Система благотворительности в 90-е гг. ХХ века в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,5 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система благотворительности в 90-е гг. ХХ века в Российской Федерации














КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Введение в профессию»

На тему: «Система благотворительности в 90-е гг. ХХ века в Российской Федерации»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Общественно-христианская модель системы социальной защиты

1.1Зарождение благотворительности и ее развитие

1.2Становление и развитие системы общественного призрения

2.Положение социальной работы на рубеже ХIХ-ХХ веков в России

3.Социальная работа в послереволюционный и советский период

.1 Биполярная модель управления системой социальной защиты

.2 Административная модель управления

4.Благотворительность, социальная помощь в России в 90-х гг. ХХ века

4.1Благотворительные организации

4.2Акции

.3Волонтерская деятельность

Заключение

Приложение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблематики благотворительности связана с переходом страны к рыночной экономике. При общих закономерностях рынок в дореволюционной России имел национальные специфические черты, связанные с историческими и религиозными особенностями формирования общества. Не случайно говорят о «русском феномене» - удивительном сочетании противоречивости характера русских предпринимателей и условий деятельности, весьма отличных от Европы и Америки. Россия в начале ХХ века относилась к числу динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга предпринимателей. Сложившиеся за века традиции купечества представляют не только исторический, но, подчас, и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет.

Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. Эти люди были либо выходцами из предприимчивого дворянства, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий Росси, либо более скромными обывателями. Их состояния наживались не только ими самими, но и их предками, отцами и дедами, предприимчивыми русскими мужиками, которые сумели скопить капитал и в сотню раз его приумножить.

В пореформенной России при крайней поляризации богатства и бедности частная благотворительность стала надежным регулятором социального равновесия. К тому же система государственного призрения была не способна оказать достаточную помощь всем нуждающимся.

В советский период истории России благотворительность - это явление, которое по объективным причинам утратило свою былую значимость. Однако сегодня благотворительность вновь весьма актуальна и является важной областью, на развитие которой, как показывает опыт, направлена политика во многих странах.

1. Общественно-христианская модель системы социальной защиты

В истории развития социальной работы выделяется такой период, когда социальная защита соответствовала и следовала христианским принципам. Библия стала, по сути, первым «нормативным» документом, который систематизировал элементы системы социальной защиты и дал толчок к развитию ее структуры. Вся система социальной защиты этого периода носила характер социальной помощи - материальная помощь в различных ее формах от подаяния до содержания в домах призрения, богадельнях. Гаген В.А. в своем труде «Право бедного на призрение» отмечает, что «призрение нетрудоспособных диктуется как этической основой организации призрения, так и директивом современного культурного государства…». И, поэтому такую модель системы можно определить как общественно-христианскую. На мой взгляд, необходимо отметить, что в этот период структура системы социальной защиты в целом не менялась, а изменялись лишь подходы к организационным формам и источникам финансирования.

1.1 Зарождение благотворительности и ее развитие

а) Русь дохристианская.

В повседневной жизни под благотворительностью мы понимаем - проявление внимания к людям, не способным себя обеспечить необходимым для существования, оказание им помощи в сохранении и организации совей жизнедеятельности, материальная и духовная поддержка.

Зачатки благотворительности, как в России, так и в других странах, появляются еще в языческие времена, когда отдельные лица, либо группы, вынуждены были кормить и одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной [8, с.243]. Появление государственности практически мало что изменило, т.к. в основе благотворительности по-прежнему лежали чувства - сострадания, родственный или соседский долг и т.п.

Официально начало благотворительности связывают с 911 г., когда был подписан договор князя Олега с греками, который содержал в себе взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, где бы они ни находились, и отправление их на родину. По своей сути этот договор содержал в себе моменты социальной работы и был первым свидетельством заботы государства о гражданах.

б) Крещение на Руси

Истинным толчком в развитии благотворительности стало принятие христианства в 988 г. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, Православная Церковь довольно быстро распространила свое влияние в Киевской Руси.

