Социальная работа с молодежью в современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа с молодежью в современной России

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШАДРЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет социального образования





КУРСОВАЯ РАБОТА

Социальная работа с молодежью в современной России

Выполнила:

Студентка 4 курса

заочного отделения

группы 435

Позираева Мария Ахатовна





Шадринск - 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Молодежь как особая группа в социальной структуре общества

.1Молодость как социальный феномен

.2Молодежь как объект социальной работы

Глава 2. Государственная молодежная политика

Глава 3. Формы социальной работы с молодежью

.1 Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем

.2 Социальная работа с различными категориями молодежи

Заключение

Список литературы

Введение

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность деятельности человека, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, а особенно слабых слоев и групп, которые в ней нуждаются. Социальная работа имела место с самого начала возникновения человеческого общества, только принимала разные формы на разных этапах его развития. Официально в нашей стране учреждение этой специальности произошло лишь в конце 1990 г. Уже позже 12 декабря 1993 года права, свободы и обязанности граждан были зафиксированы в Конституции РФ, что составило фундаментальную основу для организации и проведению социальной работы с населением.

Процесс становления специфической социальной работы совпал с внедрением в РФ рыночных отношений, которые сопровождались обострением противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами социализации. Старый строй был разрушен, а новый только создавался. Таким образом, молодому поколению нечего было дать. Более того, на него возложили ответственность по созданию нового общества. Следствием этого стало то, что молодежь стала заметно «взрослеть» в социальном плане. Но направить в нужную сторону порой было некому, и в обстановке полнейшей разрухи копились и множились проблемы молодых людей.

В условиях реформ происшедшие социальные изменения и отсутствие национальной идеи, сильная дифференциация в обществе, в первую очередь наблюдается в среде молодежи. Во-первых, социальное неблагополучие отразилось на здоровье этой социальной группы, следствием чего стал рост числа заболеваний (туберкулез, СПИД) и смертности среди молодежи. Из-за изначального социального, материального, территориального неравенства в получении образования затруднена возможность социальной и профессиональной карьеры. Социальная напряженность среди молодежи непременно ведет к дальнейшему отчуждению от общества. Следствием этого стала организованная форма насилия как стиль жизни. Неудачная адаптация молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляется в росте алкоголизма, бездомности, наркомании, росте самоубийств.

Казалось, сейчас социально-экономическая и политическая ситуация в стране нормализовалась, подросшие дети 90х, которым сейчас 18-24(25) или «поколение Y», росшие при тотальной безработице, дефиците товаров, питании по карточкам, разбоях и преступности, нашли в себе силы быть самостоятельными, свободно мыслить и строить уже своими руками будущее. Но также у многих молодых людей развился гедонизм, игромания, клиповое сознание с отсутствием основательности и методичности. Социальные проблемы никуда не исчезли. Это и определило актуальность темы моей курсовой работы «Социальная работа с молодежью в современной России».

Социальная работа развивалась и «росла» в нашей стране вместе с молодыми людьми. Сегодня в нашей стране возникли новые социальные условия, при которых социальная защита человека стала приоритетной как на уровне государства, так и на уровне области, района, города, учебного заведения. Социальная работа с молодежью посредством развернутой сети социальных служб направлена на оказание специализированной помощи в преодолении возникающих жизненных проблем за счет, в первую очередь, активации личностного потенциала и создания благоприятных условий для жизни, учебы, работы, адаптации.

Итак, цель курсовой работы является рассмотрение молодежи как особой социально-демографической группы и проводимой с ней социальной работы в современной России.

Предмет - формы социальной работы с молодежью, объект - молодежь России (особенно в возрасте 18-30)

Были сформулированы следующие задачи:

.Определение молодежи как особой социально-демографической группы в структуре общества

.Рассмотрение молодежи как объекта социальной работы, нуждающейся в помощи.

.Анализ государственной молодежной политики и ее социальных программ, в рамках которых в России осуществляется социальная работа с молодежью.

.Рассмотрение роли социальных служб в решении молодежных проблем.

.Формы социальной работы с различными категориями молодежи (инвалидами, наркозависимыми, безработными, вернувшимися из мест лишения свободы)

Глава 1. Молодежь как особая группа в социальной структуре общества

1.1 Молодость как социальный феномен

Существует множество теорий о молодости. Биологические теории рассматривают молодость, прежде всего как определенный этап эволюции организма. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции. Психоаналитические теории видят в молодости определенный этап психосексуального развития. Указанные теории рассматривают молодость с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Но такое развитие будет по-разному протекать в различной социальной и культурной среде.

