Витамин
B1 <#"728565.files/image001.gif">) -
фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся
в наличии.
Базовая широта (Ш) - широта,
принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято
количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное
нормативными или техническими документами (ТН ВЭД, ОКП), или максимально
возможное[1]. Коэффициент широты (К) выражается как отношение
действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров
однородных и разнородных групп к базовому.
=%, (2.1)
Ш=2 - количество видов ириса в
магазине ОАО «Магнит» (ирис полутвердый тираженный, ирис тираженный тягучий);
Ш=4 - значение по ОКП (ирис
полутвердый, ирис полутвердый тираженный, ирис тираженный мягкий, ирис
тираженный тягучий).
Произведем расчет коэффициента
широты:
Ш=2; Ш=4; К= 2 / 4 × 100 = 50%.
Полнота ассортимента - это
способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые
потребности [1].
Показателями полноты ассортимента
служат:
действительный показатель полноты
(Пд) - характеризуется фактическим количеством видов и наименований товаров
однородной группы
базовый показатель полноты (Пб) -
характеризуется регламентируемым или планируемым количеством товаров;
коэффициент полноты (Кп) - это
отношение действительного показателя к базовому. Чем ближе этот показатель к
100 %, тем полнее ассортимент торгового предприятия.
Кп = Пд / Пб × 100 %,
(2.2)
Пд=2 - фактическое количество
наименований ириса тираженного полутвердого в магазине ОАО «Магнит» (ирис
полутвердый тираженный молочный, ирис полутвердый тираженный с добавлениями)
Пб=5 - количество разновидностей и
наименований товаров, регламентированное ОКП (ирис полутвердый тираженный
витаминизированный и лечебно - профилактический, ирис полутвердый тираженный
молочный, ирис полутвердый тираженный молочный с добавлениями, ирис полутвердый
тираженный прочий, ирис полутвердый тираженный с добавлениями).
Произведем расчет коэффициента
полноты:
Пд = 2; Пб = 5; Кп = 2 / 5 × 100 =
40%.
Устойчивость ассортимента -
способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары,
особенностью которых является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости - отношение
количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся
устойчивым спросом у потребителя к общему количеству видов, разновидностей и
наименований товаров тех же однородных групп [1].
К=У/Шб 100% (2.3)
У= (Р+Р+…+Р)/ N (2.4)
где Р, Р … Р - действительные показатели
устойчивости ириса;
N - число
проверок фактического наличия всех разновидностей ириса, реализуемых торговым
предприятием.
К= (3+2)/(42)100 = 62,5%.
Способность набора товаров магазина ОАО «Магнит»
удовлетворять спрос на одни и те же товары составляет 62,5%.
3. Объекты и методы проведения
исследований
.1 Отбор проб и методика
проведения исследований
Объектом исследования в данной
работе является ирис тираженный, реализуемый в магазине ОАО «Магнит», следующих
торговых марок: «Яшкино», «Надежда», «Ирискин и Компания».
По органолептическим и
физико-химическим показателям ирис должен соответствовать требованиям ГОСТ
6478-89 «Ирис. Общие технические условия».
Количество кондитерских изделий
определяют в пробе однородной партии продукта, в соответствии с требованиями ГОСТа
5904-82 «Изделия Кондитерские. Правила приемки, методы отбора и подготовки
проб».
Партией считают продукцию одного вида, copтa и
наименования, выработанную за одну смену и оформленную одним документом о
качестве.
Контроль качества кондитерских изделий
проводится выборочным способом, результаты проверки распространяются на всю
партию.
Для контроля органолептических и
физико-химических показателей из разных мест партии отбирают объем выборки:
несколько единиц упаковки в зависимости от общего количества их в партии.
Отобранные единицы транспортной упаковки вскрывают, и в дальнейшем порядок
отбора зависит от того, весовая продукция или фасованная [11].
Ирис, фасованный в пакеты из полимерных пленок
или целлофана массой нетто не более 1 кг отбирают по 2 пакета при фасовании до
100 г и по одному пакету при фасовании свыше 100 г. Содержимое их высыпают,
хорошо перемешивают и составляют объединенную пробу не менее 600 г [11].
Вкус и запах ириса должны быть
ясно выраженными, характерными для данного наименования изделия.
Структура литого полутвердого
ириса должна быть аморфной, а тираженного всех видов - мелкокристаллической, с
равномерным распределением кристаллов сахара по всей массе.
Консистенция ириса должна
соответствовать виду: литого и тираженного полутвердого ириса - полутвердая,
тираженного мягкого - мягкая, тираженного тягучего - тягучая.