Историк В.О. Ключевский охарактеризовал древнерусское благотворение так: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего - накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих - для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни» [8, с.244].

В условиях феодальной раздробленности, нашествия татаро-монгол, Русская Православная Церковь становится единственным прибежищем для нуждающихся престарелых и убогих людей. Она берет на себя функции благотворительности: кормила странников, богомольцев, всех, кто стекался к ней в период бедствий, войн, голода. Можно сказать, что Христианская церковь с самого начала своего возникновения пыталась дать правильную организацию благотворительности и достигла в этом значительных высот [8, с.246].

1.2 Становление и развитие системы общественного призрения

Известный историк, педагог, политический и общественный деятель - Герье В.И., изучая причины, вызывающие нищету, и способы борьбы с ней, выделял три основные формы социальной помощи, которые были присущи России. Эти три формы: милостыня, богадельня и Попечительство о бедных [11, с.111].

Нищенство на Руси считалось одним из главных средств нравственного воспитания, практически институтом благонравия, состоящим при церкви. Поэтому вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня [4, с.30-31]. Быть нищим было более выгодным, чем зарабатывание хлеба тяжелым трудом, отсюда и всевозможные симуляции безумия, ущербности - и в целом масштабность нищенства.

По мере повышения уровня социально-экономического развития назревает идея необходимости реформирования системы социальной защиты, поскольку решение вопроса помощи все возрастающему количеству людей силами благотворительности и церковного призрения не представлялось возможным.

В 1551 г. (время правления Ивана Грозного) на собрании высшего духовенства России официально вводятся категории лиц подлежащих призрению и определяются его формы. Заметим и разграничение по источникам финансирования: прокаженные и престарелые должны получать кров, пищу и одежду, а «здравые» - питаться по дворам [4, с.34].

Начинает формироваться государственная инфраструктура системы социальной защиты через строительство и содержание больниц, сиротских домов, богаделен, домов призрения незаконнорожденных младенцев. Появляется новая функция системы социальной защиты - создание смирительных и прядильных домов для людей праздношатающихся и им подобным - фактически создается система занятости и подготовки кадров.

Поистине огромен и неоценим вклад династии русских царей Романовых в развитие социальной работы. Каждое царствование отличалось особыми чертами благотворительности, кто-то из предпринимал радикальные меры, кто-то «отметился» тем или иным указом на тему «призрения», но все они оставили след в истории как государственные деятели и частные благотворители, хорошо осознающие всю важность и социальную значимость акций милосердия [8, с.253].

Лучшим доказательством выше сказанного являются попытки Петра I искоренить профессиональное нищенство. Всех «ленивых прошаков» били без разбора, клеймили и ссылали на каторжные работы. Хотя необходимо заметить, что Петр в целом не запрещал милостыню - разрешены были пожертвования приютам и богадельням [4, с.31].

Деятельность Петра I не ограничивалась преследованием нищенства, он практически подошел к системе создания общественного призрения. Главным его намерением в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук Церкви и построить его на новых началах, возложив заботу о нуждающихся на государственные светские структуры: в городах - на губернские и городские магистраты, в деревнях - на помещиков, в свободных землях - на старост или сотских [8, с.256]. Обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах: главный магистрат и воеводы должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и прядильных для людей «праздношатающихся и им подобных» [4, с.34].

Большинство мероприятий этого реформатора носили характер «вразумляющего принуждения», т.к. на его взгляд «наши люди ничего без принуждения не сделают» [8, с.257].

Приемники Петра продолжали политику социальной защиты населения.

Так, Екатерина I подписала сенатский указ 1726 г., в котором выражалось недовольство злоупотреблениями кормилиц в госпиталях (в то время детские приюты, построенные рядом с церковными оградами).

При Петре II появились два указа о незаконнорожденных и воспитанных в сиротских домах: 43 девицам велено было «давать вольные паспорта и отпускать их по их желанию в услужение или на мануфактуры, а «малоумных в богадельни», юношам предписано было отправляться на военную службу» [8, с.257].

