Использование информационных технологий в охране здоровья населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,18 Мб
  • Опубликовано:
    2013-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование информационных технологий в охране здоровья населения















Использование информационных технологий в охране здоровья населения

информационный технология здоровье

Введение

Мощные социально-экономические реформы, происходящие в нашей стране, постепенно находят свое отражение в изменении существующих принципов организации здравоохранения, имеющим целью повышение уровня здоровья населения. На сегодняшний день можно достичь путем внедрения в практическое здравоохранение информационных технологий. Одной из актуальных проблем, стоящих перед здравоохранением Российской Федерации, является объединение усилий субъектов РФ по оказанию медицинской помощи населению с использованием самых передовых методик и технологий.

В условиях динамичного развития современного общества, роста предъявляемых требований к качеству оказываемых услуг, формированию информационной системы общества и все возрастающему значению сфер здравоохранения и образования информация становится одним из важнейших ресурсов. Развитие системы сбора, хранения, обработки и передачи информации становится обязательным условием совершенствования системы здравоохранения как на государственном, так и на региональных уровнях, условием, обеспечивающим повышение эффективности организации здравоохранения и улучшение качества оказания медицинской помощи.

Современные медицинские учреждения, вряд ли могут эффективно работать без использования информационных технологий. Ситуация в области использования медицинских информационных технологий за последние несколько лет существенно изменилась. Наличие полусотни медицинских программ результат бесконечного дублирования, это не свидетельство сильной конкуренции на рынке программных продуктов, а свидетельство отсутствие рынка, как такового.

На сегодняшний день возрос спрос на специализацию, большинство пользователей и разработчиков поняли, что потребность в универсальных программах не оправданна. Также на первый план стали выходить вопросы информационной совместимости. Для медицинских учреждений, внедряющих медицинские информационные технологии, стало принципиально важным, чтобы компьютерные системы, связанные с обследованиями пациентов, могли быть "привязаны" к существующим регистрам пациентов (в частности, к регистрам пациентов, создаваемых системой ОМС). Ориентация на комплексность обследования пациентов предполагает создание "цепочек" технологически и информационно взаимосвязанных систем. Просмотр результатов обследования пациента должен запускаться одной кнопкой и не требовать, даже, элементарной компьютерной грамотности.

При выборе компьютерных систем как правило отсутствует квалифицированная помощь медучреждениям. Как правило, главный врач вообще достаточно слабо представляет, какие задачи можно решать с использованием информационных технологий.

В связи с существующим дефицитом государственных денежных средств, одним из главных путей развития современного здравоохранения становится повышение его экономической эффективности, предполагающей максимальную результативность медицинского учреждения, выраженную в улучшении состояния здоровья населения в расчете на вложенные затраты. Обеспечить доступность медицинской помощи для всех жителей России возможно при помощи внедрения новых информационных технологий.

Все вышеизложенное послужило основанием и определило целесообразность проведения более углубленных исследований вопроса использования информационных технологий.

Цель: Изучить информационные технологии в практическом здравоохранении на примере республики Бурятия.

Задачи: 1. Проанализировать информационные технологии в здравоохранении Российской Федерации.

. Проанализировать информационные технологии в здравоохранении республики Бурятия.

. Изучить приоритетные направления информационных технологий республики Бурятия.

. Изучить паспорт здоровья.

1.Информационные технологии в здравоохранении Российской Федерации

В Российской Федерации решению вопроса об информационных технологиях уделяется много внимания: информатизация здравоохранения выделена отдельным пунктом в Концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, создан департамент информатизации здравоохранения при Министерстве здравоохранения и социального развития, сформированы медицинские информационно-аналитические центры как на федеральном, так и на региональных уровнях, разработаны концепции информатизации здравоохранения регионов. Однако динамика процесса не удовлетворяет современным требованиям развития общества. В настоящее время сформирован комплекс технических разработок, благодаря которым можно существенно сократить непроизводительное время профессиональной деятельности медицинского персонала, повысить эффективность профилактической работы с населением, удовлетворить потребность медицинского персонала и населения в медицинских знаниях, снизить временные и финансовые затраты на повышение квалификации работников системы здравоохранения, раскрыть научный потенциал, обеспечить возможность равного доступа к качественной медицинской помощи всех жителей регионов и т.д. Приобретение всех вышеперечисленных преимуществ определяет необходимость организационных изменений в стиле работы медицинского персонала.

