Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,77 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российская таможенная академия"

Ростовский филиал

Кафедра организации таможенного контроля






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Организации таможенного контроля товаров и транспортных средств "

на тему "Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля"

Выполнил: Я.П. Новикова, студент 3-го

курса очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа 33

Научный руководитель: П.С. Шевчук,

д. т. н., профессор


Ростов-на-Дону

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое содержание системы управления рисками

1.1 Система управления рисками: цель, задачи, принципы построения

1.2 Элементы системы управления рисками

1.3 Основные методы управления рисками в таможенном деле

Глава 2. Актуальные проблемы системы управления рисками, пути их решения

2.1 Профиль риска как основной инструмент механизма минимизации рисков

2.2 Проблемы реализации системы управления рисками

2.3 Перспективы совершенствования таможенного контроля с применением СУР

Заключение

Список использованных источников

Введение

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Объемы внешней торговли в мире постоянно растут, и ни одно государство не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять всеобъемлющий исчерпывающий контроль за каждой внешнеторговой операцией без ущерба для самой внешней торговли. Объемы товарооборота многократно превышают возможности таможенной службы.

Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков. Таможенная служба РФ вынуждена осуществлять таможенный контроль на основе принципа выборочности с использование системы управления рисками. Система анализа и управления рисками заключается в определении приоритетных и ключевых направлений деятельности и соответствующего распределении имеющихся ресурсов. На данный момент управление рисками в таможенной службе - это базисный принцип современных методов таможенного контроля, поэтому изучение этой темы является актуальным и перспективным.

Практика работы таможенных органов при использовании СУР состоит в том, что от контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свое внимание на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны.

В число рисков для таможни входят потенциальное несоблюдение таможенного законодательства, такого как требования по лицензированию, положения об оценке, правила относительно происхождения товара и положения о безопасности, а также потенциальная неспособность оказать содействие международной торговле.

При подготовке данной работы были использованы такие нормативно-правовые документы как Таможенный кодекс Таможенного союза, Приказ ГТК от 26.09.03 № 1069 " Об утверждении Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации", Приказ ФТС России № 1200 от 6 июня 2011 года "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене".

Объектом исследования данной работы является назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля.

Предметом исследования данной работы является система управления рисками, ее цели и задачи, порядок применения, а так же проблемы реализации СУР при таможенном контроле в рамках Таможенного союза.

Цель работы - изучение назначения и применения системы управления рисками. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

)Дать общую характеристику системе управления рисками;

2)Изучить элементы реализации СУР;

)Охарактеризовать основные методы управления рисками;

)Рассмотреть профиль риска, как основной инструмент механизма минимизации риска;

)Изучить практические проблемы реализации СУР.

управление риск таможенный контроль

Данная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы (11 источников) и приложение.

Глава 1. Теоретическое содержание системы управления рисками

1.1 Система управления рисками: цель, задачи, принципы построения

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками.

Система управления рисками (далее СУР) - это система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений:

-имеющих устойчивый характер;

-связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

-подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

-затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Цель СУР - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.

Основные задачи системы управления рисками:

1.Создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР.

2.Разработка методик (программ) по выявлению рисков.

.Определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков.

.Выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

.Оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках.

.Определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению.

.Разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер.

.Разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков.

.Контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков.

.Оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений.

.Накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

-принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решений в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

-принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

-принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост).

-принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

-принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Это позволит таможенным органам:

-сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

-увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

-оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

-ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

-сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

1.2 Элементы системы управления рисками

Применение системы управления рисками предполагает собой осуществление должностными лицами ряда последовательных операций, которые оговорены в Приказе ГТК России от 26.09.2003 № 1069 "Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.

. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

-статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

-о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

-о поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

-о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

-о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

-о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

-о деятельности таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

-заявляемой при осуществлении таможенных операций;

-о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

-о транспортных логистических схемах.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определения необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС России.

. Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

-совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

-таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

-объектов анализа;

-критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

-индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

-оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

-прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

-анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществляет контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):

-пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

-на эффективность таможенного контроля;

-на полноту взысканных таможенных платежей;

-на ускорение товарооборота;

-на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;

-на изменение времени таможенного оформления.

При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.

Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

Схема элементов реализации СУР представлена на рис. 1.

