Социально-экономическое развитие русских городов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2014-05-02
  • Размер файла:
    28,62 Кб
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-экономическое развитие русских городов

Введение

Царствование Екатерины II была было продолжительным и необычайным, она создала целую эпоху в нашей истории» и, безусловно, в историографии. Эта «последняя случайность» XVIII века не оставила равнодушным никого из современников и потомков. В течении более, чем 200 лет отношение к Екатерине II носило неоднозначный характер, однако мало кто оспаривал значение ее правление для благополучия России. Очень редко говорят о том факте, что даже в советский период монумент Екатерины II, вместе с уважаемым большевиками Петром I, не оставил своего постамента, оставаясь единственным памятником монарху-женщине в государстве, где царствующая династия была пресечена посредством насильственного способа. Для ученых период правления Екатерины II был, есть и, очевидно, еще на протяжении долгого времени будет наиболее интересным объектом для исследований. В отечественной историографии личность Екатерины II рассматривали в специальных монографиях и статьях, которые посвящались только преобразованиям ее царствования или ее биографии, также в работах общего характера, которые касаются истории XVIII века, истории дипломатии, культуры, литературы или в работах, что посвящаются деятелям ее царствования или фаворитам.

Во время правления Екатерины 2 также можно говорить о социально-экономическом развитии российского города.

Таким образом, объектом нашего исследования являются российские города в период царствования Екатерины.

Предмет нашего исследования - особенности социально - экономического развития российского города в царствование Екатерины 2.

Целью нашего исследования является изучение российских городов в период правления Екатерины 2, сравнить специфику российских и западных городов.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

·Изучить литературу по исследуемой теме;

·Проследить хронологию развития русских городов;

·Определить влияние правление Екатерины 2 на становление и социально - экономическое развитие русских городов.

1. История возникновения городов и объединение русских земель

.1 Царствование Екатерины II

город предместье екатерина посад

28 июня 1762 года русским престолом вследствие дворцового переворота начала руководить Екатерина II, которая правила на протяжении 34 лет. Она была достаточно образованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная женщина. Всю свою сознательную жизнь она стремилась к власти, и, когда это свершилось, она всякими методами пыталась ее удержать.

Уже, будучи на престоле, Екатерина II многократно повторяла, что она - преемница Петра I. То, что ее правление будет носить самодержавный характер, она сразу же это продемонстрировала.

На первых этапах ее правления укреплялись и расширялись права и привилегии дворян. Они наделялись правом не служить (Манифест о вольности дворянства 1762 года, который издал еще Петр III), если у них не было такого желания; монопольное право владения землей (Генеральное межевание 1765 г.), крепостным трудом (1762 г.); право на винокурение (1765 г.). В период царствования Екатерины II крепостное право было широко распространено.

Как считала Екатерина, благополучность народа обеспечивается законами, которые издает монарх. На протяжении всех лет своего правления она издавала в среднем по 12 законодательных актов в месяц. Пожалуй, наиболее высокий период ее законодательной деятельности - первые пять лет правления, когда на протяжении каждого месяца издавались в среднем по 22 законодательных акта.

Но, следуя Петру I, Екатерина II одновременно осознавала, что править открыто, подобно Петру I, уже невозможно. Свою крепостническую политику Екатерина проводила уже в форме просвещенного абсолютизма. Она была характерна для стран, которые отличались относительно медленным развитием капиталистических отношений, при котором дворянство предоставлялась возможность сохранять свои политические права и экономические привилегии. Просвещенный абсолютизм проводил такие мероприятия, которые достаточно сильно интересовали дворян, само абсолютистское государство, однако, которые одновременно содействовали развитию капиталистического уклада. Очень важной характерной особенностью политики просвещенного абсолютизма было стремление, по возможности, немного ослабить остроту социальных противоречий посредством издания законов и улучшения политической надстройки.

Наиболее крупным мероприятием просвещенного абсолютизма был созыв в 1767 года Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). После пяти лет правления Екатерина решила созвать выборных от разных сословий с целью выработки общего закона, который удовлетворял бы интересы всех подданных. Созыву комиссии предшествовала подготовка Екатериной II руководства для депутатов, которые получили название «Наказ императрицы Екатерины II». Он был компилятивным, об этом говорила и сама императрица. На самом деле, из 507 статей «Наказа» 408 дословно заимствовались у европейских мыслителей Монтескье, Беккария, Бильфельда, Юсти. Не меньше, чем 45% депутатов являлись потомственными или же личными дворянами, это, главным образом, обусловило дворянский характер работы комиссии. Работа Уложенной комиссии продолжалась с перерывами до декабря 1768 года, когда под предлогом войны с Турцией, она практически прекратила деятельность. Комиссионные дебаты отличались чрезвычайной остротой. Императрица увидела, что дворяне незыблемо охраняют собственные права и привилегии. Противостояние с дворянством могло закончиться утратой короны. Такого Екатерина II не смогла допустить. Уложенную комиссию распустили.

Множество острых вопросов, прежде всего, о положении крепостных крестьян, которые обсуждались в Уложенной комиссии, вышли за ее пределы и стали предметом споров в обществе. Императрица, которая всегда стремилась добиваться от подданных «всеобщего послушания», решила после роспуска Уложенной комиссии повести за собой общественное мнение посредством сатирического журнала «Всякая всячина», которого она издавала с 1769 года, а также и написанных ею в 60-70-е гг. комедий. В них она пыталась доказать, что пороки и недостатки в общественной жизни никак не связаны с самодержавием и крепостным правом. Как утверждала императрица, их причиной являлись обычные общечеловеческие слабости и недостатки.

