Выполнение полета по маршруту Сасово – Тамбов
Министерство
транспорта РФ
Федеральное
агентство воздушного транспорта
Сасовское
летное училище гражданской авиации
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «Аэронавигация»
Тема:
«Выполнение полета по маршруту Сасово - Тамбов»
Сасово
2009
ВВЕДЕНИЕ
Гражданская авиация - это особый вид транспорта,
который требует всесторонней подготовки авиационных специалистов. Для вождения
воздушных судов (ВС) по установленным маршрутам требуются глубокие знания
воздушной навигации - прикладной авиационной науки о точном, надёжном и
безопасном вождении ВС из одной точки земной поверхности в другую по
установленной пространственно-временной траектории.
В соответствии с установленными правилами
каждому полёту должна предшествовать тщательная штурманская подготовка.
Подготовку к полёту обязаны проходить все члены экипажа независимо от
занимаемой должности и опыта лётной работы, каждый в соответствии со своей
специальностью. Штурманская подготовка экипажей (пилотов) ВС к полётам имеет
целью максимально облегчить их работу в воздухе, обеспечить точное
самолётовождение по воздушным трассам, районам полётов по выполнению
авиационных работ и является одним из условий обеспечения безопасности полётов,
направлена на предотвращение случаев потери ориентировки, нарушений правил
использования воздушного пространства.
В данной работе будут рассмотрены основные этапы
предварительной и предполётной подготовки экипажа к полёту по маршруту Сасово -
Тамбов (Донское) и освещены конкретные действия каждого члена экипажа в
процессе подготовки к полёту. Данные виды подготовок являются важными этапами
перед выполнением полёта, поэтому точное и безопасное выполнение полёта во
многом зависит от качества и своевременности их проведения.
При выполнении визуальных полётов на малых
высотах и на большие расстояния штурманская подготовка сводится в основном к
изучению вопросов, обеспечивающих обнаружение земных ориентиров, а также учёта
рельефа пролетаемой местности для обеспечения безопасности полёта.
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Предварительная подготовка - основной вид
подготовки экипажа к полёту. Она проводиться накануне дня вылета, а при
необходимости и в более ранние сроки. Подготовку организует и проводит командир
лётного подразделения или его заместитель с участием необходимых специалистов.
При нахождении экипажа вне аэродрома базирования подразделения предварительную
подготовку экипажа организует и проводит командир ВС под контролем дежурного
командира (дежурного штурмана). При этом ответственность за качество подготовки
несёт командир ВС.
Предварительная подготовка проводиться в
следующих случаях:
перед первым самостоятельным полётом командира
на данном типе ВС;
перед первым полётом командира ВС по данной
трассе, маршруту, району выполнения авиационных работ;
при систематических полётах по данной трассе или
при выполнении данного вида авиационных работ - один раз в 6 месяцев;
после перерыва в лётной работе более 30
календарных дней.
В предварительную штурманскую подготовку к
полёту входят: уяснение задачи предстоящего полёта; подбор карт, прокладка и
навигационная разметка заданного маршрута; подготовка необходимой документации,
справочных материалов и личного штурманского снаряжения; изучение: маршрута
полёта, рельефа местности, расположения препятствий по маршруту и в районе
аэродромов, характерных радиолокационных ориентиров по маршруту и условий
ведения контроля пути и ориентировки, аэродрома назначения и запасных по
Сборникам аэронавигационной информации (горных аэродромов и аэродромов,
расположенных в приграничной полосе, по инструкциям по производству полётов в
районе аэродрома), расположения навигационных средств по маршруту полета,
порядка и особенностей их использования, рубежей приёмо-передачи управления
между пунктами УВД по маршруту (району) полёта и порядка ведения радиосвязи;
запретов, ограничений использования воздушного пространства и приграничной
полосы(при полётах в приграничной полосе); особенности эксплуатации бортовых
систем применительно к конкретным условиям предстоящего полёта на всех этапах
его выполнения; составление предварительного расчёта полёта с учётом
эквивалентного ветра.
Предварительная штурманская подготовка к полётам
по МВЛ, выполнению авиационных работ, оказания срочной медицинской помощи, а
также к полётам в лётных училищах и особых условиях включает ряд дополнительных
требований, обусловленных специфическими особенностями полётов. В заключение
предварительной подготовки проводится розыгрыш полёта с проверкой готовности
экипажа к выполнению предстоящего полёта.
1.1 Подбор и подготовка карт
Для выполнения полёта на борту ВС должен быть
комплект подготовленных полётных и бортовых карт. Полётная карта - один из
основных документов, используемых для самолётовождения. Любые полёты без
полётной карты запрещены. Бортовые карты предназначены для самолетовождения в
тех случаях, когда ВС вынужденно выходить за пределы района, охватываемого
полётной картой, а также для использования РТС большой дальности действия. Для
самолётов 1,2 и 3 классов основными полётными картами являются поликонические
карты масштаба 1:2000000, охватывающие район не менее чем 200 км в обе стороны
от заданного маршрута (с учётом 200-километрового радиуса охвата основных и
запасных аэродромов); для самолётов 4 класса и вертолётов всех классов - карты
масштаба 1:1000000 или 1:500000, охватывающие район не менее чем по 100 км в
обе стороны от заданного маршрута (с учётом 100-километрового радиуса охвата
основных и запасных аэродромов).
