Роль сети Интернет в формировании положительного или отрицательного отношения к наркотикам

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    720,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль сети Интернет в формировании положительного или отрицательного отношения к наркотикам

Введение

Одной из самых актуальных общественно - политических проблем нашего государства является наркотическая зависимость. Она влечет за собой тяжелые последствия не только для индивида, но и для общества в целом [11, с.2]. Все чаще и чаще от наркотической зависимости страдают молодежь и подростки в возрасте до 14 лет.

В нашей стране на государственном уровне признаётся проблема наркотизации общества. Сегодня государство ведет активную работу по улучшению ситуации, связанной с употреблением наркотиков. Так же активно ведется антинаркотическая пропаганда. Но нередко она несет в себе информацию о видах, воздействии и способах употребления таких средств. И как следствие такой пропаганды, появляются люди, желающие на практике проверить действие веществ. Это свидетельствует о недостаточной эффективности антинаркотической политики [14, с.3].

Не секрет, что огромную роль в пропаганде и формировании отношения к наркотикам играют средства массовой информации. Они могут выполнять как профилактическую и просветительскую функции, так и наоборот, давать информацию наркогенного характера.

Имеются явные недочеты в контроле и профилактике наркомании, в частности, в ряде печатных изданий и на телевидении уже несколько лет продолжается косвенная, а иногда и прямая пропаганда особенной культуры, в которой наркотики представлены как один из обязательных, либо вполне приемлемых атрибутов бытия [11, с. 4].

Таким образом, проблему наркомании в контексте молодежной субкультуры и в контексте повседневного существования общества, следует признать актуальной.

Объект исследования - сайты сети Интернет, содержащие информацию наркотической направленности

Предмет исследования - роль сети Интернет в формировании положительного или отрицательного отношения к наркотикам

Цель курсовой работы - изучение возможностей сети Интернет в формировании отношения к наркотикам

В соответствии с целью ставятся следующие задачи исследования:

Рассмотреть информацию как основную составляющую жизненной среды современного человека;

Проанализировать влияние новых информационных технологий на социальные процессы общества, в частности, рассмотреть социальную роль сети интернет;

Рассмотреть наркоманию как проблему современного общества;

Описать информационную политику в области оборота наркотических веществ;

Проанализировать возможности сети Интернет в формировании отношения к наркотикам;

Проанализировать Интернет-сайты, содержащие информацию наркотической направленности.

Метод исследования: традиционный описательный, основанный на приемах анализа, систематизации, классификации и обобщения исследовательского материала и документальных источников по данной проблематике.

Разработка поставленных в работе задач проводилась с учетом научных исследований и публикаций, охватывающих тему наркотизации.

Научная обоснованность и новизна исследования определяется выбором темы.

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет ХХ страниц.

сеть интернет наркотик информация

Глава 1. Социально-информационное взаимодействие в условиях современного мира

сеть интернет наркотик информация

1.1 Информация как основная составляющая жизненной среды современного человека

В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития - в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами.

В нем основным объектом человеческой деятельности все чаще и чаще становится обмен информацией. Свободное распространение информации в обществе позволяет ей стать важнейшим фактором экономического, национального и личностного развития.[15]

Но давайте определим смысл самого понятия «информация». Этот термин происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различ­ный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информацион­ные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Согласно философскому словарю, Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем её является сообщение. Таким образом, информация не существует сама по себе, а только через использование носителя, которым может быть очень многое - от звука или сотрясания твёрдых предметов до импульсов электрической энергии.

На сегодня наиболее используемые виды информации - текстовая (книги, письма, документация и др.) и электронная (наборы электронных знаков, которыми записана какая-либо информация, от текстов до фильмов).

По-видимому, только философия рассматривает информацию как таковую, научная работа же направлена не на неё, а на различные способы получения информации, способы хранения, передачи, обработки, интерпретации, в соответствии со спецификой научных дисциплин (таких как Информатика, Литературоведение, Биология, Юриспруденция и все остальные сферы знаний).

Несмотря на недостаточную чёткость в представлении людей о значении слова «информация», сама информация является единственным средством взаимодействия человека как с другими людьми, так и с познаваемым миром. Обо всех моментах, в которые мы «что-то узнали» можно сказать, что мы «получили информацию». Само познание возможно лишь благодаря способности человека выделять из окружающего мира (в самом широком смысле слова) информацию и пригодности мира быть проводником для передачи информации [16].

