Виды социальных проблем и их место в социальной работе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды социальных проблем и их место в социальной работе

Содержание

Введение

1. Социальные проблемы современности

1.1 Специфика личностных социальных проблем

1.2 Социально-экономические проблемы общества

1.3 Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями

2. Социальная работа как инструмент решения социальных проблем

2.1 Социальная работа при решении индивидуально-личностных, семейных проблем

2.2 Социальная работа и социально-экономические, экологические проблем, проблемы социальной стратификации

2.3 Социальная работа, как инструмент решения поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования в обществе

2.4 Вклад социальной работы в решение социально-политических проблем

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Данная контрольная работа посвящена теме: "Виды социальных проблем и их место в социальной работе".

Актуальность выбора темы объясняется тем, что в современном мире активная и эффективная социальная политика государства, в структуре которой социальная работа занимает важное место, играет роль одного из мощных исполнительных механизмов. И этот механизм может стать крепким основанием всестороннего, инновационного, социального развития страны, основанием для строительства социального государства с конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономикой, способной обеспечить человеческое развитие, достойный уровень и качество жизни граждан.

При таких условиях изучения видов социальных проблем и их места в социальной работе является требованием времени. Современное общество имеет определённую социальную структуру, его жизнедеятельность обусловлена уровнем развития форм собственности и мощности горизонтальных общественных связей. Это влияет на появление новых социальных проблем. Основной доминантой общества является отдельно взятая личность, ее потребности и интересы, именно с этой точки зрения мы и будем изучать классификацию социальных проблем. Содержание же социальной работы определяется процессами, которые происходят в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества как органической системы со своими взаимосвязями и проблемами. Кроме того, актуальность исследования усиливается еще и тем, что изучение связи видов социальным проблем с направлениями в социальной работе остается недостаточно разработанными в научной литературе.

1. Социальные проблемы современности

Под социальными проблемами в теории социальной работы и других наук на сегодняшний день принято понимать частичное или полное неудовлетворение потребностей, интересов отельных личностей, групп, обществ. Потребности людей могут быть самыми разными, начиная от физиологических нужд (потребности в пище, одежде, жилище), и заканчивая духовными запросами (потребности в общении, образовании, самореализации). Социальные проблемы порождают соответствующие социальные задачи, которые требуют решения с целью устранения породивших их проблем. Эти задачи тесно связанны с заданиями социальной работы. Поэтому можно выделить ряд социальных проблем, на решение которых направлена социальная работа:

индивидуально-личностные, семейные проблемы: проблемы с физическим и психическим здоровьем и благополучием (инвалидность, пожилой возраст), одиночество, социальная изоляция, неблагополучная атмосфера в семьях, в т. ч. вызванная алкогольной и наркотической зависимостью членов семьи, проблемы детей и молодежи в обучении и социализации;

социально-экономические проблемы: безработица, бедность, увеличение числа социально незащищённых лиц;

социально-экологические проблемы: загрязнение и обеднение окружающей среды, влияющее на здоровье и благополучие людей;

проблемы социальной стратификации: расслоение в обществе, большая разница между доходами различных классов, создающая благоприятные условия для социальной эксплуатации и манипуляции;

поведенческие проблемы: девиантное поведение отдельных личностей и социальных групп, включая преступность, аддикции (зависимости), социальные аномалии и дефекты;

проблемы символизации и социального моделирования: искривлённое восприятие мира, искажённые социальные ценности, и как результат разрыв социальных связей и выработка антигуманных представлений и асоциального образа жизни;

коммуникативно-информационные проблемы, вытекают из проблем символизации и социального моделирования и выражаются в трудностях установления социальных контактов;

социально-политические проблемы: низкий уровень социальной активности населения, напряжённость нестабильность отношений в обществе.

Для того, чтобы понять сущность и взаимосвязь этих проблем, рассмотрим их подробнее.

.1 Специфика личностных социальных проблем

В РФ около 13 млн. человек являются инвалидами, многие из них утратили трудоспособность и оказались в условиях социальной изоляции. Велико и число людей, временно утративших трудоспособность в результате физических и психических заболеваний, нуждающихся в реабилитации. В достаточно сложной ситуации оказываются и люди пожилого возраста (более 40 млн. лиц пенсионного возраста).