Поверхность ириса - нелипкая, с
четким рифлением. Для ириса, изготовленного на поточно-механизированных линиях,
допускаются небольшие трещины и некоторая нечеткость рифления.
Форма ириса должна
соответствовать рецептуре. Для ириса, изготовленного на
поточно-механизированных линиях, допускается незначительная деформация и
неровный срез [2].
Влажность ириса литого
полутвердого, тираженного мягкого и тираженного тягучего, вырабатываемого с
использованием кислоты, должна быть не более 9,0%, тираженного полутвердого -
не более 6,0%, тираженного тягучего, вырабатываемого без использования кислоты,
- не более 10,0%. Влажность по каждому наименованию ириса должна быть в соответствии
с рецептурами с учетом предельных отклонений, предусмотренных рецептурами.
Массовая доля редуцирующих
веществ в тираженном тягучем ирисе, вырабатываемом с использованием кислоты, а
также в ирисе, изготовленном с применением плодово-ягодного и другого кислотосодержащего
сырья, - не более 22,0%, в остальных видах ириса - не более 17,0%.
Массовая доля жира по каждому
наименованию ириса должна быть в соответствии с расчетным содержанием по
рецептуре и предельным отклонением от расчетного ±2,0%, но менее 3,0% для
тираженного тягучего ириса, изготовленного с использованием кислоты, и не менее
5,0% - для остальных видов ириса.
Содержание золы, не растворимой
в растворе соляной кислоты с массовой долей 10,0%, - не более 0,1% для всех
видов ириса.
Содержание токсичных элементов,
микотоксинов и микробиологические показатели ириса не должны превышать
допустимые уровни Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.3.2.1078-01.
Для определения такого
физико-химического показателя как влажность требуется: сушильный шкаф, весы
лабораторные, эксикатор, секундомер, бюксы с крышками.
Из измельченной пробы выделяют
две навески по 5 г, помещают их в предварительно подготовленные бюксы и
помещают в заранее нагреты сушильный шкаф. Высушивание проводят при температуре
± 130°С в течение 40 минут.
Вынутые из шкафа бюксы сразу прикрывают
крышечками и помещают в эксикатор для охлаждения на 30 минут. По истечении
этого времени бюксы с навесками вынимают из эксикатора, плотно закрывают
крышками и снова взвешивают. Содержание влаги вычисляют по формуле:
=100(m1-m2)/m, (3.1)
Где W - влажность, %;1 - масса бюксы
с навеской до высушивания, г;2 - масса бюксы с навеской после
высушивания, г;- масса навески изделия, г.
При каждом случае отбора проб оформляется акт
отбора проб для подтверждения соответствия безопасности и качества [11].
.2 Упаковка, маркировка и хранение ириса
Ирис изготовляют заветнутым и
незавернутым, фасованным, весовым или штучным. Его завертывают отдельными
штуками, по несколько штук или плитками.
Ирис завертывают в этикетку с
подверткой, этикетку с фольгой и подверткой, этикетку из кашированной фольги
или полимерных материалов, разрешенных к применению. Допускается при работе на
автоматах А2-1ПИП завертывать ирис без подвертки в этикетку, отпечатанную без применения
анилиновых красителей.
Этикетка и подвертка должны
плотно прилегать к изделию и легко отделяться от поверхности ириса.
При машинном завертывании ириса
допускается:
- смещение фольги и подвертки
по отношению к этикетке с выпуском из-под нее не более 2 мм;
наличие ириса, недостаточно
плотно завернутого, в том числе с недостаточно плотным прилеганием этикетки при
завертывании «в замок», и имеющего надрывы этикеток в местах перекрутки не
более 5% массы партии.
При поставке ириса на экспорт
не допускается наличие полуразвернутых изделий и изделий, имеющих надрывы
этикеток в местах перекрутки.
Завернутый и незавернутый ирис
фасуют в коробки из коробочного картона, в пакеты из целлофана или полимерных
материалов, разрешенных к применению, массой нетто не более 500 г. Коробки и
пакеты должны обеспечивать сохранность качества продукта.
Ирис весовой и фасованный
упаковывают в ящики дощатые и фанерные или из гофрированного картона массой
нетто (кг, не более):
- 15 - завернутый и фасованный;
7 - незавернутый с укладыванием
и перестилкой горизонтальных рядов пергаментом, подпергаментом или
парафинированной бумагой.
Допускается ирис для районов
Крайнего Севера и приравненных к ним районов упаковывать по согласованию с
потребителем в ящики массой нетто не более 24 кг.
