Питирим Сорокин как теоретик и методолог науки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Питирим Сорокин как теоретик и методолог науки

Введение

Имя Питирима Сорокина известно на весь мир. Ведь его считают не только русским, но и еще американским социологом. Сорокин - это человек-странник. Странствования были уготованы ему судьбой еще с самого детства, так как он был сыном странствующего ремесленника. Многие сравнивают Сорокина с Ломоносовым, ведь он вырвался из глухой деревни и затем получил среднее, а потом и блестящее высшее образование.

Сорокин внес огромный вклад в развитие социологической мысли XX века. После событий потрясших Россию в начале XX века, она потеряла часть своего интеллектуального потенциала. Большинство российских эмигрантов было «выдавлено» в годы гражданской войны. Многие перебрались в Европу, поближе к Родине, надеясь еще вернуться. Но были и те, кто Европе предпочел США, где карьера складывалась довольно удачно. В их числе и был П.А. Сорокин.

В России до начала 90-х гг о Сорокине знали лишь только по статье Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». В США уделялось ему ненамного больше внимания. В России труды Сорокина не издавались больше 70-ти лет. За многие десятилетия в России, Европе и США появилось больше сотни исследований о Сорокине. Так признается глобальное значение его идей.

Актуальность данной темы обуславливается ценностью его идей и прогнозов, в свете событий, которые происходят в нашей стране и во все мире в настоящее время. Это подчеркивается российскими и зарубежными социологами. «Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его достижения в социологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого, много его работ предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния. Это касается как России, так и Соединенных Штатов…»[1, с.24].

Степень разработанности проблемы. Данная тема активно изучалась и изучается в социологической среде. Питирим Сорокин оставил после себя большое наследия в виде огромного количества научных работ. «Он оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового видения общества, формулировал главные тенденции и альтернативы, которые будут определять развитие общества в следующем столетии. Многие прозрения Сорокина оставались непонятными в течение нескольких десятилетий; только сейчас постепенно начинает проясняться их истинный смысл и прогностическая сила»[2, с.3].

Литература по проблематике исследования достаточно обширна. В курсовой работе использовались как книги и статьи самого Питирима Александровича, так и работы историков науки, которые изучали его творчество. Книга «Главные тенденции нашего времени» [1] является популярной адаптацией для читателей его четырехтомника «Социальная и культурная динамика» и содержит дополнительную информацию. Так же здесь есть критическая статья Т.С. Васильевой, где она говорит о различиях циклических теорий Сорокина, Данилевского, Шпенглера и Тойнби. Книга «Питирим Сорокин избранная статья» [2] - первое издание эпистолярного наследия ученого, здесь содержится большое количество переписок Сорокина с видными представителями научной жизни. Двухтомник «Система социологии» [3] содержит материал биографического содержания и информацию о работе и структуре социологического знания. Так же в конце второго тома написаны рецензии и критические отзывы о книге современников Сорокина. Творчество таких мыслителей, как Липского А.В. «Зырянский след в биографии Питирима Сорокин» [4], Согомонова А.Ю. «П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский» [5] и Сапов В.В. «Зырянский проповедник» [6] довольно интересны в плане биографии ученого. Автобиографическая повесть П.А Сорокина «Дальняя дорога: Автобиография» [7] так же интересна в биографическом плане, в ней Сорокин описывает свой жизненный и научный путь. Работу над этой книгой ученый начал уже живя в США. «Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет» [8] Питирима Александровича это краткое изложение двух томов «Системы социологии» и так же статьи из русских и американских периодов жизни ученого. В одном из главных трудов Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» [9] «проанализированы закономерности циклической флуктуации европейской культуры в течение трех тысячелетий» [3, с.39]. «Причины войны и пути к миру» [10] - дневниковая запись ученого, опубликованная в газете «Воля народа». Здесь он пишет о причинах войны и что ее порождает, также он говорит о том, что главная причина войны состоит в империализме. В книге Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» [11] автор переносит свое учение о взаимной помощи и поддержке на общественную жизнь, и утверждает, что, и биологическая, и социальная жизнь пронизана духом борьбы. В своей монографии «Голод как фактор» [12] анализирует страшное бедствие как голод в 20-е гг прошлого века. В 9 главе «Формирование социологической концепции Питирима Сорокина» в «Истории русской социологии» Медушевского [13] описывается три этапа становления теоретических взглядов ученого, и люди, которые оказали на него влияние. Статья Голосенко И.А. «Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка» [14] интересна тем, что в этой статье автор подробно анализирует идеи ученого. В книге «Человек. Цивилизация. Общество» [15] собраны отрывки многих работ Сорокина американского периода: «Дальняя дорога», «Социология революций», «Социальная и культурная мобильность», «Кризис нашего времени». Так же есть несколько рукописных работ. И в своей статье «Таинственная энергия любви» Питирим Сорокин пишет об альтруизме и альтруистической любви, и о различных функция любви.