С Екатериной II начал вести жесткую полемику знаменитый русский просветитель Н.И. Новиков. В своих сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» подвергалось жесткой критике положение крестьян, алчность помещиков, аморальность крепостного права, которое разлагало как дворян, так и крестьян. Как утверждал Новиков, наличие пороков в стране непосредственно связано не только с человеческими слабостями, однако и с крепостническим строем. В процессе этой полемики императрица потерпела поражение и, таким образом, прекратилось издание «Всякой всячины», а перед крестьянской войной под руководством Е.И. Пугачева цензурными и другими репрессиями прекратили свое существование новиковские журналы.

1.2 Возникновение городских предместий или посадов

Русские города развивались не только лишь количественно, однако и качественно. Наиболее древние города, как правило, ограничивались территорией своего города, или крепости, вокруг которой появлялись отдельные поселения, что в течение некоторого времени становились предместьями, а именно предградьями, или посадами.

Возникновение русских посадов считается новым и очень важным явлением русских городов.

Территория русских городов, главным образом, вмещалась в пределы небольших крепостей, а именно детинцев. В это время лишь только начинаются формироваться города в качестве центров сосредоточия не лишь княжеских слуг, однако, и купцов и ремесленников. Появление множества новых русских происходит под прикрытием княжеских замков и под их непосредственной защитой.

Наряду с детинцем все с большей интенсивностью росли поселения ремесленников и купцов, которые оседали за пределами стен замка, формировались два городских мира: княжеский и свободный. Самым постоянным притоком в городе происходил посредством сельского населения и беглых холопов. Постоянный приток населения к городам поддерживался льготами, которые князья, как правило, предоставляли поселенцам.

В городах происходило развитие особого мира с городскими привилегиями, без которых невозможно было развитие торговли и ремесла. Под крепкими стенами княжеских замков вырастал посад, появлялся новый город.

Русские города являлись новыми поселениями, которые возникали отдельно от римских и остальных городов. Их экономический и общественный строй формировался на Руси самостоятельно, самобытно, и его относят древнерусской народности.

Отделение ремесла от земледелия являлось предпосылкой к созданию городов, которые характеризовались постоянным населением. Развитие ремесла влекло за собой формирование городских посадов.

Развитие феодальных отношений вызвало приток сельских жителей в города. Люди, которые приходили, селились в непосредственной близости замку - детинцу. Если бы не было спроса на ремесленные изделия в соседней округе, то посад не имел бы возможности дальше развиваться. В определенных местностях Киевской Руси имеем возможность видеть особенно большую насыщенность городами, которые обслуживают округу, что прилегает к ней. Особую насыщенность городов можно увидеть там, где есть более плотное сельское население.

Настоящей силой, которая вызвала к жизни к жизни русские города, считалось развитие земледелия и ремесла в сфере экономики, развития феодализма - в области общественных отношений.

.3 Объединение русских земель в единое государство в XIV-XV веках

В конце XV - начале XVI века длилась героическая борьба русского народа за государственное единство и национальную независимость, которая завершилась объединением русских земель вокруг Москвы в единое Русское государство.

Восстановление хозяйства и новый экономический подъем в русских землях в XIV-XV веках были направлены на дальнейшее развитие и укрепления феодального землевладения, крепостнического хозяйства и феодальных отношений во вех направлениях. Из-за такого определенно феодального характера экономического развития русских земель появились некоторые существенные особенности объединительного процесса на Руси, который начался практически в то же время, когда начали образовываться национальные государства в некоторых странах Западной Европы.

В западноевропейских странах королевская власть победила феодальную децентрализацию, в чем ей, в значительной мере посодействовал союз с городами, в которых всё значимей становились буржуазные элементы, которые формировались из средневекового сословия городских бюргеров. На Руси была значительно слабее развитость городов, и они имели феодальный характер. Великокняжеская власть в своей объединительной политике в первую очередь опиралась на основную массу господствующего класса феодалов. Феодальная раздробленность была преградой для расширения и развития феодального землевладения и хозяйства, а также вовлечения крестьян в еще большую феодальную зависимость и эксплуатацию. Важную роль при объединительном процессе на Руси отыграла всенародная борьба за свою национальную независимость и государственность, за победу над чужеродным иго, которая обеспечила поддержку великокняжеской власти со стороны всех социальных слоев общества.

Основным содержанием на начальном этапе объединительного процесса (конец XIII - первая половина XIV веков) был процесс складывания в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и определение, которые из них сильнейший, для того чтоб был будущим политическим центром и территориальным ядром формирования централизованного государства - Московского княжества.

Во второй половине XIV века начался второй этап объединительного процесса. Содержимым второго этапа стал разгром Москвой в 60-70-х годах IV века своих основных политических противников. Москва утвердила свое политическое главенство на Руси, после чего началось государственное объединение вокруг нее русских земель. Москва также стала центром организации общенародной борьбы за свержение монголо-татарского ига. Все успехи Москвы в государственно-политическом объединении русских земель закрепились ее победой над коалицией удельных князей, которые пытались в ходе феодальной войны. Они начали противостояние во второй четверти XV века, чтоб восстановить порядки феодальной раздробленности, которые уже начали крушиться. Завершительной стадией объединительного процесса была ликвидация в последней трети XV века - первой четверти XVI века независимость земель и княжеств, которые еще сумели сохраниться.

Это было уже начало нового этапа в истории Русского государства, в котором завершение объединительного процесса неразрывно соединились с началом борьбы за государственную централизацию и за окончательную ликвидацию золотоордынского ига.

В XIV-XV веках происходило формирование великорусской, украинской и белорусской народностей. Территориальное ядро сложения великорусской народности - Владимиро-Суздальская и Новгородская земли, этнической основой которой были кривичи, вятичи и новгородские словены, которые издавна проживали на этой земле. В ее состав входили и неславянские племена меря и мурома, поселения которых были на междуречье Оки и Волги.