Одной из проблем, стоящих перед здравоохранением Российской Федерации, является объединение усилий субъектов Российской Федерации по оказанию медицинской помощи населению с использованием самых передовых методик и технологий. Так, в феврале 2001г. была создана Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ) основными целями которой является:

помощь медицинским учреждениям в вопросах выбора, приобретения,

обслуживания и использования медицинских компьютерных систем,

содействие членам Ассоциации в области разработки, стандартизации,

информационной и аппаратной совместимости, эксплуатации медицинской информационной технологии, в продвижении их продукции на рынок,

аналитическая деятельность (подготовка обзоров, экспертных заключений и т.п.).

выставочная, издательская и научная деятельность; подготовка и проведение конференций и семинаров по тематике Ассоциации, подготовка и выпуск информационных и научных материалов.

поддержка отечественного производителя.

Одной из передовых технологий является телемедицина. Телемедицина находит все более широкое распространение в практике здравоохранения, наряду с чем происходит их дифференциация в соответствии с новыми областями применения: видеоконсультации, домашняя телемедицина, телемедицина катастроф, дистанционный мониторинг физиологических параметров, телеобразование и др. Телемедицинские технологии в настоящее время все шире применяются в практике здравоохранения. Однако их развитие до последнего времени шло по пути повышения качества пересылаемых в электронном виде медицинских изображений и аудио-визуального взаимодействия консультантов с лечащими врачами и больными.

Интеллектуализация программных продуктов, применяемых в практике телемедицины, позволит обеспечить поддержку различных этапов проведения телеконсультаций, оперативного контроля функциональных систем организма человека в любых условиях (домашних, экстремальных и прочих), а также предоставит новые возможности для более эффективного непрерывного повышения квалификации медицинских работников. В перспективе компьютерная диагностика с использованием интеллектуальных систем и телемедицина должны интегрироваться в принципиально новой человеко-машинной технологии дистанционной поддержки процесса принятия решений в клинической медицине.

2.Роль информатизации в развитии общей врачебной практики

Во всех действующих поликлиниках, многопрофильных медицинских центрах, в том числе коммерческих, основным плановым показателем и расчетной единицей служит количество медицинских услуг. Чем больше оказано услуг, тем больше денег заработало лечебно-профилактическое учреждение в ОМС и/или в ДМС.

В общей врачебной практики отсутствует структурированная система управления сетью медицинских офисов, основанной на информационных технологиях. Важность решения этой проблемы трудно переоценить, т.к., с одной стороны, при переходе на общую врачебную практику количество объектов управления (медицинских офисов), и, следовательно, сложность управленческих задач возрастет многократно, а с

другой - появятся серьезные ограничения по количественному составу

административно-управленческого персонала с тем, чтобы не удорожать стоимость услуг общей врачебной практики. Ключ к решению этой проблемы - унификация и автоматизация технологических процессов отдельного медицинского офиса и всей сети в целом. Здесь уместно выделить две принципиально важные составляющие информатизации:

автоматизация медицинских (клинических) процессов, в том числе электронная история болезни, базы данных пациентов, услуг, консультантов и т.п.;

создание системы управления на основе автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации для целей управления и принятия решений.

Анализ литературы, материалов конференций, разработанных информационных систем (Релакс, Тонлайн и др.) по обсуждаемой проблеме показал, что подавляющее большинство организаторов здравоохранения и разработчиков IT-продуктов направляют свои усилия на разработку информационных систем, обслуживающих лечебно-диагностический процесс (медицинскую составляющую). Отсутствие опыта разработки и использования IT-систем «под ключ» приводит к «боязни» организаторов здравоохранения даже поднимать этот вопрос. Поэтому большинство широко обсуждаемых проблем общей врачебной практики связаны с организационными и медицинскими аспектами этой проблемы.