В зависимости от характера выполняемого задания
в соответствии с руководствами (инструкциями) по видам работ полётные карты
могут быть более крупного масштаба.
На случай восстановления ориентировки, обхода
опасных метеорологических явлений и полёта на запасной аэродром, выбранный в
полёте, экипаж обязан иметь на борту ВС бортовые карты, охватывающие район по
обе стороны от заданного маршрута не менее чем по 1500 км для самолётов 1 и 2
классов и не менее чем по 700 км для самолётов 3 класса. Для самолётов 4 класса
и вертолётов всех классов, кроме карты масштаба 1:1000000 или 1:500000, должна
быть бортовая карта масштаба 1:2000000, охватывающая район не менее чем по 400
км в обе стороны от заданного маршрута.
Подготовка карт включает в себя подбор
необходимых листов карт по сборной таблице или по схеме прилегающих листов,
имеющейся на каждом листе карты, их склейку, складывание и нанесение
специальной нагрузки (прокладка маршрута).
1.2 Прокладка маршрута
Маршрут на полётной карте прокладывается в
соответствии с требованиями НШС ГА. Кроме пунктов маршрута и линии заданного
пути (ЛЗП) на карту наносят различные обозначения и данные, необходимые для
самолётовождения. Записи на карте делают тушью или пастой чётко и разборчиво.
Высоты цифр должны быть 5-6 мм. Для повышения наглядности полётной карты
нанесение знаков и выполнение записей производят различными цветами согласно
установленным правилам. Прокладка маршрута выполняется в такой
последовательности:
. Обводятся окружностями чёрного цвета диаметром
5-8 мм пункты маршрута (ИПМ, ППМ, КПМ). В качестве ИПМ берется аэродром вылета,
а в качестве КПМ - аэродром посадки. ППМ могут быть отдельные приводные
радиостанции (ОПРС) или характерные ориентиры. Точки пересечения маршрута с
границами района УВД обозначают чёрным треугольником высотой 2-3 мм и
записывают их наименование. Так называемые пункты обязательного донесения (ПОД).
. Соединяют пункты маршрута между собой линией
чёрного цвета (ЛЗП), оставив на середине участок разрыва для записи расстояния.
Внутри окружностей линию пути не проводят. Определяют расстояния между пунктами
маршрута и записывают чёрным цветом в разрыве ЛЗП
. Определяют заданные магнитные путевые углы
(ЗМПУ) между контрольными ориентирами и записывают их на карте справой стороны
от ЛЗП красным цветом с указанием направления полёта.
. Отмечают на карте магнитное склонение в
районах аэродромов и на каждом участке маршрута через 2-3. Значение магнитных
склонений в градусах с указанием его знака записывается красным цветом в
окружности красного цвета диаметром 8 мм. Цифры ориентируют относительно
меридианов карты. Выделяют районы магнитных аномалий красным цветом и указывают
минимальное и максимальное значение магнитного склонения.
. Обводят чёрными прямоугольниками максимальные
абсолютные высоты местности в полосе по 50 км в обе стороны от оси маршрута
(трассы), а в районе аэродрома - в районе 50 км от контрольной точки аэродрома
(КТА). Прямоугольники располагают длинной стороной с запада на восток.
Для полётов по ПВП и ОПВП на самолётах 4 класса
и вертолетах всех классов искусственные препятствия на полётные карты наносят
дробью: в числителе относительное превышение, в знаменателе - абсолютное.
. Наносятся границы районов УВД утолщёнными
линиями красного цвета с поперечными чёрточками. Название границ записывают
красным цветом.
. Наносятся условные изображения
взлётно-посадочных полос (ВПП) черным цветом в виде отрезков длиной 3-6 мм,
расположенных в окружностях, обозначающих аэродромы, в направлении истинных
данных взлётных и посадочных путевых углов.
На полетные карты могут дополнительно наноситься
различные данные, условные обозначения наземных РТС и другая необходимая
информация.
1.3 Изучение маршрута полета
Для выполнения полета по МВЛ Сасово - Тамбов
(Донское) установлен следующий маршрут полета: Сасово - Малый Студенец -
Белоречье - Сараи - Левые Ламки 2-е - Челнаво-Покровское - Тамбов (Донское).
Пункт
маршрута
|
ЗМПУ
|
S,
км
|
Сасово
|
182
|
17
|
Малый
Студенец
|
215
|
56
|
Белоречье
|
234
|
26
|
Сараи
|
163
|
53
|
Левые
Ламки 2-е
|
158
|
40
|
Челнаво-Покровское
|
116
|
24
|
Тамбов
(Донское)
|
|
|
Общая протяженность данного маршрута полета
составляет 216 км. Полет выполняется на высотах не ниже безопасной по указанию
диспетчера соответствующего МДП. По маршруту расположена запасная площадка в
районе ППМ Сараи.
