Влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболисток 13-14 лет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    196,71 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболисток 13-14 лет

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Спортивно-педагогический факультет спортивных игр и единоборств

Кафедра спортивных игр







КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболисток 13-14 лет»












Минск 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1       Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет

.2       Педагогическое значение подвижных игр

.3       Подвижные игры для обучения и совершенствования приёмов волейбола

.4       Использование подвижных игр в волейболе

.5       Использование спортивных игр для технико-тактической подготовки волейболистов

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

.1       Цель и задачи исследования

.2       Методы исследования

.3 Организация и проведение исследований

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Показатели уровня технико-тактической подготовленности юных волейболисток до начала эксперимента и после его окончания

.2 Сравнительный анализ полученных результатов

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Подвижные игры являются необходимым слагаемым в общем комплексе средств, направленных к разностороннему физическому воспитанию учащихся.

Игра представляет собой исторически сложившееся средство воспитания. Возникновение игры относится к далекому прошлому человеческого общества. На протяжении всей истории человеческого общества игра всегда отображала действительность, характерные стороны уклада жизни, труда и быта человека. С течением времени создаются подвижные игры, направленные на решение педагогических задач. Подвижные игры при определенной направленности и руководстве становились организованным средством физического воспитания детей. Дети, играя, отображают действительность, но они не подражают всему, что они видят. Дети не копируют окружающую среду, а отражают ее с некоторыми изменениями, причем, самостоятельно со своим пониманием окружающей жизни. Применяемые ребенком в играх способы действий показывает степень его развития, а приобретенный опыт в играх выдвигает новые интересы, новые потребности. Эти интересы и потребности влияют на содержание игровой деятельности ребенка, изменяют ее.

В нашей системе физического воспитания особое место в тренерской работе занимают подвижные игры и подготовительные упражнения в виде игр. Многообразны подвижные игры и подготовительные упражнения в виде игр, включающие подготовку занимающихся, их технические приемы к будущим действиям в игре баскетбол, а также различные двигательные навыки, способствующие воспитанию физических и морально-волевых качеств юного баскетболиста.

Чтобы добиться от занимающихся качественного выполнения того или иного приема с мячом, без мяча приходится давать много упражнений, которые бывают типичными, и вот здесь дети часто устают, теряя интерес к выполнению упражнений с целью выработки того или иного технического приема ввиду многоповторяемости. Для повышения интереса нужно применять подвижные игры в разных вариантах. Занимающиеся охотно играют и одновременно выполняют то задание, которое требует тренер. Подвижные игры, эстафеты и подготовительные упражнения в виде игр способствуют повышению эмоциональности занятий и заинтересованности в них учащихся.

В первые дни занятий обычно включаются простые игры, эстафеты, подготовительные упражнения в виде игр, состоящие из одного какого-нибудь технического приема волейбола - ловли, передач, ведения и т.д, Постепенно, по мере того, как занимающиеся обогащают свой технический багаж, игры и эстафеты усложняются. В сложные игры, в эстафеты вводятся 2-3 элемента, которые выполняются в движении с преодолением препятствий на малой скорости. Руководящая роль педагога очень велика и значительна. Руководитель подвижной игры призван выполнять соответствующую роль организатора и воспитателя. От него подготовленности к этой роли зависит, в основном, успех проведения игр.

Руководитель обязан быть ближе к жизни детей: он должен изучать характер, наклонности, интересы играющих, внимательно наблюдать за их играми, учитывая, что именно в подвижных играх особенно ярко и наглядно проявляются черты поведения и физические способности играющих.

Умелое использование подвижной игры в интересах воспитания детей и молодежи является большим искусством, в котором руководитель обязан неустанно совершенствоваться.

В литературных источниках по волейболу, вопросу использования подвижных игр уделяется очень мало внимания. В данное время волейбол получил широкое распространение у нас в стране. Волейбол сейчас занимает одно из ведущих мест в школьных программах, а также в соревнованиях в разных масштабах среди взрослых.

Являясь одним из средств всесторонней физической подготовки подрастающего поколения, для успешного учебного процесса были использованы подвижные игры из публикаций таких авторов, как Е.М.Геллер, О.С. Голуб, И.М. Короткое.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет

Для того чтобы методически правильно строить занятия по волейболу с детьми, педагог должен знать анатомо-физиологические особенности детского организма. Только при этом условии занятия по волейболу будут способствовать правильному физическому развитию и спортивному совершенствованию школьников [17,18].

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека не только размерами и весом тела, но и целым рядом анатомо-физиологических особенностей.

,,, Рассматривая организм человека как целостную, сложную, управляемую систему, необходимо подчеркнуть, что деятельность его различных органов и систем находится в тесной взаимосвязи. Современными исследованиями установлено, что развитие мышечного аппарата оказывает благотворное влияние на внутренние органы, а высокий уровень функционирования внутренних органов благоприятно влияет на мышечную деятельность.

Однако для своевременного и нормального развития всех органов во время роста большое значение имеет степень физической нагрузки, ее адекватность возрастным и половым особенностям школьников! Так, например, при перегрузке организма наблюдается задержка роста, а при оптимальных физических упражнениях .опорно-двигательный аппарат ребенка развивается гармонично. Отрицательное влияние могут оказывать на школьников в период полового созревания интенсивные нагрузки игрового характера, так как повышенная эмоциональная возбудимость, возникающая в результате таких упражнений, отдаляет субъективное чувство усталости, а развивающееся утомление может повлечь за собой явления перетренированности. В частности, быстрый рост костно-связочного аппарата у подростков при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих значительное увеличение частоты сердечных сокращений. При этом такие нагрузки должны быть кратковременными, их следует чередовать с интервалами отдыха.

Неравномерно у детей происходит увеличение веса тела, формирование мышц и скелета. В связи с этим необходимо учитывать, что преждевременное и непропорциональное увеличение различных мышечных групп может привести к задержке подвижности в суставах и гибкости. Это в свою очередь может отрицательно сказаться на амплитудных характеристиках движений в период овладения детьми спортивной техникой [18,19].