В последнее время все чаще и чаще ученые создают теоретические картины информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний [20].

Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества [19]:

решена проблема информационного кризиса, то есть разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития станет информационная экономика;

в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

.2 Влияние новых информационных технологий на социальные процессы общества

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце ХХ века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.

Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления "точек" и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями [5

Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.

Проблемы образования и роль новых информационных технологий как предмета и средства обучения - относительно недавно стали актуальными не только в США и Западной Европе, но и в России [21].

Смена информационных технологий влияет не только на сферу образования (появление новых дисциплин и использование технических средств в процессе обучения). Изменения технологий никогда не проходит бесследно и для самого общества.

Новые информационные технологии трансформировали и трудовой процесс, введя новые формы социального и технического разделения труда [6]. Вначале механизация, потом автоматизация трансформировали человеческий труд в течение десятилетий, всегда вызывая сходные дебаты вокруг проблем потери работы, деквалификации и переквалификации, производительности и отчуждения, управленческого контроля и автономии рабочих. Автоматизация, которая достигла своего полного значения только с развертыванием информационной технологии, увеличила важность вклада человеческого мозга в трудовой процесс. Хотя автоматизированные машины, а позднее компьютеры, действительно были использованы для превращения рабочих во второсортных роботов, это является не неизбежным следствием технологии, а результатом социальной организации труда, которая препятствовала (и еще препятствует) полному использованию производительной мощности, создаваемой новыми технологиями. Чем шире и глубже становится распространение передовой информационной технологии на фабриках и в офисах, тем больше потребность в автономном образованном работнике, способном и желающем программировать и принимать решения по всей последовательности работ. Невзирая на громадные препятствия, созданные менеджментом и капитализмом, информационные технологии требуют большей свободы для лучшей информированности работников, чтобы полностью выполнить обещания ее производительного потенциала. Сетевой работник является необходимым агентом сетевого предприятия, появление которого стало возможным благодаря новым информационным технологиям [6].

Соответственно, развитие новых информационных технологий не могло не затронуть общественную жизнь, культуру и быт нашего общества.

В течение 1980-х годов новые технологии преобразовали мир средств массовой информации. Газеты пишутся, издаются и печатаются на расстоянии, что позволяет издавать одновременно выпуски одной и той же газеты, приспособленные к нуждам нескольких крупных регионов. Сверхпортативные радиоприемники и магнитофоны сделали возможным создать по выбору музыкальную аудио-атмосферу, при этом люди, особенно подростки, могут отгородиться звуковыми стенами от внешнего мира. Радио все больше специализируется, вводя тематическое и субтематическое вещание (например, 24-часовая легкая музыка или станции, передающие в течение нескольких месяцев только одного певца или поп-группу, пока не появляется новый хит). Организованные на радио ток-шоу заполняют время по дороге из пригородов на работу и обратно, время людей с гибким рабочим днем. Кассетные видеомагнитофоны заполонили весь мир, стали во многих развивающихся странах главной альтернативой скучному официальному телевещанию. Кинофильмы выжили в форме видеокассет. Музыкальное видео, составляющее свыше 25% всего производства видеокассет, стало новой культурой, формирующей образное мышление целого поколения молодежи, и уже изменило музыкальную индустрию. Возможность записывать телевизионные программы и просматривать их в удобное время изменила привычки телевизионной аудитории, что усилило стремление зрителей к выборочному просмотру, противодействуя тем путям наименьшего сопротивления, о которых я говорил выше. На основе видеокассет любое будущее разнообразие передач будет расширяться, ибо аудитория делает выбор на втором шаге, записывая передачи и далее распадаясь на сегменты [6].

Люди стали записывать события собственной жизни, от отпусков до семейных праздников, видеокассеты потеснили семейные фотоальбомы.

Но самым решающим событием стало увеличение числа телевизионных каналов, ведущее к их растущей разнообразности. Развитие кабельного телевидения наряду с развитием прямого спутникового вещания необычайно расширили спектр передач и ограничили структуры власти по части государственного контроля коммуникаций вообще и телевидения в частности. За этим последовало взрывное увеличение числа кабельных телепрограмм и программ спутникового телевидения. Вскоре сформировались новые сети, бросившие вызов уже созданным, и европейские правительства потеряли контроль над большей частью телевещания.