Маршрут проходит над равнинной местностью с
хорошо развитой сетью рек и небольшими лесными массивами с высотой деревьев до
30 м.
Участок маршрута Сасово - Малый Студенец
проходит над поймой р. Цна. В средней своей части участок маршрута проходит над
небольшим лесом, расположенном на левом берегу р. Цна. Максимальная точка
рельефа по участку маршрута высотой 151 м расположена восточнее аэродрома
Сасово.
Участок маршрута Малый Студенец - Белоречье
пролегает над равнинной местностью с небольшими перелесками западнее линии
пути, пересекая малые реки Аза, Шача, Вокша. Максимальная точка рельефа на
участке маршрута 169 м расположена в 13 км от ППМ Малый Студенец и в 6 км от
маршрута по правому траверзу.
Участок маршрута «Белоречье - Сараи» проходит
вдоль лесного массива до пересечения с р. Пара, затем до ППМ Сараи - над
безлесной равнинной местностью. По правому траверзу маршрута в Можарском лесном
массиве на слиянии р. Пара и р. Верда расположены озера, местность заболочена.
Средняя высота рельефа на участке 170 м.
Участок маршрута Сараи - Левые Ламки 2-е
пролегает над безлесной равнинной местностью со средним превышением над уровнем
моря 182 м. Максимальная точка рельефа высотой 185 м находится по левому
траверзу на удалении 8 км от линии пути посредине участка маршрута.
Участок маршрута Левые Ламки 2-е -
Челнаво-Покровское так же проходит над безлесной равнинной местностью с
максимальным превышением рельефа 186 м на удалении 13 км от ППМ Левые Ламки
2-е. Участок маршрута проходит вдоль р. Челновая.
Участок маршрута Челнаво-Покровское - Тамбов
(Донское) проходит над безлесной равнинной местностью с максимальным
превышением рельефа 205 м западнее аэродрома Тамбов (Донское).
Магнитное склонение на участках Сасово - Малый
Студенец - Белоречье - Сараи - Левые Ламки 2-е составляет +9. На участках Левые
Ламки 2-е - Челнаво-Покровское - Тамбов (Донское) магнитное склонение
составляет +8.
на участке Сасово - Малый Студенец: р. Цна на
протяжении всего участка;
на участке Малый Студенец - Белоречье: н.п. Шацк
на середине линии пути с характерным пересечением шоссейных дорог, проходящих
через н.п. Шацк (шоссе Сасово - Шацк - Белоречье вдоль линии пути,
перпендикулярно шоссе Москва - Самара);
на участке Белоречье - Сараи: р. Пара,
пересекающая линию пути в районе н.п. Сысои; окраина лесного массива по левому
берегу р. Пара; Можарские озера северо-западнее линии пути;
на участке Сараи - Левые Ламки 2-е: грунтовая
дорога Сараи - Левые Ламки 2-е вдоль линии пути на всей протяженности участка
маршрута; н.п. Напольное;
на участке Левые Ламки 2-е - Челнаво-Покровское:
р. Челновая вдоль линии пути от н.п. Правые Ламки; н.п. Правые Ламки, Левые
Ламки 3-е, Подлесная, Советская, Стежки, Дегтянка, Каменный Брод, расположенные
вдоль р. Челновая, фактически слившиеся в один населенный пункт;
на участке Челнаво-Покровское - Тамбов (Донское):
дороги Дмитриевка - Козьмодемьяновка (параллельно линии пути) и
Челнаво-Покровское - Тамбов (перпендикулярно линии пути) пересекаются в
середине участка маршрута.
Поворотные пункты маршрута, а также аэродромы
взлета и посадки имеют следующий вид.
Для выполнения полета по МВЛ Тамбов (Донское) -
Сасово установлен следующий маршрут полета:
Тамбов (Донское) - Челнаво-Покровское - Левые
Ламки 2-е - Сараи - Белоречье - Малый Студенец - Сасово.
Пункт
маршрута
|
ЗМПУ
|
S,
км
|
Тамбов
(Донское)
|
296
|
24
|
Челново-Покровское
|
338
|
40
|
Левые
Ламки2-е
|
343
|
53
|
Сараи
|
54
|
26
|
Белорече
|
35
|
56
|
Малый
Студенец
|
2
|
17
|
Сасово
|
|
|
Общая протяженность данного маршрута полета
составляет км. Полет выполняется на высотах не ниже безопасной по указанию
диспетчера соответствующего МДП. По маршруту расположена запасная площадка в
районе Сараи.
Маршрут проходит над равнинной местностью с
хорошо развитой сетью рек и небольшими лесными массивами, с высотой деревьев до
30 м.
Участок маршрута «Тамбов (Донское) -
Челнаво-Покровское» проходит над безлесной равнинной местностью с максимальным
превышением рельефа 205 м западнее аэродрома Тамбов (Донское).
