Маркировка как необходимое условие конкурентоспособности товара

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,99 Мб
  • Опубликовано:
    2014-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркировка как необходимое условие конкурентоспособности товара

Введение

Конкурентоспособность товаров считается основой рыночной экономики современного государства. Для обеспечения стабильной экономики нужно учитывать такой важный фактор, как продвижение производства конкурентоспособного товара на рынках. При этом внедрение и поддержание привлекательного образа товара в сознании потребителей играет важную роль для его конкурентоспособности. Важность маркировки товаров, как главного способа передачи необходимых сведений о них, признается и применяется во многих странах с развитой промышленностью, а значит и напрямую зависит от конкурентоспособности товаров. В этом и заключается актуальность выбранном мной темой курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в раскрытии роли маркировки для конкурентоспособности товаров.

Для достижения обозначенной цели, в курсовой работе поставлены конкретные задачи:

.        Проработать теоретический материал о маркировке;

.        Изучить нормативную документацию, а также требования к маркировке;

.        Провести подробный разбор процесса производства конкретного предприятия;

.        Проанализировать потребительскую маркировку на соответствие.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКИРОВКИ

.1 Понятие маркировки, ее структура, функции и суть

Начну с того, что основным назначением маркировки считается доведение характерных сведений о товаре до потребителя.

Существует множество определений маркировки, раскрывающих его суть. Для начала необходимо понять, что считается маркировкой. На мой взгляд, самое доступное для понимания определение:

Маркировка - нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации, а также указания его свойств и характеристик.

Нанесение технической или так называемой специализированной информации также считают маркировкой.

Одним из самых распространенных примеров маркировки является срок службы/годности и дата изготовления/производства.

Основные виды информации маркировки:

·        Основополагающая информация (как правило, вид, масса/объем, название товара, выпуск, хранение, предприятие);

·        Потребительская информация (включает состав, пищевая/энергетическая ценность, назначение по функционалу, безопасность);

·        Коммерческая информация (штрих коды, нормативные документы о качестве, номер ассортимента, предприятие посредники).

Выделяют несколько главных функций:

.        Информационная функция (наибольшая значимость уделяется на основополагающую и потребительскую информацию, меньше - коммерческую);

.        Идентифицирующая функция (обеспечение отслеживания партий товара в течении товародвижения. Осуществляется дублирование вида информации в товаросопроводительных документах (ТСД). В случае, если данные не совпадают с основополагающей информацией, то товар будет фальсифицирован);

.        Мотивационная и эмоциональная функция (данные функции имею взаимосвязь, поскольку оформленная маркировка играет важную роль для принятия решения о покупке товара за счет поясняющих текстов и символов, вызывающие положительные эмоции).

Структура маркировки не сложна, поскольку, как правило, состоит из трех основных элементов:

·        Текст (позволяет информировать о товаре в доступной форме всех субъектов рыночной экономики);

·        Рисунок (выполняет мотивационную и эмоциональную функции);

·        Информационный знак (условные обозначения);

Соотношение удельного веса значимости каждого элемента можно представить следующим образом:

·        Текст 50-100%, поскольку данный элемент маркировки является самой распространенной производственной и торговой маркировкой;

·        Рисунок 0-50%;

·        Информационный знак 0-30%.

Пределы колебания процентного распределения между элементами маркировки напрямую зависят от степени доступности информации о товаре.

.2 Общие требования. Нормативные документы

В обязательном порядке поставщик товара (или любая распространяющая товар организация) должен обеспечить маркировку, поскольку он несет ответственность как за качество ее выполнения, так и за достоверную информацию.

Необходимо, чтобы маркировка была четкой и разборчивой, ее состав и содержание должны быть полны с целью обеспечения безопасности обращения с товаром. На протяжении допускаемого срока эксплуатации продукта маркировка должна сохраняться. Материалы и способы нанесения маркировки должны обеспечивать качество изображения, учитывая особенности характеризуемого продукта. В случае, если не возможно обеспечить маркировку по причинам размера или характера упаковки, необходимая информация должна быть представлена в сопроводительной документации к каждой единице товара.

Определенные требования к маркировочной информации, вариантам нанесения, качеству выполнения, месту и контролю определяются в нормативно-технических документах или договорах на поставку товаров.

