Стадии развития общества и его типы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,55 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стадии развития общества и его типы

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что сейчас в нашей стране происходит трудный, болезненный переход от тоталитарного общества к демократическому. Аномические процессы на этом фоне получают максимальное развитие. Прежние социальные нормы утрачивают свое значение, а новые еще находятся на стадии становления. В этих условиях безнормности интенсивно возникают ситуации, когда предпочтительным становится выбор девиантных форм поведения. Именно с развитием аномических процессов и связан, вероятно, происходящий в последние годы рост преступности.

Проблема исследования обусловлена тем, что концепция аномии представляет для отечественной социологии значительный научный интерес, так как содержит весомый, но пока еще у нас не использованный эвристический материал.

В целом, структурный функционализм - это методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием - структурализм.

Сегодня «функциональный подход» в социологии - один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определении их места (функции) в некоторой связи, качественная определенность которых делает необходимым его системное рассмотрение. В том или ином виде функциональный подход присутствует во всех социальных концепциях, где общество рассматривается системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом.

Крупнейший представитель социологического функционализма Р. К. Мертон сосредоточил свое внимание на анализе дисфункциональных явлений в обществе. Развивая дюркгеймовскую концепцию, он предложил собственное понимание аномии.

Мысль Дюркгейма о том, что ситуация «безнормности» может возникнуть при столкновении стремлений и разрушении регулирующих норм, была переформулирована в общий принцип: «некоторые структуры общества оказывают определенное давление на отдельных членов общества, толкая их скорее на путь неподчинения, чем на путь поведения, сообразующегося с общепринятыми правилами».

Степень научной разработанности. Если говорить об изучении творчества Мертона в целом, то начать следует с монографии П. Штомпки «Роберт К. Мертон: интеллектуальный профиль» (1986), излагающей и анализирующей основные положения мертоновской теории. Еще один опыт исследования мертоновской общей теории - работа Ч. Крозерса «Роберт К. Мертон: критический анализ» (1987). В ней автор подробно рассматривает все этапы интеллектуальной карьеры Мертона. Рассматривая работы, посвященные Мертону, нельзя не отметить сборник «Идея социальной структуры: статьи в честь Роберта К. Мертона» (1975) под редакцией Л. Козера. Многочисленные авторы данного сборника рассматривают разные аспекты научного творчества американского ученого: концепцию социальной структуры (А. Стинчкомб), ролевые наборы (Р. Козер), теорию референтных групп (Г. Хайман), структурные принуждения (П. Блау), основные этапы творческого пути (П. Лазарсфельд) и т.д.

Что касается ситуации в отечественной науке, то исследование научного опыта зарубежной социологии началось в нашей стране с момента возрождения социологической науки в начале 1960-х годов. Основные положения структурно-функционального анализа Р.К. Мертона рассматривались многими учеными, в частности, Г.М. Андреевой, А.Г. Здравомысловом, Ю.Н. Давыдовым, И.Ф. Девятко, В.А. Ядовым, И.А. Голосенко, В.В. Танчером, М.Ш. Бахитовым.

В рамках данного исследования использовались работы таких авторов, как Н.А. Мартьяновой «Концепция структурного функционализма Роберта К. Мертона», А.А. Кожанова «Рецепция идей Роберта Мертона в развитии социологии науки», Е.З. Мирской «Р. Мертон и его концепция социологии науки», Э.М. Мирского «Развитие мертоновской парадигмы в 60-е и 70-е годы», Н.Е. Покровского «Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона» и других. И переводы различных авторов работ Р.К. Мертона, таких как «Социальная структура и аномия», «Явные и латентные функции», «Социальная теория и социальная структура», «Непреднамеренные последствия преднамеренного социального действия».

Объект исследования - концепция структурного функционализма

Предмет исследования - специфика формирования концепции структурного функционализма, ее роль в интеллектуальной традиции и значение для исследования современного общества.

Цель исследования - анализ социологической концепции Мертона. Цель работы определяет ее задачи:

-анализ социологической концепции Мертона;

-изучение функций в концепции Мертона;

-исследование стадий развития общества;

-анализ типов обществ.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Раздел 1. Характеристика социологической концепции Мертона

.1 Идеи и основные положения концепции Мертона

Изучение дюркгеймовской и мертоновской трактовок аномии показывает, что они взаимодополняемы. Если первая акцентирует внимание на переходных периодах в развитии общества, то вторая - на стадиях относительно стабильного функционирования. Обе концепции описывают и объясняют соционормативные аспекты регуляции поведения, которые самым тесным образом связаны с механизмом детерминации отклоняющегося поведения. Аномия, как в форме безнормности, так и в форме рассогласования целей и средств, выступает в качестве одной из существенных предпосылок, опосредующих генезис девиантного поведения, в силу чего последнее не может быть полностью объяснено без использования категории аномии. Наконец, для отдельных форм отклоняющегося поведения фактор аномии в общей системе факторов может становиться решающим, вследствие чего эти формы поведения можно объяснить преимущественно аномически. Это относится прежде всего к поведению мигрантов, молодежи, к этнокультурным конфликтам, а также другим процессам. Творческое использование и развитие концепции аномии в отечественной социологии несомненно поможет глубже понять, а также прогнозировать происходящие в советском обществе кардинальные изменения.

В советской социологической науке понятие аномии используется сравнительно редко. Концепция аномии рассматривается преимущественно либо в криминологических работах, либо в историко-критических исследованиях творчества классиков западной социологии. Концепция аномии анализируется лишь в трактовке Э. Дюркгейма и первоначальной трактовке Р. Мертона, взгляды которого впоследствии значительно изменились. В то же время в западной социологии исследования девиантного поведения в русле концепции аномии имеют солидную теоретическую и эмпирическую традицию. В связи с этим целесообразно начать восполнение данного пробела и проанализировать основные этапы эволюции данной концепции от Дюркгейма до настоящего времени.