Рис. 1 Элементы реализации СУР

1.3 Основные методы управления рисками в таможенном деле

Управление рисками представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по минимизации рисков в таможенной деятельности.

Риск решения - характеристика решения, принимаемого субъектом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые содержат многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода или, по крайней мере, один из исходов опасен.

Опасности для таможенного органа (как субъекта) - это совокупность явлений, реализация которых способна нанести вред государству, проявляющийся в провозе через таможенные границы запрещенных товаров, нанесение крупного финансового, материального и экологического ущерба интересам субъекта.

Деятельность по управлению риском включает следующие основные направления (этапы):

.Идентификация (выявление) риска.

2.Оценка риска.

.Выбор метода и мер (инструментов) управления риском.

.Предотвращение и контролирование риска.

.Финансирование риска.

.Оценка результатов.

Идентификация предполагает анализ всех видов рисков, независимо от того, находятся они под вашим контролем или нет. Цель этого - составление списка возможных рисков, которые могут иметь влияние на работу данной организации. После составления списка рисков необходимо определить случаи, когда эти риски могут осуществиться.

Для идентификации рисков могут быть использованы различные способы: данные по контролю, практика и регистрационные записи, схемы и мозговой штурм. Идентификация рисков помогает не только получить представление о том, где может произойти рисковый случай, но и понять характер риска, т.е. поддается ли он контролю и управлению или проведение контроля маловероятно.

Методы идентификации риска и оценки риска обычно называют анализом риска. В рамках выбранного метода можно использовать уже конкретные меры (инструменты). Существуют четыре основных метода управления риском:

-упразднение;

-предотвращение и контролирование;

-страхование;

-поглощение.

Упразднение риска фактически означает запрет на данный вид деятельности (товар) или такую существенную (радикальную) трансформацию деятельности, после которой данный риск элиминируется.

Предотвращение и контролирование риска - организация деятельности таким образом, чтобы участники данного процесса могли максимально влиять на факторы риска и имели возможность снижать вероятность наступления неблагоприятного события; контролирование риска включает комплекс мер, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие все-таки наступило.

Страхование риска - метод, позволяющий снизить ущерб, возникающий в ходе деятельности за счет финансовой компенсации из страховых фондов.

Поглощение риска - способ ведения деятельности, при котором ущерб, в случае материализации риска ложится полностью на его участника (участников). Данный метод управления риском обычно применяется в тех случаях, когда вероятность риска невелика или ущербы в случае его наступления не оказывают сильного негативного влияния на участника (участников) деятельности.

Определение рисков в таможенной службе заключается в том, что риск - это возможные нарушения таможенного законодательства в процессе таможенного контроля при выпуске товаров (а также налогового, валютного или иных видов законодательства в сфере таможенного дела). При этом, неблагоприятные исходы при таможенных рисках это - выпуск партии товаров при наличии нарушений законодательства (при этом ущерб наносится интересам государства) или необоснованная задержка товаров (в этом случае потери несут предприниматели). Тогда общий ущерб от неблагоприятных исходов, будет представлять собой сумму потерь предпринимателей и государства, может быть выражен в денежной форме. Так, потери государства складываются из недопоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет по причине недостоверного декларирования товаров, необоснованного возврата НДС участникам внешнеэкономической деятельности, потерь отечественных производителей при занижении цен на импортные товары. Потери импортеров и экспортеров складываются из издержек в результате порчи товаров и увеличения срока их реализации.

Вероятности неблагоприятных исходов оцениваются эмпирически как отношения числа выявленных неблагоприятных исходов таможенного контроля к общему числу партий, прошедших таможенное оформление и контроль.

Целью управления таможенными рисками является минимизация вероятных суммарных потерь от неверных решений при осуществлении таможенного контроля. На точность этих оценок существенно влияют дефицит информации и степень ее достоверности. Поэтому оценка рисков осуществляется на основе всей имеющейся у таможенных органов информации о результатах таможенного контроля и выявленных случаях нарушения законодательства РФ с привлечением, по возможности, информации из других источников (данных Федеральной службы государственной статистики, информации стран - торговых партнеров).

Глава 2. Актуальные проблемы системы управления рисками, пути их решения

2.1 Профиль риска как основной инструмент механизма минимизации рисков

Осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на применении СУР, подразумевает использование механизмов минимизации рисков. Механизмы минимизации рисков - это широкое понятие, включающее в себя совокупность инструментов, технологий, методик управления рисками и систему мер их минимизации.