Влияние такого быстрого увеличения предложения телепрограмм на аудиторию было глубоким во всех отношениях. Налицо эволюция от массового общества к «сегментированному обществу» - результат новых коммуникационных технологий, сосредоточенных на диверсифицированной, специализированной информации так, что аудитория становится все более сегментированной по идеологиям, ценностям, вкусам и стилям жизни [6].

.3 Социальная роль сети Интернет

После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году, Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэндфордскому исследовательскому центру, Университету штата Юта и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения, все работы финансировались за счёт Министерства обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки [28].

В настоящее время ARPANET в процессе преобразований и усовершенствований трансформировалась в сеть Интернет. Популярность этой сети с каждым годом растет, привлекая все новых и новых пользователей. В настоящее время Интернет доступен не только через компьютерные сети, но и через спутники связи, радиосигнал, кабельное телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии и электропровода. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.

Кроме выполнения профессиональных задач, компьютерная коммуникация уже охватывает всю сферу социальной активности.

Ускоряющаяся информатизация является предсказуемым, наиболее видимым сейчас вектором воздействия новых технологий на социальную структуру общества.

Такое воздействие можно разбить на две группы [13]:

. Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека - в первую очередь за счет значительного расширения его когнитивных возможностей и коммуникативных возможностей. При этом мало предсказуемым является ответы на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей, описываемой, например, теориями постмодерна [3].

. Воздействие информационных технологий на социальную организацию : за счет использования новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми».

Характер общественных изменений, позволяет согласиться с выводами Дмитрия Иванова [4], что важнейшие воздействия, оказываемые на современное общество новыми информационными технологиями, связаны не столько с расширяющимися возможностями накопления и переработки информации как представлялось ранее, а с новыми формами коммуникации.

Николас Луман [7] рассматривал общество как структуру, воспроизводящую себя через непрерывно возобновляемые коммуникации. И здесь особенно важна роль Интернета: с одной стороны, в качестве катализатора, обеспечивающего стремительный рост «плотности» межличностных и межгрупповых коммуникаций, а с другой - создающего возможность изменения направлений потока этих коммуникаций, способного тем самым трансформировать социальную структуру общества.

Интернет, позволяя через удешевление коммуникаций принципиально упростить процесс формирования организаций любого масштаба и направленности, максимально децентрализуют возможности социально проектирования.

Наиболее очевидные инструменты социального проектирования - Интернет-сайты и Интернет - форумы, позволяющие проектировать социальные сообщества с практически любыми заданными характеристиками (образовательными, возрастными, профессиональными и т.д.).

Таким образом, интернет - пространство создает среду для формирования новых социальных групп и общностей, позволяет участникам наиболее полно реализовать свои способности и расширить интересы, экономить временные ресурсы и упрощает процесс коммуникации.

Но следует помнить, что люди формируют технологию, чтобы она соответствовала их собственным нуждам. Электронная система общения многих со многими, представленная компьютерной коммуникацией, использовалась различными путями и для разных целей, во всем диапазоне социальных и контекстуальных вариаций среди пользователей. Общим для компьютерных средств коммуникации является то, что, согласно немногочисленным в настоящее время исследованиям предмета, они не заменяют другие средства коммуникации и не создают новые сети, а укрепляют уже существующие социальные структуры. Они дополняют телефонные и транспортные коммуникации, расширяют охват социальных сетей, позволяя им взаимодействовать более активно и в самостоятельно избранное время [6].

Глава 2. Интернет как средство формирования отношения к наркотикам

.1 Наркомания как проблема современного общества

Политические события середины и конца 80-х годов XX столетия в России привели, с одной стороны, к позитивным сдвигам в области интеграции России в мировое сообщество, с другой стороны, к проникновению на территорию страны криминального бизнеса, связанного с незаконным оборотом наркотиков. Экономическая открытость России в этот период была использована криминальными структурами для организации на территории страны нелегального рынка наркотиков [22, с.3-10]. По данным МВД количество наркопреступлений с 1990 по 2001 гг. увеличилось в 15 раз, при этом уровень их среди населения возрос с 11,0 на 100 тыс. населения в 1990 г. до 165,0 в 2001 г.

