Особенности ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками
Введение
Подакцизные товары традиционно являются объектом особого внимания со
стороны государства, что является следствием строгого контроля со стороны
международных организаций к данным товарам и высокими требованиями к их
безопасности, а также высоким уровнем их налогообложения и применением к ним
широкого спектра мер государственного регулирования.
Особое внимание в настоящее время необходимо уделять алкогольной и
табачной продукции, так как данные товары подлежат особому контролю -
маркировке марками акцизного сбора. Данное обстоятельство обосновывает
необходимость повышенного таможенного контроля в отношении таких товаров.
Кроме того, возникает необходимость сосредоточения таможенного
декларирования подакцизных товаров в специализированных таможенных органах,
которая объясняется спецификой таких товаров. Ограничение перечня таможенных
органов, обеспечивающих работу с подакцизными товарами, позволяет значительно
сократить число правонарушений, связанных с их внешнеторговым оборотом.
Таможенные органы играют основную роль в вопросах контроль ввоза и вывоза
подакцизной продукции. Таким образом, на сегодняшний день таможенные органы, в
условиях динамично развивающегося рынка подакцизных товаров, являются основной
государственной структурой по контролю их перемещения.
В соответствии с названием работы и вышеизложенным обоснованием ее
актуальности целью работы является выявление особенностей ввоза подакцизных
товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, на таможенную территорию
Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Дать характеристику подакцизным товарам как объектам таможенного
контроля.
. Рассмотреть особенности маркировки товаров акцизными марками.
. Изучить порядок проведения таможенных операций и таможенного контроля в
отношении ввозимых подакцизных товаров, маркируемых акцизными марками.
. Определить специфику уплаты акцизов при перемещении подакцизных
товаров.
. Проанализировать статистические данные по импорту подакцизных товаров в
Российскую Федерацию.
. Раскрыть основные проблемы, связанные с перемещением и таможенным
контролем подакцизных товаров, и предложить возможные пути их решения.
Объектом исследования в данной работе выступают правовые отношения,
связанные с ввозом подакцизных товаров в Российскую Федерацию. Предметом
исследования является порядок таможенного контроля таких товаров.
1. Общие положения о подакцизных товарах
1.1 Общая
характеристика подакцизных товаров
Подакцизный товар - термин, обозначающий товар, в цену которого включается
косвенный налог - акциз.
Акциз является единственным федеральным налогом, перечисление которого в
федеральный бюджет детализировано по категориям подакцизных товаров (по кодам
бюджетной классификации). Доля акциза в общей структуре таможенных платежей,
взимаемых при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, невелика и
составляет чуть более 1 %. В то же время сумма таможенных платежей, уплаченных
при ввозе подакцизных товаров, составляет уже около 15 % от общей суммы
таможенных платежей при ввозе.
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) определяет перечень
подакцизных товаров, к которым относятся:
. Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том
числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный,
виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
. Алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино,
фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино, винные напитки, пиво, напитки,
изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта
более 0,5%).
. Спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды
продукции в жидком виде с объемной долей этилового спирта более 9% (за
исключением продукции указанной в пункте 2).
. Табачная продукция.
. Автомобили легковые.
. Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).
. Автомобильный бензин.
. Дизельное топливо.
. Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных)
двигателей;
. Прямогонный бензин, под которым понимаются бензиновые фракции,
полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного
нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также
продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.
Товары, представленные в указанном выше перечне, можно разделить на две
группы:
. Подакцизные товары, подлежащие маркировке акцизными марками.
. Товары, не маркируемые акцизными марками.
К первой группе относятся только две категории товаров:
1. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более
9% объема готовой продукции, перечень которой представлен в приложении 1.
2. Табачная продукция иностранного производства, ввозимая на
таможенную территорию Таможенного союза (далее - ТС) с целью ее реализации.
Маркировка акцизными марками ввозимой на таможенную территорию ТС табачной и
алкогольной продукции осуществляется до ее фактического ввоза на таможенную
территорию ТС. Указанные марки приобретаются в таможенных органах
организациями, осуществляющими оборот подакцизных товаров. Законодательство
устанавливает главное требование в отношении маркируемых подакцизных товаров -
обязательная маркировка акцизными марками. При их отсутствии ввоз такой
продукции запрещен. Остальные категории товаров относятся к той группе, для
которой при ввозе на таможенную территорию ТС маркировка акцизными марками не
требуется. В соответствии с НК РФ подакцизными товарами не являются:
а)
лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию
<#"731025.files/image001.gif">
Рис. 1. Структура импорта подакцизных товаров в 2012 году
Как видно из представленного рисунка, на долю подакцизных товаров,
маркируемых акцизными марками, приходится около 30 % импорта.
