Врачебный контроль за физическим воспитанием

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    193,65 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Врачебный контроль за физическим воспитанием

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины"

Факультет физической культуры

Кафедра теории и методики физической культуры





Курсовая работа

Врачебный контроль за физическим воспитанием




Исполнитель: Седич Е.В.

студентка группы ФК-32

Научный руководитель: Старченко В.Н.

Кандидат педагогических наук доцент




Гомель 2013

Содержание

 

Введение

1. Физическое воспитание как процесс управления

2. Врачебный контроль в системе физического воспитания

2.1 Врачебный контроль в базовом физическом воспитании

2.2 Врачебный контроль в спортивной тренировке

2.2.1 Врачебный контроль на соревнованиях

2.3 Врачебный контроль в процессе реабилитации

2.4 Врачебный контроль в физической рекреации

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность заключается в том, что неблагоприятная экологическая и экономическая обстановка, нерациональная организация питания, учебы, отдыха, ограниченные возможности для занятий физической культурой и спортом, низкая двигательная активность приводят к ухудшению состояния здоровья детей и подростков в республике, необходимо особое внимание уделить в системе физического воспитания врачебному контролю.

В настоящее время в первые классы общеобразовательных школ поступает 47,3% здоровых детей, к моменту перехода их в пятые классы этот показатель снижается до 22,7%.

В республике 10% детей до 15 лет имеют хронические заболевания.

В старших классах школ, лицеев и гимназий число здоровых учащихся составляет лишь 7%.

В высших учебных заведениях в процессе обучения число студентов с отклонениями в состоянии здоровья увеличивается почти вдвое.

Около 40% юношей призывников имеют противопоказания по состоянию здоровья к военной службе.

В республике отсутствует высококвалифицированный врачебный контроль за учащимися и студентами, занимающимися физкультурой. В настоящее время врачебный контроль сводится лишь к определению медицинской группы для занятий физической культурой. Не всегда правильно оценивается физическое развитие, физическая подготовленность детей и подростков, так как при проведении медицинских осмотров врачи поликлиник не используют функциональные методы исследований. Нет систематического врачебного наблюдения, диагностики и клинической оценки предпатологических состояний, возникающих при нерациональном использовании физических нагрузок на уроках физического воспитания. Не изучаются вопросы влияния на физическое развитие и оздоровление детей и подростков физических нагрузок, получаемых на уроках физкультуры, в спортивных секциях, группах общей физической подготовки. [1]

Эта проблема заслуживает должного внимания, т.к. от этого зависит будущее здоровье будущих поколений. И от того насколько качественно будет протекать врачебный контроль во всех учреждениях связанных с физической культурой и спортом, напрямую зависит состояние здоровья учащихся и результаты спортивных достижений спортсменов.

Годы учебы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. Обеспечить правильный, научно обоснованный подход к процессу тренировки помогает врачебный контроль. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.

Именно поэтому врачебный контроль в комплексе с педагогическим является необходимым компонентом процесса физического воспитания, повышающим эффективность занятий физической культуры для учащихся и спортсменов.

Цель курсовой работы: изучить вопросы, связанные с врачебным контролем в физическом воспитании.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть цели и задачи врачебного контроля.

. Раскрыть формы и виды врачебного контроля в процессе физического воспитания.

Практическая значимость: данные материалы курсовой работы могут использовать в своей работе руководители физического воспитания, тренера преподаватели ВУЗов и техникумов.

1. Физическое воспитание как процесс управления


Под управлением учебной деятельностью на занятиях физической культурой мы понимаем процесс целенаправленного, последовательного формирования и развития учебно-познавательной деятельности с помощью системы дидактических способов и условий организации этой деятельности. Результатом функционирования управления учебной деятельностью учащихся и студентов на занятиях физической культурой, должен стать "перевод" обучаемых с одного уровня учебной деятельности на другой, более высокий. При этом управление учебной деятельностью занимающихся на уроках физической культурой не только органически включает в себя управление формированием предметных знаний, двигательных умений и навыков, но и акцент делается на развитие интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер личности будущего специалиста средствами физической культуры. [4]

Управление учебной деятельностью, или педагогический контроль, студентов на занятиях физической культурой рассматривается как система взаимодействия преподавателя (тренера) и учащегося (спортсмена) с помощью прямой (от преподавателя к ученику) и обратной связи (от ученика к преподавателю) (Рисунок 1).

                                      Прямая связь

                                      Обратная связь

Рисунок 1. Схема прямой и обратной связи преподавателя и ученика.

Эффективность управления учебной деятельностью студентов зависит от организации контроля над процессом усвоения знаний, с помощью которого осуществляется обратная связь в системе управления, выводится необходимая информация о текущем состоянии учебного процесса и производится необходимая коррекция.

