анализирует внешнюю политику Франции при президенте Валери Жискар д'Эстэне. Автор показывает экономические и политические связи Франции со странами - членами НАТО, ее роль в европейском строительстве, а также основные принципы взаимоотношений Франции с развивающимися странами.
Исследуя франко-германские отношения, я выяснила, что это событие стало положительным в жизни Европы, которое трудно переоценить. Оно обеспечило создание прочной основы для успехов, достигнутых на настоящий момент в трудном процессе объединения Европы.
1. Международная обстановка 1945 - 1960х гг. XX в.
1.1 Развитие международных отношений после Второй Мировой войны
Послевоенное урегулирование международных отношений было отмечено острой политической борьбой. Главная роль в процессе урегулирования принадлежала двум странам, которые вскоре из-за их влияния и роли в мире назвали сверхдержавами - СССР и США. Влияние двух других великих держав Великобритании и Франции на европейские дела было значительным, но уступало советскому и американскому влиянию.
Основной организацией, созданная 24 октября 1945 г. для урегулирования международных отношений, была Организация Объединенных Наций. В ООН постоянно рассматривались проблемы послевоенного устройства и международных отношений. В ООН преобладало влияние США. В условиях разногласий между державами это затрудняло принятие решений и ослабляло роль ООН в мировой политике.
Основные контуры послевоенного урегулирования были намечены на Тегеранской 1943 г. и Крымской (Ялтинской) 1945 г. конференциях руководителей СССР, США, Великобритании И.В. Сталина, Ф.Д. Рузвельта и У. Черчилля. Берлинская (Потсдамская) конференция лидеров трех великих держав, проходившая с 17 июля по 2 августа 1945 г., приняла ряд решений по германскому вопросу и по проблемам послевоенного сотрудничества.
Предполагалось, что Германия должна внутренне преобразоваться на демократических началах, отдать все завоеванные территории, передать СССР г. Кенигсберг и определенные пограничные территории - Польше. По соглашению стран - победительниц вся Германия и Берлин делились на советскую, американскую, английскую и французскую зоны оккупации, которые в перспективе должны были объединиться в единое государство.
Но события развивались по иному сценарию. Западные державы и СССР по разному видели процесс создания единой демократической Германии. У руководителей западных держав и Советского Союза были различные представления о демократии - в западных странах она ассоциировалась с либерализмом, а в СССР - с коммунизмом.
Американские планы, поддержанные Великобританией и Францией, предусматривали объединение западных зон оккупации в отдельное государство и превращение его в антикоммунистический бастион. Они были реализованы провозглашением в сентябре 1949 г. западногерманского государства - Федеративной Республики Германия. ФРГ сразу же примкнула к антисоветскому альянсу. На территории советской зоны оккупации в октябре 1949 г. была образована Германская Демократическая Республика. На четыре ближайших десятилетия германия оказалась расколотой на две части.
Германский вопрос усугублялся и становился самой острой международной проблемой в Европе. ФРГ выступала от имени всех немцев, что вызывало сильное раздражение в СССР и в руководстве ГДР. СССР крайне настороженно и даже враждебно относился к включению ФРГ в западноевропейские экономические и, особенно военно-политические структуры (в 1955 г. ФРГ была принята в Организацию Североатлантического договора НАТО). В свою очередь Запад негативно отнесся к самому факту провозглашения ГДР, возведению Берлинской стены и ко всем процессам, протекавшим за ней.
Всякий раз на Западе разворачивались антисоветские пропагандистские кампании, а в СССР обвиняли запад в их неправомерных действиях. С каждым годом обсуждение различных аспектов германской проблемы получало новый виток развития. И Восток, и Запад выдвигали десятки предложений по разрешению, по объединению, по сотрудничеству ФРГ и ГДР. Но согласовать их не удавалось. Ни Сталин, ни Трумэн не проявляли склонности к компромиссам.
Кроме того, нарастанию напряженности способствовал факт нахождения американских войск в западной части Европы, а советских - в восточной. Это предопределило раскол Европы, в результате которого западные страны остались капиталистическими, а восточные стали строить социализм по советской модели.