Чаще всего, граждане с недостаточным физическим и психическим здоровьем и благополучием нуждаются в:

в социально-психологической реабилитации и адаптации;

в компенсации нарушенных физических и психических способностей;

в свободе передвижения;

в общении;

в медицинском, социально-бытовом и культурном обслуживании;

в трудоустройстве и образовании;

в улучшении бытовых условий;

в материальной поддержке.

Таким образом, инвалидов, временно нетрудоспособных людей и пенсионеров можно отнести к особой социально-демографической группе. Эта группа характеризуется низким уровнем доходов, низкой возможностью получения образования в т. ч. (переквалификации) и трудоустройства, социальной отчуждённостью, одиночеством (у таких людей чаще нет семей и друзей), низкой гражданской активностью. Во многом такое положение объясняется не только особенностями психологической самооценки людей данной категории, но и бытующими в обществе стереотипами и установками. Создаются условия, благоприятные для дискриминации этой группы. Поэтому самым главным для ее представителей является общение, налаживание социальных коммуникаций со здоровыми людьми разного пола, возраста и социального статуса.

Схожие проблемы характерны и для других мало защищённых слоёв населения: матерей-одиночек, многодетных и малообеспеченных семей, ликвидаторов аварии на ЧАЭС и людей, пострадавших от техногенных аварий, ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов ("афганцев"), ветеранов боевых действий в Чечне и пр., беженцев, людей, вышедших из мест лишения свободы, бездомных людей. Многие из них, в меру своих социально-психологических установок также не всегда адекватно ведут себя в социуме, часто оказываясь неготовыми к самым обычным жизненным ситуациям, например, собеседованию с работодателями. Поэтому они тяготеют к избирательному общению с подобными себе людьми, объединяясь в формальные и неформальные организации, оценивая качество своей жизни лишь по уровню материальной обеспеченности и игнорируя другие собственные потребности. Формируется ситуация, когда диалог становиться невозможным с обеих сторон. В то же время, как показывает опыт, достаточно инвалидам и др. категориям населения, "вырваться" из этого порочного круга, например, трудоустроиться, начать общаться со здоровыми людьми или активными инвалидами, их самооценка возрастает и многие личностные проблемы исчезают.

Острой социальной проблемой общества являются неблагополучные семьи, дети инвалиды, дети и молодежь, испытывающие проблемы с социализацией и самореализацией. Среди неблагополучных семей можно выделить: семьи с неблагоприятной психологической атмосферой (конфликты, неудовлетворённость, эмоциональная холодность); семьи с острыми социально-экономическими проблемами (бедность, отсутствие жилища и предметов первой необходимости, болезни, лишение воли члена семьи); криминогенные и аморальные семьи (члены семьи страдают от алкоголизма, наркомании, семейного насилия, не желают трудоустраиваться, ведут асоциальной или откровенной неправомерный образ жизни). Наиболее уязвимыми в таких семьях становятся дети и женщины. Они получают, как физические, так и психологические травмы, нарушается их адаптация в обществе, нередко они не могут получить образование, покидают дом и ведут бродяжнический образ жизни. Среди них высока заболеваемость, инвалидизация и смертность.

Но и молодежь из благополучных семей может переживать специфические проблемы: недостаток средств для получения образования, отсутствие рабочих мест, низкий уровень зарплат, неуверенность в собственных силах, ведение нездорового образа жизни, падение роли традиционных ценностей в обществе, низкий уровень гражданской и политической активности, неразвитость социальной инфраструктуры для молодежи и т.д. Это же касается и молодых семей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальные индивидуально-личностные и семейные проблемы тесно связанны друг с другом, также как и с другими проблемами, например, социально-экономическими и политическими. Такое видение данного вопроса укладывается в рамки системно-структурного подхода изучения общества. Инвалиды, пожилые люди, члены неблагополучных семей испытывают не только проблемы со здоровьем, но и психологические проблемы, становясь социально пассивными и изолированными, что наносит ущерб не только им, но и всему обществу и делает актуальным поиск решения данных проблем.

.2 Социально-экономические проблемы общества

Ранее мы говорили о том, что инвалидам и молодым людям сложно трудоустроиться, что многие семье лишены нормальных бытовых условий и даже жилища. Это лишь часть социально-экономических проблем общества.

