Тип
классификации
|
Тип склада
|
По назначению
|
Производственного
назначения. Оптово-заготовительные и снабженческие (торговых компаний).
Коммерческие (склады ответственного хранения). Перевалочные.
|
По способам и
видам хранения
|
Распределенные.
Централизованные. Открытые. Закрытые. Резервуары, бункеры.
|
По характеру
ТМЦ
|
Непродовольственные.
Продовольственные. Фармацевтические. Специальные.
|
По типу
собственности
|
Собственный.
Арендуемый. Коммерческий (логистического посредника).
|
Рассмотрим классификацию складов по версии кампании KnightFrank [27, с.13].
Складские помещения класса А+
. Современное одноэтажное складское здание из легких
металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без
колонн или с шагом колонн не менее 12 м и с расстоянием между пролетами не
менее 24 м.
. Площадь застройки 40-45 %.
. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не
менее 5 т/м2, на уровне 1,20 м от земли.
. Высокие потолки не менее 13 м, позволяющие установку
многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).
. Регулируемый температурный режим.
. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической
системы пожаротушения.
. Наличие системы вентиляции.
. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
. Наличие достаточного количества автоматических ворот
докового типа (dockshelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (docklevelers) (не менее 1 на 500 м2).
. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных
автомобилей и парковки легковых автомобилей.
. Наличие офисных помещений при складе.
. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты,
душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
. Оптико-волоконные телекоммуникации.
. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная
благоустроенная территория.
. Расположение вблизи центральных магистралей.
. Профессиональная система управления.
. Опытный девелопер.
. Ж.-д. ветка [27, с.13].
Складские помещения класса А
. Современное одноэтажное складское здание из легких
металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без
колонн или с шагом колонн не менее 9 м и с расстоянием между пролетами не менее
24 м.
. Площадь застройки 45-55 %.
. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не
менее 5 т/м2, на уровне 1,20 м от земли.
. Высокие потолки не менее 10 м, позволяющие установку
многоуровневого стеллажного оборудования.
. Регулируемый температурный режим.
. Система вентиляции.
. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической
системы пожаротушения.
. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
. Наличие достаточного количества автоматических ворот
докового типа (dockshelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (docklevelers), (не менее 1 на 700
м2).
. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и
парковки легковых автомобилей.
. Наличие площадок для маневрирования большегрузных
автомобилей.
. Наличие офисных помещений при складе.
. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты,
душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
. Оптико-волоконные телекоммуникации.
. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная
благоустроенная территория.
Расположение вблизи центральных магистралей.
. Профессиональная система управления.
. Опытный девелопер.
. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
. Ж.-д. ветка [27, с.14].
Складские помещения класса В+
. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной
формы вновь построенное или реконструированное.
. Площадь застройки 45-55 %.
. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не
менее 5 т/м2, на уровне 1,20 м от земли.
. Высота потолков от 8 м.
. Регулируемый температурный режим.
. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической
системы пожаротушения.
. Наличие достаточного количества автоматических ворот
докового типа (dockshelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (docklevelers), (не менее 1 на 1000
м2).
. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
. Система вентиляции.
. Пандус для разгрузки автотранспорта.
. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных
автомобилей.
. Наличие офисных помещений при складе.
. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты,
душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная
благоустроенная территория.
. Расположение вблизи центральных магистралей.
. Профессиональная система управления.
. Опытный девелопер.
. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
. Ж.-д. ветка [27, с.14].
Складские помещения класса В
. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно
прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
. В случае двухэтажного строения - наличие достаточное
количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 т (не
менее 1 на 2000 м2).
. Высота потолков от 6 м.
. Пол - асфальт или бетон без покрытия.
. Система отопления.
. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
. Пандус для разгрузки автотранспорта.
. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных
автомобилей.
. Охрана по периметру территории.
. Телекоммуникации.
. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
. Наличие вспомогательных помещений при складе.
. Система вентиляции.
. Офисные помещения при складе.
. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
. Ж.-д. ветка [27, с.15].