После погрома Батыя, который являлся ужасной катастрофой, Русь начала восстанавливать собственные силы. Большой интенсивности этот процесс был на северо-востоке бывшей Киевской Руси, где находились земли Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII-XV веках значительно увеличилось количество населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории имели сравнительно отдаленное от очагов монголо-татарской агрессии расположение и их прикрывали окраины южных и юго-восточных русских земель от Золотой Орды. Население прибывало с юга, где люди находились постоянно в опасности со стороны монголо-татар, и с северо-запада, которые подвергались давлению Литвы и Ливонского ордена. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие, быстрее всего развивалось сельскохозяйственное производство: значительно увеличились площади пахотных земель, началось совершенствование приемов обработки почвы, всё более распространялось трехполье. Широко начали использовать металлические орудия труда, землю стали удобрять навозом. Следующей стадией развития является развитие скотоводства, рыболовство и охота, огородничество и садоводство. Появилась возможность перейти от бортничества к пасечному пчеловодству.

Что касается социального развития в XIV-XV веках то на первом месте стоит интенсивный рост феодального землевладения. Основная господствующая форма - вотчина, которой являлась земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Он имел право поменять эту землю или продать, но лишь родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины были князи, бояре или монастырь. Для быстрого освоения и успешной эксплуатации вотчины, а также для военной поддержки, владельцы вотчин часть земли давали своим вассалам на определенных условиях - условное землевладение. Дворяне, которые составляли двор князя или боярина, имели во владении поместье, а получали его только, если несли на строк определенный договором, службу на вотчинника. Дворян также называли помещиками. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

С середины XIV века наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы были заинтересованные в сохранении своего господства, и поэтому добивались расположения церкви, и оставили земельные владения в ее руках. В поддержке церкви были заинтересованы также и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви, который назывался - десятина выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья вместо налога начали выделять для церкви земли. Таким образом начали увеличиваться как землевладение так и богатство монастырей. Еще одной предпосылкой богатства является факт неделимости монастырских земель между наследниками, что происходило после смерти светского землевладельца. Наиболее знаменитым среди русских монастырей был Троицкий монастырь, который основал Сергей Радонежский в 70 километрах на север от Москвы (сегодня Троице-Сергиева Лавра). Монастырь расположен в лесной, малонаселенной местности стал крупнейшим религиозно-хозяйственным центром. Ученики и последователи Сергия Радонежского в XIV-XV веках построили около 100 монастырей общежитийного типа, они были совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация происходила с помощью окультуривания земли на новом месте. Феодалы получали от князей грамоты, в которых были оговорены льготы для крестьян, которые им принадлежали на 5-15 лет, до того времени, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление крестьян к земле и с переходом их под юрисдикцию феодалов способствовало уравновешиванию в правах почти все земледельческое население. Этот процесс отображался в некоторых старых терминах, которые обозначали формы социальной зависимости, к примеру, «смерды», «изгои», «люди» и прочие. В XIV веке появился новый для того времени термин - крестьяне, который стал названием угнетенного класса русского общества. Вместе с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII века использовался и труд холопов.

Кроме частного феодального землевладения, на окраинах страны, было создано много крестьянских общин - «черных» земель, которые сплачивали подати в казну. В роли феодала для них было государство. После подъема сельскохозяйственного производства были созданы благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. После разгрома старых крупных городов, к которым относились Владимир, Суздаль, Ростов и другие, изменился характер экономических и торговых связей и путей, что привело к тому, что в XIII-XV веках начали развиваться новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и другие. В этих городах начало увеличиваться количество населения росло население, возрождалось каменное строительство, развивалось ремесленничество и купечество. Значительно развились такие ремёсла, как кузнечество, литейное дело, металлообработка, и монетное дело. Несмотря на то, что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз все еще пытались сдерживать и контролировать внешнюю торговлю Руси, города превращались в центры как внутренней, так и внешней торговли, среди основных направлений которых были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

В отличие от городов Западной Европы, многие из которых больше не зависели от феодалов, они добились самоуправления, в русских городах продолжалась феодальная зависимость. Большое место в экономике городов занимала торговля сельскохозяйственной продукцией. Люди, которые жили в городах, и имея личную свободу, было разделено на части. Первая - «черные ремесленники», те, что несут «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленники, которыми владели бояре, монастырям или князьям, и которые было освобожденные от несения тягла.

Несмотря на замедленное развитие по сравнению с городами Западной Европы, которое тормозило монголо-татарское разорения, русские города занимали важную позицию в процессе объединения. Они были центрами поддержки, еще совсем слабыми экономическими связями отдельных частей страны. Характер ремесленного производства и торговые связи вызывали огромную заинтересованность горожан в необходимости объединить страну. Это было весьма характерно для городов, которые находились вблизи от Москвы, которые начали довольно быстро развиваться.

Политическая централизация Руси в XIII-XV веках происходила довольно быстрыми темпами, в отличие от ее экономической разобщенности. Присутствие внешней опасности с востока и запада, постоянная необходимость бороться за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости стимулировали ускорение этого процесса. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство длилось примерно два с половиной столетия.

2. Правление Екатерины. Реформы и манифесты

.1 Россия во второй половине XVIII века. Реформы Екатерины

Вторая половина XVIII века в России характеризовалась непрерывным ростом населения. В 1763 году население ее составляло 18 млн., а ближе к окончанию царствования Екатерины оно достигло 36 млн. человек. На то время основное население представлялось русскими, несмотря на то, что отношение Екатерины к иностранной колонизации было довольно благоприятным, и при ней происходила существенная иммиграция немцев, западных и южных славян в Новороссийский край и в Саратовскую губернию. Также подписали до 50 указов, которые были направлены на возвращение так называемых беглых, другими словами русских, которые ушли за пределы в былые времена от религиозных преследований и разнообразных притеснений крепостного права. Обратное переселение беглых обставлялось разного рода льготами.