Социологические теории рассматривают молодость как определенный этап социализации (семейной и внесемейной), как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого. Внимание исследователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ориентаций, т. е. индивидуально - психологические проблемы выводятся из социальных.

Таким образом, феномен молодости необходимо изучать комплексно, сочетая социально-психологический подход с учетом внутреннего развития молодого человека. Однако этот процесс затрудняет несовпадение психофизического развития и социального созревания в виду акселерации, в результате которой сегодняшние дети растут быстрее. Это приводит к подвижности возрастных границ, сдвигу начала молодости уже к 14 годам, а возраст важен не только в теоретическом осмыслении понятия молодежи, но и в исследовательской практике.

Следовательно, возраст можно отнести к объективным показателям, по которым возможно определить данного индивида именно к молодежи как особой социальной группе.

В 1762 году французским философом Жан-Жаком Руссо была предпринята одна из первых попыток связать становление человека с возрастными этапами: 1) от рождения до конца первого года жизни; 2) 2-12 лет; 3) 12-15; 4) 15-20; и 5) 20-25 лет.

Далее одни исследователи определяли молодежный возраст с 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 (30). Третьи выделяют особые этапы: 14-15 лет - подростковый возраст; 16-25 лет - юность (16-17 лет - ранняя юность; 18-20 лет - средняя юность; 21-25 лет - старшая юность); 26-30 лет - предвзрослость.

Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей (28 (30)).

Таким образом, возрастная терминология является одновременно гибкой, но менее определенной. «Возрастные стереотипы» остаются имманентно многозначными и противоречивыми, а возрастные границы условны и приблизительны. Из-за такой неопределенности возникают трудности в определении места молодежи в социальной структуре общества и, следовательно, ее социального статуса и социально-психологические особенностей.

В 60-е годы ХХ века ко времени «молодежной революции» возросло внимание к молодежным проблемам и роли молодежи в социальных изменениях. Отражение это нашло в работах таких исследователей как Г. Шельский, К. Мангейм, А. Тенбрук, С. Эйзенштадт. Они рассматривали поколения в их историко-социальном пространстве, при котором определилось промежуточное положение молодежи в социальной структуре общества. Таким образом, конкретное содержание этапа молодости и определение границ молодежного возраста зависят от исторических и социально-экономических условий

Г. Гриза, определил молодежь как «социокультурный феномен, который в своих формах проявления подчинен историко-общественным параметрам». Возрастные ступени определены культурными характеристиками.

Культурологическое направление изучает молодежные процессы также в аспекте феноменологии человеческой культуры. Работы немецкого социолога К. Мангейма являются классическим образцом данного подхода. Именно Мангейм раскрыл механизм социального наследования, сущность которого состоит в накоплении опыта прошлого, переоценке обретенного культурного наследия и движения в новом направлении.

Социологические концепции определили феномен юности в качестве следующих факторов:

·Необходимость в получении образования (общее и профессиональное);

·Начало трудовой деятельности (карьера);

·Формирование собственной семьи.

В нашей стране лишь на рубеже 90х гг. распад СССР способствовал тому, что молодежь стала рассматриваться с присущими ей особенностями ценностных ориентаций, самоидентификации и социализации.

Однако существует дискуссия по определению молодежи и критериев выделения ее в самостоятельную группу.

На современном этапе в качестве наиболее типичных подходов, встречающихся в научной литературе, выделяют следующие:

·психологический: молодость - это период развития человеческой личности между половой зрелостью и полной зрелостью;

·социально-психологический: молодость - это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого - всеми особенностями возрастного класса;

·конфликтологический: молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;

·ролевой: молодость - это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;

·субкультурный: молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;

·стратификационный: молодежь - это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;

·социализационный: молодость - это период социального роста, первичной социализации;

·интеракционистский: молодость - это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. «Родитель» - ориентация на нормативное поведение, «взрослый» - ориентация на принятие взрослых решений, «молодость» - спонтанность, непосредственность;

·аксиологический: молодость - это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека. Именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов;

·субъективный: молодость - это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм;

·процессуальный: молодые - это те, кто не завершен, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования.