При Петре III указом 1726 г. Безумных определяют не в монастыри, а в специально построенные для этого особые дома, что было официальным признанием безумия болезнью.

К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного презрения. Указом от 7 ноября 1775 г. Предписывалось открытие в каждой губернии особых приказов Общественного призрения под контролем губернаторов. На эти приказы были возложены обязанности - устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома [4, с.33].

При правлении Марии Федоровны, жены Павла 1, происходят серьезные изменения в системе воспитательных учреждений: открытие училищ благородных девиц, создание первого губернского женского института в Харькове, воспитательных домов для глухонемых и слепых детей, военно-сиротское отделение Воспитательного дома, училища для солдатских дочерей и детей нижних чинов морского ведомства [8, с.261-262].

Недостаток государственных финансовых ресурсов на общественное призрение во второй половине Х1Х века вынуждает обратиться к более сильному вовлечению общественности в социальную работу. Основная нагрузка по развитию системы социальной защиты легла на городское и земское самоуправление. Наиболее важным достижением этого времени является уход от приказного формализма и переход на принципы адресности социальной помощи. Фактически зарождались элементы социальной помощи на базе проверки нуждаемости [4, с.57].

В Беларуси система социальной защиты развивалась параллельно с Россией [6, с.7-8] с той лишь особенностью, что православная церковь, заинтересованная в упрочнении своих позиций в глазах католиков, более активно занималась социальной работой через систему церковно-приходских попечительств [6, с.9].

Значительным достижением системы социальной защиты, построенной в России в Х1Х в. Была ее практическая направленность, масштабы, а также теоретическое осмысление перспективных направлений развития и понимания необходимости и значения функции превентивных (предупреждающих) мероприятий для повышения уровня социальной защищенности:

. всякий человек, поставленный вследствие каких-либо постоянных или случайных причин, в положение грозящее окончиться нищетой и не имеющий способов выйти их этого положения, должен подлежать общественному призрению;

. общественное призрение должно иметь в виду не только непосредственную помощь дряхлым, больным, сиротам, но и всем, кто лишен возможности предупредить настигающую беду, что должно стать «важной функцией общественного и государственного управления, направленной на смягчение многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней» [4, с.94].

2. Положение социальной работы на рубеже Х1Х - ХХ веков в России

Для полноты картины системы социальной защиты следует рассмотреть небольшой, но довольно значимый интервал - накануне революции 1917 года, - который не вписывается в рамки как общественно-христианской модели, так и последующей за ней модели, свойственной советскому периоду. Поэтому я выделила рубеж Х1Х - ХХ веков в отдельную главу.

Этот период характерен началом формирования цивилизованной системы социальной защиты по образцу развитых стран (Англии, Германии, Франции) с присущими им системами социального страхования и пенсионного обеспечения. Так 23 июня 1912 г. Был принят закон «О страховании от несчастных случаев», который стал определенным шагом в развитии социального обеспечения рабочих. В России начинала формироваться система обязательной социальной помощи: пособия по случаю родов, на похороны, по потери кормильца в случае производственной травмы; работали многочисленные благотворительные организации, а частная благотворительность имела всеобщее признание. Анализируя данные за 1912 г., можно увидеть, что уровень социальной защищенности рабочих в Германии практически в 10 раз, в Англии - в 15 раз выше, чем в России. А финансирование же системы социального страхования в России практически полностью ложилось на плечи рабочих. Вполне естественно можно предположить, что данный факт сыграл определенную роль в создании революционной ситуации в России.

Подытожив этот период можно сказать, что еще отсутствовало само понятие «социальное обеспечение», но были сделаны первые шаги к нему [4, с.35].

3. Социальная работа в послереволюционный и советский период

.1 Биполярная модель управления системой социальной защиты

Принципиальное значение для социальной работы имеет направленность марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций [8, с.292].