Доминирующим в населении России было дворянство. Так, решительное раскрепощение дворянства берет свои истоки еще до Екатерины II указом Петра III от 18 февраля 1762 года, по которому дворяне освобождались от обязательной службы. Жалованная грамота дворянству 1785 года, которая подводила итоги все предварительно предоставленным дворянству льготам, предоставила право на самоуправление дворянству всем губерниям, освободила дворянство от телесных наказаний, и оно наделялось правом на петиции по общественным делам и разным потребностям. За дворянством еще раньше признавалось бы исключительное право владеть населенными имениями и иметь полную собственность не лишь на поверхность, однако, и на недра земель, которые ему принадлежат.

Чтобы оказывать властное влияние на судьбы русского народа и Русского государства, у дворянства не было только ограничения прав самодержавной власти монарха и участия в законодательстве и верховном государственном управлении. Даже за время правления Екатерины II дворянство не смогло этого достичь.

Промышленность. В период царствования Екатерины II в стране стремительно развивались города и промысловые села, в которых также происходило развитие мануфактуры, а именно текстильное, металлургическое, деревообрабатывающее, керамическое, мыловаренное и остальные производства. Таким образом, к середине XVIII века в стране в стране было уже более, чем 600, а к окончанию правительства эпохи Екатерины - 1200 мануфактур, которые после 1762 года работали уже, обычно, на вольнонаемном труде. В 1767 году отменялись монополии в промышленности и торговле. Дальнейшее развитие ремесла и промышленности происходило под указом 1775 года, который разрешил крестьянскую промышленность. Это повлекло за собой стремительный рост заводчиков из купцов и крестьян, которые вкладывали свои капиталы в промышленность.

Итак, в стране весьма динамично формировался капитализм, однако его полноценное развитие тормозилось посредством крепостнических отношений, которые оставляли существенный отпечаток на формах, путях и темпах развития в екатерининской России.

Финансы. Говоря о финансах XVIII века, необходимо сказать, что средства, которые были в распоряжении у правительства, отличались достаточно скудным характером. Уже говорилось выше о последствиях подобного явления при Петре I. При его правлении скудность средств, которые народ был способен давать, и несоответствие таких средств потребностям государства, которые непрерывно расширялось, повлекли за собой абсолютное истощение страны, разорение и убыль населения. Несмотря на это, бюджет рост с неимоверной скоростью.

Когда начала свое правление Екатерина II, финансовое положение страны было достаточно запутанным. В этот период имела место Семилетняя война, в которой Россия участвовала непонятно для какой надобности, и оказалось, что солдаты не были за целый год удовлетворены жалованием. Когда Екатерина пришла в Сенат, то он ей доложил, что необходимо произвести на 15 млн. руб. неотложных расходов, в это же время казна была пуста. Императрица довольно ловко это использовала и проявила огромное великодушие, мгновенно отпустила из средств императорского кабинета, которые предназначались на личные потребности царствующего императора, большую сумму на ближайшие государственные нужды, и, таким образом, сразу же приобрела популярность.

Затем следовала еще очень удачная реформа, а именно уменьшение налога на соль. У него была своя история. Соль представляет собой продукт, без которого невозможно обойтись, и налог на нее был достаточно тяжел для населения. Как решила императрицы, для привлечения к себе народного сочувствия, которое было для нее так важно по причине шаткости ее положения в начале ее правления, сделать гораздо меньшим данный соляной налог, ассигновав из кабинетских средств 300 тыс. руб. на покрытие возможного дефицита. Но уменьшение налога привело к увеличению потребления соли, в результате чего доход от казенной соляной монополии даже увеличился.

Таким было финансовое положение страны за время правления Екатерины II. Оно постепенно ухудшалось в силу страшного воровства высших чиновников.

Внешняя политика. Во внешних отношениях и столкновениях Екатерина II не стремилась к подражанию своим предшественникам, однако одновременно она умела осознать истинные задачи российской политики.

Внешнеполитические успехи России славилась деятельность самой императрицы и ее советчиков - Панина, Румянцева, Обрескова, Потемкина, Орлова, Репнина. Помощников и проводников своего внешнеполитического курса императрица выбирала достаточно умело. Основная ее опора - Никита Иванович Панин. Отношения Панина с Екатериной были таковыми: из дипломатической почты он выбирал самые важные бумаги, делал на них замечания, и после этого он отправлял императрице, которая, как правило, с ними соглашалась. Затем в Коллегии составляли рескрипт, который Екатерина, обычно, утверждала.

Сословия. Будучи привилегированным сословием, дворянство до правления Екатерины II не обладало еще сословной организацией. Во всех уездах дворянство становилось единым сплоченным обществом и к нему в управление попадали все дела уезда. Дворяне могли управлять как полицией, так и администрацией. Наряду с падением старой аристократии дворяне стали, пожалуй, самыми близкими помощниками верховной власти. Итак, с 1775 года всей Россией, а именно от наиболее высоких и до наиболее низких ступеней управления, стало управлять и распоряжаться дворянство. Реформы 1775 года предоставили дворянству сословную организацию и доминирующее административное положение в стране.

В 1785 году приняли «Жалованную грамоту». Новым в ней являлось то, что все общество с характером юридического лица признавало дворянство не одного уезда, однако и целой губернии. Данная грамота заканчивала процесс сложения и возвышения дворянского сословия, который наблюдался в течении всего XVIII века.

Политика Екатерины II повлекла за собой то, что дворянское сословие наделось исключительными личными правами, широкими правами сословного самоуправления и существенным влиянием на местное управление.