-е годы характеризовались интенсивным ростом числа больных наркоманией. Уровни заболеваемости и болезненности наркоманией в 2000-2001 гг. по сравнению с началом 90-х годов возросли многократно [8].

Велико число потребителей наркотиков, никогда не обращавшихся за лечением. Изучение скрытого контингента потребителей наркотиков, проведенное в Москве в 1998 г., показало, что число таких лиц в г. Москве в 1998 г. составило 61980 человек. Соотношение наблюдающихся и не наблюдающихся у психиатра-нарколога - 1:7 [17, с.38-47].

Многие исследователи указывают на увеличение числа лиц, употребляющих опиаты, в том числе внутривенно.

Социологические исследования свидетельствуют о широком распространении употребления наркотиков в детско-молодежной среде. Высока информированность подростков и молодежи о наркотических средствах. В ходе опросов молодыми людьми названы более 100 наименований наркотических средств, которые они знают лично либо слышали о них. У учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ выявлены низкий уровень культуры, сочетающийся с низкой мотивацией к учебе. Возраст «первой пробы» по сравнению с 1991 г. снизился на 6 лет (с 17,6 до 11,3 лет). Доля потребляющих наркотики или пробовавших их хотя бы один раз среди молодежи в возрасте 12-22 лет составляет 44,8%, то есть примерно 4,9 млн. человек [23, 48 с.].

Среди 630 опрошенных школьников и студентов в возрасте 14-20 лет г. Санкт-Петербурга 5,1% лиц употребляли наркотики внутривенно[2, с. 52-54.].

По данным Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом эпидемия ВИЧ-инфекции в России в настоящее время развивается самыми быстрыми темпами. Число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции ежегодно удваивается, начиная с 1996 г. На конец 2000 г. было зарегистрировано 90177 ВИЧ-инфицированных, на конец 2001 г. - уже 177354 [10, 26 с.].

Быстрый рост ВИЧ-инфицирования в течение последних шести лет связан с распространением ВИЧ среди потребителей наркотиков, которые составляют 94% среди ВИЧ-инфицированных. До 1996 г. в России преобладало распространение этой инфекции половым путем, при этом большинство зараженных составляли мужчины-гомосексуалисты. В 1996-97 гг. в связи с появлением на «черном» рынке незаконного оборота наркотиков большого количества героина и стремительным ростом внутривенной героиновой наркомании ВИЧ-инфицирование получило мощный толчок к распространению. По данным санэпиднадзора ВИЧ-инфекция стремительно распространяется среди внутривенных потребителей психоактивных веществ. Распространение вируса среди больных наркоманией приводит к его переходу в другие группы населения, преимущественно в гетеросексуальной среде [10, 26 с.].

Растет смертность, связанная с употреблением наркотиков и других психоактивных веществ [18, 181 с.].

Соответственно, можно сделать вывод, что в настоящее время население Российской Федерации находится в наркоситуации, которую можно квалифицировать как крайне негативную. Вопросы наркозависимости обсуждаются на самом высоком уровне. Совет Безопасности РФ заявляет о том, что резкое ухудшение наркоситуации в стране создает серьезную угрозу национальной безопасности [9].

В последние годы с помощью Федеральных законов Российской Федерации был внесен ряд нововведений в области предупреждения и профилактики наркомании. Но нужно заметить, что эти действия не нашли отражения в публикациях СМИ, соответственно общественность имеет мало представления о том, чем же именно занимается государство в вопросе противодействия наркомании [11].

С каждым годом рост наркозависимых растёт. В основном мотивация к употреблению наркотиков обуславливается явлениями, возникающими в процессе вхождения личности в определенную социальную сферу (общество в целом или группу сверстников как микросоциум), кот протекает наиболее активно в молодежном возрасте. Входя в так называемую малую группу - школьный класс, университетскую группу, группу в техникуме, личность испытывает переломные моменты процесса социализации - поиски и кризисы идентичности, то есть становление в человеке его образа «Я». При вступлении в группу, происходит ее давление на индивида, и нередко он подчиняет воле группы, становится «ведомым». Так, если большинство членов группы (класса, факультета) принимает наркотики, в большинстве случаев вновь вступивший в нее член неизбежно начинает делать то же самое [1].