Допускаемые отклонения массы
нетто упаковочной единицы ириса составляют (%, не более):
- минус 5,0 - до 100 г
включительно;
минус 3,0 - свыше 100 до 200 г
включительно;
минус 2,0 - свыше 200 до 500 г
включительно;
минус 1,0 - свыше 500 до 1000 г
включительно.
При упаковывании весового ириса
в ящики допускается отклонение массы нетто минус 0,5%. Отклонение массы нетто
по верхнему пределу не ограничивается.
Ирис должен храниться в чистых,
хорошо вентилируемых помещениях, не зараженных вредителями хлебных запасов, при
температуре 18 ± 3 °С и относительной влажности воздуха не более 75%. Он не
должен подвергаться воздействию прямого солнечного света.
Не допускается хранить ирис
совместно с продуктами, обладающими специфическим запахом.
Ящики с ирисом при хранении на
складах должны быть установлены штабелями высотой не более 2 м.
При хранении на поддонах высота
штабеля не должна превышать (м):
- для ящиков из гофрированного
картона: 2 - на плоских поддонах; 4 - на стоечных поддонах;
для дощатых и фанерных ящиков:
3 - на плоских поддонах; 4 - на стоечных поддонах.
Между штабелями и стеной
оставляют проходы не менее 0,7 м. Расстояние от источников тепла, водопроводных
и канализационных труб должно быть не менее 1 м.
Сроки хранения ириса, в том
числе отправляемого на экспорт, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
районы, при указанных условиях хранения и транспортирования со дня изготовления
устанавливают следующие:
- 6 мес. - для тираженного
полутвердого завернутого;
5 мес. - для тираженного
полутвердого незавернутого;
2 мес. - литого полутвердого и
тираженного мягкого завернутого и незавернутого; тягучего завернутого; ириса с
начинкой и ириса, содержащего ядра орехов и семена масличных культур.
Требования к показателям
качества, художественному оформлению, упаковке, маркировке и срокам хранения
допускается изменять в соответствии с требованиями внешнеэкономической
организации [12].
.3 Дефекты ириса
К дефектам органолептических показателей ириса в
первую очередь необходимо отнести дефекты вкуса и запаха. К ним относятся
посторонние привкус и запах, резкий запах пищевого ароматизатора, привкус
прогорклости, хруст на зубах (от песка) и др.
Дефектами цвета являются: неоднородная окраска,
ее грязные тона.
Дефектами консистенции могут быть грубые,
крупные, малоизмельченные частицы, неоднородность из-за недостаточного
перемешивания.
К дефектам формы можно отнести трещины на
лицевой стороне, деформацию (помятости, надломы), искривления граней и ребер.
К дефектам физико-химических показателей
соответственно относятся какие-либо отклонения от значений показателей.
При хранении ирис может усыхать, черстветь,
становиться твердым. Повышенное содержание редуцирующих веществ может вызвать
их увлажнение вследствие высокой гигроскопичности, а пониженное ведет к
засахариванию изделий [3].
4. Экспертиза качества ириса
.1 Анализ предпочтений
потребителей
Для выявления предпочтений
потребителей были проведены маркетинговые исследования с помощью анкетного
опроса (приложение 1). В анкете были отражены наиболее важные вопросы для
составления графиков, отражающих предпочтения потребителей. Полученные
результаты опроса целесообразно представить в виде диаграмм.
По результатам исследования
было выявлено, что из 100 опрошенных респондентов все употребляют ирис.
Опрос показал, что 40 %
респондентов предпочитают мягкий ирис, 20% - тираженный, 15%- тягучий,
10%-полутвердый, 5%-литой полутвердый. Результаты приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Наиболее предпочитаемый вид
ириса
По результатам исследований было
выявлено, что 70% опрошенных покупают ирис один раз в месяц, 20% - один раз в 2
недели, 10% - один раз в неделю. Результаты приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Частота потребления ириса
респондентами
Было выявлено, что наиболее предпочтительным
количеством ириса, приобретаемым за одну покупку является масса до 0,5 кг - 70%
опрошенных, 0,5-1 кг предпочитают покупать 30%. Результаты показаны на рисунке
3.
Рис. 3. Наиболее предпочитаемое
количество зефира, приобретаемого за одну покупку
По результатам исследования можно
сделать вывод о ценовых предпочтениях потребителей относительно упаковки ириса
(300 г). Так 20-50 рублей за упаковку отдали бы 65% опрошенных, 35% - 50-100
рублей. Результаты показаны на рисунке 4.
Рис. 4. Предпочтения в выборе
ценовой категории ириса массой 300 г
По результатам опроса можно
сделать вывод, что главным фактором, влияющим на выбор ириса для большинства
опрашиваемых является внешний вид -47%, не менее важным фактором является
качество - 32%, также на выбор ириса оказывает влияние цена - 16%,
производитель - 5%. Результаты приведены на рисунке 5.
