Технические действия (передачи) игроков команд высокой квалификации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    551,19 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технические действия (передачи) игроков команд высокой квалификации

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование надежности выполнения передач центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового в позиции "на усах"

1.1 Особенности игры в баскетбол

1.2 Роль игрового амплуа "центровой".

1.3 Разновидности передач в баскетболе. Особенности передач центровому игроку или игроку, выполняющему его роль в позицию "на усах"

1.4 Противодействие игроку, оказавшемуся на позиции "на усах"

Заключение

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

2.2 Метода исследования

2.3 Организация исследования

Глава 3. Анализ надежности выполнения технических действий (передач) в позицию "на усах" (лоу-пост)

3.1 Анализ игровых технических действий (передач) в нападении

3.2 Динамика выполнения передач в позицию "на усах"

Выводы

Список литературы

Введение


Актуальность. В баскетболе активным средством тактического взаимодействия партнеров по команде являются передачи мяча, выполняемые разными способами. Квалификация спортсменов и класс игры команды находится в прямой зависимости от уровня владения данным приемом. Одной из важных проблем подготовки профессиональных баскетбольных команд является повышение надежности передач [1].

Способность игрока выбрать наилучшую позицию с тем, чтобы получить передачу вблизи от кольца, так же имеет важное значение для успешной игры команды. Одна из самых выгодных позиций вблизи от кольца, позиция "на усах" (лоу-пост). В игровой ситуации в данной позиции может оказаться игрок любого амплуа, но большее количество игрового времени она закреплена за центровым игроком. Центровой - это игрок с высоким ростом, обладающий хорошей подвижностью и прыгучестью, он может оказаться грозным "оружием" нападения, тем более, если находится неподалёку от кольца. По мнению главного тренера баскетбольной команды ЦСКА Этторе Мессина получить преимущество над соперником можно за счёт передачи мяча в нижнюю позицию центровому игроку, что заставляет защиту стягиваться, и открывает возможности для скидки или неприкрытого броска с периметра и т.д. [2].

В современном баскетболе большинство взаимодействий проводиться через центрового или игрока выполняющего роль центрового, ключевого игрока команды. Центровой является как бы стержнем атаки. Максимально эффективной позицией для центра является позиция "на усах", именно в ней центровые и проводят большую часть игрового времени. Из этой позиции можно провести опасный обыгрыш со скидкой или молниеносный разворот с броском, в общем, вариаций много. Но все это возможно только после точной передачи. Для того что бы получить передачу центровой или игрок выполняющий роль центрового должен занять выигрышное место на площадке. От этого очень часто зависит результативность атакующих действий. Поэтому тренера используют взаимодействие центрового в позиции "на усах" (лоу-пост) с другими игроками, почти в каждой атаке, каждой комбинации.

Современная российская и зарубежная специальная литература накопила достаточное количество данных, касающихся отдельных сторон надежности и эффективности выполнения передач [3]. Тем не менее, особенности передач, выполняемых различными способами в конкретную позицию, до настоящего времени не исследовались. В связи с этим становится актуальным выявить самые эффективные и надёжные передачи центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового в позицию "на усах" (лоу-пост).

Гипотеза. Можно предположить, что если мы выявим наиболее проходимую передачу в позицию "на усах" (лоу-пост), то такая передача станет надежным элементом нападения и количество результативных атак возрастет.

Новизна. Новизна работы состоит в том, что впервые сделана попытка изучения надежности выполнения различных передач в баскетболе в конкретную позицию центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового. На основе изучения разновидностей передач мы определим взаимосвязь способа передачи мяча от конкретной позиции игрока по отношению к кольцу.

Цель работы. Выявить наиболее надежные передачи центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового в позицию "на усах" (лоу-пост).

Объект исследования:

Соревновательная деятельность команды Профессиональной Баскетбольной Лиги (ПБЛ).

Предмет исследования:

баскетбол передача команда игрок

Технические действия (передачи) игроков команд высокой квалификации.

Глава 1. Теоретическое обоснование надежности выполнения передач центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового в позиции "на усах"


1.1 Особенности игры в баскетбол


Конечный результат игры в баскетбол весьма специфичен: большой количественный показатель конечного результата (в среднем 80-85 очков за игру); частота смены промежуточных результатов (в среднем через каждые 30 с. меняется счет); отсутствие ничейного результата, т.е. невозможность компромиссного решения борьбы. Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды, подчинение своих действий общей задаче. Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

центровой игрок должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;

защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным [4].

Если детализировать, то по амплуа игроков можно разделить на 5 категорий: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий форвард, мощный или тяжёлый форвард и центровой. Данные позиции не регулируются правилами баскетбола и носят формальный характер. В основном позиции сгруппированы по принципу нахождения на площадке: передняя линия и задняя [5].

Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности. Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является "чувство времени", которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития "чувства времени" лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием [6]. Баскетболистам различных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 с, что связано с организацией игры, центровые - в интервале 3 с, отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии - в течение 1 с - наиболее устойчивом интервале броска. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть противника. Игра протекает при взаимодействии игроков всей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все усилия, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях. Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно лишь в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения. Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока [7].

1.2 Роль игрового амплуа "центровой".