При проведении занятий по волейболу необходимо учитывать, что в детском возрасте процессы возбуждения явно преобладают над тормозными процессами, и в связи с этим следует осторожно подходить к дозированию тренировочных нагрузок, так как, возбуждаясь, дети часто не замечают наступающего утомления.

При выполнении мышечной работы у детей наблюдаются резкие изменения в деятельности различных функций организма. Особенно это проявляется в период полового созревания, когда повышение реактивности организма способствует уменьшению работоспособности и ускоренному наступлению утомления [20,21].

Чрезвычайно бурно реагирует организм юных спортсменов и на различные эмоциональные воздействия. Например, предстартовое состояние подростков характеризуется более значительными по сравнению со взрослыми изменениями частоты сердечных сокращений и артериального давления. Более интенсивно в детском возрасте протекают и обменные процессы, что объясняется, во-первых, ростом организма ребенка, а, во-вторых, меньшими размерами тела в расчете на единицу веса. При одной и той же мышечной работе обмен веществ у детей выше, чем у взрослых, так как по сравнению с последними у них более высокая возбудимость нервной системы и большая реактивность организма.

В связи с этим большое значение для роста и работоспособности детей имеет правильно организованное питание. У юных спортсменов суточная потребляемость калорий должна быть значительно выше, чем у детей, не занимающихся спортом. У систематически тренирующихся школьников создаются благоприятные предпосылки для лучшего стимулирования и протекания процессов обмена.

Педагогу (тренеру) необходимо знать, что развитие сердечнососудистой системы в детском возрасте происходит неравномерно. Так, в возрасте 10-11 лет наблюдается наибольшее отставание увеличения веса сердца относительно веса тела, а в возрасте 11- 15 лет вес сердца увеличивается сравнительно с весом тела более интенсивно. После восемнадцатилетнего возраста, это соотношение выравнивается.

К 14 годам в детском организме количество крови относительно веса тела достигает 9% (у взрослых - 7-8%).

Частота сердечных сокращений у детей также больше, чем у взрослых. Однако ударный объем сердца у взрослых значительно больше, чем у детей. При систематической тренировке у юных спортсменов сердечная мышца увеличивается, становится более работоспособной и адаптированной к дозированным нагрузкам.

В сравнении со взрослыми кровяное давление у детей несколько ниже: в 7-8 лет оно равно 99/66 мм, в 13-15 лет -117/73 мм, в 16-18 лет- 120/75 мм.

С ростом тела у детей увеличивается потребность в потреблении кислорода, что благотворно влияет на увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких.

Частота дыхания также зависит от возраста. Например, в пятилетнем возрасте она составляет 26 в одну минуту, а в возрасте от 15 до 20 лет - 20. Уменьшение частоты дыхания с возрастом связано с глубиной дыхательного цикла, то есть с увеличением количества вдыхаемого воздуха [22,24].

В период полового созревания у детей резко увеличиваются функции желез внутренней секреции, что способствует интенсивному росту всего организма. В это время наблюдается повышение работоспособности, увеличение росто-весовых показателей, а также мышечной силы и других физических качеств.

При занятиях спортом необходимо постоянно осуществлять тщательный врачебно-медицинский контроль за школьниками. Каждый учащийся обязательно должен пройти дважды в течение года медицинское освидетельствование.

Возрастные особенности развития нервной системы оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков у детей. По мере развития подростка деятельность центральной нервной системы приобретает все большую целостность, согласованность и единство. В возрасте 13-14 лет все большее развитие получает регулирующий, тормозящий контроль коры головного мозга. В этот период значительной улучшается координация произвольных движений. Движения становятся разнообразными и более точными, совершаются с относительно меньшей затратой энергии; возможно высокое совершенство в развитии скорости движений, их точности, координированности, образования динамических стереотипов. Р.Е.Мотылянская пишет: «Трудно назвать какое-нибудь движение (если оно, конечно, не требует исключительной силы или выносливости), которому нельзя было бы обучить мальчика или девочку 13-14 лет. Здесь закладывается основа техники движений, которая в более старшие возрасты будет совершенствоваться, шлифоваться, обрастать новыми качествами мастерства».

В возрасте от 13 до 14 лет должны закладываться основы будущих высоких достижений в волейболе, где решающее значение имеет координация и не требует выносливости и монотонных действий. Для плодотворной спортивной подготовки необходим определенный уровень физического развития детей. Этот уровень должен соответствовать требованиям, которые предъявляются ему игрой в баскетбол. В противном случае обучение может привести к неправильному усвоению технических приемов, а ведь известно, что в детском возрасте двигательные навыки очень трудно поддаются перестройке в дальнейшем. Уровень физического развития детей зависит от степени      развития костномышечной системы, гармонического развития органов системы организма и их функциональных возможностей. Весь костно-связочный аппарат детей в возрасте 13-14 лет достигает относительно высокого уровня развития. Однако костно-связочная система в этом возрасте отличается большой мягкостью и гибкостью, чем и объясняется легкая податливость ее внешним воздействиям в связи с этим деформаций позвоночника, который в этом возрасте приобрел свои постоянные физиологические изгибы.

Особенностью развития мускулатуры школьника 13-14 лет является количественное нарастание ее массы, с которым связан рост мышечной силы, а также качественное усовершенствование ее работы. У подростка происходит улучшение называемых основных естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание). Качественное усовершенствование движений, прежде всего, заключается в овладении ручными рабочими движениями кисти и пальцев руки, что требует уже упражнения, сознательного усилия. Школьника уже больше интересует результат своих двигательных актов, он получает удовольствие от достижения цели, которую ставил перед своими действиями, в то время как раньше его больше привлекал сам процесс движения.

Сердечно-сосудистая и дыхательная система также имеют в этом возрасте известные особенности строения и функции. Наряду с увеличением сердца с возрастом повышается его функциональная способность, увеличивается ударный и минутный объем крови. Сердце подростка отличается повышенной возбудимостью. Это является одной из причин того, что игры с большой подвижностью могут вызывать у подростков быстрое учащение сокращений сердца и повышение кровяного давления. Однако из этого не следует делать заключение о «неполноценности» сердца здорового и тренированного подростка. Сердечно-сосудистая система подростка хорошо приспосабливается к нагрузкам на скорость и выносливость [9,11]. Вредно отражается на деятельности сердечно-сосудистой системы подростков слишком высокие нагрузки, острые перенапряжения и случаи перетренировки. Органы дыхания также имеют некоторые особенности. У детей «рабочая» поверхность легких относительно больше, чем у взрослых; обменом веществ.