Рис. 5. Факторы, влияющие на выбор
при покупке конфет
Также по итогам опроса было
выявлено, что большинство опрашиваемых покупку ириса осуществляют в
супермаркете - 50%, в магазинах - 47, на продуктовом рынке -3%. Всех респондентов
устраивает ассортимент ириса, представленный на рынке.
4.2 Результаты экспертизы ириса
тираженного «Сливочный»
Экспертиза ириса трех торговых марок, взятых для
анализа, начинается с определения внешнего вида упаковки, наличия и
правильности маркировки. Упаковка должна быть целой, без повреждений. Вид
изделия в упаковке представлен в приложении 2. В таблице 3 представлена
маркировка ириса и его соответствие требованиям ГОСТ 51074-2003 «Продукты
пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
Таблица 3. Анализ маркировки ириса
Требования
к информации на маркировке ГОСТ 51074-2003 « Продукты пищевые. Информация для
потребителя. Общие требования»
|
Сведения
на маркировке ириса торговых марок
|
|
«Яшкино»
|
«Надежда»
|
«Ирискин
и Компания»
|
Наименование
продукта
|
Ирис
тираженный «Сливочный»
|
Ирис
тираженный « Сливочный»
|
Ирис
тираженный « Сливочный»
|
Наименование
предприятия изготовителя и его место нахождение
|
ОАО
Кондитерская фабрика «Абаканская», Россия, республика Хакасия, г. Абакан, ул.
Павших Коммунаров, 50
|
ООО
Кондитерская фабрика «Надежда» Россия, г. Псков, ул. Л. Поземского, д.92
|
ООО
Бековский РПК « Октябрь», Россия, Пензенская обл., п. Беково, ул. 2-ая
Октябрьская, 17
|
Товарный
знак
|
Имеется
|
Имеется
|
Имеется
|
Состав
|
Сахар,
молоко сгущенное, патока, маргарин, ароматизатор «ирисо- сливочный»
идентичный натуральному
|
Сахар-песок,
патока карамельная, маргарин, молоко сухое, вода питьевая, ароматизатор,
идентичный натуральному «Крем брюле»
|
Сахар,
молоко сгущенное с сахаром, ароматизатор «Ванильно- сливочный» идентичный
натуральному
|
Масса
нетто
|
140
г.
|
385
г.
|
Отсутствует
|
Дата
выработки
|
15.10.12
|
30.09.12
|
02.11.12
|
Пищевая
и энергетическая ценность 100 г. продукта
|
Белки
- 3,0 г, жиры - 8,0 г, углеводы - 86,0 г. Энергетическая ценность 404,0 ккал
|
Белки
- 2 г, жиры -5,5 г, углеводы - 79,1 г. Энергетическая ценность - 348,0 ккал
|
Белки
- 2,7 г, жиры - 8,1 г, углеводы 86,3 г, Энергетическая ценность 404,0 ккал
|
Срок
хранения
|
5
месяцев
|
5
месяцев
|
5
месяцев
|
Обозначение
настоящего стандарта
|
Имеется
|
Имеется
|
Имеется
|
У всех исследуемых образцов упаковка целая, без
повреждений, чистая. У ириса торговой марки «Ирискин и Компания» упаковка очень
сильно промаслена с внутренней стороны. Маркировка нанесена печатным способом
так, что наименование продукта по размеру букв резко отличается от остальных
данных. Краска, используемая для печати, не проникает через упаковку и не
придает ирису посторонние привкус и запах. Маркировка всех объектов
исследования соответствует требованиям ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация
для потребителя. Общие требования», кроме ириса конфет торговой марки «Ирискин
и Компания», так как на упаковке отсутствует масса нетто.
После оценки маркировки ириса, оценивают его
органолептические показатели качества на соответствие ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие
технические условия». Вид ириса без упаковки представлен в приложении 3.
Результаты органолептической оценки качества
ириса тираженного представлены в таблице 4.