Сведения о физических объемах импорта рассматриваемой категории товаров
приведем в табл. 3.
Таблица 3
Физические объемы товарной структуры импорта, тыс. тонн
Код ТНВЭД
|
Наименование товара
|
2011 год
|
2012 год
|
2012 год в % к 2011 году
|
87
|
Транспортные средства
|
1974,9
|
2184,11
|
110,66
|
84
|
Спецтехника, запчасти,
механические устройства
|
385,47
|
467
|
121,15
|
22
|
Алкогольная продукция
|
1094,64
|
1186,55
|
109,17
|
24
|
Табачная продукция
|
181,9
|
193,71
|
106,49
|
27
|
Минеральные масла и
смазочные материалы
|
236,04
|
283,61
|
120,15
|
|
Прочие
|
354,52
|
94,38
|
|
Итого по импорту
|
4248,58
|
4669,5
|
109,91
|
Данные по стоимостным объемам импорта подакцизных товаров представим в
табл. 4.
Таблица 4
Товарная структура импорта, млн. долл. США
Код ТНВЭД
|
Наименование товара
|
2011 год
|
2012 год
|
2012 год в % к 2011 году
|
87
|
Транспортные средства
|
22787,51
|
24945,61
|
109,48
|
84
|
Спецтехника, запчасти,
механические устройства
|
3633,36
|
4188,48
|
115,43
|
22
|
Алкогольная продукция
|
2160,56
|
2434,97
|
112,5
|
24
|
Табачная продукция
|
1023,98
|
1006,1
|
99,02
|
27
|
Минеральные масла и
смазочные материалы
|
670,21
|
785,55
|
117,21
|
|
Прочие
|
3301,91
|
3050,13
|
92,37
|
|
Итого по импорту
|
33577,53
|
36410,84
|
108,43
|
Представленные в таблице данные позволяют сделать следующий вывод. В
отношении подакцизных товаров, маркируемых акцизными марками, наблюдается рост
их физического объема. Причем стоимостные показатели табачной продукции в 2012
году снизились.
Таким образом, из представленных данных видно, что первое место в
структуре импорта занимают транспортные средства (группа 87). Их доля по
сравнению с 2011 годом увеличилась с 67,87% до 68,51%. Стоимостной объем
импорта транспортных средств увеличился на 9,48%. Натуральный объем увеличился
на 10,66%.
Второе место занимают спецтехника, запчасти, механические устройства
(группа 84). Их доля по сравнению с 2011 годом увеличилась с 10,82% до 11,5%.
Стоимостной объем импорта указанной товарной группы увеличился на 15,43%.
Натуральный объем увеличился на 21,15%.
Третье место в товарной структуре импорта занимает алкогольная продукция
(пиво, вино, сидр, крепкие спиртные напитки) (группа 22). Удельный вес этой
товарной группы увеличился с 6,43% в 2011 году до 6,69% в 2012 году, при этом
стоимостной объем увеличился на 12,5%. Натуральный объем увеличился на 9,17%.
Четвертое место в товарной структуре импорта занимает табачная продукция
(табачное сырье; табачные отходы; табак с неотделенной, отделенной или частично
отделенной средней жилкой; сосательный табак; трубочный табак; сигары,
сигариллы) (группа 24). Ее доля уменьшилась с 3,05% до 2,76%. Стоимостной объем
импорта табачной продукции уменьшился на 0,98%, натуральный объем увеличился на
6,49%.
Пятое место в товарной структуре импорта занимают минеральные масла и
смазочные материалы (группа 27). Их доля увеличилась с 2% до 2,16%. Стоимостной
объем импорта указанных товаров увеличился на 17,21%, натуральный объем
увеличился на 20,15%.
Основными странами-контрагентами в импорте являются Германия (19,52%),
Япония (17,91%), Великобритания (9,48%), США (6,35%), Франция (3,86%), Чехия
(3,77%), Италия (3,63%), Корея (3,01%).