Цель исследования: изучить теоретических взглядов и методологических концепций Питирима Сорокина.

Объект исследования: работы Питирима Сорокина, отражающие его теоретические и методологические взгляды.

Предмет исследования: теоретические и методологические взгляды Питирима Сорокина.

Задачи исследования:

.изучить научную биографию Питирима Сорокина;

.рассмотреть этапы формирования теоретических взглядов Питирима Сорокина;

.изучить методологические подходы в трудах Питирима Сорокина;

.рассмотреть направления научной деятельности Питирима Сорокина.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, полностью раскрывающих данную тему, заключения и списка используемых источников и литературы.

Глава 1. Основные этапы жизни и творчества П.А. Сорокина

.1 Этапы научной биографии П.А. Сорокина

Питирим Сорокин не очень много писал о том, где он родился. Разные авторы предлагают несколько вариантов места рождения и даты рождения ученого. Сам Сорокин говорит, что родился 21 января 1889 года в селе Турья Яренского уезда Вологодской области. «Доподлинно узнать время появления на свет Питирима Сорокина - 20,21 или 23 января - уже не представляется возможным. Однако место рождения - село Турья, Яренского уезда - более не подлежит сомнению» [4, с.120].

После того, как маленький Питирм научился читать и писать, он поступает в школу в селе Гам, и выпускается из нее с отличием. После Сорокин решает поступать в Хреновскую церковноучительскую школу. Начало учебы в этой школе была своеобразной точкой отсчета начала его научного пути. В 1905 году Сорокин стал одним из социалистовреволюционеров. И возглавил местных эсеров. Помимо учебы юный Питирим занимается нелегальной деятельность, вследствие чего его, в конце 1906 года, арестовывают. Находясь под стражей, Питирим ознакомился с трудами народников Н. Михайловского и П. Лаврова, эсеров В. Чернова, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Плеханова и В.И Леннно (Н. Ильина) и теоретиков анархизма - М. Бакунина и П. Кропоткина, Льва Толстого, Ч. Дарвина, Г. Спенсера и других. «Кроме этого тюрьма обогатила его тремя вещами: устойчивым интересов к социальной проблематике, привычкой курить и замыслом первой книги «Преступление и кара, подвиг и награда» [4, с.128].

В университете Сорокин активно развивается в качестве ученого. Так, во время учебных лет он написал десяток научных работ, рецензии и обзоры и так же он написал монографию «Преступление и кара, подвиг и награда» - социологический этюд на пятистах страницах об основных формах общественного поведения и морали. Ввиду своих успехов Сорокин становится ассистентом на кафедре социологии Психоневрологического института и личным секретарем М. М. Ковалевского; также, он вошел в редколлегии сборников «Новые идеи в социологии». «Новые идеи в правоведении» и Бехтеревского журнала «Вестник психологии и криминальной антропологии».

В университете П. А. Сорокин не растерял свой политический интерес и с поэтому стал одним из участников политической оппозиционной элиты Петербурга. После того, как он написал антимонарший памфлет в 1913 году, Сорокина снова забирают под стражу[5, с.105-106]. Но из-за того, что не было достаточно доказательств для его дальнейшего задержания, его отпустили через три недели.

B 1914 году ученый успешно окончил университет, и остался на кафедре уголовного права, для того чтобы подготовиться к профессорскому званию. Вместо намеченных четырех лет, подготовка к профессуре заняла у Сорокина всего два года. А в начале 1917 года, сдав экзамен в магистратуре, Сорокин стал приват-доцентом. Помимо этого, Сорокин вступил в ряды Всероссийского Крестьянского Совета, а так же стал участником Временного правительства, и депутатом в Учредительном собрании. Наряду со всем этим, Сорокин являлся соредактором органа ЦК партии социалистов-революционеров "Дело народа", а после раскола эсеров на «социал-патриотов» и «интернационалистов» главным редактором правоэссеровской "Воли народа".

