Конструктивный расчет червячного редуктора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    190,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конструктивный расчет червячного редуктора















Курсовая работа

Конструктивный расчет червячного редуктора

Содержание

1. Кинематическая схема привода

. Энергетический и кинематический расчет привода

.1 Выбор электродвигателя

.2 Уточнение передаточных чисел привода

.3 Проверка электродвигателя на пусковой момент

.4 Определение скоростей и моментов на каждом валу.

. Силовой и прочностной расчет зубчатых колес редуктора, определение их основных параметров

.1 Выбор материала колес редуктора

.2 Выбор допускаемых напряжений

.3 Расчет тихоходной ступени

.4 Расчет быстроходной ступени

. Предварительный расчет валов

. Конструктивные размеры шестерни и колеса

. Конструктивные размеры корпуса редуктора

. Первый этап компоновки редуктора

. Проверка долговечности подшипников

. Второй этап компоновки

. Проверка прочности шпоночных соединений.

. Уточненный расчет промежуточного вала

. Посадки деталей редуктора.

. Смазка зубчатых зацеплений и подшипников.

. Сборка редуктора

. Проектирование муфт

.1 Проектирование компенсирующей муфты

.2 Проектирование упругой втулочно-пальцевой муфты (МУВП)

Список литературы

1. Кинематическая схема привода

 

Исходные данные:

t=5 лет - срок службы редуктора;год =0.3 - коэффициент годового использования;сут =0.29 - коэффициент суточного использования;

Р=S1-S2=330 кг - усилие, передаваемое лентой конвейера;=1.2 м/сек - скорость ленты;

Д=250 мм - диаметр приводного барабана;

В=400 мм - длина приводного барабана.


2. Энергетический и кинематический расчет привода

2.1 Выбор электродвигателя

Чтобы подобрать электродвигатель необходимо знать:

·   тип;

·   частоту вращения;

·   мощность.

Тип двигателя:

асинхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором.

Требуемую мощность электродвигателя определяют на основании исходных данных:

, где /1, с.5/

Р - тяговое усилие, Н: Р=330 кг=3300 Н;- скорость ленты конвейера, м/сек: V=1.2 м/сек;

hобщ - коэффициент полезного действия привода.

Общее КПД привода определяется как:

hобщ=hред.×hм2.×hподш3 , где /5,с.68/

hред.-КПД редуктора,

hм.-КПД муфты,

hподш - КПД подшипников.

Принимаем следующие значения КПД:

hм.=0.97,

hред=0.95, /4,с.74,табл.5.4/

hподш.=0.99

Тогда hобщ=0.95×0.972×0.993=0.88.

Требуемая мощность электродвигателя:


Определим требуемую частоту вращения вала электродвигателя:

nэ.тр.= uт×uб×nT, где /1, с.8/

uт и uб- передаточные числа тихоходной и быстроходной

ступеней цилиндрического двухступенчатого редуктора;T - частота вращения приводного вала, об/мин:

nT =6×104×V/(pД), где /1, с.6/

V- скорость ленты, м/сек: V=1.2 м/сек;

Д - диаметр приводного барабана, мм: Д=250 мм.

Тогда nТ=6×104×1.2/(3.14×250)=91.7 мин-1.

По табл. 24.9 /1, с.417/ выбираем электродвигатель АИР112М4/1432: Р=5.5 кВт, n=1500 об/мин.

2.2 Уточнение передаточных чисел привода

, где

nЭД- частота вращения вала электродвигателя,4- частота вращения вала исполнительного органа n4=nб

Тогда uобщ=1500/91.7=16.4.

Передаточное редуктора uред.= uобщ.= 16.4.

По формулам из табл. 1.3 /1, с.8/ имеем:

.

2.3 Проверка электродвигателя на пусковой момент

Выбранный двигатель должен обеспечивать пуск установки под нагрузкой. Это условие выполняется, если пусковой момент двигателя больше требуемого расчетного пускового момента, т.е.

Тпуск. ³ Т’пуск.

Значения пусковых моментов определяют с помощью выражений

Тпуск.п×Тд,

Т’пуск.=к’п×Т’д.

Здесь кп-кратность пускового момента двигателя (приводится в технических данных),

к’п-расчетная кратность пускового момента (снимается с графика загрузки привода),

Тд-номинальный момент двигателя,

Т’д-требуемый расчетный момент двигателя.