Если рассматривать товарную структуру оформления акцизных товаров в 2012
году, то можно отметить тот факт, что алкогольная продукция занимает второе
место, уступая транспортным средствам. Удельный вес этих товаров увеличилась с
10,99% в 2011 году до 11,21% в 2012 году. В стоимостном выражении произошло
увеличение на 12,62%, в натуральном выражении произошло увеличение на 9,31%. В
свою очередь на табачные изделия приходится менее 1%.
Исследование материалов данного параграфа позволяет сделать заключение,
что в последнее время наблюдается активный рост импорта подакцизных товаров. На
основании этого можно сделать вывод о том, что этот фактор указывает на
важность проведения эффективного таможенного контроля данной продукции.
3.2
Проблемы таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке
акцизными марками, и пути их решения
подакцизный товар таможенный контроль
Таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу товаров
является наиболее актуальным вопросом, поскольку должное его проведение
обеспечивает недопущение ввоза (вывоза) запрещенных и ограниченных к
перемещению товаров.
Главной трудностью, с которой сталкиваются не только при проведении
таможенного контроля, но и при таможенном декларировании подакцизных товаров,
является отнесение товаров к подакцизным. Не смотря на то, что НК РФ
регламентирует перечень подакцизных товаров, на практике возникают спорные
ситуации. Проблемы возникают в отношении спиртосодержащих дезинфицирующих
средств, средств для очистки стекол, продукции, пропитанной алкоголем, биодизелей
и т.д.
Решение данной проблемы, по мнению автора, возможно путем внесения
изменений в НК РФ, которые более точно регламентируют перечень подакцизных
товаров. Иными словами, необходимо изложить ст. 181 НК РФ в иной редакции,
предусматривающей указание товарных позиций Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности ТС, в которых должны классифицироваться
подакцизные товары.
Также в качестве важной проблемы правового регулирования
перемещения подакцизных товаров служит тот факт, что проведение таможенного
декларирование и таможенного контроля осуществляется по общему правилу.
Поскольку данные товары обеспечивают значительное пополнение бюджета страны,
необходимо издать нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок действия
должностных лиц уполномоченных таможенных органов при проведении таможенного
контроля в отношении ввозимых (вывозимых) подакцизных товаров.
Следующая проблема связана с недопоступлением таможенных
платежей, а именно акцизов, в бюджет государства. Это связано с тем, что
поставщики подакцизных товаров стремятся занизить количество перемещаемых
товаров, а также выдают одни товары за другие. Это приведет к изменению
таможенной стоимости и классификационного кода в соответствии с Товарной
номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Например, на практике были
случаи, когда коллекционные вина и коньяки декларировались по цене ординарных
алкогольных напитков.
Решение данной проблемы автор видит в следующем:
. Создание реестра и электронной базы недобросовестных
поставщиков. Пополнение реестра и базы данных должно осуществляться
должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушения, связанного с
декларированием и перемещением подакцизных товаров.
. На основе имеющихся сведений в реестре и базе данных
должностные лица должны осуществлять более детальный контроль товаров
(например, обязательный таможенный досмотр) поставщиков, включенных в указанный
реестры.
Трудности при перемещении подакцизных товаров могут быть
связаны с регламентированным перечнем таможенных постов, уполномоченных
совершать таможенные операции по выпуску таких товаров. В настоящее время в
структуре ЦАТ имеется 17 таможенных постов на всю Россию:
а) 9 постов расположено в Центральном федеральном округе в
Московском регионе;
б) 4 региональных поста в Центральном федеральном округе
расположены;
в) 2 поста в Северо-Западном федеральном округе;
д) 1 пост в Калининградской области.
При этом все таможенные посты ЦАТ расположены исключительно в
европейской части России.
При ввозе подакцизных товаров, например, через
Дальневосточное таможенное управление появится необходимость оформления
таможенной процедуры таможенного транзита для доставки товаров в уполномоченный
таможенный орган. Это обстоятельство приводит к увеличению времени, затрачиваемого
на совершение таможенных операций.
Для разрешения данной трудности необходимо создать таможенные
посты, подчиненные ЦАТ, в каждом региональном таможенном управлении. Их число
определить с учетом объемов товарооборота подакцизных товаров в регионе
деятельности таможенных управлений.
Кроме того, можно применять процедуру удаленного выпуска
товаров. При этом адаптировать ее для всех таможенных процедур, под которые
возможно помещение подакцизных товаров.
Кроме того, в настоящее время наиболее остро встает проблема
поставок контрабандных маркируемых товаров.
