Татары Среднего Урала в XVI-XIX веках

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Татары Среднего Урала в XVI-XIX веках

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.М. ГОРЬКОГО

Исторический факультет

Кафедра история России







Курсовая работа

«Татары среднего Урала в XVI -XIX веках»


Студента 303 группы

Шакирова Сергея Ильясовича

Научный руководитель

Доктор исторических наук Мосин А.Г.





ЕКАТЕРИНБУРГ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Историография и источники

.1 Историография

.2 Источники

Глава 2. История заселения татарами территории Среднего Урала

.1 Появление татар на Среднем Урале

.2 Проникновение ислама на Урал

Глава 3. Татары среднего Урала в XVI - XVIII веках

.1 Формирование государственности

.2 Религиозная и светская жизнь

.3 Русская колонизация Урала

.4 Участие татар и башкир в Пугачевском восстании

Глава 4. Татары среднего Урала в XIX веке

.1 Численность и национальный состав

.2 Образование

.3 Община

.4.Хозяйство

.5 Материальная культура

.6 Духовная культура

.7 Купечество

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

За последние годы мы наблюдаем всё более пристальный интерес к изучению истории нерусских народов среднего Урала. Свердловская область как самая крупная на Урале привлекает к себе повышенное внимание историков. Ими рассматриваются новые аспекты социокультурной жизни области. И этот интерес не случаен. Ведь данная тема не полностью раскрыта в региональной историографии, поэтому до сих пор является актуальной. Для меня же она имеет личный аспект, т.к. я по происхождению татарин и мои предки издавна жили в деревне Красноуфимского района Усть - Бугалыш.

При написании курсовой работы я использовал материалы семейного архива, а так же другие архивные данные и воспоминания очевидцев. Не забывал я и про труды своих предшественников, посвятивших исследованию данной проблемы множество статей, брошюр и научных работ. Вообще тема историографии и источников по истории татарского населения среднего Урала настолько обширна и , что я решил посвятить ей отдельную главу моей курсовой работы. И проведя анализ монографий и статей, а также источников по данной теме, я пришёл к выводу, что в них были учтены далеко не все аспекты проблемы расселения и проживания татар среднего Урала в период с XVI по XIX в.в., поэтому я выдвинул цель моего исследования - изучение и анализ проблем расселения и проживания татарского населения среднего Урала в годы на протяжении четырех веков до событий 1917 года.

Для выполнения поставленной мною цели, я выдвинул следующие задачи:

1) Показать сущность, причины появления татар на среднем Урале.

2) Что послужило такому резкому увеличению численности татарского населения на Урале?

3)Рассмотреть на примере Среднего Урала, как татары расселились и «приспособились» к власти Российской Империи, сохранив при этом свою веру и этническое сознание?

)Изучить татарскую культуру, проследить её зарождение и уникальные особенности на примере татар верхнеуфимских в период с XVI по XIX в.в.

) Узнать, когда Ислам пришел на Урал, и когда был принят татарами?

Глава 1. Историография и источники

.1 Историография

История татарского населения среднего Урала только начинает привлекать исследователей. В последнее время написано множество статей и научных работ, посвященных данной проблеме. Однако ранее, в позднеимперский период и в первые годы советской власти эта тема была обойдена вниманием историков. Пик интереса к истории среднеуральских татар начинается в годы перестройки и в постсоветский период. Связано это, прежде всего с тем, что на волне модернизационных процессов того времени и гласности активизировалась научная жизнь, стали доступными многие архивные документы, сошло на нет идеологическое давление, которое, безусловно, сковывало работу исследователей. За это период было опубликовано множество статей, брошюр по истории Среднего Урала и уфимских татар в частности. Это работы таких исследователей как А.Н. Старостин, А.Н. Миненко, А. Муллануров, Л.Н. Мазур и другие. Все они внесли огромный вклад в изучение данной проблемы, проработали множество архивных материалов и свидетельств очевидцев. Прежде всего, я хочу выделить работы А. Старостина, посвященные истории ислама на Урале и в Средней Азии. Особенно ценным трудом при написании курсовой работы стал «Ислам в Свердловской области». О мусульманах нашего региона написано сравнительно мало. А ведь их история и современность богаты событиями. И книга А. Старостина - это первая работа, в которой столь обстоятельно рассказано о зарождении и распространении ислама в Свердловской области. Этот труд является одним из основных, которые были использованы в моей работе. Достаточно сказать что при написании второй части главы моей курсовой работы «проникновения ислама на Урал», я обширно использовал материалы книги А.Старостина. Что же представляет собой эта работа? Речь в ней идет об исламе и мусульманах Свердловской области и ее столицы Екатеринбурга. Автор расширяет географию вопроса и рассуждает в целом о Среднем Урале, что, на мой взгляд, вполне логично. Надо сказать, я не полностью согласен с автором по некоторым вопросам, в частности, касающимся отношений между татарами и башкирами, с характеристиками некоторых мусульманских деятелей. Однако, в целом, данная работа является уникальной в своем роде и может использоваться и как справочник, и как исторический материал для исследователей.

Новым направлением стали историко-демографические публикации. Введение в научный оборот демографической статистики позволило выявить количественные и качественные изменения в структуре населения региона, имевшие долговременное влияние; показать изменения и факторы, влиявшие на рождаемость, смертность, естественное движение. Это касается прежде всего работ Л.Н. Мазур «Татары в структуре расселения Свердловской области» и «Народы Среднего Урала в структуре сельского расселения (XX в.).». Представленные в данных статьях материалы позволяют нам увидеть как изменялся национальный состав Среднего Урала в XIX в.в, как увеличивалось число народов, населявших данный регион и многое другое. т

Также я хотел бы выделить работу Мулланурова А., посвященной История деревни Средний Бугалыш Красноуфимского района. Особую ценность она представляет для меня не только в профессиональном, но и в личном плане, ведь в этом селе жили мои предки, это, можно сказать, моя малая Родина.

.2 Источники

Источниковедческий отдел моей работы представлен в основном, воспоминаниями очевидцев, статистическими показателями(таблицами и статистическими выкладками), музейными материалами и архивными документами. Наиболее ценную информацию, конечно же дают свидетельства людей, родители которых жили в то время, так как они воочию могли наблюдать за событиями, происходившими тогда. Это воспоминания старожилов деревень Усть-Бугалыш, Новый Бугалыш и Средний Бугалыш Красноуфимского района. Надо заметить, что продолжительность жизни в этих местах достаточно высока, например я имел счастье пообщаться с людьми, возраст которых колеблется от 70 до 80, а иногда и до 90 лет.

Статистика даёт нам право сопоставить и проанализировать демографическую, национальную и другие ситуации, сложившиеся на Урале в XIX, но следует учитывать относительность, и, иногда, некорректность этого и источника. Наиболее точными являются архивные и музейные материалы: посуда, деньги, письма и фотографии тех лет, а также амбарные книги, летописи и нормативные акты с помощью которых мы можем восстановить картину событий того времени.