Немаловажное значение играет и влияние семьи на индивида. В наше время семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (на утрату этой роли повлияло увеличение числа разводов, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все еще остается весьма значимой. Однако многие из функций, исторически принадлежавших семье в наше время выполняются другими социальными институтами, семья нередко перестает выполнять функции той «ячейки», которая обеспечивает его безопасность и спокойствие. Провоцировать наркотическую зависимость может как гиперопека со стороны родителей, лишающая подростка самостоятельности, так и предоставление им полной свободы, бесконтрольность, связанная во многом с практической победой резко индивидуалистического направления нашего времени, желания прожить красиво, интенсивно, чувствуя всестороннее богатство своего «я».

В научной литературе, посвященной профилактике наркомании, в работах медиков, педагогов, психологов не раз говорилось о том, что наркомания - это болезнь, имеющая социальные корни, и любая форма отклоняющегося (девиантного) поведения, в том числе и наркомания, есть следствие имеющихся нарушений, прежде всего, социального и личностного плана.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема индивида не всегда остаётся только его проблемой, порой она перерастает в серьезную проблему общества.

.2 Информационная политика в области оборота наркотических веществ

Не секрет, что огромную роль в пропаганде и формировании отношения к наркотикам играют средства массовой информации. Они могут выполнять как профилактическую и просветительскую функции, так и наоборот, давать информацию наркогенного характера.

При освещении проблем наркомании, как правило, СМИ ведут себя в зависимости от идеологии государственной политики, её идейной направленности.

В статье 4 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» [24] сформулированы две главные цели антинаркотической политики России:

. постепенное сокращения числа больных наркоманией;

. сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

В этом же документе определены основные принципы российской антинаркотической политики, в числе которых находится и стимулирование антинаркотической пропаганды. Выделяется ряд направлений государственной антинаркотической политики, которые можно условно подразделить на три блока: административно-правовой, реабилитация, профилактика наркозависимости и формирование здорового образа жизни (молодежная политика, физкультура и спорт и т.д.).

Но, несмотря на то, что среди основных направлений антинаркотической политики можно выделить и информационное направление, российский федеральный закон о наркотиках, почти исключительно направлен на контроль за индивидом в отношении наркотиков и стремится обеспечить их полное изъятие из жизни общества, налагая запрет на изготовление, хранение, передачу, продажу, а так же на потребление [12]. Таким образом, закон предполагает то, что наркотики можно устранить из жизни людей прежде всего силами правовой системы с привлечением медиков.

Также, на основе действия федерального закона, в 2003 году был создан особый орган, отвечающий за контроль над наркотиками - Госнаркоконтроль, в дальнейшем переименованный в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом, является основным официальным органом информационной антинаркотической политики. Основная деятельности этого органа - это борьба с пропагандой наркотиков, выраженной в определенной символике представленной на всевозможных товарах, включая книги. Эта деятельность производилась в свете тех задач, которые зафиксированы в Указе Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» от 28.07.2004, в рамках которого утверждается Положение о ФСКН РФ.

К сожалению, усилия, предпринятые ФСКН РФ по препятствованию пропаганде наркотиков встретили скорее протест, чем поддержку со стороны СМИ, так как такие действия могут напоминать попытки возвращения цензуры.

На сайте ECAD, опубликована информация о том, что тогда же, в 2003 году, Комитет по связям с общественностью (КПСО) осуществлял особую информационную программу по антинаркотической пропаганде. Тогда, на реализацию этой программы из государственного бюджета были выделены средства в размере 1 727.5 тыс. рублей. В рамках их реализации проводился конкурс по трем лотам [25]:

производство и размещение видеоматериалов, посвященных проблемам наркозависимости и противодействию незаконному обороту наркотиков;

информационное обеспечение и отражение в СМИ государственной концепции противодействия незаконному обороту;

подготовка, издание и размещение на специальных стендах полиграфической продукции антинаркотической направленности в местах концентрации молодежи. По итогам конкурса были заключены контракты, которые были реализованы таким образом: изготовлен видеоролик "Лица", с общим количеством показов 260 раз на каналах МУЗ-ТВ и MTV-Россия (СПб) (616 тыс. руб.); созданы и напечатаны пять разновидностей открыток по 25 000 шт. каждой с последующим распространением на 90 стендах (442.2 тыс. руб.).