Впервые понятие аномии Дюркгейм ввел в своей книге «О разделении общественного труда». Дюркгейм рассматривал аномию как условие одной из анормальных форм разделения труда, под которой он понимал отсутствие (или недостаток) интеграции или взаимоприспособляемости функций, порождаемое индустриальными кризисами, конфликтами между трудом и капиталом и усиливающейся специализацией труда. Аномия возникает потому, что разделение труда не может продуцировать достаточно эффективные контакты между его участниками и адекватные регуляции социальных отношений.

Более полное определение аномии Дюркгейм дал четырьмя годами позднее в своем классическом исследовании «Самоубийство». Для того чтобы адекватно оценить дюркгеймовскую концепцию аномии, необходимо рассмотреть ее в контексте его представлений об обществе как особой реальности, стоящей над индивидами и осуществляющей контроль над их действиями. В связи с общим пониманием общества как средства интеграции индивидов он дает этиологическую классификацию самоубийств, критерием которой является характер связи между индивидами и обществом.

По этому критерию Дюркгейм выделяет две пары полярных типов самоубийств. Связь индивидов и общества рассматривается им в двух аспектах. В первом анализируется степень сплоченности индивидов в обществе: ее ослабление приводит к эгоистическому самоубийству, которое проистекает оттого, что люди не видят смысла в жизни, а чрезмерность сплоченности вызывает альтруистическое самоубийство, происходящее оттого, что индивид видит смысл жизни вне ее самой. Во втором исследуется степень регламентации, урегулированности связей и отношений в обществе. Избыток регуляции ведет к фаталистическому суициду, а ее недостаток или отсутствие - к аномическому. Аномическое самоубийство Дюркгейм связывает с беспорядочностью, неурегулированно стью человеческой деятельности. В книге второй «Самоубийства» он формулирует общее понятие аномии, под которым понимает состояние социальной дезорганизации. Дюркгейм специально обращает внимание на то, что в коммерческом и промышленном мире аномия является хронической. Таким

образом, Дюркгейм трактует аномию как состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками в развитии - периодами упадка и расцвета.

Последующие 40 лет концепция аномии практически оставалась вне поля зрения социологов, хотя, как показало дальнейшее развитие социологической науки, познавательная сила этой теории выходит далеко за рамки того феномена, для объяснения которого она была разработана. Дюркгеймовское понятие аномии стало проникать в американскую социологию лишь в двадцатые годы нашего столетия, причем внимание сосредоточилось почти полностью на конкретном отношении аномии к процентным величинам самоубийств.

К концу тридцатых годов положение стало изменяться благодаря как внутреннему развитию самой социологической теории, так и потребностям общественного развития США. Экономический кризис 1929 - 1933 годов особенно остро показал американским социологам необходимость изучения и разработки проблем социальной дезорганизации. Концепция аномии оказалась приемлемой в качестве теоретического основания для исследования вопросов общественной дезорганизации. Развитие социологической теории как таковой, характеризовавшееся в США 1920-30 годов становлением функционализма, также имеет своим главным идейным источником социологическое учение Э. Дюркгейма.

Крупнейший представитель социологического функционализма Р. К. Мертон в описанных выше социальном и научном контекстах сосредоточил свое внимание на анализе дисфункциональных явлений в обществе. Развивая дюркгеймовскую концепцию, он предложил собственное понимание аномии.

Подобно Дюркгейму, Мертон видел в преступлении «нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия». Самоубийство, которое Дюркгейм интерпретировал главным образом как следствие аномического состояния, для Мертона стало лишь одной из возможных поведенческих реакций на аномию, в числе каковых он рассматривал преступление, правонарушение, психическое расстройство, алкоголизм, наркоманию и много других феноменов. Собственно аномию Мертон трактует в более широком контексте социальной структуры. Последнюю он аналитически разделяет на две фазы или два элемента, хотя, как подчеркивает сам, в конкретных ситуациях они тесно переплетаются. Первый элемент состоит из целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой. Они составляют сферу устремлений. Вторая фаза социальной структуры определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения этих целей.

Чрезвычайно важным для него является различение технической эффективности и законности средств достижения культурных целей. «Каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых способов достижения этих целей. Этого рода регулятивные нормы и моральные императивы не обязательно совпадают с нормами, определяющими техническую целесообразность или эффективность этих способов. Многие способы, которые отдельным лицам представляются как наиболее эффективные для достижения желаемых целей, такие, как незаконные операции с акциями нефтяных компаний, кража, мошенничество, исключены из институционной сферы дозволенного поведения. Выбор подходящих средств ограничен институционными нормами».

Следующим важным положением позиции Мертона является признание нестабильного и, более того, дисгармоничного соотношения между определяемыми культурой целями и институционными нормами. Значимость определенных целей, по его мнению, может изменяться независимо от степени значимости институционных средств. «Предполагаемое исключительное значение, придаваемое достижению денежных успехов и материального благополучия, имеет своим результатом преимущественный интерес к технологическим и социальным средствам, предназначенным для достижения желаемого, в то время как институционные способы контроля приобретают второстепенное значение».