Центровой - это, как правило, самый высокорослый игрок команды. Его основное место расположения - "усы" справа или слева трехсекундной зоны, или линии штрафного броска. Он, как правило, стоит спиной к щиту и лицом к остальным четырем игрокам своей команды. Конечно, игроки в различных игровых ситуациях и тактических комбинациях часто меняют свое расположение. В нападении через центрового, ключевого игрока команды, проводятся большинство взаимодействий: отдай - выйди, наведение, заслоны, скрестный выход. Центровой является как бы стержнем атаки. При получении мяча центровой игрок, ближе всех расположенный к кольцу, может атаковать броском, проходом - обыгрышем защитника один на один, передать мяч партнерам, вернуть мяч своим защитникам для трех очкового броска или дальнейшего розыгрыша мяча [8]. Занятие правильной позиции - основа игры в центре. Способность игрока выбрать наилучшую позицию с тем, чтобы получить передачу вблизи от кольца, имеет очень важное значение. Некоторые игроки небольшого роста успешно выступают в роли центровых именно благодаря уменью хорошо выбрать место. Чтобы занять выгодную позицию, центровой игрок должен действовать активно и всегда знать, где находятся мяч и партнеры. Он должен при этом избегать столкновений, чтобы не получить персонального замечания, но и не должен допускать, чтобы зашита противника оттеснила его слишком далеко от кольца. Хороший центровой не должен выполнять свои проходы и обманные движения без определенной цели. Целью их должно быть занятие позиции, откуда центровой будет иметь больше шансов забросить мяч в кольцо или наилучшим образом передать мяч партнеру. Центрового игрока не должно удовлетворять получении передачи, когда он находится не в лучшей позиции. Для достижения преимущества, помимо перемещений и обманных действий, центровой должен полностью использовать свои физические данные. Так, например, мощного, активного центрового трудно вытеснить с занятой им позиции, но если центровой, обладая активностью и быстротой, не имеет должной силы и веса, он нуждается для занятия выгодной позиции в помощи своих партнеров. Партнеры посредством заслонов или других маневров могут содействовать своему центровому в занятии наилучшей позиции. Положением мяча определяется сторона, на которой ставится заслон. Обычно для большинства центровых игроков лучшая позиция находится в пределах 1 - 1,5 метра от кольца и настолько близко от линий, ограничивающих площадь штрафного броска, насколько это возможно. Сторона, на которой центровой игрок занимает место, определяется его возможностями броска в кольцо, передач, комбинаций. При выходе на место локти должны быть расставлены, руки для поддержания равновесия движутся в такт движениям тела, но направлены к мячу. Центровой должен уметь извлекать выгоду из слабостей защитника при занятии позиции. Временами центровой игрок может занять пассивную позицию, а затем, усыпив внимание защитника, прыжком выйти на выгодное место. Центровой игрок не должен допускать, чтобы его различными маневрами оттеснили на невыгодную позицию. Так, если центровой обладает хорошими попаданиями, то он должен рассчитывать свои перемещения с тем, чтобы получить передачу вблизи от корзины. От выбранного места зависит и эффективность борьбы за отскоки и способ броска в кольцо. Хороший центровой игрок должен изучить искусство ориентироваться при выборе места по линиям на площадке. Этим он скроет свои намерения от защитника. Центровой игрок должен действовать в зависимости от своей позиции на площадке. Если он ушел слишком далеко от кольца, то он должен отдать предпочтение участию в комбинации, а не броску в кольцо [9,10].

Центровой игрок располагается в трех разных позициях: в нижней зоне области штрафного броска, примерно в 3 м от корзины; в средней зоне области штрафного броска, в 5 м от корзины, и в верхней зоне области штрафного броска, в 5 м и далее от корзины. Обычно нижняя и средняя позиции лежат на боковых линиях области штрафного броска, а верхняя позиция - в наружном полукруге области штрафного броска или дальше к середине площадки. Каждая позиция требует особых приемов игры в защите.

Центровой игрок в нижней зоне области штрафного броска. Нападающий игрок, получив мяч в этой позиции, прежде всего нацеливается на бросок, которому может предшествовать быстрое обманное движение. Поэтому защитник должен препятствовать получению мяча в этой позиции. Защитник располагается между мячом и центровым игроком, на три четверти выдвинувшись вперед и вытянув вперед руку. Другой рукой он легко касается нападающего. Защитник повернут спиной к боковой линии, а его ноги поставлены снаружи от центрового. Когда мяч находится в левом углу, левая рука и нога защитника выдвинуты вперед; если мяч в правом углу, позиция меняется на обратную. Из угла удобнее всего передать мяч центровому. Если мяч не попал к центровому из одного угла, нападающие попытаются сделать это из другого. Перевод мяча в другой угол потребует минимум двух передач. При выполнении этих передач защитник сохраняет позицию между мячом и своим подопечным, потому что центровой легко может получить мяч, если защищающийся игрок останется у него за спиной. При движении мяча из правого угла в левый защитник удерживает позицию, делая шаг вперед ногой от лицевой линии и выдвигаясь перед центровым игроком. Это выдвижение препятствует свободному выходу центрового в трехсекундную зону. Защитник контролирует положение центрового, касаясь его левой рукой при движении центрового влево, и, используя скользящий боксерский шаг, удерживает позицию перед центровым. Во время движения правая рука направлена в сторону мяча. Если защитник оказался за спиной центрового игрока, получившего мяч в нижней зоне области штрафного броска, он должен слегка отступить назад, чтобы не раскрывать прикосновением свою точную позицию. Пусть центровой повернется, и тогда можно отбить мяч при броске. Если центровой хорошо бросает крюком, защитник должен попытаться изменить привычную траекторию броска, используя руку, одноименную с той, которой бросает нападающий. Этот маневр безопасен с точки зрения получения фола и удобнее для борьбы за отскочивший от щита мяч, поскольку оба игрока выполняют поворот параллельно и защитник находится внутри. Если препятствовать броску другой рукой, то встречное движение приведет к столкновению. Кроме того, используя для противодействия броску ближнюю руку, защитник может выше выпрыгнуть. Он должен удерживать позицию между корзиной и подопечным для борьбы за мяч в случае неудачного броска. Прыжок защитника надо рассчитать так, чтобы он достиг высшей точки в момент выпуска нападающим мяча и мог отбить мяч или испугать нападающего. Если центровой сумел вывести защитника из равновесия, тот должен громко попросить о подстраховке, и ближайший партнер обязан немедленно прийти на помощь. Если при этом центровой выполняет финт, создается удобная ситуация для навязывания спорного мяча.

Центровой игрок в средней зоне области штрафного броска. Пожалуй, труднее всего опекать центрового в этой позиции, потому что она очень удобна для проходов с одним ударом в пол, для бросков, для "сбрасывания" мяча проходящим игрокам и для быстрого возвращения мяча партнеру в удобную для броска позицию, когда опекающий его защитник оттягивается на подстраховку центрового. Все защитники должны понимать, какую опасность представляют передачи мяча центровому в эту позицию, и пытаться блокировать эти передачи. Игроку, опекающему центрового в этой позиции, нужно выдвинуться на полкорпуса со стороны мяча, вытянуть руку, мешая приему мяча, и широко расставить ноги вокруг ближайшей к корзине ноги центрового. Если центровой игрок вслед за движением мяча пересекает трехсекундную зону, защитник перемещается за его спиной, снова выходя в позицию на полкорпуса впереди на другой стороне площадки. Передвижение перед центровым в этой позиции очень опасно, так как нападающий может получить навесную передачу. При движении центрового через трехсекундную зону защитники должны препятствовать передачам мяча в его направлении. Если центровой все же получит мяч в средней зоне области штрафного броска, защитник ставит одну ногу за центровым, наблюдая за проходящими игроками противника и заставляя центрового отвернуться наружу или к боковой линии. Если защитник будет стоять слишком близко, центровой будет чувствовать его и действовать соответствующим образом. При попытке блокировать бросок центрового в этой позиции защитник должен стоять на полу до тех пор, пока соперник не оторвется от пола. Если защитник выпрыгнет раньше или потеряет равновесие, то предоставит центровому возможность легко забросить мяч в корзину.