Итак, обобщая данный анализ молодежи как социального феномена, мы подошли к определению, данному И. С. Коном, которое на сегодняшний день утвердилось в кругах отечественных социологов: «Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Молодой человек занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. С возрастом и усложнением жизнедеятельности у него растет количественно и качественно диапазон социальных ролей и интересов, с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. Все чаще началу трудовой деятельности предшествует профессиональная подготовка к ней в вузе, где особенно сильна доля воспитательного воздействия на личность. Но, например, юноша может избрать как переходный социальный институт службу в армии. В любом случае, жизнь все время ставит молодого человека перед выбором. Все это и определяет, по моему мнению, молодежь как особую социально-демографическую группу.


Процесс социализации осуществлялся долгое время путем передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. Но современные условия затруднили процесс интеграции молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением в общество, которое находится в переходном периоде. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм.

Казалось, наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России исправит ситуацию, но положение молодежи остается все также неустойчивым. Бездуховность и ее результат - потребительско - эгоистическое отношение к жизни - породили у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. В силу этого внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено.

Итак, молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества

Сегодня молодёжь РФ - это 39, 6 миллиона граждан - 27 % от общей численности населения страны, доля 18-24 - 12%. По данным Минздрава РФ, общая заболеваемость подростков за последние несколько лет выросла более чем на 20%. При этом доминируют болезни, которые носят ярко выраженный социальный характер (стресс как причина заболеваний). Резко снизилось качество здоровья: возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям - наблюдается рост количества венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных в 16 раз. Растет количество молодых людей до 30 лет, взятых на учет с впервые установленным диагнозом злокачественных образований. Только 12-15% юношей, призываемых в армию, здоровы. Снижаются рождаемость и естественный прирост населения.

России зарегистрировано 42000 инвалидов с детства, интенсивность роста этого показателя за последние годы возросла более чем в 1, 5 раза.

Причины ухудшения здоровья молодого поколения заключаются: в патологии беременности, нарушении медицинских норм питания, ухудшении экологической ситуации, низком уровне медицинского обслуживания, отсутствии культуры здорового образа жизни.

Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин.

Таким образом, уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи ведет к ухудшению генофонда нации, что может составить угрозу для национальной безопасности страны.

В сфере образования положение молодежи неоднозначно. Проблемы начинаются еще в выпускных классах школы, когда молодым людям необходимо выбрать будущую профессию. Преимущество они отдают чаще всего профессиям, дающим средства к существованию, а не как жизненное признание. Но беда в том, что молодой человек еще плохо знает и реальные свойства привлекающей его профессии, и требования к работнику, и свои потенциальные возможности. В любом случае, есть два выхода: получение профессионального образования или выход на рынок труда в качестве неквалифицированного работника. Бесспорным уже достижением является стремление к знаниям, учебе в вузах и техникумах. Однако существует проблема доступности образования, нехватка бюджетных мест, а то и полное их отсутствие. Больше всего проблем возникает при поступлении в учебные заведения выпускников из сельских школ и регионов, особенно если позволить говорить о все больше распространяющейся коррупции в высшей школе. Также сегодня можно констатировать факт того, что для выпускников мотивация в сфере познания зависит от статуса образования или от статуса тех или иных знаний в обществе. Если хорошие знания способствуют социальному продвижению молодого человека, то повышается и заинтересованность в учебе; если для карьеры достаточно диплома, то интерес к учебе падает. Результат этого процесса - отставание уровня нашего образования по сравнению с наиболее развитыми странами.

Реформирование в системе образования напрямую касается молодых людей, их настоящего и будущего. Введение единого государственного экзамена должно преследовать сглаживание барьеров доступа к высшему образованию как учеников специальных школ, так и абитуриентов из малодоходных семей. Однако процедура ЕГЭ нуждается в доработке.

В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи старше 23 лет на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше (особый размах «скрытой безработицы»). Давно наблюдается тенденция, что на всех юристов и экономистов, выпускаемых вузами, рабочих мест не хватает. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Падение престижа рабочих специальностей, привело к тому, что в стране не хватает квалифицированных рабочих. Следовательно, доля молодежи в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. Основными особенностями молодежной безработицы являются: неумение и нежелание работать; неопределенность жизненных позиций и нежелание брать на себя ответственность; отсутствие дисциплины; требования высокой оплаты труда; нежелание переобучаться и т. д.