Далее представлю список основных нормативно-правовых документов, в которых указаны различные требования к маркировке продукции:

.        Федеральный закон «О защите прав потребителей»;

.        Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

.        Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»;

.        Федеральный закон «О рекламе»;

.        Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

.        Федеральный закон «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности»;

.        Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Помимо этих нормативно-правовых документов, требования к маркировке товаров переданы в ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Многочисленные директивы и Регламенты Комиссии ЕС отражают такие требования как: унификация снабжения этикетками и оформление продуктов; указание ингредиентов пищевых продуктов; указание специфичных пищевых продуктов, которые изготовлены из ГМО и добавлением ароматизаторов и тому подобное.

Эти и другие законодательные акты содержат конкретные требования к информации, направленные, в первую очередь, на предупреждение действий, которые вводят потребителей в заблуждение, что в соответствии со статьей 6 Закона «О техническом регулировании» принадлежность к требованиям, осуществленных регулированием технического регламента (ТР). Принятие ТР по маркировке продуктов имеет принципиальное значение и в интересах потребителя, и с целью роста конкурентоспособности данной продукции.

.3 Разновидности маркировки

Различают несколько классификаций маркировки в зависимости от вида товара, предоставления необходимой информации о нем, предназначения, способа нанесения и так далее. Например, товарный знак, маркировка продовольственных и непродовольственных товаров, производственная и торговая, а также виды технологий маркировки. Безусловно, существуют и другие типы маркировки, но мы кратко разберем только те виды, которые указаны выше.

В РФ вопросы, которые связаны с маркировкой пищевой продукции товарными знаками (ТЗ) и знаками мест происхождения продукции, регламентируются требованиями ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». Затем после регистрации в установленном федеральным законом порядке ТЗ продукта или знака наименования места происхождения производитель имеет право наносить данный знак при маркировке.

На зарегистрированный ТЗ выдают свидетельство, удостоверяющее приоритет ТЗ и право владельца на использование данного знака в отношении товаров, которые указаны в свидетельствах.

Маркировкой знаком соответствия, установленным в системе сертификации ГОСТ Р является информация о подтверждении соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации. Производителю не запрещается подтверждать соответствие продукции любой зарегистрированной системы добровольной сертификации одновременно с обязательной сертификацией.

Маркировка продовольственных товаров должна включать конкретную информацию, а именно:

·        Наименование товара, бренд, сорт

·        Указание страны, производителя и адрес;

·        Объем продукта (или масса нетто)

·        Состав (названия ингредиентов, их которых состоит продукт) и пищевая ценность;

·        Дата изготовления, срок годности и необходимые условия хранения;

·        Указать нормативно-технический документ, на основании которого продукт произведен, а также обозначение о подтверждении соответствия;

·        Способ приготовления и рекомендации по эксплуатации.

Маркировка непродовольственных товаров должна включать:

·        Название товара;

·        Указание страны, производителя и адрес;

·        Область эксплуатации (назначение товара);

·        Характеристики и главные свойства;

·        Срок службы и необходимые правила и условия для безопасной эксплуатации товара;

Указание нормативно-технического документа, на основании которого товар произведен, а также обозначение информации о подтверждении соответствия.

Различают несколько технологий маркировки товаров. Она может наноситься вручную и автоматически на одном из последних этапов процесса производства. Сами технологии зависят от сравнения большого количества параметров.

Итак, отметим 4 наиболее распространенных технологии нанесения маркировки на упаковку продукта:

.        Каплеструйная или чернильная (используется промышленный каплеструйный принтер, такая маркировка может быть нанесена на любой части упаковки);

.        Лазерная (позволяет печатать дату изготовления, коды, штриховые коды, тексты, логотипы, различные дизайнерские элементы с помощью лазерных лучей);

.        Ударная (например, гравировка по металлу).

В зависимости от места нанесения различают два таких вида маркировки, как производственная и торговая.

Принципиальная разница данных видов маркировки заключается в том, что производственная - наносится предприятием на товар, торговая же - наносится поставщиком или продавцом продукции или услуг на носителе и несет в большей степени информацию о продавце.