Глава 2. История заселения татарами территории Среднего Урала

.1 Появление татар на Среднем Урале

Прежде чем начать говорить об истории татар на среднем Урале в канун революции, следует узнать, откуда они в принципе тут появились. Первоначально освоение региона осуществлялось его коренным населением, из которого сформировались финно-угорские (коми-пермяки, удмурты, манси) и тюркские (башкиры) народы. В XVI в. в связи с присоединением этих территорий к Русскому государству происходят существенные изменения в этническом составе населения Урала. Сюда хлынули потоки переселенцев - татар, русских, марийцев и пр., в результате чего коренные народы оказались в меньшинстве. Особенности исторического освоения этой территории обусловили преобладание в структуре населения русских, которые и определяют этническую специфику региона. Полиэтнический состав населения нашел свое непосредственное отражение в структуре сельского расселения, которое носит дисперсный характер. Формирование первичной поселенческой сети осуществлялось с учетом национального фактора. Этнические группы располагались на территории Среднего Урала достаточно компактно и вместе с тем в непосредственном соседстве друг с другом, что способствовало созданию зон межнациональных контактов и взаимовлияния.

Письменные известия именно о верхнеуфимских татарах появились с конца XVI в. Исследователи считают, что они ведут свою историю от кунгурских татар, переселившихся семьями в первой половине XVII в. из Сылвенско-Иренского поречья. Возможно, что на верхней Уфе селились и небольшие группы татар, происхождение которых может быть связано с западно-сибирской территорией. Территория их расселения покрыта возвышенностями, лесами, обширными полями, пастбищами. В южных районах есть большие березовые рощи. Преобладают почвы с мощным гумусовым слоем, немало рек и родников. Существенное влияние на заселение верхнеуфимских земель оказывала старая дорога, связывавшая среднеуральский регион с южными, башкирскими землями. Выходцев из Сылвенско-Иренского поречья в верхнеуфимских деревнях до сих пор называют конгыр татарлары - кунгурские татары. В преданиях, не забытых в наши дни, вспоминаются имена первопоселенцев - основателей деревень и родов. В с.Рахмангулово, д.Сызги Красноуфимского района жители знают улицы, застроенные потомками кунгурских переселенцев. Местные жители называют старые поселения, откуда люди пришли на вновь осваиваемые территории. Так, в Красноуфимском районе существует древнее с. Средний Бугалыш, которому не менее 400 лет. Старожилы помнят имя основателя села - татарина Боыгъалиша. Он пришел из-под Кунгура и поселился на берегу притока Уфы, возле старой дороги, идущей в Башкортостан. Существует народное объяснение, что имя Боыгъалиш образовано из двух слов: боыгъ - бык, алиш - старинное татарское имя, которое встречается у жителей и в наши дни. Впоследствии два брата - Уразмет и Уразбай - поселились ниже Среднего Бугалыша и основали д. Новый Бугалыш. Возникла еще д. Усть-Бугалыш, когда при впадении р. Бугалыш в Уфу поселился Гайса - выходец из д. Сызги.

Первым жителем д. Татарская Еманзельга, согласно преданиям, был мариец Свирка, выходец из д. Артя-Шигири Артинского района. Жена его Бика была татаркой. Вскоре здесь обосновалось еще несколько татарских семей, от которых пошли разветвленные роды. Сам Свирка принял мусульманскую веру. Как-то раз в здешних местах оказался башкир. Переезжая реку, в которой он чуть не утонул, произнес: бик яман елга - очень коварная река. С тех пор деревню на месте переезда реки стали называть Яман Елга, впоследствии - Еманзельга.

Сведения, полученные от местных жителей, несмотря на разноречивость, помогают воссоздать процесс расселения татар, проследить их контакты с другими народами. При отсутствии письменных источников устные сведения остаются незаменимыми для написания истории сел и деревень. Поэтому можно пожелать ускорить их собирание и публикацию.

Известно, что татары являются мусульманами, исповедующими ислам суннитского толка, однако вопрос о том, когда он пришел на Урал и когда был принят верхнеуфимским татарами, до сих пор неразрешен, поэтому я считаю необходимым затронуть эту тему в своем исследовании.

.2 Проникновение ислама на Урал

Вопрос о том, когда ислам пришел на территорию современной Свердловской области, не проработан в исторической литературе, а потому спорен. На основе косвенных данных можно предполагать, что Средний Урал познакомился с исламом не менее восьмисот лет назад. Дело в том, что в позднее средневековье (XIV-XVI) ислам начал проникать на Урал из двух татарских центров - Поволжья с центром в Казани и из государств сибирских татар с центрами в Чимги-Туре, а позднее в Искере. Это двойственное влияние сказывается на истории ислама на Среднем Урале вплоть до сегодняшних дней. Известно, что Волжская Булгария приняла ислам в 922 г. Как свидетельствуют историки, часть Приуралья (окрестности современного Красноуфимска) являлась этнической территорией волжских булгар. На этих землях жили их предки, вели торговлю с местными финно-угорскими и тюркскими племенами.

К XIII в Булгарское государство становится центром подготовки мусульманских кадров. Булгары занимались активной миссионерской деятельностью среди народов Урала. После того, как монголы в 40-е гг. XIII - середине XIV в. Вторглись в Поволжье и разрушили Булгарское государство (1236), центральная часть Волжской Булгарии опустела, а население бежало на ее бывшие окраины и сопредельные территории, в том числе на территорию Среднего Урала.

Но даже татаро-монгольское завоевание Булгарии не поколебало позиций ислама в регионе Урало-Поволжья, так как, во-первых, захватчики достаточно терпимо относились к верованиям покоряемых ими народов, а, во-вторых, потому что ислам при хане Узбеке стал официальной религией Золотой Орды. С XIV в. эстафету у Волжской Булгарии приняло Казанское ханство, которое активно способствовало исламизации Урала.

Проникновение ислама на Средний Урал осуществлялось и со стороны Сибирских и Среднеазиатских ханств через Западную Сибирь и Зауралье. Старинные рукописи, хранящиеся в Тобольском городском музее-заповеднике, переведенные Н.Ф. Катановым, повествуют о приходе в 1394 г. в Западную Сибирь 366 шейхов ордена Накшбандия и 1700 воинов хана Шейбана из Средней Азии. На берегах Иртыша они «учинили великое сражение за веру». «Язычников они истребили несметное количество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни оврага, ни речки, где бы они не бились, и тем язычникам не дали даже возможности бежать. Но из самих шейхов триста стяжали мученический венец, павши, кто на суше, кто на воде, кто на болоте, - сообщает мусульманский священнослужитель Саид Ваккас Аллакулов. - После этого появилась здесь вера исламская, и открылись пути, так что вдоль Иртыша стали приходить караваны и наезжать сюда ради обучения вере ученые, ходжи и ишаны; большая часть их были люди, могшие творить чудеса». Хотя с этим согласны далеко не все. Некоторые историки склонны считать, что ислам пришел в Западную Сибирь и Зауралье на 350 лет раньше. Омский историк Рашид Тушаков утверждает, что тюрки Бухары, принявшие ислам в 730 г., «начали распространять ислам среди знакомых тюрков Сибири. Среднеазиатские историки отмечают, что уже к концу 8 и в начале 9 вв. мусульмане жили уже на севере, в Сибири». Речь идет о кыпчаках, живших в степях Волги, Южного Урала и Сибири. Недавно были найдены и исламские памятники того времени. Однако в XI в. кыпчаков Западной Сибири ассимилировали сибирские татары, в результате чего только что сложившаяся духовная традиция была

прервана. Поэтому среднеазиатским властителям и пришлось посылать экспедицию миссионеров. Ее последствия напрямую касаются территорий,

входящих ныне в Свердловскую область, поскольку помимо сибирских татар, исламизации подверглось и финно-угорское население Урала.