Все это характеризует неустоявшиеся жизненные позиции молодых людей, что затрудняет работу с ними. Однако молодежь - это самая мобильная, перспективная категория граждан, поэтому работу по профориентации, консультации и оказание помощи в организации предпринимательской деятельности необходимо поддерживать и развивать.

Таким образом, особенности проблем молодежи как социальной группы связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям.

Явления социальной патологии в молодежной среде говорят об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность, число убийств и самоубийств, наркомания, токсикомания, алкоголизм.

Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, в окружении молодого человека (компания), отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Многочисленные исследования, проводимые среди молодежи в разных странах, в том числе и в России, позволяют сделать вывод о достаточно общих проблемах, с которыми сталкиваются молодые люди. Взаимоисключающие положения, такие, как богатство и бедность, рост возможностей самореализации и безработица, глобальная субкультура и обилие контркультур, образованность и полная безграмотность, ценность здоровья, культ спорта и наркомания, курение, алкоголизм, являются следствием фундаментальных противоречий.

Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности. Необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определив средства, формы и методы работы с молодым поколением.

Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.

Глава 2. Государственная молодежная политика

Социальная защита - совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнедеятельности деятельности существования личности либо социальной группы. Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и международных пактах о правах и свободах человека. Зафиксированные в Конституции РФ права, свободы и обязанности граждан (глава 2) составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами.

Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения.

Государственная молодежная политика (ГМП) - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека, развитие молодежных объединений, движений и инициатив.

Молодежная политика - необходимое условие социального прогресса общества. Для прогнозирования будущих процессов необходимо научное обоснование проблем молодежи, подробное изучение интересов и ценностных ориентаций молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается. Нельзя забывать, что сегодняшняя молодежь - это основной стратегический ресурс страны, только она в перспективе может обеспечить стабилизацию демографического и кадрового потенциала. От этого напрямую зависит национальная безопасность России. Поэтому нельзя экономить на социализации и социальной защите молодежи.

Так, объектами ГМП является молодежь, граждане РФ в возрасте от 14-30 лет; молодые семьи; молодежные объединения.

Субъекты ГМП - органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица; молодежные организации.

Целью ГМП является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Принципы ГМП:

.Сочетание государственных общественных интересов и прав личности.

.Привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации ГМП, программ (принцип участия)

.обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан

В целях усиления внимания государства и общества к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Далее он упразднялся и реорганизовывался. И Указом Президента РФ от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет РФ по делам молодёжи, руководителем, которого распоряжением Правительства Российской Федерации назначен Василий Якименко. А на начало 2009 г. - Министерство спорта, туризма и молодежной политики под руководством Виталия Мутко.

Еще в 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Задачи молодежной политики стал выполнять «комсомол» (1926 - ВЛКСМ). Существовало 3 вида поддержки молодежи: труд и занятость; образование; здравоохранение.

С распадом СССР только от 15 сентября 1994 г. С целью создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи Указом президента №1922 одобрена федеральная программа «Молодежь России». Для достижения этой цели предусматривалось решение следующих задач:

·обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

·создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов.

·содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;

·внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ

Целью развертывания системы социальных служб для молодежи стало удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критической ситуации, ее социальная реабилитация и создание условий для возвращения впоследствии к полноценной жизнедеятельности. За счет средств федерального Бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных фондов предусматривалось формирование комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и консультации, служб помощи молодой семье и досуговых центров.

В 1998 году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г. г. ». В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)». В 2005 году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы»

Отличительной особенностью последней программы была разработка проектов по охвату всех категорий молодежи на основе изучения и учета их интересов, потребностей и условий жизнедеятельности. В связи с этим определены категории молодежи: работающая молодежь (в том числе сельская), учащаяся (в том числе студенческая), безработная молодежь, молодежь «группы риска», молодые инвалиды, молодые ветераны - участники локальных боевых действий, молодые семьи, члены молодежных и детских общественных объединений, органов молодежного самоуправления. Для этих категорий молодежи выделены блоки Программы, определяющие формы поддержки, реабилитации и адаптации.

Социально-экономическими итогами реализации программы «Молодежь России» должны быть: улучшение демографической ситуации; создание достоверных каналов информации для молодежи; возвращение доверия к ценностям российского общества; уменьшение криминогенное и потребления наркотиков, алкоголя в молодежной среде; рост общественной активации молодежи; улучшение качества жизни молодых семей; сокращение безработицы среди молодежи.

Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.

В конце 2005 г. была принята программа, которая определила главную цель ГМП - развитие потенциала молодежи в интересах России. Рассчитана данная программа до 2016 г. Причем эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем.

Таким образом, в молодежной политике необходимо реализовать два направления:

·адресная помощь - предусматривает государственную помощь наименее социально защищенным категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств получаемой помощи

·стимулирование - побуждение молодого человека к действию, проявлению активности в достижении определенной цели через социальные программы.

год был назван Годом молодежи. В этот период молодежная политика была направлена на пропаганду здорового образа жизни, расширению взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями, развитию международного молодежного сотрудничества, стимулированию института волонтерства.

Для ГМП в Российской Федерации остаются приоритетными: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.

Таким образом, социальная защита молодого поколения - это деятельность государства в лице его институтов, направленное на развитие личности, с учетом социальных проблем, с которыми сталкивается данная социальная группа, их ликвидации и создания условий для самоопределения и самореализации в жизни.

Глава 3. Формы социальной работы с молодежью

Глава 3.1 Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем

государственный молодежный политика социальный

Выделяют две модели социальной работы с молодежью - интегративная и дефицитная. Интегративная модель способствует социализации молодежи, но такая модель предполагает выделение значительных средств из бюджета страны. Поэтому страны с рыночной экономикой избрали дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную на социально уязвимые слои населения.

Итак, под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммуникативной уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы является основной задачей социальной работы. Субъектами этого вида деятельности - социальные службы для молодежи.

Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица. Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи.

Возникшие в молодежной среде проблемы требуют немедленного решения, которое невозможно без организации социальной работы, в которую входит развертывание деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

В эту деятельность входят создание и развитие комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг. Это:

·комплексный центр социального обслуживания молодежи;

·центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;

·социальный центр молодежи;

·центр социальной поддержки молодежи;

·центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

·молодежный центр планирования семьи;

·центр правовой помощи молодежи;

·центр информации для молодежи;

·подростково-молодежный клуб;

·социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

·центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

Так, создаются социальные приюты для детей и подростков, которые испытывают насилие и жесткое обращение в семье. Открываются телефоны доверия», консультационные центры, центры социального здоровья семьи и детей. Открываются медицинские учреждения, оказывающие помощь детям и подросткам. Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи. Также формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания.

В работе социальных служб с молодежью наблюдается внедрение новых социальных технологий: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.

На каждом этапе своего развития общество предъявляет определенные требования к подрастающему поколению, поэтому возникает необходимость оказания помощи молодежи в адаптации к новым нормам, ценностям, морали.

Базисными видами деятельности специалистов социальных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность. Непосредственно реализацией социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью.

В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, включая молодежь, выделяя финансовые средства на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для ее функционирования: Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 10. 12. 95; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 24. 11. 95 и др.

Таким образом, государственную помощь могут получить лишь наиболее слабозащищенные категории молодежи. Однако в виду положительного опыта Северной Европы в поддержке молодых людей необходимо, чтобы правительство РФ предусмотрело переход от помощи отдельным категориям к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей. Изучение потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Так, молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридическом консультировании, работе «телефона доверия».

.2 Социальная работа с различными категориями молодежи

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность деятельности человека, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, а особенно слабых слоев и групп, которые в ней нуждаются. Социальная работа с различными категориями молодежи 18-25 лет имеет свои особенности и реализуется на уровне социальных служб, структура которых представляет собой центры помощи. Рассмотрим более подробно методы и формы социальной работы с некоторыми категориями молодежи

Социальная работа с молодыми инвалидами подразумевает социальную интеграцию, которая является конечной целью реабилитации. Молодые люди с ограниченными возможностями находятся в большей изоляции вследствие своего состояния, что может привести к дезадаптации и обесцениванию своей жизни. В то же время молодые инвалиды стремятся к самореализации и часто полны сил и желания включиться в социальную полноценную жизнь на доступном для них уровне. Задача социального работника состоит в создании условий активной среды, чтобы молодые инвалиды могли трудиться (статьи 20-26 ФЗ), получать образование (статья 19 ФЗ), а также необходимо проводить индивидуальную работу с семьей. Социальное обслуживание молодых инвалидов происходит в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов РФ», но смысл закона сводиться к льготам, пособиям и другим формам социальной помощи. Социальные службы в соответствии с этим законам не позволяют человеку, имеющему инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлагают. Тем самым усиливают пассивно- иждивенческий характер в среде людей, имеющих инвалидность. Современные социальные службы должны предоставлять молодым инвалидам максимально равные с их сверстниками возможности, помочь адаптироваться к условиям окружающей среды, быть самостоятельными, развить чувство ответственности.

