Маркетинговое исследование рынка кондитерских изделий в Российской Федерации
Федеральное государственное
образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра
"Маркетинг и логистика"
Лабораторная работа
на тему: "Маркетинговое исследование
рынка кондитерских изделий в Российской Федерации"
Москва 2013
План работы
Введение
1. Динамика рынка кондитерских изделий за последние годы и
тенденции развития
2. Планируемые изменения в результате вступления России в ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Методология
проведения исследования
Объект исследования:
РЫНОК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В РФ
Цель исследования:
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА И ПРОГНОЗ ЕГО РАЗВИТИЯ
Регион исследования:
РОССИЯ И РЕГИОНЫ РФ
Источники информации, использованные в исследовании:
Федеральная служба государственной статистики
Министерство экономического развития РФ
Федеральная таможенная служба
Федеральная налоговая служба
Оценки экспертов отрасли
Отчеты о розничных продажах
Материалы основных игроков отрасли
Отраслевые печатные и электронные издания
Анкетный опрос потребителей кондитерских изделий
Метод сбора данных:
Изучение печатных и электронных изданий, статистических
данных, анкетный опрос.
Метод анализа данных:
контент-анализ документов и анализ полученных анкетных
данных.
Введение
Как известно, в России всегда ели много сладостей, начиная с
самодельных леденцов-петушков, до плюшек и баранок. Я не являюсь исключением из
данной группы любителей сладкого. Поэтому для меня представляет особый интерес
изучение рынка кондитерских изделий.
Для начала определимся, что представляют собой кондитерские
изделия: это пищевые изделия, большая часть которых состоит из сахара, чаще
всего видоизмененного, или другого сладкого вещества (мед, ксилит, сорбит), а
также патоки, различных фруктов, ягод, орехов и т.п.
В зависимости от используемых ингредиентов, все виды
кондитерских изделий делятся на две основные группы: мучные и сахаристые.
К мучным кондитерским изделиям относятся:
Печенье, пряники, торты, пирожные, восточные сладости мучного
типа, кексы, рулеты, вафли.
К сахаристым изделиям относятся:
карамель, конфеты, шоколад, мармелад, пастила, зефир, халва,
ирис, драже, не мучные восточные сладости.
Не удивительно, что Кондитерский рынок - один из наиболее высококонкурентных,
что заставляет производителя находиться в постоянном поиске, разрабатывать
новые рецептуры и совершенствовать старые. Вследствие чего в последнее время
происходит перераспределение долей рынка, внутри компаний, и на полках в
магазинах также происходят существенные изменения. В течение последних лет
уровень личного потребления кондитерских изделий в России приближается к
максимальному. Поэтому главными факторами, влияющими на поведение
производителей кондитерских изделий в России, является постепенное насыщение
рынка продукции из сахара. Постоянно меняющиеся вкусовые пристрастия
потребителей, а также острая конкурентная борьба, требуют модернизации
производства и повышения производительности труда.
В своей работе мне хотелось бы проанализировать
основные показатели рынка кондитерских изделий за последние годы, рассмотреть
их динамику, понять основные проблемы и направления развития рынка на
сегодняшнем этапе.
рынок кондитерское изделие российский
1. Динамика
рынка кондитерских изделий за последние годы и тенденции развития
Исходя из статистических дынных, спрос на кондитерские
изделия в России в 2007-2012 гг. увеличился и в 2012 г. составил 3,4 млн т.
Максимальный рост показателя относительно предыдущего года зафиксирован в 2010
г. - 14%. В 2009 г. отмечено сокращение спроса на 9%. По оценкам аналитиков, в
2013-2016 гг. спрос на кондитерские изделия будет расти и в 2016 г. достигнет
3,9 млн т. Наибольшую долю в структуре спроса на кондитерские изделия занимают
продажи на внутреннем рынке. Более 41% всего объема российского производства
кондитерских изделий приходится на Центральный федеральный округ. Приволжский
ФО в данной структуре занимает пятую часть. Доля Сибирского ФО - 12%,
Северо-Западного ФО - более 10%, Южного ФО - около 7%, Уральского ФО - более
5%, а Дальневосточного ФО - около 1,4%.
Регионами с наибольшими объемами производства кондитерских
изделий стали Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Липецкая,
Белгородская, Владимирская, Пензенская и Кемеровская области. Увеличение
объемов производства было зафиксировано во многих областях. Доля Московской
области в структуре российского производства кондитерских изделий стала равна
почти 9%, Москвы - около 8,0%, Санкт - Петербурга - 5,3%, Липецкой области -
около 5%, Белгородской области - 4,4% и Владимирской области - 4%.
Основной особенностью рынка кондитерских
изделий является его сезонность. Так, в теплое время года отмечается высокий
спрос на мучные кондитерские изделия, карамель, желейные и помадные конфеты.
Осень и зима - сезоны продаж шоколадных изделий, когда особенно сильной
позицией считаются коробочные наборы, приобретаемые, как правило, к праздникам.
