Cоциологические особенности читательских предпочтений молодежи г. Саратова

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    76,7 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Cоциологические особенности читательских предпочтений молодежи г. Саратова

Содержание

Определения

Введение

Раздел I: Чтение как социальный феномен: генезис исследования, современное состояние, меры поддержки и развития

Раздел II: Читательские предпочтения молодежи г. Саратова

Заключение

Список использованных источников

чтение читательский предпочтение демографический

Определения

Книга - «печатное <#"728592.files/image001.gif">

На момент опроса большинство респондентов находятся в возрасте от 15 до 19 лет (29%). Доля респондентов в возрасте от 20 до 24 лет составила 28% представителей молодежи. К категории 25 - 29 летних относятся 29% респондентов, а в промежутке от 30 до 33 лет находились 14% молодежи Саратова (См. график 2). Средний возраст респондентов составил 23,6 лет.

График 2


Полученные данные отвечают критериям выборочной совокупности, что подтверждает ее репрезентативность и позволяет экстраполировать выводы, полученные в результате исследования, на всю генеральную совокупность.

Наличием научной степени и двух высших образований характеризуются 3% и 0,5% опрошенных соответственно. Наибольшее число респондентов имеют неполное высшее (37%) и высшее (35%) образование. Аттестат среднего специального образования имеют 5,5%, а среднего технического - 4% опрошенных. Выпускниками средних общеобразовательных школ являются 13,5% молодежи. 1,5% респондентов не закончили среднее образование (См. график 1 в Приложении 4).

Большинство респондентов холосты или не замужем (65,5% от общего числа опрошенных). Доля состоящих в браке респондентов равна 22,5%. 9,5% представителей молодежи находятся в гражданском браке. Разведены 2,5% опрошенных (См. график 3).

График 3


Учатся 41,5% опрошенных, а работают 41%. Помимо того, 8,5% молодых людей совмещают учебу и работу или ведут домашнее хозяйство (4%). Доля временно неработающих респондентов составляет 2,5%, военнослужащих - 1,5% и находящихся в декретном отпуске 1% опрошенных (См. график 2 в Приложении 4).

Уровнем заработка свыше 20001 рублей в месяц на одного человека характеризуются 13,5% опрошенных. Доход 15% респондентов равен 15001-20000 рублей, а 19,5% представителей молодежи получают от 9001 до 15000 рублей. Пятую часть всех опрошенных (20%) составляют респонденты с уровнем ежемесячного дохода на человека от 7001 до 9000 рублей, что является модальной характеристикой данного вопроса. Меньше 4500 рублей получают 14% опрошенных (См. график 3 в Приложении 4).

На читательские предпочтения молодежи Саратова влияет такая социально-демографическая характеристика, как уровень образования, поскольку большинство респондентов имеют либо высшее, либо незаконченное высшее образование. Воздействие оказывает и семейное положение -, не состоящие в браке респонденты обладают большим количеством свободного времени. Но основным родом занятий респондентов является учеба или работа, т.е. чтение характеризуется преимущественно не рекреационным, а деловым или самообразовательными мотивами. Что касается дохода, то он не оказывает значительного влияния на читательские предпочтения саратовской молодежи, поскольку распределение уровней дохода респондентов практически одинаковое.

Для выявления особенностей структуры читательских предпочтений саратовской молодежи важно обозначить досуговые предпочтения респондентов. Треть опрошенных используют свободное время для встреч с друзьями (32%), что является модальной характеристикой по данному вопросу. Спортом и шоппингом занимаются 16,1% и 12,1% опрошенных соответственно. За чтением проводят свободное время лишь 9,3% молодежи. Опрошенные характеризуются узким перечнем досуговых предпочтений в связи с наличием не более двух или трех способов проведения свободного времени. При этом чтение не является значимым среди досуговых предпочтений современной молодежи видом деятельности, так как лишь каждый десятый опрошенный проводит время за книгой или другими читательскими ресурсами.

Чаще всего респонденты читают с целью получения конкретной информации (25,7%) и просто потому, что им это нравится (21,4%). Так же распространено использование чтения для занятия свободного времени (21,2%) и для подготовки к учебным занятиям (16,9%). 13,9% респондентов читают с целью повышения уровня своих профессиональных знаний, и менее одного процента используют чтение для внутреннего развития (0,8%) (См. таблицу 1).

Таблица 1

Категория

Частота

% респондентов

Для получения конкретной информации

96

25,7

Просто Вам это нравится

80

21,4

Чтобы занять свободное время

79

21,2

Для подготовки к учебным занятиям

63

16,9

Для повышения уровня профессиональных знаний

52

13,9

Внутреннее развитие

3

0,8

Итого

373

100

Цели чтения, % от ответов

Для 41,1% опрошенных чтение представляет собой возможность узнать что-то новое, получить нужную информацию или является способом приятно провести время (32,7%). Пятой части (18,3%) респондентов чтение помогает отвлечься от повседневных забот. Считают чтение скучным занятием и нежелательной необходимостью только по 2,1% опрошенных, а как к бесполезной трате времени к нему относятся 0,6% представителей молодежи (См. таблицу 4 в Приложении 4).

Примечательно, что в свое свободное время читает только десятая часть молодежи, хотя при этом четко прослеживается внешняя заинтересованность, положительный настрой на чтение.

Значимым элементом структуры читательских предпочтений являются категории литературы. Художественная литература входит в перечень наиболее часто читаемых категорий для 18,8% респондентов (См. таблицу в Приложениях), что представляет собой модальное значение по данному вопросу и говорит о наличии рекреационной и мировоззренческой функциях чтения среди молодежи.