Переход от плановой экономики к рыночной модели и ряд реформ во всех сфера общества оказался весьма болезненным. Усугубили ситуацию политические проблемы, например, высокий уровень коррупции в органах власти, отсутствие гражданского общества.

К числу самых серьёзных социально-экономических проблем можно отнести:

низкий уровень доходов населения и рост цен, в т. ч. тарифов на коммунальные услуги, товары первой необходимости, инфляция, и как результат бедность (17,8 млн. человек россиян за чертой бедности);

безработица;

увеличение числа социально незащищённых лиц;

низкое качество медицинского обслуживания;

низкий уровень социального развития детей и молодежи, несоответствие системы образования требованиям рынка труда;

неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства;

социальная проблема работа инструмент

неблагоприятные условия для развития науки и малого бизнеса, предпринимательской самореализации граждан.

Все эти проблемы также тесно взаимосвязаны: экономика негативно влияет на людей, люди негативно влияют на экономику. У людей при этом формируется ряд негативных социально-психологических установок: апатия или агрессия, низкий уровень социально-экономической, гражданской, политической активности, упаднические и депрессивные настроения. Молодые люди более склонны к радикальному решению проблем, например эмиграции за рубеж, в результате чего Россия лишается молодых одарённых кадров, что, в свою очередь усугубляет проблемы социального характера.

Корни проблем также кроются в самом менталитете общества, ведь гражданам долгие годы навязывали совсем иную, советскую экономическую систему, где всякая предпринимательская активность запрещалась и порицалась. Люди не только разучились проявлять экономическую активность, но и негативно относятся к бизнесменам и деловым кругам. И не удивителен тот факт, что по индексу социального развития РФ занимает лишь 105-е место в мире, а по уровню экономической свободы - 95-е место. По оценкам отечественных социальных исследований 48% граждан РФ оценивают своё положение как неудовлетворительное.

Следовательно, можно заключить, что социально-экономические проблемы современного российского общества обусловлены, как объективными причинами: неэффективная государственная политика развития экономики и распределения национального дохода, свободного доступа к собственности, науке, здравоохранению, отсутствие программ комплексного развития потенциала людей. Так и субъективными причинами: низким уровнем предпринимательской и правовой культуры, пассивностью общества, неадекватными установками и стереотипами относительно явлений экономической жизни. С одной стороны россияне, в т. ч. молодежь познакомились со стандартами жизни в развитых обществах, но с другой стороны у них нет чёткого представления о том, как они достигаются.

.3 Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями

Отсутствие у людей чётких требований и представлений об уровне жизни позволяет политикам манипулировать обществом. Различные политические партии эксплуатируют разные идеологии: одни "играют" на ностальгии за советским прошлым, иные делают акцент на прозападных демократических ценностях, третьи призывают к возрождению монархии, или используют откровенно популистские лозунги, граничащие с политическим шоу. В таких условиях общество превращается в "электорат" и "дешёвую рабочую силу". Оно становится политически нестабильным. Результатом нестабильности стало протестное движение в России последних лет, с яркими эпизодами "общественных вспышек" наподобие массовых беспорядков во время "Марша миллионов" 6 мая 2012 г. Но, как показывает опыт соседних государств, чьи социальные проблемы схожи с российскими, все может быть гораздо серьёзней.

Одновременно с этим происходит резкое разделение общества на небольшую группу людей с очень высокими доходами и подавляющие большинство населения с низкими доходами. В современном российском обществе фактически так и не сформировался средний класс. Безусловно, социальная стратификация является неизбежным явлением, но она не должна перерастать в социальную несправедливость. Иначе происходит социальная поляризация и маргинализация (утрата людьми чувства социальной принадлежности) . Развитие обоих явлений наметилось еще в советский период нашей истории, когда сформировалась правящая партийная элита и слабая вертикальная мобильность в обществе, приводящая к падению социальной и трудовой активности, к смирению с низким уровнем жизни. В современном обществе на место партийной пришла олигархическая элита. А главным критерием стратификации в обществе стали собственность и уровень доходов. Именно по критерию материальной обеспеченности произошло разделение общества за последние десятилетия, появились т. н. "новые бедные" и деклассированные, асоциальные элементы. "Новые бедные" имеют жилище, минимальный доступ к образованию и медицине, но их источник доходов нестабилен и скуден. В результате чего назревают новые поводы для социального противостояния и напряжённости. Часть этих людей получает социальную помощь от государства, но ее бывает недостаточно. Другая часть формально не имеет прав на льготы и оказывается в сложной жизненной ситуации, испытывая чувство безвыходности. Так, социально-экономические и коммуникационные проблемы перерастают в личностные проблемы.