У социальной работы с наркозавимыми молодыми людьми свои особенности. Число наркоманов в нашей стране превысило 7% и составляет более 10 млн. человек, из них возрос процент молодых людей в возрасте 14-24 лет. Наряду с этим большая часть наркоманов больна гепатитом, СПИДом и другими неизлечимыми болезнями, ведущими к летальному исходу. Так, одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи стала профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде. Кроме того, возросла необходимость создания социально-психологические служб, нацеленных на профилактику наркомании в неформальных объединениях и по месту жительства, а также для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи. Социальный работник проводит организацию разумного использования досуга, пропаганду здорового образа жизни, психокоррекционную работу по развитию навыков обучения, привлечение общественности к социально-реабилитационной помощи; пропаганду нормативных актов, регламентирующих ответственность за наркоманию. Основные направления работы социальных служб с наркозависимыми молодыми людьми подразумевают: подготовку специалистов для работы с молодежью, относящейся к группе риска, склонных к употреблению наркотиков; профилактическую работу со всей молодежью с приоритетной ориентацией на молодежь группы риска; работу с родителями молодых людей, склонных к употреблению или употребляющих наркотические вещества.

В предыдущих главах разбирались причины и особенности молодежной безработицы. Молодежь составляет 35% трудоспособного населения России и от их деятельности зависит будущее государства. Поэтому так важна эффективность социальной работы в занятости молодых людей. На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения. Молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии, достаточно уязвимы на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособны. Данные статистики приводят цифры: 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Таким образом, приоритетным направление центров службы занятости - оказание помощи в трудоустройстве молодежи. Необходимо помочь молодым людям эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда. Содействие занятости идет по нескольким направлениям: образование молодежи (программа «Эффективное поведение на рынке труда»), содействие профессиональной подготовке и переподготовке молодежи, изменение порядка приема молодежи на работу, квотирование мест для молодежи, привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам, организация ярмарок вакансий, создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости, правовое регулирование молодежной политики - все эти мероприятия способствуют поддержке безработной молодежи. Кроме того, в центрах социальной помощи и поддержки молодежи проводятся прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний молодых людей. Ведь только стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Проблема занятости молодежи должна решаться комплексно. Необходимо мотивировать молодых людей на труд, учитывая исторически сложившиеся условия, особенности республик и регионов. В помощь социальным службам государственные и федеральные социальные программы, должно финансируемые.

Еще одна категория молодежи, с которой проводится социальная работа, это молодые люди, вернувшиеся из мест лишения свободы. Такая категория молодежи могла утратить социально-полезные связи с семьей, родственниками, у нее возникают трудности в трудовом и бытовом устройстве. Все это может подтолкнуть к новому преступлению. По этой причине в отношении бывших осуждённых применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых преступлений. Задачи по социальной адаптации реализуются Центром ресоциализации молодежи, вернувшейся из мест заключения, посредством: помощи с целью «вживления» молодежи в социосферу, предотвращения рецидива; помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявления актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. Социальная работа в пенитенциарной системе как никогда актуальна и связано это с возросшей за последние годы криминализацией молодых людей. Преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения представляют определенную общественную опасность. Совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр. А этому предшествовать могут проблемы и проявление насилия в семье, в школе, в дружеской компании. Поэтому так важна профилактика на ранней стадии.

Социальная работа также проводится с сельской молодежью; со студенческими семьями; с инфицированными ВИЧ и больными СПИДом; с одинокими матерями; молодыми беженцами; военнослужащими, вернувшихся из «горячих» точек и др. Но объединяет их все одно: деятельность учреждений органов по делам молодежи в работе с конкретным клиентом ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки, помощи в адаптации к современной социально-экономической и социально-политической ситуации в стране, формировании самостоятельности в решении проблемы.

Заключение

Сегодня молодёжь РФ составляет 39, 6 миллиона граждан - 27 % от общей численности населения страны, доля 18-25 - 12%. На 14 марта 2010 года показатель удовлетворенности жизнью 18-25летних составил 73%. Но мы живем в таком обществе, где тот же показатель в следующий момент может оказаться со знаком «минус». Однако социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека в конкретный исторический период.