Помимо художественной литературы, опрошенные часто обращаются к учебной или научной категориям литературы, а также к литературе, касающейся их профессиональной деятельности или хобби, и к новостям. Из литературы, использующейся в рамках рекреационного мотива чтения, к вышеперечисленным категориям ближе всех по распространенности среди молодежи глянцевые журналы, но их предпочитают всему остальному значительно меньшее количество респондентов. В два раза меньше опрошенных, которые наиболее часто читают сходные категории литературы, например, развлекательную.

Происходит вытеснение рекреационного мотива чтения за счет более прагматичного, утилитарного отношения к литературе; процесс чтения используется преимущественно для получения конкретных сведений или самообразования, поскольку такие наиболее часто читаемые категории, как учебная, научная и связанная с хобби или досугом респондента литература, используются для реализации самообразовательного мотива чтения; а новости и литература, касающаяся профессии респондента - делового мотива.

Данное предположение может объяснить и то, что чтение как один из видов досуговых предпочтений характеризует лишь десятую часть опрошенных, что связано с мотивами чтения, которое используется преимущественно как средство получения конкретной информации. Аналогичным является и отношение респондентов к чтению - для чуть менее половины опрошенной молодежи оно, в основном, представляет собой возможность узнать что-то новое и получить нужную информацию. Это объясняется основным родом деятельности респондентов, который, как было указано выше, представляют учеба или работа.

Как художественный жанр наиболее популярна зарубежная классика, (11,6% респондентов) интерес к которой подтверждает наличие мировоззренческого мотива чтения. Следующими по распространенности среди представителей молодежи являются такие жанры, как фантастика/фэнтези (11%) и историко-приключенческая классика (9,6%).

Результаты данного исследования показывают, что чтением книг занимаются 82% респондентов, в то время как не читают книги 18% опрошенных соответственно (См. график 4).

График 4


Это объясняется стремлением саратовской молодежи соответствовать современному уровню развития общества и удовлетворять его запросам, что в силу интенсивного развития информационных технологий, трансформации системы образования и повышения требований к уровню квалификации, обилия разнородной информации, повышенной значимости времени и ряда других факторов со временем становится все сложнее. Поскольку само чтение меняет свой характер: становится более функциональным, инструментальным и прагматичным, - оно используется преимущественно для получения конкретных сведений или самообразования, давая возможность самореализации в современных условиях.

Наличие желания читать книги характеризует 73,5% респондентов. 12,5% опрошенных книги читать не хотят. Это связано с деловым и самообразовательным мотивами чтения, когда респонденты обязаны заниматься чтением в рамках учебы или по долгу службы. 14% молодежи затруднились с ответом, что говорит о несформированности мнения по данному вопросу.

При этом следует отметить высокую частоту чтения книг. Каждый день читают больше четверти опрошенных (26,3%). Чаще всего респонденты читают книги 1-2 раза в неделю (31,9%) - это является модальной характеристикой данного вопроса. 37,5% занимаются чтением книг несколько раз в месяц. 13,1% и 1,3% респондентов читают несколько раз в полгода и раз в год соответственно.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что интерес к чтению, как и книг, так и в целом, в отличие от федерального уровня, не приходит в упадок - он поддерживается как минимум за счет инструментально-познавательного использования читательских ресурсов.

Самыми распространенными в использовании ресурсами являются печатные (33,1%) и электронные книги (24%). Ближе всего к ним по уровню популярности среди опрошенных находятся такие виды читательских ресурсов, как печатные журналы/газеты (15,6%), новостные ленты (9,7%), а также электронные журналы/газеты (8,8%). Совсем не использует читательские ресурсы также 0,2% опрошенных (См. таблицу 2).

Таблица 2

Наиболее часто используемые читательские ресурсы,

% от ответов

Категория

Частота

% респондентов

Печатные книги

157

33,1

Электронные книги

114

24

Печатные журналы, газеты

74

15,6

Новостные ленты

46

9,7

Электронные журналы, газеты

42

8,8

Блоги

35

7,4

Электронные комиксы

2

0,4

Интернет-статьи

2

0,4

Печатные комиксы

1

0,2

Не использую

1

0,2

Аудиокниги

1

0,2

Итого

475

100


Основное влияние на выбор респондентом читательских ресурсов оказывают друзья (30,1%). 18,8% учитывают информацию от СМИ, а 14,7% от родственников. Десятая часть опрошенных при выборе ресурса опирается на собственные вкусы (11,3%) или руководствуется просмотренными фильмами (10%). Затруднились с ответом 13,8% опрошенных. Это можно объяснить тем, что мнение молодежи по данному не является сформированном. Респонденты не осознают, что их вкусы и предпочтения формируются под влиянием внешних сил, либо не желают признавать оказанное влияние (См. таблицу 5 в Приложении 4).

Что касается совершаемых респондентами затрат на читательские ресурсы, то среди молодежи наиболее велик процент не тратящих на данные приобретения ничего (38,5%). 16,7% молодежи осуществляют затраты в рамках 100 рублей, а треть опрошенных (30,8%) предпочитает в месяц тратить не более 500 рублей.

Самыми популярными местами приобретения читательских ресурсов являются сеть Интернет (30%) и книжный магазин (27,8%). Популярность книжных магазинов обуславливается тем, что печатные источники чтения являются привычными, традиционными. Популярность сети Интернет как источника читательских ресурсов вызвана, с одной стороны, удобством использования последних, а с другой - широкой распространенностью среди молодежи разнообразных электронных носителей и устройств, использование которых является модным. Т.е. обладая возможностью выбора между печатными и электронными читательскими ресурсами, выбор может быть сделан в пользу вторых, чтобы соответствовать большинству. Также распространено приобретение ресурсов у знакомых (15,8%) и в домашней библиотеке (14,2%). 8,4% опрошенных чаще всего берут их в библиотеке (см. таблицу 6).