Наряду с педагогическим контролем, существует врачебный контроль. В результате их симбиоза обеспечивается общее повышение эффективности процесса физического воспитания.

Дополнив эту схему взаимосвязанными компонентами (цель, задачи, содержание, средства, формы, методы обучения, субъект и объект управления, функции, методы и принципы управления, факторы, определяющие деятельность субъектов управления, педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов, результат) мы получим модель управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой (Рисунок 2).

Первый блок модели представлен единством цели и системы задач, а также в него входят содержание, средства, формы и методы обучения. [4]

Важнейшим компонентом учебного процесса является его цель, ибо она определяет содержание, процесс обучения, управление и результат этого процесса. Целью разработанной нами модели является повышение эффективности управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой в вузе. Основным средством достижения цели управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой в вузе является решение системы задач. В соответствии с указанной целью сформулированы следующие задачи: преподавание ориентируется на раскрытие студентами личностного смысла самого учения; развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сферы в единстве с развитием всех компонентов учебной деятельности студентов; формирование личности студента в целом. Превращение цели обучения в результат происходит благодаря усвоению содержания обучения. Особенности содержания обучения, его цель и задачи определяют выбор средств, форм и методов обучения. В свою очередь, методы обучения реализуются в деятельности преподавателя и студентов, которая имеет целенаправленный характер. [5]

Второй блок модели включает принципы, функции и методы управления, а также факторы, определяющие деятельность субъектов управления.

Принципы управления в модели определяют ведущие требования к процессу управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой в вузе. Рассмотренные нами политические, экономические и культурные условия, воздействующие на систему образования, а также анализ опыта организации педагогического процесса в учебно-воспитательных заведениях обусловливают необходимость выделения таких принципов управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой, как диалогичность, преемственность, координация, единство управления и самоуправления.

В структуре функций управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой в вузе мы вычленяем анализ, планирование, принятие решения, организацию, контроль, регулирование и корректирование.

врачебный контроль физическое воспитание

Рисунок 2. Модель управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой

Анализ проблемы управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой позволяет разработать систему педагогических условий эффективного управления учебной деятельностью студентов, смоделировать сам процесс управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой и разработать технологию реализации модели управления учебной деятельностью. Учебная деятельность на занятиях физической культурой проходит в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов, воздействия разнообразной информации, которые приводят к противоречию, несоответствию внешнего и внутреннего. Реализация обратной связи позволила нам регулировать и корректировать деятельность преподавателя и студентов, приводить учебную деятельность в соответствие с целями и задачами. Следовательно, с функцией контроля связаны функция регулирования, которая используется для приведения системы в соответствие с поставленными целью и задачами, позволяя избежать противоречий, и функция корректирования.

Наиболее рационально выделить такие методы управления как организационные, медицинские, психолого-педагогические, социально-психологические. Все методы управления учебной деятельностью отличаются друг от друга, однако в комплексе представляют собой неразрывное взаимодополняемое единство способов достижения поставленной цели и реализации функций управления в процессе физического воспитания.

В системе факторов, определяющих деятельность субъектов управления, среда порождает потребности, которые вызывают индивидуальное сознание. Далее сознание порождает мотивы, а мотивы, в свою очередь, формируют цели. Цель реализуется в деятельности субъектов, тем самым удовлетворяется их потребность. Удовлетворение одной потребности вызывает другие потребности, которые порождают новое сознание.

Третий блок модели управления учебной деятельностью занимающихся на занятиях физической культурой в вузе раскрывает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов как субъектов управления. Использование стиля сотрудничества, содержанием которого является обмен информацией, признание индивидуальности, самоценности каждого студента, основанное на учете возрастной психологии и физиологии, построенного на принципах личностно ориентированного обучения.

В четвертом блоке модели анализируются полученные результаты об эффективности разработанной модели управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой, дается оценка.

Критериями, эффективности сконструированной модели управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой, были определены:

1)      сформированность компонентов учебной деятельности;

2)      физическая и функциональная подготовленность.

Таким образом, сконструированная модель управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой в полной мере учитывает сущность учебной деятельности и особенности управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой. Все указанные блоки модели являются относительно самостоятельными, но в полном составе и во взаимодействии представляют собой целостную, эффективную модель управления учебной деятельностью студента на занятиях физической культурой в вузе.

Целью управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой является повышение знаний, умений и навыков по изучаемому предмету, содействие подготовке гармонично развитых личностей, а впоследствии специалистов.

Таким образом, определяющую роль в обеспечении продуктивного управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой играют психолого-педагогические и профессиональные характеристики деятельности преподавателя, в частности: стиль руководства, его активность во взаимодействии со студентами и педагогическое мастерство. В этой связи неизмеримо возрастает значимость глубокой и всесторонней психолого-педагогической подготовленности преподавателя, а также владения знаниями по спортивной медицине для эффективного осуществления управления учебной деятельностью студентов на занятиях физической культурой.