Участок маршрута «Челнаво-Покровское - Левые
Ламки 2-е» так же проходит над безлесной равнинной местностью с максимальным
превышением рельефа 186 м на удалении 13 км от ППМ Левые Ламки 2-е. Участок
маршрута проходит вдоль р. Челновая.
Участок маршрута «Левые Ламки 2-е - Сараи»
пролегает над безлесной равнинной местностью со средним превышением над уровнем
моря 182 м. Максимальная точка рельефа высотой 186 м находится по правому
траверзу на удалении 8 км от линии пути посредине участка маршрута.
Участок маршрута «Сараи - Белоречье» проходит
над безлесной равнинной местностью до пересечения с р. Пара, затем - вдоль
лесного массива до ППМ Белоречье. По левому траверзу маршрута в Можарском
лесном массиве на слиянии р. Пара и р. Верда расположены озера, местность
заболочена. Средняя высота рельефа на участке 170 м.
Участок маршрута «Белоречье - Малый Студенец»
пролегает над равнинной местностью с небольшими перелесками западнее линии
пути, пересекая малые реки Аза, Шача, Вокша. Максимальная точка рельефа на
участке маршрута 169 м расположена в 13 км от ППМ Малый Студенец и в 6 км от
маршрута по левому траверзу.
Участок маршрута «Малый Студенец - Сасово» проходит
над поймой р. Цна. В средней своей части участок маршрута проходит над
небольшим лесом, расположенном на левом берегу р. Цна. Максимальная точка
рельефа по участку маршрута высотой 151 м расположена восточнее аэродрома
Сасово.
Магнитное склонение на участках Тамбов (Донское)
- Челнаво-Покровское - Левые Ламки 2-е составляет +8. На участках Левые Ламки
2-е - Сараи - Белоречье - Малый Студенец - Сасово магнитное склонение
составляет +9.
Характерными линейными и площадными ориентирами
на маршруте Тамбов (Донское) - Сасово являются:
на участке Тамбов (Донское) -
Челнаво-Покровское: дороги Дмитриевка - Козьмодемьяновка (параллельно линии
пути) и Челнаво-Покровское - Тамбов (перпендикулярно линии пути) пересекаются в
середине участка маршрута;
на участке Челнаво-Покровское - Левые Ламки 2-е:
р. Челновая вдоль линии пути от н.п. Правые Ламки; н.п. Правые Ламки, Левые
Ламки 3-е, Подлесная, Советская, Стежки, Дегтянка, Каменный Брод, расположенные
вдоль р. Челновая, фактически слившиеся в один населенный пункт;
на участке Левые Ламки 2-е - Сараи: грунтовая
дорога Сараи - Левые Ламки 2-е вдоль линии пути на всей протяженности участка
маршрута; н.п. Напольное;
на участке Сараи - Белоречье: р. Пара,
пересекающая линию пути в районе н.п. Сысои; окраина лесного массива по левому
берегу р. Пара; Можарские озера северо-западнее линии пути;
на участке Белоречье - Малый Студенец: н.п. Шацк
на середине линии пути с характерным пересечением шоссейных дорог, проходящих
через н.п. Шацк (шоссе Сасово - Шацк - Белоречье вдоль линии пути
перпендикулярно шоссе Москва - Самара);
на участке Малый Студенец - Сасово: р. Цна на
протяжении всего участка.
Поворотные пункты маршрута, а также аэродромы
взлета и посадки имеют следующие вид.
Аэродром Сасово расположен в 3,5 км северо-восточнее
г. Сасово. Характерными ориентирами являются р. Цна, расположенная западнее
аэродрома, протекающая с юга на север, и железная дорога Рязань - Рузаевка,
расположенная южнее аэродрома и проходящая с запада на восток. Максимальным
искусственным препятствием в районе аэродрома является телевышка высотой
135/263 м, расположенная на удалении 5,8 км, азимут 270. Аэродром имеет
грунтовую ВПП с ПМПУ 176/356. Круг полетов правый или левый соответственно.
Схемы захода на посадку и по прямоугольному маршруту, и по расположению РТС
стандартные. ДПРМ работает на частоте 939 (МН/ЛУ), БПРМ работает на частоте 462
(М/Л).
ППМ Малый Студенец - малый населенный пункт,
расположенный на шоссе Алешино - Ямбирно. В 3 км к востоку от ППМ протекает р.
Цна.
ППМ Белоречье - малый населенный пункт на
пересечении шоссе Можары - Шацк и грунтовой дороги Самодурово - Васино.
ППМ Сараи - крупный населенный пункт,
расположенный на ж/д Ряжск - Шилово. Железная дорога проходит по южной окраине
ППМ и делает изгиб, уходя от ППМ на юго-восток. ППМ Сараи расположен на
перекрестии шоссейных дорог Сараи - Левые Ламки 2-е, Ухолово - Сараи - Сысои и
Сараи - Муровлянка.