Складские помещения класса С
. Капитальное производственное помещение или утепленный
ангар.
. Высота потолков от 4 м.
. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
. В случае многоэтажного строения - наличие грузовых
лифтов/подъемников.
. Ворота на нулевой отметке.
. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных
автомобилей.
. Система вентиляции.
. Система отопления.
. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
. Офисные помещения при складе.
. Ж.-д. ветка.
. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
. Пандус для разгрузки автотранспорта.
. Охрана по периметру территории.
. Телекоммуникации.
. Наличие вспомогательных помещений при складе [27, с.15].
Складские помещения класса D
. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые
производственные помещения или ангары.
. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных
автомобилей.
. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
. Система отопления.
. Система вентиляции.
. Офисные помещения при складе.
. Ж.-д. ветка.
. Телекоммуникации.
. Охрана по периметру территории [27, с.15].
Перевалочные склады независимо от вида обслуживаемых
транспортных средств имеют общие принципы работы:
наличие единой с перевозчиками технологии обработки грузов;
наличие единой информационной системы склада и перевозчика;
выполнение складом правил загрузки и разгрузки транспортных
средств согласно их техническим параметрам и требованиям;
единый порядок работы с клиентами;
узкая специализация склада и наличие специального складского
оборудования, позволяющего работать с определенными грузами и транспортными
средствами;
строгие требования к параметрам груза, его упаковке и
маркировке [19, с.227].
Производственные и торговые склады имеют общие принципы
работы:
являются структурными подразделениями компании;
являются частью общего технологического процесса компании;
работа склада осуществляется в соответствии с утвержденными
планами компании;
входят в общую систему управления и единое информационное
пространство компании;
выполняют определенные операции с ТМЦ в зависимости от вида
деятельности компании;
являются бюджетными подразделениями компании [19, с.224].
1.2 Критерии
эффективности функционирования склада
Эффективность складского хозяйства - это показатель
рационального использования складских площадей, уменьшение затрат времени на
выполнение различных операций, получение максимума прибыли при наименьших
затратах, гибкости в принятии решений.
Для оценки эффективности работы складов применяется система
технико-экономических показателей, включающая:
складской товарооборот;
складской грузооборот;
себестоимость переработки на складе 1-й т груза;
коэффициент полезной площади склада;
коэффициент использования полезного объема склада;
уровень механизации складских работ [4, с.147].
Складской товарооборот - количество товаров, реализованных со
склада за определенный период, выраженное в стоимостных показателях.
Складской грузооборот - количество товаров, отпущенных со
склада в течение определенного периода, выраженное в натуральных показателях
(кг, г). Грузопоток - количество грузов, проходящих через участок в единицу
времени.
Грузопереработка - количество перегрузок по ходу перемещения
груза. Отношение грузопереработки к грузообороту склада характеризуется
коэффициентом переработки, который может быть больше грузопотока в 2-5 раз.
Снижение коэффициента грузопереработки говорит об улучшении технологии
переработки грузов и внедрении комплексной механизации и автоматизации на
складе.
Коэффициент оборачиваемости материалов - это отношение годового
(полугодового, квартального) оборота материалов к среднему остатку его на
складе за тот же период.
Если обозначить Q - расход (отпуск) материала на
складе за какой-либо календарный период (год, квартал, месяц); q1
- остаток материала на складе на 1-е число первого месяца; q2
- то же на 1-е число второго месяца; qn-1, - то же на 1-е
число предпоследнего месяца; qn - то же на конец последнего
месяца, то скорость оборота материалов рассчитывается по формуле:
где m - количество остатков, использованных для
расчета.
Kоб всегда должен быть больше единицы [4, c.147].
Коэффициент неравномерности Кн поступления
(отпуска грузов со склада определяется отношением максимального поступления
(отпуска) груза в тоннах Qmax за определенный период времени
к среднему поступлению (отпуску) Qср т.е.:
Неравномерность поступления (отпуска) грузов оказывает
большое влияние на размеры приемочных (отпускных) площадок, работу
подъемно-транспортных механизмов.
