Основы маркетинга
1. Основополагающие принципы маркетинга
Маркетинговая деятельность базируется на
основополагающие принципах управленческой деятельности и специфических
принципах, отражающих маркетинговый подход.
Принцип - основа, исходное положение какой-либо
теории, мировоззрения, раскрывающее сущность определённого вида деятельности.
Для маркетинговой деятельности характерны, пять
основополагающих принципов:
) целевая ориентация на конкурентный
коммерческий результат;
2) комплексный подход при достижении
поставленных целей;
) тщательный учёт рыночной конъюнктуры
при принятии управленческих решений;
) учёт долговременной перспективы;
) маркетинговое мышление всего персонала
фирмы. [2.9]
Специалисты выделяют и следующие принципы
маркетинга:
· производить и продавать всё, что пользуется
спросом и может быть продано;
· производство продукции, основанное
на точном знании потребностей покупателя, рыночной ситуации, реальных
возможностей фирмы;
· ориентация производственно-сбытовой
деятельности на наиболее полное удовлетворение спроса;
· целенаправленное активное
воздействие на потребительский спрос, формирование покупательского спроса под
создаваемый товар;
· применение в единстве и взаимосвязи
тактики и стратегии;
· творческий, новаторский подход;
· конкурентоспособность по всем
аспектам деятельности фирмы;
· информатизация и компьютеризация.
Принципы маркетинга должны не только
способствовать адаптации предприятия к рыночной ситуации, но и облегчить
управление рынком.
. Бизнес-план и его роль в маркетинге
По определению современного экономического
словаря: бизнес-план - план, программа осуществления бизнес операции, действий
фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта,
маркетинге, организации операций, и их эффективности.
Каждый предприниматель, начиная свою
деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых,
материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а
также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе
работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут
добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою
деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информации как о состоянии
целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах
и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства
существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях
коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы
своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем
самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.
Для того чтобы спланировать и реализовать
успешный бизнес, так или иначе необходимо иметь бизнес-план.
По определению современного экономического
словаря: бизнес-план - план, программа осуществления бизнес операции, действий
фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта,
маркетинге, организации операций, и их эффективности.
Каждый предприниматель, начиная свою
деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых,
материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а
также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе
работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут
добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою
деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информации как о состоянии
целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах
и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства
существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой
деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно
подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить
риск в достижении поставленных целей.
Хорошо разработанный бизнес-план должен раскрыть
все сложные вопросы планирования проекта и посчитывать не только финансы
предприятия в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие
ситуации по проекту:
- как будет развиваться производство;
- как будет реализовываться товар или услуга;
- что принесет данная идея в будущем;
- какие шаги необходимо предпринять предприятию,
при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при
непредвиденных обстоятельствах. [1,30]
Говоря о главных направлениях в планировании
бизнеса, можно сказать, что бизнес-план представляет собой документ
внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования
производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий
проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы
решения финансово-хозяйственных задач.
Основная цель разработки бизнес-плана
спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды
в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых благ.
. Проанализируйте состояние российского
рынка розничной торговли, его перспективы и динамику
Состояние розничной торговли в 2011г. и I
полугодии 2012г. характеризовалось следующими основными итогами:
в целом за 2011г. оборот розничной торговли
увеличился по сравнению с 2010г. на 7,0% в сопоставимых ценах.
динамика продажи пищевыми продуктами, включая
напитки, и табачными изделиями характеризуется умеренными темпами роста и
уступает темпам роста продажи непродовольственных товаров. Оборот розничной
торговли непродовольственными товарами в 2011г. увеличился по сравнению с
2010г. на 10,8% в сопоставимых ценах, в то время как оборот розничной торговли
пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - на 3,2%.
продолжает наблюдаться тенденция ориентирования
населения на покупку товаров в магазинах, вследствие чего при увеличении по
сравнению с 2010г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая
индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 8,1%, объемы продажи на рынках
упали на 0,7% (в 2010г. по сравнению с 2009г. - на 7,5% и 0,4% соответственно
опережающими темпами развивается сетевая
торговля и современные форматы торговли. Так, в 2011г. по сравнению с 2010г.
оборот розничной торговли торговых сетей составил 111,3% против 107,0% по
общему объему оборота розничной торговли. Доля продажи через сетевые форматы
торговли в общем обороте розничной торговли в 2011г. составила 18,5% против
17,5% в 2010г. (в I полугодии 2012г. - 20,1%);
в 2011г. прирост цен на товары снизился на 3,9
процентного пункта по сравнению с 2010г. и составил 5,2%. Потребительские цены
на продовольственные товары росли медленнее, чем на непродовольственные товары.
В 2012г. снижение темпов роста цен на товары продолжилось;
импорт потребительских товаров в 2011г.
увеличился по сравнению с 2010г. на 17,8%, что на 0,7 процентного пункта
меньше, чем в 2010 году.