Таким образом, Дюркгейм видел аномию в безнормности, в разрушении или ослаблении нормативной системы общества, то по Мертону аномия представляет «особый структурный разлад культуры», конфликт, дисбаланс между культурными ценностями и санкционированными институциональными средствами. Если, по Дюркгейму, безнормность (аномия) возникает лишь в периоды быстрых общественных изменений, то для Мертона рассогласование между социокультурными целями и легальными средствами их достижения (аномия) являются постоянным фактором напряжения в социальной системе. Теория Подход французского социолога включал в себя экономический аспект, т. к. он рассматривал аномию как одну из анормальных форм разделения труда. Мертон же рассматривает аномию вне связи с механизмом ее социально-экономической детерминации, главным этиологическим фактором напряжения у него выступает социопсихологический акцент на достижение культурных целей (на успех) при социально-дифференцированном доступе к легальным средствам.

Мертон полагает, что выраженность девиантного поведения в каком-либо обществе варьируется в зависимости от социального класса, этнического или расового статуса и прочих характеристик. Распределение девиантного поведения зависит от доступа к законным средствам достижения целей и степени ассимиляции целей и норм различными социальными слоями общества. Исходя из выделенных двух основных социальных переменных, рассогласование между которыми влечет аномию, Мертон строит возможную типологию социального поведения, представляющую собой разнообразные альтернативные способы приспособления индивидуума к условиям, существующим в обществе или группе: подчинение, обновление, ритуализм, ретретизм и мятеж. Ни одна из этих адаптации, как указывает Мертон, не избирается индивидом сознательно а также не является утилитарной: поскольку все они суть результат напряжений в социальной системе, то можно считать, что они в известной степени спонтанны.

Подчинение, или конформизм, является самым распространенным и обычным поведением, в силу которого возможно само существование общества. Ритуализм обнаруживается в тех группах, где деятельность, первоначально задуманная в качестве средства достижения цели, становится самоцелью. В таких группах первоначальные цели забыты, и ритуалистичеекая приверженность в институционно предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости. В качестве примера Мертон приводит служебный психоз бюрократа.

Но поведение «ритуалиста», как считает и он сам, не рассматривается в обществе как девиантное. Мятеж, или революционность, занимает особое место в типологии девиации. Хотя Мертон в первом очерке и рассматривает революционность как вид отклонения, но вместе с тем он четко фиксирует ее принципиальные отличия. Эта альтернатива представляет собой переходную реакцию, которая стремится институционализировать новые способы, ориентированные на достижение обновленных целей культуры. Поэтому она заключается не в приспособлении к существующей социальной структуре, а в ее изменении.

Собственно девиантным видом поведения оказывается инновация. Она проистекает, по Мертону, в силу того, что социальная структура, регламентирующая институциональные средства достижения культурных целей, не позволяет всем членам общества достичь последних. Это приводит к тому, что индивиды, которые в силу своего низкого социального статуса не способны эффективно удовлетворять акцентируемые культурой устремления, обращаются к эффективным средствам антиморального и преступного характера. Это находит свое выражение как в преступности низших социально-экономических классов, так и в беловоротничковой преступности и антиэтической практике в бизнесе. Однако он подчеркивает, что независимо от дифференциальных отношений выраженности девиантного поведения между несколькими слоями общества самые сильные давления в сторону девиации имеют место в низших социальных слоях.

Если конформизм господствует, то приспособление типа ретретизма встречается реже всего. Отказ и от культурных целей, и от институциональных средств скорее следует считать дезадаптацией. К этой категории Мертон относит некоторые виды психопатов, психоневротиков, лиц, страдающих хроническими психическими расстройствами, выражающимися в уходе от реального мира во внутренний мир болезненных переживаний, париев, отщепенцев, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов. Ретретизм, по его мнению, возникает у тех индивидов, которые полностью интериоризировали культурные цели, но находят недоступными учрежденные средства их достижения, а выбор незаконных средств для них невозможен в силу их эффективной социализации. Пораженчество, квиетизм и самоустранение проявляют себя в психических механизмах бегства от действительности, с неизбежностью ведущего к бегству от требований, предъявляемых обществом.

Таким образом, концепция Мертона включает в себя весь континуум социального поведения, классификация которого определяется соотношением целей и средств, принятых или отвергнутых индивидами. При таком подходе аномия оказывается не специфическим этиологическим фактором отклоняющегося поведения (инновация у Мертона), в равной мере она обусловливает все пять форм поведения, не объясняя специфическую детерминацию каждого вида в отдельности. Поэтому правильнее было рассматривать аномию как необходимую, но не единственную предпосылку отклоняющегося поведения, продолжив поиск дополнительных специфических факторов.

Наряду с этим возникала целесообразность выделения факторов, обусловливающих дифференциацию в доступе к законным средствам достижения успеха.

Развитие концепции аномии в современной американской социологии отклоняющегося поведения Т. Парсонс расширил мертонову формулировку аномии и включил ее в более широкую теорию анализов взаимодействия. Разрыв между культурными целями и институционализированными средствами, который у Мертона является определяющим фактором напряжения, для Парсонса представляет собой один из конкретных случаев напряжения. Парсонс конструирует модель из трех переменных (активность -

пассивность; отношение к индивидам и нормам; отчуждение - подчинение) и выводит восемь разновидностей отклоняющегося поведения.

Роберт Дьюбин ввел переменную, отражающую отношение индивида к группе, и разграничил фактическое поведение и нормы. Выделив ценностный и поведенческий аспекты, он вывел четырнадцать видов адаптации за счет расширения типологии инновации и ритуализма.