Результатом безвыходности и депрессии, особенно у молодых людей могут стать девиантное поведение и появление зависимостей, а также искривление традиционных моральных ценностей в сознании. Наиболее распространёнными социальными аномалиями являются конфликтные взаимоотношение родителей и детей, отсутствие постоянного места роботы, дружеских связей и нежелание создавать собственную семью. В дальнейшем развивается полное неприятие социальных норм, приводящие к различным видам отклоняющегося поведения, в т. ч. сопровождающихся расстройствами психических функций. В настоящее время в РФ насчитывается около 22 тыс. несовершеннолетних преступников, 8,5 млн. наркозависимых, 5 млн. людей с алкогольной зависимостью. Все это пагубно влияет не только на здоровье и нравственность, но и на сам генофонд нации.

Подкрепляются подобные тенденции изменениями ценностей на уровне общества и индивида. В социальном моделировании стал превалировать материальный тип ценностей над духовным. Многие люди, выражаясь более простым языком, разучились испытывать счастье от простых вещей: общения с другими людьми, наблюдения за природой, чтения книг и т.д. Духовное самосовершенствование не является приоритетным в потребительском обществе. Символы современности - это предметы роскоши, современный тип идеального человека - это тип активного делового и обеспеченного человека. С одной стороны - это хорошо, активность и инициативность - не худшие черты. Но с другой стороны исчезают некогда популярные образы героев, людей умеющих проявлять милосердие, сострадание, идеал бескорыстного энтузиазма. Альтруизм рассматривается как нечто примитивное, архаичное и забавное, а эгоизм - как норма жизни (т. н. "здоровый эгоизм"). Деградируют также семейные ценности. Ярким свидетельством тому можно считать рост числа разводов и абортов, супружеских измен, т. н. "гражданских браков", семейного насилия, самоубийств на почве семейных неурядиц, падение рождаемости, увеличение числа неполных семей и матерей-одиночек. Современные средства массовой информации шоу-бизнес выступают коммерческими инструментами пропаганды безнравственности и развращённости: рисуя образ "лёгкой, роскошной жизни", они только углубляют проблемы символизации и социального моделирования.

На этом фоне развиваются социальные коммуникативно-информационные проблемы: люди становятся разобщёнными, отделёнными от социума и от природы (что порождает также и социально-экологические проблемы). И даже полезные коммуникативные инструменты, например, всемирная сеть Интернет, становятся лишь очередным средством отчуждения и социальной изоляции, когда утрачиваются навыки реального общения с людьми. Таким обществом разобщённых людей намного легче манипулировать, засевая вражду на экономической, политической, этнической, религиозной и иной почве.

Итак, мы можем видеть, что социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями, в конечном счёте - это те же проблемы социальной дезадаптации и изоляции, только вызванные причинами иного характера. В той или иной мере они могут быть присущи всем людям, независимо от их социального статуса или уровня социальной защищённости.

Подытоживая данную главу, мы отметим, что социальные проблемы, как неудовлетворение потребностей отдельных граждан или групп свойственны для всех обществ и тесно связанны друг с другом. Однако, в тех обществах, где социально-экономическая и политическая ситуации стабильна и уровень удовлетворения основных человеческих потребностей высок. А значит, многие социальные проблемы, либо отсутствуют либо выражены не слишком остро.

Решение же социальных проблем - это комплекс мер, внедряемых, прежде всего, государством и направленных на общее повышение уровня жизни населения и преодоление социальной несправедливости и отчуждённости. Не последнее место среди этих мер отводиться социальной работе.

2. Социальная работа как инструмент решения социальных проблем

Под социальной работой, как под видом практической деятельности принято понимать особую профессиональную деятельность по улучшению уровня жизни отдельных личностей и всего общества. Являясь профессиональной деятельностью, она не может быть благотворительной, но является филантропической по своей сути. Через социальных работников государство делегирует часть своих полномочий по обеспечению достойного материального, социального и культурного уровня жизни.