В рамках, ключевого мероприятия по отражению в печатных СМИ государственной концепции противодействия незаконному обороту наркотиков было подготовлено и опубликовано 20 материалов (435 тыс. руб.).

Рассматриваемые материалы были опубликованы в ряде изданий: "Вечерний Петербург", "Утро Петербурга", "Комсомольская Правда-СПб", "Метро". Материалы можно условно разделить на несколько групп:

материалы, рассказывающие о деятельности негосударственных организаций в этом секторе (5 материалов);

материалы, идущие вразрез с государственной политикой (2 материала);

материалы, информирующие о достижениях правоохранительных органах (изъято, задержано, пресечено и т.п.) (2 материала);

информация медицинского характера (как выявить признаки потребления наркотиков, куда обращаться за помощью) (8 материалов);

материалы, информирующие о законах в этом секторе (1 материал),

материалы по вопросам ВИЧ (1 материал),

материалы по международному сотрудничеству (1 материал).

Основная объединяющая концепция этих материалов в том, что они касаются самых разных проблем наркозависимости от количества изъятых наркотиков до проблем распространения ВИЧа в среде наркозависимых и проведения конференции по этим вопросам, практически нельзя, нет некой общей идеи, кроме того, что это вредно. Сложно понять какова целевая группа данного мероприятия и какое общественное мнение рассчитывалось получить на выходе [11, с.2].

Подводя итог информационной антинаркотической политики России, необходимо сказать, что в России она находится ещё в периоде начала своего развития. Именно с этими ещё до конца не оформившимися первыми шагами связаны многие ошибки, совершенные в информационном пространстве.

2.3 Возможности сети Интернет в формировании отношения к наркотикам

Безусловно, СМИ оказывают огромное влияние на формирование отношения не только к наркотикам, но и к жизни в целом. Но давайте сначала разберемся, что же такое СМИ.

Под СМИ понимаются пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кино, Интернет - все информационные источники, обеспечивающие сбор, обработку, распространение информации в массовом масштабе [26].

Функционирование и восприятие различных СМИ обусловливается, прежде всего, их техническими характеристиками. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации; радио - слуховое; телевидение - и на зрительное, и на слуховое; а всемирная сеть Интернет, объединяющая самый широкий круг пользователей, претендует на создание новой, своей виртуальной реальности, которая начинает менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе [26].

Таким образом, Интернет имеет возможность внушать своей аудитории ту или иную установку. Сущность внушения заключается в особом отношении «я» субъекта к внушаемой информации, в зависимости от того пассивно наше восприятие, или активно. При активном восприятии участвует «я» субъекта, которое принимает информацию, используя так называемое «волевое внимание». Таким образом, человек усваивает эту информацию путем обдумывания и размышления. Эта информация становится достоянием личного сознания человека. Так, к примеру, формируется мнение о наркотиках у человека, который прочел аналитическую статью на данную тему. Мнение автора может совпадать или не совпадать с мнением читателя, но он все же формирует личное мнение. Пассивное же восприятие включается в сознании человека, когда внимание его чем-либо занято, например, при сосредоточении на какой-то мысли или же в состоянии рассеянности. И в том и в другом случае информация проникает в так называемое «общее сознание» [11, с. 27-29].

Информация в Интернете зачастую воспринимается пассивно, поэтому существует риск негативного влияния ненужной информации на подсознательном уровне.

.4 Анализ Интернет-сайтов, содержащих информацию наркотической направленности

Не секрет, что в Интернете можно найти много информации различного рода. Информация о наркотиках и наркотической зависимости здесь не исключение. Проанализируем несколько сайтов, позиционирующих себя, как сайты «против наркотиков».

Наберем на yandex.ru слово «наркотики». Всего было найдено 21 млн страниц (см. приложение1). В картинках было найдено 93 644, сайтов: 26 336. В основном на них можем наблюдать шприцы, таблетки, картинки с людьми на темном фоне все с теми же шприцами около вен на руке. Это минус, на мой взгляд, поскольку может спровоцировать интерес молодежи - в силу своих возрастных психологических особенностей, у них существует повышенный интерес к риску, поэтому тактика запугивания может привести к возрастанию количества людей, употребляющих наркотики.

