Европейские стандарты социального обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Европейские стандарты социального обеспечения















Европейские стандарты социального обеспечения

Введение

В конце XX в. социальное обеспечение населения стала центральной чертой общественной политики любого развитого государства. Задача системы социального обеспечения заключается в том, чтобы поддерживать стабильность доходов людей, предоставлять одинаковый доступ к лечебной помощи и оказывать необходимые социальные услуги. Как значимая система она существует во многих странах мира. Самые развитые системы социальной гарантии и социального обеспечения имеют Европейские страны. Именно в этих странах появились и получили развитие первые социальные программы. Исходя из опыта западно-европейских государств, существование продуманной системы социального обеспечения и социальной защиты, которая охватывает всех граждан, не только приводит к улучшению их состоятельности, но и расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, и способствует экономическому увеличению и стабильности политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает положительное влияние на общество, способствует социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.

Степень благосостояния общества, несомненно, определяется благополучием его членов. Именно в этом заключается - высокий уровень жизни населения, максимально неограниченные возможности для универсального развития, уверенность каждого человека в завтрашнем дне - является основной целью социальной политики каждого государства. Современная действительность ставит перед каждым членом общества ряд задач, решить которые он может только при поддержки государства, которые имеет многовековые устои в становлении системы социального обеспечения и социальной защиты населения.

В основном законе Российской Федерации зафиксировано, что Россия является правовым социальным государством. Словом «социальное» подчеркивает, то обстоятельство, что такое государство призвано проводить ту политику, которая направлена на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, в том числе поддержка общественно слабых групп населения и утверждение в обществе социальной независимости.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальная защита и социальное обеспечение в государственно систематическом обществе - это область сплетения жизненно принципиальных интересов людей, отношений собственности и распределения, юридических приёмов и методов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что российское законодательство в сфере социального обеспечения и особенно практика его применения крайне медленно приводятся в соответствие с международными стандартами. Современное состояние гарантий социальных прав граждан отражает необходимость во вновь принимаемых законах и иных нормативных правовых актах в сфере социальной защиты населения в максимальной степени учитывать отечественный и мировой опыт решения социальных проблем.

Цель работы - изучить пенсионное обеспечение и уровень социальной защиты в европейских странах и в РФ и провести сравнительный анализ.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

1.С помощью нормативно-правовых актов, литературы, интернет изучить пенсионное обеспечение в европейских странах;

. Узнать какие виды пенсий существует в выбранных странах и раскрыть их значение;

. Установить возраст выхода на пенсию в той или иной стране и средний размер пенсии;

. Провести сравнительный анализ данных стран с Российской Федерацией

. Изучить организацию социальной защиты населения в данных странах;

1. Пенсионное обеспечение в Европейских странах

.1 Пенсионное обеспечение в странах Западной Европы, сравнение с РФ

социальный скандинавский обеспечение пенсионный

Пенсионная система Германии состоит из трех уровней: обязательного государственного обеспечения, пенсионного страхования на предприятии и негосударственного пенсионного обеспечения или частных фондов страхования. Следует обратить внимание, что в России и Германии различны источники уплаты взносов. В России все 20% уплачиваются работодателем, а в Германии ежемесячно каждый работник и его работодатель отчисляют в государственную систему страхования пенсии по 10% от заработка, также 20% отчисляет туда государство. В России и в Германии существуют:

) пенсии по возрасту;

) иждивенческие пенсии (в случае потери кормильца);

) пенсии по инвалидности (потеря общей или профессиональной трудоспособности)

Подробнее о первом типе, пенсии по возрасту. В число пенсий по возрасту в Германии входят несколько видов пенсий: общая пенсия по возрасту, если имеется общий трудовой стаж не менее пяти лет; пенсия по случаю полной или частичной утрате трудоспособности по достижении 60 лет, если работник был признан непригодным к дальнейшей работе и имеет стаж 35 или более лет; пенсия по возрасту для безработных людей или работающих неполный рабочий день; пенсия для тех, кто имеет трудовой стаж более 35 лет, полученный только в Германии. Если говорить о России, то назначение пенсии по инвалидности производится исходя из группы инвалидности, независимо от наличия у инвалида степени ограничения способности к трудовой деятельности. Согласно действующему пенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном законом порядке инвалидами I, II, III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным Законом РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Минимальная пенсия составляет 300 евро (при стаже работы - 5 лет), средняя пенсия для мужчин составляет 930 евро, для женщин - 514 евро. В отличие от России в Германии вдовам и вдовцам начисляется двойная пенсия.

Размер средней пенсии устанавливается законодательно и ежегодно публикуется комитетом по статистике Германии.

Система пенсионного обеспечения Великобритании считается одной из сбалансированных систем в мире.

В Великобритании пенсионная система, как и в большинстве развитых стран является трехуровневой. Разделяется на:

) основная государственная пенсия

) пенсия от государства по выслуге лет

) негосударственная индивидуальная пенсия.