Центровой игрок в верхней зоне области штрафного броска. Основной функцией центрового в верхней зоне области штрафного броска является постановка заслонов или передачи проходящим игрокам. В этой позиции защитник располагается за спиной центрового, примерно в метре от него на пути к корзине. Предвидя возможные маневры противника, защищающийся игрок блокирует направления передач проходящим игрокам и громко предупреждает партнеров о постановке заслонов. Если центровой получит мяч и повернется лицом к корзине, защитник должен играть

с ним, как с игроком задней линии. Он может разрешать ему броски с расстояния 5-6 м до тех пор, пока центровой не покажет себя надежным снайпером с этих дистанций [11].

Центровой игрок - главная фигура в современной команде. В его задачу входит организация комбинационной игры в нападении и личное завершение атаки. Обычно это игрок высокого роста, обладающий хорошей подвижностью и прыжком. Он должен уметь выполнять приемы, находясь спиной к щиту. В защите он нейтрализует центрового игрока противника, ведет борьбу за отскочивший мяч и руководит обороной всей команды. При овладении мячом в своей зоне, например, после отскока от щита, от него зависит успешное начало быстрого прорыва. В современном баскетболе функции центрового игрока имеют тенденцию к расширению, в частности, лучшие центровые игроки могут выполнять приемы нападающего [14,15].

Примером отличной игры в близи кольца, является знаменитый Шакил О'Нил. О’Нил - настоящий мастер своего дела, для команды, выбравшей своей основной атакующей тактикой "треугольник", лучшего центра не отыскать. Шак массивен и габаритен, вблизи трехсекундной зоны и на "усах" всегда занимает доминирующее положение, поэтому его визави сразу же попадают в невыгодное положение. При этом О'Нил не просто тупо продавливает оппонента за счет превосходства в массе, а подчас выдает в трехсекундной такие номера, что диву даешься, как такая махина умудряется не потерять равновесие. Что касается российских баскетболистов центровых, то здесь следует выделить бывшего игрока профессионального баскетбольного клуба ЦСКА Алексея Саврасенко. Данные у Алексея всегда были топовыми - отличный рост, крепок физически. Именно это помогала ему оттеснять соперников под кольцом и занимать наиболее успешные позиции для дальнейших действий. Алексей превосходно двигался на "усах" и взаимодействовал с партнёрами по команде. Лучшее тому доказательство, его игра с Теодоросом Папалукасом, после передач которого не забить намного сложнее, чем забить. Соответственно делаем вывод, что даже для самого одарённого центрового, важна грамотная и своевременна передача от его партнёра.

1.3 Разновидности передач в баскетболе. Особенности передач центровому игроку или игроку, выполняющему его роль в позицию "на усах"

Передачи мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками - от груди, из-за головы, снизу, сбоку, с предварительным выполнением обманных движений; одной рукой - снизу, сбоку, из-за головы (бейсбольный пас), крюком, из-за спины и между ногами (скрытые передачи), передачи с отскоком от пола и др.

Каждому баскетболисту необходимо знать и применять следующие основные правила передачи мяча:

. Не уверен - не отдавай. Игрок, передающий мяч партнеру, отвечает за то, чтобы передача дошла до адресата. Другими словами, в 95% случаев потери мяча виновен пасующий.

. Передающий мяч игрок должен рассчитать скорость партнера, которому он направляет передачу, его техническую оснащенность, цепкость, постараться предвидеть тактическое решение им ситуации.

. Как при выполнении передачи, так и при приеме мяча необходимы полный обзор поля и осмысление игровой ситуации. Для этого нужно обладать высокоразвитым периферическим зрением.

. Передающий отвечает за точность, своевременность, быстроту паса, его неожиданность для соперников и за удобство обработки мяча.

Быстрота и точность выполнения всех способов передач в значительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема. При передаче мяча нужно в основном с отскоком действовать кистями и пальцами, тогда сопернику трудно определить направление передачи. Партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важно сохранять положение равновесия, ибо направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей-неволей сделает "пробежку" или мяч перехватят [12].

Передача мяча двумя руками от груди - основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника. Передачи мяча двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния при плотной опеке соперника. Положение мяча над головой дает возможность точно перебросить его сопернику через руки защитника. Передача с отскоком от пола двумя руками выполняется так же, как передача от груди, но вместо того чтобы бросать мяч на уровень груди, его следует бросать так, чтобы он ударился о пол посередине между партнёрами. После отскока мяч должен оказаться на высоте между поясом и грудью партнёра. Передача мяча двумя руками снизу применяется с расстояния 4-6 м, когда мяч пойман на уровне ниже коленей или поднят с площадки и нет времени переменить позицию. Передача одной рукой от головы или сверху позволяет направить мяч через все поле контратакующему партнеру на расстояние 20-25 м. Передача мяча одной рукой от плеча - наиболее распространенный способ передачи мяча на близкое расстояние. Здесь минимальное время замаха и хороший контроль за мячом. Дополнительное движение кисти в момент вылета мяча позволяет игроку изменять направление и траекторию полета мяча в большом диапазоне. Передача с отскоком от пола одной рукой выполняется точно так же, как передача от груди одной рукой. Предварительно определите на полу точку, в которую надо попасть мячом, чтобы его отскок пришелся на уровень от пояса до груди партнера. Передача одной рукой "крюком" применяется, когда необходимо послать мяч на средние и особенно дальние расстояния через поднятые руки плотно опекающего соперника. Передача одной рукой снизу выполняется на близкое и среднее расстояние в тех ситуациях, когда соперник усиленно старается перехватить передачу поверху. Мяч направляют партнеру под рукой соперника. Передача одной рукой сбоку сходна с передачей одной рукой снизу. Она позволяет направить мяч партнеру на близкое расстояние, минуя соперника с правой или левой стороны. Скрытая передача мяча за спиной. Помимо описанных способов передачи мяча в трудных условиях активного противодействия соперника баскетболисты используют так называемые скрытые передачи, которые позволяют замаскировать истинное ее направление. Скрытыми эти передачи называют потому, что основные движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, частично скрыты от глаз опекающего соперника и являются для него до некоторой степени неожиданными. Все это затрудняет сопернику перехват мяча. Чаще всего применяют три разновидности скрытых передач: передачи под рукой, передачи за спиной и передачи из-за плеча. Скрытые передачи отличает сравнительно короткий замах и мощное завершающее движение кисти и пальцев. При выполнении передачи под рукой рука с мячом движется скрестно под свободной рукой в сторону партнера, получающего мяч. Основные движения при передаче за спиной - это мах слегка согнутой рукой назад - за спину с последующим захлестывающим (с поворотом туловища) движением кистью. При передаче, выполняемой из-за плеча, игрок резким сгибанием предплечья и кисти над одноименным или противоположным плечом посылает мяч выходящему партнеру [4,6,13,].