практически в течение всего года сохранялся
устойчивый уровень товарных запасов в организациях розничной торговли (31-33
дня торговли), за исключением ноября (34 дня) и декабря (30 дней). В течение I
полугодия 2012г. уровень товарных запасов составлял 32-33 дня торговли;
по данным Роспотребнадзора, о качестве товаров,
поступивших в 2011г. на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось
снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя,
причем как по пищевым продуктам, так и по непродовольственным товарам, в основном
указанная тенденция наблюдалась по товарам отечественного производства;
за 2011г. число организаций розничной торговли
выросло на 9,9%. Одновременно число розничных рынков сократилось на 7,8%,
торговых мест в них - на 6,8%;
в 2011г. по сравнению с 2010г. численность
работников розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и
мотоциклами, по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования,
увеличилась на 3,1% и составила 5,3% от общей численности работников, занятых в
организациях всех видов экономической деятельности. Среднемесячная начисленная
заработная плата работников выросла на 8,0% и составила 68% от среднемесячной
начисленной заработной платы работников в целом по экономике. В I полугодии
2012г. численность работников розничной торговли выросла по сравнению с
аналогичным периодом 2011г. на 5,5%, среднемесячная начисленная заработная
плата работников выросла на 10,2%;
степень износа основных фондов на конец 2011г.
увеличилась по сравнению с концом 2010г. на 3,2 процентного пункта, но
оставалась более, чем в 1,5 раза ниже, чем степень износа основных фондов по
экономике в целом. Коэффициент обновления основных фондов организаций розничной
торговли в 2011г. составил 17,8%, что выше в 1,5 раза среднего по экономике
уровня (12,2%). Коэффициент ликвидации составил 1,2%, что выше в 1,7 раза
среднего по экономике (0,7%);
на развитие розничной торговли в 2011г. было
направлено 149,4 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых
ценах на 7,6% меньше, чем в предыдущем году. Основным источником финансирования
инвестиций являлись собственные средства (71,3% от их общего объема). Доля
инвестиций в розничную торговлю в общем объеме инвестиций в экономику России
составила 1,4%.
финансовое состояние организаций розничной
торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, по ремонту
бытовых изделий и предметов личного пользования (кроме субъектов малого
предпринимательства), несколько улучшилось.
После падения в период экономического кризиса (в
2009г. по сравнению с 2008г. на 5,8%) валовая добавленная стоимость оптовой и
розничной торговли, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования в 2011г. составила 8821,9
млрд.рублей, что на 4,9% больше, чем в 2010 году. В I полугодии 2012г. валовая
добавленная стоимость составила 4637,7 млрд.рублей, что на 8% больше, чем за
аналогичный период 2011 года.
Таблица 1
Валовая добавленная стоимость оптовой и
розничной торговли, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования
|
В
текущих ценах, млрд.рублей
|
В
% к предыдущему году
|
Доля
ВВП в основных ценах1)
|
2010г.
|
7373,8
|
19,0
|
2011г.
|
8821,9
|
104,9
|
19,0
|
I
полугодие 2012г.
|
4637,7
|
108,0
|
19,6
|
1)
ВВП в основных ценах в отличие от ВВП в рыночных ценах не включает налоги на
продукты, но включает субсидии на продукты.
|
бизнес
план маркетинг торговля
В целом за 2011г. оборот розничной торговли
увеличился по сравнению с 2010г. в сопоставимых ценах на 7,0% (в 2010г. по
сравнению с 2009г. - на 6,4%), в I полугодии 2012г. по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года прирост составил 7,3%. [5]
Процессы, происходящие в целом в сфере розничной
торговли, характерны и для субъектов Российской Федерации. Оборот розничной
торговли в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличился во всех федеральных округах.
Эта тенденция сохраняется также и в 2012 году. Вместе с тем достичь
докризисного уровня не удалось ни в одном из федеральных округов.
. Вы изготавливаете и реализуете туалетное
мыло. Какие требования будут предъявлять к вашему сегменту товара потребителей,
описываемые следующим образом: отрицатели моды, равнодушные, расчётливые,
практично-модные покупатели, провинциалы в моде, лидеры моды?
. Отрицатели моды - сдержанные цветы
упаковки, стандарты форм мыла, ценовые ограничения, качество, удобно в
использовании.
2. Равнодушные - у них нет особых
критериев в отборе. Просто наличие мыла.
. Расчётливые - ценовые ограничения
(качество + не высокая цена) либо какие-то собственные характеристики.
. Практично -модные покупатели - мыло
должно быть удобно для использования, ассортимент.
. Провинциалы в моде - не высокая цена,
яркая упаковка, ароматизация.
Список литературы
. Бизнес-планирование/
Э.А.Уткин, Б.А.Котляр. М.: Тандем « Экмос», 2010. (2 глава)
2. Маркетинг
в сфере торговли: учебно-методическое пособие для студентов экономических
специальностей всех форм обучения / Дмитриева Е.В., Лесникова Э.П., Романова
О.Н. - Воронеж: ООО «Главреклама», 2009.-255 с.
. Маркетинг:
методические рекомендации для студентов заочной формы обучения специальностей:
«Бухгалтеский учёт, анализ и аудит» / Воронежского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».
Каф. Коммерции и тавароведения. Сост.: Романова О.Н., Дмитриева Е.В., Лесникова
Э.П. - Воронеж: Воронежский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009. 51 с.
. Основы
маркетинга. Краткий курс.: учебное пособие / Шиповских, И. Ю. Ульяновск: УлГТУ,
2010.
5. pro-consulting.com.u
(2 глава)