При царствовании Екатерины II, которая взошла на престол при помощи дворянства и его поддержкой, крепостное право стремительно росло. Однако одновременно имели место и думы самой императрицы и людей, которые были направлены на его уничтожение. В период царствования Екатерины крестьяне почти не наделялись никакими правами, а также их считали абсолютной собственностью дворянства. Но в соответствии с законом крестьянин вместе с тем оставался и частным рабом, и гражданином. Такое разногласие в законодательстве указывало на отсутствие твердого взгляда на данную проблему у правительства. В нем оставались актуальными два вопроса о крестьянстве: императрица желала освобождения крестьян, однако правительство выступало за усиление помещичьих прав.

Как отмечают исследователи, в эпоху правления Екатерины II крепостное право достигло своего апогея, и наряду с этим общество начало яростно осуждать крепостное право.

«Наказ» и «Комиссия Уложения» (1767-1768). В 1762 году советник Екатерины II граф Никита Панин подал императрице для рассмотрения мотивированный проект утверждения императорского Совета. Однако им были предложены старые средства - «верховные места» (Верховный Тайный совет и Кабинет), которые не предостерегали от фаворитов и не охраняли законности. С другой стороны, «верховное место» стесняло бы верховную власть, на защиту которой должен был стать Панин. Когда он подписал данный проект, у Екатерины возникли некоторые сомнения и, опросив государственных людей, не увидела особого сочувствия. Ей говорили, что Панин, тем самым, отдает предпочтение более аристократическому правлению. Обязательный и установленный государственным законом императорский совет и влиятельные его члены имеют возможность в течение некоторого времени подняться до значения соправителей. Таким образом, императрице дали понять, что, приняв этот проект, она способна превратить страну из самодержавной монархии в монархию, которая управляется олигархическим советом чиновной аристократии. Екатерина не смогла пойти на это и отклонила проект Панина.

Однако, сделав это, Екатерина II, таким образом, приняла довольно неординарное решение. Она делала попытки сформировать новые законодательные нормы, которые способствовали бы установлению законности и порядка в государстве. Екатерина стремилась создать новое законодательство, а не реформировать старое.

Вместе с общим либерализмом Екатерина II поставила и мотивировала в «Наказе» четкое утверждение, что одна возможная для страны форма власти - это самодержавие, как по обширности страны, так и по той причине, что поклонятся одной власти гораздо лучше, нежели различным господам. Екатерина писала, что Россия является Европейской державой. Доказательство этому следующие факты: перемены, принятые Петром I в России, получили огромный успех, нравы же, бывшие в то время, совершенно не сходствовали с климатом. Петр I, вводя европейские нравы и обычаи в европейском народе, нашел тогда такие удобности, которых он и сам не ожидал.

Только 4 часть «Наказа» была издана. Определенные стать императрица уничтожила сама в ходе работы над «Наказом». Когда же в Москву съехались депутаты Комиссии Уложения, она отдала определенным высокообразованным людям для предварительного обсуждения «Наказ». Как говорила Екатерина, что там в каждой статье родились прения, она дала им волю чернить там, где они только этого хотели, больше половины того, что было написано ею, они помарали, и остался «Наказ Уложения» яко напечатанный.

В «Наказе» содержатся двадцать глав (двадцать первую и двадцать вторую главы Екатерина приписала уже после 1768 года) и больше, чем пятьсот параграфов. «Наказ», как этого хотела императрица, является лишь изложением принципов, которыми обязан руководствоваться государственный человек, пишущий законы.

Первая Комиссия Уложения была составлена еще в 1700 году для пересмотра Уложения 1649 года. С тех пор над этой проблемой неудачно работали несколько комиссий, но она так и не была разрешена. Депутатов, выбранных специальными комиссиями 1754 и 1761 годов, в 1763 году распустили, но Комиссия просуществовала вплоть до созыва новых депутатов в 1767 году. Екатерине II предстояло закончить давнее дело. Во многих отношениях она поступала иначе, чем раньше. Начала она решение этой проблемы манифестом от 14 декабря 1766 года о созыве депутатов для сочинения проекта нового Уложения.

Сенат, Синод, коллегии и главные канцелярии центрального управления посылали по одному представителю. От каждой провинции выдвигались четыре депутата из различных слоев населения. Число депутатов от казаков определялось их высшими командирами.

Таким образом, в Комиссии были представлены центральные правительственные учреждения, некоторые сословия, инородческие племена и места жительства. Комиссия не захватывала всех слоев тогдашнего населения империи.

Депутатам было назначено жалованье. Они находились под «собственным охранением» императрицы, на всю жизнь освобождались от смертной казни, пытки и телесного наказания, имущества лишались только за долги. Никто из подданных в те времена не пользовался такими привилегиями. Самым важным новшеством Комиссии 1767 года были депутатские наказы. В них избиратели должны были внести свои «общественные нужды и отягощения» 17. Депутат мог ходатайствовать и сверх наказа, не мог только противоречить ему. В случае несогласия с наказом он был обязан сложить с себя полномочия.

2.2 Городовое положение Екатерины II

Изучая историографию городовой реформы необходимо учесть то, что большая часть исследователей имели общее представление об отсталости дореволюционного города и от этого отталкивались, изучая саму городовую реформу, а также ее последствия. Такой подход вносил некие искажения реального положения дел и на современном этапе исторического знания практически все ученые пытаются отыскать новое понимание городовой реформы Екатерины II, несмотря на это в целом невозможно найти однозначную оценку такого сложного и многоаспектного документа.