Поскольку главным показателем достижения цели управления учебной деятельностью служит самостоятельность учения, то эта форма составляет важную часть процесса формирования личности студента, и предполагала достижение такого уровня саморегуляции учения, который обеспечивает развитие мотивов, знаний и способов деятельности.

Для проведения занятий по физической культуре по результатам медицинского обследования, оценки состояния физической, функциональной и спортивно-технической подготовленности студентов были созданы учебные группы: специальная, подготовительная, основная. [4]

2. Врачебный контроль в системе физического воспитания


В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей - специалистов по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институтов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту, который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений.

В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная форма врачебного контроля (в. к.) - врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в. к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта. [2]

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы: общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный, определение физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиография, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов. [6]

В условиях спортивной деятельности применяются методы:

·        Определение воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

·        Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и проводится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в 1972 году. [3]

В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Периодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических наблюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития, и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студенты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приведены в таблице 1.

Таблица 1

Название группы

Медицинская характеристика группы

Допускаемая физическая нагрузка

1. Основная

Лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии и физической подготовленности

Занятия по учебной программе физического воспитания в полном объёме, занятия в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях

2. Подготовительная

Лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленности

Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъявлением организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности и физического развития

3. Специальная

Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, постоянного или временного характера, требующих ограничения физических нагрузок, допущенных к выполнению учебной производственной работы

Занятия по специальным учебным программам


В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.

Перевод студентов из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования. Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения за указанным спортсменом. Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта. При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести. Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязательным также и для судей спортивных соревнований. [2]

2.1 Врачебный контроль в базовом физическом воспитании


Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения. Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда - недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе - гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17-18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.

Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24) % динамической работы в дневном распорядке, то есть 4-5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 ч в неделю, а мальчиков - 7-15 ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом - 140-160 уд/мин).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем - постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

q   контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;

q   врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессе тренировочных занятий, соревнований;

q   диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;

q   медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

q   профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на соревнованиях;

q   профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;

q   врачебные консультации по вопросам физической культуры и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе - уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное - определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми). Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления. Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест (Приложение), подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина - 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит - 7-21 день; отит - 14-28 дней; пневмония - 30-60 дней; плеврит - 30-60 дней; грипп - 14-28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый радикулит - 60 и более дней; переломы костей - 30-90 дней; сотрясение головного мозга - 60 и более дней; острые инфекционные заболевания - 30-60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры - профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины. [3]

Двигательная активность школьников. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение - залог здоровья - это аксиома. Понятие "двигательная активность" включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шагометрию (подсчитывают движения с помощью специальных приборов - шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп. [7]

2.2 Врачебный контроль в спортивной тренировке


Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

-диспансерное обследование - 2-4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности - исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма спортсмена. [2]

Спортивная специализация - это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта. [9]


Вид спорта

Возраст

баскетбол, волейбол

10-13;

акробатика

8-10;

бокс

12-15;

борьба

10-13;

водное поло

10-13;

гребля академическая

10-12

легкая атлетика

11-13;

лыжный спорт

9-12

плавание

7-10

тяжелая атлетика

13-14

фигурное катание

7-9

футбол, хоккей

10-12

гимнастика спортивная

8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (девочки).


Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации. [8]

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Врачебный контроль за физическим воспитанием включает:

ü  исследование физического развития и состояния здоровья;

ü  определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

ü  оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

ü  врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

ü  профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

ü  пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.). Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий. Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения за указанным спортсменом.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязательным также и для судей спортивных соревнований. [3]

Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

Восстановление работоспособности после утомления, как правило происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления. При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц. При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряжённой тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесённого инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения; сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжёлом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

В результате недочётов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности, прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечно сосудистой системы, обменных процессов.

В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчётливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам. В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течении 1-2 месяцев.

В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удаётся добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая "мёртвая точка" - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции: в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При "мёртвой точке" отмечаются снижение работоспособности, повышение заг траты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180 - 200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в "груди", недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то "мёртвая точка" сменяется состоянием облегчения, известным под названием "второго дыхания".

