Применение автоматизированной информационной системы 'БЭСТ-Маркетинг' для оценки рыночной и конкурентной среды организации
Курсовая
работа
Применение автоматизированной
информационной системы «БЭСТ - Маркетинг» для оценки рыночной и конкурентной
среды организации
Оглавление
Введение
. Постановка задачи
. Теоретические основы информационных систем и технологий
.1 Характеристика автоматизированной информационной системы
BC: CRM
.2 Характеристика автоматизированной информационной системы
АИС «БЭСТ - Маркетинг»
.3 Понятие и назначение используемых информационных
технологий
. Использование «БЭСТ Маркетинг» для оценки рыночной и
конкурентной среды организации ЗАО «Агрохолдинг Московский»
.1 Технология поиска, сбора, подготовки данных
.2 Технология загрузки данных
Выводы и предложения
Библиографический список
информационная система рынок конкурентная среда
Введение
«Маркетинг - это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок,
привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания
у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для
компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем
потребителей и регулирования рыночной деятельности» (Филипп Котлер).
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор,
отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает
маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами
внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием
решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень
неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды
по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного
продукта на конкретном рынке
В сфере сельскохозяйственного производства постоянно появляются новые
товары, однако, лишь некоторые из них приносят производителям значительные
прибыли. Агромаркетинг представляет собой сложную систему, требующую
регулирования и управления. Сельскохозяйственное предприятие не является
самообеспечивающим, поэтому между ним и окружающей маркетинговой средой
происходит постоянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его существования
и дальнейшее выживание зависят от влияния окружающей среды. Чтобы продолжить
свое функционирование, сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной
стороны, приспосабливаться к изменениям во внешней маркетинговой среде, а с
другой - воздействовать на нее в силу своих возможностей. Поэтому актуальность
использования удобного и эффективного автоматизированного инструментария для
оценки рыночных позиций предприятия в условиях конкуренции не вызывает
сомнений. Таким решением выступает экспертная система «БЭСТ-Маркетинг».
Целью нашей курсовой работы является закрепление и расширение
теоретических знаний по курсу «Информационные системы маркетинга»,
систематизация, а также получение и развитие практических навыков
самостоятельного решения функциональных задач с помощью экспертной системы
«БЭСТ - Маркетинг».
Для достижения указанных целей необходимо:
. Постановить задачу;
. Дать характеристику автоматизированной информационной системы (АИС)
«БЭСТ-Маркетинг»;
3. Дать понятие и определить назначение используемых информационных
технологий;
. Описать технологию решения поставленной задачи;
5. Сделать выводы и предложения.
Объектами исследования являются предприятия по производству и реализации
томатов:
· ООО «Аемаг » - стойкая
и активная торгово-производственная компания, которая специализируется на
продаже муки, сахара, круп, фруктов, растительного масла, овощей, мяса оптом.
Вся сельскохозяйственная продукция поставляется с сельскохозяйственных
предприятий, а также с полей хозяйства и фермерских хозяйств.
· «АГРОНИВА» -компания основана в 2010 году для предоставления партнерам
широкого спектра овощей закрытого и открытого грунта, а также услуг связанных с
фасовкой, хранением и доставкой продукции. Компания АГРОНИВА обладает всеми
необходимыми производственными мощностями для хранения, переработки, фасовки и
доставки сельскохозяйственной продукции.
· ООО Агрокомбинат «Майский» - один из крупнейших комбинатов России с площадью под
стеклом в 44,4га, где в год производится более 26 тыс. т свежей экологически
безопасной овощной продукции и свыше 50% из которой выращивается в зимнее время
- в период с ноября по февраль.