В качестве возможного варианта решения данной проблемы можно выделить
установление сотрудничества таможенных органов с участниками
внешнеэкономической деятельности, осуществляющих производство и поставку
маркируемых подакцизных товаров.
В соответствии с этим Федеральная таможенная служба и ЗАО "Дж.Т.И.
по Маркетингу и Продажам" подписали Меморандум о взаимопонимании,
устанавливающий тесное сотрудничество в борьбе с нарушениями действующего законодательства
при перемещении через таможенную границу табачной продукции.
Документ создает основу для эффективного взаимодействия таможенных
органов и табачной компании "JTI Marketing & Sales CJSC" при
сборе необходимой информации и проведении аналитических исследований,
разработке практических действий в интересах государства, производителей
табачной продукции и добросовестных участников внешнеэкономической
деятельности. Получаемая в рамках Меморандума информация должна использоваться
таможенными органами в целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений
таможенного законодательства.
В Меморандуме отмечается, что нарушения таможенных правил при перемещении
через таможенную границу табачной продукции, незаконный товарооборот
контрафактных табачных изделий угрожают экономическим интересам России и
являются значительной проблемой для законной торговли товарами данной
категории. Предоставление компанией ЗАО "Дж.Т.И. по Маркетингу и
Продажам" надежной, достоверной и полной информации о готовящихся,
совершаемых и совершенных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных
органов, и нарушениях таможенного законодательства позволит повысить
эффективность таможенного контроля. Табачная компания предоставит имеющиеся
оценочные и социологические данные об объемах и характеристиках рынка
контрафактных табачных изделий.
На основании Меморандума, ФТС России при необходимости также будет
направлять образцы изымаемых сигарет, имеющих товарные знаки JT International,
для исследования на предмет оригинальности изделий.
В целом для совершенствования таможенного контроля
подакцизных товаров можно предложить создать единую межведомственную информационную систему, которая будет содержать
сведения и документы о перемещаемых подакцизных товаров. Иными словами данная
система будет служить своеобразным источником предварительной информации об
экспортируемых и импортируемых подакцизных товарах.
Это позволит получать все необходимые сведения и документы, необходимые
для целей таможенного декларирования и таможенного контроля таких грузов, а
также выявлению таможенных правонарушений. Благодаря этому должностное лицо
сможет заранее определять перечень необходимых форм таможенного контроля.
Помимо этого данная система должна обеспечивать контроль за перемещением
подакцизных товаров в режиме реального времени.
Заключение
Проведенный анализ представленной информации дает основание заключить,
что в условиях активного функционирования ТС и членства России в ВТО особое
значение приобретает порядок совершения таможенных операций и проведения
таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу подакцизных товаров.
В соответствии с поставленной целью, задачами, определенными для ее
реализации, проведенными исследованиями, автор пришел к следующим выводам:
1. Перечень товаров, относящихся к подакцизным, установлен налоговым
законодательством РФ. В данном перечне можно выделить товары, подлежащие
маркировке акцизными марками и не подлежащие их нанесению. К первой группе
относятся алкогольная и табачная продукция, ко второй группе - легковые
автомобили, мотоциклы, дизельное топливо, моторные масла и др.
. Маркировка алкогольной и табачной продукции марками акцизного сбора
является обязательным условием для законного ввоза таких товаров на территорию
РФ. Требования к маркировке товаров и самим акцизным маркам для алкогольной и
табачной продукции различны. Однако главным требованием является обеспечение
возможности считывания сведений о маркируемой продукции с использованием
технических средств и недопущение подделок и повторного использования акцизных
марок.
3. Главной особенностью перемещения подакцизных
товаров является строгая регламентация таможенных органов, которые уполномочены
осуществлять их выпуск. В отношении маркируемых товаров предусмотрено
применение особой формы таможенного контроля - проверка маркировки товаров
специальными марками. Кроме того, для маркируемых подакцизных товаров
предусмотрен дополнительный перечень документов, необходимый при таможенном
декларировании (документы, подтверждающие обязательство импортера, покупку
марок).
. При ввозе подакцизных товаров допускается уплата акцизов в полном
объеме, с полным или частичным условным освобождением, а также освобождение от
его уплаты. При вывозе таких товаров суммы акцизов могут быть уплачены,
возвращены, или в ряде случаев происходит их уплата. Определение данных
особенностей уплаты акцизов определяется заявленной таможенной процедурой.
