Конструктивный расчет червячного редуктора
Курсовая
работа
Конструктивный
расчет червячного редуктора
Содержание
1. Кинематическая схема привода
. Энергетический и кинематический
расчет привода
.1 Выбор электродвигателя
.2 Уточнение передаточных чисел
привода
.3 Проверка электродвигателя на
пусковой момент
.4 Определение скоростей и моментов
на каждом валу.
. Силовой и прочностной расчет
зубчатых колес редуктора, определение их основных параметров
.1 Выбор материала колес редуктора
.2 Выбор допускаемых напряжений
.3 Расчет тихоходной ступени
.4 Расчет быстроходной ступени
. Предварительный расчет валов
. Конструктивные размеры шестерни и
колеса
. Конструктивные размеры корпуса
редуктора
. Первый этап компоновки редуктора
. Проверка долговечности подшипников
. Второй этап компоновки
. Проверка прочности шпоночных
соединений.
. Уточненный расчет промежуточного
вала
. Посадки деталей редуктора.
. Смазка зубчатых зацеплений и
подшипников.
. Сборка редуктора
. Проектирование муфт
.1 Проектирование компенсирующей
муфты
.2 Проектирование упругой
втулочно-пальцевой муфты (МУВП)
Список литературы
1.
Кинематическая схема привода
Исходные данные:
t=5 лет - срок службы
редуктора;год =0.3 - коэффициент годового
использования;сут =0.29 - коэффициент
суточного использования;
Р=S1-S2=330 кг - усилие,
передаваемое лентой конвейера;=1.2 м/сек - скорость ленты;
Д=250 мм - диаметр приводного барабана;
В=400 мм - длина приводного барабана.
2.
Энергетический и кинематический расчет привода
2.1
Выбор электродвигателя
Чтобы подобрать электродвигатель необходимо
знать:
·
тип;
·
частоту
вращения;
·
мощность.
Тип двигателя:
асинхронный трехфазный с короткозамкнутым
ротором.
Требуемую мощность электродвигателя определяют
на основании исходных данных:
, где /1, с.5/
Р - тяговое усилие, Н: Р=330 кг=3300 Н;-
скорость ленты конвейера, м/сек: V=1.2 м/сек;
hобщ - коэффициент
полезного действия привода.
Общее КПД привода определяется как:
hобщ=hред.×hм2.×hподш3
, где /5,с.68/
hред.-КПД редуктора,
hм.-КПД муфты,
hподш -
КПД подшипников.
Принимаем следующие значения КПД:
hм.=0.97,
hред=0.95,
/4,с.74,табл.5.4/
hподш.=0.99
Тогда hобщ=0.95×0.972×0.993=0.88.
Требуемая мощность электродвигателя:
Определим требуемую частоту вращения вала
электродвигателя:
nэ.тр.= uт×uб×nT,
где /1, с.8/
uт и uб-
передаточные числа тихоходной и быстроходной
ступеней цилиндрического двухступенчатого
редуктора;T - частота вращения приводного вала, об/мин:
nT =6×104×V/(pД),
где /1, с.6/
V- скорость ленты, м/сек: V=1.2 м/сек;
Д - диаметр приводного барабана, мм: Д=250 мм.
Тогда nТ=6×104×1.2/(3.14×250)=91.7
мин-1.
По табл. 24.9 /1, с.417/ выбираем
электродвигатель АИР112М4/1432: Р=5.5 кВт, n=1500 об/мин.
2.2
Уточнение передаточных чисел привода
, где
nЭД- частота вращения вала
электродвигателя,4-
частота вращения вала исполнительного органа n4=nб
Тогда uобщ=1500/91.7=16.4.
Передаточное редуктора uред.=
uобщ.= 16.4.
По формулам из табл. 1.3 /1, с.8/
имеем:
.
2.3
Проверка электродвигателя на пусковой момент
Выбранный двигатель должен обеспечивать пуск
установки под нагрузкой. Это условие выполняется, если пусковой момент
двигателя больше требуемого расчетного пускового момента, т.е.
Тпуск. ³
Т’пуск.
Значения
пусковых моментов определяют с помощью выражений
Тпуск.=кп×Тд,
Т’пуск.=к’п×Т’д.
Здесь кп-кратность
пускового момента двигателя (приводится в технических данных),
к’п-расчетная
кратность пускового момента (снимается с графика загрузки привода),
Тд-номинальный момент
двигателя,
Т’д-требуемый
расчетный момент двигателя.