Вместе с тем, ряд проблем был успешно разрешен. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с пятью странами, бывшими союзниками гитлеровской Германии, - Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией - и странами, объявившими им войну. После их ратификации СССР, США, Великобританией и Францией в ноябре 1947 г. они вступили в силу.
Согласно подписанным договорам, были восстановлены границы государств, подписавших документ с некоторыми изменениями, в пользу соседних стран, объявивших им войну. Италия признала независимость Албании и Эфиопии, лишилась всех своих колоний в Африке, государственный статус которых был определен позднее.
Политические постановления договоров предусматривали проведение в побежденных странах демократических преобразований, задержание военных преступников. Военные решения разрешали побежденным странам содержать вооруженные силы в размерах, необходимых для национальной обороны. Западные державы обязывались вывести свои воинские контингенты из Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии в течение 90 дней со дня вступления договоров в силу. СССР разрешалось продолжить пребывание своих вооруженных сил в Венгрии и Румынии для обеспечения коммуникаций с Австрией, где до 1955 г. находились советские войска.
Договоры устанавливали объемы и порядок выплаты репараций пятью странами, а также компенсаций потерь иностранных собственников.
При обсуждении договоров обнаружилось стремление великих держав оказать покровительство тем из побежденных стран, с которыми предполагалось установить отношения сотрудничества.
Успешно был решен австрийский вопрос. 15 мая 1955 г. в Вене министры иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии подписали Государственный договор. Он предусматривал восстановление суверенитета австрийского государства, его нейтрализацию, вывод с его территории оккупационных войск четырех великих держав.
В дальнейшем предстояло возвратиться к проблемам, вызванным расколом Германии и Европы.
1.2 Германия и Франция в системе международных отношений послевоенного времени
Президент республики генерал де Голль сконцентрировал свое внимание на внешнеполитической деятельности. Он проводил политику, направленную на возрождение "величия Франции".
Де Голль стремился обеспечить Франции достойное место в НАТО. Он претендовал на то, чтобы внутри блока Франция играла роль державы с "мировой ответственностью" и отстаивал эту идею перед президентами США - сначала Эйзенхауэром, потом Кеннеди. Однако, де Голль не нашел у него поддержки ни у одного, ни у другого.
В результате де Голль, понимая, что не придет к согласию с Соединенными Штатами, начал курс постепенного отхода от НАТО. В этой связи президент придавал большое значение производству собственного атомного оружия. Он считал, что обладание ядерным потенциалом возвеличивает Францию и ставит ее в ранг великой державы. В 1966 г., после того как де Голль окончательно убедился в невозможности реорганизации Атлантического блока, он объявил о выходе своей страны из НАТО. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы. Штаб-квартира НАТО переместилась из Парижа в Брюссель.
Отношения Франции с Великобританией первое время складывались весьма благоприятно. Англия была первой страной, которую де Голль в 1960 г. посетил с официальным визитом. Но хорошие отношения разрушились, когда Великобритания объявила о своем намерении войти в "Общий рынок". Де Голль был категорически против этого, т.к. стремился избежать конкуренции со стороны Великобритании для французских товаров, главным образом сельскохозяйственной продукции. Он дважды накладывал вето на вступление Англии в ЕЭС.
Большое значение де Голль придавал связям Франции с Западной Германией. Он несколько раз встречался с канцлером ФРГ, а в 1962 г. посетил ФРГ с официальным визитом. Менее чем через год, в 1963 г., в Париже де Голль и Аденауэр подписали франко-западногерманский договор о сотрудничестве, который предполагал постоянные встречи и консультации глав Франции и ФРГ. Согласно договору, правительства обеих стран перед принятием ответственных решений обязались совещаться.
Между тем, Де Голль одним из первых европейских политиков выступил за создание "единой Европы". Де Голль полагал, что европейские страны - это основное звено планеты, центр, который несет на себе всю ответственность по отношению к остальным континентам. Он считал, что именно Европа стимулирует и даже направляет духовное и техническое развитие мира.
Уже в 1961-1962 гг. президент Франции и сторонники его идеи предложили заключить между странами "Общего рынка" договора, с целью постоянного сотрудничества их правительств, для разработки совместной политики в области международных отношений, обороны, экономики и культуры. Генерал считал, что в Европе нужно создать такую организацию, которая могла бы в известной мере противостоять Соединенным Штатам. Но "единая Европа" де Голля - это не наднациональное объединение, а "Европа отечеств", в которой каждая отдельная страна сохраняет свою национальную самобытность.