ППМ Левые Ламки 2-е расположен на ж/д
Чаплыгин-Сосновка. Железная дорога проходит через ППМ с северо-запада на
юго-восток. С севера на юг через ППМ протекает р. Польной Воронеж. С севера к
ППМ подходит дорога из н.п. Сараи, а с востока - дорога из н.п. Ольхи.
ППМ Челнаво-Покровское практически слился с
населенными пунктами, расположенными на западном берегу р. Челновая. ППМ имеет
вытянутую форму вдоль реки и расположен только на западном берегу, на восточном
берегу - лесной массив.
Аэродром Тамбов (Донское) расположен у н.п.
Донское на удалении 10 км на северо-северо-восток от центра г. Тамбов.
Максимальное искусственное препятствие высотой 158/275 м находится южнее
аэродрома на удалении 13 км. Характерными ориентирами в районе аэродрома
является р. Цна, протекающая с юга на север в 5 км восточнее аэродрома, и шоссе
Тамбов - Алгасово, расположенное вдоль р. Цна в 4 км восточнее аэродрома.
Аэродром имеет искусственную ВПП с ПМПУ 145/325. Круг полетов правый и левый
соответственно. Аэродром оборудован системой посадки типа ОСП. Частота работы
ДПРМ 735 (ФФ/ЩЧ), частота работы БПРМ 362 (Ф/Щ).
Для полного контроля и исправления пути с
использованием технических средств навигации рекомендуется использовать ДПРМ
(БПРМ) аэродрома Сасово, ОПРС, расположенную в н.п. Алгасово с частотой работы
694 (ЩЛ), ОПРС Земетчино с частотой работы 978 (ХБ), а так же УКВ РП,
расположенные на аэродромах Сасово и Тамбов (Донское).
1.4 Восстановление ориентировки
Для восстановления ориентировки по маршруту
Сасово - Тамбов (Донское):
на участке Сасово - Малый Студенец необходимо
выйти пассивно на ДПРМ (БПРМ) аэродрома Сасово или на его УКВ РП, визуально - с
МК=90 выйти на р. Цна с последующим полетом до аэродрома Сасово с МК=360.
на участке Сараи - Левые Ламки 2-е выйти
визуально с МК=90 на р. Цна с последующим полетом до аэродрома Тамбов (Донское)
с МК=180.
на участке Левые Ламки 2-е - Челнаво-Покровское
пассивно выйти на ДПРМ (БПРМ) аэродрома Тамбов (Донское), либо визуально с
МК=90 выйти на р. Цна с последующим полетом до аэродрома Тамбов (Донское) с
МК=180.
на участке Челнаво-Покровское - Тамбов (Донское)
пассивным способом выйти на ДПРМ (БПРМ) аэродрома Тамбов (Донское), либо
визуально с МК=90 выйти на р. Цна и с последующим полетом до аэродрома Тамбов
(Донское) с МК=180.
2. ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА
Предполётную штурманскую подготовку организует и
проводит командир ВС перед каждым полётом с учётом конкретной навигационной
обстановки и метеорологических условий. Объём и последовательность предполётной
подготовки определены НПП ГА и НШС ГА.
К предполетной подготовке экипаж должен
приступить не позднее, чем за 1 час до намеченного времени вылета. Началом её
считается время явки экипажа на медицинский пункт. В промежуточном аэропорту на
предварительную подготовку отводиться не менее 25 мин. Началом её считается
время явки экипажа на АДП. В результате предполётной подготовки должна быть
обеспечена готовность к вылету экипажа, ВС и его оборудования.
Предполётная подготовка включает:
получение полётных, бортовых и
радионавигационных карт, сборников аэронавигационной информации, сигналов
опознавания, бюллетеней предполётной информации и других документов;
изучение метеорологической и уточнение
аэронавигационной обстановки по трассе (маршруту, району) полёта, на аэродроме
назначения и запасных аэродромов, уяснения схемы выхода из района аэродрома;
расчёт элементов полёта по маршруту с
заполнением штурманского бортового журнала, безопасных высот и нижнего
безопасного эшелона (эшелонов) полёта, потребного количество топлива на полёт,
рубеж ухода (возврата) на запасной аэродром;
расчёт элементов взлёта, получение программы
полёта для навигационного комплекса;
2.1 Обязанности командира ВС и
второго пилота в процессе предполётной подготовки
Командир ВС в процессе предполётной подготовки
обязан:
доложить диспетчеру АДП о готовности экипажа к
прохождению предполётной подготовки;
получить информацию о технической готовности ВС,
состоянии аэродрома вылета, назначения и запасных аэродромов, об
аэронавигационном обеспечении на аэродромах и по трассе, о предполётной
коммерческой загрузке;
изучить метеорологическую обстановку на
аэродроме вылета, по маршруту (району) полёта, на аэродроме назначения и
запасных аэродромах;
проверить правильность штурманского расчёта и
других данных для выполнения полёта и уточнить необходимую заправку топливом;
определить конкретные действия экипажа в случае
возникновения аварийной обстановки, и в том числе при необходимости экстренной
посадки после взлёта, в зависимости характера местности, наличия площадок, от
времени суток и метеоусловий;
принять сигналы опознавания;
принять решение о возможности вылета;
предъявить диспетчеру АДП задание на полёт,
штурманский расчёт полёта, метеорологическую документацию и получить
диспетчерское разрешение на вылет;
лично осмотреть ВС перед вылетом;
принять доклад от каждого члена экипажа о
проведенном осмотре и готовности ВС к вылету и выполнить работы,
предусмотренные РЛЭ перед вылетом;
проверить по документам и приборам наличие
необходимого количества топлива, а так же центровку и взлётную массу ВС.