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10--12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2--4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Еще более информативна ортостатическая проба. Сосчитайте пульс, лежа в постели; затем медленно встаньте и через 1 мин снова сосчитайте пульс в вертикальном положении за 10с с последующим пересчетом за 1 мин (для этого полученную величину нужно умножить на 6). Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10--12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18--22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (большие производственные и бытовые нагрузки, постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т.п.). Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются людей, страдающих от гиподинамии и полностью нетренированных, а также у начинающих физкультурников. С ростом тренированности постепенно снижается реакция сердечно-сосудистой системы на этот тест - так же, как и ЧСС в состоянии покоя. Так, например, по наблюдениям автора, у начинающих любителей оздоровительного бега переход в вертикальное положение (после сна) вызывает увеличение ЧСС на 20--30 уд/мин, а у хорошо подготовленных бегунов с многолетним стажем занятий - всего на 8--16 уд/мин.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки, помимо данных ЧСС, целесообразно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега вы можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же вы начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону. Эти тесты подтверждает заповедь родоначальника оздоровительного бега, знаменитого новозеландского тренера Артура Лидьярда - "бежать легко”

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться более серьезные симптомы перетренированности - боли в области сердца, нарушения ритма (экстрасистолия), повышение артериального давления и др. В этом случае следует на несколько недель прекратить занятия и обратиться к врачу. После исчезновения указанных симптомов и возобновления занятий необходимо начинать с минимальных нагрузок, использовать реабилитационный режим тренировок. Для того чтобы избежать таких неприятностей, нужно правильно оценивать свои возможности и увеличивать тренировочные нагрузки постепенно. [2]

2.2.1 Врачебный контроль на соревнованиях

Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.

Соревнования предъявляют к организму спортсмена предельные требования. Поэтому медицинское обеспечение соревнований, имеющее своей целью сохранение здоровья спортсменов, предупреждение травм и заболеваний, создание наиболее благоприятных условий для достижения спортивного результата, имеет очень большое значение и является в нашей стране обязательным.

Тренер наряду с врачом несет прямую ответственность за сохранение здоровья спортсменов в условиях соревнований. Поэтому он должен хорошо знать вопросы организации и содержания медицинского обеспечения соревнований, активно помогать медицинскому персоналу, немедленно принимать меры в тех случаях нарушений правил и условий соревнований, которые грозят здоровью спортсменов, при заболевании или травме немедленно направить пострадавшего к врачу, вместе с ним решить вопрос о возможности продолжения соревнования, уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь. [7]

2.3 Врачебный контроль в процессе реабилитации


Во многих видах спорта в связи с резким увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок достижение высоких результатов предполагает проведение нескольких тренировочных занятий в день, а следовательно, существенное увеличение физических и психоэмоциональных нагрузок. Нередко оно приводит к перегрузкам опорно-двигательного аппарата, значительным морфо-функциональным изменениям, предпатологическим и патологическим состояниям.

В этой связи становится очевидной необходимость восстановления нарушенных функций. Средствами восстановления, как уже говорилось, могут быть физио- и гидропроцедуры, массаж, упражнения на растягивание и др.

Необходимой предпосылкой повышения эффективности тренировки является единство процессов воздействия физической нагрузки на организм и процессов восстановления. После выполнения физической нагрузки в организме параллельно протекают процессы восстановления и адаптации.

Планирование тренировочных нагрузок должно сочетаться с исследованиями механизмов адаптации спортсменов к нагрузкам, их переносимостью. И только на основании полученных данных можно планировать восстановительные мероприятия.

Устойчивость к нагрузке зависит от процессов восстановления. При быстром их протекании можно увеличить нагрузку, а также частоту тренировочных занятий. Если восстановление недостаточное, при повторяющейся нагрузке происходит переутомление. Тем самым нарушаются и не могут дальше развиваться процессы адаптации.

Одной из важнейших задач является своевременное определение функционального состояния и изменений опорно-двигательного аппарата спортсмена, внесение коррекций в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий.

Для достижения наибольшего эффекта необходимо комплексное использование восстановительных средств. Многолетние наблюдения показывают, что эффективность восстановительных мероприятий зависит от их комплексности, сроков применения, вида спорта, возраста спортсмена и стадии утомления.

При назначении восстановительных процедур большое значение имеет последовательность их воздействия. Поэтому после одной процедуры другую проводят спустя некоторое время. В таком случае первая процедура является как бы подготовкой для второй (например, парафин и электрофорез, массаж и электрофорез, парафин и ультразвук, массаж и электростимуляция). Если сначала проводят массаж, то силу тока при проведении последующей электростимуляции уменьшают. Тепловые процедуры улучшают электропроводимость тканей, поэтому эффект от электропроцедур (электрофорез, ультразвук, электростимуляция и др.) выше, если они проводятся после массажа.

При планировании восстановительных мероприятий следует помнить, что после первого тренировочного занятия лучше применять факторы местного (локального) действия (частный массаж, электростимуляцию и др.), а после второго - факторы общего действия: ванны, гидромассаж, общий массаж, сауну и др. Ежедневно следует менять процедуры, чтобы к ним не было привыкания. В соревновательном периоде показано применение восстановительных процедур общего воздействия (непродолжительное по времени), в подготовительном - сочетанное применение общих факторов и местных, особенно при наличии некоторых заболеваний: миозита, перетононита и др.