Считая, что к власти в стране пришли преторианцы, Сорокин не принимает Великую Октябрьскую Революцию 1917 года, и называет ее контрреволюцией. Так, в начале 1918 года его, уже в третий раз, арестовывают. Заключение отбывать на этот раз ученого отправили в Петропавловскую крепость, там как раз отбывал свое наказание практически все члены Временного правительства. Сорокина обвинили в том, что он покушался на жизнь В.И. Ленина. «Правители коммунистической России объявили на меня охоту. В конце концов, я был брошен в тюрьму и приготовлен к расстрелу. Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казни моих друзей и товарищей по заключению. B течение следующих четырех лет, пока я оставался в коммунистической России, мне довелось испытать многое, я был свидетелем беспредельного, душераздирающего ужаса царящей повсюду жестокости, и смерти и разрушения» [6, с.118]. 1 марта Сорокин выходит из под стражи и отправляется в Москву с женой, там еще боролись антибольшевики. Далее Сорокин вместе с заговорщиками путешествует в Великий Устюг, Архангельск и Вологду для того чтобы сагитировать людей на сопротивление большевикам. Даже будучи в такой ситуации, Сорокин не прекращает свою научную деятельность, так он выпускает «Программу по изучению зырянского края», в котором содержались вопросы для статистических и этнографических материалов.

Когда Сорокина чекисты объявили «врагом народа номер один», на него началась повсеместная охота. Скрываясь в тайных квартирах и в лесах. Сорокин, спустя несколько недель решает сдаться, поскольку не желает рисковать жизнями друзей, которые покрывали его. Но приговорив изначально его к смерти, власти отпускают его через пару месяцев. От приговора его спасают его студенты-большевики, и В.И. Ленин дает распоряжение отпустить Сорокина по их настоятельным просьбам. В конце 1918 года Сорокин возвращается в северную столицу.

B Петербурге Сорокин продолжает заниматься наукой в трех университетах. И в 1920 году он руководит социологической кафедрой, а в конце года без защиты получает профессорское звание. С И.П. Павловым и В.М. Бехтеревым Сорокин начинает изучение влияние массового голода на поведение человека, общественную идеологию и социальную организацию. B 1921 году было органы государственной власти открыли дело о заговоре интеллигенции, а так как Сорокин был одним из них, на него снова падают подозрения.

Защитив в 1922 году докторскую диссертацию в диспуте по двухтомнику «Система Социологии», Сорокин начинает работу над своим новым научным трудом «Голод как фактор». Скрывшись от ареста, Сорокин узнает о том, что власти депортируют всех профессоров из страны, Сорокин решает уехать из страны. Так, ученый вместе со своей женой навсегда уезжают за рубеж. Власти объявляют социологию как буржуазную науку и запрещают ее преподавание на несколько десятилетий. Сорокин же с 1923 года до самой смерти живет и работает в США. [7, с.135].

.2 Этапы формирования взглядов П. Сорокина

Питирим Александрович Сорокин - один из тех ученых-социологов, чье научное наследие с огромной силой повлияло на науку. Изучая его творчество и научную биографию, можно пронаблюдать отчетливо три этапа в становлении его социологических взглядов - становление, кризис и «новый синтез».

Изначально на взгляды молодого Сорокина повлияла первая русская революция, во времена которой ученый изучает различные теории и доктрины, дабы дать объяснение всего происходящего [8, с.34].

Сам ученый отождествляет свои теоретические воззрения как «разновидность синтеза социологии эволюционного развития Конта-Спенсера, исправленной и дополненной теориями таких русских ученых как Михайловский, Лавров, Де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, и теориями Дюркгейма, Зиммеля, Вебера, Штаммлера, Парето, Маркса и других западных ученых...»[9, с.17].

Чтобы понять его научные взгляды, которые, в конце концов, определили развитие и формирование его теоретической системы, нужно обратиться к той научной традиции, в которой он сформировался как ученый. Поэтому было бы логично обратиться к трудам непосредственных предшественников и учителей Сорокина - Е.В. Де Роберти (у которого он учился и специализировался в Психо-Неврологическом институте), М.М. Ковалевского (личным секретарем которого он был с 1912 г. до 1916 г.) и Л.И. Петражицкого (лекции которого по праву в Петербургском университете оказали значительное влияние на его социологические взгляды).