Первый уровень - это пенсии, которые гарантируются и выплачиваются государством. Их получают абсолютно все британцы по достижению ими пенсионного возраста. Размер такой пенсии закреплен законодательно и по сравнению с российским пенсионером не зависит ни от его трудовых достижений, ни от трудового стажа пенсионера и не зависит даже от получаемой в течении его трудовой карьеры заработной платы. Минимальный размер пенсии, установленный государством около 3 тысяч фунтов стерлингов в год для одинокого пенсионера и около 5 тысяч фунтов стерлингов для семейной пары пенсионеров, по российской валюте составляет 45 тысяч рублей. Сравнительно с доходами в Великобритании, это совсем небольшая сумма средств.

Второй вид государственного пенсионного обеспечения, так называемая государственная пенсия по выслуге лет - в финансовом плане превосходит первый вид пенсии. Данная схема начисления базовой пенсии государства пенсии и коэффициент выплаты пенсий, рассчитываемый по ней, в отличие от базовой пенсии государства, зависит и от стажа, и от размера зарплаты.

Третий уровень - негосударственное пенсионное обеспечение - пользуется наибольшей популярностью среди всех слоев населения. Именно благодаря данной схеме служащий самостоятельно определяет свои самостоятельные ежемесячные взносы в свой личный Пенсионный Фонд и продолжительность действия программы, что позволяет в будущем получать довольно приличную пенсию. В России же в зависимости от источника финансирования пенсии подразделяются на два вида: трудовые пенсии и пенсии по государственному обеспечению. Первые из названных пенсий выплачиваются за счет средств страхователей (работодателей), которые перечисляют часть единого социального налога в федеральный бюджет и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Финансирование же государственного пенсионного обеспечения производится из средств федерального бюджета.

Если говорить о пенсионном возрасте в Великобритании, то в соответствии с законом «О государственных пенсиях» Великобритании пенсионный возраст для мужчин установлено 65 лет, для женщин 60 лет. Планируется к 2020 повысить пенсионный возраст до 66 лет.

Современная пенсионная система Франции состоит из трех уровней:

первый уровень: это схема, основанная на распределительном принципе и финансируемая за счет взносов работника и работодателя. Она рассчитывается как на основе формул с установленными выплатами, так и на основе формул с установленными взносами. Предусмотрен также минимальный уровень пенсий для пенсионеров старше 65 лет с низким уровнем доходов. Такие пенсии финансируются из общих налогов.

Второй уровень составляют профессиональные добровольные схемы, которые могут быть полностью накопительными (в зависимости от профессиональной группы работника)

Третий уровень включаются индивидуальные добровольные пенсионные планы. Для наемных работников частного сектора пенсия первого уровня состоит из двух частей: базовой и дополнительной. Базовая пенсия рассчитывается как часть средней заработной платы за годы трудовой деятельности. В рамках общей схемы базовая часть дополняется обязательной схемой.

В целом, во Франции одна из наиболее сложных систем пенсионного страхования в Европе. На пенсию французы в основном уходят в возрасте 60 лет и мужчины, и женщины. Однако есть отдельные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже (например, шахтеры). Пенсионный Фонд во Франции возник раньше, чем в России, поэтому французская пенсионная система более развита, чем в России.

Пенсионные выплаты в России делятся на: базовую, страховую и накопительную, во Франции действует принцип минимальной и максимальной государственной пенсии. На сегодня минимальная пенсия около 6 тысяч евро или 5 тысяч долларов в год, максимальная в два раза больше. Пенсия является очень важным элементом в жизни французов. Право на пенсионное обеспечение по старости достигается постепенно. Благодаря росту средней продолжительности жизни пенсия позволяет после окончания трудовой деятельности еще в течение ряда лет, при хорошем состоянии здоровья, быть достаточно обеспеченным и независимым в финансовом отношении. Если в России люди, вышедшие на пенсию, почти сразу начинают испытывать материальные трудности, то на Западе, в частности во Франции, дело обстоит совсем по-другому. Там человек, выйдя на заслуженный отдых, получает наконец-то желанное ощущение свободы и возможность реализации накопленных за долгие годы многочисленных планов.

1.2 Сопоставление пенсионного обеспечения в Скандинавских странах и в РФ

Скандинавия - невероятно разнообразный уголок нашей планеты. Столь разнообразными факторами характеризуется сфера социального обеспечения.

Финляндию без преувеличения можно назвать страной социального благополучия - и несомненно благодаря хорошо организованной системе пенсионного обеспечения. На сегодняшний день средний размер пенсии в Финляндии составляет 1.210 евро в месяц, что составляет около 48823 рубля и оно выше среднего уровня зарплаты в европейских странах.

Минимальный размер пенсии, которую получает человек пенсионного возраста в Финляндии составляет 600 евро, в то время как в Российской Федерации фиксированный базовый размер пенсии составляет 3610 рублей.

В Финляндии различают четыре вида пенсии:

) народная пенсия(семейная)

) специальная пенсия для пенсионеров-иммигрантов

) трудовая пенсия

) семейная пенсия овдовевшему супруге (супругу) или осиротевшему ребенку

Народная пенсия не зависит от того, работал пенсионер или нет, данный вид пенсии определяется исходя из времени проживания будущего претендента на пенсионное обеспечение в Финляндии, при этом размер народной пенсии определяется размерами заработка супруга (семейная пенсия) и размерами других пенсий. В 2012 году народная пенсия составляет 608 евро в месяц на одного человека. В случае если пенсионер получает другие пенсии, то гарантированная пенсия уменьшится на эту сумму дополнительных пенсий. Следует обратить внимание, что народная пенсия единственная с которой не требуется уплачивать налог.