кп=2.2, /1, с.417/

к’п=1.4,

, где

w- угловая скорость вращения рабочего вала машины;

, где /2, с.5/

n- частота вращения рабочего вала (n=69.5 об/мин).

Тогда

кН×м кН×м

Тогда Тпуск.=2.2×0.573=1.2606 кН×м;

Т’пуск.=1.4×0.469=0.6566 кН×м.

Видно, что условие Тпуск. ³ Т’пуск. выполняется, следовательно, выбранный двигатель обеспечивает пуск установки под нагрузкой.

2.4 Определение скоростей и моментов на каждом валу

а) Определим скорость и момент на первом валу (соединенного муфтой с валом ротора двигателя):1=1500 об/мин - частота вращения первого вала

Угловая скорость первого вала /3,с.113/ определится:

 c-1

Вращающий момент на первом валу:

, где

РЭД- мощность электродвигателя, Вт

w1- угловая скорость первого вала, с-1

 Н×м

б) Определим скорость и момент на втором валу:1=1500 об/мин - частота вращения первого вала,б.=4.7

об/мин

Угловая скорость на втором валу /3,с.113/ определится:

c-1

Вращающий момент на втором валу:

, где

u1-2=uб - передаточное отношение быстроходной ступени редуктора,

h1-2=hб- КПД зубчатой передачи быстроходной ступени редуктора,

Т1- вращающий момент на первом валу, Н×м

 Н×м

в) Определим скорость и момент на третьем валу:2=319.15 об/мин - частота вращения третьего вала,T=3.5.

об/мин

Угловая скорость на третьем валу /3,с.113/ определится:

c-1

Вращающий момент на третьем валу:

, где

uT- передаточное отношение тихоходной ступени редуктора,

hред.- КПД редуктора,

Т3- вращающий момент на третьем валу, Н×м

 Н×м.

На этом энергетический и кинематический расчет привода заканчивается. Полученные параметры привода являются исходными данными для проектного расчета всех передач привода.

Таблица 1. Результаты кинематического расчета.

№ вала

Частота вращения, n [об/мин]

Угловая скорость, w [с-1]

Вращающий момент, Т [Н×м]

1

1500

157.08

35

2

33.42

160.39

3

91.19

9.55

547.33


3. Силовой и прочностной расчет зубчатых колес редуктора, определение их основных параметров


t=5 лет - срок службы редуктора;год =0.3 - коэффициент годового использования;сут =0.29 - коэффициент суточного использования;

Следовательно, редуктор должен работать 6.96 часов в сутки, 190 дней в году в течении 5 лет.

3.1 Выбор материала колес редуктора

Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками.

По табл. 3.3 /7/ принимаем для шестерен сталь 45 улучшенную с твердостью НВ 200.

3.2 Выбор допускаемых напряжений

Допускаемые контактные напряжения по формуле /7, с.3.9/ при проектном расчете:

 Н/мм2, где

sН limb- предел контактной выносливости при базовом числе циклов;HL- коэффициент долговечности;

[n]- коэффициент запаса прочности.

Принимаем по табл. 3.2 следующие значения:

sН limb=2НВ+70=2×200+70=270 Н/мм2,HL=1- при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, [n]=1.15.

Принимаем значение коэффициента нагрузки для случая несимметричного расположения колес KHb=1.25.

Коэффициенты ширины венцов по межосевому расстоянию для быстроходной ступени Yва.Б=0.250 и для тихоходной Yва.Т=0.4 (так сделано потому, что тихоходная ступень более нагружена, чем быстроходная).

3.3 Расчет тихоходной ступени

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:

T=iT=3.5

Принимаем по стандарту awт=180 мм.

Нормальный модуль зацепления n.т=(0.01¸0.02) awт=(0.01¸0.02)×180=1.8¸3.6 мм.

Принимаем mn.т=2.5 мм.

Принимаем предварительно угол наклона зубьев b=10° и определяем числа зубьев шестерни и колеса:

.

Принимаем z3=32.

Тогда z4=z3×uT=32×3.5=112.

Уточняем значение угла b:


Основные диаметры шестерни и колеса:

диаметры делительные:


Проверка: : (80+280)/2=180 мм (= awт).

диаметры вершин зубьев:

da3=d3+2mnT=80+2×2.5=85 мм,

da4=d4+2mnT=280+2×2.5=285 мм.