Первый этап формирования его взглядов становится более ясным если рассмотреть их через призму народничества. Так, на Сорокина оказали большое влияние такие народники как Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, В. М. Чернов, а также П.А. Кропоткин. Это влияние прослеживается в стремлении объяснять социальные механизмы с помощью теории факторов, особом внимании к биологическому фактору, роли личности в истории. «У народничества, - писал в этой связи Сорокин, - как известно была своя "теория факторов", глубоко отличная от теории марксизма. Данная в основных чертах в ряде работ П.Л. Лаврова, Н.К.Михайловского, эта теория получила отчетливое и систематическое выражение в работах В.М. Чернова... По существу, она признавала и признает множественность факторов. Каждое общественное явление для нее представляет равнодействующую многих сил и условий, совокупности которых оно и обязано своим возникновением»[10, с.4].

Так же Л.Н. Толстой и П.А. Кропоткин оказали влияние на его мировоззрение о нравственном начале организации человеческого общества, солидарности и взаимодействии как факторов социального развития. Сорокин принял, в частности, «закон взаимной помощи», суть которого состояла в перенесении на общество существующего в природе явления [11, с.75].

Во время революции взгляды ученого претерпевают кардинальные перемены, сам Сорокин именует этот период кризисом, заставивший пересмотреть собственные теоретические взгляды в науке. По окончании революции Сорокин пытался создать единую теорию в социологии и синтезировать предыдущие исследования общества. В основе теории был принцип многофакторной природы общества. «Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственно-эмоциональных и волевых»[8, с.36].

Все явления, происходящие в обществе, Сорокин отождествлял с химическими элементами, а поиск формулы, объясняющей систему их взаимодействий, считал задачей социологии как науки. Сорокин формирует о свою точку зрения по поводу закономерностей в истории. Он говорит что, если есть повторения событий, то возникает возможность появления функциональных отношений в человеческом поведении и обществе. Так формируются некие теории в социологии, или законы. Здесь присутствует некоторая неоднозначность в объяснении понятия закона. Нужно отметить субъективизм в трактовке понятия «закон», (здесь имеется в виду взаимосвязь вещей или предметов, замечаемая человеком из-за неоднократного повторения этих взаимосвязей).

В 1914 году взгляды Сорокина сформировалось в интегральную и универсальную систему, это было единство позитивизма с достижениями социологической мысли О. Конта, Г. Спенсера, Г. Тарда, Э Дюркгейма, Г. Зиммеля. М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парсто, Н Михайловского, П. Аавропа, Б. ДеРоберти, М. Ковалевского, А. Петражицкого, П. Кропоткина. М. Ростовцева и других. Если посмотреть с политической стороны, то это была вариация социалистической идеологии, на базе которой лежала уясненная в детстве этика солидарности, взаимной помощи и свободы. По мнению самого Сорокина, его мировоззрение представляло собой вполне оптимистическое видение мира, похожее на то, что было у многих русских и зарубежных мыслители начала XX века [3, с. 47].

Главным этапом социологического синтеза Сорокина была разработка интегрализма, основанием которого было понимание об исторической эволюции, как замена разных типов культур. Центральной проблемой для ученого здесь представляется кризисное состояние в обществе. Кризис рассматривается здесь как с исторической, так и с логической точки зрения. Кризис - это логический этап эволюции любого типа общества, поэтому Сорокин изучает его проявления в разных эпохах, когда происходит замена культур. Сущность происходящего кризиса в мире, по сорокиновской концепции, есть в распад главенствующего вида европо-американской культуры. Любая культура израсходует свои созидательные возможности, и тогда приходит распад этой культуры. Такое время в истории становится поворотным моментом, и сопровождаются преобразованием всех частей культуры, их нацеливание на новую культуру. Характерным проявлением кризиса у Сорокина является кризис самой науки, который так же проявляется и в социологической науке, так как, по мнению ученого, она впала в эмпиризм. Поэтому известно отрицательное отношение Сорокина к чересчур частому использованию математических методов и тестирований в социологии. Это заставило ученого прибежать к исследованию путей выхода общества из состояния кризиса. Пути выхода Сорокин видел в конвергенции разных общественных систем, не принимая в условиях настоящей угрозы другой выбор. Достижение этого возможно только при вводе общественного контроля над элитой, который способен не допустить неправильных решений. «Все великие философские и религиозные системы прошлого, - считает он, - есть не что иное, как порождение кризисов цивилизации и попытки объяснения их»[10, с.3-4].