Специальная пенсия рассчитана на иммигрантов пенсионного возраста, которые прожили определенное время в стране, размер специальной пенсии определяется сотрудниками Пенсионного Фонда Финляндии. Прожить без перерыва в данной стране необходимо 5 лет. Как и в России, так и в Финляндии трудовая пенсия и ее размер находятся в зависимости от трудовой выслуги и размера дохода пожилых людей, в будущую пенсию свой вклад вносят как работник, так и работодатель. Но работодатель не имеет права принудить работника уйти на пенсию по достижении этого возраста. Каждый финн решает сам, когда ему становиться пенсионером. По сравнению с Россией в Финляндии работнику после 63 лет до 68 лет идет надбавка к пенсии в 4,5% . Но это при условии, что работник продолжает работать, не выходя на пенсию. Если работник вышел на пенсию, а потом стал опять работать, то этой надбавки в 4,5% к пенсии он не будет получать.

В Финляндии существует множество оснований для получения досрочной пенсии, чем и пользуются многие финны, конечно, при этом страдает размер трудовой пенсии. Примерами оснований для досрочного получения пенсии являются: инвалидность, длительная безработица, а так же смерть кормильца. В России же основания для назначения досрочной пенсии закреплены в ФЗ «О трудовых пенсиях». Данным законом предусмотрено более 20 оснований назначения таких досрочных трудовых пенсий. По каждой категории лиц, перечисленной в Законе «О трудовых пенсиях», утверждены списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия. В нынешнее время к таким профессиям относятся педагоги, медики, летчики и т.д.

В Финляндии высокий пенсионный возраст. Средний возраст выхода на пенсию - 65 лет как для мужчин, так и для женщин.

Все граждане Швеции имеют право на денежные компенсация после ухода на пенсию. Пенсионный возраст в Швеции - один из самых высоких в Европе. Тем не менее, в королевстве постоянно ведется дискуссия об увеличении пенсионного возраста, так как длительность жизни в Скандинавии также одна из самых высоких. Получать ее дозволено в возрасте от 61 до 67 лет, на усмотрение пенсионера.

Как известно, части составляющей пенсии в России подразделяются на:

) базовую, которая установлена для всех пенсионеров одинакова;

) страховая (условно накопительная), то есть при выходе застрахованного лица на пенсию проводится расчет условного пенсионного капитала, равного сумме поступивших в ПФ страховых взносов, увеличенных за счет индексации.

) накопительная часть, в отличие от страховой части, накопительная часть пенсии основана на реальных накоплениях. Размер накопительной части пенсии подлежит индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений.

В отличие от России в Швеции предусмотрена также гарантия минимального размера условно - накопительной пенсии. Условно накопительная и накопительная части пенсии финансируются за счет пенсионных взносов, а гарантия минимального размера условно накопительной пенсии - за счет общего бюджета страны. Первое, что бросается в глаза - это отсутствие базовой части в шведской пенсионной системе. Насколько известно, базовая часть пенсии в комбинации с накопительной существует только в России.

Пенсии в Швеции аккумулируются из нескольких источников. Граждане, которые работали и проживали в Швеции, получают национальную пенсию на основе дохода, из которого они платили налог. Сумма средней национальной пенсии в 2012 г. составляет 11 428 шведских крон в месяц, что в переводе на российскую валюту составляет 17 142 рубля. Кроме национальной пенсии многие люди, работающие в Швеции, также им начисляется пенсия с рабочего места из взносов работодателей.Причем, если человек прожил в Швеции менее сорока лет - делается вычет, в связи со сроком проживания в стране.

Особенность шведской пенсионной системы заключается в том, что пенсия пересчитывается каждый год (чем больше человек прожил, тем выше пенсия). При этом размер пенсии также зависит от отчислений в пенсионный фонд в рабочее время и от того, когда швед перестает ходить на работу. В некоторых случаях пенсию можно начать получать частично, но за это нужно работать неполный день.

Cреди восемнадцати развитых стран Швеция занимает первое место по уровню налогообложения пенсионеров и является единственной страной, где пенсионеры платят больше налогов, чем работающие.

Положительные аспекты шведской пенсионной системы:

) пенсия в Швеции - одна из наиболее высоких в Европе.

) выйти на пенсию возможно с 61 года (гарантированная пенсия платится только с 65 лет), но государство поощряет более поздний выход на пенсию, повышая ее приблизительно на 10% за каждый проработанный год после 65 лет.

) Швеция старается сгладить социальное неравенство за счет гарантированной пенсии для бедных пенсионеров, а также активно вовлекает в формирование пенсионного обеспечения всех субъектов экономики и повышает финансовую образованность населения.

