Диагностика голоса у лиц голосоречевых профессий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    766,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Диагностика голоса у лиц голосоречевых профессий

Введение


Тема курсовой работы «Диагностика голоса у лиц голосоречевых профессий». Данная тема является очень интересной и актуальной для исследования, ведь голос - это не просто физическое свойство организма, это звучание души, тонкое орудие, удивительный инструмент самовыражения, состоящий из множества «струн». Для представителей многих профессий голос становится основным орудием труда, инструментом, потеря или порча которого могут коренным образом повлиять на социальный статус человека, ограничить возможности его самореализации.

Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Следует отметить, что в современном обществе постоянно увеличивается число лиц голосоречевых профессий. Большие голосовые нагрузки предъявляют и повышенные требования к голосовому аппарату, в связи, с чем возникает необходимость в разработке профилактических мер для сохранения здорового голоса и поиске наиболее рациональных путей его восстановления в случаях нарушений.

Цель работы - составить диагностическую программу и выявить особенности голоса у лиц голосоречевых профессий. Для этого необходимо решить ряд задач:

.   Провести теоретический анализ проблемы диагностики голоса у лиц голосоречевых профессий;

2.       Выявить особенности голоса у лиц данного рода деятельности;

.        Составить программу диагностического исследования;

.        Провести анализ полученных результатов;

.        Дать рекомендации по развитию голосоречевых навыков у лиц голосоречевых профессий.

Объект исследования - состояние голоса у педагогов.

Предмет исследования - особенности голоса у педагогов.

К основным методам исследования можно отнести анализ используемой литературы, аналогию и эксперимент по выявлению особенностей голоса у лиц голосоречевых профессий.

Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, практикующих логопедов, педагогов и психологов.

Базу исследования представляет методическое объединение (традиционная форма повышения квалификации учителей в условиях образовательного учреждения) учителей естественнонаучного цикла (физика, химия, биология, экология, природоведение, естествознание) с различным стажем работы в количестве 30 человек, которые работают в МОУДО Информационно-методический центр г. Новомосковска Тульской области, расположенный по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Космонавтов, д. 1Б.

1. Теоретический анализ проблемы диагностики голоса у лиц голосоречевых профессий

.1 Анатомо-физиологические механизмы образования голоса

В настоящее время не существует профессии, в которой бы голос и речь не имели доминирующего значения. Наивысшим и совершеннейшим человеческим приспособлением называл нашу звуковую речь один из авторитетнейших учёных России, физиолог - Иван Петрович Павлов.

Исследования нарушений голоса находятся на стыке следующих дисциплин: фониатрии, физиологии, психиатрии, а так же психологии.

Педагогические приёмы восстановления голоса были выделены в раздел логопедии - фонопедию. Этот раздел логопедии предусматривает воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приёмов при постоянной активации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой.

Следует отметить, что под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:

·  дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);

·        голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);

·        артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости).

Следует отметить тот факт, что вопрос о механизме голосообразования до настоящего времени нельзя считать разрешенным. Впервые попытка объяснить его была сделана А. Ферейном (A. Ferrein) в 1741 г. С момента изобретения М. Гарсия метода ларингоскопии начала развиваться миоэластическая (от греч. mys [myos] 'мышца', elastikos 'упругий, гибкий') теория, согласно которой голосовые складки колеблются в результате прохождения между их сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого дыхательным аппаратом. В соответствии с данной теорией голосовые складки колеблются, как упругие перепонки, а частота колебаний определяется их эластическими свойствами. При этом активными факторами служат давление воздуха в трахее, живая игра и тонус внутренних мышц гортани. Высота основного тона зависит от силы выдыхаемой струи воздуха. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутритрахеальное и бронхиальное давления на определенном уровне, необходимом в соответствии с различными условиями голосообразования. По мере повышения и усиления звука подскладочное давление увеличивается, и наоборот. Действующей силой в процессе голосообразования является воздушная дыхательная струя, а голосовые складки пассивно колеблются под ее напором.

Эта теория не объясняет некоторых явлений. Например, не ясно, почему при таком заболевании, как функциональная (психогенная) афония, голосовые складки иногда смыкаются достаточно хорошо, но звук не образуется.

В противовес миоэластической теории колебаний голосовых складок французский физиолог Р. Юссен в 50-х гг. прошедшего столетия выдвинул нейрохронаксическую, или нейромоторную, теорию голосообразования. Согласно этой теории, голосовые складки колеблются не пассивно, а под действием импульсов биотоков, поступающих из центральной нервной системы. Нассон считал, что частота таких колебаний соответствует частоте импульсов, проходящих к ним через двигательный нижний гортанный нерв, и подчиняется регулирующим механизмам центральной нервной системы. Следовательно, по миоэластической теории воздух колеблет голосовые складки, а по нейрохронаксической - именно голосовые складки колеблют воздух, т.е., периодически сокращаясь под воздействием импульсов, они прерывают проходящий через них воздушный поток, образуя тем самым звуковые колебания.