Ричард Клауард показал, что неравные возможности имеются не только в выборе законных средств, но и в доступе к нелегальным способам достижения цели или успеха. Конструктивная критика способствовала развитию теории аномии; при этом уточнялся понятийный аппарат концепции, сфера ее приложения, совершенствовались отдельные положения. Критические возражения против той формулировки концепции аномии, которую предложил Р. К. Мертон в третьем, расширенном очерке 1957 года в труде «Социальная теория и социальная структура», можно свести к следующим. Наиболее существенным является довод многих социологов об «атомистичности» и «индивидуалистичности» концепции Мертона, об отсутствии учета процессов группового взаимодействия, что приводит к снижению разрешающих возможностей концепции.

Утверждается, что теория аномии не объясняет субкультурную преступность, преимущественно групповую преступность молодежи. Сам Мертон в очерке 1966 года, анализируя положение концепции аномии в социологии отклоняющегося поведения, соглашается с критикой. Он пишет, что «ранняя формулировка теории «Социальная структура и аномии» в достаточной мере заслуживает того, чтобы называться атомистической и индивидуалистической». «Только в последующих формулировках теории реакции индивида на аномию стали связываться с процессами социального взаимодействия». Особое значение Мертон придает разграничению и связи между аномией как состоянием индивида (anomia) и аномии как состоянием социальной системы (anomie). Мертон намечает программу исследований того, как индивиды с разными степенями аномии будут вести себя в различных контекстах аномии. Но социальную аномию он рассматривает лишь в форме аномии в группах, а последнюю - как результирующую совокупности индивидуальных аномии. Методологически Мертон совершает ошибку, рассматривая социальное и групповое через индивидуальное, что, вероятно, отчасти вызвано стремлением ответить лишь на возражения Коэна и Шорта о необходимости объяснить субкультурную преступность. В силу этого межгрупповые взаимодействия, которые являются определяющими в социальной структуре, остались вне анализа.

Далее последователями оспаривается мертоново «жесткое», разделение на культурные цели и социально структурированные средства, отрицается наличие в американском обществе общей для всех слоев иерархии ценностей и норм. Это позволяет Э. Лемерту вслед за Т. Селлином утверждать, что концепция аномии не объясняет уголовную девиацию в этнических меньшинствах по отношению к нормам господствующих этносоциальных общностей.

Аргументы Селлина и Лемерта отражают, как представляется, столкновение более общих подходов к рассмотрению нормативных аспектов социальной регуляции поведения. За схемой Мертона, в рамках которой он признает собственно отклоняющимся поведением инновацию, скрывается нормативная концепция «норма-отклонение», создающая иллюзию ненормированности отклоняющегося поведения. За подходом Лемерта, который он в противовес «структурной» теории Мертона называет «процессуально-контрольным», стоит концепция множественности норм, их конкуренции и конфликта: «Главный источник «давлений» на индивидов в современном обществе мы находим не в «культурных акцентах на целях», а в том факте, что одни групповые требования постоянно утверждаются групповыми действиями за счет других требований, а часто и в прямом конфликте с ними».

Думается, что данные подходы не столько исключают друг друга, сколько дополняют. Понятие нормативно-групповой конкуренции проливает свет на механизм социально-дифференцированного доступа к легальным и нелегальным средствам достижения жизненных целей в классовом обществе.

Далее Лемерт ставит важный вопрос о применимости схемы Мертона к объяснению вторичной девиации, под которой он понимает результат социальной реакции на первичную девиацию, выражающийся в символической реорганизации на уровне аттитюдов самовосприятия и социальных ролей. Но и этот аргумент лишь уточняет, а не исключает объясняющую силу концепции аномии, косвенно показывая, что аномия является лишь одним из факторов в этиологическом механизме отклоняющегося поведения.

Наряду с собственно теоретическим анализом концепции аномии проводились и эмпирические исследования. Возвращаясь к теории аномии Э. Дюркгейма, здесь уместно отметить, что долго считавшееся классическим в западной социологии исследование Дюркгеймом феномена самоубийств в семидесятые годы стало рассматриваться остро критически. Дж. Дуглас показал, как методологические принципы Дюркгейма искажались и нарушались им самим по мере неосознанного обращения к обыденным представлениям.

Обратил он внимание и на ненадежность официальных статистических данных, которыми пользовался Дюркгейм. У. Поуп, проанализировав понятийный аппарат концепции самоубийств и соответствующие эмпирические выкладки Дюркгейма, сделал вывод: «Подавляющее большинство данных или нейтральны относительно теории, или опровергают ее. То, что прежде рассматривалось как одна из самых сильных сторон, работы - способ подачи эмпирических доказательств, следует рассматривать теперь как основную слабость».

Необходимость эмпирической верификации аномии привела к попыткам изменения последней. Посредством эмпирических исследований правонарушений в Балтиморе в 1939-1942 годах было установлено, что «преступность существенно коррелирует с нестабильностью или аномией в районе».

Другими исследователями было подтверждено существенное положение концепции Мертона об обратной зависимости между аномией и социоэкономическим статусом. Это, однако, не подтверждается более поздними исследованиями, свидетельствующими об очень небольшом межклассовом расхождении в уровне аномии. Вместе с тем большинство статистических и социологических обследований подтверждает концепцию большей преступности низших классов.

Неоднозначность связей между аномией, преступностью и социальным статусом объясняется тем, что не сами по себе условия жизни, а различия в них, социальное неравенство, выражающееся в дифференциации социальных статусов, является одной из главных детерминант девиантного поведения.

В свете этого данные об обратной зависимости между преступностью и социоэкономическим статусом объясняются скорее большими возможностями (как легальными, так и нелегальными) лиц с высоким социальным статусом скрывать свое негативное отклоняющееся поведение и защищаться от органов уголовного преследования, в силу чего статистические данные о зарегистрированном антиобщественном поведении более отражают практику деятельности органов юстиции, нежели реальную статистику социальных аномалий. Наряду с этим уровень аномии может быть действительно примерно одинаковым в различных классах, т. к. этот реальный процесс не зависит от способов его регистрации.