«Шейхи использовали реки в качестве основных транспортных путей, - отмечает в интервью порталу Ислам. ру д. и. н. Елена Главацкая, - поэтому и направления распространения ислама среди хантов и манси совпадали с руслами рек. Наиболее серьезному воздействию подверглись манси, жившие вдоль рек Туры и Тавды, и ханты бассейна Иртыша и его притоков».

Тюменские и туринские татары, заселявшие берега р. Туры, ее притока Ницы, а также Пышмы и Исети (территория Свердловской и Тюменской областей), восприняли ислам достаточно равнодушно, приняв лишь внешние атрибуты веры и продолжая поклонятся богу Кук-Тенгре. Синкретизм прослеживается до сих пор в том, что татары Урала и Сибири называют Бога не только Аллах, но и иранским словом Ходай (в Центральной Азии применялось по отношению к Тенгри), пришедшем в Сибирь вместе с караванами купцов. Но активная миссионерская деятельность исламских проповедников на протяжении длительного периода и тесные этнокультурные и экономические контакты с тюркскими народами, прежде всего с сибирскими татарами, привели к определенным религиозным изменениям в крае. Так, в Сибирской летописи, составленной в 1636 г. Саввой Есиповым, дьяком Тобольского архиерейского дома, сообщалось о том, что «тотаровя» - население рек Туры, Тобола и Иртыша (в том числе ханты и манси), обозначенное общим этнонимом, - «закон Моаметов держат». Но чтобы ислам укрепился на территории Среднего Урала и Западной Сибири, потребовалась еще одна волна исламизации. Однако уже можно констатировать тот факт, что именно в то время, в середине XVII века татары, жившие в верховье Уфы, стали мусульманами.

Глава 3. Татары среднего Урала в XVI - XVIII вв.

.1 Формирование государственности

Уже в XIV в. у сибирских татар зарождается государственность. Восточная часть современной Свердловской области всегда входила в орбиту влияния государств сибирских татар. Ранние политические объединения татар располагались на среднем течении р. Тобол и ее притоков - Тавды и Туры и называлось Тюменским ханством. Его центром был городок Чимги-Тура - нынешняя Тюмень. С упадком Тюменского ханства в начале XVI в. на его обломках было создано Сибирское ханство со столицей в Искере. Конкуренция за власть между родами тайбугидов и шейбанидов часто приводила к использованию последними исламского фактора для укрепления на троне. Род шейбанидов, восходящий к брату Буту-хана Шейбани-хану, сохранял тесные родственные взаимоотношения со среднеазиатскими государствами: из Бухары в Западную Сибирь уходили торговые караваны,

правитель Сибирского ханства хан Кучум, шейбанид, сын бухарского правителя Муртазы. Однако захватившего власть в Искере «салтана» согласились признать далеко не все. От ханства отложились хантыйские князья и многие татарские мурзы и беки. В течение семи лет Кучуму пришлось усмирять непокорную знать. При этом он использовал не только военную силу (приведенные с собой ногайские и узбекские отряды), но и «идеологическое оружие»: при содействии своего родственника бухарского хана Абдаллаха он усиленно в течение 20 лет насаждал среди западносибирского населения ислам.

Усилия Кучума по исламизации населения Сибирского «юрта» не остались безрезультатными. Абдаллах трижды по просьбе Кучума отправлял в Искер шейхов и сеидов в сопровождении отрядов бухарских воинов. Незадолго до прихода Ермака в Сибирь прибыл Шербети-шейх в сопровождении ста всадников. «В то время, - пишет историк Г.Ф. Миллер, - многие, которые не хотели добровольно по закону магометанскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые, упорно сопротивлявшиеся, поплатились даже за это своей жизнью».

.2 Религиозная и светская жизнь

Новым элементом стало появление в городищах и населенных пунктах Сибирского ханства мечетей и минаретов. Так, по свидетельству русского посла в Китае Николая Спафария, побывавшего в этих местах спустя 94 года после взятия Искера русскими, неподалеку от города находилась мечеть. «Только и сибирские татары для воспоминания нечистые их веры… и ныне обновляют мечеть, в которой по их нечистой вере приходящие действуют».

В Сибирском ханстве было достаточно много городков и поселений. Некоторые находились на территории Среднего Урала. Наиболее известное среди них Епанчин-Юрт - небольшой городок, обнесенный деревянным частоколом на правом берегу реки Туры. Именно тут произошла первая серьезная стычка казаков с татарами: «догребли до деревни Епанчины (ныне с. Усениновское), и тут у Ермака с татары с кучумовыми бой был». Расположенный ниже по течению Епанчин-Юрт был уничтожен и оставался в виде развалин до 1600 г., когда на его месте возникло русское поселение Туринск. По данным сотрудников Туринского городского музея, на месте татарского городища также располагалась мусульманская молельня.

В сочинении, посвященном этнографическому описанию Западной Сибири и Зауралья, составленному в первой четверти XVIII в. сосланным в Сибирь украинским полковником Григорием Новицким, участвовавшим в миссионерских поездках по Сибири митрополита Филофея Лещинского, можно найти интересные факты: ханты «…начаша себе нарыцати бесурманы… и воздвигоша кличи». «Кличами» Новицкий называл минареты. Судя по его записям, в юртах Среднего Зауралья и Западной Сибири роль минаретов выполняли небольшие возвышения, располагавшиеся посреди населенного пункта. Несмотря на то, что это источник более позднего происхождения, он показывает, что предпринятая Кучумом исламизация края не прошла бесследно. Именно с XVI в., трагического для татарского народа времени потери их государственности, начинается более обеспеченный историческими источниками период истории ислама на территории Среднего Урала. Именно к этому времени относится самый древний из известных на сегодняшний момент исламских памятников, обнаруженных на территории Свердловской области.

Житель деревни Усть-Бугалыш Красноуфимского района Миннахмет Низаев нашел на деревенском погосте надмогильный камень, на котором арабскими цифрами обозначена дата 1515. Вполне вероятно, существуют и более древние памятники, просто пока их поиском систематически никто не занимался. «В Свердловской области очень много старинных мусульманских кладбищ, - отмечает аспирант Уральской государственной юридической академии Даниил Сергеев, занимающийся изучением уральских текстов на старотатарском языке, - все надмогильные камни нуждаются в расшифровке, пока они окончательно не утрачены из-за времени и бесчинств вандалов».

Согласно полевым исследованиям этнографов и собранным ими преданиям, именно к XVI в. относится появление большинства татарских и башкирских деревень Среднего Урала. После взятия Казани и Искера, а также разорения близлежащих татарских городов и деревень, многие татары, спасаясь от насильственной христианизации, бежали на малоосвоенный и слабозаселенный Урал. В Топографическом описании Пермского наместничества 1786 г. Приводятся придания татар об их появлении в Пермском, Осинском, Кунгурском, Красноуфимском, Екатеринбургском, Далматовском, Шадринском и Ирбитском уездах. «Происходят они от казанских татар и поселились сюда, как и башкирцы, по покорению Казани, а в Екатеринбургском обитающие суть потомки татар, составляющие Турамское царство, покоренное России Ермаком Тимофеевичем».Это предание наглядно иллюстрирует две волны миграции из Поволжского и Западно-Сибирского центров. Снова, как и их предки - булгары, поволжские татары вынуждены были уходить с насиженных мест. Волна татарской колонизации охватила нынешние Башкортостан, Челябинскую, Курганскую, Пермскую и Свердловскую области. Вместе с населением уходило и мусульманское духовенство. Именно гонимое русской администрацией мусульманское духовенство, вызывающее симпатию среди местного населения, спровоцировало новую волну распространения ислама в регионе, исходящую из Поволжского центра. И особенно среди башкир. Необходимо отметить, что юго-западные районы нынешней Свердловской области издревле принадлежали башкирским племенам. «Первоначально башкирские племена Кактай, Сальют, Сенрян, Бикат, и др. проживали в междуречье Пышма-Исеть, - отмечает академик Р.Г. Кузеев, - откуда были вытеснены в XVI-XVII веках русскими крестьянами и военными людьми». По собственному преданию уральских башкир, зафиксированному исследователями в конце XVIII в., «предки их поселились в Урале в 1199 году из области Булгарской, из города называемого на их языке Шагер Булгар, который переименован и называется Казанью».