Ширина колеса:4=Yва.Т× awт=0.4×180=72 мм.

Ширина шестерни:3=b4+(5¸10)=72+8=80 мм.

Определяем коэффициенты ширины шестерни по диаметру:

.

Окружная скорость колес тихоходной ступени:

м/с.

При данной скорости назначаем 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:

KH=KHb×KHa×KHv=1.12×1×1.05=1.176.

Здесь по табл. 3.5, 3.6 и 3.9 значения коэффициентов:Hb=1.12, KHa=1, KHv=1.05. Проверяем контактные напряжения:

Н/мм2.

Условие sН £ [s]Н выполняется.

Силы, действующие в зацеплении тихоходной ступени:

окружная

Н;

радиальная

Н;

осевая

.

Проверка зубьев тихоходной ступени на выносливость по напряжениям изгиба /см. формулу 3.25/:

.

Определяем коэффициент нагрузки KF=KFb×KFv=1.24×1.1=1.37.

Здесь KFb=1.24 /табл.3.7/; KFv=1.1 /табл. 3.8/.

Коэффициент прочности зуба по местным напряжениям YF выбираем в зависимости от эквивалентного числа зубьев /см. параграф 3.3/

для шестерни: ; YF3=3.80;

для колеса: ; YF4=3.60.

Допускаемое напряжение по формуле /3.24/:

.

Для шестерни  Н/мм2;

для колеса  Н/мм2.

Коэффициент запаса прочности [n]F=[n]’F×[n]”F.

По табл. 3.9 имеем:

[n]’F=1.75; [n]”F=1.

Допускаемые напряжения и отношения :

для шестерен  Н/мм2,

 Н/мм2,

для колеса  Н/мм2,

 Н/мм2.

Найденное отношение меньше для колеса.

Следовательно, дальнейшую проверку проводим для зубьев колеса.

Проверяем зуб колеса по формуле /3.25/:

 Н/мм2,

что значительно меньше [s]F4=206 Н/мм2.

3.4 Расчет быстроходной ступени

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:

 Б=iБ=4.7

Принимаем по стандарту awт=130 мм.

Допускаемое контактное напряжение для материала колеса такое же, как в тихоходной ступени: [s]Н=408 Н/мм2.

Нормальный модуль mn для быстроходной ступени в целях увеличения плавности и бесшумности передачи принимают несколько меньше, чем в тихоходной.

Принимаем mn.Б=1.5 мм.

Предварительно принимаем b=10° и определяем числа зубьев шестерни и колеса:

.

Принимаем z3=30.

Тогда z4=z3×uБ=30×4.7=141.

Уточняем значение угла b:


Основные размеры шестерни и колеса:

диаметры делительные:


Проверка: : (46+214)/2=130 мм (= awТ).

диаметры вершин зубьев:a1=d1+2m=46+2×1.5=49 мм,a2=d2+2m=214+2×1.5=217 мм.

Ширина колеса:2=Yва.Б× awБ=0.25×130=33 мм.

Ширина шестерни:1=b2+(5¸10)=33+5=38 мм.

Коэффициенты ширины шестерни по диаметру:

.

Окружная скорость колес быстроходной ступени и степень точности передачи:

м/с.

Назначаем 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки KH (см. расчет тихоходной ступени):

KH=KHb×KHa×KHv=1.04×1×1.05=1.09.

Проверяем контактные напряжения:

 Н/мм2.

Условие sН £ [s]Н выполняется.

Силы в зацеплении:

Окружная

Н;

радиальная

Н;

осевая

Н.

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле (3.25):

.

Коэффициент нагрузки (см. расчет тихоходной ступени) F=KFb×KFv=1.07×1.3=1.39.

Коэффициент прочности зуба по местным напряжениям YF (см. стр. 35) в зависимости от эквивалентного числа зубьев:

для шестерни: ; YF1=3.76;

для колеса: ; YF2=3.60.

Допускаемое напряжение:

.

Для стали 45 улучшенной =1.8 НВ.

Для шестерни  Н/мм2;

для колеса  Н/мм2.

Коэффициент запаса прочности [n]F=[n]’F×[n]”F=1.75×1=1.75.

Допускаемые напряжения и отношения :

для шестерен  Н/мм2,

 Н/мм2,

для колеса  Н/мм2,

 Н/мм2.

Проверяем зуб колеса:

 Н/мм2 < [s]F2=206 Н/мм2.