Свою теорию ученый подкрепил множеством опытов. В частности, во время операции на гортани он прикладывал к обнаженному двигательному нерву электроды и регистрировал на осциллографе частоту и форму биотоков нерва. Одновременно на том же осциллографе регистрировался звук голоса. Оказалось, что частота нервных импульсов, поступающих к голосовым складкам, и частота основного тона совпадают: сколько импульсов проходит за единицу времени, столько же раз сокращаются голосовые складки. В другом опыте воздушная струя не проходила через голосовые складки, человек говорил беззвучно, но голосовые складки колебались со звуковой частотой. Это не только свидетельствовало об активной природе колебаний голосовых складок, но и доказывало, что для образования звука необходима воздушная струя. Теория Р. Юссена и по сей день имеет своих приверженцев и противников.

В физиологии известно, что нерв обладает способностью проводить сигналы с частотой не более 400-500 Гц. Это свойство называется лабильностью нерва. Лабильность мышц, реагирующих на импульсы сокращениями, еще ниже. Физиологи В. И. Медведев, Л. Н. Савина, Н. В. Суханова (1959) в опытах на животных установили, что синхронизм раздражений голосовых складок наблюдается до 100 Гц; при более высокой частоте раздражения голосовая складка впадает в состояние тетануса - длительного напряжения. Р. Нассон считал, что нерв, проводящий импульсы и содержащий много отдельных волокон, как бы делится на части. Каждая его часть проводит импульсы не более 500 Гц. Это свойство нерва и позволяет голосовым складкам человека совершать колебания очень высокой частоты.

В 1962 г. испанский фониатр Й. Перейо (J. Perello) представил собственную теорию фонации - мукоондулаторную (от греч. mucusa 'слизистая оболочка', ondulatore 'волна'). По мнению автора, колебания голосовых складок - это волнообразное скольжение покрывающей их слизистой оболочки из подскладочного пространства вверх и спереди назад по краю голосовых складок. Перед тем как погаснуть одной волне, возникает следующая и так далее. Эти движения слизистой оболочки были хорошо видны на цветной пленке, которую ученый демонстрировал на одном из конгрессов Союза Европейских фониатров.

Однако мукоондулаторная теория не получила широкого распространения. Хорошо известно, что болезненные изменения слизистой оболочки гортани даже при непродолжительных простудах влияют на качество голоса.

Механизм голосообразования продолжает вызывать интерес у исследователей в связи с тем, что ни одна из существующих теорий не может полностью объяснить этот, столь важный для жизнедеятельности и здоровья человека, феномен как в норме, так и при патологии.

Генератором звука является гортань. Гортань расположена в передней области шеи, в её средней части. Вверху она сообщается с полостью гортанной части глотки, а внизу переходит в трахею. Основа гортани, её скелет, состоит из трёх непарных и трёх парных хрящей, которые соединены между собой связками и суставами. Непарными хрящами являются перстневидный, щитовидный и надгортанный.

К парным относятся черпаловидные, рожковидные и клиновидные хрящи.

У взрослых мужчин верхняя часть щитовидного хряща заметно выпячивается на передней поверхности шеи, образуя выступ гортани - кадык, или адамово яблоко.

Мышцы гортани подразделяются на наружные и внутренние. Наружные мышцы поднимают и опускают гортань. Внутренние мышцы гортани приводят в движение хрящи гортани, изменяют ширину голосовой щели.

Голосовые складки протянуты от передней спайки пластинок щитовидного хряща к голосовым отросткам черпаловидных хрящей. Они состоят из сухожильных, эластических волокон и голосовой мышцы. Длина голосовых складок различна. У мужчин она составляет 18-25 мм, у женщин - 14-21 мм.

Голос - это совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата. Голос образуется во время выдоха, при смыкании голосовых складок. Голосовые складки периодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга. Однако в голосообразовании принимает участие целый комплекс органов: диафрагма, лёгкие с плеврой, бронхи и трахея, гортань и глотка, полости рта и носа, околоносовые пазухи.

Основными факторами голосообразования является давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. Гортань напоминает собой язычковый духовой инструмент, но в отличие от духовых инструментов голосовые складки могут изменять длину и форму. Они колеблются в поперечном направлении, по длиннику и вертикали.