Пенсионная система Дании в отличие от РФ предусматривает два вида пенсий: пенсию по возрасту, по инвалидности, в то время как в нашей стране согласно ст. 5 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» пенсии подразделяются:

) трудовая пенсия по старости;

) трудовая пенсия по инвалидности;

) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Государственная пенсия складывается из базовой пенсии, выплачиваемой всем, и доплат к базовой пенсии, сумма которых зависит от размера прочих доходов пенсионера. Кроме того, в Дании существует Резервный Пенсионный Фонд, обеспечивающий страхование пенсий всех получающих заработную плату лиц. Действует ряд схем пенсионного обеспечения, которые подлежат согласованию при заключении коллективного трудового договора и распространяется на большинство работающих. Наконец, система налогообложения стимулирует индивидуальные пенсионные накопления. Таким образом, система пенсионного обеспечения по возрасту имеет три уровня, где государственная пенсия является основным средством, обеспечивающим защиту всех граждан от бедности в пожилом возрасте.

В Дании установлен один из самых высоких пенсионных возрастов, он равняется 67 годам, в то время как в Российской Федерации считается самый минимальный пенсионный возраст, в нашей стране женщины выходя на пенсию с 55 лет, а мужчины 60. При предоставлении пенсии в Дании учитывается место проживания, и пенсия предоставляется любому, кто прожил в Дании как минимум 10 лет в возрасте от 15 до 67 лет, при этом последние 5 - непосредственно на территории Дании.

К концу 2012 года пенсию по инвалидности планируется перевести в досрочную пенсию и предполагается изменение ее содержания, с 2012 года ее название будет звучать иначе - пенсия по состоянию здоровья, если имеется соответственное врачебное заключение.

Пенсия по состоянию здоровья должна будет выплачиваться людям в возрасте от 18 до 67 лет. Заявления о предоставлении досрочной пенсии рассматриваются местными органами власти. В последние годы большое внимание уделяется тому, чтобы сократить число лиц, досрочно выходящих на пенсию.

2. Организация системы социальной защиты населения

.1 Социальная защита в странах Западной Европы. Сравнительный анализ с РФ

Существующая в Германии модель социальной защиты является одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему социального страхования. Современная модель социальной защиты ФРГ имеет основные характеристики: принцип профессиональной солидарности, принцип перераспределения, принцип помощи нуждающимся, принцип самоуправления страховых учреждений. В то время как в России данными характеристиками можно назвать принцип солидарности, при профессиональной солидарности создаются страховые фонды, управляемые на равноправных началах работниками и работодателями. В эти фонды поступают отчисления из зарплаты в соответствии с «принципом страхования». Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию.

Принцип перераспределения применяется в отношении к незначительной части малообеспеченных слоев общества. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных раннее взносов и финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет. Право на такую помощь принадлежит лицам, имеющим значимые заслуги перед государством, например, государственным служащим или жертвам войны.

Принцип помощи нуждающимся является непременным элементом системы социальной защиты. Поскольку предыдущие принципы не учитывают все страховые риски. Согласно данному принципу, социальную помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объеме, если у него нет возможности самостоятельно поправить свое материальное положение. Управление системой социального страхования осуществляется напрямую заинтересованными лицами-работодателями и работниками, что обеспечивает наиболее полное представительство интересов обеих сторон. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Интересно отметить, что для системы социальной защиты ФРГ характерно разделение учреждений, осуществляющих социальное страхование по сферам компетенции.

Социальная помощь в Германии регулируется сводом социальных законов, которые призваны защищать население от бедности и социального обособления. Если человек нетрудоспособен, не может обеспечить свои потребности собственными силами и не имеет достаточных прав на получение страхового возмещения или помощи от системы социального обеспечения, то он получает помощь, которая оказывается в виде услуг, вещевого или денежного довольствия, при этом, как правило, преимущественно применяются денежные выплаты. Прежде чем получить социальную помощь, человек должен исчерпать все возможности самостоятельного обеспечения самого себя. Социальные службы в Германии помогают оплачивать жилье и отопление, приобретать одежду. Оказывают поддержку в особых жизненных ситуациях. К таким ситуациям относятся следующие виды поддержки: оказание медицинской помощи, направление на лечение или отдых, безвозмездное снабжение лекарствами, помощь инвалидам и облегчение их адаптации в обществе.

Наиболее значительный вклад в становление системы социальной защиты населения внесла Англия. В Великобритании, так же как и в других государствах существует система социальных пособий и льгот, система заботы о детях, а так же система здравоохранения и социального обеспечения. В России же социальная защита рассматривается, как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия.

Складывание британской системы социальной заботы о детях происходило в тесной связи с развитием законодательства. Было принято целый ряд законов о бедности, возлагавших полномочия по защите обездоленных, в том числе детей, на советы соблюдения законов о бедности. Среди этих полномочий, начиная с 2011 года было право распоряжаться судьбой сначала брошенных детей, а затем и тех, чьи родители были признаны «негодными». В отличие от Великобритании, в первую очередь, в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

граждане пожилого возраста, особенно одинокие;

инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

безработные;

вынужденные беженцы и переселенцы;

дети - круглые сироты;

малообеспеченные семьи;

многодетные семьи;

одинокие матери;

лица с ограниченными возможностями.