Но начавшаяся после захвата Казани насильственная христианизация татар, уничтожение их сел, конфискация имущества с XVI в. вызывала их постоянный отток в башкирские земли, которые, по словам основателя г. Екатеринбурга В.Н. Татищева, «простираются в степи за реками Яик и Тобол». Часто бежавшие из Поволжья татары поселялись возле башкирских деревень, где их на правах арендаторов охотно принимали местные жители. Так, например, появились деревни Большая Ока, Усть-Бугалыш Красноуфимского районов, Рахманкулово, Старое Биткино, Азигулово Артинского района и многие другие. Эти земли принадлежали башкирам-вотчинникам, землевладельцам. Пришлые татары селились на этих землях на правах аренды. Татары приносили с собой исламские традиции и образ жизни.

Приходя на Средний Урал, татары вступали во взаимодействие не только с родственными по культуре и языку башкирами, но и с представителями финно-угорского населения, которые под их влиянием принимали ислам. Так, например, возникла деревня Татеманзельга Красноуфимского района. Ее основателем был мариец Свирка, женатый на татарке Бике. Со временем он принял ислам. Также, устное предание утверждает, что вместе с основателем деревни Средний Богалыш того же района сибирским татарином Боыгъялишем пришел воин-манси.

Во многих деревнях башкиры, марийцы, татары-тептяри, кунгурские татары и другие этнические группы жили на отдельных улицах, но со временем национальные различия стирались в результате межэтнических браков, принятием нетатарскими народами татарского языка и бытовых привычек. Во многих местах произошло естественное отатаривание башкир, что было обусловлено их этнической, языковой и религиозной близостью.

Так, авторы топографического описания Пермского наместничества 1786 г. отмечали: «Башкиры говорят своим языком, который только следует с татарским, что почти невозможно сказать, чтоб оныя были два особливые языка, ибо только некоторые в оном слова разиствуют отличным произношением».

Таким образом, современное мусульманское население, проживающее в сельской местности Свердловской области, сформировалось из этнического взаимодействия сибирских татар, финно-угорских народов, башкир и переселенцев с берегов Волги и Камы. И сейчас этнический «замес» на Урале не дает оснований точно утверждать, имеем мы дело башкирами или татарами. Это действительно особый этнос с отличным языком, вобравшим в себя культуру и язык разных народов. Надгробные камни и исследованные захоронения татаро-башкирских деревень Среднего Урала свидетельствуют о том, что на деревенских кладбищах хоронили по мусульманскому обряду, начиная с XVI в. Наличие мечетей в некоторых деревнях фиксируется источниками с конца XVIII в., а в большей части деревень со второй половины XIX в.

Топографическое описание Пермского наместничества (в которое входила большая часть нынешней Свердловской области) 1786 г. фиксирует большой пласт фактов, свидетельствующих о влиянии ислама на повседневную жизнь татар и башкир. В частности, там отмечается, что большая часть татар и башкир владели арабской письменностью. Башкиры и татары закон исповедовали «махометанской». В селениях мечети стояли только деревянные. Их возводили «иждивением всего того селения, в котором они находятся». Службу в мечетях и во время других обрядов вели муллы, «избираемые миром и определяемые ахуном (первосвященником их) в сию должность». Ахунов также избирали голосами нескольких селений и утверждали «в сем достоинстве по аттестату оных от светского правления». Мечеть посещали только мужчины. Женщины молились дома или же в ограде мечети. В источнике отмечается, что все татаро-башкирское население наместничества держит пост во время Рамадана, празднует Уразу и Курбан-байрам, совершают пятикратный намаз, раздают милостыню малоимущим односельчанам.

Ислам определял жизненный цикл татаро-башкирского населения Среднего Урала. При рождении ребенка проходил обряд имянаречения с участием муллы. Никях - церемония заключения брака также проходила по канонам суннитского ислама. «По Алкорану может каждый башкирец иметь вдруг по четыре жены, и естли умрут первыя, то опять столько же вдруг других взять за себя ему позволяется». Однако в источнике отмечается синкретизм мусульманских и тюркских традиций: наряду с махром, поступающим в распоряжение невесты, жених платил еще и калым в пользу родителей. «…жених платит часть калыма невесте и называет ее своею женою. Однако в свой дом не может ее взять до тех пор, покуда не доплатит всего калыма. Но между тем, как она живет у своего отца, позволяется жениху ходить, как они говорят, на пазуху. Сие иногда продолжается столь долго, что невеста рожает несколько детей, которых по выплачивании калыма берет так, как и невесту, к себе в дом». Похоронный обряд также проходил в соответствии с канонами исламского учения в его суннитском варианте.

Наложение друг на друга исламских традиций, культа земледелия и культа предков наиболее ярко иллюстрируется тем, что древний татаро-башкирский праздник Сабантуй-Байрам на Среднем Урале праздновался наравне с Курбаном и Уразой. Он, также как и эти праздники, сопровождался общими молитвами под руководством имамов, поминовением усопших, а после играми и застольем, не исключающим традиционных спиртных напитков вроде браги и медовухи.

Существуют на Среднем Урале и свои мусульманские святыни. Так, мусульмане Красноуфимского района почитают большой плоский камень на склоне горы Ташлы-тау, где осталось множество больших и малых человеческих следов. По преданию, они принадлежат святым пророкам. Каждый, кто поднимается на гору, старается рассмотреть следы и молиться.

.3 Русская колонизация Урала

татары урал заселение культура

С началом русской колонизации края в XVII в. на территории Урала началось соперничество между христианством и исламом. Московское государство ставило преграды исламизации и осуществляло репрессии по отношению к мусульманам. С началом XVIII в. русскими властями местным верованиям была объявлена жестокая война, в ходе которой безжалостно уничтожались как языческие капища, так и уникальные мусульманские памятники. Петр I, стремясь крепить свою власть на не так давно присоединенных территориях, хоть и переливал колокола на пушки, но активно использовал православие в борьбе с исламом. Об этом свидетельствует безжалостное подавление Алдар-Кусюмовского восстания татар и башкир Казанской губернии 1704-1711 гг. После кровавых войсковых операций ставленник царя Иван Посошков подготовил программу политики в регионе, известную как «Отеческое завещание». Документ был в целом одобрен царем. И на его основании безграмотных «инородцев» насильно обучали русскому языку, при судебных тяжбах между ними дела решали в пользу крещеных; богатых мусульман, не говорящих по-русски, лишали богатства, а татарских мурз - крепостных крестьян.