Современную Россию можно отнести к странам, где в медицине утрачена традиция общей врачебной практики (ОВП), а наделение врача первичного звена функциями врачей-специалистов вызывает определенное недоверие, как пациентов, так и медицинской общественности. В условиях отсутствия сформировавшегося института врачей общей практики и «нацеленности» населения на услуги врачей-специалистов, врач общей практики, работая на переднем крае оказания медицинской помощи в территориально удаленных местах в отрыве от диагностической базы, нуждается в инфраструктуре, включающей доступную и разветвленную базу данных консультантов.

3.Информационные технологии в здравоохранении республики Бурятия

На протяжении последних пяти лет (2006 - 2011 гг.) система здравоохранения Республики Бурятия претерпела ряд существенных изменений, связанных с внедрением современных методов управления ресурсами отрасли (преимущественно одноканальное финансирование, фондодержание, новая система оплаты труда и т.д.). Все изменения, происходящие в системе здравоохранения, непрерывно сопровождались созданием и развитием информационных ресурсов. Однако интеграция всех компонентов системы здравоохранения продолжается и в настоящее время.

В лечебно-профилактических учреждениях используются более пяти тысяч компьютеров. С 2003 года функционирует региональная информационная медицинская сеть, объединяющая к настоящему времени все крупные лечебно-профилактические учреждения, органы управления здравоохранением, страховые медицинские организации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В республике накоплен опыт, связанный с разработкой и внедрением единых информационных стандартов, сбором и анализом баз данных, организацией ведомственного электронного документооборота.

Основными целями организации единой медицинской информационной системы являются:

• формирование межрегиональных медицинских информационных ресурсов,

• организация оперативного электронного документооборота,

•обеспечение информацией органов управления здравоохранением, медицинских учреждений, населения о медицинских услугах, оказываемых в разных регионах Бурятии,

• организация телемедицинских услуг,

• отработка методов дистанционного обучения.

Сегодня на территории Республики Бурятия в учреждениях здравоохранения установлено более 8 различных аналитических информационных медицинских систем, введено в эксплуатацию более 25 различных специализированных информационных систем. В большинстве случаев каждый конкретный производитель программного обеспечения решает текущие проблемы МУ, что не позволяет говорить об информатизации отрасли в целом.

Информационное обеспечение системы здравоохранения представлено наличием целого ряда программных продуктов. В Республике Бурятия успешно внедрены и функционируют информационная система комплексного учета и статистики и многоотраслевая информационная система территориального развития. Данные системы учета позволяют в оперативном режиме вводить и использовать статистическую информацию о деятельности всех подведомственных медицинских учреждений. Практически в 97% медицинских учреждений здравоохранения, включая ведомственные, установлена информационная система комплексного учета и статистики, которая обеспечивает все наиболее актуальные информационные потребности, определяемые Минздравсоцразвития РФ, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, ТФОМС, ФСС, и позволяет оперативно собирать необходимую информацию в едином формате.

Следует отметить, что зона покрытия информационными системами на территории Республики Бурятия составляет более 97% всех учреждений здравоохранения.

Кроме того, в Республике Бурятия в 2006 году внедрена медицинская информационная система для обеспечения формирования аналитической информации о состоянии здоровья детского населения Республики Бурятия, накопления данных о проводимых мероприятиях для диспансерных групп от 0 до 17 лет (дети, состоящие на диспансерном учёте; дети первого года жизни; дети, оставшиеся без попечения родителей и/или находящиеся в трудной жизненной ситуации), что позволяет органам управления здравоохранением и учреждениям здравоохранения планировать мероприятия прицельной диспансеризации. Также в рамках данной информационной системы реализована программа мониторинга болезни с формированием групп риска развития тяжёлых состояний у детей (используется технология поддержки принятия клинических решений), создан центр мониторинга на базе ГУЗ «Детская республиканская клиническая больница».