Надо учесть, что у детей относительно слабая дыхательная мускулатура, вследствие чего недостаточная глубина дыхания, которая частично компенсируется значительно большей частотой. Следует также отметить, что в этом возрасте наблюдается узость верхних дыхательных путей (полости носа, гортани, трахеи). Отсюда вытекает задача всемерного укрепления мышц, вызывающих движение грудной клетки. Центральная нервная система отличается от повышенной возбудимости. Это, главным образом, обуславливает поступление в кровь гормонов половых желез. Дальнейшее развитие функций высших отделов мозга предопределяет возможности совершенствования сознательных, целенаправленных действий.

Известная неустойчивость в образе поведения может приводить при неправильном воспитании к нежелательным поступкам.

1.2 Педагогическое значение подвижных игр

Основой педагогического значения подвижных игр является выявление деятельности детей на различных ступенях возрастного развития, воспитания и обучения. Очень существенно раскрывать подвижные игры в значении занятий, направленных педагогом к всестороннему содействию физического воспитания детей.

Подвижные игры предоставляют особые возможности для комплексного развития и закрепления двигательных навыков и жизненного важных качеств, одновременное проявление которых протекает в различных связях и сочетаниях. Также важные качества приобретаются в условиях изменяющихся игровых ситуаций и относительной инициативы играющих.

В этом отношении подвижные игры приобретают большую вспомогательную роль для разрешения задач общей физической подготовки занимающихся. В занятиях с юными спортсменами используются игры при изучении элементов спортивной техники и для начального ознакомления с простейшими тактическими действиями.

В игровом методе возникают внезапные разнообразные условия борьбы за победу, требующие верных решений и действий, направляя учеников к применению уже закрепленных двигательных навыков в различных связях и сочетаниях. А отсюда представляется возможность для дальнейшего совершенствования этих двигательных качеств, образование и закрепление техники новых более сложных приемов в игровых действиях, если преодоление трудностей будет предоставлять для играющих сложную, но решаемую задачу.

Подвижная игра - это первое проявление активной и сознательной деятельности детей. Она служит для них средством познания окружающего мира. Играя, дети приобретают много жизненного необходимых двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. А главной дидактической стороной педагогики и есть обучение двигательным действиям или же образования двигательных навыков у детей. Подвижные игры оказывают сильное влияние на общефизическое развитие детей, хорошо укрепляют нервно-мышечную систему, улучшают дыхание и кровообращение, пищеварение и обмен веществ.

Коллективные подвижные игры содействуют формированию правильных черт характера, нравственных качеств. Особенности содержания подвижных игр позволяют проводить их живо, занимательно. Огромное значение для привлечения внимания к игре, возбуждения к ней интереса со стороны играющих имеет путь достижения игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые необходимо преодолеть в процессе игры. Нельзя упускать и то, что если результата в игре добиться легко, то такая подвижная игра не заинтересовывает надолго. Игра сложная, но доступная будет привлекательна и интересна.

1.3 Подвижные игры для обучения и совершенствования приёмов волейбола

Подвижные игры, направленные на обучение и совершенствование верхней передачи мяча:

«Свеча». На площадке чертится круг диаметром 1 м. Игроки располагаются в" колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач - над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. По окончании задания победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.

«Передал - выйди». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху- (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.

«Мяч партнеру». 6-8 игроков стоят по кругу и один в центре круга. По сигналу игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу, а тот, который стоит в центре, пытается коснуться мяча. Мячи передают в различных направлениях. Центральный игрок, коснувшись мяча, становится в круг на место того, чью передачу он перехватил, а игрок из круга - на место центрального, и игра продолжается.

«Передачи в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу тренера перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т. д.. За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, набравшая меньше штрафных очков.

«Спираль». Игроки располагаются в двух колоннах в затылок друг другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. По свистку первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему и т. д. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший упражнение, получил мяч первым.

Рис.1 «Догони мяч»

 «Гонка мячей». Играющие становятся в круг на расстоянии двух-трех шагов один от другого, рассчитываются на «первый-второй». Все первые номера - одна команда, вторые - другая. Двум игрокам, стоящим рядом, дается по волейбольному мячу. По сигналу каждая команда начинает передавать мяч своим игрокам по порядку. Мячи идут в противоположные стороны. Выигрывает команда, которая дальше передала мяч. Передавать мяч через круг не разрешается.

«Борьба за мяч». Играющие делятся на две команды. Игроки одной из них, получив волейбольный мяч, стараются передавать его друг другу так, чтобы не дать перехватить игрокам другой команды. Соперники, в свою очередь, перехватив мяч, начинают передачи между собой. Игрокам обеих команд разрешается бегать в любом направлении, но без мяча (задерживать его в руках более 3 сек. не разрешается). Игра ведется на время. Выигрывает команда, владевшая мячом более продолжительное время.

«Догони мяч». Играющие делятся на группы по 8-10 человек; каждая группа играет самостоятельно. Один из играющих берет мяч и становится позади шеренги остальных участников, приготовившихся к бегу. Игрок, стоящий за.шеренгой, бросает мяч через головы играющих; вперед-вверх; те стараются не дать мячу упасть на землю, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удается, тот становится «подающим», и игра возобновляется (рис. 1).

«Через сетку». Игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2-3 команды, каждая команда, в свою очередь, делится на две группы, которые располагаются на разных сторонах площадки друг против друга,- лицом к сетке, в колонны по одному. Головные игроки стоят на линии нападения. По сигналу головные, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне. Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.

«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Занимающиеся в каждой команде рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу тренера он начинает выполнять передачи мяча над собой. После третьей передачи этот игрок, выкрикнув чей-либо номер, бежит из 'круга. Игрок, чей номер был выкрикнут, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на землю, продолжить передачу мяча над собой.