кп=2.2, /1, с.417/
к’п=1.4,
, где
w- угловая скорость вращения рабочего вала машины;
, где /2, с.5/
n- частота вращения
рабочего вала (n=69.5 об/мин).
Тогда
кН×м кН×м
Тогда Тпуск.=2.2×0.573=1.2606
кН×м;
Т’пуск.=1.4×0.469=0.6566
кН×м.
Видно, что условие Тпуск. ³
Т’пуск. выполняется, следовательно, выбранный двигатель обеспечивает
пуск установки под нагрузкой.
2.4
Определение скоростей и моментов на каждом валу
а) Определим скорость и момент на первом валу
(соединенного муфтой с валом ротора двигателя):1=1500 об/мин -
частота вращения первого вала
Угловая скорость первого вала /3,с.113/
определится:
c-1
Вращающий момент на первом валу:
, где
РЭД- мощность
электродвигателя, Вт
w1- угловая скорость
первого вала, с-1
Н×м
б) Определим скорость и момент на втором валу:1=1500
об/мин -
частота вращения первого вала,б.=4.7
об/мин
Угловая скорость на втором валу /3,с.113/
определится:
c-1
Вращающий момент на втором валу:
, где
u1-2=uб -
передаточное отношение быстроходной ступени редуктора,
h1-2=hб-
КПД зубчатой передачи быстроходной ступени редуктора,
Т1- вращающий момент
на первом валу, Н×м
Н×м
в) Определим скорость и момент на
третьем валу:2=319.15 об/мин -
частота вращения третьего вала,T=3.5.
об/мин
Угловая скорость на третьем валу /3,с.113/
определится:
c-1
Вращающий момент на третьем валу:
, где
uT- передаточное
отношение тихоходной ступени редуктора,
hред.- КПД редуктора,
Т3- вращающий момент
на третьем валу, Н×м
Н×м.
На этом энергетический и кинематический расчет
привода заканчивается. Полученные параметры привода являются исходными данными
для проектного расчета всех передач привода.
Таблица 1. Результаты кинематического расчета.
№
вала
|
Частота
вращения, n [об/мин]
|
Угловая
скорость, w [с-1]
|
Вращающий
момент, Т [Н×м]
|
1
|
1500
|
157.08
|
35
|
2
|
33.42
|
160.39
|
3
|
91.19
|
9.55
|
547.33
|
3.
Силовой и прочностной расчет зубчатых колес редуктора, определение их основных
параметров
t=5 лет - срок службы
редуктора;год =0.3 - коэффициент годового
использования;сут =0.29 - коэффициент
суточного использования;
Следовательно, редуктор должен работать 6.96
часов в сутки, 190 дней в году в течении 5 лет.
3.1
Выбор материала колес редуктора
Так как в задании нет особых требований в
отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими
характеристиками.
По табл. 3.3 /7/ принимаем для шестерен сталь 45
улучшенную с твердостью НВ 200.
3.2
Выбор допускаемых напряжений
Допускаемые контактные напряжения по формуле /7,
с.3.9/ при проектном расчете:
Н/мм2, где
sН limb-
предел контактной выносливости при базовом числе циклов;HL-
коэффициент долговечности;
[n]- коэффициент запаса
прочности.
Принимаем по табл. 3.2 следующие значения:
sН limb=2НВ+70=2×200+70=270
Н/мм2,HL=1- при числе циклов
нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации
редуктора, [n]=1.15.
Принимаем значение коэффициента нагрузки для
случая несимметричного расположения колес KHb=1.25.
Коэффициенты ширины венцов по межосевому
расстоянию для быстроходной ступени Yва.Б=0.250
и для тихоходной Yва.Т=0.4
(так сделано потому, что тихоходная ступень более нагружена, чем быстроходная).
3.3
Расчет тихоходной ступени
Межосевое расстояние из условия контактной
выносливости активных поверхностей зубьев:
T=iT=3.5
Принимаем по стандарту awт=180
мм.
Нормальный модуль зацепления n.т=(0.01¸0.02)
awт=(0.01¸0.02)×180=1.8¸3.6
мм.
Принимаем mn.т=2.5 мм.
Принимаем предварительно угол наклона зубьев b=10°
и определяем числа зубьев шестерни и колеса:
.
Принимаем z3=32.
Тогда z4=z3×uT=32×3.5=112.
Уточняем значение угла b:
Основные диаметры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
Проверка: :
(80+280)/2=180 мм (= awт).
диаметры вершин зубьев:
da3=d3+2mnT=80+2×2.5=85 мм,
da4=d4+2mnT=280+2×2.5=285 мм.