Согласно полученным в результате опроса данным, при возможности бесплатного доступа к электронным читательским ресурсам 51% молодежи Саратова купит печатный вариант. На электронном останавливают свой выбор соответственно 49 % опрошенных (См. график 6 в Приложении 4).

Молодые люди, предпочитающие печатный ресурс, считают, что его основными преимуществами являются удобность использования (36,1%) и приятные ощущения, связанные с использованием (34,5%). Как отмечают респонденты: «книгу намного приятнее держать в руках», «люблю запах книг», «приятнее читать с печатных страниц, а не с мониторов». Десятая часть (11,8%) респондентов предпочитает печатные носители в связи с отсутствием усталости глаз и их безопасностью для зрения. Также важной чертой данного варианта является возможность пополнить домашнюю библиотеку (9,2%). Предпочтения 8,4% молодежи, остановившихся на печатном варианте, обусловлены их привычкой использовать именно такой вид читательских ресурсов (См. таблицу 3).

Таблица 3

Причина выбора печатного читательского ресурса,

% от ответов

Категория

Частота

% респондентов

Удобство в использовании

43

36,1

Приятные ощущения

41

34,5

Глаза не устают

14

11,8

Для домашней библиотеки

11

9,2

Привычка

10

8,4

Итого

120

100


Респондентам, останавливающим свой выбор на бесплатном электронном ресурсе, преимущественно жаль тратить деньги на платный печатный вариант (33,7%). Основной, по мнению опрошенных, функциональной характеристикой данного вида ресурсов является удобство его использования (23,9%). Для пятой части опрошенных причиной отказа от покупки платного печатного варианта является его дороговизна (20,7%). Для 18,5% респондентов, выбравших электронный ресурс, не существует принципиальных различий между обоими видами читательских ресурсов. Современностью электронного варианта при выборе ресурсов чтения руководствуется 1,1% молодежи. 2,2% затруднились с обоснованием своего выбора (См. таблицу 4).

Таблица 4

Причина выбора электронного читательского ресурса,

% от ответов

Категория

Частота

% респондентов

Жалко денег на печатный ресурс

31

33,7

Удобство в использовании

22

23,9

Дороговизна печатного ресурса

19

20,7

Нет разницы

17

18,5

Это современно

2

1,1

Затрудняюсь ответить

1

2,2

Итого

92

100


Таким образом, печатными и электронными читательскими ресурсами пользуется одинаковое количество молодежи, причем удобство использования не является основополагающей причиной выбора ресурсов. Важной чертой выбора печатного ресурса является такая субъективная характеристика, как «приятные ощущения»; что касается электронного ресурса, то основная часть пользующихся данным вариантом останавливается на нем в силу возможности приобрести его без финансовых затрат.

Уровень чтения среди молодежи поддерживается во многом благодаря использованию электронных читательских ресурсов и электронных книг, удобство которых отмечают представители опрошенной молодежи. Однако нельзя говорить о преобладании того или иного вида читательских ресурсов, поскольку печатный и электронный вариант дополняют, но не заменяют друг друга. Обладая существенными отличительными особенностями, они являются комплементарными элементами структуры читательских предпочтений молодежи Саратова, поскольку нацелены на удовлетворения различных запросов молодых людей.

Аналитической задачей исследования, в рамках которого изучается проблематика читательских предпочтений саратовской молодежи, является установление влияния социально-демографических характеристик на мотивы чтения. Решение данной задачи требует анализа воздействия таких характеристик, как пол, возраст, уровень образования, семейное положение, род занятий и доход молодежи города Саратова на мотивацию к использованию читательских ресурсов. Для определения корреляции между характеристиками используется построение и анализ таблиц сопряженности.

При рассмотрении влияния характеристики пола на мотивацию к чтению были получены следующие данные (См. таблицу 5).

Таблица 5

Влияние пола на мотивы чтения,   % по категории пола (% по положительным ответам)

Наиболее популярные цели чтения

Пол


Мужской

Женский

Подготовка к учебным занятиям

13,3

20,4

 

Повышение уровня профессиональных знаний

17,7

10,4

 

Занятие свободного времени

20

22,4

 

Получение конкретной информации

30,9

20,8

 

Получение удовольствия

17,1

25,5

 

Внутреннее развитие

1

0,5

 

Итого

100

100

 


Очевидно, что с половой принадлежностью связаны цели использования читательских ресурсов, в зависимости от нее расставляются приоритеты между деловым, рекреационными и самообразовательным мотивами чтения. Согласно полученным результатам, среди мужчин такие цели чтения, как получение конкретной информации и повышение уровня профессиональных знаний распространены на 17,4% больше, чем среди молодых женщин. Мужчины-представители молодежной группы чаще всего читают для получения конкретной информации (30,9%).

Среди женщин больше распространено чтение как средство получения удовольствия (25,5%) или способ занять свободное время (22,4%). Менее важная функция среди данной категории населения - получение конкретной информации (20,8%) - по степени распространенности близка к развлекательной и на 10,1% ниже, чем у молодых мужчин.

Это говорит о гедонистической направленности данного процесса среди женского пола и говорит о важном месте делового мотива чтения среди молодежи Саратова в целом. При этом мужчины делают акцент на функциональную и инструментальную стороны данного процесса, хотя рекреационный мотив также играет немаловажную роль. т.е. гендерный аспект оказывает значимое влияние на мотивацию использования молодежью читательских ресурсов.

В аналитическую задачу конкретного исследования также входит выявление наличия зависимости мотивов чтения молодежи от возраста респондентов (См. таблицу 6).