Особым аспектом эмпирической адекватности схемы Мертона является проблема ретретизма. Согласно Мертону, ретретизм проявляется в трех формах: наркомании, алкоголизма и психических расстройств. Экспериментальные исследования алкоголизма, а также межкультурные исследования алкоголизма в примитивных обществах установили, что разрушение солидарности и единства группы и изоляция нуклеарной семьи и индивидов от корпоративных родственных структур в некоторых случаях приводят к индивидуальным девиациям в форме пьянства и алкоголизма. Снайдер, хотя и утверждает, что алкоголики как в начале своего заболевания, так и в конце его характеризуются анемичностью, считает преждевременным говорить об адекватности анемического объяснения алкоголизма. Исследования психических расстройств и наркомании показали, что концепция аномии может объяснить лишь часть этого сложного явления.

Результаты эмпирического изучения трех форм ретретизма можно рассматривать таким образом, что концепция аномии объясняет наркоманию, пьянство и алкоголизм, психические расстройства лишь на социальном уровне, в связи с чем психологические и физиологические аспекты этих явлений оказываются в ее понятиях необъяснимыми (и не могут быть объясненными, т. к. это будет другой уровень исследования), что, вероятно, и создает у исследователей впечатление неполной адекватности концепции аномии отдельным формам ретретизма как целостным явлениям.

Сам факт эмпирической верификации отдельных аспектов теории свидетельствует о необходимости проведения системных эмпирических исследований, направленных на проверку ее ключевых положений. Но, как отмечает сам Мертон, «не было осуществлено ни одного эмпирического исследования в области аномии отклоняющегося поведения, при котором успешно удалось бы следовать плану исследований, который системно и качественно включал бы одновременно анализ коллектива, подгруппы и качеств индивида по отношению к отклоняющемуся поведению».

В дальнейшем теоретическое переосмысление концепции аномии происходит в основном в формах сравнительного анализа с иными ведущими теориями социологии отклоняющегося поведения. Чарльз Фрейзир, анализируя теоретические подходы к девиации, выделяет три основных: 1) с точки зрения социализации; 2) с позиций социальной реакции; 3) с позиций социального контроля. Интересно, что трактовку аномии Дюркгеймом он относит к третьему подходу, а теорию аномии Мертона - к первому. Фрейзир дает сравнительную оценку этих подходов, опираясь на материалы интервью, полученных у лиц, совершивших определенные преступления и отбывающих заключение в тюрьме. Отмечая неполноту каждого из подходов, он отдает предпочтение подходу с позиций социального контроля, подход с позиций социальной реакции занимает второе место, а подход с точки зрения социализации - третье.

.2 Понятие функции в концепции Мертона

Функция - совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению. Функциональный анализ поведения, события, учреждения или социальных действий имеет своей целью связать их существование с более широкими системами целей, осуществлению которых они служат.

Р. Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем - уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей .

Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями. Явные функции социальных действий - только один из уровней анализа. Данное частное действие (или система действий, ритуал и т.п.) может иметь много латентных функций и даже дизфункций. Здесь анализ Р. Мертона по своей природе приближается к фрейдовскому анализу сновидений, так как под явным содержанием он видит скрытое, латентное содержание (функции).

С позиций социологии знания и науки Мертон выдвинул тезис о том, что любые общие теории являются лишь теоретико-методологическими ориентация-ми, т.е. по сути философскими концепциями, не предназначенными для эмпирической работы. Попытки построения всеобъемлющей социологической теории не имеют под собой оснований. С другой стороны, остается необходимость теоретического ориентирования эмпирической практики. В этой связи Мертон предложил в 1948 программу создания теорий среднего уровня (ранга). Они, согласно Мертон, позволяют в рамках структурно-функционального анализа ввести ограничения на организационные построения теории и концептуализировать исследовательскую практику. Отсюда стратегия упорядочения понятийного аппарата, который должен позволять отделять «существенные» социальные явления от «несущественных».

«Организационный скептицизм» позволил Мертона вскрыть и три неэксплицированных (а, соответственно, достаточно не обоснованных) постулата структурного функционализма:

) постулат интеграционного единства социальных систем: все виды социальной деятельности и элементы культуры стандартизируются и являются функционально нагруженными внутри социального или культурного целого (функция при этом рассматривается как вклад элемента в тотальность системы). Мертон смещает акцент с тотальности на дифференцированность систем, на анализ многообразия типов, форм, сфер и уровней социальной интеграции, степень которой можно установить только эмпирически;

) постулат функциональной универсальности социальных вопросов (все социальные и культурные элементы системы выполняют эксплицированные функции через целерациональные стратегии действий). Мертон поставил под сомнение как эксплицированность функций, так и тотальность целерациональных стратегии действия;

) постулат неизбежности функциональной проблематики в анализе социальной реальности (в силу того, что все является частью чего-либо, что существуют незаменимые функции, требующие вполне конкретных форм и т.д.).

Мертон выдвинул тезис о том, что реквизит функций должен устанавливаться эмпирически в конкретных социокультурных контекстах (отсюда, в частности, анализ инверсий культурных образцов).