В 1966 г. де Голль прибыл в СССР с ответным визитом. Визит де Голля длился 10 дней и не был ограничен пределами Москвы: генерал стремился ознакомиться с различными сферами общественной жизни Советского Союза, побывал в Ленинграде, Киеве, Волгограде, Новосибирске, на космодроме Байконур. В Москве де Голль продемонстрировал свое желание выступить инициатором процесса разрядки международной напряженности. Переговоры завершились подписанием советско-французского договора о сотрудничестве.
Во время президентства де Голля во внешней политике Франции большое значение придавалось связям с государствами "третьего мира". В 1964 г. генерал осуществил большое путешествие по странам Латинской Америки и везде был радушно принят. В том же году генерал выступил за признание Китайской Народной Республики.
Индивидуальность де Голля наложила отпечаток на всю внешнюю политику Франции. Президент часто принимал неординарные решения, идущие вразрез с позицией западных держав. Он одним из первых решительно выступил против войны США во Вьетнаме. В 1967 г. во время "шестидневной войны" де Голль осудил Израиль за то, что он начал военные действия и затем силой удерживал захваченные территории. Генерал наложил эмбарго на поставку французской техники всем странам, участвующим в конфликте. Но главным образом это ударило по Израилю.
Знаменательным стал визит президента Франции в июле 1967 г. в Канаду. Свою речь, произнесенную в Монреале, де Голль закончил словами: "Да здравствует свободный Квебек!" Тем самым он поддержал право франко-канадцев самим решать свою судьбу и, если они желают, отделиться. Такая речь была воспринята в правящих кругах Канады просто как провокация. Президенту Франции пришлось прекратить свой визит и возвратиться в Париж.
Особая позиция де Голля в тех или иных международных вопросах иногда вызывала неприязнь руководителей других государств, в частности США. Однако в критических ситуациях президент Франции всегда вставал на позиции западных держав и блока НАТО. Так было, например, во времена Берлинского и Карибского кризисов. Именно в период президентства Ш. де Голля Франция смогла все-таки восстановить свое положение великой страны со статусом ядерной и космической державы.
Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Правительство поддерживало развитие новейших отраслей промышленности и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве работников уменьшился, а доля трудящихся в непроизводственной сфере увеличилась. К середине 1970-х гг. в сфере финансов, торговли и услуг было занято больше населения, чем во всех отраслях промышленности. На производстве значительно увеличилась прослойка высококвалифицированных рабочих и служащих.
В плане международных отношений, ФРГ в первые годы после войны не была равноправной в отношениях с другими странами. США, Великобритания и Франция разместили на ее территории свои войска и имели право своевольно вмешиваться в ее внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому для правительства ФРГ одной из важнейших задач было тесное сотрудничество с западными странами и участие в "строительстве Европы".
В 1954-1955 гг. ФРГ добилась принятия ее в НАТО, и после этого стране было позволено создать свои вооруженные, однако с ограниченной численностью - до 500 тыс. человек.
В ответ на вступление ФРГ в НАТО, социалистические страны Европы в мае 1955 г. подписали в Варшаве договор о сотрудничестве и коллективной безопасности, в который вошла и ГДР.
Участие в НАТО не только значительно укрепляло международное положение страны, но и привело к ее ускоренной милитаризации. Вооруженные силы ФРГ оснащались самым современным оружием, численность военных постепенно увеличивалась.
Но милитаризация лишь создавала иллюзию укрепления безопасности, что подтвердилось во время берлинского кризиса 1961 г. Он назревал давно, а его основной причиной было бегство части населения из ГДР в западные секторы Берлина.
Западные политики опасались, что СССР и ГДР могут попытаться силой присоединить Западный Берлин. Чтобы помешать такому развитию событий, командование войск НАТО не исключало возможности атомной бомбардировки одного из советских военных объектов в ГДР. Но это означало бы развязывание ядерной войны. К счастью, до военного столкновения дело не дошло.