Исследуемая организация: ЗАО «Агрокомбинат «Московский» - предприятие,
которое специализируется на производстве и реализации широкого ассортимента
продукции: свежих салатов и зелени в горшочках, свежих овощей, горшечных
декоративно-цветущих растений, ампельных декоративно-цветущих растений, рассады
однолетних цветов, рассады овощей, живых букетов. Адрес: 142784 Московская
область, Ленинский район , г.Московский, 1 микрорайон, дом 52. Почтовый адрес
общества: 142784 Московская область, Ленинский район, совхоз-комбинат
Московский, дом 52.
Задачи выполнялись с помощью следующих информационных систем
и технологий:
1 Экспертная система «БЭСТ - Маркетинг»;
2 MS Word;
MS Excel;
Internet-технологии;
Графический редактор Paint;
ETL-технологии.
1. Постановка задачи
Задачи курсовой работы следующие:
Провести анализ конкурентной среды для выявления преимуществ и
недостатков сельскохозяйственной организации по производству и реализации
томатов;
2 Установить первоочередность решения задач по улучшению положения
организации на рынке;
Дать характеристику АИС «БЭСТ - Маркетинг»;
Дать характеристику АИС ASoft CRM
Дать понятие и назначение ETL-технологий, используемых при
написании данной курсовой работы.
Входной информацией для выполнения курсовой работы послужили данные о
хозяйственной деятельности предприятий производящих и реализующих томаты,
описание товара и конкурентов. Выходной информацией - рекомендации экспертной
системы «БЭСТ - Маркетинг».
Источниками информации являлись сайты компаний:
1) <#"730051.files/image001.gif">
Рис.
1. Взаимосвязь возможностей системы «БЭСТ - Маркетинг»
Возможности системы «БЭСТ - Маркетинг»:
Анализ рынка:
§ определение перспективных рыночных ниш;
§ анализ конкурентоспособности товара;
§ анализ рекламы, рекомендации по
повышению ее эффективности;
§ рекомендации по стимулированию
продаж.
Анализ конкурентов:
§ степень присутствия конкурентов на рынке;
§ сравнительный анализ по товару;
§ сравнительный анализ рекламных
компаний.
Финансовое планирование маркетинговой деятельности:
§ прогноз продаж;
§ бюджет рекламы;
§ сводный бюджет;
§ подготовка бюджета затрат по
продвижению продукции и контроль за его исполнением.
Благодаря программной системе "БЭСТ -
Маркетинг" предприятие сможет оценить свои сильные и слабые стороны в
рекламной и маркетинговой политике и получить комплекс рекомендаций по
укреплению позиций на рынке.
Средства разработки:
Язык программирования - Delphi, СУБД - Paradox.
Системные требования:
§ Процессор - любой процессор, поддерживаемый
применяемой операционной системой;
§ Объем оперативной памяти - в
соответствии с требованиями операционной системы;
§ Монитор - стандарт SVGA;
§ Мышь;
§ Рекомендуемые параметры работы
монитора - разрешение 1024х768, цветовая палитра 32 bit, мелкий шрифт;
§ Операционная система - MS Windows
98/XP/2000/2003/Vista/Win 7/2008.
В области дизайна система «БЭСТ-Маркетинг» проста, вероятно, для
облегчения использования программы массовым пользователем. Все элементы окна
нам хорошо знакомы из проводника Windows.
2.3 Понятие и
назначение используемых информационных технологий
В процессе определения положения предприятия на рынке необходимо собрать,
сгруппировать, проанализировать информацию о конкурентах. Для этого нужно
пройти 3 этапа: extract (извлечение данных из внешних источников), transaction
(очистка и трансформация),loading (загрузка в хранилище).
ETL
(от англ. Extract, Transform, Load - извлечение, преобразование, загрузка) -
один из базовых процессов управления хранилищами данных
<#"730051.files/image002.gif">
Рис. 2.- сайт ООО «Аемаг»
1. Сайт предприятия «АГРОНИВА», представлен на рисунке 3.
Рис. 3.- сайт «АГРОНИВА».
2. Сайт предприятия ООО Агрокомбинат «Майский», представлен на рисунке 4.