Таблица 4. Органолептические показатели ириса
тираженного различных торговых марок
Наименование
показателя
|
Требования
по ГОСТ 6478-89
|
«Яшкино»
|
«Надежда»
|
«Ирискин
и Компания»
|
Вкус
и запах
|
Ясно
выраженные, характерные для данного наименования
|
Свойственный,
сладкий, молочно-сливочный, без посторонних привкусов и запахов
|
Притерно-сладкий,
присутствует ощущение хруста сахара, без посторонних запахов
|
Очень
сладкий, без посторонних привкусов и запахов
|
Консистенция
|
Полутвердая
|
Полутвердая,
свойственная
|
Мягкая
|
Полутвердая,
слегка мягкая
|
Структура
|
Мелкокристалическая,
с равномерным распределением кристаллов сахара по всей массе
|
Мелкокристаллическая,
равномерная
|
Неравномерная,
с грубыми кристалликами сахара
|
Мелкокристаллическая,
равномерная
|
Форма
|
В
соответствии с рецептурами
|
Правильная,
без деформаций и отбитых углов
|
Правильная,
без деформаций и отбитых углов;
|
Правильная,
без деформаций и отбитых углов
|
Поверхность
|
Нелипкая,
с четким рефлением
|
Нелипкая
с четким рефлением
|
Слегка
липкая, с четким рефлением
|
Слегка
липкая с четким рефленим
|
По результатам органолептического анализа все
образцы ириса удовлетворяют требованиям ГОСТ ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие
технические условия» кроме ириса торговой марки «Надежда» по таким показателям
как вкус и консистенция. Балльная оценка качества ириса представлена в таблице
5.
Таблица 5. Балльная оценка качества ириса
тираженного полутвердого «Сливочный»
Показатели
|
5
баллов
|
4
балла
|
3
балла
|
2
балла
|
1
балл
|
Вкус
|
ясно
выраженный, сладкий, без посторонних привкусов
|
достаточно
выраженный, сладкий, без посторонних привкусов
|
очень
сладкий, присутствует небольшое ощущение хруста сахара
|
приторно-сладкий,
присутствует излишнее ощущение хруста
|
неприятный,
присутствует привкус прогорклости
|
Запах
|
ярко
выраженный, сливочный, соответствующий введенному ароматизатору, без
посторонних запахов
|
достаточно
выраженный, без посторонних запахов
|
слабо
выраженный, без посторонних запахов
|
без
запаха
|
неприятный,
присутствуют посторонние запахи
|
Консистенция
|
полутвердая,
свойственная
|
полутвердая,
слегка мягкая
|
твердая
|
мягкая
|
тягучая
|
Структура
|
мелкокристаллическая,
с равномерным распределением кристаллов сахара по всей массе
|
мелкокристаллическая,
кристаллики сахара слабо ощутимы
|
мелкокристаллическая,
кристаллики сахара ощутимы
|
неравномерная,
с грубыми кристалликами сахара
|
неравномерная,
неоднородная, грубая
|
Поверхность
|
нелипкая,
с четким рифлением
|
нелипкая,
некоторой нечеткостью рифления
|
нелипкая,
с нечетким рифлением, с небольшими трещинами
|
слегка
липкая, с нечетким рифлением, с небольшими трещинами
|
очень
липкая с нечетким рифлением и с многочисленными трещинами
|
Форма
|
правильная,
без деформаций и отбитых углов
|
правильная,
с незначительной деформацией
|
правильная,
с незначительной деформацией и неровным срезом
|
неправильная,
с отбитыми углами, имеются смятые грани
|
неправильная,
с отбитыми углами, с трещинами на лицевой стороне.
|
Далее исследуют физико-химические показатели
качества ирисаа на соответствие его требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие
технические условия». Они представлены в таблице 6.
Таблица 6. Физико-химические показатели качества
ириса
Наименование
показателя
|
Показатель
по ГОСТ 6478-89
|
Наименование
торговой марки ириса
|
|
|
«Яшкино»
|
«Надежда»
|
«Ирискин
и Компания»
|
Масса
нетто, г
|
отклонение
не более -2-3%
|
141,12
|
385,51
|
190,65
|
Влажность,
%, не более
|
6,0
|
4,8
|
6,2
|
5,2
|
По результатам, полученных при оценке
физико-химических свойств ириса, делаем вывод, что отклонение по массе у ириса
торговых марок «Яшкино» и «Надежда» в большую сторону. По показателю влажности
соответствуют все образцы требованию ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические
условия», кроме ириса торговой марки «Надежда», так как у него повышенная
влажность.
.3 Оценка конкурентоспособности ириса
Конкурентоспособность товара
является сложным свойством, сформированным его качеством, ценой потребления,
эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы-продавца и
определяемым реакцией потребителя на эти внешние проявления товара.
Анализ исследуемых образцов
ириса свидетельствует о том, что ирис относится к группе кондитерских изделий.
При анализе спроса мы выяснили, что ирис имеет периодический спрос. Анализ нормативных
показателей качества ириса свидетельствует о его соответствии требованиям
действующих, ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия», то есть Iнп=1.
На выбор ириса оказывают
влияние такие показатели, как: вкус, запах, консистенция, структура, поверхность,
форма, влажность. Из этих показателей составлена номенклатура показателей
конкурентоспособности, установлены средние значения весомости для потребителей.