В дореволюционной историографии необходимо уделить внимание одному специалисту в области городовой политики XVIII века - А.А. Кизеветтеру. Автор, который написал одно из наиболее подробных исследований «Городовое положение Екатерины II 1785 года Опыт исторического комментария», относился к «либерально-демократическим» направлениям русской историографии, представители которого скептически относились к преобразованиям Екатерины II. Очень ценны исследования А.А. Кизеветтера в источниковедческой направленности. Проанализировав источники, большинство из которых были в первый раз введены в научный оборот, историк сделал вывод, пришел к выводу, что весь отдел «Городового положения» и практически все «Ремесленное Положение» - имеют в своей основе остзейские законы, с воспроизведением некоторых шведских и прусских цеховых уставов. Также историк отметил, что «Положение» выступило в роли совсем небрежного соединения отрывков в один общий текст, который как будто сшитый из обрезков. Именно поэтому присутствует огромное количество неясностей и противоречий.

А.А. Кизеветтер также отметил, что всесословные принципы, который ввела Екатерина в городовое «Положение», противоречива русским законам и порядкам того времени, это и являлось причиной того, что реформа превратилась лишь в исключительно бумажную, новые учреждения являлись «новыми мехами, с прежним вином, которое продолжает киснуть».

Несмотря на этот суровый приговор, вынесенный в духе В.О. Ключевского, А.А. Кизеветтер все же оценил значение реформы, которая даже если не сумела направить течение городовой жизни в новое русло, все же необходимо признать, что она стала манифестом основ городового общественного самоуправления, которое не существовало ранее в нашей истории не только практически, но и теоретически. В законодательстве Екатерины II город провозглашался всесословным самоуправляющимся союзом.

Такого ж мнения придерживался исследователь городового «Положения» И.И. Дитятин. Он считал, что главное достижение реформы - внесение в законодательство понятия о городском населении, как обществе. Как и большая часть реформ Екатерины II городовое «Положение» имело ценность не в практических результатах, а в духе всесословности, его общей декларации прав горожан. Сравнивая две «Жалованные грамоты», практически все историки согласились в тем, что грамота на продолжении столетия для дворянства не принесла те результаты относительно этого сословия, к которым сумела привести такая же грамота городам по за тот же период. Несмотря на то, что большинство историков уверенны, что дарование «Жалованной грамоты городам» имело большую практическую значимость нежели получение «Грамоты» дворянством, в общем городовую реформу они оценивали негативно. Екатерина II была обвинена в необдуманном плагиатстве, поскольку западная цеховая система плохо приживалась на русской земле, тем более, в чем были уверены практически все историки, город не был готов к восприятию новых законов.

В советской историографии интересовались городовой реформой лишь для изучения экономического развития города, в частности, и государства - в целом. Проводилось исследование проблемы ремесленных цехов, становления мануфактурного производства, постепенное образование городского сословия и зарождение буржуазии. Эта реформа считалась продворянской, то представлено было, что именно этот фактор замедлял и удерживал развитие городского самоуправления, хотя иногда ученые пытались защитить екатерининские нововведения.

.3 Манифесты Екатерины II

Необходимо ознакомится с манифестом о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах.

Ведая о пространстве земель своей Империи, между прочем усматривается и самые выгодные для населения и обитания людей полезнейшие места. Остается все же не малое количество тех, которые в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов, или же леса, реки и озера, и в коммерции подлежащих морей довольно, с увеличением количества многих мануфактур, фабрик и других заводов присутствует способность великая.

Эти условия было причиной издания манифеста 4 декабря 1762 года в котором отмечены какие существуют правила тех, кто приезжает из разных стран селится в Русской империи. Вкратце было объявлено веление всем объявить следующее учреждение, которое было торжественно учреждено и обязательное для исполнения:

§ 1. Всем иностранцам разрешен въезд в Империю и возможно поселение во всех Губерниях на их усмотрение;

§ 2. Такие иностранные могут приезжать и являться как в Резиденцию для чего учреждена Канцелярия опекунства иностранных, так и в других пограничных городах, где может быть губернатор, или другие главные городские начальники;

§ 3. Если среди иностранных, которые желают поселиться в России есть те, которые не имеют довольного достатка для проезда, то они могут обратиться к Министрам и Резидентам, которые находятся при иностранных Дворах, и там получить деньги;

§ 4. Перед тем, как иностранцы решат прибыть в Резиденцию и явится в Канцелярию опекунства, или в другой пограничный город, они должны объявить решительное своё намерение. Они должны записаться в купечество или в цехи, и быть мещанином, также кроме города могут поселятся колониями и местечками на свободных и выгодных землях для хлебопашества и других многих выгодностей. Они по желанию немедленно получат определение в каких именно местах в Империи находятся свободные и удобные дл населения земли. Данные берутся из последующего реестра, где большое количество пространных земель и всяких угодий, на которых также можно селиться, кто где из них берет все для своей пользы;

§ 5. Как скоро кто из иностранных прибудет в Империю для поселения и явится в учрежденной для них Канцелярии опекунства, или в прочих пограничных городах, то во-первых, объявляют, как выше указано в 4 пункте, о желании своем подать присягу верности по своей вере и обрядам;

§ 6. Для того, чтоб все иностранцы желающие поселится в Империи видели, сколь есть всего для их пользы и выгодности разрешено:

) всем, кто прибыл в Империю для поселения иметь свободное отправление веры по своих уставах и обрядах беспрепятственно, а тем кто желает не в городах, а на порожних землях поселиться колониями и местечками строить церкви и колокольни, если будут иметь необходимое количество Пасторов и прочих церковно-служителей, исключая одно построение монастырей; необходимо помнить, что среди тех, кто живет в России по христианских законах, никто и никого в согласие своей веры или сообщества ни под каким видом не должен склонять и привлекать, под страхом всей строгости законов Русской империи, позволяется благопристойным образом склонять к христианским законам;