Итак, были изучены три этапа становления социологической теории Питирима Александровича Сорокина. Каждый из этапов был определенным шагом при объяснении быстро меняющихся социальных реальностей, во времена которых и жил ученый. Исследование социологических воззрений ученого на всех этапах позволяет констатировать определенную преемственность в их развитии. В дальнейшем теория Сорокина развивалась представителями русской социологии XIX - начала XX вв.

Глава 2. Главные методологические подходы и социологические концепции П.А. Сорокина


П.А. Сорокин среди многих отечественных теоретиков XX века оказал очень большое влияние на развитие социологии того времени. Для того чтобы изучить социологию в понимании ученого, необходимо обратиться к его методологическим основам. Сорокин подробно рассматривал проблему взаимодействия индивидов и групп.

В своем основном труде «Система социологии» ученый объясняет структуру социологического знания и довольно полно характеризует свои представления о социологии как науке, говоря о ее специфическом характере. Так, Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности. Так же в основе его понимания социологической науки было то, что, во-первых, она должна была строиться по типу естественных наук, во-вторых, она должна быть наукой, которая изучает мир и общество таким, какой он и есть, и, в-третьих, социология должна быть объективной [3].

В социологии к тому времени существовали три трактовки понимания предмета социологии как науки. Дюркгейм понимал социологию как сумму всех общественных наук; Зиммель, Бугле и Гумплович понимали социологию как науку, объектом которой выступает определенный вид социального бытия, который не изучается никакими науками. Третья трактовка, получившая развитие в трудах Сорокина, гласит о том, что социология это самостоятельная наука, изучающая общие родовые свойства явлений человеческого взаимодействия. У самого Сорокина предметом социологии выступали элементы человеческого взаимодействия и их классификация, а главный объект социологии - это взаимодействие индивидов. Ученый говорил о том, что часть природы образует социальный мир, а то, что составляет конечную трансформацию космической энергии, называют разумом. «Задачей науки является не отражение, а разложение конкретного мира как совокупности отношений, взаимодействий… Исходя из этих общих гносеологических положений, понятно, что неопозитивизм не в индивидах может видеть социальную реальность, а в факте взаимодействия, взаимоотношения особей»[11, с.66]. Так прослеживается определение предмета, и, следовательно, метода социологии.

Что касается метода, Сорокин говорит, что он должен быть приближен к методам естественных наук, а значит, иметь в основе измерение и наблюдение, поэтому социология должна изучать акты поведения, которые доступны наблюдению и измерению. «Поменьше философствования, больше наблюдения. Хорошо проведенная статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата» [3, с.9].

Социология делится Сорокиным на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает социальные феномены и, в свою очередь, разделяется на социальную аналитику, механику и генетику. Изучение структуры социального явления и его форм - предмет социальной аналитики. Предмет социальной генетики - поведение людей и сил, которыми определяется это поведение, а предмет социальной генетики - определение исторических тенденций. Практическая социология должна упираться на теоретические утверждения, создавая управление социальными силами. Так же она должна предоставлять практические рекомендации по организации отношений в обществе.

Социальное взаимодействие - исходная единица анализа ученого. «Комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное явление… процессы взаимодействия - индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидаристические и антагонистические являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории» [3, с.140]. В одном социальном взаимодействие есть ряд элементов, такие как индивиды, акты и проводники. Эти элементы так же определяют структуру социального взаимодействия. Индивиды характеризуются возможностью приспособления к внешней среде: наличие нервной системы и потребностей, которые обеспечивают контакты между индивидами, а так же реагирование на стимулы. Каждый акт - это, как и результат психической деятельности взаимодействующих индивидов, так и стимул, который вызывает различные реакции индивидов. Акты подразделяются на интенсивные, слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные. «Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток таких акций и реакций. Каждый из нас в течение каждого дня встречается со множеством людей, получает раздражение от множества действий других индивидов и принужден ежеминутно в той или иной форме реагировать на них». [3, с.197]. Проводники передают реакцию от одного индивида к другому. Проводниками могут быть музыка, деньги одежда, живопись, язык и т.д. Так же проводники позволяют измерять интенсивность взаимодействий. И они делятся на физические, роль которых связана с материальными свойствами, и символические, роль которых связана со значением, которое им соответствует.