Социально-экономические проблемы также в значительной степени активизируют социальную работу в нашей стране. Поэтому принято выделять такие направления социальной работы как:

. помощь в решении индивидуально-личностных, семейных проблем:

работа с семьями;

работа с инвалидами;

работа с пожилыми людьми, военнослужащими, жертвами конфликтов, насилия и пр. категориями;

работа в сфере здравоохранения и психологической помощи;

работа в хосписах;

. помощь в решении социально-экономических, экологических проблем, проблемы социальной стратификации;

работа в центрах занятости;

работа с молодёжью в т. ч. в образовательных учреждениях;

. помощь в решении поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования:

работа в правоохранительной сфере;

работа в досуговой сфере;

работа в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ;

.Помощь в решении социально-политических проблем:

работа с этническими меньшинствами и беженцами;

социальная работа при муниципальных образованиях.

Рассмотрим все направления работы подробнее.

.1 Социальная работа при решении индивидуально-личностных, семейных проблем

Так, свою помощь семьям социальный работник должен строить по нескольким взаимосвязанным направлениям:

диагностическое - изучение типа семьи, психологической атмосферы, выявление существующих индивидуально-личностных проблем;

прогностическое - прогноз дальнейшего развития отношений в семье;

организационно-коммуникационное - общение с детьми и родителями, организация воспитательной работы, повышение общего культурного и педагогического уровня родителей, формулирование рекомендаций по избавлению от вредных привычек и т.д.;

профилактическое - наблюдение за тем, чтобы у членов семьи не развивалось отклоняющееся поведение;

социально-бытовое - организация предоставления материальной помощи семье;

социально-психологическое - психологическое консультирование, советы по решению сложных семейных ситуаций;

организаторское - проведение культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий для всей семьи.

Результатом такой деятельности должна стать не только социальная защита семьи, но и ее переход из статуса неблагополучной до благополучного семейства. То есть создание условий для того, чтобы потребности и интересы всех членов семьи были удовлетворены.

При помощи инвалидам, пожилым людям, военнослужащим, жертвами конфликтов, насилия и др. смежными категориям социальная работа организовывается следующим образом:

диагностика - оценка физического и психического состояния человека, его социального положения;

коррекция - изменение психологических установок, моральных ценностей, обучение навыкам социализации, экономической самостоятельности;

реабилитация - восстановление здоровья, преодоление травмы и возвращение социального статуса, "вхождение в жизнь";

профилактика - предупреждение повторного проявления социальных проблем при помощи аутотренингов, закрепление установки на активную жизненную позицию;

адаптация - наблюдение за трудоустройством, трудовой деятельностью человека, психологическое сопровождение в случае необходимости.

Все это позволяет инвалидам и др. лицам, имеющим проблемы со здоровьем получить не только материальную поддержку и улучшение условий быта, но и помощь в социально-психологической реабилитации и адаптации, компенсацию нарушенных физических и психических способностей (например, обучение слабовидящих людей чтению и простым трудовым навыкам). А также обрести свободу передвижения, радость общения, дополнительное медицинское, социально-бытовое и культурное обслуживание, помощь в трудоустройстве и образовании, и как результат полноценную жизнедеятельность.

Социальная работа в сфере здравоохранения и психологической помощи включает: предоставление первичной психологической помощи и правовое консультирование пациентов; дополнительную медицинскую помощь; поддержку женщин-рожениц и людей пожилого возраста в условиях стационарного лечения; организацию рекреации для детей; предоставление услуг социального страхования на случай болезни; организацию социальных программ для тяжелобольных пациентов.

Особая социальная работа с тяжелобольными пациентами проводиться в хосписах. Если прочие медицинские учреждения ориентированы на излечение больного, то хосписы помогают пациентам с неизлечимыми болезнями облегчить последний период их жизни. Социальный работник в этом случае оказывает, как бытовую, так и психологическую помощь, помогая пациенту смириться с мыслью о смерти, наладить отношения с окружающими, прийти к духовному аспекту жизни и смерти, возможно, даже помочь отправлять религиозные обряды.

Подытоживая написанное, мы должны заметить, что социальный работник, помогая людям решать индивидуально-личностные, семейные проблемы, выполняет много функций, и работая в различных социально-медицинских, педагогических и пр. учреждениях должен хорошо "вписаться" в их коллектив, став единым целым с ним, образуя команду. Таким образом, социальные проблемы будут решаться наиболее эффективно.