Молодежь как социально-демографическая группа занимает особое место в социальной структуре общества. Ценности и идеи молодых людей и определят будущее развитие страны. Но для этого необходимо обществу и государству преодолеть иждивенческую позицию молодежи и наоборот - поддерживать инициативы. Так, приоритетами государственной молодежной политики в Российской Федерации, в рамках которой реализуется социальная работа с молодежью, остаются: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества. Федеральная программа по развитию потенциала молодежи в интересах России рассчитана до 2016 года.

С 1994 года в рамках социальных программ идет развертывание целого комплекса социальных служб. На современном этапе их развитие должно идти в направлении профессионального консультирования и психологической помощи. Деятельность учреждений должна строиться на индивидуальном подходе к каждому клиенту, нуждающемуся в помощи, стимулируя его активность в решении проблемы.

У большинства молодых людей нет опыта обращения в учреждения социального обслуживания, поэтому так необходимо информировать население о возможности получения помощи и поддержки в данных структурах.

Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. Необходимо выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения молодежи. В социальной работе с различными категориями молодежи используются специальные социальные технологии: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др. В 60% проводится индивидуальная коррекционная работа, будь то молодой инвалид или бывший заключенный. Главное - это поверить в себя. А молодой человек по сути своей больше активен и жаден до знаний, по-настоящему мы живем лишь в движении, поэтому приоритетными для молодого человека должно стать его здоровье, труд, образование, любовь.

В заключении добавлю, что в определенном конкретно-историческом обществе всегда идет смена поколений и так получается, что вчерашние дети сегодня уже молодые люди, которые активно участвуют в общественном производстве. А социальный работник, как ангел-хранитель, поможет и поддержит молодого человека в трудной жизненной ситуации, чтобы способствовать его самореализации и саморазвитию.

Список литературы

1.Бондарь Л. А. Социальная работа и молодежные организации: Конспекты лекций. - М.: Институт молодежи, 1993

2.Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И. и др. Практикум по социологии молодежи. - М. , 2000

.Волков Ю. Г., Добреньков В. И. , Казария Ф. Д. , Савченко И. П. , Шаповалов В. А. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Проф. Ю. Г. Волкова. - Ростов - н/Д. : Феникс. 2001

.Григорьев С. И. , Гуслякова Л. Г. , Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью», Учебник для студентов вузов. М. , 2006.

.Иваненков С. П. «Проблема социализации современной молодежи». М. , 1999.

.Иконникова С. Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. - М. , 1998

.Камалдинова Э. И. «Молодежь как объект и субъект социальной деятельности», Педагогика. 1998.

.Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999

9.Кон И. С. Социология молодёжи. В кн.: Краткий словарь по социологии М. , 1988

.Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. , 1994

.Лучанкин А. И. , Сияцкий А. А. «Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы». Екатеринбург, 1997.

.Основы социальной работы: Учебник. 3-изд. Отв. Ред. П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2006

.«Основы социальной работы», Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд. , испр. М. , 2005.

.Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М. :Машмир-ЮНЕСКО, 2005

.Ручкин Б. А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М. , 2000.

.Социальная служба: состояние и перспектива - М. : Изд-во СТИ МГУС, 2001

.Социальные службы для подростков и молодежи / Институт молодежи. М. , 1993

.Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 2003.

.Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб. : Изд-во СПбГУ. 1996.

.«Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики», Отв. ред. В. Т. Лисовский. М. , 1994.

21.Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Холостовой Е. И. - М. : ИНФРА - М. , 2001

.Технология социальной работы. Зайнышев И. Г. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000

.Чернявская А. П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». М. , 2001.

.Чупров В. И. , Зубок Ю. А. , Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М. : Наука, 2001

Нормативные акты

.Конституция Российской федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Екатеринбург. Уралюриздат, 2003

.Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 21 декабря 2001 года

27.Федеральный закон «О государственной молодежной политики в Российской Федерации».

.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995;

.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 1995

.Федеральная программа «Молодежь России (2006-2010 годы)» 2006

.Федеральная программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» 2001

.Федеральная программа «Молодежь России» 1994

Интернет-ресурсы

33.«Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи» Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. <http://www.rosmolodezh. ru>

Похожие работы на - Социальная работа с молодежью в современной России

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!