Таблица 6

Влияние возраста на мотивы чтения,

% по категории возраста (% от ответов)

Наиболее популярные цели чтения

Возраст


15-19

20-24

25-29

30-33

Подготовка к учебным занятиям

33,7

32

4,8

11,5

Повышение уровня профессиональных знаний

16,8

17,2

24,3

40,3

Занятие свободного времени

13,6

11,2

27,7

17,1

Получение конкретной информации

19,2

18,9

24,9

17,1

Получение удовольствия

16,7

18,2

16,6

14

Внутреннее развитие

0

2,5

1,7

0

Итого

100

100

100

100

Среди респондентов в возрасте от 15 до 19 чаще всего читают для подготовки к учебным занятиям (33,7%). При этом второй по распространенности мотив чтения - приобретение необходимых сведений (19,2%), что подтверждает практическую, инструментальную направленность использования читательских ресурсов среди данной категории населения. Аналогичные результаты среди возрастной группы 20-24 года.

Как для респондентов в возрасте от 15 до 19 лет, так и для тех, количество полных лет которых принадлежит возрастном интервалу 20-24 года, на последнем по степени популярности месте, исключая внутреннее развитие, находится такой мотив чтения, как занятие свободного времени (13,6% и 11,2% соответственно). Подобные результаты говорят об интенсивном уровне жизни, требующих от молодежи значительных затрат такого важного ресурса, как время, на соответствие современному темпу жизни и уровню развития общества.

Для молодежи в возрасте от 25 до 29 лет свойственно использовать чтение преимущественно для занятия свободного времени (27,7%). По уровню популярности этот мотив преобладает среди данной категории молодежи и на десятую часть (10,6%) больше, чем в возрастной группе 30-33 года, где данная мотивация распространена больше всего. Это можно объяснить тем, что социализация данных представителей молодежи проходила в особый период, в эпоху СССР, когда в обществе доминировали другие ценности, по-другому была построена индустрия развлечений, и, соответственно, досуг молодежи, что служило причиной более обширного распространения чтения, по сравнению с нынешним временем.

Молодые люди в возрасте от 30 до 33 лет преимущественно используют читательские ресурсы для повышения уровня своих профессиональных качеств (40,3%), уделяя этому гораздо больше внимания, чем остальные категории. Для сравнения - в возрастной группе 25-29 лет, использующей чтение с данной целью чаще других после вышеупомянутой категории, численность респондентов, использующих данный процесс в соответствии с мотивом расширения своих профессиональных знаний, на 16% опрошенных меньше. Подобный результат можно объяснить продвижением по карьерной лестнице и занятием важных постов, требующих больших знаний и ответственности, чем у представителей других возрастных групп. Такой вывод подтверждает и то, что каждый десятый респондент (11,5%) в возрасте от 30 до 33 лет использует читательские ресурсы с целью подготовиться к учебным занятиям, которые в данном возрасте преимущественно направлены на углубление профессиональных знаний и расширение квалификации, необходимые для трудовой деятельности.

В рамках социально-демографических характеристик, заложенных в инструментарии, присутствует такой показатель, как семейное положение респондента. В результате анализа его влияния на мотивы чтении саратовской молодежи были выявлены следующие результаты (См. таблицу 7).

Таблица 7

Влияние уровня образования на мотивы чтения, % по категории уровня образования (% по положительным ответам)

Уровень образования

Наиболее популярные цели чтения

Итого


Подготовка к учебным занятиям

Повышение уровня проф. знаний

Занятие свобод-ного времени

Получение конкретной информации

Получение удовольствия

Внутр. развитие


 

Неполное среднее

40

0

40

0

20

0

100

 

Среднее

20,9

11,6

20,9

25,7

20,9

0

100

 

Среднее специальное

27,3

9

4,6

31,8

27,3

0

100

 

Среднее техническое

22,3

0

22,2

44,4

11,1

0

100

 

Неполное высшее

23,2

13,4

18,3

21,3

22,6

1,2

100

 

Высшее

4,1

17,5

28,4

30

19,2

0,8

100

 

Научная степень

11,1

22,2

11,1

33,3

22,2

0

100

 

Два высших

0

0

0

0

100

0

100

 


Для представителей молодежи со средним образованием - общим, техническим и специальным - основной целью чтения является получение конкретной информации (25,7%, 31,8% и 44,4% соответственно). С одной стороны, это объясняется наличием учебных занятий у данной социальной группы, а с другой - началом вторичной социализации, этапом зрелости, обусловленными поступлением в высшее учебное заведение, где, по сравнению со школой, а уровень требований значительно выше, что подтверждается следующим по популярности мотивом чтения среди названных категорий - подготовка к учебным занятиям (20,9%, 27,3% и 22,3% соответственно). Также сфера деятельности молодого человека становится более расширенной и требует наличие социального опыта, не предусмотренного школой.

Получение конкретной информации среди всех категорий молодежи является наиболее популярным мотивом чтения у респондентов с техническим образованием (44,4%). Подобной мотивацией руководствуется на 12,6% больше опрошенных, чем среди молодых людей со средним специальным образованием, где данная цель чтения по сравнению с остальными категориями молодежи - вторая по популярности. Данный результат можно объяснить специфическими особенностями деятельности, которая требует от респондентов со средним техническим образованием четкости и большого объема соответствующих знаний.

Для опрошенных с неполным высшим уровнем образования на передний план выходят утилитарное (объясняющееся основным родом их деятельности - учебой) и гедонистическое использование чтения, поскольку на первом месте по степени распространенности находится мотив подготовки к учебным занятиям (23,2%), на втором - получение удовольствия от чтения (22,2%), третье же место занимает цель получить конкретную информацию (21,3%).