2.2 Социальная работа и социально-экономические, экологические проблем, проблемы социальной стратификации

Безусловно, социальные работники не в силах устранить весь спектр социально-экономических, экологических проблем, проблему социальной стратификации, накопившихся в обществе. Для этого потребуются годы напряжённого труда законодателей, органов исполнительной власти, муниципалитетов, общественных организаций, да и всех граждан. Но во многом социальная работа способна помочь сгладить эти проблемы, воздействуя, как и в случае индивидуальной работы с семьями и инвалидами, на ментальные установки. Начинает осуществляется эта работа в учреждениях образования, а затем и центрах занятости населения.

Социальная работа в сфере образования предусматривает:

просветительскую работу - формирование у детей и молодежи представления о здоровом образе жизни, о правилах гендерного общения, о социальной, экономической и гражданской активности, об охране природы, о личности, привитие традиционных моральных ценностей, объяснения всего разнообразия культурных и духовных явлений в обществе;

консультирование - помощь детям и молодежи в решении психологических проблем, предоставление правовой информации, материалов по профессиональной ориентации;

социальный патронаж - наблюдение за условиями жизни детей-сирот, инвалидов, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей;

организация культурно-досуговых мероприятий;

реабилитация детей и молодежи с делинкветным поведением.

В обязанности социального работника в центре занятости входит:

предоставление индивидуальной и групповой профессионально-консультационной помощи;

профессиональная диагностика претендентов на вакансии;

правовое консультирование, помощь в трудоустройстве несовершеннолетних;

сотрудничество с учебными заведениями, создание баз данных потенциальных работодателей для молодежи;

предоставление информации о тенденциях рынка труда, переквалификации, обучение основам психологии и этикета;

патронаж трудоустройства инвалидов, молодых специалистов, несовершеннолетних и пр. категорий;

выездная работа с молодёжью сельской местности;

помощь студентам с временным трудоустройством во время каникул и организация прохождения практик.

Анализируя, данный параграф, мы снова можем обратить внимание на тот факт, что центральными социальными проблемами в социальной работе являются проблемы семьи, молодежи, инвалидов, и так или иначе все виды социальной работы направлены на комплексную защиту личности.

.3 Социальная работа, как инструмент решения поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования в обществе

Социальная работа в правоохранительной и досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ помогает преодолеть острые поведенческие, информационно-коммуникационные проблемы, проблем символизации и социального моделирования в обществе, а также другие затруднения.

Социальная работа в правоохранительной сфере с одной стороны направлена на защиту от неблагоприятных воздействий самих работников правоохранительных органов. С другой стороны - это работа с лицами, совершившими правонарушения, в первую очередь с несовершеннолетними нарушителями. Социально-педагогическая работа в пенитенциарных органах направлена на возвращение обществу полноценных граждан.

Социальная работа в сфере досуга призвана приобщать население, главным образом молодежь в рамках массовых мероприятий к лучшим образцам культуры, здоровому образу жизни, помогая сформировать правильное представление о социальных ролях и отношениях в обществе.

На первом этапе социальной работы с лицами, употребляющими психоактивные вещества, производится консультирование и вмешательство. Затем осуществляется вторичная и третичная профилактика, а далее реализуется схема социальной реабилитации, как при работе с инвалидами.

Таким образом, социальная работа распространяет свои границы далеко за пределы существующих проблем, но и старается искоренить возможные проблемы в будущем, делая все возможное для изменения поведения и мировоззрения людей в лучшую сторону.

.4 Вклад социальной работы в решение социально-политических проблем

Российская Федерация, как и другие демократические государства, старается формировать толерантное мультикультурное общество, однако остаются актуальными многие проблемы, например, положение беженцев, этнических и сексуальных меньшинств.

Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами предполагает:

правовую защиту и консультирование;

помощь мигрантам, беженцам в получении жилища, социальных выплат;

патронаж с целью выявления случаев негуманного обращения с беженцами и мигрантами;

создание групп самопомощи, адаптация людей к новой культуре;

профилактика девиантного поведения и преступности;

Значит, мы можем прийти к выводу, что социальная работа также призвана смягчить многие актуальные социально-политические проблемы российского общества, способствовать согласию и диалогу в обществе, поддержанию баланса власти государственных органов и муниципалитетов.