Исследования показывают, что зимой, особенно при тренировочных занятиях в зале, бассейне, тире, у спортсменов развивается ультрафиолетовый "голод”, который приводит к нарушению обменных и иммунных процессов, витаминного баланса и как следствие - к возникновению простудных заболеваний (или их обострению).

В этой связи большое значение имеет профилактика ультрафиолетовой недостаточности.

Ультрафиолетовое облучение (УФО) стимулирует функцию органов кровообращения, улучшает состояние иммунной системы и защитные свойства организма, нормализует функции симпатико-адреналовой системы и надпочечников. Профилактическое облучение значительно повышает способность организма использовать минеральные и белковые вещества пищи.

Планировать восстановительные средства должны врач, тренер и КНГ в такие сроки тренировочного цикла: в процессе или после тренировки (соревнования); перед тренировкой или соревнованием; в конце микро - и макроцикла; после окончания сезона или ответственных соревнований.

При планировании средств восстановления врачу необходимо знать физиологический механизм действия применяемой процедуры, функциональное состояние, индивидуальные особенности, возраст, пол спортсмена, особенности вида спорта, в котором он специализируется. Врач также должен руководствоваться принципами классификации физических факторов.

. Импульсный и постоянный ток.

. Переменный ток ультравысокой частоты (УВЧ), сверхвысокой частоты (СВЧ), диатермия и др.

. Магнитное поле постоянной и низкой частоты.

. Франкализация и аэроионизация.

. Светолечение.

. Гидро - и бальнеотерапия (ванны).

. Массаж.

Для повышения эффективности средств восстановления важно не только обеспечить их правильный подбор и своевременность применения, но и контроль за их воздействием. Необходимо также оценить целесообразность их использования. Оценка степени восстановления - очень сложный процесс, поскольку скорость. восстановления различных систем, как уже говорилось, неодинакова.

Кроме того, этот процесс носит фазный характер, вследствие чего многочисленные функциональные показатели в различные периоды после физических нагрузок могут изменяться по-разному. Поэтому обследование спортсменов должно быть комплексным, определяющим биохимический статус, состояние кардиореспираторной системы, нервно-мышечного аппарата и др. Эффективность восстановительных мероприятий следует оценивать, сопоставляя исходные данные с результатами, полученными в середине и конце тренировочного периода или восстановительного сбора. Кроме того, необходимо определять реакцию спортсмена на "ударные" тренировочные нагрузки и после дня отдыха, т.е. наблюдать за переносимостью тренировочных нагрузок. Особенно тщательным должен быть контроль за юными спортсменами, а также спортсменами, возобновляющими тренировочные занятия после перенесенных травм и заболеваний.

Различные реабилитационные центры имеют характерную для каждого из них оснащенность - в зависимости от специализации спортсменов, местах проживания, периода тренировки.

Реабилитационный центр на учебно-тренировочной базе должен включать:

)        кабинет врача;

2)      процедурный кабинет;

)        кабинет врачей-специалистов;

)        кабинет функциональной диагностики;

)        тренажерный зал;

)        душевые, бассейны, ванны, приборы для гидромассажа, сауну;

)        фотарий;

)        кабинет грязе- и парафинолечения;

)        кабинет иглорефлексотерапии, мануальной терапии;

10) кабинет для ДД-токов, ультразвука, электрофореза;

) кабинет для УВЧ, СВЧ и др.;

) массажный кабинет;

) кабинет для криомассажа, оксигенотерапии;

) кабинет психотерапии, цветомузыки.

Реабилитационный центр при спортзале, бассейне, стадионе, гребном канале должен включать:

) бассейн с гидромассажем, душевые;

) душ, сауну (баню);

) раздевальню;

) комнату отдыха;

) физиотерапевтический кабинет;

) кабинет врача;

) фотарий.

Реабилитационный центр при гостинице должен включать:

) комнату отдыха;

) сауну, душевые;

) бассейн с ваннами, душевой;

) тренажерный зал;

) раздевальню;

) кабинет медсестры;

) физиотерапевтический кабинет;

) фотарий. [10]

Дать конкретные рекомендации по восстановлению в том или ином виде спорта сложно. Особенности протекания восстановительных процессов обусловлены характером утомления, который является своеобразным в каждом виде спорта и формируется под воздействием специфической физической нагрузки. В соответствии с этим осуществляется подбор восстановительных средств и процедур. Они должны быть направлены на ускорение восстановления тех систем, которые несли основную нагрузку при выполнении той или иной физической работы. Но это условно, так как утомление носит не локальный, а обыщи характер, поскольку организм - это единое целое, деятельность которого контролируется ЦНС.