Зарождающийся в гортани звук ещё не похож на звучный голос, каким мы его слышим. Свой естественный тембр, а так же в определённой степени силу и высоту голос приобретает благодаря резонаторам - воздухоносным полостям, различным по форме и объёму. К ним можно отнести глотку, полость носа, околоносовые пазухи.

С помощью артикуляционного аппарата (ротовая полость, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо, нижняя челюсть) происходит образование гласных и согласных звуков, оформление звуков в слова. При речи без голоса - шёпоте - голосовые складки в отличие от разговорной речи не смыкаются, а лишь сближаются. Выдыхаемая воздушная струя встречает в гортани небольшое сопротивление, образующиеся звуки имеют характер шумов, которые благодаря артикуляционному аппарату и резонаторам приобретают окраску различных гласных и согласных звуков.

Голос может быть певческим, речевым, шёпотным. В вокальной педагогике существует термин «озвученное дыхание», которое рекомендуют направлять в тот или иной отдел ротовой полости, к губам, носу.

Дыхание необходимо человеку для поддержания жизни. Обычное дыхание не требует участия воли и происходит автоматически. При спокойном дыхании у здоровых людей воздух вдыхается и выдыхается через нос. При фонации требуется в 3-4 раза больше воздуха, поступление которого на вдохе происходит через нос и открытый рот.

В зависимости от того, какие отделы лёгких принимают наиболее активное участие в акте дыхания во время речи, различают верхне-, средне- и нижнерёберное дыхание. При всех типах в дыхании участвует диафрагма. Степень её участия максимальна при нижнерёберном и минимальна при верхнерёберном дыхании. Наиболее целесообразным для речи является нижнерёберный тип дыхания (вдох производится за счёт расширения и приподнимания нижней части грудной клетки) с активным участием диафрагмы. При этом создаются наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата.

Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать, поддерживая достаточное подскладочное давление. Недостаточное количество воздуха для речи в дыхательных путях негативно отражается на работе мышц голосовых складок.

Слабость потока выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса.

Важно учитывать способ подачи звука, который на вокальном языке именуется атакой. Атака - это скорость, с которой дыхательное положение гортани сменяется фонаторным. Зарождающийся при этом звук с самого начала должен иметь правильную форму (тембр, вибрацию, резонирование). Опытный оратор для большей выразительности голоса использует мягкую и твёрдую атаки. Так при одномоментном выдохе и смыкании голосовых складок имеет место мягкая атака. При всех динамических изменениях звука во время фонации мягкая атака считается самой физиологичной. Способ подачи звука, при котором сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох именуется «жёсткой атакой». Злоупотребление этим способом может послужить причиной всевозможных нарушений голоса.

Необходимо также уточнить и понятие «опора звука». Под «опорой» понимают правильное соотношение между натяжением голосовых складок давления, т.е. ощущение сопротивления и величиной подскладочного голосовых складок выдоху.

Рассмотрим характеристики голоса:

Голос - это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса <#"727755.files/image001.jpg">

Приложение 2

Анкета, предложенная работающим педагогам

Вопросы

Варианты ответов

1

Соответствуют ли приведенные ниже характеристики вашему голосу?

Да

Нет


Слушатели часто просят вас повторить только что сказанные вами слова.




Люди замечают у вас идиосинкразию к публичным выступлениям.




У вас заметный акцент.




В микрофоне звук "п" у вас звучит глухо, неприятно и искусственно.




У вас устает горло после десятиминутного разговора.




У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.




Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.




Вам приходится объяснять слушателям, что необходимо сосредоточить внимание на вашем выступлении, потому что по вашей речи этого не скажешь.




У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.




Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете словечки или фразы, вроде "гм", "ну", "так", "знаете ли" или "угу".




Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.



Ниже приводятся некоторые характеристики голоса. Прочитайте этот список, подумайте о своем голосе и о том, какими из этих качеств вы обладаете, а какими нет?


гнусавый;




резкий или скрипучий;




хриплый;




дрожащий;




высокого тембра или пронзительный;




плаксивый;




с одышкой;




робкий;




отрывистый;




слишком громкий;




слишком тихий и неслышный;




бесцветный;




помпезный;




саркастический тон;




неуверенный;




монотонный;




напряженный;




слабый;




скучный.




приятный;




вибрирующий;




спокойный;




хорошо модулированный;




низкого тембра;




доверительный;




управляемый;




теплый;




мелодичный;




заботливый;




уверенный;




властный;




дружеский;




окрашенный интонацией;




выразительный;




естественный;




богатый;




наполненный;




звучный;




доброжелательный.




Похожие работы на - Диагностика голоса у лиц голосоречевых профессий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!