Сегодня в Великобритании существуют четыре основные категории социальных пособий, выплачиваемых на основании данных о доходах гражданина: пенсионное пособие, пособие по инвалидности, пособие на иждивенцев и пособие по случаю утраты кормильца. Что касается льгот, то в Англии они в основном касаются тех преимуществ, которые работающие граждане получают по месту работы. Одной из характерных черт британской системы социального обеспечения является существование, помимо официальных и общепринятых, неофициальных льгот. Самыми распространенными официальными льготами, которые служат дополнением к основной заработной плате, являются: предоставление служебного автомобиля, право покупки акций компании по низкой цене, корпоративные скидки, регулярное медицинское обследование, услуги адвоката и частной медицины.

Особенность французской системы социальной защиты очень сложная организационная структура и высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. Для нее характерны некоторые особенности.

Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования.

Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий.

В-третьих, большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования.

В-четвертых, существенным отличием французской системы социальной защиты является ее финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования.

В-пятых, существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы, которые дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения.

Французская система социального обеспечения является обязательной и, среди прочего, решает проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию, безработицей и получением помощи по линии национального здравоохранения.

В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определенных предпосылок. Первый - это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определенного времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах. Второй так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, которые не имеют право на страховое пособие.

Право на пособие в рамках социального страхования по безработице возникает при наличии ряда условий:

. Безработица не может быть вызвана увольнением по собственному желанию

. Для получения пособия безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда, где он подписывает так называемый «план содействия для возврата к занятости», в котором определяются как права и обязанности самого безработного, так и обязанности службы занятости

. Обязательным документом является специальный проект личных действий, в котором определяются действия безработного по поиску работы

. Предпосылки трудоспособности, активного поиска работы, а также наличия страхового стажа в течение как минимум 4 месяцев за последние 18 месяцев, которые предшествовали окончанию трудового контракта.

Французская система медицинского страхования основана на принципе значительной компенсации в случае любой медицинской проблемы, и полной компенсации - в случае серьезного заболевания. Управление системой медицинского страхования осуществляется на основе принципа паритета: каждое региональное отделение («касса») имеет свой руководящий совет, состоящий из представителей профсоюзов и союзов работодателей. В нашей же стране система социальной защиты населения основывается на двух принципах: системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов.

Система поддержки семьи во Франции гарантирует финансовую помощь всем французским семьям, независимо от доходов, а также дополнительные услуги, например, оплату детских садов и каникулярных центров (в соответствии с доходами). Семья, ожидающая ребенка, получает около 2 тысяч евро, выплачиваемых в три этапа (первые две выплаты приурочиваются к обязательному посещению женщиной врача, третья - к рождению ребенка). Впоследствии и вплоть до достижения ребенком 20 лет семья получает на него ежемесячное пособие (около 100 евро на каждого из двух или более детей).

Таким образом, система социальной защиты населения в Западной Европе можно считать примером в развитии социального обеспечения для многих Европейских стран, в том числе и для Российской Федерации. Во-первых, это обуславливается в том, что именно в данных странах высокий размер пособий, во-вторых, в данных странах максимально увеличен круг лиц, имеющих право на социальную защиту.

2.2 Уровень развития социальной защиты в Скандинавских странах и в РФ

Финансовой основой скандинавской модели социальной защиты служит перераспределение через государственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале, иных налогов, страховых взносов, а также общенациональное регулирование важнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии и некоторые пособия. Например, в Швеции подоходный налог берется с пособий по безработице.

В ряде скандинавских стран для расчета социальных пособий и выплат введена определенная базовая сумма, размер которой с годами претерпевает изменения. К 2012 году данная сумма составляла 5000 американской валюты.

Социальная защита в Финляндии представляет собой гарантию каждому лицу, постоянно проживающему на территории страны, основные экономические, социальные, а также образовательные права. Обеспечивать соблюдение этих прав должны органы государственного управления - как центральное правительство, так и органы местного самоуправления. С точки зрения социальной политики право на всеобъемлющую социальную защиту является одним из основополагающих прав гражданина. Социальная защита включает пенсию и другие виды гарантии получения дохода, а также социальное обеспечение.

Система социальной гарантии в Финляндии, одним из компонентов которой является социальное обеспечение, строится на скандинавской модели социального государства. Основными характеристиками данной модели являются:

. Принцип универсальности;

. Преобладающая роль государственного сектора;

. Финансирование за счет высокого налогообложения;

. Закрепление прав граждан и резидентов страны в законодательстве;

. Равноправное отношение ко всем лицам;

. Относительно высокий уровень социальных пособий.

Государство играет довольно значимую роль в установлении основных принципов системы социального обеспечения и обеспечении их соблюдения. Однако организация работы подразделений данной системы осуществляется в основном на местном уровне - в муниципалитетах. Именно социальное обеспечение, предоставляемое муниципалитетами, является ключевым элементом системы социальной защиты в скандинавской модели. Данный сектор финансируется, во-первых, из налоговых средств, собранных государством и органами местного самоуправления.