Несмотря на столь широкий спектр информационных систем, имеющих внедрения в системе здравоохранения республики Бурятия, вопрос об информатизации отрасли здравоохранения (в соответствии с существующими современными требованиями) остается открытым. Федеральные инициативы по внедрению в медицинские учреждения электронных амбулаторных карт и историй болезни в учреждениях республики Бурятия не реализованы в полном объёме. В РКБ им. Н.А.Семашко с 2012 года введена электронная история болезни. По успешному опыту республиканской клинической больницы им. Н,А.Семашко с 2014 года на электронную историю болезни переходит больница скорой медицинской помощи им. В.В.Ангапова.

В целом система информатизации здравоохранения республики Бурятия развита недостаточно, отсутствует полноценное единое информационное пространство, в основном это касается отдаленные районы. Однако сегодня ведутся работы по проектированию такой информационной системы, позволяющей объединить все МУ, аптечные учреждения и заинтересованные учреждения социальной сферы в единую информационную сеть.

Несмотря на то, что большинство республиканских и муниципальных медицинских учреждений внедрили в свою работу медицинские информационные системы, имеют собственные интернет-сайты (с возможностью для населения задавать интересующие вопросы и узнавать расписание работы специалистов), информационно-техническое оснащение системы здравоохранения является недостаточным.

Все лечебные учреждения республики Бурятия подключены к сети Интернет. Однако, подключение учреждений проводилось исходя из текущих финансовых и технических возможностей учреждений, что привело к формированию на территории республики Бурятия неоднородной телекоммуникационной инфраструктуры.

Учитывая объемы передаваемой медицинской информации через сеть Интернет, для организации работы с республиканским и федеральным уровнями Системы, необходимо обеспечить медицинские учреждения, являющиеся участниками ОМС, каналами связи с гарантированной полосой пропускания.

На данный момент в республике Бурятия создается телемедицинская сеть, в котором участвуют все республиканские больницы, в том числе и Детская республиканская клиническая больница.

4.Приоритетные направления информационных технологий для республики Бурятия

Главная цель модернизации отрасли здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи - в настоящее время может быть достигнута с помощью активного применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности медицинских учреждений: организации оказания медицинской помощи, поддержке лечебного процесса, контроле качества оказания медицинской помощи, управлении деятельностью медицинского учреждения.

Необходимым условием достижения основной цели является создание развитой информационно-коммуникационной среды республиканского здравоохранения, решающей задачи:

§ мониторинга процессов по различным направлениям системы здравоохранения республики Бурятия, в том числе связанных с состоянием здоровья населения республики Бурятия, в том числе рождаемости, смертности, заболеваемости;

§  персонифицированного учета медицинских услуг и ресурсов на их оказание, как на республиканском уровне, так и в каждом медицинском учреждении;

§  мониторинг реализации региональных целевых программ здравоохранения республики Бурятия;

§  контроля сроков, объемов, условий и качества оказания медицинской помощи;

§  контроля эффективности расходования средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения;

§  информирования граждан в вопросах организации медицинской помощи, здорового образа жизни, профилактики заболеваний, а также оказания услуг в электронном виде;

§  непрерывного обучения и активного профессионального взаимодействия медицинских и фармацевтических специалистов.

Среди перечисленных задач ключевой является задача создания системы персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание. Комплексная и адекватная система персонифицированного учета медицинских услуг в рамках ведения электронной медицинской карты обеспечит возможность комплексной оценки здоровья конкретного человека и населения республики Бурятия в целом.

В связи с вышеизложенным, приоритетными направлениями:

1.  Персонифицированный учет оказания медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота.

2.       Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения республики Бурятия.


Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 февраля 2009 года N 67н О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан (с изменениями на 11 октября 2013 года).