Выяснение необходимых сведений выходит на первый план при использовании читательских ресурсов респондентами с высшим образованием (30%) или с научной степенью (33,3%), что определяется основным видом их деятельности - работой - и необходимостью повышения уровня квалификации или стремлением к карьерному росту, повышению научной степени. Подобный вывод подтверждается и тем, что почти каждый пятый респондент, относящийся к данной категории молодежи, читает с целью повысить уровень своих профессиональных знаний (17,5% и 22,5% соответственно).

Следует отметить практически стабильный интерес к данному мотиву чтения, который характеризует третью часть всех опрошенных. Исключение составляют респонденты-представители учебных заведений, предоставляющих средний технический уровень образования (11,1%), выпускники которых, в силу крайне низких престижности и уровня данных заведений в настоящее время, не обладают соответствующим уровнем грамотности и культуры, необходимых для возможности получать удовольствие от чтения. Здесь же следует отметить, что чем выше уровень учебного заведения, предоставляющего среднее образование, тем чаще его выпускники читают просто ради удовольствия.

Исходя из полученных данных, очевидно, что для респондентов с неполным средним уровнем образования основными видами мотивации к чтению служит необходимость подготовки к занятиям (40%), что объясняется родом их деятельности - учебой, а также стремление занять свободное время (40%) и чтение ради удовольствия (20%).

Получение конкретной информации определяет мотивы чтения для респондентов, закончивших среднее, среднее специальное или среднее техническое учебные заведения (25,7%, 31,8% и 44,4% соответственно), что вызвано ростом требований к обучающимся при повышении уровня учебных заведений. Об этом также говорит и то, что следующая по распространенности цель чтения - подготовка к занятиям (20,9%, 27,3% и 22,3% соответственно).

Респонденты со средним специальным образованием «убивают» время за чтением на 16,3% меньше выпускников средних образовательных и на 17,6% - средних специальных учебных заведений. В пользу данного вывода свидетельствует также то, что получение удовольствия как мотив чтения распространен среди данных молодых людей на 6,4% больше, чем среди респондентов со средним уровнем образования, где подобная цель является следующей по распространенности.

Молодые люди с неполным высшим образованием характеризуются подготовкой к учебным занятиям как основной целью чтения (23,2%), что связано с достаточно высокими требованиями высших учебных заведений, о чем говорилось выше. Данный вывод подтверждает и достаточно высокая распространенность мотива получения конкретной информации, в рамках которого читают 21,3% опрошенных с неполным высшим образованием. Однако на втором месте по распространенности находится получение удовольствия от чтения (22,6%), об устойчивой популярности рекреационного мотива которого уже упоминалось.

Наименьшей популярностью среди данной категории населения отличается, помимо внутреннего развития (1,2%), такой мотив чтения, как повышение уровня профессиональных знаний (13,4%) Здесь следует отметить, что подобной мотивацией руководствуется более десятой части опрошенных, что превышает данное значение у респондентов с более низким уровнем образования. При этом значительной степенью распространенности опять же отличаются такие цели использования читательских ресурсов, как выяснение конкретной информации (21,3%) и получение удовольствия от чтения (22,6%), популярность которых высока практически при любом уровне образования респондентов.

Опрошенные, получившие диплом о высшем образовании, при чтении чаще всего мотивируются заинтересованностью в выяснении конкретной информации (30%), что связано с их профессиональной деятельностью, начало которой связано с окончанием высшего учебного заведения. Вывод также подтверждается ростом популярности стремления данных респондентов повысить уровень своих профессиональных знаний по сравнению с представителями молодежи с неполным высшим уровнем образования (13,4%), что прослеживается и среди респондентов с научной степенью (22,2%).

Таким образом, подтверждается влияние уровня образования респондентов на мотивы чтения, поскольку с повышением уровня заведения увеличивается стремления респондентов повысить свои профессиональные знания.

Что касается влияния рода занятий респондентов на мотивы их чтения. То здесь имеют место следующие данные (См. таблицу 8).

Таблица 8

Влияние рода занятий на мотивы чтения, % по категории рода занятий (% по положительным ответам)

Род  занятий

Наиболее популярные цели чтения

Ито-го


Подготовка к учебным занятиям

Повышение уровня проф. знаний

Занятие свободного времени

Получение конкретной информации

Получе-ние удовольствия

Внутреннее развитие


Работа

4,6

17

26,4

21,7

0,8

100

 

Учеба

28,8

11,5

16,7

21

21

1

100

 

Домо-хозяйство

0

7

35,8

21,4

35,8

0

100

 

Временно не работа-ющий

0

0

0

33,3

66,7

0

100

 

Военно-служащий

0

40

0

60

0

0

100

 

Декретный отпуск

0

0

50

50

0

0

100

 

Учеба и работа

12,8

19,9

16

32

19,3

0

100

 


Для опрошенных, главным видом деятельности которых является работа, основной целью данного процесса является получение конкретной информации (29,5%), что определяется требованием соответствовать рабочей квалификации и повышать ее уровень. Примечательно, что на следующем месте по распространенности находятся такие мотивы, как проведение свободного времени (26,4%) и получение удовольствия от чтения (21,7%), что еще раз подчеркивает высокую популярность рекреационного мотива для молодежи.

Наименее значимо для данной категории населения осуществление посредством использования читательских ресурсов внутреннего развития (1%) и повышение уровня профессиональных знаний. Однако в рамках последнего мотива читает более чем десятая часть данных опрошенных (11,5%), что еще раз подчеркивает значимую роль познавательного мотива чтения.