Рис. 4 - Сайт ООО Агрокомбинат «Майский»
Этап трансформации осуществлялся способом группировки и преобразования
данных (характеристик товара - томатов) в таблицы Microsoft Excel, они
приводятся в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнение с мероприятиями конкурентов
Тип
|
Характеристика
|
Мы по сравнению с
конкурентами:
|
|
|
ЗАО Агрохолдинг
«Московский»
|
ООО «Аемаг»
|
«АГРОНИВА»
|
ООО Агрокомбинат «Майский»
|
Потребительский
|
Происхождение
|
Россия, г. Московский
|
Мы лучше Россия,
Азербайджан
|
Мы так же
|
Мы также Россия,
Зеленодольский муниципальный район, с. Осиново
|
Потребительский
|
Цвет
|
Красный, розовый
|
Также красный,розовый
|
Мы хуже Красный, розовый,
желтый
|
Мы хуже Красный, розовый,
желтый
|
Потребительский
|
Вес
|
Упаковки по
(250,300,350,400,500,600,800) гр., ящики по 6,5 кг.
|
Мы гораздо лучше Фасовка в
деревянных ящиках 6,5 кг
|
Мы лучше Упаковки по
(550,600,900) гр., ящики по 6,5кг.
|
Мы гораздо лучше Фасовка в
деревянных ящиках 6,5 кг
|
Потребительский
|
Срок хранения
|
7-10 дней( в холодильнике),
3-4 дня при комнатной температуре.
|
Мы лучше
|
Мы также
|
Мы также
|
Потребительский
|
Удобство
|
Фасовка в коробки с
различным весом
|
Мы гораздо лучше (фасовка
только по 6,5 кг)
|
Мы лучше
|
Мы гораздо лучше (фасовка
только по 6,5 кг)
|
Цена
|
Оптовая
|
Экспертные оценки
|
Мы лучше
|
также
|
также
|
Цена
|
Розничная
|
Экспертные оценки
|
Мы лучше
|
также
|
также
|
Цена
|
Для постоянных клиентов
|
Экспертные оценки
|
Мы лучше
|
также
|
Цена
|
Упаковки
|
Катронные, целлофановые
|
Мы лучше Деревянные ящики
|
Мы также
|
Мы также
|
Продажа
|
Оформление торговых
помещений
|
Реклама в местах продажи
|
Мы гораздо лучше ( нет
рекламы)
|
Мы гораздо лучше
|
Мы также
|
Продажа
|
Ассортимент
|
Томаты сливовидные, черри,
круглые, «бычье сердце»,кумато(черные помидоры)
|
Мы лучше «Бычье сердце»,
круглые
|
Мы лучше Круглые,черри
|
Также Сливовидные, черри,
круглые, «бычье сердце»
|
Продажа
|
Обновление ассортимента
|
Новинка 2013 года
кумато(черные помидоры)
|
Мы лучше (ассортимент не
обновляется)
|
Мы лучше
|
Мы лучше
|
Розн. Упаковка
|
Удобство
|
Один вид упаковк -
целлофановая, не удобно складировать
|
Мы гораздо лучше (нет
розничной упаковки)
|
Также
|
Также
|
Розн. Упаковка
|
Материал
|
целлофан
|
Мы гораздо лучше (нет
розничной упаковки)
|
Также
|
Также
|
Розн. Упаковка
|
Цвет
|
Прозрачный, яркие надписи
|
Мы гораздо лучше
|
Мы хуже
|
Также
|
Доставка
|
Возможность доставки
|
Свой парк, доставка только
по Москве и МО.
|
Мы хуже (своя дистрибуция,
автопарк)
|
Также
|
Также
|
Реклама
|
На местном телевидении
|
Не имеется рекламный ролик
|
Мы также
|
Мы также (не имеется
рекламный ролик .