августа 1961 г. власти ГДР установили строгий контроль на границе с Западным Берлином, а вскоре соорудили стену, наглухо разделившую город на две части. Именно эта стена стала символом раскола Германии, символом "холодной войны" между Востоком и Западом, своеобразным символом Европы.
2. Эволюция франко-германских отношений в послевоенный период
2.1 Урегулирование противоречий Франции и Германии
Будучи непосредственными соседями, отношения Германии и Франции имеют очень долгую историю развития. Две эти страны объединяют тесные как экономические, так и политические связи. На протяжении веков между ними то вспыхивали противоречия и войны, то объединяли многочисленные экономические и политические интересы. Когда в XX веке по вине Германии разразились две мировые войны, отношения двух стран естественным образом крайне осложнились. Однако уже в конце прошлого столетия именно Франция и Германия играли главную роль в европейской интеграции.
На самом деле, все основные события европейской интеграции - это в какой-то степени отражение развития франко-германских отношений, которые, то налаживались, то нарушались.
Создание первого Европейского сообщества - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) по инициативе Р. Шумана (министра иностранных дел Франции), в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией, было воспринято руководством Германии как краеугольный камень дружбы. Р. Шуман заявил, что этот шаг "станет гарантией того, что какая либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям".
В послевоенное время "Германский вопрос" был в сердце процесса европейской интеграции, для всех стран Европы, и особенно для Франции.
Париж занимал в 1945-1946 гг. радикальную позицию в вопросах будущего устройства Германии. На первой сессии СМИД в Лондоне в сентябре-октябре 1945 г. и второй сессии в Париже в апреле-июне 1946 г. французская делегация добивалась разукрупнения Германии за счет отделения от нее Рейнской области, Рура и Саара. Эти предложения не были поддержаны. США и Британия считали ресурсы Рура и Рейнской зоны основой экономического восстановления Западной Европы и не хотели переключения их на одну Францию. Идеальной формой решения проблемы Рура в Вашингтоне считали создание для него международного контролирующего механизма без участия СССР.
Франция рассматривала экономическое восстановление Германии как стратегическую угрозу для себя. Настороженное отношение к Германии было характерно и для французских левых, и для правительства Ж. Бидо. Пытаясь успокоить Париж и убедить его присоединиться к американо-британской политике в германском вопросе, американские дипломаты указывали на возможность сохранения в Европе американского военного присутствия в качестве военной гарантии для Франции против Германии. Французская сторона воспринимала эти предложения недоверчиво. Она стремилась лавировать между Британией и США, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой.
Постепенно, по мере стабилизации отношений, начал создаваться так называемый "франко-германский мотор" европейского интеграционного процесса. Однако между странами существовал целый комплекс противоречий.
К середине 50-х гг. позиция Германии на международной арене существенно окрепла в связи с подписанием и ратификацией Парижских соглашений и вступлением ФРГ в НАТО. Германия была очень заинтересована в создании общего рынка, но обязательным условием ее участия было присутствие в создаваемых сообществах Франции. Таким образом, стремление обезопасить себя путем контроля над Германией в какой-то мере вынуждало Францию на путь интеграции.
В свою очередь идея создания "Общего рынка" не вызывала у Франции восхищения, ее отношение к экономическим аспектам интеграции было крайне сдержанным, но она была очень заинтересована в участии Германии в европейской организации в области атомной энергетики.
Стремясь к возвращению статуса "великой державы" Франция семимильными шагами осваивала атомную энергетику и была безусловным лидером в Европе в области атомных исследований. Неудивительно, что именно Франция и соответственно стала инициатором создания Евратома и его ведущей силой. На международной арене и в экономическом развитии к середине 50-х гг. Германия уже практически равным статусом с Францией, за исключением принадлежности к числу победителей во время второй мировой войны и постоянного членства в Совете Безопасности ООН. И для достижения превосходства ФРГ хотела иметь свой ядерный арсенал.
Основными франко-германскими противоречиями в отношении создания Евратома были вопросы о собственности на ядерное сырье и способах контроля над использованием ядерных разработок в военных целях. И хотя обе страны были против монополии Евратома, Францию более волновал вопрос распределения ядерного сырья, а Германию вопрос поставки. Т.е. Франция настаивала на том, чтобы государства сами могли решать вопрос об использовании ядерного сырья, а Германия настаивала на том, чтобы государство имело право на покупку сырья, если продукция, поставляемая Евратомом, не будет ее удовлетворять.