В советский период получила развитие уникальная система социальной защиты человека: бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам [8, с.292]. Одним из первых шагов в этом направлении был указ В.И. Ленина (1918 г.), который поставил задачу всем центральным и местным органам управления выделить вопросы социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования [4, с.35]. В 1920 г. расширяется круг лиц, охваченных системой социальной выслугу лет. В 1924 г. введено пенсионное обеспечение для научных работников, а в 1925 г. - учителям городских, сельских школ и некоторым другим специалистам.

В условиях НЭПа социальное обеспечение приобретает новое направление - социальное страхование.

В 1922 г. понятие «социальное обеспечение» начинает звучать по-другому - «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полно или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств» [7, с.35].

Следующим этапом становления социальной защиты стало принятие Конституции СССР, в которой оглашалась необходимость приведения в жизнь полного социального страхования: для всех видов наемного труда и для всех видов потери трудоспособности. А к 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение и впервые в мире - от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов [7, с.36]. Однако следует отметить, что система социальной защиты крестьян развивалась менее быстрыми темпами. Только в 1935 г. колхозам было предоставлено право - за свой счет создавать пенсионные фонды. Отсюда и такое название модели, биполярное, связанное с тем, что на начальном этапе становления Советской власти, государство при формировании и управлении системой социальной защиты развело рабочих и крестьян на разные полюса организации и финансирования [9, с.93].

3.2 Административная модель управления системой социальной защиты

В послевоенный период основной задачей государства стало восстановление экономики, которое требовало мобилизации всех финансовых ресурсов, поэтому развитие системы социальной защиты было приостановлено. Только с 49-го года Советская власть начинает возвращаться к проблеме дальнейших преобразований системы социальной защиты, что связано с образованием Министерства социального обеспечения.

Я не буду рассматривать принятие законов данного периода, а ограничусь лишь общей характеристикой данной модели, которая просуществовала до развала СССР и находит отражение во всех государствах СНГ. Ее особенностью являлось то, что власть стремилась всю деятельность по социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернув деятельность благотворительных организаций. Это привело к тому, что в стране быстрыми темпами сформировалась административная (патерналистская - с позиции разделения благ) модель управления и финансирования системы социальной защиты. Данная модель основывалась на всесторонней ответственности государства за предоставление социальных услуг, при полном отсутствии ответственности граждан за собственный уровень социальной защищенности. Такая политика иждивения в последствии привела к социальной необразованности и пассивности населения. Государство даже берет на себя многие функции семьи по отношению к детям, получило право контроля над содержанием и качеством семейного воспитания. В этом просматривается четкая идеологическая политика [8, с.293].


Начиная с 90-х годов в России происходит процесс развития социальной работы как деятельности от милостыни через общественное призрение к организованной системе социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительной деятельности. Этому во многом способствуют радикальные реформы российского общества, ломка традиционных для России последних десятилетий механизмов социального взаимодействия, всех представлений об общественном развитии, поведении людей, смысле социальной политики, возрастает интерес к традициям благотворительности в России, необходимость более быстрого и точного определения стратегии и тактики социальной защиты населения, развертывания и организации деятельности учреждений социальной работы. Несомненную роль в развитии социальной деятельности играет и опыт цивилизованных стран [9, с.24].

Фирсов М.В., отмечает, что экономический кризис 90-х, рост социальных проблем в обществе, сопровождается такими тенденциями как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака - создали необходимость в организации нового вида деятельности - социальной работы [8, с.181].

В результате проводимой социальной и экономической политики уровень жизни населения существенно снизился, произошло повышение цен и снижение доходов населения. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности [8, с.181].

Проблема беженцев становится еще более актуальной, к 1992 году в Российской федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах [8, с.182].

Сложная социально-экономическая ситуация отразилась на институте брака и семьи: увеличилось количество разводов, сократилась число браков. Увеличилась тенденция роста рождения детей вне брака и детей-отказников [8, с.182].

В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций в социальную сферу. Так к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-инте6рнатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений - до 76%, общеобразовательных школ - до 80% [8, с.182].