К группе показателей эффективности использования площади
склада отнесены:
коэффициент использования складской площади;
коэффициент использования объема склада;
удельная средняя нагрузка на 1 м² полезной площади;
грузонапряженность.
Коэффициент использования складской площади Kип
представляет собой отношение полезной (грузовой) площади к общей площади
склада:
Коэффициент использования объема склада Kv
характеризующий использование не только площади, но и высоты складских
помещений, устанавливается по формуле:
где Vпол - полезный объем, определяемый
произведением грузовой площади на полезную высоту (т.е. высоту стеллажей,
штабелей);
Vобщ - общий объем склада, определяемый
произведением общей площади на основную высоту (т.е. высоту от пола склада до
выступающих частей перекрытия, ограничивающих складирование груза) [4, c.149].
Удельная средняя нагрузка на 1 м² полезной площади показывает, какое количество груза располагается
одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада:
где g - удельная нагрузка на 1 м² полезной площади, т/м²;
Zmax - количество единовременно хранимого
груза или максимальный запас материалов, хранимый на складе, т.
Грузонапряженность 1 м² общей площади склада
М в течение года устанавливается по формуле:
где Qf - годовой грузооборот склада, т.
Количество критериев и их значимость для разных фирм и
компаний могут быть определены с учетом их специфики. Применение перечисленных
показателей позволяет определить рациональность использования складского
хозяйства [4, c.148].
1.3
Организация приемки, размещения, хранения и отгрузки продукции
В зависимости от выполняемой роли в деятельности компании
склад может быть структурным подразделением, обеспечивающим обслуживание
товаров в торговой или производственной компании, или предоставлять услуги
клиентам по ответственному хранению товаров (коммерческий склад) в рамках
отдельной логистической компании. Независимо от выполняемой роли любой склад
выполняет следующие основные функции: прием, хранение, обработку и отгрузку
товаров; учет движения товаров; обеспечение сохранности товаров.
Но при выполнении указанных основных функций на складе в
зависимости от выполняемой роли (склад как структурное подразделение компании
или коммерческий склад), имеются некоторые различия, которые могут существенно
влиять на определение местоположения, на выбор оборудования, на систему
управления складом, на систему учета ТМЦ, а также на другие аспекты
деятельности склада.
Склад, как структурное подразделение производственной или
торговой компании, является частью их производственного и технологического
процесса. Осуществляет свою деятельность на основе внутренних регламентирующих
документов. Коммерческий склад (склад ответственного хранения) - это
самостоятельное предприятие, целью которого является получение прибыли путем
предоставления услуг третьим лицам по хранению товаров, а также выполнения
других операций с товарами во время нахождения их на складе. Взаимоотношения
коммерческого склада с клиентами строятся на договорной основе [9, c.46].
Являясь частью логистического процесса, коммерческий склад
должен соответствовать требованиям клиентов в части предоставления условий по
приему, хранению, обработке и выдаче товаров, а также выполнения дополнительных
операций с товарами. Основными клиентами коммерческого склада являются торговые
и производственные компании, не имеющие своих складов.
Складские операции являются одной из важнейших частей
логистического процесса и включают в себя такие основные операции, как:
− управление движением товароматериальных
ценностей в складских помещениях;
− осуществление контроля и ведение учета их
движения;
− осуществление приема, выдачи и хранения;
− ведения дополнительных операций с ТМЦ [8, c.302].
При перемещении от поставщика к потребителю
товарно-материальные ценности проходят через склад как минимум два раза
(Приложение 1, схема 1.1). Если при перемещении ТМЦ осуществляются смешанные
виды перевозок, то к указанным складам поставщика и потребителя добавляются
перевалочные склады. Таким образом, количество складских перевалок для ТМЦ
увеличивается до четырех. При перевозках ТМЦ в контейнерах с использованием
автомобиля, железной дороги, моря, железной дороги и снова автомобиля
количество перевалочных складов увеличивается до 4, а всего с учетом складов
поставщика и потребителя их количество составляет 6.
На первом этапе, связанном в основном с обеспечением
потребности производства, осуществляются следующие операции:
−