Франция выступала за проведение национальных атомных исследований в военных целях при осуществлении максимального контроля над развитием атомной промышленности Германии. Германия в свою очередь хотела также применить в национальных интересах ядерные исследования для достижения паритета, в том числе военного.
Но искусство европейских компромиссов в том и состоит чтобы, с одной стороны, находить баланс между противоречащими интересами и желаниями, а с другой - продвигать при этом общую идею.
Для достижения компромисса и компенсации разногласий французское правительство попыталось развить с Германией военное сотрудничество. В меморандуме французского правительства от 28 апреля 1956 г. говорилось о том, что необходимо содействовать выработке совместной франко-германской политики в области вооружения. С этой целью французская сторона предлагала создать Европейское агентство по вооружению в рамках ЗЕС и НАТО. Но так как эта идея не затрагивала вопросы атомной энергетики, Германия отнеслась к ней довольно скептически.
Только осенью 1956 г. появилась возможность урегулирования противоречий между позициями Франции и Германии в отношении создания Евратома. Министры обороны и атомной энергетики Франции и Германии совместно пришли к выводу о том, что исключительно мирный характер Евратома, который запрещал бы странам-членам создавать ядерное оружие, поставил бы Европу в положение вассала второго класса по отношению к США и Англии.
Немцы поддерживали французские исследования по созданию ядерной бомбы, так как рассчитывали на то, что они могут быть использованы в дальнейшем Германией.
Уже 25 сентября 1956 г. французское правительство направило германскому правительству меморандум о возможности сотрудничества в области вооружений. Встреча глав государств оказалась решающей для дальнейшего развития сближения Франции и Германии и развития интеграционного процесса в Европе. Тогда, Франция согласилась на одновременное подписание сразу двух договоров.
Такой поворот событий очень способствовал франко-германскому союзу.
Первой идею объединения озвучила Германия. И на тот момент Франция была готова поддержать этот процесс, во-первых, потому что к тому времени у двух стран уже имелся большой и положительный опыт взаимодействия. А во-вторых, Франция понимала, что втягивая Германию в процесс построения новой Европы, она лишает ее возможности снова стать реваншистской страной, доминирующей на континенте. Этих же соображений придерживалось руководство самой Германии. Оно сознательно погружало Германию в Европу, чтобы немцев перестали бояться, а Германия стала ведущей страной нового европейского мышления.
Существовали и противоречия. Например, при обсуждении вопросов объединения во французском парламенте, некоторые депутаты возбужденно кричали, что нельзя иметь никаких общих дел с немцами - народом убийц и агрессоров. Но создатели союза начали с первостепенных вопросов - вопросов экономики, а точнее с общих таможенных тарифов. А в марте 1958 года в Страсбурге впервые собрался Европейский парламент (орган Европейского экономического союза), председателем которого был избран один из ведущих идеологов объединенной Европы - Роберт Шуман.
Следующим очень важным этапом развития сотрудничества стал Елисейский договор - соглашение о сотрудничестве, подписанное 22 января 1963 года, президентом Шарлем де Голлем и канцлером Конрадом Аденауэром.
2.2 Франко-германское сотрудничество и объединение Европы
По заключенному Францией и Германией Елисейскому договору, лидеры двух стран обязывались проводить регулярные встречи, что устанавливало качественно новый уровень отношений между двумя государствами, которые некогда были непримиримыми противниками. ФРГ и Франция приняли решение согласовывать все важные внешнеполитические решения, в том числе даже оборону.
Елисейский договор по праву считается поворотным пунктом в истории взаимоотношений Германии и Франции, которая на протяжении многих веков была омрачена войнами, насилием, территориальными притязаниями.
Сотрудничеству также способствовала общеполитическая ситуация, провоцировавшая новое осознание европейской реальности в Европе. Население Германии не покидало ощущение угрозы, которое еще больше усилилось после возведения Берлинской стены. У Франции еще не остыли воспоминания о войне в Алжире, которая ясно показала, что время европейских колониальных держав окончательно завершилось. А силой, позволявшей принимать решения по вопросам мировой политики, теперь обладали лишь Советский Союз и Соединенные Штаты Америки. Именно в такой ситуации произошло сближение между двумя по-своему ущемленными державами.