Ранжирование показателей
качества ириса представлено в таблице 7.
Таблица 7. Ранжирование показателей качества
ириса
Показатели
|
1
эксперт
|
2
эксперт
|
3
эксперт
|
4
эксперт
|
5
эксперт
|
6
эксперт
|
7
эксперт
|
Сумма
(mi)
|
Вкус
|
7
|
7
|
7
|
6
|
7
|
7
|
48
|
Запах
|
6
|
5
|
6
|
5
|
7
|
6
|
3
|
38
|
Консистенция
|
4
|
3
|
5
|
4
|
3
|
5
|
5
|
29
|
Структура
|
5
|
2
|
3
|
2
|
4
|
3
|
4
|
23
|
Поверхность
|
2
|
6
|
4
|
3
|
2
|
4
|
6
|
27
|
Форма
|
3
|
4
|
2
|
6
|
5
|
2
|
2
|
24
|
Влажность
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
7
|
Итого
|
28
|
28
|
28
|
28
|
28
|
28
|
28
|
196
|
Определим весомость каждого показателя.
Весомость показателя (аi)
определяют по формуле:
аi=
Σmi/
Σ
Σmi,
(4.1)
где mi
-место, на которое поставлена весомость i-го
показателя каждого эксперта.
Произведем расчеты по формуле:
Вкус =48/196=0,24;
Запах=40/196=0,19;
Консистенция=29/196=0,15;
Структура=23/196=0,12;
Поверхность=27/196=0,14;
Форма=24/196=0,12;
Влажность=7/196=0,04.
Эксперты оценивают важность каждого показателя
по шкале относительной значимости. Совокупность всех свойств принимают за 1.
Весомость показателя берется как среднее значение показателя среди экспертов.
Данные сведения представлены в таблице 8.
Таблица 8. Значение показателей весомости ириса
Показатель
|
Весомость
единичных показателей
|
Вкус
|
0,24
|
Запах
|
0,19
|
Консистенция
|
0,15
|
Структура
|
0,12
|
Поверхность
|
0,14
|
Форма
|
0,12
|
Влажность
|
0,04
|
Итого
|
1
|
Далее проведем комплексную интегральную оценку
конкурентоспособности.
Все потребительские свойства ириса были определены
в процессе дегустации. Максимальный бал давался в том случае, если изделие
полностью соответствовало требованиям критерия, прилагаемого к дегустационному
листу (приложение 4). Данные экспертной оценки представлены в таблице 9.
Таблица 9. Показатели потребительских свойств,
определяющих конкурентоспособность ириса
Показатели
|
«Яшкино»
|
«Надежда»
|
«Ирискин
и Компания»
|
Вкус
|
4,7
|
2,6
|
4,0
|
Запах
|
4,6
|
4,7
|
4,9
|
Консистенция
|
5,0
|
3,4
|
4,7
|
Структура
|
5,0
|
2,4
|
4,7
|
Поверхность
|
5,0
|
4,3
|
4,6
|
Форма
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
Влажность
|
4,8
|
6,2
|
5,2
|
Таким образом, никто из исследуемых торговых
марок ириса не получил 5-балловую оценку по всем представленным показателям.
Поэтому будем считать базовым образцом гипотетический образец ириса. Расчеты
относительных показателей потребительских свойств ириса представлены в таблице
10.
Таблица 10. Относительные показатели
потребительских свойств ириса
Показатели,
характеризующие потребительские свойства
|
«Яшкино»
|
«Надежда»
|
«Ирискин
и Компания»
|
Вкус
|
q1=4,7/5=0,94
|
q1=2,6/5=0,52
|
q1=4,0/5=0,80
|
Запах
|
q2=4,6/5=0,92
|
q2=4,7/5=0,90
|
q2=4,9/5=0,98
|
Консистенция
|
q3=5/5=1,00
|
q3=3,4/5=0,68
|
q3=4,0/5=0,80
|
Структура
|
q4=5/5=1,00
|
q4=2,4/5=0,48
|
q4=0,88
|
Поверхность
|
q5=5/5=1,00
|
q5=4,3/5=0,86
|
q5=0,92
|
Форма
|
q6=5/5=1,00
|
q6=5,0/5=1,00
|
q6=4,8/5=0,96
|
Влажность
|
q7=6/4,8=1,25
|
q7=6/6,2=0,97
|
q7=6/5,2=1,15
|
Рассчитаем комплексный показатель
конкурентоспособности ириса по потребительским свойствам по формуле:
Iт=Σqi*ai,
(4.2)
где qi
- относительный единичный показатель конкурентоспособности;
ai - весомость
параметра.