Основным инструментом механизма минимизации рисков при осуществлении должностными лицами таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль является профиль риска (ПР).

Профиль риска - это совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска.

В практическом плане профиль риска - это совокупность данных, содержащая формализованное описание области риска, индикаторов риска, указание о применении прямых мер по его минимизации и доводимая до таможенных органов в бумажном виде правовым актом ФТС России и в электронном виде.

В зависимости от региона применения профили риска могут быть трех видов:

. Общероссийский - действует на всей таможенной территории РФ.

. Региональный - действует в регионе деятельности одного РТУ.

. Зональный - действует в регионе деятельности одной таможни.

Решение об отнесении профиля риска одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида подписывает:

-общероссийский - руководитель ФТС России или лицо, им уполномоченное;

-региональный - заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.

-зональный - начальник ГУОТОиТК (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с ГУОТОиТК.

В зависимости от сроков действия профили риска делятся на виды:

-краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);

-среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);

-долгосрочный (от 3 до 6 месяцев).

Так же существуют автоматические профили рисков, автоматизированные и неформализованные. Последние из них доводятся до таможенных органов на бумажном носителе. Автоматические риски доводятся до таможенных органов в электронном виде. Риски по ним выявляются программно без участия должностного лица.

Созданию профиля риска предшествует процесс составления и утверждения его проекта.

Примерная структура профиля риска:. Общие сведения:

. Регистрационный номер. Первым пунктом формирования профиля риска (первый подраздел) является присвоение ему регистрационного номера, который состоит из трех элементов:

-код территориальной сферы действия ПР (общероссийский, региональный, зональный) - две цифры;

-дата регистрации ПР в журнале регистрации проектов профилей рисков (ППР) - шесть цифр;

-порядковый номер ПР, присвоенный ему по журналу регистрации ППР, - пять цифр.

2. Срок действия. Исходя из объективных обстоятельств выявления данного риска и цели создания профиля, определяется срок его действия. Графа "Вид ПР" содержит код срока действия ПР (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный) - две цифры;. Сведения об области риска.

Указывается информация о сфере применения должностными лицами таможенных органов данного ПР. В этом разделе содержится: характеристика и индикаторы риска.

"Характеристика риска" - совокупность информации о данном риске - конкретизирует критерий риска с учетом показателей данного ПР.

"Индикаторы риска" (коды и наименования) и их значения - это показатели, при совпадении которых в рабочей ситуации "срабатывает" данный ПР. Таблица индикаторов должна содержат краткие наименования индикаторов. В качестве индикаторов могут выступать следующие показатели:

-код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС;

-вес нетто товара в килограммах;

-количество в основных и дополнительных единицах измерения;

-статистическая стоимость за единицу товара;

-страна происхождения.

Конкретизировать данные показатели можно в поле "Примечание".

Ниже область риска содержит свои основные показатели:

-таможенные процедуры, при которых применяется ПР;

-субъекты ВЭД (наименования, ИНН, КПП, ОГРН/ОГРНИП, вид субъекта);

-дата и номер внешнеторгового контракта, если ПР действует в отношении товаров, перевозимых по данному внешнеторговому контракту;

-наименования и коды таможенных органов;

-наименования и коды видов транспортных средств.

Союзным кодексом <consultantplus://offline/ref=20F4383D24DBC182E2565CC4024599C0BDCE43FB6795E1F8C491C13A24a2KFK> предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств - членов Таможенного союза. Такие области рисков определяются Комиссией Таможенного союза.

III. Меры по минимизации риска.

Определяются формы таможенного контроля, применяемые к товарам и внешнеторговым операциям, если все условия соответствуют данному ПР.

"Прямые меры по минимизации" - один из ключевых разделов во всем ПР, поскольку определяет тот перечень мер воздействия, которые будут применены. Данный раздел содержит две таблицы, которые относятся к применяемым мерам и таможенному досмотру соответственно. Первая таблица содержит описание и коды прямых мер, а также таможенные процедуры, при которых эти меры применяются. В соответствии с Классификатором прямые меры по минимизации рисков подразделяются на шесть видов:

-формы таможенного контроля;

-использование средств идентификации товаров и транспортных средств;

-использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары в таможенных целях;

-применение мер по обеспечению соблюдения законодательства при процедуре таможенного транзита (ТТ);

-сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

-иные меры по минимизации рисков.