Второй пилот в процессе предполетной подготовки
обязан:
участвовать в изучение метеорологической и
аэронавигационной обстановки, а при отсутствии штурмана в составе экипажа
произвести расчёт полёта, заполнить штурманский бортовой журнал, поучить
сверенные с контрольными экземплярами сборники аэронавигационных данных и
регламента аэронавигационной информации по воздушным трассам;
рассчитать максимальную допустимую взлётную
массу ВС и взлётные характеристики в зависимости от конкретных условий взлёта;
осмотреть пассажирский салон багажный салон;
выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед
вылетом;
доложить командиру ВС о результатах осмотра ВС и
готовности к полёту.
2.2 Изучение метеорологической
обстановки
В период предполётной подготовки экипаж обязан
получить на метеостанции подробную консультацию и изучить в полосе не менее чем
по 200 км в обе стороны от трассы полёта метеорологическую обстановку:
фактическую погоду по трассе, на аэродроме вылета, посадки и на запасных;
прогноз погоды на аэродроме посадки на период, соответствующий расчётному
времени прибытия, а так же прогноз на запасных аэродромах. При этом особое
внимание необходимо обращать на возможность изменения погоды во время полёта и
возникновение опасных метеорологических явлений, возможности их обхода.
В результате изучения метеорологической
обстановки экипаж должен чётко знать условия развития опасных метеоявлений с
тем, чтобы предотвратить случаи попадания ВС в них.
2.3 Принятие решения на вылет
Для выполнения полёта по ПВП командир ВС
принимает решение на вылет при следующих условиях:
на аэродромах вылета, назначения и запасных
фактическая погода соответствует минимуму командира ВС и не ниже
предусмотренной для полётов по ПВП;
практическая видимость и высота нижней границы
облаков по маршруту, аэродрому назначений и запасных не ниже минимума командира
ВС и предусмотренного для полётов по ПВП, прогноз ветра без учёта порывов в
пределах установленных ограничений;
по маршруту полёта не наблюдается и не
прогнозируется опасные метеоявления, обход которых невозможен;
При принятии решения на вылет по ПВП высота
нижней границы облаков по маршруту, на аэродроме вылета, назначения и запасном
не учитываются если их фактическое и прогнозируемое количество не более 2
октантов и обеспечивается полёт с превышением над верхней границей не менее 300
м.
При принятии решения на вылет по ПВП
прогнозируемые ко времени прилёта на аэродром назначения и запасной временные
изменения видимости и (или) высоты нижней границы облаков (ТЕМРО) учитываются
по их наименьшему значению.
На основании полученной метеорологической и
аэронавигационной информации принимается решение на вылет. После того как
решение на вылет было принято, переходим к расчёту необходимых элементов для
полёта по маршруту.
3. ПРЕДПОЛЁТНЫЙ РАСЧЁТ ПОЛЁТА
«САСОВО - ТАМБОВ (ДОНСКОЕ)» и «ТАМБОВ (ДОНСКОЕ) - САСОВО»
Одним из этапов подготовки экипажа к выполнению
полёта является расчёт полёта. Его производят с учётом известного ветра и
других фактических условий, сложившихся к моменту вылета. Выполнение расчёта
полёта требует от экипажа не только знания теоретических положений, но и
определённых практических навыков.
3.1 Расчёт элементов полёта по
участкам маршрута
Расчет магнитного курса расчетного (МКр),
путевой скорости полета (W), угла сноса расчетного (УСр) и времени полёта (t)
для каждого участка маршрута производится следующим образом:
. Определяем навигационное направление ветра
(н):
,
. Определяем угол ветра (УВ):
,
где ЗМПУ - заданный магнитный путевой угол.
По значению угла ветра определяем знак угла
снова:
УВ < 180 знак УСр - положительный
УВ > 180 знак УСр - отрицательный
. Определяем УСр и W с помощью НЛ-10, используя
следующий ключ:
Рис. 1
. Определяем МКр:
.
. Определяем t, с помощью НЛ-10:
Рис. 2
УСр и W можно определить с помощью угла .