Произведем расчеты по формуле:
Iт 1 «Яшкино» =
0,94*0,24 + 0,92*0,19 + 1,00*0,15+1,00*0,12+1,00*0,14+1,00* 0,12+1,25*0,04 =
0,98;
Iт
2«Надежа»=0,52*0,24+0,90*0,19+0,68*0,15+0,48*0,12+0,86* 0,14+1,00*
,12+0,97*0,04 = 0,73;
Iт 3 «Ирискин и
Компания» = 0,80 *0,24 + 0,98 * 0,19 +0,80 *0,15 +0,88 *
0,12+0,92*0,14+0,96*0,12 +1,15*0,04 = 0,89.
Далее необходимо рассчитать экономический
показатель конкурентоспособности. Для расчета комплексного экономического
показателя, необходимо учесть цену на рынке, каждого исследуемого ириса.
Розничная цена за 140 г ириса «Яшкино»- 30
рублей; за 385 г ириса- 45 рублей; за 190 г ириса «Ирискин и Компания» -26
рублей. То есть получается, что 1 кг ириса «Яшкино» стоит 214 рублей 29 копеек,
«Надежда» -116 рублей 88 копеек, «Ирискин и Компания»- 136 рублей 84 копеек.
Необходимо найти среднерыночную цену за ирис
массой 1000 г. Она составляет 156 рублей 00 копеек.
Расчет комплексного экономического показателя
конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный»:
IЭ «Яшкино»=214,29/156=1,37;
IЭ
«Надежда»=116,88/156=0,75;
IЭ «Ирискин и
Компания»=136,84/156=0,88.
Далее рассчитаем интегральный показатель
конкурентоспособности по формуле:
К=Iнорм*
Iт/ IЭ,
(4.3)
где Iнорм
- нормативный показатель конкурентоспособности, если товар соответствует ГОСТ,
то он равен 1, если нет - 0 и товар неконкурентоспособен.
К «Яшкино»=1*0,98/1,37=0,72;
К «Надежда»=1*0,73/0,75=0,97;
К «Ирискин и Компания»=1*0,89/0,88=1,01
Если К˂1, то оцениваемый товар имеет более
низкий уровень конкурентоспособности и уступает образцу, если К˃1, то
превосходит его, К=1 конкурентоспособность образцов равна.
Результаты оценки комплексного показателя
конкурентоспособности по потребительским свойствам и комплексного
экономического показателей конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный»
представлены в таблице 11.
Таблица 11. Комплексные показатели
конкурентоспособности ириса тираженного «Сливочный»
Наименование
показателей конкурентоспособности
|
Значение
показателей конкурентоспособности
|
|
«Яшкино»
|
«Надежда»
|
«Ирискин
и Компания»
|
Комплексный
показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, Iт
|
0,98
|
0,73
|
0,89
|
Комплексный
экономический показатель конкурентоспособности, IЭ
|
1,37
|
0,75
|
0,88
|
Интегральный
показатель конкурентоспособности, К
|
0,72
|
0,97
|
1,01
|
|
|
|
|
|
|
В нашем случае у ириса торговой марки «Яшкино»
конкурентоспособность ниже базового образца - за счет высокой цены, у ириса
торговой марки «Надежда» конкурентоспособность ниже базового образца за счет
низких потребительских свойств, а у ириса торговой марки «Ирискин и Компания»
интегральный показатель больше базового. Это объясняется тем, что его
потребительские свойства и цена являются оптимальными для потребителя.
Выводы и предложения
Ирис - кондитерское изделие,
которое получают в результате уваривания сгущенного молока с сахаром, патокой и
жиром - сливочным маслом или маргарином, с добавлением вкусовых и
ароматизирующих веществ.
В последние годы спрос на ирис постепенно стал
расти. Современные кондитерские предприятия стали активно предлагать рынку свои
новинки. Ирис в розничной продаже в среднем реализуются по цене 160,59 руб./кг.
Заключительная оценка о качестве исследуемых
образцов ириса выглядит следующим образом: ирис торговых марок «Яшкино»,
«Ирискин и Компания», по органолептическим и физико-химическим показателям
соответствуют требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические условия». Ирис
торговой марки «Надежда» по таким показателям, как вкус, консистенция и
влажность не соответствуют требованиям ГОСТ 6478-89 «Ирис. Общие технические
условия».
В результате анализа маркировки исследуемых
образцов можно сделать заключение о том, что ирис торговых марок «Яшкино»,
«Надежда» имеет полную маркировку и соответствует ГОСТу 51074-2003 «Продукты
пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», ирис торговой марки
«Ирискин и Компания» не соответствует требованиям данного ГОСТа, так как на
упаковке не указана масса нетто.