К формам таможенного контроля, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:

-проверка документов и сведений;

-устный опрос;

-получение пояснений;

-таможенное наблюдение;

-таможенный осмотр товаров, транспортных средств, физических лиц и багажа;

-таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

-личный досмотр;

-проверка маркировки товаров, специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

-осмотр помещений и территорий;

-таможенная ревизия в общей и специальной формах.

Иные меры по минимизации рисков включают:

-экспертизу товаров, транспортных средств и документов;

-принятие структурными подразделениями таможни решения по отдельным видам документального контроля;

-требование о предъявлении при декларировании товаров групп риска, для которых правовыми актами ФТС России установлены отдельные места декларирования, а также групп "риска" и "прикрытия", перечень которых доводится;

-проведение дополнительного таможенного контроля, в том числе до выпуска товаров, должностными лицами ОКТО РТУ (таможни) при условии их прикомандирования к таможенному органу в месте декларирования товаров;

-выгрузка товаров на СВХ;

-принятие решения о выдаче разрешения на ТТ и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;

-указание во всех случаях в электронном уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;

-решение о выпуске принимает начальник таможенного поста;

-направление копий ДТ и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;

-проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов (ОТОиТК таможен).

Стоит отметить, что в целом все данные, содержащиеся в ПР, дублируются их кодовыми значениями, которые указаны в Классификаторах, соответствующих разделам ПР. Кодовые обозначения применяются для обработки информации ПР программными средствами ЭВМ, а также для занесения информации в базы данных ЕАИС ФТС России. Исключения составляют данные описания характеристики риска, которые индивидуальны для каждого ПР.. Контактная информации

Здесь в поле "Ответственные подразделения таможенных органов по контролю за действием ПР" указывается наименования соответствующих подразделений, на которые возлагается осуществление контроля за применением прямых мер по минимизации рисков, утвержденных в ПР и актуализация ПР. заполняются данные о контактном лице, уполномоченном давать разъяснения по вопросам действия ПР и применения мер по минимизации рисков.

2.2 Проблемы реализации системы управления рисками

Еще на первых этапах развития СУР были обнаружены недостатки, большинство из которых не устранено до сих пор. Это мешает четкому применению системы в целом и создает предпосылки для неисполнения планов по полномасштабному и всестороннему ее внедрению. В качестве наиболее существенных проблем на сегодняшний день можно назвать:

-неэффективную автоматизацию процессов выявления рисков;

-низкую оперативность издания профилей рисков и формирования "зеленого сектора" при взаимодействии различных подразделений ФТС России;

-отсутствие комплексности анализа рисков;

До сих пор в полной мере не реализована задача автоматизации процессов выявления профилей рисков, в составе штатных комплексных автоматизированных систем таможенного оформления "АИСТ-М" и "АИСТ РТ-21".

Следует отметить, что постоянно увеличивающийся товаропоток и расширение номенклатуры оформляемых товаров, усложнение нормативно-правовой базы, ограниченность сроков принятия решений при осуществлении таможенных процедур приводят к повышенной нагрузке на должностных лиц таможенных органов, а используемое ими программное обеспечение уже сегодня не позволяет реализовать весь комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективные меры таможенного контроля.

На данном этапе единственным средством для выявления профилей риска в процессе таможенного оформления является программная задача "Сервис выявления рисков". Однако это средство имеет множество проблем некорректного срабатывания профилей риска, в результате чего большинство операций по выявлению и отражению результатов при применении СУР приходится делать вручную, что приводит к ошибкам, отнимает время и людские ресурсы. Инспектор на таможенном посту тратит много времени на регистрацию выявленных рисков в электронном виде и корректировку электронного отчета в случаях их некорректного выявления, а не на выполнение основных функций по таможенному контролю.

Важным в деле повышения эффективности работы СУР является дальнейшее расширение взаимодействия ФТС России с другими государственными контролирующими органами. Примером может служить реализация заключенного в 2005 году "Соглашения о сотрудничестве между Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой". Так, только по результатам совместных проверок в 2006 г. налоговыми органами дополнительно начислено платежей на сумму более 90 млрд. руб. На основании информации таможенных органов отказано в возмещении НДС из бюджета на сумму свыше 78 млрд. руб.