Приведённая в данной главе классификация социальной работы по видам социальных проблем является весьма условной, ведь любой вид социальной работы решает сразу несколько важных социальных проблем. Например, работа с семьями позволяет избежать поведенческих проблем и коммуникативно-информационных проблем, работа в центрах занятости помогает решить не только экономические проблемы и проблемы социальной стратификации, но и многие индивидуально-личностные проблемы. А любой вид социальной помощи, как правило, включает медицинскую, психологическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую, спортивную, творческую и непосредственно социальную реабилитацию. Ведь человек, существо целостное и сложное. Поэтому к социальной работе следует подходить как к комплексной перспективной науке и деятельности.

Заключение

После написания данной работы мы убедились в том, что социальная работа может способствовать решению многих важных социальных проблем. В первую очередь, это личностные и семейные проблемы, что преодолеваются через организацию социальной работы с семьями, инвалидами, с пожилыми людьми, военнослужащими, жертвами конфликтов, насилия, работы в сфере здравоохранения и психологической помощи, работы в хосписах. Это позволяет людям решить личностные материальные и психологические проблемы, связанные с потерей здоровья или др. неблагоприятными факторами.

Помощь в решении социально-экономических проблем, направленна на борьбу с безработицей, бедностью, ростом числа социально незащищённых лиц и т.д. С этой целью социальная работа проводиться в учреждениях образования, центрах занятости и т.д. Она позволяет людям актуализировать свои внутренние способности, чтобы занять достойное место в жизни. Косвенно данный вид социальной работы позволяет решить проблемы социальной стратификации, социально-экологические проблемы.

Помощь в решении поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблемы символизации и социального моделирования достигается за счет организации социальной работы в правоохранительной сфере, в досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ. А частичное решение социально-политических проблем достигается за счет - работы с этническими меньшинствами и беженцами, деятельности социальных служб при муниципальных образованиях.

Невозможно выделить чёткое место конкретных видов социальных проблем в социальной работе. В этом и проявляется ее значимость и уникальность: решая одну проблему, она помогает устранить ряд других взаимозависимых проблем, гармонизируя общественные отношения.

Список использованной литературы

1.Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами. - М.: Инфра-М, 2010. - 224 с.

2.Алдашева А.А. Личность и законы адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С.11-18.

.Ананьев Н.К., Баричко Я.М., Хрусталев Б.М. Экономика и здоровье нации - гарантия процветания общества // Проблемы управления (Минск). 2013. № 2 (47). С.63-68.

.Будина-Некрасова М. Понятие "революция" в контексте именования "цветные революции" // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2013. № 5. С.22-29.

.Кравцова Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 224 с.

.Лавриненко В.Н. Социология. Конспект лекций. - М.: Проспект, 2013. - 328 с.

.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: РГСУ, 2013. - 416 с.

.Новикова К.Н. Социология социальной защиты населения. - М.: РГСУ, 2013. - 344 с.

.Платонова Н.М. Социальная работа как область инновационной социальной деятельности // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 3. С.61-67.

.Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. - М.: Академия, 2012. - 400 с.

.Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Инновации в социальной работе. - М.: Академия, 2012. - 256 с.

.Сер Л.М. Проблемы профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи // Труд и социальные отношения. 2012. № 7. С.22-27.

.Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Теория и методология практики медико-социальной работы. - М.: Инфра-М, 2013. - 240 с.

.Современное государство, социум, человек: российская специфика. - М.: Книга по требованию, 2013. - 248 с.

.Соммэр Д.С. Мораль XXI века. - М.: КОДЕКС, 2-13. - 480 с.

.Социальные опасности и защита от них. - М.: Академия, 2012. - 304 с.

.Социальные работники как проводники перемен. - М.: Вариант, 2012. - 212 с.

.Столяренко Л.Д. Столяренко Е.В. Социальная психология. - М.: Юрайт, 2012. - 220 с.

.Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьёй и детьми. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

.Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. - М.: РГСУ, 2012. - 322 с.

.Хижный Э.К. Проблема бедности в странах ЕС и в России. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - 88 с.

.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 238 с.

Похожие работы на - Виды социальных проблем и их место в социальной работе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!