. В настоящее время наблюдается активный рост импорта алкогольной и
табачной продукции (как в стоимостном, так и в количественном выражении). В
структуре импорта подакцизных товаров рассматриваемая продукция составляет
около 30%, причем большая часть приходится на алкоголь. На основании этого
можно сделать вывод о том, что данный фактор указывает на важность проведения
эффективного таможенного контроля подакцизных товаров.
. Совершение таможенных операций по выпуску
подакцизных товаров и их таможенному контролю сопровождается рядом трудностей,
связанных с ограниченностью таможенных постов, полномочных осуществлять
таможенные операции по выпуску подакцизных товаров, недопоступлением в бюджет
таможенных платежей, широким перечнем представляемых документов для таможенных
целей. В связи с этим современная система таможенного контроля
подакцизных товаров нуждается в доработке. В целом
для совершенствования таможенного контроля подакцизных товаров можно создать
единую межведомственную информационную
систему, которая послужит источником предварительной информации об
экспортируемых и импортируемых подакцизных товарах.
Список использованных источников
1. Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
. Таможенный
кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе
Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на
уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // "Собрание
законодательства РФ". - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3.
Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4553.
. Федеральный
закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской
Федерации" // "Собрание законодательства
РФ". - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 866 "О маркировке
алкогольной продукции акцизными марками" // Собрание законодательства РФ.
- 2006. - № 3. - Ст. 300.
6. Постановление
Правительства РФ от 20.02.2010 №76 "Об акцизных
марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации
табачной продукции" // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 9.
- Ст. 968.
7.
Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 № 775 "Об акцизных марках для
маркировки алкогольной продукции" // Собрание законодательства РФ. - 2012.
- № 32. - Ст. 4562.
. Письмо ФТС
России от 05.09.2008 № 01-11/36505 "О таможенном
контроле маркированной подакцизной алкогольной продукции" // Таможенный
вестник. - № 19.
. Беларусь
отменила выдачу разовых лицензий на импорт алкоголя // [Электрон. ресурс]:
Опубликовано на сайте Информационно-справочный портал interfax.by. Режим
доступа World Wide Web. URL:
http://www.interfax.by/.
. Статистика
внешней торговли // [Электрон. ресурс]: Опубликовано на сайте "Центральная
акцизная таможня". Режим доступа World Wide Web. URL: http://cat.customs.ru/.
. Таможня и
участники ВЭД объединяют усилия в борьбе с правонарушениями при обороте
табачной продукции // [Электрон. ресурс]: Опубликовано на сайте Федеральная
таможенная служба. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Перечень кодов в
соответствии с ТН ВЭД ТС алкогольной продукции, подлежащей маркировке
акцизными марками, ввозимой на таможенную территорию ТС
Код ТН ВЭД ТС
|
Наименование
товара
|
из 2008
|
Алкогольная
продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции
|
Из 2204 10 Из
2204 21 Из 2204 29
|
Вина
виноградные натуральные, включая крепленые, из 2204 21, с содержанием
этилового спирта более 9% объема из 2204 29 готовой продукции, кроме
виноградного сусла и виноматериалов
|
Из 2205
|
Вермуты и
виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или
ароматических веществ с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой
продукции
|
Из 2206 00
|
Напитки прочие
сброженные (сидр яблочный, пери или сидр грушевый, напиток медовый) с
содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции; смеси из
сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков с
содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, в другом
месте не поименованные или не включенные, кроме виноматериалов
|
Из 2207 10 000
0
|
Питьевой
этиловый спирт
|
2208 20(кроме
коньячного и виноградного дистиллятов)
|
Спиртовые
настойки, полученные в результате дистилляции виноградного вина или выжимок
винограда
|
2208 30 (кроме
вискового дистиллята)
|
Виски
|
2208 40
|
Ром и тафия
|
2208 50
|
Джин и
можжевеловая настойка
|
2208 60
|
Водка
|
Из 2208 70
|
Ликеры с
содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции
|
Из 2208 90
|
Прочие
спиртовые настойки и спиртные напитки с содержанием этилового спирта более 9%
объема готовой продукции, питьевой этиловый спирт, кроме кальвадосного и
плодового дистиллятов, спирта этилового неденатурированного с концентрацией
спирта менее 80 об.%, спиртосодержащей пищевой продукции
|