) социальных форм (систем и их частей);

) типов влияния форм на уровень непосредственной жизни;

) процессов, вызывающих к жизни именно эти формы, а также методологическая установка на разделение причин и функций. Если классический «фукциональный императивизм» (Парсонс) вычленяет особенности социальных феноменов (через их функции) в структурных контекстах, то подход Мертона «оборачивает» это отношение. Структура характеризуется через:

а) организованность рядов социальных отношений;

б) регулярность (периодичность) этих отношений;

в) наличие в ней глубинного (неэксплицированного) уровня отношений;

г) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов).

Тогда статус и функция приписываются элементу через его локализацию в структуре как:

) нормативность (ожидаемость поведения по предписанному образцу);

) потенциальность (определенность возможных вариантов выбора стратегии поведения, наличных ресурсов, легитимных способов достижения целей);

) идеальность (реквизит верований и идей).

Кроме того, в традиции Сорокина, Мертон разводит культурную (нормы, ценности, институты, роли) и социальную (ресурсы, возможности, социальные ценности, как то: здоровье, власть, престиж, образование) структуры. Структура через механизмы согласования/рассогласования проблематизируется в своем качестве задавать интегративные состояния общества и это качество переходит к переинтерпретированной в терминах культуры социальной организации.

Последняя понимается как интегрированная совокупность социальных ролей (нормативных правил и ожиданий), подчиненная целям, которые могут и не осознаваться. Социальная организация максимизирует внутри себя рациональность формирования образцов действия и стремится к комплексному (тотальному) воздействию на личность. Такая постановка проблем структурно-функционального анализа потребовала введения в него новых (как минимум) четырех «тем», которые стали после работ Мертона классическими для этой научной парадигмы.

Мертон ввел представление о дисфункциях системы - негативных последствиях воздействия одной части системы на другую (дисфункции - показатель степени интегрированности той или иной системы).

Мертон ввел понятие баланса функциональных и дисфункциональных следствий, которые вытекают из реализации того или иного образца, институционально закрепляемого в системе (в действительной норме функциональные следствия перевешивают дисфункциональные). Мертон ввел, для онтологизации своей «теоремы», понятия «функциональные эквиваленты» и «функциональные альтернативы», т.е. предложил исходить из вариабельности организационного воплощения социальных структур, удовлетворяющих конкретной функции. Мертон, наконец, ввел различение явных и скрытых (латентных) функций. Последние не интенциональны и не осознаваемы, они проявляются через непрограммируемые и не контролируемые участниками следствия их рационализированных действий.

В результате Мертон динамизировал структурно-функциональный анализ, рассматривал социальные изменения и их направленность как отдельную задачу социологического изучения. В итоге были созданы теория ролевого конфликта, развитая Козером, и мертоновская версия концепции социальной аномии Дюркгейма. Изменения социальной структуры - следствия адаптивных процессов воспроизводства системы на уровне повседневной жизни и трансформационных процессов общества, ведущих к установлению нового социального порядка. В результате социальных изменений в системе происходит накопление дисфункций (проблема допустимого порога, перехода нормативно-допустимого в патологическое) и инноваций (проблема изменения мерности и эталонности, т.е. механизмов нормирования). Дисфункции, по Мертону, вызываются: рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. Отсюда возможности нарастания аномии в системе и роста девиантного поведения, когда культурные нормы - цели, начинают расходится с институциональной их поддержкой (санкционированием) системой. Отклонение, следовательно, - любое отступление от линии конформистского поведения.

Развитие концепции Мертона явилось одним из важнейших содержательных этапов в эволюции структурно-функционального метода в социальной философии и социологии

Раздел 2. Стадии развития общества и его типы

.1 Эволюция общества

Развитие обществ - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п.

Развитие обществ включает в себя два взаимодополняющих процесса - прогресс и регресс. Прогресс предполагает движение обществ от низшего к высшему, от простого к сложному, от частей к целому, регресс, наоборот, - движение обществ от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям. Прогресс обществ и человечества всегда сопровождается регрессом, когда происходит не только приобретение, но и утрата каких-то ценностей: экологии, тишины, спокойствия, стабильности профессии, незыблемости общественного строя и т.п. Если прогресс преобладает, то в целом говорится о прогрессивном развитии, в случае преобладания регресса речь идет о деградации.

Нужно различать процесс развития обществ и разные способы понимания его, Между пониманием, которое всегда односторонне, и общественным развитием, которое всегда объективно, существует важное противоречие - знания и объект. В истории понимания общественного развития в социальной философии можно выделить три основных подхода к этому объективному процессу: циклический, поступательный, спиралевидный.

Циклическое развитие обществ

Раньше всех получил признание циклический (круговой), позже - поступательный (линейный), а сейчас - спиралевидный процесс, как самый сложный. Изучение циклов и волн исторического и социально-философского развития было осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д. Кондратьевым и др.

Теории циклического развития (исторического круговорота) многообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной истории, то Данилевский, наоборот, исходит из отрицания этого единства и рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов.

Циклическое развитие (и его понимание) может быть историческим и функциональным. Они выражаются в становлении обществ, каких-то институтов, общностей, людей и т.п., их развертывании и расцвете, а затем упадке и исчезновении. Например, становление, расцвет и упадок фашистской Германии, милитаристской Японии, Советского Союза. Таким образом, циклическое понимание общественного развития - это выделение в нем стадий (периодов) становления, расцвета и упадка, выступающих разными качественными состояниями общества.

В циклическом развитии обществ можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний. Во-вторых, чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени. В-третьих, повторение этих кругов на новой в чем-то основе.

Линейное развитие обществ. Большое значение в понимании общественного развития имеет линейная парадигма, называемая линейным прогрессом. Ее также называют теорией эволюционного развития (эволюционизма). Ее создателями стали О. Конт, Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Л. Уорд и др. Линейно-прогрессивное понимание рассматривает общественное развитие как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному качеству обществ и человечества.