|
Мы хуже (имеется рекламный
ролик)
|
Реклама
|
Наличие сайта
|
Имеется сайт, много
информации и данных о предприятии и продукции
|
Также
|
Мы лучше (сайт имеется, но
нет информации о ценах)
|
Мы гораздо лучше (сайт
имеется, но не заполнен информацией)
|
PR
|
Выставки, ярмарки
|
Принимают участие
|
Мы гораздо лучше(не принимается
участие)
|
Мы лучше (данных об этом
нет в общем доступе)
|
Мы лучше (нет данных об
этом в общем доступе)
|
Третий этап происходит непосредственно в программе «БЭСТ-Маркетинг». Туда
мы загружаем ранее подготовленные данные, которые представлены на рисунках 7, 8
в результате получаем конкретные рекомендации для улучшения положения фирмы на
рынке, на основании которых делаем выводы по проведенной работе. Эти данные
также представлены в более крупном масштабе.
Рис.
7. Окно «Сравнение с характеристиками конкурентов»
3. Использование «БЭСТ Маркетинг» для
оценки рыночной и конкурентной среды организации ЗАО «Агрохолдинг Московский»
Найденную и сгруппированную информацию в конечном итоге необходимо
загрузить в экспертную систему «БЭСТ - Маркетинг» для обработки. Загрузка
начинается с раздела программы «Рынок».
3.1 Технология
поиска, сбора, подготовки данных
Первым этапом работы в программе «БЭСТ-Маркетинг» является внесение
данных о конкурентах исследуемого предприятия в разделе «Рынок». У ЗАО «
Агрохолдинг Московский» существует 3 основных конкурента:
ООО «Аемаг»;
«АГРОНИВА»;
ООО Агрокомбинат «Майский».
В разделе «Сегмента рынка» количество юридических лиц составляет 100%.
Рис.
9. Сегментация рынка сбыта
Далее обозначается присутствие конкурентов на сегментах рынка - рисунок
10.
Рис.
10. «Присутствие конкурентов на сегментах рынка»
ООО «Агрокомбинат Майский» - имеет высокое положение на ранке. ООО
«Аемаг» и «АГРОНИВА» имеют среднее положения.
Последний подпункт раздел «Товар - «Анализ»». Программа выдает данные и
рекомендации.
3.2 Технология
загрузки данных
Раздел «Товар»
В разделе «Товар», подразделе «Характеристики» для сравнения с
конкурентами, выбираются главные показатели, которые дают представление о
потребительских качествах продукции организацией. Далее, определяется их
«важность» - рисунок 11.
В результате, обработки и анализа характеристик товара в программе
«БЭСТ-Маркетинг» создается таблица «Сравнение с характеристиками конкурентами»
в данной работе она представлена в таблице 3.
Рис.
11. Важность характеристик для сегментов рынка
Для сравнения показателей цены мы использовали метод экспертных оценок.
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со
специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в
количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для
принятия решений ЛПР - лицами, принимающими решения.
Экспертные методы применяют в ситуациях, когда выбор, обоснование и
оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов.
Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления
общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном
планировании.
Раздел «Поддержка сбыта»
Этот раздел посвящен рекламе товара и другим способам повышения его сбыта.
Раздел состоит пяти подразделов: Мероприятия; Стоимость и бюджет;
Эффективность; Сравнение с конкурентами; Анализ.
В подразделе «Мероприятия» нам предлагают ввести мероприятия по поддержке
сбыта для дальнейшего сравнивания конкурентов по этому критерию и получения
рекомендаций от экспертной системы «БЭСТ - Маркетинг». В нашем случае введены
следующие мероприятия: «Реклама»: На местном телевидении, Наличие сайта. В
подразделе «Public Relations»: Выставки и ярмарки,. Далее обозначается их
эффективность в соответствии с рисунком 12.
Рис.
12. Эффективность мероприятий на сегментах рынка
За тем, в разделе «Поддержка сбыта» создается таблица «Сравнение с
мероприятиями конкурентов» - таблица 4.