Рис. 3 «Эстафета с передача мяча»

Игра длится 3 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 2).

«Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8 м (рис. 3). По сигналу первый игрок колонны ударяет волейбольным мячом, об пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший от пола мяч и передает его двумя руками сверху (снизу) в обратном направлении на второго игрока и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.

«Баскетбол».

Две команды играют в баскетбол, но ведение мяча и передачи партнерам осуществляются волейбольной передачей. При ведениях игроки, перемещаясь, подбивают мяч одной или двумя руками вверх. Ведение мяча с ударами об пол не разрешается. Передачи можно выполнять стоя на полу и в прыжке. Таким же способом можно посылать мяч в кольцо. Побеждает команда, забившая больше мячей.

«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертятся круги диаметром 2 м. В кругах располагаются игроки, которые поточно выполняют передачу мяча двумя руками сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. -Если мяч летит мимо круга, то игрок может не принимать его. В таком случае соперник получает штрафное очко. Игра длится 5 мин. Побеждает игрок, набравший меньше штрафных очков.

Рис.4 «Карусель»

Рис.5 «Кто точнее».

«Карусель». Две команды игроков образуют два круга. Игроки в кругах расположены в затылок один другому на расстоянии 2 м. По сигналу тренера один из игроков в каждой команде выполняет передачу мяча над собой и- перемещается по кругу вперед, на его место выходит следующий игрок и, не давая мячу упасть на землю, также выполняет передачу мяча над собой, затем убегает вперед и т. д. Игра проводится 3-5 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 4).

«Кто точнее?» Перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 5 м от стены. На стене в 3 м от пола нарисованы квадраты 2x2 м. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу (тренер указывает способ удара), стремясь попасть в квадрат, а затем уходят в конец колонны. Побеждает команда, больше попадавшая в квадрат (рис. 5).

Подвижные игры, направленные на обучение и совершенствование подачи мяча:

«Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу тренера игроки обеих команд поочередно выполняют по 5 подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки обеих команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. Если игрок испортил подачу или наступил на линию, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой было больше попаданий в площадку.

«Сумей передать и подать». Команды соревнуются в передачах мяча в стенку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны около стенки - в 3 метрах от нее. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только первый игрок из колонны закончил подавать, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок и. т. д. Игроки, ожидающие очереди, собирают мячи и доставляют их партнерам к месту подачи За правильно' выполненную передачу игроку начисляется очко, за подачу- 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков, которые начисляются за попадание в квадрат с обозначенной цифрой (рис. 111). Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. Способ выполнения подачи устанавливает тренер. Побеждает команда, набравшая больше очков. При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается.

Рис. 6 «Снайперы»

1.4 Использование подвижных игр в волейболе

подвижный игра волейбол тренировочный

Актуальность .Прессинг большого спорта, новые задачи стоящие перед подготовкой спортсменов, вызывают необходимость более гибкого сочетания применяемых средств и методов. В связи с интенсификацией тренировочного процесса игра как метод и упражнение занимает в режиме спортсмена в период спортивной подготовки более заметное место.

Большие физические нагрузки и многократные повторения, необходимые для создания прочных навыков, нередко вызывают своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса даже у самых сознательных и трудолюбивых спортсменов. Эта ответная реакция организма на однообразно выполняемую работу. Игры активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние, благоприятное влияют на восстановление работоспособности. Занимающиеся забывают об усталости, продолжают тренировку с желанием и интересом. В силу вступает эффект «активного отдыха», связанный с явлением взаимной индукции, возбуждение и торможение различных мышечных групп, с индуктивным торможением нервных клеток, обуславливающим повышением их функционального состояния [9,11,12].

Эффективность и целесообразность применения подвижных игр в спортивной подготовке подтверждается современной спортивной практикой и имеет научно-теоретическое обоснование. Интерес к игровой деятельности не только ребенка, но и взрослого человека естественен и объясним природой самой игры. Ведь стремление к игре (спортивной, подвижной) интуитивно связано с потребностью человека тренировать мышцы и внутренние органы, а также получать внешнюю информацию. Обогащенная в силу «информационного закона чувств» положительным зарядом эмоций, эта потребность выливается в игровую деятельность. Игра продолжает оставаться желанным спутником человека, его спортивной подготовкой, что вполне объяснимо, если учесть психофизиологическую природу этого вида деятельности [4].

Игры выступают как вспомогательное, дополнительное упражнение в системе средств, используемых в тренировочном процессе. Не следует переоценивать их значение, как, впрочем, и игнорировать их использование для решения педагогических задач в разных этапах спортивной подготовки [1,4].

В современной программе по физической культуре для школы подвижные игры распределяются не только в соответствии с возрастом, но и по видам спорта (игры с бегом, прыжками, метаниями, на лыжах и пр.). Это свидетельствует о приближении игры к спортивной практике [8].

Вопрос об изучении и педагогической оценке подвижных игр как одного из средств подготовки юных спортсменов особенно стал актуальным в связи с общей тенденцией привлечения к спортивной деятельности детей раннего возраста. К этому побуждает и то обстоятельство, что в ряде случаев подвижные игры еще недооцениваются в системе подготовки юных спортсменов.

Большинство авторов считают, что подвижные игры оказывают положительное влияние на воспитание двигательных качеств [2,5]. Подвижные игры побуждают к быстрой реакции на сигнал, приучают более экономично и целенаправленно использовать свои действия [10].

Многие ученые, а также практические работники отводят важную роль подвижным играм, а также созданию игровой обстановки, особенно в начале тренировочного процесса юных спортсменов [1,2,3,4,13,14].

Существует некоторая неопределенность по вопросу использования подвижных игр при развитии у некоторых спортсменов сенсомоторных навыков. Заслуживает внимания мысль о возможности использования подвижных игр в целях обучения спортивной техники [10]. Существуют два пути обоснованного подбора подвижных игр для обучения техническим приемам в спорте.

Первый - это путь логического сопоставления двигательных действий в конкретном виде спорта и в подвижных играх с определением адекватности отдельных фаз движений или основных их компонентов (сенсорно-интеллектуальных или моторных).