) иностранцы для того, чтоб поселится в России не должны платить подать в казну, не нужно служить в чрезвычайных службах. От всяких налогов и тягостей можно освободится следующим образом, а именно: те кто поселились многими семьями и целыми колониями на праздных местах 30 лет, а те, кто желает жить в городах должны записаться в цехи и купечество в Резиденции в Санкт-Петербурге или же в столичном городе Москве - пять лет; в прочих губернских, провинциальных и других городах десять лет, но кроме того, ещё каждый прибывший в Россию не для временного пребывания, а для переселения давали свободную квартиру на полгода;

) всем иностранцам, которые прибыли на поселение в Россию, будет предоставлено всякая помощь и удовольствие; тем, кто склонен к хлебопашеству или другому какому рукоделию, и к заведению мануфактур, фабрик и заводов, не только достаточное число отведено способных и выгодных к тому земель, но и все необходимое будет сделано по мере каждого состояния, усматривая особливо надобность и пользу вновь заводимых фабрик и заводов, или же такие, которые еще не были учреждены в России;

) на построение домов, и для заведения к домостроительству разного скота, на потребные к хлебопашеству и к рукоделию всякие инструменты, припасы и материалы будет выдаваться из казны необходимое количество денег без всяких процентов, но с единою заплатою, и то после десяти лет и разделено на три года равными частям;

) тем, кто поселились особыми колониями и местечками, внутренняя юрисдикция остается в их благоучреждение, таким образом русские начальники во внутренних распорядках не будут принимать никакого участия, но все же они обязаны повиноваться русскому гражданскому праву. Если же в определенных случаях они сами пожелают от иметь особую персону для опекунства, и для безопасности своей и охраны, пока с соседственными жителями опознаются, с доброй дисциплиной воинской салвогвардии, то им это будет прдоставлено;

) всем иностранцам, которые желают поселиться в России разрешено ввозить свое имение, в чем бы оное не состояло, без всякого платежа пошлин, с но лишь если они необходимо для собственного употребления и надобности, а не для продажи. А если ж будет привезено, сверх своего употребления, т что-либо в товарах на продажу, то разрешено ввозить безпошлинно не более, как по цене 300 рублей для каждой семьи, и только если они в России проживут не меньше чем десять лет; в противном же случае, при возвратном проезде необходимо будет оплатить все ввозные и вывозные настоящие пошлины;

) иностранцы, которые поселились в России, на протяжении всего своего пребывания против их воли не будут определяться ни на военную, ни на гражданскую службу, кроме обыкновенной земской и то только по истечению льготных лет; кто же пожелает самоизвольно вступить в военную службу стать солдатом, тот будет определен в полк, и будет оплачиваться 30 рублей в награждение, сверх обыкновенного жалованья;

) Иностранцы, которые явились в учрежденной для них канцелярии опекунства, или в прочих пограничных городах, чтоб объявить свое желание вскоре въехать и поселиться в России. Им выделяют кормовые деньги, подводы, безденежно до намеренного им места;

) те иностранцы, которые кто заведут фабрики, мануфактуры или заводы, и станет на них производить товары, каких до того момента в России не было, то им разрешено продавать и отпускать их из Русской Империи на протяжении десяти лет без всякого платежа внутренней, портовой и пограничной пошлины;

) если же кто из иностранных капиталистов собственным своим иждивением, заведет в России фабрики, мануфактуры и заводы, тому дается право покупать надлежащее число к тем мануфактурам, фабрикам и заводам крепостных людей и крестьян;

) тем, кто поселился в Российской Империи колониями и местечками, разрешено установить по собственному рассуждению торги и ярмарки, без всякого побора и платежа пошлин в государственную казну.

§ 7. Все предписанные выгоды распространяются как на тех, кто приехал в Империю с целью поселения, так и их оставшиеся дети и потомки, хотя бы они и в России рождены были, считая число лет со дня приезда их предков в Россию.

§ 8. По происшествии вышеописанных льготных лет, должны все чужестранные, которые поселились в России платить обыкновенные без всякой тягости подати, и нести земскую службу, как и другие подданные.

§ 9. Напоследок, те иностранные, кто переселился и вступили в подданство, выявили желание покинуть Империи, тем всегда предоставляется свобода, с определенным условием, они должны из всего нажитого имения в Империи, отдать в государственную казну, а именно: те кто проживали от одного года и до пяти лет - пятую часть, от пяти до десяти и далее - десятую, и потом могут отъезжать, кто куда пожелает, беспрепятственно.

§ 10. Если же некоторые из иностранцев, желающих поселится в России, по каким особливым причинам, не тех, которые были описаны, кондиции и привелегии востребуют: то о том могут они в учрежденную Канцелярию опекунства иностранных, письменно или персонально адресоваться, где обо всем с подробностью донесено будет, и тогда, по обращению обстоятельств, будут приняты определенные решения.

Манифест 17 марта 1775 года касался богатых купцов, занимавшихся торговлей, а также пожелавших вложить капиталы в промышленность..

Купцы, которые обладали капиталом более 500 рублей, были освобождены от уплаты подушной подати, а вместо нее устанавливался сбор 1% с капитала. Такие условия были первым шагом на пути выделения купечества из числа «подлородных» людей, непременным уделом которых являлась уплата подушной подати.

Манифест 17 марта отменял все бюрократические преграды для заведения промышленных предприятий - все имели право, без разрешения Мануфактур-коллегии, заводить неограниченное количество станов на полотняных и суконных мануфактурах. Манифест в благожелательном духе решал вопрос, в котором были заинтересованы десятки, или даже сотни тысяч ремесленников, среди которых кузнецы, кожевники, мыловары и другие. Они освобождались от уплаты мелких сборов, приносивших казне незначительный доход, но стеснявших их деятельность.