Для получения мяча игрок должен своевременно занять удобную позицию и открыться. Основные действия игрока без мяча:

. Стараться открыться для получения мяча в выгодной позиции, откуда он может угрожать броском, проходом или передачей. Исключение любой из этих возможностей уменьшает силу нападения игрока.

. Надо быть готовым поставить заслон, чтобы дать возможность улучшить позицию игроку с мячом или получить мяч в выгодной позиции партнеру без мяча.

. Быть готов, используя финты, навести защитника на заслон, когда представиться случай.

. Выбрать место так, чтобы защитник отвернулся от мяча и не имел возможности подстраховать своих партнеров или перехватить передачу.

. Быть готовым среагировать на неожиданные действия игрока с мячом. Его действия нападающего игрока от действия игрока с мячом или игрока, только что сделавшего передачу.

. Быстро переходить от нападения к защите, когда команда перестает владеть мячом.

. Быть готовым занять нужную позицию при подборе под щитом или в подстраховке.

. Постоянно изучать движения своего защитника и привычки других защищающихся, которые могут переключиться на тебя.

. Быть готовым занять нужное место в атаке быстрым прорывом.

. Быть особенно внимательным при вбрасывании мяча, разыгрывании спорного, пробитии штрафных, неожиданном прессинге, сопровождении игрока и при любых маневрах, которые могут помочь твоей команде [16]. Передачи, может быть, самая важная из индивидуальных действий в нападении, а ловля в известной мере является продолжением передач. Более того, без передач не было бы большого количества успешных бросков, поскольку результативные броски основаны на успешных передачах. Цель любого нападения - точный бросок при каждом владении мячом, и в общем случае команда, лучшее передающая мяч, получит больше возможностей для результативных бросков.

Введение противника в заблуждение и точный расчет являются важными аспектами передач. Защита не должна легко разгадывать, куда и когда вы собираетесь сделать передачу. Быстроту и точность надо развивать, не раскрывая направления передач. Игрок должен видеть потенциального получателя мяча, не глядя прямо на него. Он должен обмануть своего защитника и открыться для приема передачи в нужном месте и вовремя. Потенциальный получатель мяча, а любой игрок должен считать себя им, обязан все время удерживать мяч в поле зрения. Глаза должны следить за мячом, пока он летит вам в руки, а затем надо устремить взгляд вперед, контролируя все объекты периферическим зрением.

Игрок с мячом должен постоянно искать возможность сделать передачу партнеру в более выгодную позицию. Передача должна быть решительной и без излишнего вращения, поскольку медленные или навесные передачи легко перехватываются, а чересчур жесткие или с излишнем вращением вызывают ошибки при ловле. Решительные и четкие передачи трудно перехватить и они подавляют защиту.

Игрок, ловящий мяч, должен остановить его дальней от защитника рукой с широко расставленными, но расслабленными пальцами. Второй рукой нужно подхватить мяч, чтобы его контролировать двумя руками.

Очень важно, чтобы игрок совершенствовал умение разумно оценивать ситуацию при бросках. Знание того, когда не следует бросать, не менее важно, чем знание того, когда бросать надо [17,18, 19].

Действие игрока с мячом должны быть рациональными для осуществления приема, наиболее целесообразного и эффективного в данных условиях.

Владея мячом, надо:

выполнить прием раньше, чем противник сумеет разгадать его, и оказать противодействие;

поставить противника в такое положение, когда, противодействуя, он вынужден будет совершать персональную ошибку;

взаимодействия с партнером, своевременно выполнить прием, чтобы создать наиболее острое положение в атаке.

Руководствуясь этими положениями, при использовании отдельных приемов надо соблюдать основные тактические требования. Например, осуществляя передачу, необходимо выбрать наиболее острое ее направление сделать ее быстро, неожиданно для противника, своевременно, точно и удобно для партнера.

Быстрота и неожиданность достигаются "скрытыми" передачами. Характерным является то, что маскируется момент выпуска мяча. Быстрота достигается за счет движений, выполняемых в основном кистью. Если имеется возможность выбора партнеров, лучше передать мяч тому, который находиться в движении. Такой игрок даже в случае борьбы будет всегда в более выгодном положении [20,21,22].

Как мы выяснили основное место положения центрового игрока - это "усы" справа и слева трёхсекундной зоны, или линия штрафного броска. Что бы максимально эффективно занять такую позицию центровой должен совершить обманный манёвр и оказаться перед защитником под кольцом, с готовностью получить мяч. Так же центровой игрок может вступить во взаимодействие с партнёром по команде и открыться из-под заслона. В большинстве случаев мяч до центрового доходит после 2-3 передач. Поэтому игроки команды используют для взаимодействия с ним короткую, быструю передачу.

1.4 Противодействие игроку, оказавшемуся на позиции "на усах"