Ширина колеса:4=Yва.Т× awт=0.4×180=72 мм.
Ширина шестерни:3=b4+(5¸10)=72+8=80
мм.
Определяем коэффициенты ширины
шестерни по диаметру:
.
Окружная скорость колес тихоходной ступени:
м/с.
При данной скорости назначаем 8-ю степень
точности.
Коэффициент нагрузки для проверки контактных
напряжений:
KH=KHb×KHa×KHv=1.12×1×1.05=1.176.
Здесь по табл. 3.5, 3.6 и 3.9 значения
коэффициентов:Hb=1.12, KHa=1,
KHv=1.05. Проверяем контактные напряжения:
Н/мм2.
Условие sН £
[s]Н
выполняется.
Силы, действующие в зацеплении тихоходной
ступени:
окружная
Н;
радиальная
Н;
осевая
.
Проверка зубьев тихоходной ступени на
выносливость по напряжениям изгиба /см. формулу 3.25/:
.
Определяем коэффициент нагрузки KF=KFb×KFv=1.24×1.1=1.37.
Здесь KFb=1.24
/табл.3.7/; KFv=1.1 /табл. 3.8/.
Коэффициент прочности зуба по местным
напряжениям YF выбираем в зависимости от эквивалентного числа зубьев
/см. параграф 3.3/
для шестерни: ; YF3=3.80;
для колеса: ; YF4=3.60.
Допускаемое напряжение по формуле
/3.24/:
.
Для шестерни Н/мм2;
для колеса Н/мм2.
Коэффициент запаса прочности [n]F=[n]’F×[n]”F.
По табл. 3.9 имеем:
[n]’F=1.75; [n]”F=1.
Допускаемые напряжения и отношения :
для шестерен Н/мм2,
Н/мм2,
для колеса Н/мм2,
Н/мм2.
Найденное отношение меньше для колеса.
Следовательно, дальнейшую проверку проводим для
зубьев колеса.
Проверяем зуб колеса по формуле /3.25/:
Н/мм2,
что значительно меньше [s]F4=206
Н/мм2.
3.4
Расчет быстроходной ступени
Межосевое расстояние из условия контактной
выносливости активных поверхностей зубьев:
Б=iБ=4.7
Принимаем по стандарту awт=130
мм.
Допускаемое контактное напряжение для материала
колеса такое же, как в тихоходной ступени: [s]Н=408
Н/мм2.
Нормальный модуль mn для быстроходной
ступени в целях увеличения плавности и бесшумности передачи принимают несколько
меньше, чем в тихоходной.
Принимаем mn.Б=1.5 мм.
Предварительно принимаем b=10°
и определяем числа зубьев шестерни и колеса:
.
Принимаем z3=30.
Тогда z4=z3×uБ=30×4.7=141.
Уточняем значение угла b:
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
Проверка: :
(46+214)/2=130 мм (= awТ).
диаметры
вершин зубьев:a1=d1+2mnБ=46+2×1.5=49 мм,a2=d2+2mnБ=214+2×1.5=217 мм.
Ширина
колеса:2=Yва.Б× awБ=0.25×130=33 мм.
Ширина
шестерни:1=b2+(5¸10)=33+5=38 мм.
Коэффициенты
ширины шестерни по диаметру:
.
Окружная скорость колес быстроходной ступени и
степень точности передачи:
м/с.
Назначаем 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки KH (см. расчет
тихоходной ступени):
KH=KHb×KHa×KHv=1.04×1×1.05=1.09.
Проверяем контактные напряжения:
Н/мм2.
Условие sН £
[s]Н
выполняется.
Силы в зацеплении:
Окружная
Н;
радиальная
Н;
осевая
Н.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям
изгиба по формуле (3.25):
.
Коэффициент нагрузки (см. расчет тихоходной
ступени) F=KFb×KFv=1.07×1.3=1.39.
Коэффициент прочности зуба по местным
напряжениям YF (см. стр. 35) в зависимости от эквивалентного числа
зубьев:
для шестерни: ; YF1=3.76;
для колеса: ; YF2=3.60.
Допускаемое напряжение:
.
Для стали 45 улучшенной =1.8 НВ.
Для шестерни Н/мм2;
для колеса Н/мм2.
Коэффициент запаса прочности [n]F=[n]’F×[n]”F=1.75×1=1.75.
Допускаемые напряжения и отношения :
для шестерен Н/мм2,
Н/мм2,
для колеса Н/мм2,
Н/мм2.