Простейшими взаимодействиями создаются социальные явления более сложных уровней - элементарные или простые коллективные единства; кумулятивные социальные группы; сложные социальные агрегаты. Элементарное коллективное единство - это совокупность лиц, которые объединены каким-либо признаком. Кумулятивная социальная группа понимается как совокупность взаимодействующих лиц, которые связаны несколькими элементарными признаками. Сложный социальный агрегат понимается как объединение индивидов, в которых есть несколько элементарных, либо кумулятивных, либо всех вместе коллективных единств. В различных проявлениях характера взаимодействий групп, общество может характеризоваться как открытое, закрытое или промежуточное. Поэтому любое общество может рассматриваться как сложный агрегат.

Сорокин считал все общесоциологические понятия слишком широкими для объяснения явлений действительности, поэтому он стремился выработать такие особые понятия, которые анализировали противоречия и взаимодействия социальной структуры. Так он интерпретировал такие понятия общностей, как класс нация и государство. Переводя на свой язык понятие национальность, Сорокин говорит о том, что под этим понятием скрывается сложное кумулятивное единство, представленное такими общностями, как язык, территория и государство. Поэтому национальность рассматривается им как сложная социальная группа. Так же Сорокин объясняет классы. «Искомой группой является кумулятивная, нормальная, солидарная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, составленная из кумуляции трех основных группировок: профессиональной, имущественной и объемно-правовой». [13, с.120].

Теория социальной стратификации и социальной мобильности - главный вывод из всех исследований Сорокина. Основу социальной стратификации составляло неравномерное распределение привилегий, прав, обязанностей социальных ценностей. Формы стратификации многочисленны и сводятся к политической, экономической группам и группам по занятости. Все эти формы тесно связаны. А под социальной мобильностью Сорокин понимает любое перемещение социального объекта с одной социальной позиции на другую. И различаются горизонтальная и вертикальная социальная мобильность. А вертикальная, в свою очередь делится на восходящую и нисходящую. Социальная стратификация и социальная мобильность - это основные характеристики любой социальной группы. Так же различаются мобильные периоды истории и немобильные, и еще различные типы обществ. Мобильные периоды - это в периоды, в которых происходит слом социальной структуры общества, а немобильные, наоборот, характеризуются стабильной общественной структурой. [13, с.123]

Таким образом, были рассмотрены основные принципы неопозитивной социологии Питирима Сорокина. Объектами исследования которой были социальное поведение, социальные группы и структура общества вообще. А создание теории социальной стратификации и социальной мобильности послужило основным выводом всех этих исследований. Можно смело утверждать, что в лице Сорокина русский позитивизм прошел полностью все стадии своей эволюции и повернул вспять к откровенно идеалистическим традиции в социологии.

2.2 Направления научной деятельности П.А. Сорокина

сорокин наука социологический интегрализм

Рассмотрев систему социологии Питирима Сорокина, приступим к изучению его теорий и концепций. В большом количестве научных работ, написанных ученым за всю жизнь, можно выделить такие научные концепции: концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества; теория истории и социокультурной динамики; интегрализм - парадигмальная основа мировоззрения ученого; теория социальной любви и творческого альтруизма.

В начале американского периода одной из основных тем были социальные нарушения. Это прослеживается в работе «Преступление и кара, награда и наказание». Основой данной концепции являются войны и революции. Сорокин выделяет 5 классов нарушений: политические, социоэкономические, национальные и сепаратистские, религиозные и смешанные[14, с.109]. Далее он выделяет три критерия дифференциации нарушений: социумный уровень (нарушения на уровне персональном, групповой, и уровень суперсистемы); степень опасности нарушений (неопасные нарушения и нарушения, которые разрушают порядок); историческое время существования групп и институтов (нарушения, которые напоминают бурные болезни молодого организма, или недомогания старого).

Говоря о причинах социальных нарушений, Сорокин говорит о «гипотезе транзита», суть которого раскрывает пики роста социальных нарушений. В третьем томе «Социальной и культурной динамики» Сорокин обнаружил, что есть много предубеждений в обыденности, а также в науке относительно социальных нарушений. Первое предубеждение состоит в том, что нарушения -это случайные процессы: «Нарушение есть нормально проявление жизненных процессов социальных групп… социальные нарушения оказываются так же необходимыми как и социальный порядок»[14, с.109]. Второе предубеждение состоит в наследственности наций и народов одних к порядку, а других - к анархии. «Все нации в равной степени склонны к порядку и его нарушениям соответственно времени». [14, с.110].Третье утверждение качается «солнечного прогноза прогресса цивилизации XX века».