Опекая центрового игрока соперника в районе штрафной линии, защитник должен все время помнить о двух своих основных задачах: не дать своему подопечному получить мяч, летящий выше пояса /за передачу об пол отвечает защитник, опекающий игрок с мячом/ и не дать ему занять более выгодную для атаки вблизи щита. Для этого защитник должен занять правильную позицию. Он располагается сзади - сбоку от своего подопечного. Одна нога защитника прямо за спиной у нападающего, другая сбоку со стороны мяча. Это позволит легче контролировать любое движение нападающего. Голова защитника повернута так, чтобы можно было видеть мяч и заранее предугадать действия игрока с мячом. При перемещении мяча ведением или передачей защитник должен передвигаться в том же направлении за спиной у нападающего и занять такую же позицию с другой стороны от него. Если игрок на штрафной линии все же получил мяч, защитник обязан немедленно сделать шаг назад и занять позицию между подопечным и своим щитом. Опека центрового игрока, располагающегося в области штрафного броска (на третьих "усах"). Как только центровой противника приходит на третьи "усы" (считается от лицевой линии), защитник, опекающий его, должен определить, где находится мяч. Если мяч находится над дугой, защитник располагается чуть ближе к мячу, чем его подопечный, т.е. находится между своим игроком и линией штрафного броска. Дистанция между ними не должна превышать 1,5 м. Защитник должен помешать своему подопечному игроку получить прямую или навесную передачу, а также помешать ему открыться для получения мяча в области штрафного броска. Если мяч находится на противоположной стороне трехсекундной зоны, то защитник вновь занимает позицию, в которой он оказывается в одной из вершин защитного треугольника, а его подопечный и мяч образуют две другие. В этом случае защитнику придется расположиться ближе к лицевой линии, чем его противник, иногда даже под самым кольцом. Но в любом случае дистанция между ними не должна превышать 1,5-2 м. Защитник в первую очередь должен помешать своему подопечному открыться для получения передачи на другую сторону области штрафного броска, а также быть готовым прийти на помощь партнерам. Если же мяч находится на той же стороне, где и подопечный игрок, то здесь защитник должен проявить максимум старания, чтобы помешать своему противнику получить передачу. Он располагается сзади - сбоку подопечного, со стороны лицевой линии, одной ногой за спиной у соперника, на пути к кольцу, другой ногой сбоку, одна рука вытянута к мячу перед лицом у нападающего, другая рука слегка касается его спины, ноги готовы к прыжку или резкому отталкиванию. Если же мяч все-таки попал к подопечному, защитник сразу же должен сделать короткий шаг назад и принять основную защитную стойку. Руки готовы к выбиванию мяча, хорошая работа ног позволит успешно сопротивляться проходу под самое кольцо. Когда центровой соперника располагается на первых "усах", то у защитника возможны три позиции зависимости от того, где находится мяч. Если мяч находится в противоположном углу площадки, защитник располагается в середине трехсекундной зоны, почти под своим кольцом. Сохраняя позицию, защитник сумеет помешать прямой и навесной передаче, сможет затруднить выход своего подопечного для падения мяча на штрафной линии или в центре зоны. Есть только один случай, когда защитник опекает соперника на первых "усах" со стороны лицевой линии, если мяч находится в ближнем углу площадки. В этом случае защитник занимает позицию сзади - сбоку соперника, со стороны лицевой линии, отвечает за передачу на грудь и об пол. Но здесь он целиком зависит от помощи партнеров, ибо не в силах помешать навесной передаче. Кроме того, если нападающий все же получит мяч, то защитник уже не сможет противодействовать броску крюком. Очень многое зависит от того, насколько быстро и правильно защитник оценит ситуацию и сделает выбор, как опекать противника. При противодействии особенно сильному центровому игроку противника или сопернику, имевшему превосходство в росте. Применяют такой вид защиты, как опека центрового игрока спереди. Это, пожалуй, самый трудный вид защиты против центрового игрока, ибо требует тонкого позиционного чутья и постоянного напряжения. Этот вид индивидуальной защиты уже вплотную примыкает к групповым защитным взаимодействиям, т.к. он немыслим без помощи и подстраховки партнеров.

Заключение

Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности в баскетболе. А для достижения успеха необходимы согласованные действия всех игроков команды, подчинение своих действий общей задаче.

Как мы выяснили основное место положения центрового игрока - это "усы" справа и слева трёхсекундной зоны, или линия штрафного броска, так называемая позиция лоу-пост или "на усах". Эта позиция наиболее выгодна для среднего броска, скидки или прохода. Но что бы осуществит вышеперечисленные игровые действия, нужно получит точную и надёжную передачу.

Передачи мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. В современном баскетболе игроки независимо от своего игрового амплуа обязаны обладать широким арсеналом передач, знать их специфику и эффективность.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования


Исследование специализированных литературных источников по исследуемой проблеме показало, что она была освещена во многих работах. Однако в них не затрагивался сравнительный анализ эффективности передач центровому игроку в позицию на усах, и не акцентировалось внимание на надежности и проходимости паса в данную позицию. Поэтому целью исследования явилось выявление надёжных передач центровому игроку в позицию "на усах".

2.1 Задачи исследования

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

) Проанализировать литературные источники по данной тематике и узнать больше о позиции центрового игрока "на усах" (лоу-пост), изучить его перемещения по площадке и взаимодействия с другими партнерами.

) С помощью просмотра игр команд ПБЛ проанализировать способы выполнения передач центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового в позицию "на усах" (лоу-пост).

) Выявить наиболее надежные передачи игроку в позиции "на усах" (лоу-пост).

2.2 Метода исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

.        Анализ научно-методической литературы.

2.      Педагогическое наблюдение.

.        Метод математической статистики

.        Экспертное оценивание.

Анализ научно-методических источников. Мы изучили литературные источники, которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме. Наша исследовательская работа включает в себя обобщение уже имеющейся информации. При работе с литературой кроме книжных изданий мы использовали материалы журналов и сборников, а так же интернет ресурсы.

Педагогическое наблюдение. Целью наблюдения является выявление надежных передач мяча игрокам, оказавшимся в позиции "на усах" (лоу-пост). Задачи наблюдения:

выполнить наблюдение за игровой деятельностью в условиях соревнования

произвести наблюдение за способами выполнения передач в позицию "на усах".

зафиксировать полученные данные

проанализировать полученные данные

Наблюдение проводилось в длительный срок с 3.10.12 г. по 12.05.13 г. в естественных условиях с цифровой записью данных в таблицы. Способ наблюдения - визуальный.

Метод математической статистики. Полученные в процессе исследования показатели подвергались математической обработке в программе Word и Excel с целью расчёта суммы и процентного соотношения, а так же для построения гистограмм.

Экспертное оценивание. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения. Так и мы не может оценивать по количественному показателю верность местонахождения игрока в конкретной игровой ситуации. В таких случаях используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов - экспертов. Так как наше исследование заключается в выявление эффективности и надежности передач в конкретную позицию на "усах", то нам понадобится экспертная оценка для уточнения пределов этой позиции в спорных моментах, которые возникли при проведении педагогического наблюдения.

В качестве экспертов выступали Заслуженный тренер России - Рзаев Тофик Ага Мамед Оглы, и Заслуженный мастер спорта, тренер пбк Триумф - Карасев Василий Николаевич. Экспертам были предоставлены видео материалы спорных моментов. Оценка экспертов помогла дополнить полученные данные педагогического наблюдения и нашла своё отражение в таблицах

2.3 Организация исследования

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (с 01.10.11. по 30.04.12.) изучалось состояние вопроса по данным литературных источников и современной практики. Исследовалась зарубежная и российская литература, а также интернет сайты и порталы специализированной направленности.

На втором этапе (с 03.10.12. по 15.05.13.) проведено педагогическое наблюдение и исследование соревновательной деятельности команд ПБЛ 2012-2013 год. Были просмотрены телевизионные трансляции и посещены баскетбольные матчи команд:

Таблица №1

Проанализированные игры в период выполнения работы

Дата

Команды

Счёт

Трансляция/посетил

03.10.12.