Аналогичная политика проводилась первым русским императором и в отношении мусульман Урала и Сибири. 6 декабря 1714 г. Петр направил официальное послание митрополиту Сибири Ф. Лещинскому, в котором распорядился, чтобы в местах проживания вогулов, остяков, татар, тунгусов и якут сожгли все местные храмы и святилища, а туземцев христианизировали. В результате Ф. Лещинским было проведено насильственное крещение туринских татар. В результате экспедиций сибирского митрополита было уничтожено множество мусульманских мечетей и мест культового поклонения, не знавших монотеизма финно-угорских племен. Полковник Григорий Новицкий, участвовавший в миссионерских поездках митрополита Филофея Лещинского по Сибири и Зауралью, сообщает, что принявшие ислам ханты оказали вооруженное сопротивление православной миссии в районе Черных Юрт и Юрт Буреньковых. А особенно жестко реагировали на политику правительства уральские башкиры.

С освоением Урала русскими переселенцами, со строительством монастырей и заводов в XVII-XVIII вв. началось продвижение на земли башкир, что являлось нарушением договора башкирских племен с Иваном IV. Политика захвата башкирских земель, рост налогов и повинностей, сопровождаемых насильственной христианизацией и произволом царских чиновников, вызвали ряд крупных восстаний в 1662-1664, 1681-1684, 1704-1711, 1735-1740, 1755-1756 гг. Военные действия активно велись и на территории Среднего Урала и Зауралья по течениям рек Исети, Чусовой, Уфы, Ирбита. Очень часто к восставшим присоединялись и другие народы Урала, в том числе и татары, испытывающие подобные же притеснения со стороны российского правительства. Один из основателей Екатеринбурга В.И. Геннин отмечал, что Екатеринбургская крепость построена «для безопасности от неспокойного народа… башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы». Для продвижения к югу от Екатеринбурга, в глубь владений татар и башкир, Геннин Екатеринбургские заводы «для безопасного оного народа обвел фортициею». Для защиты уральских заводов от набегов «смутных башкирцов» были основаны и многие другие города-крепости, например, г. Красноуфимск. Естественно, что башкирский народ поднялся на защиту своих вотчинных угодий.

Подавление восстаний в начале XVIII в. сопровождалось на Среднем Урале волной массового насильственного крещения. Вот отчет о походе на татаро-башкирский аул Манчаж весной 1736 г.: «А убито мужеска полу 40 человек, баб 15. Да с собой привезли малых робят, от 10-ти лет парней 19, молодых баб 14, девок 18 человек». В результате повстанцев крестили насильно, мужчины становились «служивыми», а женщин и детей продавали в крепостные.

Но татары и башкиры сопротивлялись смене веры предков. Так известна история «уральской Зулейхи» - татарки Кисябики Байрясовой родом из Катайской волости. Ее пленили во время одной из карательных экспедиций, привезли в Екатеринбург и отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Крестила ее жена местного протопопа, а после крещения нарекли Катериной. Но она не захотела мириться со своей судьбой и три раза бежала из Екатеринбурга. Когда башкирку поймали в третий раз, Горная администрация обвинила ее в том, что она «живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела вместе с ними вместе, и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому». В приговоре от 8 февраля 1739 г. говорилось: «… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь - сожечь». Такая же участь постигла и многих других новокрещенных, отказывавшихся молиться по-христиански, например, башкирского казака Романа Исаева и башкира Тойгильду Жулякова, сожженного в Екатеринбурге в 1738 г.

Во время этого башкирского восстания в Екатеринбурге на короткое время произошло зарождение татарской общины. В ту пору в городе находились не только плененные татары и башкиры, но и добровольные аманаты - заложники, приехавшие в город для того, чтобы обезопасить свои селения от уничтожения русскими войсками. Весной 1736 г. в городе стали селиться и беженцы-татары. Община их группировалась вокруг служилого мещеряка Махмута Мемеделина. Подчиненной ему группе татарских абызов (грамотных людей) Татищев поручил просматривать собираемые отовсюду татарские книги и выяснять вложенные и вклеенные прокламации муллы Мустафы Кутлу-Мухаметева. Также они просматривали переписку аманатов.

Геннин и Татищев, понимая, что с мусульманами необходимо находить общий язык, пытались предпринять попытки примириться с ними. Так, Геннин попытался привлекать башкир за денежное вознаграждение на работы по обслуживанию продовольственных и топливных нужд уральских заводов, но попытка потерпела крах. «Обявил им ласкою в такои силе, - писал Генин 26 июля 1726 г. А.В. Макарову, - ежели из них кто пожелает охотою рубить дров на Полевском заводе кто сколко хочет за высокую цену безволокитно, и тут никто и поныне не бывал. Я мню, что они об оном разсуждать будут: сие ежели за нам ныне в работу ходить волею, то де впред и в неволю посылать будут». Годом раньше Геннин подал в правительство развернутую записку о причинах набегов башкир и мерах к их пресечению: «Есть и то причина, что междо оными грамоте умеющих никого нет, и когда указ придет, то они ни перевести, ни вырозуметь обстоятельно не могут и приемлют за невыразумение правилное в непристоиное или и то случается, что посылныя читают им и требуют не то, что написано, за которое от них бывают споры и посланным смертныя убивства». Для того, чтобы избежать недоразумений, Генин предлагает просвещать мусульманское население. И во время башкирского восстания 1735- 1740 гг. этот проект на короткое время реализуется. В Екатеринбурге в дополнение к имеющимся пяти школам, в том числе немецкой и латинской, по распоряжению Татищева открывается шестая - татарская, где преподавал казанский мулла, сын крещеного татарина, Заит Семенов. Учил муаллим плененных детей татарской грамоте и основам ислама, но школа проработала всего год, так как всех учеников отдали в крепостные.

К сожалению, после подавления башкирского восстания татарская община, начавшаяся было формироваться в Екатеринбурге, распалась. То, что происходило на местах, отражало политику Петербурга и общую ситуацию в империи. Так, преемники Петра вообще приказали уничтожить мечети по всей стране. На основе указов 1742 и 1744 гг. только в Тобольском уезде были снесены 66 из 89 мечетей, а в Тюменском 19 из 32. По Екатеринбургскому уезду данных не имеется.

3.4 Участие татар и башкир в Пугачевском восстании

Кульминацией возмущений национальной политикой Российской империи стало участие многих народов Урала в Пугачевском восстании. Одной из существенных причин присоединения башкир к лжеимператору Петру III стал религиозный фактор. На него делалась ставка и самим Пугачевым. «На вечные времена пожаловал я вас вашими землями и водами, хлебом и солью вашими, а также верой и совестью, богатством и сокровищами вашими», - писал лидер восстания в адресе мусульманскому населению от 6-7 октября 1773 г.

Принято считать, что широкое участие мусульман Поволжья и Приуралья в Пугачевском восстании привело к изменению политики российского правительства по отношению к ним. По указу 1773 г. ислам стал официально терпимой религией, а это означало, что мусульмане могли открыто исповедовать свою веру, строить новые каменные здания мечетей в городах, а мусульманское духовенство стало пользоваться поддержкой царских властей и было включено в существовавшую тогда «Табель о рангах».

В 1788 г. последовал указ об учреждении Уфимского духовного магометанского закона собрания (далее УДМЗС), официальное открытие которого состоялось 4 декабря 1789 г. Оно стало первой официальной мусульманской организацией России и исполняло роль посредника во взаимоотношениях мусульман страны императорской властью, а также и структурой, позволяющей правительству контролировать жизнь мусульман Российской империи. Эта мера оказалась в какой-то степени действенной. Как отмечает С.Х. Алишев, верхушка татарского духовенства выступила против Пугачевского восстания, тем самым существенно ограничив участие татар в движении.