Теперь это сближение началось уже благодаря Европейскому объединению угля и стали и Римским договорам. Однако не хватало его политического оформления.
Политическая дальновидность Шарля де Голля и реализм германского Федерального канцлера Конрада Аденауэра положили путь не только к политическому сбалансированию интересов, но и к историческому примирению между народами.
Накануне заключения Елисейского договора была проведена пресс-конференция, на которой де Голль представил свое видение нового фундаментального устройства политических отношений между двумя странами. Он акцентировал внимание на том, что происходящее является не только примирением, но и в действительности своего рода взаимным открытием обоих соседей, при котором каждый из них поймет, насколько полезен, достоин и привлекателен другой.
И хотя повсеместно подчеркивалось эпохальное новое устройство германо-французских отношений, о строительстве новой Европы ничего не было сказано.
Следующей немаловажной вехой в истории франко - германского сотрудничества был Маастрихский договор. Он был заключен в 1992 году. Тогда уже воссоединившаяся Германия пожертвовала своей валютой - дойч-маркой - ради дальнейшей европейской интеграции, а также для того, чтобы развеять опасения Франции, считавшей, что Германия стремится к установлению гегемонии немецкой валюты на Европейском континенте.
В тоже время наблюдалось и охлаждение взаимоотношений двух стран, возобновилось соперничество, затормозилась интеграция. Эксперты считают, что причиной этого является воссоединение Германии, нарушившее двустороннее равновесие.
На самом деле до 1990-го года некоторые политики Франции, а точнее большинство из них втайне разделяли точку зрения о положительном значении разделения Германии на две части. Такая ситуация создавала относительный демографический паритет между Францией и ФРГ. Объединенная же Германия, теперь составляла около 80 миллионов человек, что значительно превосходило по численности населения Францию, имеющую только 60 миллионов.
Старания каждой из этих стран компенсировать свои слабости в одних областях превосходством в других поддерживало чувство равенства между ними. Например, пока западногерманская экономика была гораздо сильнее французской, Франция являлась ядерной державой и постоянным, имеющим право вето членом Совета Безопасности ООН.
Но Германия давно отказалась от обладания ядерным оружием и едва ли станет постоянным членом Совета Безопасности в ближайшем будущем. Однако, тогда в конце XX века с точки зрения Франции, расширение ЕС на восток повышало значимость Германии и усиливало ее влияние. Географическое положение Берлина в Европе будущего выглядит более центральным, чем в настоящее время, в то время как Париж оказывается на периферии.
Никто не предполагал, что на рубеже веков, Германия, которая всегда вела себя сдержано и осторожно в отношении правительства Франции, проявила напористость и агрессивность, когда на саммите Совета ЕС в декабре 2000-го года в Ницце отбросил франко-германские отношения на сорок лет назад. Президент Франции Ширак настаивал на абсолютном равенстве между Германией и Францией при распределении голосов в Совете министров ЕС, такая позиция полностью игнорировала разницу в численности населения двух стран. Канцлера Германии такое предложение в корне не устраивало. Шредер, по всей видимости, не понимал в полной мере, какое огромное символическое значение его партнер придавал этому вопросу.
Встреча в Ницце также показала, как сильно расходятся Франция и Германия в своих представлениях о европейской интеграции. И если Франция отдавала предпочтение межправительственному подходу, Германия полагала, что нужно передать большую долю национального суверенитета правительству в Брюсселе.
Когда в середине января 2003 года Герхард Шредер (федеральный канцлер ФРГ) и Жак Ширак (президент Франции) заявили о намерении осуществить ряд шагов по объединению своих государств, им мало кто поверил. Европейское сообщество решило, что помпезные высказывания лидеров двух стран всего лишь предпраздничная риторика посвященная сорокалетию Елисейского соглашения о мире и сотрудничестве между Германией и Францией. Никто не верил, что непримиримые соперники, воевавшие на протяжении столетий, объединятся. Но дух соперничества отчасти присутствовал в их отношениях даже в рамках Евросоюза. До последнего времени страны находились в состоянии жесткой оппозиции по многим вопросам.