Диспансеризация взрослого населения проводится в целях:

) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее - хронические неинфекционные заболевания), основных факторов риска их развития (повышенного уровня артериального давления, дислипидемии, гипергликемии, курения табака, пагубного потребления алкоголя, нерационального питания, низкой физической активности, избыточной массы тела и ожирения), туберкулеза, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

) определения группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан, имеющих заболевания (состояния) или факторы риска их развития, а также для здоровых граждан;

) проведения краткого профилактического консультирования больных и здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и групповых методов профилактики (школ пациентов) для граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;

) определения группы диспансерного наблюдения граждан, с выявленными заболеваниями (состояниями), а также здоровых граждан, имеющих высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск.

Диспансеризация проводится 1 раз в 3 года в возрастные периоды, предусмотренные дополнительным приложением к настоящему Порядку [2], за исключением инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда <#"728853.files/image001.gif">

Рис.

Рис.

Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских мероприятий, входящих в объем диспансеризации, в порядке и по форме, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Ответственность за организацию и проведение диспансеризации населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации, возлагается на ее руководителя и на отделение (кабинет) медицинской профилактики (в том числе входящий в состав центра здоровья).Ответственность за организацию и проведение диспансеризации населения терапевтического, в том числе цехового, участка (участка врача общей практики (семейного врача) (далее - участок) возлагается на врача-терапевта участкового, врача-терапевта цехового врачебного участка, врача общей практики (семейного врача) (далее - врач-терапевт).

Основными задачами врача-терапевта при проведении диспансеризации являются:

) составление списков граждан, подлежащих диспансеризации в текущем году, и плана проведения диспансеризации на текущий год с учетом возрастной категории граждан;

) активное привлечение населения участка к прохождению диспансеризации, информирование об ее целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы подразделений медицинской организации, участвующих в проведении диспансеризации, необходимых подготовительных мероприятиях, а также повышение мотивации граждан к прохождению диспансеризации, проведение разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива;

) проведение медицинского осмотра гражданина по итогам первого и второго этапов диспансеризации, установление диагноза заболевания (состояния), определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, назначение необходимого лечения, при наличии медицинских показаний направление на дополнительные диагностические исследования, не входящие в программу диспансеризации, а также для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

) проведение краткого профилактического консультирования, направление граждан с выявленными факторами риска хронических неинфекционных заболеваний в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центры здоровья для оказания медицинской помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

) участие в оформлении (ведении) учетно-отчетной документации и участие в оформлении паспорта здоровья гражданину;

) подведение итогов диспансеризации.

Основными задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации , в том числе находящегося в составе центра здоровья, при проведении диспансеризации являются:

) участие в информировании населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации, о проведении диспансеризации, о ее целях и задачах, проведение разъяснительной работы и мотивирование граждан к прохождению диспансеризации;

) инструктаж граждан, прибывших на диспансеризацию, о порядке ее прохождения, объеме и последовательности проведения обследования;

) выполнение доврачебных медицинских исследований первого этапа диспансеризации (опрос (анкетирование) на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, туберкулеза, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, антропометрия, измерение артериального давления, определение общего холестерина и глюкозы крови экспресс-методом, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом);

) определение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на основании диагностических критериев, предусмотренных специальным приложением к настоящему Порядку;

) формирование комплекта документов, включая заполнение учетной формы «Маршрутная карта диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)», утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - маршрутная карта), по результатам исследований, проведенных в рамках диспансеризации, для направления пациента на осмотры врачами-специалистами и врачом-терапевтом по итогам первого и второго этапов диспансеризации;

Рис.

Рис.

Рис.

Рис.

) учет граждан, прошедших каждый этап диспансеризации;

) индивидуальное углубленное профилактическое консультирование и/или групповое профилактическое консультирование (школа пациента) по направлению врача-терапевта для граждан, отнесенных ко II и III группам состояния здоровья в рамках второго этапа диспансеризации;

) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи;

) заполнение паспортной части и, по согласованию с врачом-терапевтом, других разделов паспорта здоровья, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - паспорт здоровья).

Рис.

Рис.

Рис.

Диспансеризация проводится в два этапа.

. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, туберкулеза, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации, и включает в себя:

) опрос (анкетирование) на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, туберкулеза, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача с использованием анкеты по форме, предусмотренной приложением № 3 к настоящему Порядку (далее соответственно - анкетирование, анкета);

Рис.

Рис.

) антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса массы тела);

) измерение артериального давления;

) определение общего холестерина крови экспресс-методом (допускается лабораторный метод);

) определение глюкозы крови экспресс-методом (допускается лабораторный метод);

) определение суммарного сердечно-сосудистого риска (для граждан в возрасте до 65 лет);

) электрокардиографию в покое (для всех граждан в возрасте 21 год или ранее не проходивших электрокардиографическое исследование, для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 лет и старше);

) осмотр фельдшера/акушерки с взятием мазка с шейки матки на цитологическое исследование (для женщин);

) флюорографию легких;

) маммографию (для женщин в возрасте 39 лет и старше);

) клинический анализ крови (в объеме не менее определения концентрации гемоглобина в эритроцитах, количества лейкоцитов и скорости оседания эритроцитов);

) клинический анализ крови развернутый (в возрасте 39, 45, 51, 57, 63 и 69 лет вместо клинического анализа крови);

) анализ крови биохимический общетерапевтический (в объеме не менее определения уровня общего белка в крови, уровня альбумина в крови, уровня креатинина в крови, уровня аспарат-трансаминазы в крови, уровня аланин-трансаминазы в крови, уровня фибриногена в крови, уровня общего билирубина в крови, уровня глюкозы в крови, уровня холестерина в крови, уровня натрия в крови, уровня калия в крови) (в возрасте 39, 45, 51, 57, 63 и 69 лет вместо определения в крови общего холестерина и глюкозы);

) общий анализ мочи;

) исследование кала на скрытую кровь (для граждан 45 лет и старше);

) определение простат-специфического антигена в крови (для мужчин старше 50 лет);

) ультразвуковое исследование органов брюшной полости (для граждан в возрасте 39, 45, 51, 57, 63 и 69 лет);

) измерение внутриглазного давления (для граждан 39 лет и старше);

) профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для граждан в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет);

) прием (осмотр) врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, краткое профилактическое консультирование.

Первый этап диспансеризации может проводиться мобильными медицинскими бригадами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с правилами организации работы мобильных медицинских бригад, предусмотренных приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2012, регистрационный № 24726).

. Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования и включает в себя:

) дуплексное сканирование брахицефальных артерий (в случае наличия указаний в анамнезе на перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения или подозрения на ранее перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения по результатам анкетирования, по рекомендации врача-невролога, а также при наличии комбинации трех факторов риска: артериальная гипертония, дислипидемия, избыточная масса тела (ожирение) у мужчин 45 лет и старше и у женщин 55 лет и старше);

) эзофагогастродуоденоскопию (для граждан в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании жалоб, свидетельствующих о возможном онкологическом заболевании верхних отделов желудочно-кишечного тракта или отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям со стороны органов желудочно-кишечного тракта);

) осмотр (консультация) врача-невролога (в случае наличия указаний в анамнезе на перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения у граждан, не находящихся под диспансерным наблюдением по данному поводу, или подозрения на ранее перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения по результатам анкетирования, для граждан, не прошедших осмотр врача-невролога на первом этапе диспансеризации);

) осмотр (консультация) врача-хирурга (врача-уролога) (при повышенном содержании в крови простат-специфического антигена у граждан, не находящихся под наблюдением по данному поводу у врача-онколога/врача-уролога);

) осмотр (консультация) врача-хирурга (врача-проктолога) (при положительном анализе кала на скрытую кровь);

) колоноскопию/ректороманоскопию (по назначению врача-хирурга (врача-проктолога));

) определение липидного спектра крови (общий холестерин, холестерин липопротеидов высокой плотности, холестерин липопротеидов низкой плотности, триглицериды) (для граждан с выявленным повышением уровня общего холестерина в крови);