8 апреля 1783 года Екатерина II подписала манифест «О присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

«Не смирившись с потерями по Кучук-Кайнарджжийскому мирному договору, Оттоманская Порта стремилась вернуть в полной мере Крымское ханство и земли СеверногоПричерноморья. Очередное восстание крымских татар, провоцированное Турцией осенью1781 года во главе с братом Шагин Гирея - Батырь Гиреем и крымским муфтием, было подавлено, но после серии казней начался новый бунт, вынудивший Шагин Гирея бежать в русский гарнизон в Керчь.

При поддержке Турции в Феодосии новым крымским ханом явился провозглашен Махмут Гирей. Корпус русской армии генерал-поручика де Бальмена, который сформировался в Никополе, взял Карасубазар, разбив войско нового хана, которое возглавлял его брат Алим Гирей. Махмут Гирей был взят в полон.

Потемкин назначил Суворова командующим войсками в Крыму и на Кубани. Шагин Гирей, которого восстановил крымский хан, вернувшись в Бахчисарай, снова взялся за казни, таким образом, вызывая очередной мятеж.

Екатерина Великая своим повелением посоветовала ему добровольно отказаться от ханства и передать Крым России, на что Шагин Гирей обязан был согласиться.

В феврале 1783 года Шагин Гирей отрекся от престола и манифестом Екатерины II от 8 апреля 1783 года Крым стал неотъемлемой частью Российской империи.

По приказу Г.А. Потемкина войска Суворова и Михаила Потемкина заняли Таманский полуостров и Кубань, а войска Де Бальмена из Кизикермена вошли в Крым. С моря русские войска прикрывали корабли командующего Азовской эскадрой вице-адмирала Клокачева.

Как распорядилась Екатерина II, сразу же после того, как произошло присоединение Крыма, к полуострову направлялся фрегат «Осторожный», которым командовал капитан II ранга Иван Михайлович Берсенев для выбора гавани у юго-западного побережья. Осмотрев в апреле 1783 года бухту у поселка Ахтиар, который располагался недалеко от развалин Херсонеса-Таврического. И.М. Берсенева рекомендовал ее как базу для кораблей будущего Черноморского флота.

Екатерина II своим указом от 10 февраля 1784 года отдала приказ основать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом».

В начале 1784 года заложили порт-крепость, который Екатерина II назвала Севастополем - «Величественным городом».

Заключение

Подведем итоги нашего исследования.

В качестве результатов реформ Екатерины II можно выделить такие:

Общественная жизнь значительно оживилась, возникли зачатки гражданского общества.

Усилилось крепостничество, однако первый раз ставился вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.

Положение городского населения гораздо улучшилось, хозяйственная деятельность начала активизироваться.

Возникли понятия свободы и прав человека. И, несмотря на то, что их распространение не выходило за пределы духовной элиты русского общества, однако, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция в результате начала бороться за свободу всего народа.

Правительственная политика «экономического либерализма» содействовала возникновению капиталистического уклада и началу распада крепостнических отношений.

В качестве итогом политики императрицы можно выделить следующие:

Создавалась эффективная и гибкая система местного управления.

Роль коллегий существенно понизилась и только лишь три «самые первые» имели возможность сохранить собственное положение.

Происходило укрепление позиций дворян на местах, однако реформа призывалась кроме всего прочего «отвлечь» их от влияния на политику центральной власти.

Доминировало экстенсивное развитие экономики. Темпы экономического роста страны и, в частности, уровень ее развития все еще отставали от передовых стран Запада.

Экономическое положение второй половины XVIII века, в частности промышленность и торговля России, характеризовалось относительно высокими темпами развития. В это время сочетание продворянской политики и компонентов «экономического либерализма» все еще давало результаты и, тем самым, обеспечило к концу правления императрицы формирование эффективной системы управления, сильной армии и флота, решение внешнеполитических задач и социально-политическую стабилизацию в России.

Список использованной литературы

1.Анисимов Е.В. История России. От Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.

2.Давыдов М.Г. Российские государи: 862-1917/ М.Г. Давыдов. - Смоленск: Русичи, 2005. - 656 с.

.Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: уч. Пос. М.: 2007. - 560 с.

.Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ М.Н. Зуев. - 7-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2004. - 928 с.

5.И.де Мадариага. Россия в эпоху Екатерины Великой. - М., Новое литературное обозрение, 2002. - 975 с.

7.Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М., Знание, 1997. - 288 с.

8.Кизеветтер А.А. Городовое положение Екатерины II 1785 г.: Опыт исторического комментария. М., 1909. С. 336-344.

9.Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси Древности Северо-Запада. СПб., 1993

10.Павленко Н.И. «Екатерина Великая». - М.: Мол. гвардия, 2000. - 495

11.Полное собрание законов Российской империи. Т. XXIII. [СПб]., 1830. Ст. 17157.

.Пчелов Е.В. Монархи России / Е.В. Пчелов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 668 с.

.Рыжов К.В.100 великих монархов / К.В. Рыжов. - М.: Вече, 2006. - 480 с.

14.Сахаров А.Н., Морозова Л.Е., Рахматуллин М.А. История России с древнейших времен до конца XVIII в. - М., Астрель, 2003. - Т.2. - 941 с.

15.Тарле Я.М. Государи российские / Я.М. Тарле. - М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006. - 480 с.

16.Тимошина Т.М. Экономическая история России: учеб. пособие/ Т.М. Тимошина; под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 11-е изд., стер. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. - 416 с

.Устройство и управление городов России / И.И. Дитятин. - СПб.: Тип. М.М. Меркульева, 1875. - Т. 1. - 508 с.

18.Щепетев В.И. История государственного управления в России: учеб. для студ. Вузов / В.И. Щепетев. - 2003. - 512 с.

Похожие работы на - Социально-экономическое развитие русских городов

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!