Для респондентов, основным родом занятий которых является ведение собственного домашнего хозяйства, чтение используется преимущественно как средство проведения свободного времени и получения удовольствия, что связано с достаточным количеством свободного времени.

Получение конкретной информации значимо для 21,4% представителей данной категории молодежи, что говорит о высоких требования, предъявляемых современным обществом для нормального функционирования в нем даже тех лиц, которые не занимаются работой или учебой, ведя домашнее хозяйство.

Для представителей молодежи, совмещающих учебные занятия с работой, главную роль чтение играет как способ получения профессиональных знаний (32%), а на втором месте - в качестве средства повышения уровня профессиональных знаний (19,9%). Примечательно, что влияние учебы сказывается на мотивах использования читательских ресурсов только для 12,8% опрошенных среди данной категории молодежи. Получение удовольствия от чтения и занятие свободного времени при этом более популярны, находя распространение среди 19,3% и 16% соответственно.

На основе всего вышесказанного подтверждается влияние основного вида деятельности опрошенных на цели их чтения, хотя популярность отдельных мотивов характерна практически для всех категорий молодежи.

В рамках данного исследования проанализирована связь между такой характеристикой респондентов, как уровень их дохода, и видами их мотивации к использованию читательских ресурсов (См. таблицу 9).

Таблица 9

Влияние рода занятий на их ежемесячный доход,
% по категории рода занятий (% по положительным ответам)

Род занятий респондента

Ежемесячный доход на человека

Итого


До 4500руб

4501руб-7000руб

7001руб-9000руб

9001руб-15000руб

15001руб-20000руб

Свыше 20001руб


Работа

1,2

13,4

20,7

25,6

20,7

18,3

100

Учеба

28,9

20,5

19,3

15,7

8,4

7,2

100

Домохозяйство

0

25

25

12,5

12,5

25

100

Временно неработающий

20

20

40

20

0

0

100

Военно-служащий

0,

0

33,3

33,3

33,3

0

100

Декретный отпуск

0,

0

50

0

50

0

100

Учеба и работа

11,8

29,4

5,9

11,8

17,6

23,5

100


Для респондентов, ежемесячный доход в расчете на одного человека которых составляет 4501руб. - 7000руб. или 7001руб. - 9000руб., основной целью использования читательских ресурсов является получение конкретной информации (31,3% и 26,6% соответственно), а наименее распространенным мотивом - повышение своего профессионального уровня, в рамках которого к читательским ресурсам обращается не менее десятой части среди данных категорий молодых людей (14,9% и 12,5% соответственно). Подобные данные говорят о значительной роли чтения как инструмента получения необходимых сведений.

При ежемесячном доходе на человека в размере от 9001руб до 15000руб., наиболее распространен мотив проведения свободного времени (25,3%); при этом почти столько же опрошенных читают для выяснения необходимых сведений (24%). Это также подтверждает распространение среди молодежи познавательного и гедонистического интереса к чтению. Более того, на это указывает и количество молодых людей, чья основная мотивация - подготовка к занятиям - является наименее распространенной по сравнению с другими целями использования данного процесса, поскольку по учебе читают более пятой части респондентов, относящейся к данной категории (учащиеся - 15,7%; совмещающие работу и учебу - 11,8%).

Для молодых людей, чей доход находится в пределе 15001-20000 рублей, чтение, в первую очередь, значимо как способ приятного времяпровождения (25,4%); а для тех, кто получает в месяц на человека свыше 20001 рублей, основным мотивом использования данного процесса является получение конкретной информации (34%), что опять говорит об уже обозначенных выше тенденциях популярности инструментального интереса к чтению.

Таким образом, при анализе влияние социально-демографических характеристик на мотивы чтения подтверждается высокая популярность познавательного интереса к данному процессу и распространенность его рекреационного мотива. Это прослеживается по всем социально-демографических характеристикам, заложенным в паспортичке. Исключение составляет роль мировоззренческой функции, проявленная при анализе, проведенном посредством перекрестных таблиц, крайне слабо. Это связано с особенностями инструментария, а также обуславливается тем, что проявление конкретной функции отслеживается по уровню интереса к классической художественной литературе - однако данный жанр одновременно может использоваться с целью получения удовольствия от произведения или для занятия свободного времени, т.е. параллельно с рекреационным мотивом.

На основе полученных данных можно говорить об обширной и развитой структуре читательских предпочтений молодых людей г. Саратова, где такой элемент, как мотивы чтения в значительной мере перекликаются с общероссийскими тенденциями, имея при это свои специфические особенности - среди категорий литературы как составного элемента читательских предпочтений особенно выделяется художественная литература и такие жанры, как классика и фантастика\фэнтези.

Заключение

В заключении следует еще раз обозначить значимость чтения, которое отражает многогранную жизнь и направление интересов общества и воздействует на духовную сферу общественной жизнедеятельности, способствует распространению идей и взглядов, соответствующих общественным интересам; вооружению людей конкретными знаниями для их активного участия во всех сферах общества. «Понимание, оценка и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно быстрых в условиях глобализации, интеграция их в контекст уже существующего социо-культурного пространства во многом зависят от степени освоенности письменной культуры» .

Значимость чтения для функционирования общества определяет повышенный научный интерес к данному явлению, тем более на фоне общемировой тенденции снижения популярности чтения. Изучение же данного явления в молодежной среде еще более наглядно демонстрирует происходящие в обществе изменения и складывающиеся тенденции засчет динамичности и подвижности данной социальной группы.

Цель данной работы - выявить социологические особенности читательских предпочтений молодежи г. Саратова - была полностью достигнута, также как и поставленные для ее решения задачи.