Отсутствие адаптированных к российским условиям подходов к построению СУР в таможенной сфере является одним из препятствий для встраивания риск-менеджмента в процессе управления таможенным контролем. Централизованная система - основная и единственная применяемая для формирования структуры организации управления рисками. Остаются невостребованными комплексная и децентрализованная системы. Кроме того, в России нет единой методики по выявлению рисков, не используется количественный расчет вероятности риска. Не налажена как технически, так и организационно обратная связь о результатах применяемых мер по минимизации рисков, что приводит к невозможности оценивать их эффективность, принимать решения об актуализации или отмене профилей риска.

Важным фактором, влияющим на процессы адаптации системы управления рисками в региональных таможнях, является наличие удобного и эффективного в эксплуатации программного обеспечения, совместного с программным обеспечением, применяем ФТС России и региональными таможенными управлениями. Как правило, программные средства для уровня таможни и таможенных постов поступают для эксплуатации с опозданием, что вызывает на местах трудности в организации работы и необходимость разработки собственных программных проектов.

На основании анализа вышеуказанных проблем при реализации СУР можно сделать следующие выводы:

.Необходимо ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них могла утверждаться непосредственно начальниками РТУ, что значительно сократит временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля отдельных товаров и лиц, в отношении которых выявляется риск. Предложенный подход позволит сократить временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля до нескольких часов.

2.Прием, регистрация передачи документов в функциональные отделы отнимает у сотрудников ОПСУР время от аналитической работы, кроме того увеличивает срок прохождения документов при рассмотрении и принятии решения. Аналитическая работа должна быть основной в деятельности ОПСУР РТУ (таможен). Достаточно только контролировать результаты взаимодействия между профильными отделами и таможенными постами. Контроль результатов модно реализовать в отчетах таможенных постов.

.Создание и использование в практике работы таможенных органов информации из единого опреативно-аналитического центра СУР должно быть приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

.Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР должны стать базы данных, получаемые в ходе информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти на основании межведомственных соглашений, а также использоваться информация от таможенных служб иностранных государств (ведется информационный обмен с Украиной, Казахстаном, Финляндией, Швецией, готовится соглашение с Бельгией, подписан меморандум о начале работ по информационному обмену с Китаем).

.Изучение проблем управления и анализа рисками говорит о необходимом совершенствовании, нововведении в работе таможенных органов. И таким нововведением может явиться эффективное использование информационных систем. Это объясняется тем, что с помощью информационных систем становится возможным осуществлять анализы риска и более правильно и оперативно принимать решения.

2.3 Перспективы совершенствования таможенного контроля с применением СУР

СУР является одним из основных механизмов для решения задач, стоящих перед таможенной службой РФ, и должна способствовать выполнению контрольных показателей ее деятельности по основным составляющим экономических, фискальных, правоохранительных и инспекционных функций. Однако создание и внедрение СУР является комплексной задачей, которая затрагивает всю деятельность таможенной службы РФ и объединяет в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

В этих целях основными направлениями реализации СУР являются усиление аналитической и экспертной работы по выявлению рисков на всех уровнях таможенных органов как в стратегическом, так и в тактическом и оперативном направлениях, а также разработка целевых методик выявления рисков.

Ключевым составляющим совершенствования таможенного контроля является реализация принципа выборочности.

В перспективе развития технологий таможенного контроля стоит составление и введение в действие реестров, позволяющих контролировать деятельность в области таможенного дела. Данная информация будет содержаться в нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы (НСИ ЕАИС) ФТС России и использоваться должностными лицами таможенных органов в процессе ТО и ТК. Информация же, относящаяся исключительно к ведению правоохранительного блока ФТС России, будет содержаться в составе специализированных программных средств и использоваться исключительно по направлению деятельности.

Основными информационными источниками для должностных лиц при осуществлении таможенного контроля станут:

-центральный реестр субъектов ВЭД (ЦРСВЭД);

-реестр товаров;

-реестр таможенных органов.

Наиболее значимым среди вышеперечисленных реестров для должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, является ЦРСВЭД. Он был создан в целях совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления и реализации Концепции СУР.

Таким образом, лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, а также лицам, осуществляющим перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, присвоены идентификационные таможенные номера (ИТН).