Таблица 2 - Сравнение с мероприятиями конкурентов
Тип
|
Характеристика
|
Мы по сравнению с
конкурентами:
|
|
|
ЗАО Агрохолдинг
«Московский»
|
ООО «Аемаг»
|
«АГРОНИВА»
|
ООО Агрокомбинат «Майский»
|
Реклама
|
На местном телевидении
|
Не имеется рекламный ролик
|
Мы также
|
Мы также (не имеется
рекламный ролик .
|
Мы хуже (имеется рекламный
ролик)
|
Реклама
|
Наличие сайта
|
Имеется сайт, много
информации и данных о предприятии и продукции
|
Также
|
Мы лучше (сайт имеется, но
нет информации о ценах)
|
Мы гораздо лучше (сайт
имеется, но не заполнен информацией)
|
PR
|
Выставки, ярмарки
|
Принимают участие
|
Мы гораздо лучше(не
принимается участие)
|
Мы лучше (данных об этом
нет в общем доступе)
|
Мы лучше (нет данных об
этом в общем доступе)
|
3.3 Технология обработки,
визуализации и анализ данных
В данном разделе будет представлен анализ по разделам «Товар» и
«Поддержка сбыта», которую представила экспертная система «БЭСТ-Маркетинг» в
результате проведенной работы.
Анализ по разделу Товар.
1. о положении организации, их уровне конкурентоспособности - в
соответствии с рисунком 13;
Рис.
13. Положение на сегментах рынка раздела «Товар»
о рекомендациях, которые необходимо выполнить ЗАО «Агрохолдинг
Московский» - в соответствии с рисунком 14;
Рис.
14. Рекомендации программы «БЭСТ-Маркетинг» по разделу «Товар»
2. о конкурентах, положении организации ЗАО «Агрохолдинг Московский»
относительно ее конкурентов - в соответствии с рисунком 15;
3.
Рис.
15. Анализ сравнений с характеристиками конкурентов
4. о статистике, конкурентов; использованных характеристик, их типов;
элементов сегментов рынка - в соответствии с рисунком 16;
Рис.
16. Статистика используемой информации при анализе характеристик с конкурентами
Таким образом, экспертная система «БЭСТ-Маркетинг» выдала результаты о
том, что в рекламе, рекомендуется следить за удобством упаковки, обращать
внимание на удобный вес упаковок, оформление торговых помещений, количество и
обновление ассортимента на предприятии - эти показатели превалируют над
другими, являются ключевыми.
На основании этих данных, программа выдала результаты о положении
исследуемой организации относительно ее конкурентов - рисунок 15. Где видно,
что ЗАО «Агрохолдинг Московский» более преуспевающее предприятие, по сравнению
с конкурентами.
Также, программа показала, сколько было использовано характеристик и
конкурентов при обработке информации, данные представлены на рисунке 16.
Анализ по разделу «Поддержка сбыта».
1. положение организации на сегментах рынка, оценка проводимых ими
рекламных мероприятий, в соответствии с рисунком 17;
Рис.
17. Положение на сегментах рынка, раздел «Поддержка сбыта»
1. результаты эффективности проводимых рекламных мероприятий, исследуемых
предприятий, в соответствии с рисунком 18;
Рис.
18. Положение ЗАО «Агрохолдинг Московский» относительно конкурентов по
проводимым мероприятиям
2. рекомендации, которые необходимо выполнить в ЗАО «Агрохолдинг
Московский » по улучшению эффективности мероприятий на рисунке 19.
Рис.
19. Анализ сравнения с мероприятиями конкурентов
3. статистика использования при обработке информации о конкурентах, видах
и типах мероприятий, элементарных сегментах рынка - рисунок 20.
Рис.
20. Статистика используемой информации в разделе «Поддержка сбыта»
На основании этих данных, программа выдала результаты о положении
исследуемой организации относительно ее конкурентов - рисунок 18. Видно, что
ЗАО «Агрохолдтнг Московский » находится в лидирующем положении и имеет самую
активную рекламную политику и опережает исследуемые предприятия. Предприятие
ООО «Аемаг» практически не ведет рекламную деятельность и не развивает связи с
общественностью, поэтому отстает от ЗАО «Агрохолдинг Московский» на 59%.