Государство предпринимает попытки стабилизировать положение путем применения законодательных мер в области социальной поддержки населения. Всего было принято 25 законов, направленных на защиту граждан, вот некоторые из них:

г. - Указ Президента «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.», который предоставлял исполнительной власти самостоятельность в определении форм социальной поддержки (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить населения в условиях либерализации цен.

г. - «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О защите прав потребителей», «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» и др. [8, с.182].

Реализацией всех правительственных мер, начиная с 90-х гг., занимается Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития). С 26 декабря 1991 года на него возложены функции по разработке стратегий государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, организации: пенсионного обеспечения, материально-бытового обслуживания, протезно-ортопедической помощи, медико-социальной экспертизы. На Министерство возлагалась задача по развитию коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществления внешнеэкономической деятельности [8, с.186].

В 1993 г. Была принята Концепция развития социального обслуживания в Российской Федерации, которая определила переход от принципов социального обеспечения к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В которой отмечается что все мероприятия социального обслуживания, через систему различных служб, должны содействовать устранению причин, препятствующих достижению оптимального уровня жизни населения, и оказывать индивидуальную помощь людям в трудных ситуациях.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов. А формы деятельности: материальная помощь, помощь на дому, предоставление временного приюта, обслуживание в условиях стационара, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Важной особенностью данной Концепции является создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников.

В 1994 г. в составе Министерства выделился Департамент социальной защиты для выполнения функций по выработке стратегии пенсионного обеспечения, организации выплат, перерасчетов пенсий и т.д.

В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы, например, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростов [8, с.187].

4.1 Благотворительные организации

Помимо государственных структур социальной помощи, существует и широкая сеть благотворительной деятельности:

ü«постсоциалистическая форма» коллективной помощи благотворительные фонды предприятий;

üцерковь;

üкоммерческие организации;

üчастные фонды (Ярошинской, Каспарова);

üблаготворительные общества.

Благотворительные учреждения существенно отличаются от заведений данного профиля прошлого века тем, что их организаторы имеют огромный опыт работы, высшее образование, профессиональную квалификацию, а также возможность сотрудничества со специалистами из смежных областей. Таким образом, качество оказываемой социальной помощи населению значительно возросло.

Однако продолжающийся экономический кризис и долги МВФ вынудили сократить ассигнования на социальные нужды в бюджете на 1999 г. Политический кризис отразился на доходах и заработной платы населения и, в первую очередь - на менее защищенных слоях - инвалидах, многодетных семьях, пенсионерах. Даже на данный момент эта проблема является актуальной, и продолжается принятие мер по выводу страны из кризиса [8, с.187].

Одним из первых позитивных достижений перестроечной либерализации в России была реабилитирована благотворительность. В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны. Конституции РФ 1993 г. гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:

социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;

социальная реабилитация безработных и инвалидов;

помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;

содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д [1, ст.2].

Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств. Для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования. Кроме того, благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны.

Благотворительность является социальным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно-историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского обществе в целом, так и те, которые формируются и проявляются на уровне региона.

4.2 Акции

Одной из форм благотворительной деятельности является акция:

üярмарки вакансии, психолого-педагогический или информационный марафон;

üсбор средств и передача их заранее определенному субъекту (благотворительные концерты, лотереи).

Акция - это форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, интенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По времени можно выделить кратковременные, среднесрочные и долгосрочные акции [5, с.154].

Благотворительные акции можно разделить на две группы:

üСистема мероприятий, цель которых - пропаганда установок или ценностей, действии или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным акциям подобного рода можно отнести распространенные в практике молодежных служб, служб занятости - ярмарки вакансии (цель - привлечь внимание молодежи к проблемам занятости, программам молодежного трудоустройства, продемонстрировать упрощенную схему взаимодействия с работодателями), психолого-педагогический или целевой марафон, как форму длительного однонаправленного взаимодействия субъектов и т.д.

üМероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие акции могут быть элементом более крупного события - массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции и т.п. Например, благотворительная лотерея в День города, благотворительный концерт, все средства которого перечисляются по заранее определенному адресу и т.п. [5, ст.135]

4.3 Волонтерская деятельность

Немало важным элементом системы благотворительности является волонтерская деятельность. Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики. Движение зародилось в США, где уже в XIX в. волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. Волонтерство в России, для которой этот институт в принципе - явление также не новое, законодательно начало оформляться лишь с середины 90-х годов, однако процесс правового и экономического регулирования этого вида деятельности еще не завершен [10, с.6-7].

В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения - «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Цели могут быть: политические, экологические, социальные, пацифистские.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

üобщественная организация;

üобщественное движение;

üобщественный фонд;

üобщественное учреждение;

üорган общественной самодеятельности;

üполитическая партия [2, ст.7].

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений; подготовки кадров; информационная поддержка.

Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации. Согласно этого закона, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, оказание иной поддержки [1, ст.1].

Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц [1, ст.6]. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций [1, ст.7].

Участники благотворительной деятельности - граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, а так же граждане и юридические лица, в отношении которых эта деятельность осуществляется (благотворители, добровольцы, благополучатели). Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

üбескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

üбескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

üбескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Добровольцы - граждане, осуществляющие безвозмездную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворителя. Добровольцы свою деятельность осуществляют в частности и в благотворительных организациях [1, ст.5].

Современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

Самая распространенная деятельность волонтеров в России - это помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и одноразовых подгузников для малышей, и длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения, и организация анимационных программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все больше появляется благотворительных организаций, оказывающих юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая «разрекламированная» отечественная беда многих порядочных и добрых людей не оставляет безучастными.

Не остаются без внимания волонтеров и медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с тяжело больными детьми, по разным причинам находящимся на лечении без родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные помощники. Еще один вид волонтерской деятельности - это фандрайзинг, организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам, страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают средства на дорогую операцию по все стране, буквально по копейкам.

Волонтерские организации в России в большинстве своем ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными и трудовыми обязательствами, поэтому благотворительные организации чаще всего организуются при ВУЗах. Нередко их деятельность совпадает с основным вектором обучения студентов, и будущие педагоги, врачи и социальные работники бескорыстно применяют полученные знания на практике.

К сожалению, в отличие от стран Европы, Азии и Америки, уровень развития данного вида деятельности в России остается крайне низким. Труд волонтеров для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций практически не применяется, хотя с середины 90-х годов отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий.

Непопулярность добровольчества в России в настоящее время связана и с отсутствием нормативных актов и, как следствие, невозможностью стимулировать труд волонтеров. В отличие от американского законодательства, закрепляющего предоставление добровольцам разнообразных скидок на продукцию организации, получение бесплатных образовательных и культурных услуг, российское законодательство этого не допускает [1, ст.5]. В результате многие российские организации для привлечения волонтеров вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя им привилегии. Кроме того, на развитие российского волонтерства отрицательно влияет то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж.

Улучшить ситуацию могло бы внесение дополнений в Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", прежде всего касающихся изменения формулировки о "безвозмездности труда волонтера", исключающей любое материальное и нематериальное поощрение, а также определения механизмов стимулирования добровольного труда и контроля за ним.

благотворительность социальный защита волонтёрство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение исторических факторов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время. История благотворительности в России это история таких купеческих династии, как Морозовы, Солдатиковы, Третьяковы, Рябушинские и бесчисленные множества других русских семей, считавших благотворительность святым долгом.