ЦРСВЭД на всех уровнях таможенной системы (ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты) содержит справочный, правоохранительный и аналитический разделы.

Состав информации на уровне ФТС России, РТУ и таможен идентичен. При этом на уровень таможенного поста и ОТО и ТК в составе НСИ доводится информация в сокращенном виде.

В зависимости от вида профилей рисков, результатов анализа, информации, содержащейся в ЦРСВЭД и иных факторов, состав информации может быть дополнен другими сведениями в соответствии с иными правовыми актами ФТС России.

Использование ЦРСВЭД при осуществлении таможенного контроля позволит должностным лицам обоснованно реализовывать принцип выборочности, так как информация, содержащаяся в реестре, облегчает и делает более аргументированным выбор объектов проверок. Повышая таким образом эффективность таможенного контроля, таможенная служба РФ приближается к достижению показателей, установленных в соответствии с целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации.

Заключение

Тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и ограниченные возможности таможенной службы РФ требуют постоянного ее совершенствования и поиска оптимальных форм и механизмов осуществления своих функций.

С внедрением системы управления рисками, тотальный таможенный контроль был заменен на выборочный. Это позволило увеличить товаропоток через таможенную границу РФ при наличии тех же технических и людских ресурсах, но при этом сокращая временные издержки. Также СУР пресекает незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ, влияет на эффективность таможенного контроля и полноту взыскания таможенных платежей.

В ходе данной работы были сделаны следующие выводы.

Система управления рисками - это система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений:

-имеющих устойчивый характер;

-связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

-подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

-затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

К элементам реализации СУР относятся сбор и обработка информации, выявление и анализ рисков, разработка и реализация мер по управлению рисками, обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

Профиль риска является основным инструментом механизма минимизации рисков. Профиль риска - совокупность сведений об областях риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный. Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств - членов Таможенного союза. Такие области рисков определяются Комиссией Таможенного союза.

Основными подразделением, отвечающим за разработку и внедрение СУР является Главное управление организации таможенного контроля ФТС России (ГУОТК). На уровне РТУ таким подразделением является отдел контроля и применения СУР (ОКиПСУР), а на уровне таможни - отдел применения СУР таможни (ОПСУР).

Существуют ряд проблем с реализацией системы управлении я рисками:

-неэффективную автоматизацию процессов выявления рисков;

-низкую оперативность издания профилей рисков и формирования "зеленого сектора" при взаимодействии различных подразделений ФТС России;

-отсутствие комплексности анализа рисков.

В настоящее время на практике таможенные органы в РФ зачастую используют слишком упрощенные индикаторы риска. Это приводит к тому, что снижается экономическая эффективность от использования системы управления рисками, что видно на примере практики контроля таможенными органами таможенной стоимости.

Для этого таможенные органы должны проводить аналитическую работу и выявлять определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т.п.

В настоящее время решение проблемных вопросов на основе совершенствования системы управления рисками наиболее значимы и перспективны, так как примеры стран ЕС, США, Канады, Австралии убедительно демонстрируют эффективность реализации такого подхода.

Цель поставленная во введении достигнута, задачи выполнены.

Список использованных источников

1.Конвенция от 26.06.1999 (г. Брюссель)"Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур".

2.Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации".

.Приказ ФТС России № 1200 от 6 июня 2011 года "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене".

.Письмо ГТК России от 2.04.2004 №05-39/12151"О профилях рисков".

.Таможенный кодекс Таможенного союза. - М.: Проспект, 2011

.Андриашин Х. А, Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право: Учеб. - М: Магистр, 2008. - 372 с.

.Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебник / Ерошенко С.С., Малышенко Ю.В., Смирнов С.А. и др. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010. - 435 с.

.Управление таможенным делом: учебное пособие/ В.В. Макрусев, В.А. Черных, В.Т. Тимофеев, А.Ф. Андреев, М.В. Бойкова, И.Н. Колобова, В.Ю. Дианова, С.В. Барамзин, В.Ф. Волков; под общей ред.В. В. Макрусева и В.А. Черных. - Спб.: Троицкий мост, 2011. - 448с.

.Шамахов В.А. Таможенный контроль: учебник. - М.: Софт Издательство, 2008. - 240 c.

.Дружинин В.П. Система управления рисками в таможенном деле РФ // Таможенное дело. - 2011. - № 3. - с.7-10.

.http://www.customs.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!