Второй - это непосредственное интеллектуальное обоснование полезной взаимосвязи подвижных игр с данным видом спорта на основе установленной положительной интерпретации навыков, приобретенных в процессе участия в игре [10].

Подвижные игры могут быть использованы как одно из средств, позволяющих осуществить психологическую готовность юного спортсмена к соревнованиям. Такие игры могут служить своего рода моделью для формирования у спортсменов психологического стереотипа [9].

Весьма существенным является аргумент о существовании диалектической связи между игрой и спортом. Игровая деятельность вполне обоснованно может быть рассмотрена как модель спортивная, особенно в период формирования юного спортсмена. Игра как коллективная деятельность существенно отличается от видов спорта, где человек берется за завершенную форму движений или стремится к единому успеху, соревнуясь с метрами, килограммами и секундами.

Некоторые считают, что роль игрового метода в спортивных играх выражена значительно слабее, т.к. сами спортивные игры прекрасно

оснащают спортсмена эмоциями и воспитывают коллективные начала. Мнение это ошибочно. Современная спортивная игра - многоплановая деятельность, где наряду с высокой техникой общения с мячом требуется физическая выносливость, волевое напряжение и значительное усиление мысли. Без тренировки этих компонентов нельзя воспитать ни большого мастера, ни рядового игрока, способного выступать в соревнованиях.

Несмотря на то, что спортивные игры являются также как формой подвижных игр, они нуждаются в последних также, как мощные реки нуждаются в ручейках, делающих реки еще более могучими.

Подвижная игра отличается от спортивной отсутствием сложной техники и тактики. В ней могут быть упрощены или усложнены волею руководителя приемы и правила. Поэтому, если спортивная игра в высокой степени аккумулирует технические приемы и тактические действия, то подвижные игры «по ниточкам» помогают создавать высокоорганизованную «ткань» спортивной игры [14].

Опытные преподаватели не проводят двухсторонней игры до тех пор, пока занимающиеся не научатся основным приемам волейбола в более простых и доступных играх. Например, вместо бесконечной перекидки мяча с целью обучения общения с ним (что немаловажно) нередко предлагают занимающимся игровую форму выполнения упражнений с мячом. Постепенно усложняя подвижные игры, тренеры вводят в них элементы противоборства, приучают учеников к самостоятельному выбору решений. Подобные действия не только закрепляют нужные навыки, но совершенствуют их в условиях, приближенных к соревнованиям.

Процесс овладения спортивной игрой в широком плане, т.е. воспитание умения понимать игру, приобретение исполнительного мастерства и прочее достигается опытом самой игры и участием в соревнованиях. Но оснащение игры арсеналом разнообразных умений, подготовка к бескомпромиссным поединкам на высоком уровне немыслимы без кропотливой тренировки, частью которой (особенно в стадии обучения и закрепления навыков) являются подвижные игры. Учиться играя, и учить лучше играть - это два условия выступают в неразрывном единстве и являются ключом к овладению спортивного мастерства [13].

Появляется возможность широкого применения разнообразных спортивных игр для решения задач, поставленных перед тренировочным уроком. При этом немаловажно заметить, что вопрос идет не о случайном использовании, а о системе применения специально продуманных и подобранных игр для решения задач физической и технической, а также тактической подготовкой. Именно в таком плане и излагается практический материал. Понятно, что он не исчерпывает всего многообразия подвижных игр, которые могут быть использованы в процессе спортивной практики, а является ориентировочным [4].

Специфика подготовки игроков, необходимость оснащения их техникой, проявляющейся в условиях единоборства, и обучение тактической «грамоте» повышают роль вспомогательных игр, особенно в подготовительном периоде. В соревновательном периоде возможно включение подвижных игр и эстафет, «отключающих» ее участников от стереотипных действий в избранной спортивной игре, в занятиях между календарными играми. Такой прием психологически оправдан. Игры для этой цели тренер может подобрать по своему усмотрению [13].

1.5 Использование подвижных игр для технико-тактической подготовки волейболистов

Применение подвижных игр в спортивной подготовке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники [10].

Систематическое проведение различных игр позволяет создать у спортсменов (особенно у начинающих) определенный запас движений. На этой базе легче формировать определенный навык. Следует подчеркнуть, что навык, формируемый в спорте реализуется, как правило, без игры, без участия эмоций. Более того, эмоции способны нарушить действия и затруднить достижение цели. Игра приходит на помощь тренеру лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредотачивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется (сначала разучивается кувырок, прием игры, передача эстафеты, прыжок с места и т.п., затем эти элементы включаются в игру). Здесь игра выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии. В изменившихся ситуациях, при внешних противодействиях навык становится не только устойчивым и стабильным, но и гибким, вариативным. Это может привести к возникновению нового, более совершенного умения. Спортсмен приобретает способность применять освоенный навык в целостной деятельности, выбирать для каждого случая наилучшие варианты выполнения действия. Вот почему руководителю сначала следует давать в игре задания: кто выполнит задание правильнее, точнее, а уж после этого кто быстрее, больше и т.п. [8, 13, 14].

Подвижная игра выступает как комплексное упражнение, заставляющее к тому же активно работать, мыслить. Поэтому использование в тренировках игр для решения различных педагогических задач способствует созданию общих предпосылок для овладения тактикой. К тому же игровая деятельность всегда включает в себя простейшие или более сложные способы ведения борьбы. В игре участники должны сами уметь рассчитывать свои силы, определять рациональные приемы действий. Элементы тактики заложены в простых и командных "Салках", "Удочке", где смена ритма вращения веревки помогает быстрее осалить играющих, а также в таких несложных играх, как "Челнок" или "Вызов", где приходится планировать тактические действия [3].

Умение чувствовать микроотрезки времени, скорости и ритм движений, умело распределять силы на дистанции также входит в арсенал тактического мастерства, которое может совершенствоваться в игре и игровых заданиях [2, 3].