Имеются особенности применения средств восстановления в зависимости от направленности тренировки: на развитие выносливости, силы, быстроты и пр. Эти различия определяют необходимость дифференцированного (в известной мере избирательного) использования восстановительных средств.

Применение восстановительных мероприятий в микро- и макроциклах может привести к следующим изменениям в функциональном состоянии:

)        способствовать максимальному росту тренированности;

2)      вызвать незначительный тренировочный эффект или не вызвать его вообще;

3)      спровоцировать негативные изменения (при применении, например, СМВ-, ДМВ-терапии, электростимуляции электросна).

Изменения первого типа имеют место во всех случаях, когда при назначении восстановительных средств соблюдаются принципы оптимальности, рационального чередования, индивидуализации и др.

Изменения второго типа характерны для интенсивного применения средств восстановления.

Изменения третьего типа возможны при злоупотреблении неадекватными, неотработанными методиками, нерациональном чередовании физических факторов.

Применение физических факторов для восстановления вовсе не безобидная процедура. Она способна не только снизить утомление, ускорить протекание восстановительных процессов, но и привести к уменьшению резервных возможностей организма, снижению его работоспособности. Некоторые бальнеологические процедуры (радоновые, сероводородные и гипертермические ванны), а также баня и сауна являются значительной нагрузкой на кардиореспираторную и терморегуляционную системы, и пренебрегать этим при подготовке спортсменов к ответственным соревнованиям нельзя. [11]

2.4 Врачебный контроль в физической рекреации


Рекреация (в переводе с латинского "recreo" обозначает восстанавливать отдыхать, обновлять, переделывать, выздоравливать, приходить в себя.) - восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности. Практически под Р. понимают отдых после рабочего (учебного) дня, рабочей недели, во время очередного отпуска или каникул. Как известно, основой активного отдыха является массово-оздоровительная физическая культура или, как сейчас принято говорить, физическая рекреация.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя:

рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, четкую организацию работы и отдыха;

правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);

варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями;

разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них и их сочетание должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степени напряженности предшествующей нагрузки, характера и степени утомления, индивидуальных особенностей спортсмена, наличия соответствующих условий и материальной базы.

Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы и системы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла тренировки позволяет повысить эффективность тренировки за счет активизации процессов восстановления.

При построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению "вхождения" в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия - утомление.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями. [12]

Рекреация - это деятельность учащихся в свободное от занятий время с целью восстановления, укрепления физических и духовных сил и всестороннего развития личности в основном с помощью природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства. [13]

Функции рекреации подразделяются на медико-биологическую, социально-культурную и экономическую. В медико-биологической функции различают два аспекта: санаторное лечение и оздоровительный отдых. В свою очередь следует заметить, что оздоровительный отдых призван восстановить работоспособность студентов и снять у них нервно-психическое напряжение. Социально-культурная функция рекреации выделяет познавательную рекреационную деятельность, связанную с осмотром культурно-исторических ценностей, ознакомлением новых территорий.

Учебный процесс в учебном заведении функционирует так, что после окончания экзаменационных сессий следует период отдыха - каникулы. От того как учащиеся и студенты в этот период проводят свой отдых, во многом зависит их дальнейшая активность в учебном процессе. Помогает разрешить данную проблему оздоровительно-спортивный лагерь. Он позволяет оздоровить студентов, внедрить среди них здоровый образ жизни, развить у них мотивацию к занятиям физическими упражнениями, укрепить самоорганизацию. Важное место в данной связи занимает физическая рекреация (рисунок 3).

Особенно это относится к внеучебным занятиям физическими упражнениями. В данном случае представляется необходимым определить средства, формы, содержание и методы функционирования физической рекреации с точки зрения ее потребности, например, в летнее каникулярное время в оздоровительно-спортивном лагере.

В двигательные режимы студентов в оздоровительно-спортивных учреждениях в каникулярное время включены различные средства, формы и методы физической рекреации. Они проводятся с учетом их состояния здоровья, возраста, пола и физической подготовленности. Основой физической рекреации являются занятия физической культурной, лечебной физической культурой, массово-оздоровительными формами физической культуры и культурно-развлекательные мероприятия (дискотека, художественная самодеятельность, физкультурные праздники, соревнования, туристические походы, экскурсии и др.).

Из средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, массаж (самомассаж), трудотерапия, механотерапия. Из форм занятий применяются: утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная гимнастика, дозированная ходьба, занятия на "тропе здоровья", оздоровительный бег, плавание, самостоятельные занятия физическими упражнениями и др. Методы этих занятий: индивидуальный, малогрупповой, групповой.

Наиболее легко контролированным средством во время рекреации является ходьба. Ее легко можно регулировать: продолжительность, скорость длинна шага.