Общим принципом законодательства в отношении социального обеспечения и его практической реализации является равенство людей и то, что все они обладают равными правами па получение одних и тех же услуг, вне зависимости от их экономического и социального статуса. Благодаря общественному контролю и применению принципа равенства в Финляндии практически отсутствуют региональные различия в отношении качества или степени общедоступности социальных услуг. В скандинавской модели благосостояние граждан страны поддерживается не только при помощи социальных услуг и услуг здравоохранения, но и посредством выплаты довольно значительных по размеру пособий по социальному обеспечению. Социальное обеспечение в Финляндии складывает в себя социальные услуги, а в особых случаях и материальную поддержку. Вся служба социальной защиты и часть данной деятельности финансируется в Финляндии из местных средств. В отличие от Финляндии, в России социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Система социальной защиты населения в Финляндии основывается на:

. Поддержке центров дневного ухода за маленькими детьми;

. Социальном обеспечении детей;

. Услуги, предоставляемые инвалидам;

. Социальное обеспечение лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотическими веществами;

. Материальная поддержка (социальная помощь).

Система дневного ухода за детьми в Финляндии очень хорошо развита. Все дети дошкольного возраста имеют индивидуальное право на дневной уход и дошкольное образование, предоставляемое в центрах дневного ухода за детьми. Каждый ребенок вправе получить место в муниципальном центре дневного ухода за детьми или, в качестве альтернативы, на получение финансовой поддержки для организации ухода за ним в частном центре дневного ухода за детьми. Родители ребенка в возрасте до 3 лет имеют право на пособие по уходу за ребенком в случае, если уход за таким ребенком осуществляется по месту жительства семьи.

Первичной целью системы социального обеспечения детей является оказание воздействия на среду, в которой растет ребенок, и оказание помощи родителям в воспитании детей. Службы социального обеспечения и другие муниципальные органы должны в качестве профилактики вести деятельность в области улучшения условий, в которых растут проживающие па территории муниципалитета дети и подростки, а также устранять существующие недостатки. Перечень направленных на отдельные семьи и на отдельных детей социальных услуг включает в себя оказание помощи в конкретных случаях, взятие детей под надзор и обеспечение их опекой, а также последующий уход и надзор. Принципы социального обеспечения детей закреплены в Законе о социальном обеспечении детей.

Целью вступившего в силу в 2011 году Закона «Об услугах и помощи инвалидам» в Финляндии является поддержка независимого образа жизни инвалидов и создание для них равных с другими гражданами возможностей. Среди предоставляемых инвалидам услуг можно назвать курсы адаптации и реабилитационные консультации, транспортные услуги лицам с серьезными физическими недостатками, предоставление жилья, личная помощь и услуги переводчика для лиц, страдающих глухотой и слепотой, и для лиц с серьезными нарушениями слуха или речи. Инвалидам также возмещается стоимость соответствующей реконструкции их жилья, а также приобретенного ими оборудования и приспособлений, если такая реконструкция, оборудование или приспособления необходимы для обеспечения независимого образа жизни инвалида.

Большая часть злоупотреблений в Финляндии приходится на долю алкогольных напитков. Хотя в Финляндии и снизилось потребление крепких спиртных напитков при повышении уровня потребления пива, употребление алкоголя, влекущее за собой состояние интоксикации, по-прежнему является постоянной проблемой. Кроме того, употребление алкоголя приобрело еще более массовый характер. Целью законодательства Финляндии в отношении социального обеспечения лиц, злоупотребляющих опьяняющими и наркотическими веществами, является предотвращение или снижение уровня потребления таких веществ, а также снижение связанного с их потреблением риска для здоровья людей и общества в целом, поддержание дееспособности и безопасности лиц, злоупотребляющих опьяняющими и наркотическими веществами, и членов их семей. Социальное обеспечение злоупотребляющих опьяняющими веществами лиц является одним из компонентов услуг; осуществляется посредством специальных служб для злоупотребляющих опьяняющими и наркотическими веществами лиц и в качестве специализированных услуг здравоохранения. Услуги по уходу и реабилитации таких лиц являются добровольными и конфиденциальными.

Перечень услуг по уходу и реабилитации злоупотребляющих опьяняющими веществами лиц включает различные вспомогательные услуги и услуги по предоставлению жилья: различные типы учреждений для наркоманов, индивидуальные жилищные программы и центры дневного посещения. Работающие па добровольной основе организации самопомощи также играют значительную роль в уходе за лицами, злоупотребляющими опьяняющими и наркотическими веществами.

Материальная поддержка - это финансовая помощь, оказываемая службой социального обеспечения в качестве последнего средства в целях обеспечения жизни гражданина или семьи и стимулирования их к самостоятельному заработку. Гражданин Финляндии вправе получить материальную поддержку в случае, когда он или она не в состоянии зарабатывать средства на жизнь посредством выполнения оплачиваемой или другой работы, так называемый первичный метод материальной поддержки. Конкретная форма оказания материальной поддержки и ее размеры, а также другие основания для получения материальной поддержки описаны в отдельном Законе и Постановлении органов исполнительной власти в Финляндии.

Система шведской социальной защиты населения обладает стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния». Основополагающим принципом социальной защиты в Швеции является ее универсальность, то есть охватывает все население. Вторым по важности принципом, характерным для Швеции, является принцип солидарности. Его суть состоит в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад.