К производственной маркировке относятся:

.        Этикетка (Рис.1) - главным образом носитель информации о товаре, на котором указываются все необходимые сведения для субъектов рыночных отношений. Используется технология лазерной маркировки;

Рис.1

.        Кольеретка (Рис.1) - особый вид этикетки, который наносится на горлышко бутылки разнородной продукции. Чаще содержат лишь фирменную эмблему и/или название товара. Функция данного вида маркировки - создание эстетического образа;

.        Вкладыши - так же вид этикетки, содержащая информацию о товаре и вкладывающаяся в упаковку товара, в случае, если все необходимые сведения не умещаются на коробке. Вкладыш может содержать рекламу;

.        Бирка (Рис.2) - носители маркировки, пришитые, приклеенные, подвешенные на товар. Как правило на бирке указывается наименование бренда или товарный знак;

Рис.2

.        Ярлык - аналогичен бирке, но включает информацию о сорте, бренде, размере, дате выпуска и другое;

.        Контрольная лента (Рис.3) - содержит информацию в виде символов, дополняющую информацию этикеток, ярлыков и бирок. Как правило размещается на одежде и обуви.

 

Рис.3

.        Клеймо и штамп - форма их обозначения установлена, наносится на товар, упаковку, этикетки. Имеют три следующих назначения: ветеринарное, карантинное, товароведное.

Носителями торговой маркировки считаются:

.        Кассовый чек (Рис.4) - документ, который подтверждает совершение договора купли-продажи. Имеет прямое отношение к уплате налогов. Необходимо обязательное соблюдение следующих реквизитов:

·        Наименование предприятия-продавца;

·        Номер кассового аппарата;

·        Дата продажи;

·        Стоимость совершенной покупки.

Рис.4

2.       Товарный чек (Рис.5) - выдается с кассовым чеком при покупки потребителем непродовольственного товара. Необходимо обязательное соблюдение следующих реквизитов:

·        Наименование предприятия-продавца;

·        Название товара;

·        Характеристики размера;

·        Стоимость;

·        Дата реализации.

Рис.5

.        Ценник (Рис.7) - документ, служащий доведением информации о товаре и его цене до потребителя. На обороте продавец обязан поставить дату заполнения, подпить и печать организации. Необходимо обязательное соблюдение следующих реквизитов:

·        Наименование предприятия-продавца;

·        Наименование предприятия-изготовителя;

·        Название товара;

·        Сорт;

·        Бренд;

·        Срок годности;

·        Цена/единица.

Рис.6

Таким образом, разобравшись с понятием маркировки, проанализировав нормативную документацию, определив функции и ее виды, можно сделать вывод, что маркировка играет очень важную роль, при осуществлении выбора продукции потребителем, отдавая предпочтение конкретному товару, что существенно повышает конкурентоспособность товара.

ГЛАВА 2. Практическая часть

.1 Развитие компании «Мултон»

маркировка нормативный потребительский

Необходимо погрузиться в историю развития компании «Мултон», дабы проанализировать деятельность по производству и анализу маркировки.

Развитие компании «Мултон» началось с первой партии сока Nico в 1995 году, который был выпущен на заводе в Санкт-Петербурге. Популярность одного из первых соковых брендов России быстро возросла, постепенно производство увеличивалось и к 1999 году достигло 26 миллионов литров в год, к 2007 году и вовсе превысило 198 миллионов литров. Став абсолютным лидером в Северо-Западном регионе, компания выросла до одного из крупных игроков соковой индустрии национального масштаба. Главные факторы, которые определили успех компании:

·        Создание и продвижение инновационных брендов;

·        Стабильно высокое качество продуктов;

·        Постоянное технологическое совершенствование системы производства и логистики.

Достижения «Мултон» во многом зависели от самого большое завода компании в городе Щелково Московской области, являющийся одним из крупнейших современных и передовых предприятий по производству как в России, так и в Европе.

Первая пробная партия 3600 литров яблочного сока была выпущена 19 декабря 1998 года на заводе «Мултон» в городе Щелково. Запуск завода стал важным шагом в реализации стратегических планов развития компании отсюда и началась популярность самого покупаемого на сегодня российского сокового бренда - «Добрый».

Благодаря собственному производству в Санкт-Петербурге и Щелково, грамотно сформированному пакету брендов, благодаря тщательно продуманной маркетинговой политике и эффективной системе дистрибуции, компания «Мултон» стала одним из главных лидеров на российском соковом рынке.

.2 Производство компании «Мултон»

Расположение заводов «Мултон» в самом центре Европейской части России позволяет поддерживать на высоком уровне систему дистрибуции и планомерно укреплять свои позиции в экономически развитых регионах страны. Общие потенциальные мощности предприятий «Мултон» составляют 790 миллионов литров в год.