ЦСКА - Спартак-Приморье

82-51

Трансляция

03.10.12.

Н. Новгород - Уникс

86-73

Трансляция

28.10.12.

Н. Новгород - Локомотив-Кубань

54-61

Трансляция

04.11.12

ЦСКА - Спартак

78-68

Посетил

11.11.12

Локомотив-Кубань - Енисей

93-64

Трансляция

17.12.12.

Красные Крылья - Химки

76-67

Трансляция

20.12.12.

ЦСКА - Химки

70-75

Посетил

21.12.12.

Уникс - Триумф

93-68

Трансляция

21.01.13.

Химки - Енисей

Посетил

27.01.13

Н. Новгород - Енисей

84-44

Трансляция

17.02.13.

Триумф - Локомотив-Кубань

78-89

Посетил

25.02.13.

Триумф - Химки

82-90

Посетил

03.03.13.

Н. Новгород - ЦСКА

70-68

Трансляция

24.03.13.

ЦСКА - Триумф

82-62

Посетил

25.03.13.

Химки - Красные Крылья

82-81

Посетил

13.04.13.

Триумф - Уникс

79-72

Посетил

14.04.13.

Енисей - Красные Крылья

96-65

Трансляция

21.04.13.

ЦСКА - Красные Крылья

68-66

Трансляция

08.05.13.

Локомотив-Кубань - Химки

73-82

Трансляция

12.05.13.

Спартак-Приморье - Триумф

78-71

Трансляция


На третьем этапе (с 17.12.12. по 15.05.13.) проводилась экспертная оценка по поставленной проблематике с участием (вписать участников), также обработка всех полученных количественных и качественных данных по заявленной теме.

Глава 3. Анализ надежности выполнения технических действий (передач) в позицию "на усах" (лоу-пост)


3.1 Анализ игровых технических действий (передач) в нападении

Баскетбол - это игра на результативность и победитель определяется по конечному результату, чтобы он превзошел результат соперника, нужны слаженные действия всех членов команды на площадке. Мы выяснили, что активным средством тактического взаимодействия партнеров по команде являются передачи.

В процессе педагогического наблюдения за игровой деятельностью в условиях соревнований команд ПБЛ, особое внимание уделялось выявлению надежных передач в позицию "на усах".

Анализу были подвергнуты технические действия в нападении, используемые баскетболистами в условиях соревновательной деятельности: передача мяча двумя руками от груди, передача двумя руками сверху, передача одной рукой от плеча, передача одной рукой крюком, передача одной рукой снизу, передача одной рукой сбоку, скрытая передача за спиной, скрытая передача под рукой, скрытая передача из-за плеча, передача одной рукой сверху, передача с отскоком от пола одной рукой и передача с отскоком от пола двумя руками.

В таблице №2 и на Рис. 1. представлены суммарные значения различных передач за 20 игр, и степень их выполнения.

Таблица №2

Оценка надежности выполнения передач в позицию "на усах"

№ п\п

вид передач

передача дошла

не дошла

дошла с потерей позиции

всего

1

двумя руками от груди

65

12

4

81

2

двумя руками сверху

96

13

7

116

одной рукой от плеча

31

2

1

34

4

одной рукой крюком

24

4

2

30

5

 передача снизу одной рукой

14

3

2

19

6

одной рукой сбоку

31

3

2

36

7

скрытая передача за спиной

12

7

1

20

8

скрытая передача под рукой

9

6

2

17

9

скрытая передача из-за плеча

5

5

1

11

10

одной рукой сверху

13

4

1

18

11

 передача с отскоком от пола одной рукой

210

17

8

235

12

 передача с отскоком от пола двумя руками

70

9

4

83

 

сумма =

580

85

35

700


Из таблице №2 мы видим, что за 20 игр в общей сложности было совершенно 700 передач центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового в позиции "на усах". Из них 580 передач дошли до получателя, это свидетельствует о грамотном построение атакующих действий и высоком уровне индивидуальных технико-тактических возможностей игроков. Такие передачи мы считаем успешными и надежными, так как они не были перехвачены или потеряны.

Из 700 передач, 85 передач не дошли до получателя, это говорит о том, что была допущена ошибка. Самые частые ошибки это не своевременность выполнения передач и заведомая не надежность, из-за них и происходят потери мяча. А 35 передач из 700 дошли, но центровой игрок в ходе борьбы за позицию уступил ее сопернику и получил передачу уже в менее выгодной позиции, что в свою очередь негативно сказывается на атакующих действиях. Если хоть один игрок проиграл сопернику свою позицию, то комбинационные взаимодействия между партнёрами по команде прерываются и комбинацию приходиться, либо начинать сначала, либо продолжать из не выгодной позиции, что срывает атаку.

Рис. 1. Гистограмма надежности выполнения передач.

На Рис.1. наглядно показано, что успешность передач зависит от способа их выполнения. За 20 проанализированных игр самыми распространенными передачами в позицию "на усах" являются передачи с отскоком от пола одной рукой - 210 и передачи двумя руками сверху - 96, а менее распространенными являются скрытые передачи из-за плеча - 8 передач и под рукой - 12.

Рис. 2. Процентное соотношение надежности выполнения передач.

В ходе исследования мы подчитали процентное соотношение надежности выполнения технических действий (передач) в игровой ситуации центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового в позицию "на усах" за 20 матчей. В первенстве ПБЛ 2012-2013 года в период с 03.10.12 по 12.05.13 было совершенно 700 передач в позицию "на усах" из них 83% передач беспрепятственно дошли до адресата, соответственно такие передачи можно считать надежными. А 12% от всех передач были совершены не верно, потеряны или перехвачены, соответственно мы будем считать их не надежными. Минимальный процент приходится на реализацию передач, которые были доставлены центровому игроку, но он в ходе борьбы за позицию "на усах" был вынужден её покинуть, в связи с плотной опекой или игровым моментом - 5% из 100%.