В основе эволюционного понимания общественного развития лежала аналогия с биологическим (живым) организмом и его ростом. Общество стали рассматривать как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п.

Сторонники линейного понимания развития исходили из того, что человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязанно. В результате эволюционного развития общества происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то. Очень важно для этого подхода определить критерии низшего и высшего, простого и сложного, частичного и целостного и т.п. Они разные в разных социально-философских и социологических теориях.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

) На теологической или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

) На метафизической или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, как неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

) Основной признак позитивной или реальной или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Основной закон социологии Конта - «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

Спиралевидное развитие обществ. Спиралевидное развитие общества является более сложным по сравнению с циклическим и линейным. С одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному. С другой стороны, это развитие является циклическим (три стадии), но в результате получается не круг, а именно спираль, когда конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты. Это не значит, что не существует преимущественно циклических и линейных типов развития. В развитии конкретных обществ все типы развития тесно переплетаются.

Если изобразить рассмотренные типы развития графически, то обнаруживается, что спираль представляет собой синтез цикла (круга) и линии. Как графический образ она выступает аналогом «социальной преемственности», который отражает диалектическое единство прерывности и непрерывности, относительного тождества и различия, генетической связи сменяющих друг друга процессов.

В основе спиралевидного развития общества лежит закон отрицания отрицания, открытый Гегелем.

С точки зрения этого закона развитие всех вещей и явлений (в том числе и обществ) проходит три стадии:

) исходной стадии, с которой начинается развитие общества;

) отрицания исходной стадии, в результате которого старое преобразуется (метафизически или диалектически);

) отрицания отрицания исходной стадии, на которой осуществляется возврат к исходной стадии, но на качественно новой основе и синтез предыдущих двух стадий развития.

Примером такого развития является рост зерна, старение человека, прогресс человечества.

2.2 Типы обществ

Типологию общества социологи рассматривает в соответствии с типологией социальных действий, критериями которых выступают четыре пары переменных значений: универсализм - партикуляризм, достижение - предписание, эмоциональность - эмоциональная нейтральность, диффузность - специфичность. На перекрестье первых двух пар появляются четыре типа общества: общества универсалистского образца достижения, общества универсалистского образца предписания, общества партикуляристского образца достижения, общества нартикуляристского образца предписания.

Первый тип - к нему относятся общества универсалистского образца достижения - характеризуется стремлением большей части населения стран этого типа к достижению и успеху. Названные две цели, по существу, превращаются в самоцель общественного развития, интегрирующую вокруг себя все общество. Характер деятельности общества такого тина определяется, прежде всего, инструментальными ценностями и действиями людей, преследующих получение конкретной пользы. Вся система социальной стратификации в нем, «расположение» социальных слоев относительно друг друга обусловлены, прежде всего, результатами их деятельности, реальными достижениями и успехами. Ими же определяются статусные и ролевые характеристики людей, их шансы на продвижение и карьеру. Нетрудно догадаться, что образцом такой страны считают, прежде всего, США.

Второй тип охватывает общества универсалистского образца предписания, которые характеризуются тенденцией соответствующих стран к установлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих (предписывающих) населению нормы и ценности поведения во всех сферах жизнедеятельности и построенных на действии системы жесткого социального контроля. Статусно-ролевые характеристики общества этого типа базируются не на признании индивидуальных заслуг и успехов, а на увязывании результатов деятельности отдельных людей с их коллективами. Отсюда, проистекает жесткая социальная и идеологическая дихотомия, деление на «тех, кто с нами», и «тех, кто против нас». Отнесение людей к той и другой группе может иметь достаточно произвольный характер, что предполагает возможность постоянного нарушения и даже извращения системы правовых и моральных норм в обществах такого типа. Наиболее яркими примерами стран, относящихся к этому типу обществ, являются Советский Союз и фашистская Германия, которые он во многих отношениях ставил в один ряд

К третьему типу относятся общества партикуляристского образца достижения. Если в обществах предшествующих двух типов всеобщий, универсальный характер приобретали достижения (в первом случае) и предписания (во втором случае), то в странах третьего типа имеет смысл говорить о достижениях в каких-то ограниченных сферах жизни. Это могут быть также общества, экономика которых имеет монокультурный характер. В качестве исторического примера такого типа общества социолог приводил Древний Китай, в котором семейные и общинные связи имели определяющее значение для жизни всей страны, поскольку пронизывали всю структуру и иерархию социальных взаимодействий (вплоть до власти императора). Господствовала строгая субординация отношений, не принимавшая в расчет ориентацию отдельных людей на достижения и успех в конкретных видах деятельности.

Наконец, к четвертому типу относят общества партикуляристского образца предписания. В странах этого типа у людей отсутствует ориентация на достижения, а предписания имеют ограниченный характер. Для населения особенно характерно пассивное и даже негативное отношение к труду. Длительное сохранение и даже консервация традиций образа жизни приводят к недостаточной выраженности социальной структуры и ее медленному, нединамичному изменению. В таких условиях, считает социолог, возможны узурпация власти и установление диктатуры отдельных режимов. Поскольку они не обладают широкой социальной базой и массовой поддержкой населения, являясь к тому же коррумпированными по своей сути, на смену им Могут приходить через незначительный промежуток времени другие аналогичные диктаторские режимы. Типичным примером обществ такого типа Парсонс считал многие страны Латинской Америки.