) осмотр (консультация) врача-гинеколога (для женщин с выявленными патологическими изменениями при цитологическом исследовании мазка с шейки матки и/или при маммографии);

) определение концентрации гликированного гемоглобина в крови или тест на толерантность к глюкозе (для граждан с повышенным содержанием сахара в крови, выявленном на первом этапе диспансеризации);

) осмотр (консультация) врача-офтальмолога (для граждан, имеющих повышенное внутриглазное давление);

) прием (осмотр) врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья и группы диспансерного наблюдения, а также направление граждан при наличии медицинских показаний на углубленное профилактическое консультирование, для получения специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение;

) углубленное профилактическое консультирование индивидуальное и/или профилактическое консультирование групповое (школа пациента) в отделении (кабинете) медицинской профилактики и центрах здоровья (гражданам с выявленными факторами риска по направлению врача-терапевта).

. При наличии у гражданина результатов осмотров, исследований или сведений о прохождении профилактических мероприятий, указанных в пунктах 9.1-9.2 настоящего Порядка, которые проводились в год предшествующий или в год проведения диспансеризации, решение о необходимости проведения повторного осмотра, исследования или профилактического мероприятия в рамках диспансеризации принимается индивидуально с учетом всех имеющихся результатов обследования и состояния здоровья гражданина.

. При выявлении у гражданина в процессе диспансеризации медицинских показаний к проведению исследований, осмотров и мероприятий, не входящих в программу диспансеризации в соответствии с настоящим Порядком, они назначаются и выполняются гражданину в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по профилю выявленной или предполагаемой патологии на основе стандартов медицинской помощи.

. Результаты осмотров врачами и проведенных исследований во время диспансеризации вносятся в учетную форму «Маршрутная карта диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)» (далее - маршрутная карта), утвержденную Министерством здравоохранения Российской Федерации. Маршрутная карта подшивается в медицинскую карту амбулаторного больного (форма № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004г. № 255. (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2004 г., регистрационный № 6188).

Результаты иных исследований и осмотров, не включенных в маршрутную карту, вносятся в амбулаторную карту гражданина с пометкой «Диспансеризация <#"728853.files/image012.gif">

Рис.

Рис.

Рис.

Рис.

. Результаты проведенной диспансеризации заносятся врачом-терапевтом в паспорт здоровья по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, который выдается гражданину.

. Для определения группы здоровья гражданина и планирования тактики его ведения с учетом результатов диспансеризации используются следующие критерии:группа - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, отсутствуют факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска врачом-терапевтом, врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.группа - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, имеются факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний и высокий или очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Таким гражданам проводится коррекция факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при необходимости - назначение лекарственных препаратов для медицинского применения в целях фармакологической коррекции факторов риска проводится врачом-терапевтом. Подлежат диспансерному наблюдению у врача (фельдшера) отделения (кабинета) медицинской профилактики.группа - граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования.

Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, другими врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.

. Основными критериями эффективности диспансеризации взрослого населения являются:

охват диспансеризацией населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации;

уменьшение частоты выявления и регистрации факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию;

уменьшение числа граждан с первично выявленными заболеваниями на поздних стадиях их развития;

снижение инвалидности и смертности от хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию;

увеличение числа граждан, относящихся к I группе здоровья, и уменьшение числа граждан, относящихся к II-IIIгруппам здоровья.

. В медицинской организации ведется учет граждан, прошедших первый этап диспансеризации и прошедших второй этап диспансеризации с регистрацией исследований, выполненных в рамках проведения диспансеризации и исследований, выполненных ранее (по другому поводу вне рамок диспансеризации) и учитываемых при диспансеризации, а также отказов граждан от прохождения отдельных исследований в проводимой диспансеризации по форме и в порядке утвержденном Минздравом России.

. Первый этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения не менее 85 % от объема обследования, установленного для данного возраста и пола гражданина (с учетом исследований, выполненных ранее вне рамок диспансеризации и отказов гражданина от прохождения обследования).