Максимальный рост спроса на продукцию приходится на четвертый квартал каждого
года, а пик продаж - на период новогодних праздников. Резкий спад продаж, как
правило, происходит в первом квартале. В течение остального времени объем
розничных продаж в стоимостном выражении также постепенно растет, но более
медленными темпами.
Самую большую долю в структуре
производства кондитерских изделий в 2012 году занимала категория сахаристых
кондитерских изделий - на нее пришлось 51,1% объема рынка в целом. Крупнейшими
российскими производителями сахаристых кондитерских изделий, в соответствии с
долями рынка в натуральном выражении, являются ООО "Марс" (Московская
область), ОАО "Липецкая кондитерская фабрика "Рошен", ООО
"Крафт Фудс Рус" (Санкт-Петербург), ООО "Кондитерское
объединение "Россия" (Самарская область), ОАО "РотФронт"
(Москва), ООО "Слявянка Плюс" (Белгородская область), ОАО "Кондитерский
концерн "Бабаевский" (Москва) и ЗАО "Конти Рус"
(Санкт-Петербург). На внутреннем рынке сахаристых изделий эти производители
лидируют уже несколько лет подряд и в настоящее время занимают свыше 38% рынка
в натуральном выражении. Совокупная доля мучных кондитерских изделий
длительного (пряники, печенье, вафли) и недлительного (торты, пирожные)
хранения составляла 48,9%. Дороже всего на потребительском рынке стоил шоколад.
Его средняя цена в декабре прошедшего года составила 445,5 рубля за килограмм,
причем за год она увеличилась на 15%. Самый высокий рост показали цены на зефир
и пастилу: в декабре 2012 года они стоили 156,5 рубля за килограмм, а в
аналогичный период 2011 года - 132,8 рубля за килограмм. На печенье и пряники в
конце прошлого года средние цены были установлены на уровне 92,4 рубля за
килограмм и 81,2 рубля за килограмм соответственно. Несколько крупнейших
игроков данного сегмента в настоящее время занимают около 17% отечественного
рынка мучных кондитерских изделий в натуральном выражении. К ним относятся ООО
"КДВ Яшкино" (Кемеровская область), ООО "Чипита
Санкт-Петербург" (Санкт-Петербург), ОАО "Брянконфи" (г. Брянск),
ООО "Крекер" (г. Воронеж), ОАО "Большевик" (Москва), ЗАО
"Русский бисквит" (г. Череповец) и ОАО "Кондитерская фабрика
"Саратовская".
В 2007-2012 гг. на долю экспорта
приходилось не более 6% от объема спроса. За пять лет продажи кондитерских
изделий в России увеличились на 592,3 тыс. т. Доминирующими тенденциями
последних лет можно назвать появление большого числа новинок и расширение
ассортимента продукции популярных брендов, за счет чего отрасль демонстрирует
рост, также в последние годы потребители стремятся питаться правильно: здоровая
и полезная пища - это уже не только фрукты и овощи, мясо и рыба, но и
диететические галеты, низкокалорийные вафли, печенье со злаками.
Кроме того, одним из трендов стал рост популярности продуктов
в мини-упаковках, а также упаковках увеличенного формата, созданных согласно
концепции "поделись с другом". Наиболее популярными кондитерскими
изделиями среди покупателей в 2007-2012 гг. были мучные кондитерские изделия.
Экспорт кондитерских изделий из России в 2007-2012 гг. вырос
и в 2012 г. составил 190,7 тыс. т. Снижение показателя в связи с
неблагоприятной ситуацией на мировых рынках отмечено в 2009 г. - на 6%
относительно 2008 г. Однако в 2010 г. показатель продемонстрировал максимальный
за пять лет прирост - 31%. Основными направлениями экспорта кондитерских
изделий в 2007-2012 гг. стали Казахстан и Украина. Наибольшая доля в структуре
экспорта принадлежит шоколаду и какао-продуктам. Второе место по объему
экспорта занимали сахаристые кондитерские изделия.
Предложение кондитерских изделий на российском рынке в
2007-2012 гг. выросло до 3,8 млн. т в 2012 г. Спад предложения зафиксирован
лишь в 2009 г. на 5% относительно 2008 г. По прогнозам аналитиков, в 2013-2016
гг. предложение кондитерских изделий будет расти на 2-4% в год. Основной вклад
в предложение кондитерских изделий в России вносит внутреннее производство.
Объем производства кондитерских изделий в 2007-2012 гг. увеличился на 398,1
тыс. т. Наибольшую долю от общего объема производства в этот период занимали
мучные кондитерские изделия.
Импорт кондитерских изделий в Россию в 2007-2012 гг.
увеличился и в 2012 г. составил 302,9 тыс. т. Основным поставщиком кондитерских
изделий на российский рынок стала Украина. Более 60% всех импортируемых в
Россию кондитерских изделий в этот период занимал шоколад и какао-продукты.
2.
Планируемые изменения в результате вступления России в ВТО
В основном российская кондитерская
промышленность представлена продукцией собственного производства, однако со
вступлением в ВТО ожидается, что объем импортной продукции увеличится. В рамках
договора РФ взяла обязательство снизить пошлины на поставку изделий с содержанием
сахарозы более 60% к 2015 году до 10% (сейчас она составляет 20%). В два раза
снизится пошлина на изделия с содержанием сахарозы менее 60%. Пошлина на ввоз
белого шоколада упадет с 20 до 12% и будет составлять не менее 0,15 евро/кг, в
то время как сейчас она не должна быть меньше 0,25 евро/кг.