4. Предварительный расчет валов

Крутящие моменты в поперечных сечениях валов:

ведущего М1=35×103 Н×мм;

промежуточного М23=160.39×103 Н×мм;

ведомого М4=547.33×103 Н×мм.

Диаметр выходного конца ведущего вала при [t]к=25 Н/мм2:

 мм.

Принимаем db1=20 мм.

Диаметры шеек под подшипники dп1=35 мм, под ведущей шестерней dк1=30 мм.

У промежуточного вала определяем диаметр опасного сечения (под шестерней z3) по пониженным допускаемым напряжениям [t]к=15 Н/мм2:

 мм.

Принимаем диаметр под шестерней dк3=40 мм; такой же диаметр выполним под зубчатым колесом dк2=40 мм; под подшипниками dп2=35 мм.

Ведомый вал рассчитываем при [t]к=25 Н/мм2.

Диаметр выходного конца вала:

 мм.

Принимаем dв4=50 мм; диаметры под подшипниками dп4=55 мм; под колесом dк4=60 мм.

5. Конструктивные размеры шестерни и колеса

Быстроходная ступень

Шестерня: 1=46 мм, a1=49 мм, 1=38 мм.

Колесо:2=214 мм,a2=217 мм,2=33 мм.

Шестерню изготовим без ступицы.

Диаметр и длина ступицы колеса:ст.2 » 1.6× dк2=1.6×40=64 мм, ст.2 » (1.2¸1.5) dк2=(1.2¸1.5)×40=48¸60 мм.

Принимаем lст.2=54 мм.

Толщина обода d0=(2.5¸4)×m=(2.5¸4)×1.5.

Принимаем d0=5 мм.

Толщина диска С=0.3×b2=0.3×33=10 мм.

Тихоходная ступень

Шестерня: 3=80 мм, a3=85 мм, 3=80 мм.

Колесо:4=280 мм,a4=285 мм,4=72 мм.

Шестерню изготовляем без ступицы.

Диаметр ступицы колеса:ст.4 » 1.6× dк4=1.6×60=96 мм.

Длина ступицы lст.4=b4=72 мм.

Толщина обода d0=10 мм.

Толщина диска С=20 мм.

6. Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок:

d=0.025×ат+3мм=0.025×180+3=7.5 мм;

d1=0.02×ат+3мм=0.02×180+3=6.6 мм.

Принимаем d=d1=8 мм.

Толщина фланцев:=1.5×d=1.5×8=12 мм;1=1.5×d1=1.5×8=12 мм;

р=2.35×d=2.35×8=18.8 мм.

Размеры остальных элементов корпуса и крышки определяем по данным табл. 8.3 /7, с.157/.

Диаметры болтов:

·        фундаментных: 1=(0.03¸0.036)×a+12=(0.03¸0.036)×180+12=17.4¸18.5 мм.

Принимаем болты с резьбой М20.

·        болты, крепящие крышку к корпусу у подшипника:2=(0.7¸0.75)×d1=(0.7¸0.75)×20=14¸15 мм.

Принимаем болты с резьбой М16.

·        болты, соединяющие крышку с корпусом:3=(0.5¸0.6)×d1=(0.5¸0.6)×20=10¸12 мм.

Принимаем болты с резьбой М12.

7. Первый этап компоновки редуктора

Выявляем расстояние между опорами и положение зубчатых колес относительно опор.

Чертеж выполняем в масштабе 1:1.

Выбираем способ смазки: зубчатые зацепления окунанием зубчатых колес в масляную ванну, подшипники - тем же маслом за счет его разбрызгивания.

Последовательность выполнения компоновки такова.

Проводим три вертикальные осевые линии на расстоянии аwБ=130 мм и аwТ=180 мм.

Ориентировочно намечаем для валов радиальные шарикоподшипники средней серии, подбирая их по диаметрам посадочных мест:

для ведущего вала: подшипник 307 (d=35 мм, В=21 мм),

для ведомого вала: подшипник 311 (d=55 мм, В=29 мм),

для промежуточного вала: подшипник 307 (d=35 мм, В=21 мм).


Принимаем зазоры между торцами колес, а также между торцами колес и внутренней стенкой корпуса 12 мм.

Вычерчиваем зубчатые колеса в виде прямоугольников и очерчиваем внутреннюю стенку корпуса.

Похожие работы на - Конструктивный расчет червячного редуктора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!