В задачи данного исследования входит выявить периоды изучения чтения, которые можно определить следующим образом:

Дореволюционный период - осознание чтения как научной проблемы и социального явления, использование его в качестве инструмента просвещения преимущественно общественными деятелями и движениями.

Период СССР - начало массового изучения чтения, появление значительного количества научных работ и исследований, учет социально-демографической специфики (уровень образования, профессия и т.д.), использование чтения в качестве государственного инструмента просвещения и идеологии.

Период «перестройки» - падение популярности библиотек, коммерциализация издательской деятельности, популяризация авторов и произведений, которые начинают представлять собой работу маркетологов. С исчезновением идеологических барьеров появляется возможность более объективного изучения чтения россиян. Расширяется проблематика изучения чтения в связи с падением «железного занавеса», вестернизацией общества и научно-технологическим развитием, когда появляются новые явления, требующие исследования. Возникают новые аспекты изучения чтения (психологический, культурологический).

Современный этап, характеризующийся, во-первых, локальной спецификой исследований, которые зачастую проводятся в рамках конкретной библиотеки или школы, которые являются инициаторами исследований наряду с издательствами, общественными фондами, организациями, в то время как государственных заказов крайне мало. Во-вторых, исследования носят преимущественно библиотековедческий либо маркетинговых характер и не затрагивают социальные аспекты чтения, акцент делается на практическом применении результатов для поднятия уровня популярности библиотек или увеличения прибыли издательств.

Также в задачи данной работы входит раскрытие содержательную характеристику мер поддержки и развития чтения в России на различных уровнях: государственном, региональном, муниципальном. Подобные меры представлены проведением политики в области поддержки и развития библиотечного дела, включающей в себя финансирование и определение приоритетов библиотек и основных направлений их развития. Однако в целом данная деятельность практически не имеет желаемого уровня воздействия на массовое чтение и ее результаты не соответствуют ожиданиям. Население не только не ощущает воздействие со стороны и не видит работу властей, но и может не имеет представления о том, что на конкретный момент реализуется некая программа. Примечательно, что мероприятие по поддержки и развитию чтения в Саратове и Саратовской области проходят преимущественно по инициативе библиотек или библиотечных сообществ, инициатива же областной и городской администраций в данных вопросах крайне низка, что в принципе является общероссийской тенденцией.

Аналитической задачей конкретного исследования является определение влияния социально-демографических характеристик на мотивы чтения. На основе полученных данных можно сказать, что гендерный аспект оказывает значимое влияние на мотивацию использования молодежью читательских ресурсов; в зависимости от пола респондентов расставляются приоритеты между деловым, рекреационными и самообразовательным мотивами чтения. Мужчины делают акцент на функциональную и инструментальную стороны данного процесса, хотя рекреационный мотив также играет немаловажную роль. Для респондентов женского пола развлечение является преобладающей целью использования читательских ресурсов.

Результаты конкретного исследования говорят об обширной и развитой структуре читательских предпочтений молодых людей г. Саратова, где такой элемент, как мотивы чтения в значительной мере перекликаются с общероссийскими тенденциями, имея при это свои специфические особенности - среди категорий литературы как составного элемента читательских предпочтений особенно выделяется художественная литература и такие жанры, как классика и фантастика\фэнтези. Полученные результаты можно использовать в рамках маркетинга в качестве анализа спроса и определения целевой аудитории, выявления предпочтений молодых покупателей; а также для поддержания и развития библиотек посредством привлечения молодежи, выявляя и удовлетворяя ее интересы и потребности. Также данные могут повлиять на государственную политику в области поддержки и развития чтения среди молодежи, поскольку общепринятое мнение о том, что молодежь не читает, опровергается. На федеральном уровне об этом говорят данные ВЦИОМ - среди молодых людей отмечается всплеск читательского интереса. Данная работа подтверждает подобную тенденцию относительно молодежи города Саратова, причем полученные результаты говорят не только о факте самого чтения, но и о присутствии значительного интереса к нему - и во многом к качественной литературе.

Список использованных источников

Армс В. Электронные библиотеки. М., 2001.

Аскарова В. Я., Кубракова Т. К. Читающий Урал - настоящая Россия (проектная деятельность в поддержку чтения на Южном Урале) // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ <http://window.edu.ru/resource/015/57015>/ Составитель В. Я. Аскарова. М., 2007.

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск, 2001.

Бальхаева И. Х.. Итоги деятельности библиотек Бурятии в Республиканский год чтения. // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ <http://window.edu.ru/resource/015/57015>/ Составитель В. Я. Аскарова. М., 2007.

Банк Б. В. Изучение читателей до Великой Октябрьской социалистической революций: работа с читателями. М., 1981.

Высшие библиотечные курсы: Учебные программы. М., 2005.

Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998.

Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: Учебное пособие. М., 1992.

Домашняя библиотека / Под общ. науч. ред. проф. А.Н.Ванеева. СПб. 2002.

Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы» М., 2008.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Китаева А.И. Читательские предпочтения в структуре направленности личности. СПб., 2010 г. 202 с.

Кон И.С. Социология молодежи// Краткий словарь по социологии. М., 1988.

Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. М., 2007.

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд., том 12. М., 1967.

Мазурицкая Л.А. Ценностные ориентации российской молодежи с 1920-х по 2000-е гг. (на примере литературы и кинематографа). М., 2011. 218 стр.

Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание. М., 2006.

Мелентьева Ю.П. От нации читателей к нации зрителей. Эволюция чтения и его изучения. Библиотечное дело. 2006. № 10.

Миронова М. В.. Психология и социология чтения. Ульяновск, 2003.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.

Основы социальной работы: учебник/ отв. ред. П.Д. Павленко. М, 1997.

Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Б. М. Бим-Бад. Большая Российская энциклопедия. М., 2003.