Теперь попробуем набрать словосочетание «профилактика наркомании». «Яндекс» нашел 1 млн страниц (см. приложение2). Что значительно меньше, чем на слово «наркотики».

Анализ наиболее популярных сайтов:

Первый по популярности сайт narkotiki.ru (см. приложение 3). Он финансируется Федеральным агентством АО печати и массовым коммуникациям. Проанализировав его, прихожу к выводу, что это достаточно грамотно составленный сайт в плане антинаркотической пропаганды. Нет материалов, в которых бы говорилось о способах принятия наркотических веществ и их воздействиях, а так же статей, в названиях которых упоминался бы сленг людей, вовлеченных в данную среду. На данном сайте нам предлагают ознакомиться с законами РФ, а так же с зарубежным законодательством и их политикой в отношении наркотиков, есть материалы для родителей, учителей, психологов, так или иначе контактирующих с группой риска и наркозависимыми. Так же можно почитать различные статьи, которые были опубликованы в газетах, Интернете, официальных документах. Можно почитать информацию, которая звучала в радиоэфире, а так же была показана по телевидению. Всё, естественно, на тему наркотиков. На сайте присутствует кабинет специалиста для людей, подверженных воздействию наркотикам и их близких и знакомых. Есть так же Консультационная служба по вопросам профилактики и лечения наркозависимости, социальной реабилитации больных наркоманией.

В общем, мнение сложилось положительное. Не может не радовать и тот факт, что сами статьи написаны грамотными людьми, используется лексика, доступная не только высокообразованным людям, но и подросткам и детям. Видно, что сайтом занимаются, и вкладывают туда немалые деньги.

Второй по популярности сайт narcom.ru (см. приложение 4). Сразу бросается в глаза оформление: баннер с надписью «Сайт против наркотиков», а вместо буквы «о» петля. Невольно в голову приходит мысль о том, что создатели хотели этим сказать - то ли то, что наркотики приводят к летальному исходу, то ли это указание метода, с помощью которого они хотят бороться с наркотиками. В общем, это так и осталось загадкой. Что касается содержания статей, представленных на сайте, то некоторые из них несут скрытую пропаганду наркотиков - употребляется сленг вовлеченных в наркотическую среду людей. Так же во вкладке «кабинет нарколога» я нашла описание наркотических веществ, причем разделенные на группы и виды, а так же их воздействие на организм. Это, на мой взгляд, минус.

В целом, здесь можно найти некоторую полезную информацию, но и лишнего тоже очень много. Негативное впечатление от оформления сайта и названия некоторых разделов. Например, во вкладке «кабинет нарколога», есть раздел «Прием доктора Пилюлькина», что наводит на мысли о несерьезности данного сайта.

Ещё один очень интересный сайт, о котором хотелось бы рассказать, это narcotikam.net (см. приложение 5). Буквально за несколько дней, пока я анализировала другие сайты, здесь изменилось оформление. В лучшую сторону. Убрали картинки с веществами, информацию об использовании наркотиков, изменили фон. Но чем мне не понравился этот сайт - это тем, что тут есть описание веществ, их воздействий на организм. Эту информацию представляют как информацию для родителей, но она также доступна для всех, в том числе и для детей и подростков.

Остальные просмотренные мной сайты можно разделить на несколько видов:

«информационные сайты» - дают информацию о законодательстве, видах, способах, последствиях употребления наркотических веществ и т.д.;

сайты «за» - обозначу под таким названием сайты, которые призывают легализировать некоторые виды наркотических веществ, пропагандируют в открытом виде употребление наркотиков, могут содержать «отзывы» тех, кто употребляет наркотики сравнительно недавно и получают от этого удовольствие, нередко на таких сайтах содержится информация о том, где можно приобрести наркотические вещества; при поиске на yandex.ru нашлось 402 тысячи страниц, некоторые из таких сайтов утверждают, что «легализация наркотиков приведет к снижению преступности и наркомании»;

сайты, предлагающие лечение наркозависимых - в основном это реклама клиник, занимающихся лечением наркоманов, иногда достаточно дорогостоящих, нередко на таких сайтах содержится информация о воздействии того или иного вещества на организм.