Для удобства подсчетов мы разделили все передачи на 4 группы по схожим признакам:

группа скрытые передачи (скрытая передача за спиной, скрытая передача под рукой, скрытая передача из-за плеча),

группа передачи с отскоком от пола (передача с отскоком от пола одной рукой, передача с отскоком от пола двумя руками),

группа верхние передачи (одной рукой сверху, двумя руками сверху)

группа передачи от уровня груди (двумя руками от груди, одной рукой от плеча, одной рукой крюком, передача снизу одной рукой, одной рукой сбоку)

Наиболее часто используемая передача игроку в позицию "на усах" - это передача с отскоком от пола (2 группа), в просмотренных играх они были отданы 318 раз, из них 292 раза - успешно. Это связанно с тем, что передча с отскоком от пола является трудно-предсказуемой для соперника, так как угол падения мяча и соответственно его отскок может быть разным. По мнению Джона Стоктона игрока команды "Юты Джаз" сделавшему наибольшее количество результативных передач (15 806) за всё историю НБА, передача с отскоком от пола заставляет защитника принять неестественную позу, сгибая корпус, чтобы достать мяч, проносящийся мимо и немногие защитники достаточно быстры, чтобы перехватить такой мяч. Если нападающий оказался в трудной ситуации и не хочет сделать передачу совсем рядом с защитником, когда принимающий находится в выгодной позиции, передача с отскоком может оказаться лучшим вариантом. По нашим данным передача с отскоком от пола прошла в 92% случаев из 100 % см Рис. 3.

Рис. 3. Процентное соотношение надёжности выполнения передач с отскоком от пола в позицию "на усах".

Реже всего в позицию "на усах" передают скрытые передачи (1 группа), которые используются в условиях активной защиты соперников и позволяют замаскировать истинное направление передачи, что затрудняет её перехват. Скрытые передачи считаются сложными в выполнении, так как игрок совершает их без зрительного контроля. Они относятся к сложным координационным элементам технической подготовки баскетболистов. Такие передачи зачастую используют в крайних случаях, когда защитник уже вплотную прицепился к игроку нападения и тот вынуждает отдать скрытый пас. Процент потерь после таких передач велик в нашем случаи из 48 скрытых передач, успешными были только - 30, что составило 63% из 100% см. Рис. 4. В сравнении с другими группами передач, скрытые передачи имеют самый маленький процент реализации в игре, что указывает на то, что такие передачи являются не надёжными.

Рис. 4. Процентное соотношение надёжности выполнения скрытых передач в позицию "на усах".

Так же нам стоит отметить достаточно частое использование передач 3 группы (одной рукой сверху, двумя руками сверху) и передач 4 группы (двумя руками от груди, одной рукой от плеча, одной рукой крюком, передача снизу одной рукой, одной рукой сбоку).

Рис. 5. Процентное соотношение надёжности выполнения передач 3 и 4 группы, центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового "на усах".

На Рис. 5. мы видим процентное соотношение надёжности выполнения передач различными способами: двумя руками от груди, одной рукой от плеча, одной рукой крюком, передача снизу одной рукой, одной рукой сбоку, одной рукой сверху, двумя руками сверху. Самыми часто используемыми передачами из вышеперечисленных, являются передачи мяча двумя руками сверху. Из 116 таких передач - 103 дошли до получателя, что составило 88% из 100%. При такой передачи принимающий должен получить мяч на уровне подбородка или выше. А так как мы выяснили, что на позиции "на усах" чаще всего оказывается центровой, то есть самый высокий игрок команды, то когда он получит мяч на уровне подбородка или выше, у него будет значительное преимущество над менее низкими игроками. Время на подготовку броска после такой передачи уменьшается, так как мяч уже находится на уровне, из которого игрок производит "выстрел" по кольцу. Еще одна часто используемая передачи из вышеперечисленных это передача мяча двумя руками от груди. Из 81 передачи от груди - 69 дошли, что составило 85% из 100%. Такие передачи отдают, если между игроками команды, владеющей мячом, нет игроков соперника. Передача от груди - наиболее распространенный способ быстро передать мяч партнёру.

Менее используемые передачи в позицию "на усах" центровому игроку или игроку, выполняющему его роль это:

одной рукой от плеча (34 передач за 20 игр ПБЛ, из них 32 дошли до получателя, что составило 94%)

одной рукой крюком (30 передач за 20 игр ПБЛ, из них 26 дошли до получателя, что составило 86%)

передача снизу одной рукой (19 передач за 20 игр ПБЛ, 16 дошли до получателя, что составило 84%)

одной рукой сбоку (36 передач за 20 игр ПБЛ, 33 дошли до получателя, что составило 92%)

одной рукой сверху (18 передач за 20 игр ПБЛ, 14 дошли до получателя, что составило 77%)

Несмотря на достаточно высокий процент надежности выполнения таких передач они со своей спецификой редко используются для паса в позицию "на усах".

Исходя из предоставленной статистики мы можем сделать выводы, что самые распространенные и надежные передачи центровому игроку или игроку, выполняющего роль центрового на позиции "на усах" (лоу-пост), это передача с отскоком от пола и двумя руками сверху.

3.2 Динамика выполнения передач в позицию "на усах"

Передачи мяча различаются не только по способу, но и по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке), это тоже оказывает своё влияния на успешность и надежность проходимости передачи.

Таблица №3

Оценка динамики выполнения передач в позицию "на усах" (лоу-пост)

№ п\п

вид передач

на месте

в движении на бегу

в движении в прыжке

всего

1

двумя руками от груди

50

28

3

81

2

двумя руками сверху

73

13

30

116

3

одной рукой от плеча

16

14

4

34

4

одной рукой крюком

9

13

8

30

5

 передача снизу одной рукой

17

2

0

19

6

одной рукой сбоку

19

17

0

36

скрытая передача за спиной

9

11

0

20

8

скрытая передача под рукой

2

14

1

17

9

скрытая передача из-за плеча

2

7

2

11

10

одной рукой сверху

10

5

3

18

11

 передача с отскоком от пола одной рукой

143

90

2

235

12

 передача с отскоком от пола двумя руками

52

31

0

83

 

сумма =

402

245

53

700


Из таблицы №3 мы видим, что за 20 игр команд ПБЛ было совершенно 700 передач в позицию "на усах" и из них 402 передачи были отданы стоя на месте, 245 передач в движении на бегу и всего 53 в движении в прыжке.

Рис. 6. Процентное соотношение динамики выполнения передач в позицию "на усах".

На Рис. 6. мы видим процентное соотношение динамики выполнения передач центровому игроку или игроку, выполняющему роль центрового в позиции "на усах". В ходе исследования было установлено, что самая распространенная по динамики выполнения передача это стоя на месте 57% из 100%. Стоя на месте игрок опирается на обе ноги и ему легче скоординировать свои движения и оценить обстановку вокруг, что позволяет выполнить передачу наиболее надёжным способом. Процент передач на бегу 35% из 100%. Передачи на бегу являются менее предсказуемыми для соперника, так как игрок нападения может в любой момент оставить ведение и совершить точный пас своему партнеру по команде. Такие передачи могут значительно ускорить атакующие действия или нарушить целостность защитной расстановки, и заставит стягиваться игроков в спешном порядке на сторону мяча. А 8% из 100% приходятся на передачи мяча в движении в прыжке. Такой маленький процент обусловлен тем, что не все виды передач можно отдать из такого положения. В прыжке в движении обычно идёт передача двумя руками сверху, которую используют для длинного паса через всё поле, а прыжок усиливает мощность передачи.