Тактическое мышление воспитывается не столько при теоретическом разборе, сколько в практических упражнениях игрового характера (кто скорее подметит действие противника, ориентируется в ответ на сигнал, кто лучше чувствует режим, время на дистанции и т.п.). Игр и упражнений тактического плана в единоборствах и спортивных играх, благодаря разнообразию тактических возможностей, больше, чем, скажем, в сложно-технических или циклических видах спорта [4, 5].

В связи с тем, что технические навыки целесообразно развивать применительно к будущим тактическим ситуациям, и этот спортсмен должен осознавать уже при изучении техники, подвижная игра выступает, как средство позволяющее моделировать различные ситуации [6].

Подбирая специальные игры, тренер может обучать начинающего спортсмена элементарным стандартным тактическим приемам, в которых тот будет осмысленно использовать свои технические способности и применять спортивную технику. При этом очень важно формировать тактику, направленную на наступательное ведение игры [4, 6].

В настоящее время наблюдаются тенденции ограничивать воспитание автоматизированных тактических навыков и расширять их вариативность. Эту задачу можно успешно осуществлять" с помощью разнообразных командных игр. При их подборе и составлении важно знать способности спортсменов, учитывать их предшествующий опыт, чтобы прилагать в игре оптимальные усилия [1,8].

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе изученных литературных источников можно сделать вывод, что многие научные работники придают большое значение подвижным играм как одному из основных средств обучения и совершенствования технико-тактических навыков в волейболе.

2.1 Цель исследования

Работа проводилась с целью выявить влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболисток 13-14 лет.

2.2 Задачи исследования

В работе поставлены следующие задачи исследования:

. Разработать и классифицировать подвижные игры, направленные на развитие технико-тактических навыков волейбола.

. Подобрать информативные и надёжные тесты для определения уровня технико-тактической подготовленности волейболисток.

. С помощью тестов определить уровень технико-тактической подготовленности волейболисток 13-14 лет, на примере верхней передачи мяча и подачи.

. Определить степень влияния подвижных игр, включенных в систему подготовки, на уровень технико-тактической подготовленности волейболисток 13-14 лет.

2.3 Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: математической статистики, тестирования, педагогического эксперимента и анализа литературы.

Исследования проводились с учащимися 7-8 классов (13-14 лет) СШ № 158 г. Минска, занимающихся в волейбольной секции.

2.4 Организация и проведение исследования

Как уже указывалось выше, в тестировании участвовали 24 волейболистки 13-14 лет, которые были разделены на две группы. Занятия в каждой группе проводились 4 раза в неделю по 2 академических часа. В первой группе на занятиях ставились задачи совершенствования технико-тактических действий с помощью подвижных игр с элементами волейбола. Во второй группе технико-тактическая подготовка шла по традиционной методике. Тестирование проводилось дважды. Первый раз в октябре 2007 года, второй - в апреле 2008 года в СШ № 158 г. Минска.

После первого тестирования испытуемым была предложена экспериментальная программа с использованием подвижных игр. Программа

заключалась в том, что технико-тактическая подготовка юных волейболисток ( а именно, верхняя передача мяча и подача) велась по средствам подвижных игр.

При помощи анализа данных специальной литературы было определено, что к категории информативных тестов для оценки уровня технико-тактической подготовленности юных волейболисток без дополнительной эмпирической проверки можно отнести следующие контрольно-педагогические тесты:

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 1 метр»

Условия выполнения действий: на стене чертиться мишень из четырёх окружностей с единым центром (диаметр внутренней окружности 20 сантиметров, диаметр каждой последующей увеличивается на 20 сантиметров); центр мишени чертиться на высоте 3 метра от пола; испытуемый находиться на расстоянии 1 метр от стены напротив мишени; выполняется 20 передач сверху двумя руками с собственного высокого (около 3 метров над головой) подброса; необходимо попасть в центр мишени.

Система оценок: за попадание в центральный круг - 5 очков, во второй круг от центра - 4 очка, в третий от центра - 3 очка, в четвертый - 2 очка, за вылет за пределы мишени - 0 очков.

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра»

Стандартные условия выполнения действий: мишень чертиться на высоте 3 метра от пола, испытуемый находиться от стены на расстоянии 3 метра. Передача выполняется с собственного невысокого подбрасывания (0,5 - 1 метра над головой). Система оценок - та же, что в предыдущем тесте.

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 5 метров»

Стандартные условия выполнения действий: испытуемый находиться от стены на расстоянии 5 метров, остальное то же, что в тесте «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра»

«Подача мяча в зоны 1,6,5»

Испытуемый выполняет 30 подач в сторону «противника», где в зонах 1,6,5 располагаются квалифицированные волейболистки, являющиеся в данном случае помощниками в эксперименте, задача которых принять мяч ; связующий (квалифицированная волейболистка помощница в эксперименте), находясь в привычном для себя месте (промежуток между зонами 2 и 3), выполняет вторые передачи для нападающего удара; передняя зона разделена чертой, параллельной средней линии на расстоянии от неё в 1.5 метра, на две части: первую зону нападения (ближе к сетке) и вторую зону нападения.

Система количественной оценки эффективности подач:

.за выигрыш мяча «чисто» подачей - 1 балл;

. за подачу, после приёма которой мяч возвращается на сторону подающих без атаки (передачи мяча по навесной траектории) - 0,7 балла;

.за подачу, после приёма которой вторая передача выполняется способом снизу - 0,5 балла;

. за подачу, после приёма которой вторая передача выполняется двумя руками сверху из зоны защиты - 0,4 балла;

. за подачу, после приёма которой вторая передача выполняется двумя руками сверху из «второй зоны нападения» - 0,3 балла;

. за подачу, после приёма которой вторая передача выполняется двумя руками сверху из «первой зоны нападения» - 0,2 балла;

. за ошибку при подаче - 0 баллов.

Вначале определяется сумма набранных баллов за 30 подач, затем вычисляется средний балл.

Далее высчитывалась сумма набранных очков группой по каждому тесту до начала экспериментальной программы и сравнивалась с суммой очков по окончании эксперимента.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Показатели уровня технико-тактической подготовленности юных волейболисток до начала эксперимента и после его окончания

Для удобства сравнения и наглядности, полученные данные были объединены в таблицы, а также представлены в виде диаграмм (см. приложение).