Открытие УДМЗС в непосредственной географической близости от Среднего Урала позволило изменить ситуацию в регионе в лучшую сторону.

Его задача состояла в распространении и укреплении ислама, что способствовало упрочению его на Урале: увеличилось количество мечетей в деревнях, легче стал решаться вопрос о комплектовании их имамами.

Глава 4. XIX век в истории верхнеуфимских татар

.1 Численность и национальный состав

В XIX в. общая численность нерусского населения во всех уральских губерниях заметно возросла. Особенно значительным было увеличение татаро-башкирского населения. Если в среднем по стране в это время годовой прирост населения равнялся 0,8%, то у татар и башкир он превысил 2%. Объясняется это прежде всего резким превышением числа рождающихся над числом умирающих. Увеличение численности мусульманского населения происходило также за счет поглощения и ассимиляции ими части марийцев, удмуртов, чувашей и др. народов. Таким образом по подсчетам исследователей в результате межэтнических взаимодействий к концу XIX в. в состав татар Уральского региона вошли до 124 тыс. башкир, 4,3 тыс. бесермян, и несколько тысяч чувашей. Среди пермских татар исследователи выделяют две этнографические подгруппы в зависимости от зоны проживания - северную и южную. Южная группа, расселенная на территории Красноуфимского уезда, характеризуется сильным присутствием башкирского компонента. В целом татаро-башкирское население в начале XX в. преобладало в численном плане и хозяйственно-культурном укладе над другими нерусскими народами Среднего Урала, оказывая непосредственное воздействие на соседей - марийцев и удмуртов. В 1904 г. татарские и башкирские деревни составляли на территории Пермской губернии 2,15 %. В дальнейшем данный показатель мало изменился, отражая значимость татарского народа в структуре расселения Среднего Урала. Населенные мусульманами деревни отмечаются путешественниками и чиновниками как процветающие и крепкие, а некоторые, находящиеся на перекрестках торговых путей, называются даже «малыми Петербургами».

.2 Образование

В сельской местности развивается сеть начальных мусульманских школ. Так, в мактабах деревень Бакийковка, Белянка и Ока Красноуфимского уезда в 1858 г. Обучалось более 100 мальчиков. В мусульманских школах деревень Иткульская, Караболка, Карагайкуль, Сарина, Сиракульмекова Екатеринбургского уезда в том же году зафиксировано 224 шакирда(ученика).

Ислам сыграл важную роль в просвещении татар и башкир. По результатам первой всероссийской переписи 1897 г. уровень грамотности у татар Пермской губернии оказался значительно выше в процентном соотношении, чем у русского населения. При этом образовательная функция полностью принадлежала мусульманскому духовенству. Но знания давались нелегко. В конце XIX в. заведующий отделом народного образования Екатеринбургского уездного земства г. Лабунский, осмотрев мусульманские школы южной части уезда, отмечал, что мектебы «представляют из себя что-то ужасное»:помещения плохо отапливаются, катастрофически не хватает мебели и учебных пособий (одна книга на класс).

Таковым было состояние исламского образования на Среднем Урале во второй половине XIX - начале ХХ в. Без помощи крепких сельских хозяйственников, купцов и крупных предпринимателей школы обходиться не могли. И богатые татары, помогали делу просвещения, что вполне соответствовало исламским принципам закята и обучению исламским канонам других членов уммы. Это давало купечеству возможность заработать авторитет, а вместе с ним и определенное влияние на членов общины.

.3 Община

XIX в. становится временем окончательного оформления и институционализации мусульманской общины - махалля - на Среднем Урале. В хозяйственном отношении особенностью татаро-башкирской общины было совмещение функций старосты и муллы, в то время как в русской деревне батюшки, как правило, не занимались хозяйственными делами. «Татарская махалля - это локализованная в силу исторических и историко-градостроительных факторов самоуправляющаяся мусульманская община, - отмечает историк Р. Салихов, - которая в условиях иноконфессионального государства, организует свою внутреннюю жизнь в соответствии с установками шариата и обеспечивает своим членам возможность свободного исполнения религиозно-нравственного долга». На Урале это утверждение подтверждается тем фактом, что в тех татарских деревнях, где в XVIII в. не было мечетей - жизненно важных центров махалли - в середине XIX в. они появляются. В некоторых селах даже не по одной. Так, в «Списках населенных мест, по сведениям на 1867-1872 гг.» в деревне Азигулово 138 дворов, одна мечеть. Перед Первой русской революцией их было уже три. Одну из них построил на собственные средства купец Хадый1. В деревне Средний Бугалыш в конце XIX в. Имелось 2 мечети. Такое же число в деревне Нижний Арий2. Согласно «списку населенных мест» в деревне Новый Бугалыш было 51 двор, 1 мечеть; в Усть-Бугалыше 62 двора, 1 мечеть. В деревне Татеманзельга первая мечеть появилась в 1860 г., вторая в 1877 г. Особенно интересна дальнейшая судьба этих мечетей. Например сегодня мечеть деревни Новый Бугалыш Красноуфимского района уникальна по многим показателям. Во-первых, это самая старая из действующих мечетей Свердловской области. Впервые она упоминается в списке населенных мест Пермской губернии в 1869 году, стало быть, в нынешнем ей исполняется 140 лет. Народная память сохранила имя ее основателя Зыятдина-муллы. Затем были и другие муллы.

Я помню Кави-хазрат, сына Сунгат-муллы, который был имамом после Зиятдина-хазрата. После Кави-муллы, с 1920-х гг. мечетью руководили братья Сафины Габдрахман, Гаптельвахит и Гаптераким. Все они имели религиозное образование, - говорит Миргазиян-хазрат Хасанов, имам-хатыб мечети д. Новый Бугалыш. Деревня Новый Бугалыш входит сейчас в состав Красноуфимского района, а ранее - в состав одноименного уезда. Часто ездили жители деревни в уездный центр, да вот беда, не было там дома Аллаха. Не давали власти строить мечеть. Но богатый хлеботорговец, купец первой гильдии Мухамметхафиз Хабибуллин, известный в народе как Хафиз-бай, в конце XIX века сумел построить в городе мечеть.

Здание Красноуфимской мечети и медресе было построено нашим уважаемым меценатом Хафиз-баем в 1896 году. На свои средства он не только построил мечеть, но и содержал шакирдов и муаллимов, так как здание использовалось еще и как медресе. Помещение позволяло одновременно и жить, и получать религиозное образование, - поясняет имам-хатыб мечети Красноуфимска Хабибулла-хазрат Фазлеев.

В соответствии с уставом Оренбургского магометанского духовного собрания имамы выбирались общиной верующих, и после утверждения кандидатуры в ОМДС занимали свой пост пожизненно. Это обстоятельство смущало мусульман Среднего Урала. Так, в наказе депутатам Государственной Думы от г. Перми Г.И. Баскину и К.А. Колокольникову, мусульмане города требовали наряду с проведением в жизнь основных гражданских свобод, добиться: установления выборности муфтия верующими вместо назначения правительством, переустройства духовного собрания на выборном начале, выборности всех мулл и ахунов, а также возможности их отзыва в случае неудовлетворения верующими их работой. Кроме того, мусульмане просили народных избранников полностью уравнять в правах мусульманское духовенство с православными священниками.

.4 Хозяйство

У верхнеуфимских татар основу хозяйства составляло земледелие и животноводство. С конца XVIII в. в земледелии утвердилась трехпольная система. Пахали чаще не двузубой сохой, а сабаном с колесным передком, в который запрягали двух лошадей. Убирали урожай серпами, молотили деревянными цепами. Зерно мололи на водяных и ручных мельницах.