Пеннак Д. Как роман. М., 2010г.

Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М., 2009.

Рыскин Е.И. Очерки теории и методики литературной библиографии. М., 1965.

Социальная политика: Учебник /Под ред. Волгина Н.А. М., 2003.

Социология молодежи. Учебник. Под ред. В. Т. Лисовского. Изд-во СПбГУ, 1996г.

Тугаринов В.П. Избранные философские труды. СПб., 1998.

Шадриков В. Д. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Мир внутренней жизни человека. М., 2006.

Шапошников А.Е. Библиотекарь и читатель: аспекты общения //Библиотековедение. 2001 г. № 1.

Якубов Э. Детский фестиваль чтения в Хасавюрте. // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ <http://window.edu.ru/resource/015/57015>/ Составитель В. Я. Аскарова. М., 2007.

Академик. Структура. <http://dic.academic.ru/>.

Альтернативная литература. Журнальный зал. <http://magazines.russ.ru/znamia/red/chupr/book/alter8.html>.

Богданов А.В., Сюнтюренко О.В., Хохлов Ю.Е. Программа «Российские электронные библиотеки» // Научный электронный журнал «Электронные библиотеки». 1998. Том 1. Вып. 1. <http://www.elbib.ru/content/journal/1998/199801/BHS/bhs.ru.html>.

ВЦИОМ. Читающая Россия. http://wciom.ru/.

ВЦИОМ. Книги, которые мы читаем… и не читаем. http://wciom.ru/.

Информационно-правовой портал ГАРАНТ// Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации. http://www.garant.ru/.

ИТАР-ТАСС <http://www.fapmc.ru/news/media/2009/6/item7763.html>. Россияне стали меньше читать книги, 35% опрошенных вообще их не читает. <http://www.bigbook.ru/litnews/detail.php?ID=7192> .

Колесникова О.Г. Государственная политика преодоления кризиса чтения. Зарубежный опыт. http://unatlib.org.ru/.

Координационный совет региональных центров чтения. Чтение нового поколения: социологическое исследование. <http://www.chtenie-21.ru/publications/4902>.

Корешкова Л.Д. Читательские предпочтения молодежи Томской области. По результатам исследования ТОДЮБ. http://odub.tomsk.ru/.

Красавцева Я.Я., Абушенко В.Л.. Чтение. <http://www.terme.ru/dictionary/175/word/%D7%D2%C5%CD%C8%C5>.

Ненашев М.Ф. Нечитающая Россия. http://www.rg.ru/2005/11/25/chtenie.html.

Общий толковый словарь русского языка. Книга. <http://tolkslovar.ru/k5548.html>.

Ожегов С.И. Толковый словарь. <http://ozhegov.proektsb.ru/index.php?content=proverka.php>.

Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. <http://www.slovopedia.com/>.

Официальный сайт администрации муниципального образования «город Саратов». 28 марта 2007 года пройдет конференция «Читающий саратовец: мифы и реальность». http://www.saratovmer.ru/news/10898/.

Официальный сайт администрации муниципального образования «город Саратов». В муниципальных библиотеках Саратова проходит общегородская акция «Читаем вместе, читаем вслух!». <http://www.saratovmer.ru/news/21155/> .

Поварнин С. И. Как читать книги. <http://www.gumer.info/>.

ПлюсИнформ. Кризис чтения. <http://plusinform.ru/main/2884-krizis-chteniya.html> .

Рогов В.Д. Что такое цифровая книга. <http://polzaidohod.ru/business/infobusiness/chto-takoe-cifrovaya-kniga/>.

Росбалт. Людмила Путина занимается проблемой детского чтения. <http://www.rosbalt.ru/>.

Рубакин Н.А. - Избранное в двух томах. Том 1. http://www.razym.ru/.

Савенко М.Ю. Молодёжный экстремизм в России: причины и следствия. <http://purlegion.ucoz.ru/>.

Самохина М.М. Библиотечное обслуживание юношества в условиях изменения роли и функций чтения //http://www.gpntb.ru/ <file:///\\http:\www.gpntb.ru\win\inter-events\crimea98\doc2\docl45.html>.

Саратовские новости. «Комсомольская правда» начинает акцию в поддержку культуры чтения. http://sarvesti.ru/.

Сетевая словесность. Сетевая литература. http://www.netslova.ru/<http://ru.wikipedia.org/wiki/.>

Славская АА. Что такое литературный жанр. <http://aslavskaya.com.ua/>.

Словарь Ефремовой. Книга. <http://efremova-online.ru/>.

Татищевский муниципальный район Саратовской области. Семинар-практикум «Летнее чтение: развитие и поддержка». <http://tatishevo.saratov.gov.ru>.

Тезаурусный анализ мировой культуры. Сборник научных трудов/Под ред. Лукова В.А. <http://www.mosgu.ru/>.

Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Демография. Численность населения по возрастным группам на начало 2010 года. <http://srtv.gks.ru/>.

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Социология литературы. http://feb-web.ru/.

Центр информационных коммуникаций. Формула блога. http://www.commcenter.ru/.

Центр «Чтение». О центре. http://lib.fannet.ru/center/about.html.Research Group. Потребительские предпочтения на рынке книжной продукции. <http://www.pro-books.ru/sitearticles/1793> .

Interfax. Путина тревожит рост числа россиян, не читающих книги. http://interfax.ru <http://interfax.ru/culture/news.asp?id=209820>/..RU. Национальная программа поддержки и развития чтения. http://www.library.ru/.Alliance. Новостные и другие ленты. <http://site-alliance.ru/default.aspx?textpage=6>.

Похожие работы на - Cоциологические особенности читательских предпочтений молодежи г. Саратова

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!