Завод «Мултон» в Щелково - это огромное предприятие площадью более 11 гектар и производительностью около 700 миллионов литров в год, на котором трудится свыше 800 человек. На заводе действуют 17 первоклассных линий шведских, немецких и итальянских производителей, собственный научно-исследовательский центр, микробиологическая лаборатория и логистический комплекс вместимостью 35 000 палетомест, к которому подведена собственная железнодорожная ветка.

Научно-исследовательский центр «Мултон» разрабатывает инновационные продукты, которые способствуют развитию компании и отрасли в целом, помогая сделать ежедневный рацион россиян максимально полезным и здоровым.

Для того чтобы обеспечить главное - качество выпускаемой продукции - «Мултон» применяет профессиональную систему многоступенчатого контроля качества, имеющую жесткие процедуры на каждом из этапов производственного цикла: сырье, вода и технология, позволяющая сохранить все природные качества, свойственные фруктам, плодам и ягодам. Контроль качества также осуществляется на всех этапах производственного процесса - от оценки качества сырья, выращенного в экологически чистых районах мира, до купажирования, гомогенизации, деаэрации и пастеризации. В собственной аккредитованной испытательной лаборатории (в состав которой входят физико-химическая и микробиологическая лаборатории) проверки готовой продукции проводятся каждые 15 минут.

Качество и безопасность всей продукции «Мултон» подтверждено сертификацией заводов компании на соответствие Международным стандартам ISO 9001, ISO 22000, ISO/TS 220002-1.

«Мултон» и производимые компанией бренды отмечены десятками международных и российских призов и наград, таких как «Компания года», «Товар года», «Народная марка», «Экологически чистая и безопасная продукция», «100 лучших товаров России», «Бренд года/ Effie», «Лучшее - детям!». (Приложение 1)

Рассмотрим подробный процесс производства соков и нектаров «Добрый».

.        Соки и нектары «Добрый» производятся из натуральных фруктов, которые растут на различных плантациях мира. Страны, которые поставляют сырье: Россия Украина, Аргентина, Бразилия, Италия, Иран, Филиппины, Южная Африка, США (Флорида), Бельгия, Нидерланды, Куба, Индия, Индонезия, Таиланд, Турция, Чили, Греция, Китай, Эквадор, Польша, Германия.

.        В данных странах фрукты собирают, моют, чистят, измельчают, фильтруют, удаляют влагу. В зависимости от видов фруктов получаются концентрированные соки, напоминающие сироп или концентрированное пюре. Это передовая мировая технология, которая позволяет сохранить все полезные витамины и основные свойства фруктов.

.        Концентрированные соки и пюре в стерильных условиях упаковывают специальные асептические мешки, герметично запакованные и не допускают попадания внутрь воздуха и, соответственно, микроорганизмов. Мешки помещают в двухсотлитровые металлические бочки, и перевозят на заводы «Мултон».

.        В Лаборатории завода, служба качества проверяет качество сырья, материалов и готового продукта на всех этапах производства.

.        Изготавливая 100% сок, берется концентрат сока или пюре и добавляется то количество воды, которое было в фруктах. Также для сохранности вкуса и цвета может присутствовать аскорбиновая или лимонная кислота. Если делают нектар, сохраняется 25-50% концентрированного сока или пюре, добавляется вода (из артезианских скважин и проверяется службой качества) и сахар.

.        Для того чтобы натуральный продукт без добавления консервантов и стабилизаторов имел возможность долго храниться в упаковке он в потоке проходит за 30 секунд температурную обработку на пастеризаторе по UHT технологии (кратковременный нагрев) Для соков температура в среднем 94 градусов, для нектаров 104 градусов. Даже пастеризованный продукт проходит дополнительный контроль качества.

.        Затем, стерильный продукт необходимо доставить к машине розлива. Для этого нужно асептическая перекачка (стерильный и герметичный трубопровод). За соблюдением всех технических характеристик внимательно следят.


Рис. 7 Подробный процесс производства

Рассмотрев подробно процесс производства можно сделать вывод о том, что продукция, выпускаемая компанией «Мултон», высокого качества, поскольку осуществляется контроль на всех этапах цикла производства.