Старинной отраслью хозяйства татар были охота и рыболовство. Охотились не только за пушными зверями, боровой и водоплавающей дичью, но и за сороками и лебедями. Выделанные шкурки сорок и лебедей в большом количестве сбывали скупщикам.

Существенную статью хозяйства составляло бортевое пчеловодство. Для устройства бортей выбирали толстое и крепкое дерево - сосну или лиственницу. Бортевщик взбирался на дерево и при помощи долота, стамесок и специального топорика выдалбливал дупло высотой до метра, шириной до 40 см и глубиной до 50 см. Дно дупла делалось немного вогнутым вовнутрь. Закрывали его крышкой - должеей. Иногда в одном дереве делали две борти. Сделанные борти сушили в течение года, а то и двух лет. В высушенную борть закладывали вощину и закрывали должеей. Чтобы в борть не дуло, должею обвязывали берестой. Перед тем как достать мед, пчел из дупла выкуривали. В хорошие годы борть давала 20-25 кг меду. Из других видов хозяйственной деятельности следует отметить обработку льна, конопли, шерсти, выделку кож, изготовление тканей, войлока, ковроткачество.

.5 Материальная культура

В планах поселений и жилищ отразились этнические традиции и характер местности. Все поселения располагались у речек и родников, обычно на значительном удалении от леса.

В течение XVIII-XIX вв. планировка поселений менялась. Первоначально они имели бессистемную форму, с искривленными улицами, что вызывалось особенностями рельефа и традицией селиться рядом с родственниками. С конца XIX в. в обиход вошла линейная застройка с главной широкой улицей, в крупных поселениях - с базарной площадью и мечетью. В наше время она является преобладающей. К числу архаических черт поселений относится разобщенная расстановка усадебных построек. Их состав зависел от зажиточности хозяина - бедные строили однокамерное жилище, а богатые - двух- и трехкамерное.

По литературным сведениям, относящимся к 1880-м гг., развитый тип трехкамерного жилища выглядел так: "Дом сенями разделен на две половины: одна задняя с русской печью - кухня, другая передняя с голландкой горница. Голландка ставится посередине стены и по обеим ее сторонам сделаны двери в сени. Занавеской горница делится на две половины - бабью и общую комнаты". Наличие женской комнаты за занавеской - традиция древняя, связанная с мусульманским обычаем затворничества женщин.

В старом жилище видное место занимали нары у передней стены, на которых спали, ели, принимали гостей. Печь имела сложную конструкцию: перед ней на небольшом выступе устанавливался чувал-дымоход, сбоку от него - очаг с котлом.

Согласно этнографическим наблюдениям Н.Л. Скалозубова (1887 г.), в верхнеуфимских деревнях применяли архаическую систему отопления: "Отапливались избы чувалами, представляющими род камина, дрова ставились стоймя: пока горят - тепло и светло. Пищу готовить в них было нельзя. Для этого строились на улице общественные печи. Навесом такая печь защищалась от дождя и снега".

.6 Духовная культура

Весной, когда шли главные земледельческие работы, крестьяне стремились магическими действиями обезопасить себя и результаты своего труда от стихийных бедствий.

Как только сходил снег, в каждой деревне молодежь собирала крупу, масло, яйца и выходила с продуктами на поля. Разводили костер, в большом котле варили кашу. Кашу разбрасывали по сторонам и кричали "кар, кар", имитируя крик грачей. После этого устраивали игры. Обряд назывался карга боткасы - грачиная каша. В чертах обряда карга боткасы проступают признаки магии плодородия.

У современных верхнеуфимских татар по-прежнему популярен сабантуй. Неотъемлемой частью праздника стало подведение итогов весенних полевых работ, чествование лучших тружеников, вручение подарков, а в последние годы - распродажа товаров, продуктов и кондитерских изделий.

По такому сценарию сабантуй проводится повсеместно, даже в старинном татарском с. Азигулово Артинского района, где еще совсем недавно он выглядел совсем иным. Согласно наблюдениям Н. Л. Скалозубова, относящимся к концу XIX в., сабантуй там праздновали не после, а накануне вспашки полей. Он наполнялся многими обрядами и образами аграрного культа.

Готовились к сабантую задолго до срока. Каждая женщина, вступившая в брак в прошедшую зиму, готовила платок и полотенце. Полотенца, как правило, украшали узорами, взятыми с полотенец матерей и бабушек по материнской линии. Лошадей до скачек скудно кормили и ежедневно тренировали в беге. Рано утром, за день до сабантуя, по домам ходили дети и выпрашивали у хозяев яйца. Это действие, согласно древнему представлению, сулило изобилие. Кто подавал много яиц, тому предсказывали хороший урожай.

Для сабантуя выбиралось открытое место за рекой возле села. Собирались празднично одетые мужчины, женщины, дети. Примечательно, что участие в татарском празднике не возбранялось русскому, марийцу, башкиру - вплоть до состязаний в скачках и права получать призы. Конники уезжали от села километра на три и оттуда мчались к публике. Лошадь, пришедшую первой, украшали полотенцем и платком. Конник, побеждавший не в первый год, получал самый ценный приз: выбирал лучшее полотенце.

Сабантуй был наполнен разнообразными играми, участники которых проявляли силу, ловкость, изобретательность. Игроки лазали по шестам, "бегали" в мешках, боролись на полотенцах. По окончании сабантуя каждый стремился пригласить родных и знакомых в гости.

Неповторимую красочность придавали празднику разноцветные костюмы. Особое значение имели платки и полотенца - им приписывалось свойство обеспечивать плодородие, изобилие, искоренять зло - не зря их готовили специально к празднику женщины, только что начавшие семейную жизнь. Полотенца и платки, полученные на сабантуе, бережно хранили.

В татарской народной свадьбе было немало своеобразных черт. Например, родители выдавали дочь замуж, но отпускали жить в дом мужа только через год после рождения ребенка. Состоятельные родители отводили молодым комнату, в которую не разрешалось заходить посторонним. Жених за невесту вносил выкуп - калым.

На свадьбах, конечно, звучала музыка. У верхнеуфимских татар наиболее популярным был старинный музыкальный инструмент кубыз. По отзывам тех, кто слушал игру на нем, звуки кубыза напоминали гитарные. Кубыз - это узкая железная пластина, согнутая в виде подковы, но с вытянутыми параллельно друг другу концами. Между концами закреплялась медная пластина. Один конец отгибался в сторону, чтобы приводить пластину в колебательное движение, когда кубыз зажимали в зубах. Делали и деревянный кубыз: в сухой тонкой дощечке вырезали отверстие с язычком, к которому привязывали нитку. Подергивая ее, заставляли язычок дрожать. Кубыз звучал на одной ноте, но тембр звука менялся, регулируемый ртом играющего, которым тот пользовался как резонатором.

На многих праздниках играли на барабане цилиндрической формы. В начале XX в. барабан, как и кубыз, был вытеснен гармонью, которая у верхнеуфимских татар стала основным музыкальным инструментом. Умелые гармонисты пользуются большой популярностью.