Контроль за деятельностью сердца осуществляется по показанию пульса: вовремя ходьбы и после ее окончания частота пульса не должна превышать 110-120 ударов минуту. Ходьба не должна вызывать затрудненное дыхание, боли за грудиной и в ногах, чувство тяжести и другие ощущения. После ходьбы хороший эффект дает теплый душ или другие водные процедуры.

Из всех форм физической рекреации самым универсальным и массовым средством валеологических мероприятий является "тропа здоровья".

Рисунок 3. Схема физической рекреации студентов

К Она состоит из маршрута и станций. Дистанция пути может варьироваться в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности, через определенные промежутки расстояний на маршруте обустроены тренировочные пункты (станции) с различными приспособлениями и "спортивными" снарядами. На "тропе здоровья" из подручных средств сделаны места для отдыха, столбы, палки, бревна, качели.

Контроль за деятельностью сердца осуществляется по показанию пульса: вовремя ходьбы и после ее окончания частота пульса не должна превышать 110-120 ударов минуту. Ходьба не должна вызывать затрудненное дыхание, боли за грудиной и в ногах, чувство тяжести и другие ощущения. После ходьбы хороший эффект дает теплый душ или другие водные процедуры.

Из всех форм физической рекреации самым универсальным и массовым средством валеологических мероприятий является "тропа здоровья". Она состоит из маршрута и станций. Дистанция пути может варьироваться в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности, через определенные промежутки расстояний на маршруте обустроены тренировочные пункты (станции) с различными приспособлениями и "спортивными" снарядами. На "тропе здоровья" из подручных средств сделаны места для отдыха, столбы, палки, бревна, качели.

"Тропа здоровья" представляет собой хорошую базу для проведения индивидуальных, малогрупповых и групповых занятий физическими упражнениями. На ней осуществляются дозированная ходьба, бег, а также организуются массово-физкультурные и развлекательные мероприятия. Следует заметить, что во время физической рекреации на учащихся одновременно действуют солнечные и воздушные факторы, микроклимат леса, водоема и степных полей. Все это вместе взятое в разумных дозировках благоприятно влияет на организм и психику студентов.

Особое место в системе физической рекреации занимают подвижные и спортивные игры. Самыми распространенными являются: футбол, волейбол, пляжный волейбол, игры в воде, эстафеты по плаванию. В программу также входят соревнования по волейболу, легкой атлетике, плаванию и др. видам спорта.

Такой вид физической рекреации как плавание имеет широкое применение, т.к. помогает учащимся закаливать свой организм и укреплять здоровье.

Рекреационные мероприятия в естественных условиях природы дают возможность:

благоприятно воздействовать на психику и приносить эстетическое наслаждение и нравственное удовлетворение;

положительно влиять на их состояние здоровья и физическую подготовленность;

Разработанная система физической рекреации в оздоровительно-спортивных лагерях и других учреждениях направленных на восстановление с помощью средств физической культуры способствует:

активизации обмена веществ в организме с целью усиления окислительных процессов;

повышения функциональной приспособляемости организма к постоянно возрастающим физическим нагрузкам;

улучшению психологического статуса;

подготовке учащихся и студентов к бытовым и учебным нагрузкам.

Таким образом, мероприятия по физической рекреации в комплексе с природными факторами оздоровления способствуют более эффективному восстановлению и укреплению их здоровья.

Выводы:

1. Проблема рекреации вне учебного процесса в настоящее время представляет актуальный теоретический и практический интересы с точки зрения восстановления, укрепления и формирования здоровья молодежи.

. Разработанные методические и методологические подходы при проведении физической рекреации студентов в летнее каникулярное время является важным валеологическим и воспитательным процессом, направленным на подготовку разносторонне развитых и физически подготовленных специалистов.

. Основой физической рекреации учащихся на примере спортивно-оздоровительного лагеря являются:

а) немедикоментозные средства оздоровления - физические упражнения, двигательные режимы, массаж, трудотерапия;

б) естественные факторы природы - солнечные и воздушные ванны, аэротерапия, купание в открытом водоеме, ландшафт природной местности;

в) формы валеологических занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная гимнастика, дозированная ходьба и плавание, оздоровительный бег, занятия на "тропе здоровья", самостоятельные занятия, выполняемые в природных условиях.

. Физическая рекреация студентов в оздоровительно-спортивном лагере только тогда дает весомый положительный результат, когда ее проведение вписывается в массово-развлекательные программы активного отдыха: дискотеки, туристические походы, экскурсии по живописным природным и культурным местам, вечера вопросов и ответов, физкультурные праздники и т.д.