Заключение

Наркотики и наркомания - это глобальная социальная проблема, от которой страдает население почти всего земного шара. Именно сейчас, во времена бурного развития глобализации, когда человек имеет множество возможностей к получению разнообразной информации из самых отдаленных уголков планеты, нужно чётко осознать роль в этом процессе средств массовой информации и коммуникации. Глобальное качество массовой информации может иметь две, совершенно полярных по своим качествам стороны. 1. чем больше у человека информации, тем больше у него возможностей к выбору и последующему действию, шире поля для принятия самостоятельного обоснованного решения. 2.Но если эта информация искажена, человек может воспользоваться ей совершенно в другом, ошибочном направлении и в вопросе наркотиков это может вызвать более чем отрицательные последствия. Таким образом, либо человек получает разнообразную информацию о вреде наркотиков, либо об их действии, которую он может расценивать и с положительной стороны (политика «гедонистов»).

Можно сделать выводы, что антинаркотическая политика в нашей стране неэффективна. За созданием сайтов должны следить грамотные психологи, которые знают все тонкости усвоения материала. Но с другой стороны, Интернет - это такой источник информации, где сложно проследить за её появлением и качеством. Поэтому, на мой взгляд, надо учить людей, особенно подростков, разбираться в этом количестве информации, критически подходить к осмыслению материала, показать им альтернативу наркотикам через другие средства массовой информации, школы, институты, образовательные и досуговые учреждения.

В заключение можно сказать, что основная цель - изучение возможностей сети Интернет в формировании отношения к наркотикам, была достигнута. В связи с полученными результатами можно сделать вывод о том, что в связи с нарастающей популярностью сети интернет, особенно среди молодежи (самая уязвимая группа по попаданию в наркозависимость), интернет оказывает самое непосредственное влияние на сознание современных молодых людей. К сожалению, на современном этапе развития сети интернет и современного общества, правительство даже на законодательном уровне не в состоянии контролировать все информационные ресурсы всемирной паутины. Необходимо учить молодых людей делать правильный выбор в сторону здоровой и полноценной жизни.

Библиографический список литературы

Гнатченко Е.В. Наркомания как проблемная ситуация современного общества [Электронный ресурс]

Давыдова А.А., Богоявленский Г.В., Волкова Н.Ф. и др. Наркомания и возможный риск ВИЧ-инфицирования у молодых людей в России. «Вопросы наркологии», 1997

Емелин В. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии [Электронный ресурс]

Иванов Д. Виртуализация общества [Электронный ресурс]

Концепция формирования информационного общества в России Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32 [Электронный ресурс]

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс]

Николас Луман Медиа коммуникации [Электронный ресурс]

Оценка распространенности употребления ПАВ в различных регионах РФ. Аналитический обзор

Политика управления наркоконфликтом в контексте информационной войны: Магистерская диссертация

Покровский В.В., Ладная Н.Н., Соколова Е.В. и др. «ВИЧ-инфекция» Информационный бюллетень №22, Москва, 2002

Пик Инна Александровна Массмедийный компонент механизма регулирования оборота наркотиков: Дипломная работа

Рыбакова Л.Н. Наркомания: Ситуация, тенденции и проблемы/ Наркотики: примеры противостояния государства и индивида в России и Германии. М. 1999. - С.45

Расторгуев Семен Интернет как явление культуры [Электронный ресурс]

Сетевые аспекты наркоконфликта: Дипломная работа

Сорокина В.Н. Культура информации в современном обществе [Электронный ресурс]

Семенков И.О. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]

Сенцов В.Г., Богданов С.И., Кошкина Е.А., Ружников Ю.Н. Острые отравления суррогатами опия и героином: опыт Екатеринбурга. «Вопросы наркологии», 2001, 6, с.38-47

Смертность населения Российской Федерации 2001 год (Статистические материалы), М., 2002

Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосибирск: Наука, 1988

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Принят Государственной Думой 25 января 1995 г

Харниш С. И. Социальные процессы в условиях смены технологий: развитие идей Е.Кулишер [Электронный ресурс]

Целинский Б.П. Криминологическая характеристика незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации в 2000 г. Вопросы наркологии, 2001 г., №6, с.3-10

Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. Москва, 2001 г., 48 с.

Приложение 1



Приложение 2




Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5

Похожие работы на - Роль сети Интернет в формировании положительного или отрицательного отношения к наркотикам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!