Теоретические выводы и теории социальных нарушений касаются таких форм нарушений как революция и война. Революцию Сорокин объясняет как нарушение внутреннего порядка, а войну определяет как внешнее социальное нарушение [14, с.9].

В статье «Обзор циклических концепций социально-исторического процесса» Сорокин обращает внимание на цикличную концепцию социальных перемен. В заключении статьи он приводит несколько утверждений, которые являются проблемой поиска социологического знания, которое он воплощает в «Социальной и культурной динамике». В этой книге раскрываются проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности. Так же в этой книге впервые введены такие понятия, как социальное пространство, вертикальная и горизонтальная мобильность. «Никогда не существовало общества, в котором социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления»[15, с.377]. Человеческие культуры состоят из множества индивидов, предметов и событий, которые связаны множеством комбинаций, так как люди постоянно вступаю в различные взаимоотношения под влиянием некоторых факторов. Так эти элементы становятся социальными системами. Существует четыре способа интеграции: ассоциации, логико-смысловая интеграция, куазально-функциональная и пространственная интеграция. Пространственная интеграция и ассоциация - простейшие формы, их недостаточно для формирования системы. Каузально смысловая основана на причинно следственных связи, а самая важная интеграция - логико-смысловая: «Суть этого метода нахождение центрального принципа, который пропитывает все составные части , придает смысл и значение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегрированных фрагментов»[14, с.16].

На основе логико-смыслового анализа истории, Сорокин выделил три типа культуры: две чистые формы - идеациональная и чувственная, третья - смесь двух предыдущих - идеалистичная. Но так же существует такой тип культуры, в котором ценности всех трех типов культуры вместе существуют. Этот тип культуры характерен для эпохи упадка. Социокультурная динамика состоит в том, что для каждого типа культуры есть свой закон развития и предел упадка.

Сорокин вошел в историю социологической науки, как социолог, который создал интегральную концепцию и определил ее предмет и границы. Создание интегрализма в социологии было значимым этапом социологического синтеза. В основе интегральной концепции было представление об историческом развитии как смене типов культур.

Создавая интегральную модель, Сорокин основывался на социологии О. Конта и Г. Спенсер. Анализируя состояние социологии на рубеже XIX-XX в, Сорокин пришел к выводу о том, что социология ближе к естественным наукам, так как она объективна и точна. О. Конт отождествлял социологию с социальной физикой, а Г. Спенсер определял социологию как социальная биология, Сорокин видел же социологии социальную химию. Сорокин видел социологию в ее интегрирующей способности, которая проявляется в то что, во-первых, это генерализирующая наука, обобщающая в методологии основные направления, во-вторых, в отличие от других социальных наук, которые изучают только одну сферу общественного пространства, интегральная социология имеет дело со всеми сферами, в-третьих, создает единую интегральную социальную теорию, изучая статику и динамику общества.

Так же Сорокин внес вклад в развитие этики и ввел религиозные понятия в науку. Существует некая «Благодать любви» - это одна из трех энергий, которая является позитивной силой исторического прогресса, и она может «остановить межличностную и групповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; любовь порождает любовь; а ненависть порождает в ненависть; любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; любовь выполняет познавательные и эстетические функции…». [16, с.119] Все это подтверждается исследованием, в котором принимали участие около 500 американцев. Любовь измеряется количественно и Сорокин выделил измерители силы любви: длительность, экстенсивность, интенсивность, чистота и адекватность альтруистических целей. Свободный измеритель альтруистической любви. Программа основывалась на таких уровнях социального действия, как подготовка индивидов, первичные и вторичные группы, страны и сообщества.

Таким образом, мы рассмотрели научные направления деятельности П.А. Сорокина. Его творчество не ограничивается лишь теми концепциями, которые были нами рассмотрены, так как оно довольно разностороннее и многогранное. Главным было то, что в своих концепциях Сорокин говорил о необходимости построения интегрального общества. Он не только описывает и обосновывает его построение, но и исследует стратегию, способствующую этому. В основе этой стратегии - распространение идеи об альтруистической любви, которой он посвятил последние годы своей жизни в Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.

Заключение

П.А. Сорокин - признанный во всем мире идеолог русской буржуазии и американский ученый, чья интегральная концепция повлияла на буржуазную культуру эпохи империализма.

Во время своего научного развития Сорокин находился в рамках аналитической традиции, задача которой состояла в создании единой теории в социологии, основанной на полном анализе социальной жизни. Многие буржуазные мыслители утверждают, что Сорокин смог выделиться среди других мыслителей за счет своей социологической эрудиции и знания европейской аналитической социологии, а также за счет пропагандирования своих теорий.

