную среду,
непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую
систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Именно по этому поводу Ж.
Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие
трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами
(интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные и
логические или дологические нормы). В этом случае присваиваемые социальные
отношения вырабатывают новые возможности мышления.
В подростковом возрасте вырабатывается
формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с
конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко ориентироваться на одни
лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами,
подросток может действовать в логике рассуждения.
Подросток может совершить гигантский по своему
качеству скачок - он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не
на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает
возможность вообразить все, что может случиться, - и очевидные, и недоступные
восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в
действительно происходящем.
Можно набросать примерную схему того, как
размышляет подросток. Он начинает с организации различных элементов «сырых»
данных методами конкретных операций… Затем этим организованным элемента
придается форма утверждений или предположений, и они могут комбинироваться
разными способами между собой…
Далее комбинации трактуются как гипотезы,
подлежащие подтверждению или опровержению в последующем исследовании.
Подросток становится способным не только
представлять различные возможные пути преобразования данных для эмпирического
их испытания, но может и логически истолковать результаты эмпирических проб.
Помимо того что подросток способен «парить» над действительностью посредством
планирования и контроля своих свободных фантастических построений, он научается
прекрасно рефлексировать на свои умственные действия и операции получать от
этого интеллектуальные эмоции. Вновь обратимся к суждениям Ж. Пиаже.
То, насколько быстро подросток способен выйти на
уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного
материала и развития его интеллектуального потенциала. Во всяком случае, в
отрочестве престижно быть преуспевающем в интеллектуальной деятельности.
Обсуждая особенности учебной деятельности в
отрочестве, мы брали предметом анализа возможности этого возраста верхнюю
планку в развитии мышления - решение, способность к рефлексии и т.д. Однако в
действительности многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного
мышления. Это может быть обусловлено индивидуальным развитием: через некоторое
время подросток преодолеет этот уровень. Но для кого-то это может оказаться
пределом развития. Причин, объясняющих задержку или остановку в развитии
гораздо больше, чем предполагаемых Ж. Пиаже комбинаций в небольшом числе
переменных А и В: это и различные социальные условия, и генетические
особенности, и внутренняя позиция самого отрока. Комплекс причин обусловит
стремление к развитию, поиск радости от рефлексии на свои (и чужие) умственные
действия или безразличие ( с внешнее и внутреннее) к мышлению как форме
умственной активности. В последнем случае угасает и значимость для подростка
образовательной учебной деятельности. Он может занять пассивную позицию и по
возможности просто ничего не делать. Но, мучимый совестью, будет искать
приложение своих сил в другой деятельности.
Характерной особенностью подросткового возраста
является готовность и способность и ко многим различным видам обучения, причем
как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом
(умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой, которая
впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является
склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании
принимать все на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы,
связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться
в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается,
и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного на разумном
отношении к источнику.
Подростковый возраст отличается повышенной
интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной
возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить,
продемонстрировать окружающим свои способности, получит высокую оценку с их
стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее
сложные и престижные задачи, и нередко проявляют не только высокоразвитый
интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная
аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и
они отказываются их выполнять из-за соображений престижности.
В основе повышенной интеллектуальной и трудовой
активности подростков лежат не только указанные выше мотивы. За всем этим можно
усмотреть и естественный интерес, повышенную любознательность детей данного
возраста. Вопросы, которые задает подросток взрослым детям, учителям и
родителям, нередко достаточно глубоки и касаются самой сути вещей.
Подростки могут формулировать гипотезу,
рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные
альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных в том числе
учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной
самодеятельности - стремления к поиску и приобретению знаний, формированию
полезных умений и навыков. Подростки находят занятия и книги, соответствующие
их интересам, способные дать интеллектуальное удовлетворение. Стремление к
самообразованию - характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского
возраста.
Мышление подростка характеризуется стремлением к
широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению,
особенно в последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды
знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким
знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с
теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка и юноши возникает
особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и
умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность
вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных
позиций, чем свои собственные.
Самостоятельность мышления проявляется в
независимости выбора способа поведения. Подростки и особенно юноши принимают
лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.
познавательный мышление подросток способность
2. Практическая часть
.1 Описание исследования
В исследовании приняло 16 испытуемых - ученики
11-го класса средней школы г. Казани (10 девушек и 6 молодых людей).
Испытуемым были предложены следующие методики:
методика «Логико-количественные отношения»;
Тест Липпмана «Логические закономерности»
«Интеллектуальная лабильность»
.2 Обоснование методик
При оценке мышления у подростков и старших
школьников следует иметь в виду два обстоятельства: во первых, то, что к этому
возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно
развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к
выбору будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые
эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку
того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а
именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и
операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды
мышления которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей
профессии способностей.
Методика «Логико-количественные отношения».
Данная методика направлена на исследование логики мышления. Испытуемым в данной
методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений.