января 2003 года в Версале состоялось совместное заседание парламентов Франции и Германии, на котором собралось 577 французских и 603 немецких депутата. Согласно утвержденной на этом заседании декларации о совместных намерениях, советы министров и сами министерства в обеих странах должны будут согласовывать свою деятельность, и приглашать на свои заседания служащих из другой страны; законодательная и судебная система обеих стран будут постепенно изменяться, пока не придут к абсолютному единообразию. Комментируя пакет решений, принятых двумя странами, торговый представитель Франции в Еврокомиссии сказал: "В будущем мы создадим общие франко-германские военные силы, общие диппредставительства и общее представительство в Совете Безопасности".
Самым же важным заявлением, демонстрирующим степень серьезности всех прочих общих инициатив, стало предложение о реформе институтов власти в ЕС, которое сделали Шредер и Ширак. Вместо существующего полугодового президентства в Европейском союзе, которое по очереди переходит к каждой стране ЕС, они предлагают выбирать президента Евросоюза внутри Европейского совета сроком на два с половиной года. Во введении президента ЕС будут в основном вопросы внешней политики и обороны. Пост президента Еврокомиссии сохранится, но избираться на него будут напрямую в Европарламенте.
Заявление двух лидеров вызвало активную, но неоднозначную реакцию, как у сторонников, так и у противников этого типа политической реформы. Сенсация состояла в том, что Германия, которая традиционно исповедовала федералистские взгляды (те же, что и Еврокомиссия, и мелкие государства), согласилась с французской версией европейского института власти. Франция, Великобритания и Испания, напомним, выступали за "президентскую систему" власти, что подразумевало усиление роли крупных европейских государств и сохранение их суверенитета.
Формальным поводом, подтолкнувшим Францию и Германию на обдумывание реформы института власти в Евросоюзе, послужило грядущее в 2004 году увеличение числа членов ЕС до двадцати пяти. Такое количество стран-участниц делает автоматически невозможным прежнюю систему управления, когда каждая страна по шесть месяцев правит Евросоюзом. Ведь если стран будет двадцать пять, то Франции и Германии достанется управлять союзом лишь раз в 12,5 лет. А еще европейские политики, несмотря на весь демократизм европейской бюрократии, не могут представить себе, что Евросоюзом в течение полутора лет будет управлять одна Прибалтика (в ней хотя и мелких, но три государства, и каждому должно достаться по полгода).
Франция и Германия явно пришли к выводу, что для них гораздо выгоднее решать все взаимные противоречия тет-а-тет, не вынося их на люди, а затем выступать с совместной инициативой.
Заключение
Послевоенный период в отношении Франции и Западной Германий является поворотным моментом всей истории их взаимоотношений. Именно тогда были определены основные приоритеты сотрудничества в военно-политической области, которые в настоящее время имеют большое значение для судеб Европы и мира.
Главной причиной европейской интеграции была необходимость восстановления разрушенной экономики после войны. И, кроме того, европейцы стремились к созданию экономической основы для борьбы против коммунизма.
Инициаторами и двигателями интеграционного процесса особенно выступали именно Франция и Германия. Их совместная политика стала результатом настроя правящих кругов двух стран на историческое примирение. Оно сопровождалось не только политическим диалогом, но и дружбой лидеров, их тесными постоянными контактами, созданием всевозможных смешанных комиссий.
Но при этом каждый из партнеров преследовал и свои личные цели в сближении двух стран. Франция путем все большей интеграции стремилась больше контролировать Германию, а также путем создания единого политического и экономического пространства исключить возможность развития реваншистских настроений. А Германия в свою очередь, хотела, чтобы в Европе, да и во всем мире, перестали ее бояться, и включили бы в список равноправных стран.
Итогом сближения стал Елисейский договор от 22 января 1963 г., закрепивший принципы франко-западногерманских отношений. Подписание договора имело большое значение. Значительный потенциал Договора состоял в утверждении механизма регулярных консультаций, который и в настоящее время остаётся востребованным. Сам факт подписания Елисейского договора означал достижение компромисса, согласования линии Франции на укрепление самостоятельного курса и линии ФРГ, означавшей намерение освобождения от политических ограничений в виде статус-кво между СССР и США по Германской проблеме. Значение договора не ограничилось его исторически конкретным политическим смыслом, состоявшим в создании реалистической альтернативы англо-американскому союзу.