Группа 1.

Таблица1.

Испытуемый (фамилия, имя)

Передача в стену с расстояния 1 метр (количество очков)

Передача в стену с расстояния 3 метра (количество очков)

Передача в стену с расстояния 5 метров (количество очков)

Подача мяча в зоны 1, 6, 5 (количество очков)

10.Остапенко В.

48

56

44

52

54

58

7.9

9.2

9.Шух Т.

51

59

59

56

58

53

7.6

8.6

3.Мороз Е.

52

69

53

62

39

46

9.6

9.9

11.Шведова Н.

53

68

56

55

39

36

8.1

9.2

1.Семашко Е.

5459475643459.49.8








4.Пекарчик А.

54

53

42

46

40

41

8.9

10.0

7.Анкуд В.

58

64

46

58

41

40

9.2

9.9

6. Андросович Е.

62

69

58

56

55

58

10.1

10

12. Янковская А.

64

54

55

59

41

44

9.3

8.9

2.Колтун Т.

66

68

51

59

41

47

8.4

8.6

5.Преображенская Р.

70

68

61

63

49

54

8.9

7.8

Итого:

70375663868954957896.4109.2








8.Ширко О.

71

69

66

67

49

56

7.9

7.3


Первое тестирование

Второе тестирование

Первое тестирование

Второе тестирование

Первое тестирование

Второе тестирование

Первое тестирование

Второе тестирование

По результатам теста «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 1 метр» группа набрала 703 очка до начала эксперимента и 756 очков после его окончания, количество очков возросло на 53. Для возможности дальнейшего сравнения результатов прирост очков высчитывался в процентном соотношении: 756 - 703/703*0.01= 7,5 %

По результатам теста «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра» группа набрала 638 очков до начала эксперимента и 689 очков после его окончания, количество очков возросло на 51. Прирост составил 689 - 638/638*0,01=7,9%

По результатам теста «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 5 метров» группа набрала 549 очков до начала эксперимента и 578 очков после его окончания, количество очков возросло на 29. Прирост составил 578 - 549/549*0.01=5,28%

По результатам теста «Подача мяча в зоны 1,6,5» группа набрала 96,4 очков до начала эксперимента и 109,2 очков после его окончания, количество очков возросло 12,8. Прирост составил 109,2 - 96,4/96,4 * 0,01=13,27%.

По результатам теста «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 1 метр» группа набрала 697 очков до начала эксперимента и 708 очков после его окончания, количество очков возросло на 11. Для возможности дальнейшего сравнения результатов прирост очков высчитывался в процентном соотношении: 708 - 697/697*0.01= 1,57%

По результатам теста «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра» группа набрала 632 очка до начала эксперимента и 639 очков после его окончания, количество очков возросло на. Прирост составил 639 - 632/632*0,01= 1,1%

Группа 2.

Таблица 2.

Испытуемый (фамилия, имя)

Передача в стену с расстояния 1 метр (количество очков)

Передача в стену с расстояния 3 метра (количество очков)

Передача в стену с расстояния 5 метров (количество очков)

Подача мяча в зоны 1, 6, 5 (количество очков)


Первое тестирование

Второе тестирование

Первое тестирование

Второе тестирование

Первое тестирование

Второе тестирование

Первое тестирование

Второе тестирование

1.Лобач Н.

55

54

46

47

40

44

9.1

9.3

2.Криворот А.

56

59

54

57

43

46

8.2

8.2

3.Кадоркина Т.

66

63

52

60

33

36

9.2

9.1

4.Ильина Р.

74

73

46

41

37

42

8.8

8.4

5.Ипатенко Л.

49

60

57

50

46

8.7

7.9

6.Зуева В.

51

48

54

56

41

36

10

9.8

7.Емельянова И.

64

63

48

49

43

48

9.1

9.6

8.Волочкович Л.

52

58

60

64

38

41

7.7

8.2

9.Вацеба В.

44

46

60

49

51

54

7.9

7.8

10.Бруяко Т.

65

68

42

48

52

47

7.8

8

11.Боброва Л.

62

63

51

54

38

46

8.3

8.5

12.Адамович Н.

59

56

59

57

37

39

9.1

9.4

Итого:

697708632639503525103.9104.2









По результатам теста «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 5 метров» группа набрала 503 очков до начала эксперимента и 525 очков после его окончания, количество очков возросло на 22. Прирост составил 525 - 503/503*0.01= 4,37%

По результатам теста «Подача мяча в зоны 1,6,5» группа набрала 103,9 очка до начала эксперимента и 104,2 очка после его окончания, количество очков возросло 0,3. Прирост составил 104,2- 103,9/103,9 * 0,01= 0.3%.

В итоге мы получили за время эксперимента улучшение результата в группе №1 и группе №2, однако величина изменений в группах существенно отличается.

В группе, где технико-тактическая подготовка велась по экспериментальной методике, с помощью подвижных игр с элементами волейбола разница прироста составила в тесте «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 1 метр» 7.5% - 1,57%= 5,93%; в тесте «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра» - 7,9% - 1,1%= 6,8%; в тесте «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 5 метров» - 5,28% - 4,37%= 0,91%; в тесте «Подача мяча в зоны 1,6,5» - 13,27% - 0,3%= 12,97%.

Прирост результата тестирования с октября 2007 года до апреля 2008 года

Таблица 3

Тест

Группа 1, прирост результата, %

Группа 2, прирост результата, %

Разница прироста между группами, %

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 1 метр»

7,5

1,57

5,93

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра»

7,9

1,1

6,8

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 5 метров»

5,28

4,37

0,91

«Подача мяча в зоны 1,6,5»

13,27

0.3

12,97


Полученные результаты свидетельствуют о том, что группа №1 за время эксперимента не только повысила уровень технико-тактической подготовленности, но и обогнала своих конкурентов - группу №2.