Таким образом, периодизацию становления и развития отечественной социальной работы, охватывающей период жизни общества от «зарождения и развития форм помощи и взаимопомощи у славянских племен, …до наших дней» можно построить итоговую таблицу (Приложение), связывающую формы организации социальной защиты с формами финансирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Модели ПериодФорма организацииФорма финансированияОбщественно-христианскаядо ХI векаПомощь и взаимопомощьПредоставление помощи в натуральной форме (пища, одежда, кров, уход и др.). Взаимопомощь в форме бесплатного труда (строительства жилья и др.). Общественная солидарность.ХI-ХIIIКняжеская и монастырская поддержка (социальная помощь)Предоставление крова и пищи, уход за немощными. Открытие богаделен при религиозных учреждениях. Благотворительность. Зарождение системы сбора и распределения ресурсов на социальную защиту.ХIII - 70-90-е гг. ХVIIIГосударственно-муниципальные формы призрения с юридическим оформлением благотворительности (социальная помощь)Зарождение основ государственного управления финансированием социальной помощи, при которой государство стимулировало формирование общественных фондов финансовых средств на призрение неимущих. Расширение благотворительной базы. 90-е гг. ХVIII - ХIХДо реформ 60-70 гг. Х1Х века закладывались основы государственного и общественного призрения (социальная помощь)Государственное управление стимулированием общественной деятельности перерастает в необходимость государственного участия в финансировании социальной сферы через социальный налог. Стимулирование благотворительности через общественные организации.ХХ век до 1917 г.Передача функций общественного призрения благотворительным организациям и органам местного самоуправления. Пенсионное обеспечение государственных служащих. Социальное страхование рабочих.Государственное финансирование социальной помощи, пенсионного обеспечения государственных служащих. Основа государственного финансирования - налоги. Страховая деятельность. Общественные благотворительные организации. Личная благотворительность. Биполярная1917-1941Для промышленного сектора: Социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Социальное страхование.Государственное финансирование за счет перераспределения средств собранных на цели финансирования социальной сферы. Социальный налог. Снижение роли благотворительных организаций в финансирования социальной помощи.Для сельского хозяйства: Помощь и взаимопомощь.Частное финансирование. Сельские комитеты взаимопомощи перераспределяли возможности крестьянства в оказании помощи. С 1935 г. кассы взаимопомощи, которые на 100% финансировались за счет доходов крестьянства. Административная1945-1964Становление принципов административной модели управления социальной защитой. Социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Социальное страхование.Одна и единая основа финансирования - социальный налог. С 1956 г. социальные трансферты из бюджета СССР в социальную сферу. С 1964 г. включение крестьянства в сферу государственного социального обеспечения.1964-1991Развитие административной системы управления социальной защитой. Социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Социальное страхование.Одна и единая основа финансирования - социальный налог.1991- н/вСовременный этап развития административной модели. Социальная помощь. Пенсионное обеспечение. Социальное страхование. Социальная работа.Основа финансирования - социальный налог и перераспределение средств через Фонд Социальной Защиты. Зарождение негосударственного пенсионного обеспечения. Возрождение страховых принципов (социальное страхование). Возрождение благотворительности. Гуманитарная помощь.

Литература

1.Об благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ. - 1-2, 6-7 ст.

.Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ. - 7ст.

.Албегова, И.Ф. Введение в специальность «Социальная работа» / И.Ф. Албегова - Ярославль: 2002. - 24 с.

.Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР / В.С. Адреев - М.: 1980. - 30-35, 57, 94 с.

.Бочарова, В.Г. Социальная педагогика / В.Г.Бочарова - М.: 1994. - 135, 154 с.

.Максимов, Е. Земская деятельность в области общественного призрения / Е. Максимов // Журн.юрид.общества при Императорском СПб.ун-те. - 1895. - Кн.8. - 7-9 с.

.Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок; отв.ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 1999. - 35-36 с.

.Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский - М.: 2003. - 181-187, 243-293 с.

.Фирсов, М.В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов - М.: 1999. - 93 с.

.Шекова, Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения / Е. Шекова // Человек и труд. - 2003. - № 4. - 6-7 с.

.Щеглова, А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии: ученые записки / А.С. Щеглова. - 2001.- № 5. - 111 с.

Похожие работы на - Система благотворительности в 90-е гг. ХХ века в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!