Свои правила накладывают обязательства
внутри Таможенного союза: пошлина на ввоз леденцовой карамели внутри стран
союза в настоящее время составляет 20%, к 2016 году она должна снизиться до
14%.
Следует ожидать, что "восточные"
и "западные" сладости потекут в страну рекой. Отечественным
производителям пока удается удерживать объемы в основном за счет расширения
ассортимента, введения новых видов продукции.
Несмотря на высокие риски для
отечественного производства, связанные с вступлением России с ВТО, несмотря на
сырьевой кризис (в отношении какао-бобов), российский рынок кондитерских
изделий можно считать достаточно стабильным, и в ближайшие годы этот тренд
продолжится. К тому же потребитель, особенно в отношении мучной кондитерки,
больше привык доверять местным производителям, и заманить его западным пряником
будет довольно не просто.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что в последние годы происходит
постепенное насыщение рынка кондитерских изделий. Среди основных тенденций -
постоянно меняющиеся вкусовые пристрастия потребителей, а также острая
конкурентная борьба между производителями. В настоящее время производители
удерживают объемы производства в основном за счет расширения ассортимента,
введения новых видов продукции. Актуальный тренд кондитерской моды - здоровые и
натуральные сладости, которые позиционируются в более высоких ценовых нишах,
нежели все остальные. Поэтому в линейках большинства производителей появились
подобные продукты. Ожидается, что увеличится доля продукции премиум-класса,
недорогие "бюджетные" марки постепенно вытеснятся
"среднеценовыми", "премиум" и класса "люкс".
Главной проблемой кондитерских компаний на сегодняшний день являются нестабильные
цены на сырье, что отрицательно сказывается на ценообразовании, а
соответственно, и на работе с сетями, с которыми заключены годовые контракты.
Поэтому для стабильного развития компании надо в первую очередь создать свою
стратегию выживания в современных условиях. Главная задача производителя -
найти свой продукт, найти своего покупателя и не разочаровать его.
Благодаря вступлению России в ВТО, будет уменьшен размер
пошлин на ввоз продукции зарубежного производства, в результате чего в стране
увеличится количество иностранной продукции, конкуренция вырастет. Однако, для
ряда производителей откроются новые возможности в виде расширения экспорта на
рынки не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
Список
использованной литературы
1. <#"729159.files/image001.gif">
Приложение №2
Критерии, влияющие на выбор кондитерского изделия (на основе
анкетного опроса)
Приложение №3
Предпочтения среди мучных изделий
Предпочтения среди сахаристых изделий
Анкета опроса населения - потребителей кондитерских изделий
Уважаемый респондент!
Наша организация проводит маркетинговое исследование с целью
выявления предпочтений потребителей при выборе кондитерских изделий. Просим Вас
принять участие в опросе и ответить на поставленные в анкете вопросы. Анкета
анонимная.
Заранее благодарим Вас за помощь!
) Покупаете ли вы кондитерские изделия?
ДаНет
) Как часто вы покупаете кондитерские изделия?
· Каждый день
· Раз в неделю
· 2-3 раза в неделю
· 4-6 раз в неделю
· Реже 1 раза в месяц
· 2-3 раза в месяц
· 1 раз в месяц
· никогда
3) Какие критерии в большей степени влияют на вас при
выборе кондитерского изделия?
· Качество
· Свежесть изделия
· Внешний вид
· Внешний вид упаковки
· Цена изделия
· Состав
· Производитель
· Пробуете продукт одного типа разных
производителей
· Покупаете новинки
· Не употребляете кондитерских изделий
4) Какие виды мучнистых изделий вы предпочитаете?
· Печенье
· Торты
· Вафли
· Кексы, рулеты
· Пряники
· Галеты, крекеры
· Другое
5) Какие виды сахаристых изделий вы предпочитаете?
· Конфеты
· Шоколад
· Картофель
· Джем, паста
· Мармелад
· Жевательная резинка
· Другое
6) Кондитерские изделия каких компаний вы чаще всего
приобретаете?
· Марс
· РотФронт
· Бабаевский
· Большевик
· Крекер
· Россия
Некоторые сведения об опрашиваемом.
) Ваш пол
· муж.
· жен.
8) Ваш возраст ______________ полных лет
9) Место проживания _________________________
___________________________________________________________
Социально-демографический
портрет респондентов
№
|
Социально-демографические
признаки опрошенных
|
Удельный вес в
общем объеме выборки, %
|
1
|
Пол - итого
|
100
|
|
мужчины
|
20
|
|
женщины
|
80
|
2
|
Возраст - итого
|
|
18-23
|
60
|
|
23-50
|
30
|
|
Старше 50
|
10
|
3
|
Место
проживания - итого
|
100
|
|
Москва
|
60
|
|
Московская
область
|
35
|
|
Другое
|
5
|