Интенсивное загрязнение и деградация окружающей среды, наблюдавшиеся во многих регионах нашей страны, распространились и на наиболее популярные рекреационные районы и зоны. Медработники рекреационных учреждений совместно с региональной санитарно-эпидемической службой и природоохранными службами других ведомств постоянно осуществляют контроль за состоянием природной среды на рекреационных территориях с целью не допустить загрязнения окружающей среды стоками в водоемы и выбросами в атмосферу. Рекреационные территории также должны быть надежно защищены от загрязнения. [12]

Заключение


Управление учебной деятельностью (педагогический контроль) учащихся на занятиях физической культуры рассматривается как система взаимодействия преподавателя (тренера) и ученика (спортсмена) с помощью прямой и обратной связи.

Эффективность управления учебной деятельностью студентов зависит от организации контроля над процессом усвоения знаний, с помощью которого осуществляется обратная связь в системе управления, выводится необходимая информация о текущем состоянии учебного процесса и производится необходимая коррекция.

В результате симбиоза педагогического и врачебного контроля обеспечивается общее повышение эффективности процесса физического воспитания.

В ВУЗах, школах повышения спортивного мастерства, тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная форма врачебного контроля (в. к.) - врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в. к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта. [

Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе - уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное - определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.). Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

Соревнования предъявляют к организму спортсмена предельные требования. Поэтому медицинское обеспечение соревнований, имеющее своей целью сохранение здоровья спортсменов, предупреждение травм и заболеваний, создание наиболее благоприятных условий для достижения спортивного результата, имеет очень большое значение и является в нашей стране обязательным. Тренер наряду с врачом несет прямую ответственность за сохранение здоровья спортсменов в условиях соревнований. Поэтому он должен хорошо знать вопросы организации и содержания медицинского обеспечения соревнований.

Необходимой предпосылкой повышения эффективности тренировки является единство процессов воздействия физической нагрузки на организм и процессов восстановления. После выполнения физической нагрузки в организме параллельно протекают процессы восстановления и адаптации.

При планировании реабилитационных средств восстановления врачу необходимо знать физиологический механизм действия применяемой процедуры, функциональное состояние, индивидуальные особенности, возраст, пол спортсмена, особенности вида спорта, в котором он специализируется. Врач также должен руководствоваться принципами классификации физических факторов.

Применение физических факторов для восстановления вовсе не безобидная процедура. Она способна не только снизить утомление, ускорить протекание восстановительных процессов, но и привести к уменьшению резервных возможностей организма, снижению его работоспособности.

Особое место в системе физической рекреации занимают подвижные и спортивные игры. Самыми распространенными являются: футбол, волейбол, пляжный волейбол, игры в воде, эстафеты по плаванию. В программу также входят соревнования по волейболу, легкой атлетике, плаванию и др. видам спорта.

Такой вид физической рекреации как плавание имеет широкое применение, т.к. помогает учащимся закаливать свой организм и укреплять здоровье.

Рекреационные мероприятия в естественных условиях природы дают возможность:

благоприятно воздействовать на психику и приносить эстетическое наслаждение и нравственное удовлетворение;

положительно влиять на их состояние здоровья и физическую подготовленность;

Мероприятия по физической рекреации в комплексе с природными факторами оздоровления способствуют более эффективному восстановлению и укреплению их здоровья.

Список использованных источников


1.       Приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от от 3 августа 1998 года N 1136 (обновлен 23 октября 2006г.) О совершенствовании врачебного контроля за детьми, подростками, учащимися и студентами.

2.       Карпман В.Л. - Спортивная медицина. Учебник для институтов физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 349с.

.        Дембо А.Г., Попов С.Н., Тесленко Ж.А., Шапкайц Ю.М. - Спортивная медицина. Учебник для институтов физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 368с.

.        Калинникова, Н.Я. Организация педагогического процесса на занятиях физической культурой. Физическая культура и спорт. - Томск 2005. - 373с.

.        Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физ. культ. пед. институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

.        Популярная медицинская энциклопедия. Главный редактор академик Б.В. Петровский - Мн., Тимофеева, 1981. - 423с.

.        Улькин В.Н. Физическая подготовка. Минск, 1991. - 236с.

.        Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт. 1989. - 107с.

.        Гендзегольскис Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 243с.

.        Дубровский В.И. - Реабилитация в спорте - Москва, Физкультура и спорт, 1991. - 115с.

.        Мирзоев О.М. - Применение восстановительных средств в спорте - Спортакадемпресс, 2000. - 156с.

.        Владимир Куц - От новичка до мастера спорта - Москва, 'Воениздат', 1962г-57с.

.        Куликов И.А. Физическая рекреация студентов во вне учебного процесса. - Белгород, 1999. - 40с.

Приложение


Гарвардский степ тест:


ИГСТ - индекс Гарвардского степ теста.

t - время теста (5 минут)

f1, f2, f3 - частота пульса после степ-теста на 2-й, 3-й, 4-й минуте.

Похожие работы на - Врачебный контроль за физическим воспитанием

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!