Заслуга Сорокина также состоит в том, что его широкий кругозор интересов в социологии охватывал как эмпирический, так и теоретический уровни исследования. Он один из первых начал использовать количественные методы в Соединенных Штатах, так же создал огромное количество частных теорий, открыл такое понятие, как мобильность и стратификация. Сорокин стремился систематизировать социологическую теорию и синтезировать все то, накопила социология за все время своего существования.

В 20-е годы XX столетия резко снизилось влияние концепции позитивизма, что сказалось на неспособности эволюционизма раскрыть реальную структуру и динамику исторической действительности. Выход из такого кризиса Сорокин видел в установках общей теории бихевиоризма, в сочетании их с основными требованиями эмпиризма и сциентизма. Таково теоретико-методологическое содержание его первого позитивистского синтеза, изложенного им в серии книг.

Но спустя десятилетие работы Сорокина больше его не удовлетворяют и у него появляется идея интегрального синтеза. Центральная идея этого синтеза, писал Сорокин, «возникла в результате долгих и мучительных раздумий над природой кризиса, переживаемого современной культурой, когда я убедился в несостоятельности всех известных мне теорий социальной мысли»[3, с.357]. Сорокин предпринимает попытки переосмысления ситуации в гуманитарных науках первой трети XX в. и синтезирует черты разных, часто полярных подходов (сциентизм и гуманитаризм, редукционизм и ценностную интерпретацию, количественные процедуры и «понимание», функционально-структурный анализ и принцип «циклического» изменения).

Труды ученого уникальны за счет широты обобщений, и огромным количеством гипотез, выдвигаемых им. Стоит отметить, что в его схемах натурализм лишь немного парализуется. Так, его новая теория представляет собой лишь немого новый и более сложный вариант социологического идеализма. А ориентированность на синтез является некой творческой изюминкой Сорокина и определила структуру его научного творчества.

Значимость его вклада в науку явилось предметом многочисленных споров социологов в различных областях. Огромное влияние идей Сорокина на западное общество наблюдается в том, что издавалось огромное количество его работ в оригинале. Так же его работы часто переиздавались и много переводились на различные языки. Так же есть множество критиеских и комментаторский литературы, которые публикуются в различных странах Европы и Северной Америки.

Заслугу Сорокина определяют «как решительный поворот в истории социальной мысли», ему приписывают свершение «коперниковской революции в социологии», а его самого называют «самым выдающимся социологом первой половины XX века».

В связи с этим встает вопрос о марксистском критическом анализе процесса формирования, источников и сфер влияния социологических воззрений П. Сорокина. Данный очерк как раз и представляет собой попытку критического анализа социологической концепции Сорокина, в ходе которого мы старались увязать его духовную эволюцию с особенностями предшествующей ему эпохи социальной мысли, с современной аналитической традицией в целом, а также с тем идейно-теоретическим разбродом, который царит в немарксистской социологии сегодня.

Список использованной литературы:

1.Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени //Рос. ак. наук, Ин-т социологии, М. Наука, 1997. - с. 24

2.Голосенко И.А. Из эпистолярного наследия Питирима Сорокина: переписка с И.А. Голосенко //Журнал социологии и социальной антропологии, 1998, том 1, № 1. - с. 39

3.Сорокин П.А. Система социологии. - Пг., 1920, Т. 1. - с.357

4.Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// СОЦИСС, 1990 №2.- с. 120-128

.Согомонов А.Ю. П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский // СОЦИС, 1989, №3 - с. 105-106

.Сапов В.В. Зырянский проповедник // СОЦИС, 1991, №8. - с.118

.П.А. Сорокин Дальняя дорога: Автобиография. - М.: ТЕРРА, 1992. - с.135

9.Сорокин П.А Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель, 2006. - с.17

.Сорокин П.А. Причины войны и пути к миру. - Пг., 1917, - с.3-4

.Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. - СПб, 1907. - с. 75

.Сорокин П. А. Голод как фактор. - М.: 2003г. - с.128

.Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П. Сорокина //СОЦИС,1994, №2. - с.120

.Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС, 2000, №4.- с.14

15.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - с.377

.Сорокин П.А. Таинственная энергия любви//СОЦИС, 1991. №8. - с.119

Похожие работы на - Питирим Сорокин как теоретик и методолог науки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!