По итогам проведенного анализа
ассортимента и качества ириса, реализуемого в магазине ОАО «Магнит», можно
сделать вывод о том, что ассортимент ириса не достаточно широк.
Таким образом, для совершенствования структуры
ассортимента конфет, реализуемых в магазине «Магнит», можно предложить:
увеличить в общем товарообороте ириса долю
наиболее конкурентоспособных производителей: ООО «Бековский РПК «Октябрь».
- увеличить ассортимент ириса, а производителю
можно предложить разнообразить тип упаковки и ее объемы, так как большинство
респондентов обращают внимание на внешний вид упаковки и ее оформление.
Список использованной литературы и источников
1. Брагин, Л.А. Торговое дело:
экономика, маркетинг, организация [Текст]/ Л.А.Брагин и др. - М: ИНФРА-М, 2002.
- 506с.
. ГОСТ 6441-96. ГОСТ 6478-89
Ирис. Общие технические условия - Введен 01.01.1991. - М.: Издательство
стандартов, 2004.- 5с.
. .Драгилев, А.И., Технология
кондитерских изделий [Текст]/ А.И. Драгилев. - М.: ДеЛи принт, 2003. - 430 с.
. Егоров, В.Ф. Организация
торговли [Текст]/ В.Ф. Егоров - СПб.: Питер, 2006.−352с.
. Елисеева, Л.Г.
Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Текст]/ Л.Г. Елисеева. -
М.: МЦФЭР, 2006. - 800с.
6. Зубченко
А.В. Технология кондитерского производства [Текст]/А.В. Зубченко. - М.: МЦФЭР,
2002. - 430 с.
7. Круглякова Г. В.
Коммерческое товароведение продовольственных товаров [Текст]/ Г.В. Круглякова.-
М.: МЦФЭР, 2002.-350 с.
. Малютенкова
С.М.Товароведение и экспертиза кондитерских товаров [Текст]/ С.М.
Малютенкова.-СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
. Праздничкова Н.В.
Методические указания по выполнению курсовой работы по продовольственным
товарам [Текст]/ Н.В. Праздничкова, - Самара, 2010. - 147 с.
. Олейникова, А.Я., Практикум по
технологии кондитерских изделий [Текст]/ А.Я Олейникова, Г.О. Магомедов, Т.Н.
Мирошникова. - СПб.: ГИОРД, 2005. - 480 с.
. Праздничкова, Н.В. Товароведение и
экспертиза кондитерских товаров [Текст]/ Н.В. Праздничкова: Учебное пособие -
Самара 2007.- 144 с.
. Рыжакова А.В. Товароведение и
экспертиза кондитерских товаров [Текст]/ А.В. Рыжакова - М.: Изд. Центр
«Академия», 2005. - 224 с.
. Чепурной И.П. Товароведение и
экспертиза кондитерских товаров [Текст]/ И.П. Чепурной- СПб.: ГИОРД, 2005. -
147 с.
. Шевченко В.В. Товароведение и
экспертиза потребительских товаров [Текст]/ В.В. Шевченко-Москва, 2003. - 156
с.
. Шепелев А.Ф. Товароведение и
экспертиза кондитерских товаров [Текст]/ А.Ф. Шепелев - Ростов н/Д:
издательский центр «МарТ», 2001. - 224с.
Приложение 1
Вид ириса в
производственной упаковке
Рис.6. Вид ириса торговой марки
Рис.7. Вид ириса торговой марки «Яшкино».
«Надежда»
Рис. 8. Вид ириса торговой марки «Ирискин и
Компания»
Приложение 2
Вид ириса без упаковки
Рис. 9. Вид ириса торговой марки
Рис.10. Вид ириса торговой марки «Яшкино»
«Надежда»
Рис. 11. Вид ириса торговой марки «Ирискин и
Компания»
Приложение 3
Дегустационный лист
Ф.И.О.
дегустатора___________________________________________
Дата проведения
экспертизы_______________________________________________________
Органолептическая оценка качества ириса
тираженного «Сливочный»
Наименование
показателей
|
Оценка
потребительских свойств ириса тираженного торговых марок
|
|
«Яшкино»
|
«Надежда»
|
«Ирискин
и Компания»
|
Вкус
|
|
|
|
Запах
|
|
|
|
Консистенция
|
|
|
|
Структура
|
|
|
|
Поверхность
|
|
|
|
Форма
|
|
|
|
Ф.И.О.дегустатора__________________________________________________________
Подпись_________________
Похожие работы на - Изучение ассортимента и проведение экспертизы качества ириса
|