.3 Политики компании «Мултон»

Компания «Мултон» ведет постоянную работу в области экологической безопасности и качества пищевых продуктов. Лишь в 2009 году предприятие подтвердило свое соответствие требованиям МС экологического менеджмента ISO 14001. Предприятия «Мултон» по производству соковой продукции в Щелково и Санкт-Петербурге имеют собственные политики в области качества, пищевой безопасности и охраны окружающей среды:

.        Политика ЗАО «Мултон» в области качества, пищевой безопасности и охраны окружающей среды (Приложение 2)

.        Политика ЗАО «Мултон» в области профессионального здоровья и безопасности (Приложение 3)

.        Политика филиала ЗАО «Мултон» в г. Щелково в области Качества, Обеспечения пищевой безопасности, Охраны окружающей среды и Профессионального здоровья и безопасности. (Приложение 4)

.4 Анализ потребительской маркировки сока

Проанализируем маркировку сока на примере в сравнении по ГОСТ Р 51074-2003 (НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ), взяв конкретные критерии для оценки маркировки на соответствие нормативным документам.

.        Наименование продукта: Апельсиновый Нектар «Добрый». Соответствие (+).

.        Наименование и место нахождения изготовителя: ЗАО «Мултон», Россия, 192236, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, 14. Соответствие (+).

.        Товарный знак изготовителя: Соответствие (+).

.        Состав продукта: апельсиновый сок, сахар, регулятор кислотности - лимонная кислота, вода. Изготовлен из концентрированного сока. Минимальная объемная доля сока 50%. Соответствие (+).

.        Способ применения: Соответствие (+).

.        Дата изготовления и упаковывания: 31.03 14. Соответствие (+).

.        Срок годности: 1 год. Соответствие (+).

.        Условия хранения: при температуре от 0 до 25С. Соответствие (+).

.        Нормативный документ: ГОСТ/ТУ:9163-001-56232828-2002. Соответствие (+).

.        Информация о подтверждении соответствия: Соответствие (+).

.        Объем: 1 литр. Соответствие (+).

.        Срок годности: до 31.03.15. Соответствие (+).

Расписав маркировку с коробки сока по критериям, выбранным как базовые, анализ показал, что потребительская маркировка соответствует требованиям по ГОСТ Р 51074-2003, а значит потребитель может доверять производителю, во-первых, благодаря качественной продукции, во-вторых, за соблюдение регламента нормативных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенно естественно, что предприятия и организации, которые успешно прошли сертификацию своих производств и систем их управления, при этом затратили определенные ресурсы и средства, желают использовать ее результаты для продвижения на рынке своей продукции. Конечно же, хотелось бы, чтобы это желание грамотно реализовалось в соответствии с нормативной документацией.

Поэтому для информирования потребителей о положительных результатах сертификации систем управления применяются заявления в маркировке, в том числе знаки соответствия, которые присутствуют на официальных бланках компаний, которые, в свою очередь, получили соответствующий сертификат.

Важно обеспечить условия, при которых ни знак соответствия системы управления, ни возможные способы его применения или используемые при этом заявления, не вводили потребителей в заблуждение относительного значения самого знака или результатов проведенной сертификации.

Итак, маркировка является важным атрибутом конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность абсолютно всей продукции может быть определена только в результате его сравнения с другими товарами, а значит, маркировка является относительным показателем, что напрямую связано с зависимостью конкурентоспособности от маркировки продукции.

Список литературы

Печатные издания:

1.  Литвинов О.В., «Маркировка товаров в России и за рубежом», издательство РИА «Стандарты и качество», Москва, 2003

2.       Федько В.П., «Маркировка и сертификация товаров и услуг», издательство «Феникс», 1998

.        Горбашко Е.А., «Менеджмент качества и конкурентоспособности», издательство «СПБГУЭФ», 1998

.        Васильев Г.А., «Коммерческое товароведение и экспертиза», издательство «ЮНИТИ», 1997

.        Фатхутдинов Р.А., «Менеджмент конкурентоспособности товара», издательство «АРИЭЛ», 1995

Интернет-источники:

1.  (ГОСТ 51074) #"729225.files/image008.gif"> 

Маркировка Преми1 и наград

Политика ЗАО «Мултон» в области качества, пищевой безопасности и охраны окружающей среды)

Политика ЗАО «Мултон» в области профессионального здоровья и безопасности

Политика в области качества, обеспечении пищевой безопасности, охраны окружающей среды и безопасности

Похожие работы на - Маркировка как необходимое условие конкурентоспособности товара

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!