Второй этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения исследований, осмотров врачами-специалистами и профилактических мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, необходимость проведения которых определена по результатам первого этапа диспансеризации.

Выводы

. Анализ проблемы показал, что современные требования к системе здравоохранения не могут быть удовлетворены без информатизации системы здравоохранения на всех уровнях управления.

. Информационные технологии в здравоохранении Российской Федерации повышают производительность труда и улучшают качество работы. Организация эффективно действующих информационных обратных связей является необходимой предпосылкой для совершенствования системы управления учреждением и приводит к возможности принятия более обоснованных и действенных управленческих решений.

. Информационная инфраструктура муниципальных ЛПУ и используемое специализированное программное обеспечение недостаточно для выполнения требований к информационному развитию системы здравоохранения. Развиваются информационные технологии в здравоохранении Республики Бурятия. С каждым годом внедряется все более передовые медицинские программы. С появлением телемедицины в Бурятии стало возможно обеспечить консультации специалистов для жителей районов.

. Паспорт здоровья составляется по результатам диспансеризации, будет вестись персонифицированный учет и дальнейший мониторинг, создание единой информационной базы, что облегчит работу медицинским работникам.

Если же обобщить все сказанное выше, то можно сказать, что лечебно-профилактическое учреждение становится системой управления в реальном масштабе времени: реализуется формула эффективного управления, заключающаяся в утверждении «информация в нужное время в нужном месте».

Список использованной литературы

. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : собрание законодательства РФ, 2006, №31, ч. I, ст. 3448. М.: Ось-89, 2006. - 31 с. (Федеральный закон)

. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета. 2006. - 29 июля. - № 4131. - С. 6.

. Блюм В.С., Заболотский В.П. Особенности обеспечения информационной безопасности в биологических системах. Труды конференции «Информационная безопасность регионов России», СПб., 2005. C 71-77.

. Блюм В.С., Заболотский В.П. Иммунная система и иммунокомпьютинг. Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. (том 6 выпуск 4 2007). зарегистрировано 29.01.2008 под номером 0420700004/0039.

. Ежова, Т.В. Информационные технологии на службе здравоохранения /Т.В. Ежова, Н.Е. Ставская // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. -№3,- С. 30-34.

. Елманова, Т.В. Интегрированная информационно-коммуникационная система поликлиники (практические рекомендации) / Т.В. Елманова, С.А. Берташ, С.Н. Пантелеев // Главврач. 2009. - №4. - С. 48-71.

. Здравоохранение будущего: вызовы времени // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2009. - №5. - С. 4-11.

. Ковалев В.П. Информационный аспект повышения качества медицинского обслуживания населения // Вестник Тамбовского Университета. - Том 16, вып. 2, 2011. - С. 550-553.

. Концепция развития здравоохранения до 2020 г. [Электронный ресурс] / - СПб, [2010] - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/, свободный. - Яз. Рус.

. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение», учебник. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2009.

. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник.- 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с

. Медик В.А. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению, учебное пособие. - М.: Профессинал, 2009. - . 298 с.

. Реформа системы здравоохранения и лекарственного обеспечения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / - СПб, [2010] - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/, свободный. - Яз. Рус.

. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212// Российская газета. 2008. - 16 февраля. - № 4591. - С. 16.

. Шляхто, Е.В. Проблемы качества медицинской помощи и информационного обеспечения профессиональной деятельности / Е.В. Шляхто, И.А. Шевченко // Здравоохранение РФ. 2004. - №2. - С. 27-29.

. Электронный ресурс www.mednet.ru

. Электронный ресурс www.ttfoms.ru

.Электронный ресурс www.rosminzdrav.ru

. Ю.Г. Элланский, И.О. Пакус/ Планирование и финансирование здравоохранения - 2005 г. Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы. // Под ред. Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж., Кутцин Д./ Пер. с англ. - М.:Издательство «Весь Мир», 2002. 352 с.

. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. 455 с.

Похожие работы на - Использование информационных технологий в охране здоровья населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!