Предложенная социологами классификация обществ, построенная на использовании парных «типовых переменных» (универсализм - партикуляризм, достижение - предписание), имеет достаточно широкий и абстрактный характер. Вместе с тем, она позволяет увидеть некоторые общие, типичные для ряда стран принципы их функционирования и развития, связанные с их как экономическими, так и политическими характеристиками.

При всей сложности теоретических построений ученого в них проходит лейтмотивом главная задача социологии - исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость общества как социальной системы. Общество выступает в качестве структуры взаимосвязанных четырех основных элементов: ценностей, норм, ролей и коллективных организаций. Ценности рассматривают как главный связующий элемент социальной и культурной систем. Нормы, в отличие от ценностей, характеризуются им как преимущественно элементы социальной системы. Роли выступают элементом, связывающим личность с обществом, а коллективная организация скрепляет внутрисоциальную структуру.

Каждый из этих элементов, согласно концепции американского социолога, может быть соотнесен с основными функциональными категориями. Так, нормы осуществляют преимущественно функцию интеграции, ценности поддерживают образцы функционирования социальной системы, коллективные организации связаны с реальным достижением целей в интересах этой системы, а роли направлены на эффективность адаптации личности.

Акцентируя в структурно-функциональном анализе первую его часть - структурность (в отличие от Мертона, подчеркивавшего значимость второй стороны - функций социальной системы), Парсонс делал упор на доказательстве стабильности структуры применительно к рассматриваемым им социальным системам. Определяя понятие стабильности системы в ее взаимосвязи со структурой, социолог писал: «Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношение между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таково, что свойства и отношения, названные нами структурой, оказываются неизменными».

На решение задачи обоснования стабильности системы и был направлен структурно-функциональный анализ, в соответствии с которым общество и его подсистемы рассматривались сквозь призму их структуре точки зрения выполнения ими определенного набора функций. При этом встречаются разные сочетания структурного и функционального аспектов анализа социальных явлений. При структурном подходе объект рассматривается путем дифференциации его на ряд взаимосвязанных элементов, при функциональном - выявляются связи между элементами в целом.

В 1960-х гг. стало очевидным, что при таком толковании социальных процессов, как у Парсонса, трудно объяснить противоречия, конфликты, дестабилизацию, многие аномальные явления. Появилась необходимость в углублении структурно-функционального анализа. Мертон сделал это за счет широкого использования понятий дисфункций (неблагоприятных последствий), явных и латентных функций (осознаваемых и неосознаваемых последствий). Парсонс же искал другие пути усиления своей концепции.

Заключение

функционализм социология общество

Структурный функционализм - направление в социологии, опирающееся на метод структурно-функционального анализа.

Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Структурная теория общества, объединяя «социальную статику» и «социальную динамику», «социальную анатомию» и «социальную психологию», согласие и конфликт, стабильность и изменение, воспроизводство и образование, адаптацию и морфогенезис, обеспечивает полноценную, многомерную парадигму для социологии, которая глубоко уходит корнями в классическую социологическую традицию XIX в.

На длительное время эта «парадигма» задала тон интеллектуальным поискам в рамках дисциплины, определила основное направление в социологии. Основанная на лучших мыслительных традициях, структурная парадигма не исчерпала своих возможностей. Она может еще обеспечивать ценные, эвристические стимулы для социологии будущего. Структурный функционализм как познавательное направление предназначен для того, чтобы установить фундаментальную соотнесенность, всех отдельных условий и процессов совместной жизни людей с состоянием социальной и культурной системы как целого.

Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Совершенствовать далее структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами.

Список использованной литературы

1.Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. / А.Б. Гофман. - М.: КД «Университет», 2001. - 216 с.

2.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900, 293-294 c.

3.История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. ред Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 576 с.

4.История теоретической социологии. В 4-х томах / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. - М.: Изд-во «Канон», 2009. - 560 с.

.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: ПЕРСЭ, 2007. - 640 с.

7.Кучеренко, В. Функционалистская парадигма Роберта Мертона в современном социологическом дискурсе [Текст] / В. Кучеренко // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2000. - № 4. -81-87 c.

8.Мартьянова, Н.А. Концепция структурного функционализма Роберта К. Мертона [Электронный ресурс]. - Электр. дан. (1 файл). - Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-sociologii/martjanova.html.

.Мертон, Р. Непреднамеренные последствия преднамеренного социального действия [Текст] / Р. Мертон // Социологический журнал. - 2009. - № 2. -5-17 c.

10.Мертон Р. К. Социальная структура и аномия //Социология преступности. М., 1966. 302 c.

11.Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. - М. : АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.

12.Мертон, Р. Явные и латентные функции [Электронный ресурс]. - Электр. дан. (1 файл). - Режим доступа: http://socioline.ru/pages/r-merton-yavnye-i-latentnye-funktsii. - Загл. с экрана.

.Мирская, Е.З.P. Мертон и его концепция социологии науки [Электронный ресурс]. - Электр. дан. (1 файл). - Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=168895. - Загл. с экрана.

.12 Мирская, Е.З. Р. Мертон и этос классической науки [Электронный ресурс]. - Электр. дан. (1 файл). - Режим доступа: http://iph.ras.ru/page48033174.htm. - Загл. с экрана.

15.Нартов Н.А. Социология: уч. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010-511сСтепаненко В.И. Социология (краткий курс лекций) / В.И. . - М.: МАНПО, 2006. - 49 с.

16.Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов / С.С. Фролов. - М: НОРМА, 2007. - 256 с.

17.Чеснокова, В.Ф. Язык социологии [Текст] / В.Ф. Чеснокова. - М. : ОГИ, 2010. - 544 с.

18.Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971; Социальные отклонения. М., 1989.

Похожие работы на - Стадии развития общества и его типы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!