Таким образом, если суммировать все полученные данные в ходе педагогического наблюдения мы выяснили, что на позиции лоу-пост в большинстве случаев оказывается центровой игрок или игрок выполняющий роль центрового, так же можно сказать, что самой надёжной передачей в позицию "на усах" является передача мяча с отскоком от пола, которая была передана центровому игроку от партнёра из положения стоя.

Выводы


1.      Анализ научно-методической литературы показал необходимость более тщательного изучения вопроса о надежности выполнения передач в позицию "на усах" (лоу - пост).

Изучив литературу мы пришли к выводу, что данная проблема, связанная с выявлением надежности выполнения передач в конкретную позицию игроку по отношению к кольцу соперника на площадке в литературных источниках затрагивается редко, и найти ценную и полезную информацию о взаимодействии игроков по команде используя позицию "на усах" тяжело.

. На основе просмотра игр команд ПБЛ анализу были подвергнуты полученные результаты, и они показали, что существует прямая зависимость между способом выполнения передачи и её надежностью.

Чаще всего в позицию на усах выполняются передачи с отскоком от пола, передача двумя руками сверху и передача двумя руками от груди.

. В результате проведенного педагогического наблюдения мы выявили самые надежные передачи мяча в позицию "на усах" (лоу-пост). Наиболее часто используемая передача игроку в позицию "на усах" - это передача с отскоком от пола, в просмотренных играх они были отданы 318 раз, из них 292 раза - успешно, что составило 92% из 100%. Это связанно с тем, что передача с отскоком от пола является трудно-предсказуемой для соперника, так как угол падения мяча и соответственно его отскок может быть разным. Так же часто используемыми передачами из вышеперечисленных, являются передачи мяча двумя руками сверху. Из 116 таких передач - 103 дошли до получателя, что составило 88% из 100%. При такой передачи принимающий должен получить мяч на уровне подбородка или выше. А так как мы выяснили, что на позиции "на усах" чаще всего оказывается центровой, то есть самый высокий игрок команды, то когда он получит мяч на уровне подбородка или выше, у него будет значительное преимущество над менее низкими игроками. Исходя из предоставленной статистики мы можем сделать выводы, что самые распространенные и надежные передачи центровому игроку или игроку, выполняющего роль центрового на позиции "на усах" (лоу-пост), это передача с отскоком от пола и двумя руками сверху.

Список литературы


1.      Байдун, С.И. Оценка и повышение надежности выполнения технико-тактических действий баскетболистов во время соревнований: Автореф. дис. … к. п. н.13.00.04/С.И. Байдун ГЦОЛИФК. - М, 1986 - 18 с. [1]

2.      Баскетбол: Научно - методический вестник: Выпуск 5/Сост.Б. Е Лосин, Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевич и д. р. - СПБ.: Изд-во "Олипм - СПБ", 2004. - 94с. [2]

.        Баскетбол: Научно - методический вестник: Выпуск 6/Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов: Редкол.: С.Н. Елевич и д. р. - СПБ.: Изд-во "Олипм - СПБ", 2005 - 9с. [5]

4.      Ботагориев, Т.А. Особенности скоростно - силовой подготовленности квалифицированных баскетболистов разных игровых амплуа: Автореф. дис. … к. п. н. - М, 1990 - 23 с. {16}

.        Бондарь, А.И. Теоретико - методические повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: Автореф. дис. … к. п. н. - М., 1993 - 74 с. [20]

.        Букова, Л.М. Рациональные варианты комплектования игровых звеньев баскетболисток третьего и четвертого годов обучения в учебно - тренировочных группах: Автореф. дис. … к. п. н. - М., 1987 - 20 с. [17]

7.      www.streetball - omsk.ru [8]

8.      Вальтин, А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол: Автореф. дис. … к. п. н. К.П. - Киев, 1984. - 24с. [18]

.        Горбашев. И.А. Определение эффективности нападающих действий высококвалифицированных баскетболисток // Совершенствование специальной подготовки спортсменов высокой квалификации: Сб. науч. ст. - Алма-Ата.: КазиФК, 1990 - с.3-8 [14]

.        Гомельский, А.Я. Баскетбол: Секреты мастера. - М.: Агентство "ФАИР", 1997. - С.173-174

.        Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 352с. [9]

.        Данилов, В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе (теория и методика): Автореф. дис. … д. п. н. - М., 1993 - 43с. [3]

.        Двоеглазов, В. Финты в баскетболе // Спортивные игры. - 1985. - №2. - С.18-19.

.        Колесникова, Е.А. Баскетбол. Основы обучения: Учебно-методическое пособие. // Колесникова, Е.А., Ляшко И.А., Литвинова С.В., Дудка Г.Н., Костюков В.В. - Краснодар, 2004. - 54с. [15]

.        Костикова, Л.В. Баскетбол. Азбука спорта. - М., 2002. - С.22-34.

.        Лепешкин, В.Н. Мяч в щит // Физическая культура в школе. - 2006. - № 4. - С.28-33.

.        Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 336 с [7]

.        Спортивные игры. Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведен. /Под редакц. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 520с

.        Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 400с. [13]

.        Суханова, Е.В. Методика совершенствования передач мяча в женском баскетболе: Автореф. дис. … к. п. н.13.00.04/Е.В. Суханова; ЛНИИФК СПБ., 1991. - 20с. [12]

22.    Солодов, А.С., Сологуб, Е.Б., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная; Учебник. - Изд.3 - е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2008. [6]

.        www.offsport.ru [11]

.        http://www.fizkult-ura.ru

.        Центровые / А.Я. Гомельский. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 207с.

.        Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В. С Кузнецов. - 5 - е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 480с.

.        Шерстюк, А. А Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учеб. пособие / А.А. Шерстюк, Л.В. Костикова, И.Н. Григоревич. - Омск, 1991. - 60с [19]

.        Яхонтов, Е.Р., Факторная модель структуры индивидуальных защитных действий баскетболистов // Теория и практика физической культуры. // Яхонтов, Е.Р., Лихачев О.Е. - 1984. - №3. - С.8-10.

.        Железняк, Ю.Д. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 2 - е изд., перерад. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 272с

Похожие работы на - Технические действия (передачи) игроков команд высокой квалификации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!