.2 Сравнительный анализ полученных результатов

Проведя математическую обработку полученных результатов, мы выяснили, что группа №1 быстрее овладевает технико-тактическим мастерством, а именно навыками верхней передачи мяча и подачи, чем группа № 2. Результаты наших исследований не позволяют объективно показать на каком уровне находится технико-тактическая подготовленность юных волейболисток, однако это мы и не ставили перед собой такую задачу. Основной задачей было проследить динамику изменения уровня технико-тактической подготовленности и сравнить их между двумя экспериментальными группами. В целом получилось, что группа №1 повысила своё мастерство, показав результаты после окончания эксперимента во всех тестах лучше, чем перед его началом. Группа №2 также показала более высокие результаты, однако величина, на которую они изменились, уступает показателям группы номер 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что группа №1, занимаясь по экспериментальной методике, за такой же по времени период подготовки, что и группа номер 2, смогла достичь более высокого уровня технико-тактического мастерства по сравнению со вторыми. Получается, что экспериментальная методика тренировки юных волейболисток 13-14 лет оказалась более эффективной, чем традиционная.

Выводы

1.       Анализ литературных источников показал, что использование подвижных игр в подготовке юных волейболисток способствует повышению общей физической подготовленности занимающихся, а также решают вопросы обучения и совершенствования технико-тактических действий.

2.       Экспериментально апробированы подвижные игры для целенаправленного обучения технико-тактическим действиям и их совершенствования. Составлена классификация подвижных игр с учетом техники игры волейбола.

.        Подобраны информативные и надёжные тесты для определения уровня технико-тактической подготовленности волейболисток и с помощью этих тестов определён уровень технико-тактической подготовленности волейболисток 13-14 лет, на примере верхней передачи мяча и подачи

.        Экспериментально установлено, что целенаправленное использование подвижных игр в технико-тактической подготовке юных волейболисток влияет на эффективность тренировочного процесса, а именно, на качество исполнения и быстроту овладения технико-тактическими навыками.

Практические рекомендации

Применение спортивных игр в спортивной подготовке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования технико-тактических навыков.

Систематическое проведение различных игр позволяет создавать у спортсменов, особенно у начинающих, определенный запас движений.

Подвижные игры выступают как комплексное упражнение, заставляющее активно работать мысль. Поэтому использование в тренировке игр для решения педагогических задач способствует созданию общих предпосылок для овладения тактикой. Тактическое мышление воспитывается в основном в практических упражнениях игрового характера.

Подбирая специальные игры, можно научить начинающего спортсмена элементарным стандартным приемам, в которых тот будет осмысленно использовать спортивную технику.

Для более точного обзора игр в формировании того или иного качества необходима классификация подвижных игр. Применяя любую группу игр, необходимо разносторонне оценивать содержание каждой намеченной игры, всегда учитывать конкретные педагогические задачи.

Таким образом, подвижные игры в системе обучения и тренировки представителей волейбола являют собой не только вспомогательные, дополнительные упражнения, активизирующие влияние, восстанавливающие эмоциональное состояние занимающихся, но и выступают зачастую в качестве незаменимого, основного средства, повышающего эффективность многолетней спортивной тренировки. Для практического использования можно рекомендовать подвижные игры, которые находятся в главе 1.3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I.                Геллер Е.М. К теоретическому обоснованию применения подвижных игр в подготовке юных спортсменов. - Кишинев, 1976.

2. Геллер Е.М., Коровин СЕ. Некоторые аспекты использования специализированных игр в подготовке юных спортсменов. - Минск, 1990. - С.10-11.

3.   Геллер Е.М., Голуб О.С. Подвижные игры в технико-тактической подготовке юных гандболистов.- Минск, 1988. - 51с.

4.   Геллер Е.М., Станкявичюс Л.А. Подвижные игры в подготовке спортивных резервов по баскетболу и гандболу. - Минск, 1988. - С. 95-97.

5.   Геллер Е.М. Подвижные игры пионеров и школьников.- Минск, 1966.         -80 с.

6.   Ганнадиев Н. Подвижные игры применительно к баскетболу. - Физическая культура в школе.- № 5, 1981. - С. 21-22.

7.   Короткое И.М. Зимние игры школьников. - М.: Просвещение, 1964. -120 с.

8.   Короткое И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1971, № 5. - С. 5-6.

9.   Мотылянская Р.Е., Иорданская Ф.А., Стогова А.И. Физическая культура и возраст./ под ред. Р.Е. Мотылянской. - М.: Физкультура и спорт, 1967.    -280 с.

10.              Сингаевский С.Н., Сингаевская О.С. Подвижные игры как средство развития тактических способностей юных баскетболистов. - Минск, 1989. -С. 157-199.

II.               Хрущев СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. - Изд. 2-е. - М.: Медицина, 1980. - 222 с.

12. Хрущев СВ., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 157 с.

13. Яковлев В.Г. Подвижные игры учащихся. - М.: Учпедгиз, 1967. - 150 с.

14. Яковлев В.Г., Боглеева Л.В. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 135 с.

15. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗовФК. - М.:2002.

16. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. Пед. учебн. Завед. /Под ред. Ю.Д. Железнова, Ю.М. портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

17. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов - Минск: Вышэйшая школа, 1974 - 287 с.

18. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов - Минск: Вышэйшая школа, 1979 - 192 с.

19. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебник для фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов - Минск: Вышэйшая школа, 1985 - 264 с.

20. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. - Минск: Народная асвета, 1980. - 128 с.

21. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.

22. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 231 с.

23. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 157 с.

24. Волейбол. Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред А.В.Беляева, М.В. Савина. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.

25. Ахмеров Э.К. Педагогический контроль за специальной физической и технической подготовленностью спортсменов в учебно-тренировочном процессе по волейболу: метод.рекомендации / Э.К.Ахмеров, И.А.Щиряев. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. - 32 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Показатели уровня технико-тактической подготовленности юных волейболисток до начала эксперимента и после его окончания.

Тест: «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 1 метр»

Диаграмма 1


Тест: «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра»

Диаграмма 2


Тест: «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 5 метров»

Диаграмма 3


Тест: «Подача мяча в зоны 1,6,5»

Диаграмма 4


Прирост результата тестирования с октября 2007 года до апреля 2008 года, %

Диаграмма 5

Похожие работы на - Влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболисток 13-14 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!