Для этого:
. Определяем:
. Определяем УСр и W с помощью навигационной
НЛ-10. Следует учесть, что W при попутно-боковом ветре отсчитывают против суммы
углов,
а при встречно-боковом - против разности этих углов:
Рис. 3
Переходим к численному расчёту участков маршрута
Сасово - Тамбов (Донское).=32 км/ч
. Сасово - Малый туденец:
ЗМПУ = 182; S = 17 км;
УСр = -10; W =162 км/ч; (на НЛ-10),
= 6 мин; (на НЛ-10).
УСр = -10; МКр = 192; W = 162 км/ч;
t = 6 мин
. Малый Студенец - Белоречье:
ЗМПУ = 215; S = 56 км; УСр = -7; МКр
= 222; W = 156 км/ч; t = 22 мин
. Белоречье - Сараи:
ЗМПУ = 234; S = 26 км; УСр = - 4;
МКр = 238; W = 153 км/ч; t = 10 мин
. Сараи - Левые Ламки 2-е:
ЗМПУ = 163; S = 53 км; УСр = -10; МКр = 173; W =
172 км/ч; t = 19 мин
. Левые Ламки 2-е - Челнаво-Покровское:
. Челнаво-Покровское - Тамбов (Донское):
ЗМПУ = 116; S = 24 км; УСр = - 6; МКр = 122; W =
204 км/ч; t = 6 мин
Численный расчет участков по маршруту Тамбов
(донское) -Сасово.
. Тамбов онское) - Челнаво-Покровское:
ЗМПУ = 295; S = 23 км;
УСр = -6; W =155 км/ч; (на НЛ-10),
МКр = ЗМПУ - (+ УСр) = 295 - (-6) = 301= 9 мин;
(на НЛ-10).
. Челнаво-Покровское - Левые Ламки 2-е:
ЗМПУ = 340; S = 39 км; УСр = +1; МКр = 339; W =
150 км/ч; t = 16 мин
. Левые Ламки 2-е - Сараи:
ЗМПУ = 346; S = 51 км; УСр = +2; МКр = 344; W =
160 км/ч; t = 19 мин
4. Сараи - Белоречье:
ЗМПУ = 49; S = 26 км; УСр = +10; МКр = 39; W =
177 км/ч; t = 09 мин
. Белоречье - Малый Студенец:
ЗМПУ = 36; S = 57 км; УСр = +9; МКр = 27; W =
165 км/ч; t = 21 мин
. Малый Студенец - Сасово:
ЗМПУ = 2; S = 16 км; УСр = +5; МКр = 357; W =
154 км/ч; t = 6 мин
3.2 Расчёт потребного запаса топлива
на полёт с учетом полета на запасной аэродром
полет подготовка маршрут топливо
Потребный запас топлива (Qпотр) включает
основной и аэронавигационный (АНЗ) запасы топлива. Основной запас топлива
необходим для работы на земле, взлета, полёта по маршруту и посадки. АНЗ
представляет собой резерв топлива, количество которого определяют согласно
требованиям НПП ГА и РЛЭ самолета соответствующего типа. Правильный расчёт
топлива - одно из условий, обеспечивающих безопасность и экономичность полёта.
Для всех ВС потребный запас топлива рассчитывают таким образом, чтобы его
хватило для полёта до аэродрома назначения, затем для полёта с высоты принятия
решения (ВПР) аэродрома назначения до запасного аэродрома и полёта в течение 30
мин на высоте круга запасного аэродрома. Если полёт выполняется без расчета
запасного аэродрома, то количество потребного топлива рассчитывается таким
образом, чтобы к прибытию на аэродром назначения запаса топлива оставалось на 1
час полёта по кругу.
Рассчитаем потребное количество топлива по
формулам:
где Qпол - количество топливо, необходимое для
выполнения полета по маршруту;взл/пос - количество топлива, необходимое для
выполнения взлета и посадки;зем - количество топлива, необходимое для работы
двигателя на земле (20 кг);
- невырабатываемый
остаток топлива в баках (для Ан-2 не учитывается);
- аэронавигационный
запас топлива (для Ан-2 не менее 150 кг);
где -
количество топлива, необходимое для выполнения полета с ВПР аэродрома
назначения до запасного аэродрома;
- количество
топлива, необходимое для выполнения полета на высоте круга запасного
аэродрома.пос - количество топливо, необходимое для выполнения посадки на
запасном аэродроме;зем.з.а. - количество топлива, необходимое для работы на
земле на запасном аэродроме;
где q - часовой расход топлива (120 кг/ч);пол -
время, затрачиваемое на выполнение полета по маршруту,взл/пос - время,
затрачиваемое на выполнение взлета и посадки (10 мин).з.а. - время,
затрачиваемое на выполнение полета с ВПР аэродрома назначения до запасного
аэродрома;кр.з.а. - время, затрачиваемое на выполнения полета на высоте круга
запасного аэродрома (30 мин).
Рассчитаем время, затрачиваемое на выполнение
полета с ВПР аэродрома назначения до запасного аэродрома по формуле:
где Sз.а. - расстояние до запасного аэродрома;и
- истинная воздушная скорость полета.