В каждой их этих задач необходимо определить, какая величина больше или,
соответственно, меньше другой. На решение всех задач в целом отводится всего 10
минут. По истечении этого времени психодиагностический эксперимент прерывается
и определяется число правильно решенных испытуемым задач за это время.
Тест Липпмана «Логические закономерности»
направлен на оценку логических и математических способностей. Испытуемым
предъявляют письменно проанализировать ряд и установить закономерность его
построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы предложили ряд.
Время решения фиксируется.
«Интеллектуальная лабильность». Методику
рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном
обучении, освоении нового вида деятельности. Методика требует от испытуемого
высокой концентрация внимания и быстроты действий. Обследуемые должны за
несколько секунд выполнить несложные задания, которые будет зачитывать
экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе,
возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный
бланк.
Оценка производится по количеству ошибок.
Ошибкой считается пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая
лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибки - средняя лабильность;
10-14 ошибки - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок
- малый успех в любой деятельности.
Методика дает достаточно точный прогноз
профессиональной пригодности.
Описание результатов.
Рисунок № 1. Интеллектуальная
лабильность
Обработка результатов производилась
с помощью подсчета количества ошибок. Если учитель допускал от 0 до 4 ошибок,
то он считается профессионально пригодным для смены деятельности с высокой
лабильностью мыслительных процессов, переключаемости внимания и хорошей
способностью к обучению. В данной выборке учеников с таким результатом 41%.
Допущение ошибок количеством от 5 до
9 говорит о средних способностях к обучению, о среднем уровне развитии лабильности
мышления. Таких учеников в данной выборке 25%, что составляет четверть всей
выборки.
Совершение от 10 до 15 ошибок и
более в тесте говорит о очень низкой способности к смене деятельности, низкой
переключаемости внимания, низкой лабильности мыслительных процессов. В данной
выборке 17% учеников допустили от 10 до 14 ошибок, и более 15 ошибок сделали
17% испытуемых. Таким образом, можно сделать предварительный вывод что, так как
цель исследования - изучение особенностей мышления подростков, то можно сказать,
что только 66% испытуемых обладают достаточными способностями к обучению, к
логическому мышлению, обладают необходимыми математическими, лингвистическими и
техническими способностями.
Рисунок № 2. Результаты методики
«Логико-количественные отношения»
Обработка результатов по данной
методике производилась с помощью подсчета правильно решенных задач, за каждую
из которых присваивалось по 0,5 балла. Таким образом, по выборке видно что 8%
испытуемых имеют очень высокий уровень развития логического мышления, 25%
испытуемых - высокий уровень, 59% - средний уровень, 8% - низкий. Из этого
можно сделать вывод, что большинство испытуемых всей выборки обладают высокими
и средними способностями в установлении логических связей между предметами и
явлениями.
Заключение
Целью исследование являлось изучение
особенностей мышления подростков. В ходе исследование был проанализирован
теоретический материал по проблеме, выделены некоторые особенности мышления,
характерные для данного возраста. Было выявлено, что характерными особенностями
мышления являются умение логически рассуждать, совершая в уме сложные действия.
Это было выявлено с помощью методики «Логико-количественные отношения».
Результаты методики указывают на достаточно оптимальный уровень развития данных
способностей. Результаты методики «Интеллектуальная лабильность»
свидетельствуют также на оптимально развитие способности к обучению и
переобучению, смене деятельности. Также можно сказать, что большинство
испытуемых (66%) имеют неплохие технические и математические способности, что
необходимо для их дальнейшего обучения.
В данной работе были рассмотрены два
основных направления развития мышления подростков. Полученные данные можно
использовать в последующих исследованиях.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / Сост. и
общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 С.
(Проект «Психологическая энциклопедия»).
3. Ивашкин
В.С. Психологическое изучение школьников: Учеб. пособие. М.: изд-во Владимич,
1990.
4. Немов
Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
5. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост.
Л.Д Столяренко. Изд-е 4-е, 2003. - 704с. (Серия «Высшее образование».)
6. Познавательные
процессы: теория, эксперимент, практика: Сб. науч. тр./ Яросл. гос. ун-т.
Ярославль, 1990.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
М., Педагогика, 1989
8. Социальная
психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост.Е.П.
Белинская, О.А. Тихомандрицкая, - М.: Аспект Пресс, 2000.
9. Тихомиров
О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: изд-во Моск.ун-та,1984.
Приложение
Приложение № 1
Сводный
протокол
|
№
|
Интеллектуальная
лабильность
|
Логико-количественные
отношения
|
|
количество
ошибок
|
кол-во
баллов
|
1
|
0
|
5
|
2
|
15
|
4
|
3
|
3
|
8
|
4
|
9
|
9
|
5
|
6
|
3
|
6
|
3
|
7
|
7
|
3
|
4
|
8
|
10
|
9
|
9
|
12
|
6
|
10
|
2
|
5
|
11
|
15
|
10
|
12
|
7
|
4
|
ср.зн
|
7,08
|
6,17
|
Приложение № 2
Приложение № 3