В этом году отмечается 50-летияе Елисейского договора, который явился не только актом примирения двух "традиционных врагов" - Германии и Франции, но и заложил основы их дружбы и успешного дальнейшего сотрудничества. Трудно поверить сегодня, особенно молодым людям, что всего полвека назад между странами существовал огромный барьер. Понадобились усилия многих и многих людей, чтобы преодолеть его и создать новую единую Европу - Евросоюз.
Франко-западногерманское "примирение", несмотря на его ограниченные результаты в военно-политической области в конце 50-х - начале 60-х гг. XX века, стало положительным событием в жизни Европы, которое трудно переоценить. Оно обеспечило создание прочной основы для успехов, достигнутых на настоящий момент в трудном процессе объединения Европы.
Список использованных источников и литературы
1.Аденауэр К. Воспоминания (1959 - 1963). Фрагменты. Пер. с нем. - М., 1970. - 382 с.
2.Брандт В. Воспоминания. - М., 1991. - 312 с.
.Голль Ш. де. Мемуары надежд: Обновление, 1958 - 1962. / Общ. ред. В.И. Антюхиной-Московченко. - М.: Прогресс, 2000. - 337 с.
4.Договоры, учреждающие европейские сообщества / Ю.А. Борко, М.В. Каргалова, Ю.М. Юмашев. - М.: Право, 1994. - 428 с.
.Договор учреждающий Европейское сообщество. // http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchred_docs/evr_soob_nice.htm (дата посещения сайта: 8 мая 2013г.)
.Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. // http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=26875 (дата посещения сайта: 8 мая 2013г.)
.Маастрихтский договор. // http://eulaw.ru/treaties/teu (дата посещения сайта 8 мая 2013г.)
.Парижское соглашение. // http://www.1000dokumente.de (дата посещения сайта: 8 мая 2013г.)
10.Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Под. ред. С.Ю. Кашкина. - М.: ТЕРРА, 1999. - 192 с.
11.Управление внешнеполитической информации МИД СССР: Сборник основных документов и материалов по Североатлантическому блоку (1963 - 1964). - М., 1965. - 327с.
12.Акульшина А. В. Франко-германский диалог в процессе европейской интеграции 40-60-х гг. ХХ века//вестник Воронежского Государственного Университета. Серия Гуманитарные науки. 2003. - № 1. - С.267 - 276
13.Антюхина-Московченко В.И. Шарль де Голль. - М.: Книга, 1991. - 364 с.
.Арзаканян М. Де Голль. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 267 с.
.Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. - М., 1990. - 184 с.
.Богатуров А.Д. Системная история международных отношений в четырёх томах, 1918-2003. События 1945- 2003. М.: 2003. - 721 с.
.Давыдов В.Ф., Уткин А.И. США - Западная Европа: партнёрство и соперничество. - М.: Наука, 1978. - 264 с.
.Залетный А. Ф. Милитаризация ФРГ. - М.: Наука, 1969. - 478 с.
.Западная Европа: политическая и военная интеграция. - М.: 1984. - 295 с.
.История европейской интеграции (1945 - 1994) / Под ред. А.С. Намазовой, Б. Эмерсон. - М., 1995. - 388 с.
.Кремер И.С. ФРГ: внутриполитическая борьба и внешняя ориентация. М., 1977. - 332 с.
.Кремер И. С. ФРГ: Этапы "восточной политики" - М.: Международные отношения, 1986. - 220 с.
.Манфред И. А. Париж-Бонн: франко-западногерманские отношения по внешней политике Пятой Республики (1958 - 1968). - М., 1970. - 392 с.
24.Симычев М.К. Соседи по Рейну вчера и сегодня: Очерк истории франко-германских и франко-западногерманских отношений. - М.: Международные отношения, 1988. - 182 с.
.Славенов В.П. Очерки внешней политики Франции (1961-1986 гг.) М.
26.Фрольцов В.В. Восточногерманский фактор и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику ФРГ. - М., 2000. - 187 с.
27.Халоша Б.М. Военно-политические союзы империализма после 1945 г.: Основные особенности и тенденции развития в 70-х начале 80-х годов. М