Проверяем зуб колеса:
Н/мм2 < [s]F2=206 Н/мм2.
4.
Предварительный расчет валов
Крутящие моменты в поперечных сечениях валов:
ведущего М1=35×103
Н×мм;
промежуточного М2=М3=160.39×103
Н×мм;
ведомого М4=547.33×103
Н×мм.
Диаметр выходного конца ведущего вала при [t]к=25
Н/мм2:
мм.
Принимаем db1=20 мм.
Диаметры шеек под подшипники dп1=35
мм, под ведущей шестерней dк1=30 мм.
У промежуточного вала определяем диаметр
опасного сечения (под шестерней z3) по пониженным допускаемым
напряжениям [t]к=15
Н/мм2:
мм.
Принимаем диаметр под шестерней dк3=40
мм; такой же диаметр выполним под зубчатым колесом dк2=40 мм; под
подшипниками dп2=35 мм.
Ведомый вал рассчитываем при [t]к=25
Н/мм2.
Диаметр выходного конца вала:
мм.
Принимаем dв4=50 мм; диаметры под
подшипниками dп4=55 мм; под колесом dк4=60 мм.
5.
Конструктивные размеры шестерни и колеса
Быстроходная ступень
Шестерня:
1=46 мм, a1=49 мм, 1=38 мм.
Колесо:2=214
мм,a2=217 мм,2=33 мм.
Шестерню
изготовим без ступицы.
Диаметр
и длина ступицы колеса:ст.2 »
1.6× dк2=1.6×40=64 мм, ст.2
» (1.2¸1.5) dк2=(1.2¸1.5)×40=48¸60 мм.
Принимаем
lст.2=54 мм.
Толщина
обода d0=(2.5¸4)×mnБ=(2.5¸4)×1.5.
Принимаем
d0=5 мм.
Толщина
диска С=0.3×b2=0.3×33=10 мм.
Тихоходная ступень
Шестерня:
3=80 мм, a3=85 мм, 3=80 мм.
Колесо:4=280
мм,a4=285 мм,4=72 мм.
Шестерню
изготовляем без ступицы.
Диаметр
ступицы колеса:ст.4 »
1.6× dк4=1.6×60=96 мм.
Длина
ступицы lст.4=b4=72 мм.
Толщина
обода d0=10 мм.
Толщина
диска С=20 мм.
6.
Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок:
d=0.025×ат+3мм=0.025×180+3=7.5
мм;
d1=0.02×ат+3мм=0.02×180+3=6.6
мм.
Принимаем d=d1=8
мм.
Толщина фланцев:=1.5×d=1.5×8=12
мм;1=1.5×d1=1.5×8=12
мм;
р=2.35×d=2.35×8=18.8
мм.
Размеры остальных элементов корпуса и крышки
определяем по данным табл. 8.3 /7, с.157/.
Диаметры болтов:
· фундаментных:
1=(0.03¸0.036)×a+12=(0.03¸0.036)×180+12=17.4¸18.5 мм.
Принимаем
болты с резьбой М20.
· болты,
крепящие крышку к корпусу у подшипника:2=(0.7¸0.75)×d1=(0.7¸0.75)×20=14¸15 мм.
Принимаем
болты с резьбой М16.
· болты,
соединяющие крышку с корпусом:3=(0.5¸0.6)×d1=(0.5¸0.6)×20=10¸12 мм.
Принимаем
болты с резьбой М12.
7.
Первый этап компоновки редуктора
Выявляем расстояние между опорами и положение
зубчатых колес относительно опор.
Чертеж выполняем в масштабе 1:1.
Выбираем способ смазки: зубчатые зацепления
окунанием зубчатых колес в масляную ванну, подшипники -
тем же маслом за счет его разбрызгивания.
Последовательность выполнения компоновки такова.
Проводим три вертикальные осевые линии на
расстоянии аwБ=130
мм и аwТ=180
мм.
Ориентировочно намечаем для валов радиальные
шарикоподшипники средней серии, подбирая их по диаметрам посадочных мест:
для ведущего вала: подшипник 307 (d=35 мм, В=21
мм),
для ведомого вала: подшипник 311 (d=55 мм, В=29
мм),
для промежуточного вала: подшипник 307 (d=35 мм,
В=21 мм).
Принимаем зазоры между торцами колес, а также
между торцами колес и внутренней стенкой корпуса 12 мм.
Вычерчиваем зубчатые колеса в виде
прямоугольников и очерчиваем внутреннюю стенку корпуса.