3.3 Расчёт потребного запаса топлива
на полёт с учетом ухода на запасной аэродром с рубежа ухода
В практике бывают случаи, когда неблагоприятная
аэронавигационная (метеорологическая) обстановка и эксплуатационная вместимость
топливных баков не позволяют выбрать запасной аэродром, уход на который
возможен с ВПР аэродрома назначения. При таких обстоятельствах командиру ВС
предоставляется право принятия решения на вылет с расчетом рубежа ухода на
запасной аэродром. В качестве такого аэродрома может быть выбран аэродром
вылета, аэродром, расположенный на трассе полета или в стороне от нее, при
условии, что прогноз погоды ко времени прилета на запасной аэродром
соответствует требованиям НПП ГА.
Рассчитаем потребное количество топлива по
формуле:
где Qкр.а.н. - количество топлива, необходимо
для выполнения полета на высоте круга аэропорта назначения.кр.а.н. - время,
затрачиваемое на выполнения полета на высоте круга аэропорта назначения (60
мин).
Рассчитаем располагаемое количество топлива по
формуле:
где Qрасп - располагаемое количество
топлива;факт - количество топливо, заправленного в самолет (500 кг).
Рассчитаем расстояние до рубежа ухода по
формуле:
Рассчитаем количество топлива на полёт с учетом
ухода на запасной аэродром с рубежа ухода:
Определение безопасных высот
При полетах по ПВП ниже нижнего эшелона высота
полета выдерживается относительно уровня, соответствующего минимальному
давлению по маршруту, приведенному к уровню моря. Перед каждым полетом по ПВП
экипажу необходимо рассчитать безопасную высоту полета по маршруту ниже нижнего
эшелона, а также высоту нижнего безопасного эшелона.
Рассчитаем безопасную высоту полета по маршруту
ниже нижнего эшелона:
где Hбез.ист. - установленное значение истинной
безопасной высоты полета (в соответствии с НПП ГА 100 м); Hпр - значение
абсолютной высоты наивысшей точки рельефа местности на участке маршрута с
учётом высоты искусственных препятствий на нём в пределах установленной ширины
полосы; ∆Ht - методическая температурная поправка высотомера,
определяемая по фактической температуре на аэродроме взлета или посадке
(меньшая из них); t0 - среднегодовая температура на аэродроме по многолетним
наблюдениям;
Рассчитаем безопасную высоту полёта ниже нижнего
(безопасного) эшелона для каждого участка маршрута:
. Сасово - Малый Студенец:
2. Малый Студенец - Белоречье:
. Белоречье - Сараи:
. Сараи - Левые Ламки 2-е
. Левые Ламки 2-е -
Челнаво-Покровское
. Челнаво-Покровское - Тамбов
(Донское)
Рассчитаем нижний безопасный эшелон.
Высота нижнего безопасного эшелона
определяется путем расчета безопасной высоты полета по давлению 760 мм.рт.ст. с
последующим увеличением поученного значения до высоты ближайшего попутного
эшелона.
где Hбез.ист. - установленное значение истинной
безопасной высоты для полета по воздушным трассам по ППП (в соответствии с НПП
ГА 600 м);прив.мин. - фактическое минимальное атмосферное давление по маршруту
(участку) полета, приведенное к уровню моря;
Рассчитаем безопасную высоту полета по давлению
760 мм.рт.ст. для участка маршрута, на котором значение абсолютной высоты
наивысшей точки рельефа местности на участке маршрута с учётом высоты
искусственных препятствий на нём в пределах установленной ширины полосы
максимальное. Таким участком маршрута является участок Сасово - Малый Студенец:
Исходя из полученного значения выбираем
нижний безопасный эшелон полета:без.эш. = 900/1200.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены
основные этапы предварительной и предполётной подготовки экипажа к полёту по
маршруту Сасово - Тамбов (Донское) - Сасово и оперделены конкретные действия
каждого члена экипажа в процессе подготовки к полёту. Данные виды подготовок
являются важными этапами перед выполнением полёта, поэтому точное и безопасное
выполнение полёта во многом зависит от качества и своевременности их
проведения.
При выполнении визуальных полётов на малых
высотах и на большие расстояния штурманская подготовка сводится в основном к
изучению вопросов, обеспечивающих обнаружение земных ориентиров, а также учёта
рельефа пролетаемой местности для обеспечения безопасности полёта.
Данная курсовая работа предусматривает знание
основных правил самолетовождения, порядка подготовки к полету, предполетного
расчета полета, порядка заполнения штурманского бортового журнала, а также
выполнение полета по установленному маршруту
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Чёрный М.А., Кораблин В. И. Воздушная навигация, М., 1991 г.
.
РЛЭ АН-2, М., Воздушный транспорт, 1984 г.
.
НПП ГА-85, М., Воздушный транспорт, 1985 г.
.
Аэронавигационное описание местной воздушной линии 2 категории (МВЛ 2
категории) Сасово - Тамбов (Донское) - Сасово.