.7 Купечество

Во второй половине XIX в. довольно распространенным явлением становится отходничество. Мусульмане из деревень перебираются в крупные города, где начинают формироваться религиозные общины. Лидерство в них, как и на селе, принадлежало купечеству. Есть расхожее выражение «ислам - религия торговцев», и оно вполне адекватно отражало уральскую действительность. Урал, будучи приграничным регионом, тесно взаимодействовал с мусульманскими народами Средней Азии. Налаживанию тесных торговых контактов способствовали прежде всего купцы - выходцы из мусульманских народов Урала. В основном, торговля осуществлялась вдоль крепостей Оренбургской линии. В каждой из них были сооружены меновые дворы. Так, киргизы ежегодно доставляли в Оренбург от 40 до 60 тыс. баранов и до 10 тыс. лошадей. В оренбургской торговле также участвовали башкиры, казахи, бухарцы и другие среднеазиатские торговцы, которые доставляли на Урал золото, серебро, хлопковые и штофные материи, драгоценные камни, вымениваемые у русских купцов на полотна, шерстяные ткани, юфть, медные и чугунные котлы. Особой любовью у среднеазиатских народов пользовались уральские сундуки. Постоянными и желанными гостями на Ирбитской ярмарке были купцы из Хивы и Бухары. Они стали приезжать сюда еще с начала XVIII в. Например, в 1734 г. ими были явлены на таможне китайские, среднеазиатские, персидские и турецкие товары1. В XIX в. торговые караваны, которые приходили в уральские орода из Европы и Азии, возглавляли в основном тюркоязычные купцы. Татарские же купцы, благодаря владению родственным языком и будучи с ними одной веры, легче входили в доверие находили общий язык с коллегами-предпринимателями, более оперативно и с выгодой закупали них товар. Это позволило некоторым купеческим династиям развернуть свое дело не только по всему Урало-Сибирскому региону, но и по всей Российской империи. Примерно так заработали свое состояние лидеры мусульманской общины Екатеринбурга купцы Агафуровы. Основателем торговой династии был отставной унтер-офицер Хисаметдин Агафуров, получивший свидетельство купца второй гильдии. Считается, что он заработал свои первые капиталы на торговле табачными изделиями или фруктами. Оба предположения одинаково вероятны, так как торговля фруктами в Екатеринбурге во второй половине XIX - начале XX в. была почти полностью сосредоточена в руках татарской части купечества1. Дело отца продолжили три брата: Камалетдин, Зайнутдин и Кашафетдин. В 1883 г. два первых брата основали Торговый дом «Братья Агафуровы» с капиталом в 10 тыс. рублей, многократно затем приумноженные. Перед революцией торговая деятельность братьев Агафуровых простиралась очень широко и охватывала Екатеринбург с уездом, Урал, Западную Сибирь, Пермь с уездом, бассейн реки Камы, Тюмень, Тобольск, Ирбит, доходя на западе до Москвы и Варшавы.

Братья были истинными лидерами мусульманской общины города. На их деньги и в их доме содержалась мусульманская мечеть по ул. Студеной, 8 (ныне ул. Маршала Жукова, дом не сохранился). Там же проживал мулла Габдул Хаким Абдул Латифов. Муэдзин Хатхил Ислам Шагимарданов проживал в доме Агафуровых на улице Усольцевской. В 1903 г. муллой был А.Х Ваганов, а муэдзином - С.М. Мухамедчин. На своих дачах по Сибирскому тракту и на Верх-Исетском пруду братья устраивали богатое угощение в дни мусульманских праздников, а около своих домов щедро раздавали деньги нуждающимся Они же были инициаторами создания Мусульманского благотворительного общества в городе Екатеринбурге. С этим обществом и связана вся культурная жизнь мусульман города и сопредельных сельских территорий до Февральской революции 1917 г.


В ходе работы над данной тематикой мной был сделан ряд выводов:

) Татары, придя на средний Урал, не только не потеряли своего культурного единства под влиянием других народов (башкиры, финно-угорские племена и т.д.), но и наоборот, ассимилировали часть из них, включая даже, в некоторых местах, и русских.

) Ислам, придя на Урал, и принятый потом татарским народом в дополнение к своим языческим верованиям, образовал синкретизм, который прослеживается до сих пор в том, что татары Урала и Сибири называют Бога не только Аллах, но и иранским словом Ходай.

) Несмотря на то что татары издавна проживают среди русских, обрусения их никогда не было. Смешанные браки у татар наблюдались редко.

) Культура верхнеуфимских татар не только сохранила все то основное, чем она отличалась ранее, до прихода татар на Урал, но и вобрала в себя новые черты, и теперь, в наше время, многие отличают её уникальность, отличающую её от казанских предков.

Список использованных источников и литературы

Источники

·Опубликованные

1.Геннин В. Уральская переписка с Петром I и Екатериной I. - Екатеринбург, 1995. С. 356-357, 359

.Наказ пермских мусульман // Уральский край. 1907. 17 февраля.

.По земским школам // Зауральский край. 1914. 2 апреля.

·Неопубликованные

4.Интервью с Ильясом Шакировым // Архив автора

.Интервью с Миргазиян - хазрат Хасановым// архив автора

.Интервью с Хабибулла-хазрат Фазлеевым//архив автора

Литература

7.Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Крестьянской войне 1773-1775 гг.// Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков: проблемы,поиски, решения. - М., 1974.

8.Годлина Р.Д. О взаимодействии финно-угорских народов с другими в древности и средневековье (конец III тыс. до н.э. - XVI в. н.э.) // Европейский Север: взаимодействие культур в древности и средневековье. - Сыктывкар, 1994

9.Известия Уральского государственного университета. № 49(2007) Гуманитарные науки. Выпуск 13. Л. Н. Мазур <http://proceedings.usu.ru/?base=rubrica&xsln=author.xslt&id=a0651> Народы Среднего Урала в структуре сельского расселения (XX в.).

.Имамов В. Запрятанная история татар (национально-освободительная борьба татарского народа в XVI-XVIII векахза создание независимого государства). - Набережные Челны, 1994.

.Корепанов Н. В раннем Екатеринбурге. - Екатеринбург,1998.

.Кулбахтин Н.М. К истории Екатеринбургскихбашкир // Уралтау. 1998. № 12.

.Миненко Н.А. Татары Урала и пугачевщина //Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. №1. - Екатеринбург, 1999.

.Муллануров М. История деревни Средний Бугалыш Красноуфимского района. - Место выхода не указано, 1996

.Овчинникова Б. Загадки столицы Сибирскогоюрта // Очерки истории Урала. Древность Урала. Вып. 2. - Екатеринбург, 1996.

.Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в XVIII-XIX вв. и распространение грамотности среди крестьян. - Екатеринбург, 2002. С.110. (Из: Шишонко В. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии. - Екатеринбург, 1879.

.Старостин А.Н. Ислам в Свердловской области. - М.: Логос, 2007. - 144 с. - (Ислам в России / Под ред. проф. А.В. Малашенко).

.Татары сибирские // Малая энциклопедия народов Тюменской области: Краткий справочник / Под ред. Карабулатовой И.С., Корепанова Г.С., Куцева Г.Ф. - Тюмень, 2005.

.Тушаков Р. Исламу в Сибири - 950 лет // Мусульмане Сибири. 2000. №7(8).

.Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX - XX вв.

Электронный ресурс

21.Сообщение портала Ислам.ру. 05.11.2004.

22.Баязитова Ф. Татарский дух седого Урала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.tatural.ru/duhurala.html

23.Старостин А. Ханты и манси тоже когда-то были мусульманами [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.islam.ru/pressclub/histori/hanti_mansi/?print_page

24.Туринск. История города [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turinsk.km.ru/modules.php@name=Pages&page=4

Похожие работы на - Татары Среднего Урала в XVI-XIX веках

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!