Как и в других скандинавских странах для Швеции характерно строгое разграничение в социальной защите:

. Социальное выравнивание.

. Медицинское страхование

. Социальные льготы семье и престарелым.

В Российской Федерации социальная защита состоит из следующих компонентов:

. Социальное обеспечение

. Социальные гарантии

. Социальное страхование

. Социальная поддержка (помощь).

Главной целью социально-экономических преобразований в Швеции является социальное выравнивание. Оно означает всеобщность и бесплатность здравоохранения, образования, социального обеспечения и страхования; политику солидарности в области заработной платы; активную политику занятости, при которой полная занятость рассматривается как самоцель, и как средство социального выравнивания; государственную экономическую политику, задача которой - создавать благоприятные экономические условия для развития страны, и тем самым - для регулирования социальных проблем.

В отличие от других стран система здравоохранения в Швеции является государственной. Дополнительно предусматривается бесплатное приобретение лекарств и консультации врачей для хронических и тяжелых больных, для остальных - полная компенсация затрат, превысивших в течение года определенную сумму.

Страхование от безработицы охватывает все население, а не только экономически активное. В отличие от других стран Европы действует добровольная система страхования по безработице. Те граждане, которые не охвачены системой страхования, получают минимальное социальное обеспечение по безработице. Срок выплаты зависит от возраста до 57-150 дней, после 57 - 300 дней.

Социальные льготы семье и престарелым устанавливаются при рождении ребенка, тогда родители получают 12 - месячный оплачиваемый отпуск, а также не облагаемое налогами ежемесячное пособие до достижения ребенком 16 лет. Разовое пособие ребенку до 8 лет, пособие родителям и детям до 12 лет по болезни, алименты на содержание детей до 18 лет (половина оплачивается государством), пособия детям до 18 лет в связи с потерей одного из родителей, выплаты на содержание детей-инвалидов до 16 лет. Коммунальные органы власти субсидируют детские сады, полностью оплачивают начальное и среднее школьное образование (для получения высшего образования государство предоставляет льготные займы).

В Дании действует одна из лучших систем социальной защиты населения. В совокупных общественных расходах затраты на социальную защиту, образование и здравоохранение составляют 70%, в то же время на оборону, правоохранительную деятельность и государственное управление - только 15% .

Датская система социальной защиты состоит из следующих структур: 1. Пенсионное обеспечение

. Социальные гарантии

. Социальные выплаты

. Социальную помощь

Социальные гарантии РФ - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии, стипендии;

социальные пенсии;

пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи

Страхование по безработице в Дании происходит на добровольной основе. Право пользоваться страховкой появляется у тех, кто в течение года платил членские взносы. Но при этом примерно 85% расходов все же составляют государственные субсидии. Безработный, плативший страховку, в течение 12 лет получает пособие, затем ему предлагают работу. После принятия предложения об обучении человек может не работать в течение пяти лет. Работники могут получать пособие по безработице, если они удовлетворяют определенным условиям. Существуют щедрые родительские пособия для тех, кто работает в Дании. Беременные женщины могут брать отпуск в течение 4 недель до родов и 14 недель после рождения ребенка. Отец вправе на 2 недели отпуска по уходу за ребенком в течение первых 14 недель после рождения ребенка. Когда ребенку более 14 недель, родители имеют право на дополнительный отпуск - 32 недели. Чтобы иметь право на подобные социальные гарантии, оба родителя должны работать в Дании.

Программы социальных гарантий защищают людей, если они временно не могут обеспечить себя в случае заболевания, беременности, отсутствия работы. Граждане Дании в большей степени защищены в финансовом отношении в случае, например, болезни, потери работы или старости. В этих случаях они получают дополнительные выплаты, например, на оплату жилья или расходы на детей. Кроме того, дополнительные услуги выдаются в форме хорошо развитых детских и медицинских учреждений, оказание первой помощи на дому и пр.

Специфические социальные потребности удовлетворяются местными органами власти. Это может происходить путем оказания конкретной материальной помощи по фиксированным ставкам, либо путем практического, педагогического или экономического консультирования и поддержки семей с особыми проблемами.

Первым уровнем социального обеспечения является выплата денежных пособий (эта помощь предоставляется лишь в тех случаях, когда оказание других видов социальной поддержки по каким-либо причинам невозможно). Выплата денежных пособий не производится, если есть возможность получить поддержку через другие уровни социальной системы, а так же если помощь может быть оказана супругом или супругой лица, обратившегося за ней. Лица, имеющие накопления (в пенсионном фонде) не могут рассчитывать на получение денежных пособий. Дети в возрасте до 18 лет также не получают денежных пособий, их должны обеспечивать родители. Денежные пособия выдаются по месту регистрации получателя, который не обязательно должен быть гражданином Дании. На получение денежных пособий могут рассчитывать только те граждане, чье социальное положение существенно ухудшилось (потеря работы, болезнь или развод). Таким образом, пособие не предназначено тем, у кого уровень доходов невысок из-за небольшого оклада заработной платы, или студентам. Сроки выплат денежных пособий не ограничены, и они могут производиться до тех пор, пока получатель не будет в состоянии обеспечивать себя сам или не получит права на социальную пенсию.