Самые важные мероприятия, оказывающие влияние на положение организации,
на рынке это наличие сайта. Программа дала рекомендацию расширить виды рекламы,
применяемые на предприятии, использовать в своей деятельности телевизионную и
наружную рекламу. Улучшив данные показатели, ЗАО «Агрохолдинг Московский »
укрепит свое положение среди представленных конкурентов.
Выводы и предложения
В результате проведения работы была выполнена цель курсовой работы -
закрепление теоретических и практических навыков по информационным технологиям
в маркетинге. В процессе работы:
. были поставлены и реализованы задачи курсовой:
.1. проведен анализ конкурентной среды, выявлены преимущества и
недостатки организации ЗАО «Агрохолдинг Московский». Результаты сравнения
организации по характеристикам товара и проводимым мероприятиям
исследуемое предприятие опережает в своей деятельности конкурентов. установлена
первоочередность решения задач по улучшению положения организации на рынке. Экспертная
система «БЭСТ-Маркетинг» рекомендовала в первую очередь обратить внимание на
разработку упаковки продукции (цвет и материал), оформление торговых помещений,
на возможность расширения регионов сбыта и доставки, а также расширение используемых
видов рекламы, работать над сайтом, проводить дегустации; данные предоставлены
в соответствии с рисунками 12 и 18.;
2. охарактеризована информационная система ВС:CRM 7.0,
написана линейка программных продуктов, их функции и задачи.
3. рассмотрены теоретические основы используемых в курсовой
работе технологий сбора, трансформации, загрузки и обработки данных
(ETL-технологии, процессы);
. была описана технология решения поставленной задачи с
приведением копий программных окон.
На наш взгляд, экспертная система «БЭСТ-Маркетинг» - легка и удобна в
работе. В процессе выполнения курсовой, мы улучшили свои знания о функциях
программы, научились быстро и эффективно ей пользоваться. Система выдает
понятные и точные рекомендации, удобна систематизирует результаты, дает
представление о положении исследуемой организации на рынке.
Библиографический список
1.ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации.
Общие требования к текстовым документам;
.Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В. Автоматизированные
информационные технологии в экономике. Использование типовых проектных решений
в управлении предприятиями. - М. ФГОУ-ВПО РГАУ-МСХА им.Тимирязева, 2011;
.Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В.
Информационное обеспечение управления АПК. Системы поддержки принятия решений
Deductor Studio и SAS Enterprise Guide. - М. ФГОУ-ВПО РГАУ-МСХА им.Тимирязева,
2011;
.Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Карпузова
Н.В. Информационные системы маркетинга. Курсовая работа: Учебное пособие. М.:
Изд-во РГАУ - МСХА, 2014. 59 с.
.Карпузова В.И. Лекции по курсу «Информационные технологии в
менеджменте». - М. РГАУ-МСХА им.Тимирязева, 2011;
.Сайт компании «БЭСТ»: Россия. Дата обновления 15.08.2013:
http://www.bestnet.ru (дата обращения 06.12.2013г.);
.Сайт компании ВС:CRM, Россия, г. Москва. Дата обновления
02.12.2013г.;
.Сайт предприятия ЗАО «Агрохолдинг Московский»:
www.mosagro.ru
.Сайт предприятия ООО «Аемаг», www.torgtranspro.ru
.Сайт предприятия «АГРОНИВА» : www.agroniva.ru
.Сайт предприятия ООО «Агрокомбинат Майский: www. maiskii.ru;
.ETL; Постоянный URLстатьи:
http://www.osp.ru/cw/2001/03/8952/, Источник: MGI UPS Systems.:
http://old.osp.ru/text/print/302/8952.html (дата обращения 30.11.2013).