Помощь многодетным семьям и подросткам, как правило, предоставляется в виде социальных услуг. Так, местные власти гарантируют семьям с детьми в возрасте до 3 лет возможность отправить детей в ясли, а детей в возрасте от 3 до 6 лет - в детский сад. Многие местные органы власти даже гарантируют предоставление места в подобном учреждении любой проживающей семье с самого первого дня рождения ребенка.

Система социальной помощи бесплатно обеспечивает право всех граждан на получение определенного, довольно высокого уровня общего и специального образования, а также на прохождение курсов профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, что в совокупности значительно расширяет возможности всех граждан адаптироваться к запросам производства в области качества рабочей силы. Социальные выплаты являются дополнительной поддержкой граждан и их особых потребностей, например, высокие расходы на жилье, воспитание детей. В нынешнее время социальная помощь гарантирует покрытие расходов на содержание детей дома, оказание медицинской помощи, покупку лекарств, лечение зубов, помощь беженцам, а также обеспечение детей и взрослых с физическими и умственными недостатками. Социальная помощь оказывается при обучении и необходимости реабилитации. Одна из основных целей социальной помощи пожилым и нетрудоспособным людям состоит в том, чтобы дать им возможность находиться у себя дома, а не переселять их в интернат или дом престарелых. Таким людям предоставляется помощь в уборке дома, соблюдении личной гигиены, выдается напрокат необходимая бытовая техника. Кроме того, существует программа оказания медсестрами первой медицинской помощи на дому, что обеспечивается местными властями. В случаях, когда пожилые и нетрудоспособные люди не могут жить самостоятельно, они могут переехать в специально предназначенные для таких целей дома или небольшие центры, где проживают другие пожилые или нетрудоспособные люди. Целью таких центров является создание небольших объединений, где жильцы вместе участвуют в повседневных делах.

Заключение

Во многих государствах количество денег, которыми располагает человек, является определяющим, а часто и единственным фактором жизненного стандарта, доступа к ресурсам, услугам, удовольствиям. Неравенство в доходах автоматически становится фактором социального неравенства во всех областях жизни. Система социального обеспечения и социальной защиты является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами. Социальное обеспечение представляет собой установленную государством систему социально-экономических мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по всестороннему обеспечению матерей и детей, по медицинскому обслуживанию и лечению и т.д. Говоря о социальном обеспечении нельзя не остановиться на системе социальной защиты населения. Социальная защита - это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. С каждым годом увеличивается категория граждан, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, и поэтому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. Подводя итог можно сделать следующие выводы:

Анализ международных актов позволил выявить основные параметры стандарта социального обеспечения, который включает круг субъектов, виды и уровень социального обеспечения. Исследование содержания основных актов дает основание для вывода о том, что на международном уровне признано не только право человек на жизнь и право каждого как члена общества на социальное обеспечение, но и достаточно конкретно определен круг субъектов данного права. К их числу международные акты относят, прежде всего, детей, семью, инвалидов, пожилых, безработных и некоторые иные категории членов общества, нуждающихся в социальной помощи по независящим от них причинам.

Выявление на международном уровне указанного круга субъектов имеет принципиально важное значение для сравнения его с тем, который закреплен в законодательстве России. Виды социального обеспечения в России в целом соответствуют тем, о которых говорится в международных актах. Основным среди них признается пенсионное обеспечение. Но опыт Российской Федерации в социальном обеспечении все же показывает, что наша страна недостаточно развита в сфере, как социального обеспечения, так и в социальной защиты. Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы. В настоящее время реализована лишь незначительная часть концептуальных задач пенсионной системы, важнейшие положения, предусмотренные принятыми программными документами, решаются непоследовательно, а ряд из них (реформирование института льготных пенсий и создание профессиональных пенсионных систем) нормативно еще не закреплены. Все же остается проблема не информированности граждан о целях и принципах пенсионной системы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе - как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций.

Важным направлением решения пенсионных проблем должно стать создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые, учитывая региональные особенности, должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой стороны, способствовать социально-экономическому развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов.

Государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений.

Список литературы и источников

. Азарова Е.М., Кондратьева З.И Новое в пенсионном законодательстве. Франция // Право и экономика. - 2012.

. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения // - Пенсия, 2011.

. Исаченко Т.М. Социальная политика 21 века: опыт развития // Труд за рубежом. - 2011.

. Капплер А.И. Германия. Факты. - Берлин, 2010.

. Козлов Л.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 2010

. Корнюшина.Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток, 2010.

. Кузнецов А.В., Ордин О.В. Пенсионная реформа в Швеции, модель общего равновесия. - М.: Изд-во Дрофа, 2010.

. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», М: «Просвещение», 2008 г.

. Мачульская Е.Е. «Правовое регулирование социального обеспечения в Великобритании» 2010 г.

. Роговина О.С. Социальное развитие Франции. - 2011.

. Чорбинский С.А. Социальное обеспечение в странах Северной Европы.2010.

. Шатохин И.Г. Пенсионные системы в России и за рубежом. - Ярославль, 2010.

Похожие работы на - Европейские стандарты социального обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!