Финансовая политика государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    91,28 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая политика государства

Задание № 1. Обязательное страхование в России

.1 Общее положение обязательного страхования в России

Обязательное страхование - форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Для обязательных видов государство законодательно или нормативными актами устанавливает правила страхования, страховые суммы и тарифы, объекты страхования, определяет круг страхователей, застрахованных и выгодо - приобретателей.

Официальная классификация видов страхования в России проводит различие между обязательными и добровольными видами страхования. К обязательным видам Минфин России относит только те виды страхования, которые в статус обязательного введены федеральными законами о страховании и приравненными к ним нормативными актами. Поэтому страховщики представляют отчетность по 6 видам обязательного страхования:

-    личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов);

-    государственному страхованию работников налоговых органов;

-    государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц;

-    страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

-    страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна;

-    обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОПО).

Обязательное страхование в соответствии с п. 2 ст. 927 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами, установленными гл. 48 ГК РФ. Оно осуществляется путем заключения договора обязательного страхования лицом, на которое федеральным законом о виде обязательного страхования возложена обязанность страховать жизнь, здоровье и имущество определенных в законе категорий граждан, а также имущество юридических лиц, свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц или ответственность за нарушение договорных обязательств, со страховщиком, имеющим лицензию на проведение соответствующего вида обязательного страхования.

Обязательное страхование связано с рисками, затрагивающими интересы широких масс или общества в целом. Оно осуществляется на основании законодательства страны. В соответствии с п.4 ст.3 федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации", условия и порядок осуществления конкретных видов обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать ряд условий, в том числе размер, структуру и порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии и др. Расходы, связанные с осуществлением обязательного страхования, относятся на себестоимость производимой продукции.

Единые принципы проведения обязательного страхования в Российской Федерации с целью создания правовых и экономических основ для обеспечения страховой защитой социально значимых имущественных интересов граждан, юридических лиц и государства описаны на основе федеральных законов.

Обязательное страхование является одной из форм проведения страхования.

Правоотношения по обязательному страхованию возникают в силу федеральных законов о видах обязательного страхования, определяющих цель введения вида обязательного страхования, основные условия и порядок его проведения, а также гарантии надлежащего исполнения обязательств субъектами страховых правоотношений.

Обязательное страхование может осуществляться в виде обязательного государственного страхования, которое представляет собой возникающие на основании федеральных законов отношения по защите интересов граждан, за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета.

В случаях, когда обязанность страхования не вытекает из федерального закона о виде обязательного страхования, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным.

Обязательное страхование может быть введено только в целях защиты социально значимых имущественных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Для введения конкретного вида обязательного страхования должно быть разработано социально - экономическое обоснование необходимости и эффективности принятия соответствующего федерального закона.

Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора обязательного страхования лицом, на которое федеральным законом о виде обязательного страхования возложена обязанность страховать жизнь, здоровье и имущество определенных в законе категорий граждан, а также имущество юридических лиц, свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц или ответственность за нарушение договорных обязательств, со страховщиком, имеющим лицензию на проведение соответствующего вида обязательного страхования.

Законодательство об обязательном страховании. Отношения в области обязательного страхования регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", федеральными законами о видах обязательного страхования и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Основными принципами обязательного страхования являются:

-    всеобщность для групп граждан или юридических лиц, определяемых федеральными законами о видах обязательного страхования в качестве страхователей;

-    непрерывность страхования имущественных интересов, подлежащих обязательному страхованию;

-    обязательность исполнения сторонами условий страхования;

-    законность - проведение на основе федеральных законов о видах обязательного страхования, не противоречащих настоящему Федеральному закону, устанавливающих порядок и условия осуществления видов обязательного страхования;

-    публичность осуществления обязательного страхования с учетом особенностей страховых рисков и категорий страхователей (застрахованных).

Страхование, осуществляемое на основе принципов, противоречащих настоящему федеральному закону, не признается обязательным.

Объекты обязательного страхования:

На указанных в федеральном законе о виде обязательного страхования лиц может быть возложена обязанность страховать имущественные интересы, связанные с:

-    жизнью, здоровьем или имуществом других лиц, определенных в федеральном законе о виде обязательного страхования;

-    риском своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения обязательств по договору.

Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина.

Субъекты обязательного страхования.:

Страховщиками по обязательному страхованию признаются страховые организации, отвечающие требованиям, установленным в федеральном законе о виде обязательного страхования, и имеющие лицензию на проведение конкретного вида обязательного страхования.

В федеральном законе о виде обязательного государственного страхования может быть установлено, что страхование осуществляется страховщиками, отобранными в результате конкурсного отбора. В этом случае в федеральном законе о виде обязательного государственного страхования должны быть указаны организаторы конкурса, а также порядок и условия проведения конкурсного отбора.

В федеральном законе о виде обязательного государственного страхования может быть установлено, что данный вид обязательного страхования осуществляется страховщиками, созданными в форме государственного или муниципального унитарного предприятия.

Страховщиками по обязательному страхованию не могут выступать страховые организации, в уставном капитале которых есть доля иностранных инвесторов, их дочерние страховые организации и страховые организации, являющиеся дочерними обществами нерезидентов Российской Федерации.

Страхователями по обязательному страхованию являются указанные в федеральном законе о виде обязательного страхования юридические лица, дееспособные физические лица или государство в лице органов исполнительной власти, обязанные в силу федерального закона о виде обязательного страхования заключить со страховщиками договоры обязательного страхования и уплатить страховую премию.

Застрахованными лицами признаются указанные в федеральном законе о виде обязательного страхования лица, имущественные интересы которых подлежат страхованию по договору обязательного личного страхования или обязательного страхования гражданской ответственности:

-    по обязательному личному страхованию - физические лица, чья жизнь и здоровье подлежат страховой защите;

-    по обязательному страхованию гражданской ответственности - юридические или физические лица, на которых в соответствии с федеральным законом о виде обязательного страхования возложена обязанность страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц или ответственность за нарушение договорных обязательств.

Выгодоприобретателями по обязательному страхованию признаются физические или юридические лица, в пользу которых заключается договор обязательного страхования:

-    по обязательному личному страхованию - физические или юридические лица, назначенные страхователем с письменного согласия застрахованного лица, для получения страхового обеспечения;

-    по обязательному страхованию имущества - физические или юридические лица, имеющие основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества;

-    по обязательному страхованию гражданской ответственности - физические и юридические лица, которым может быть причинен вред в результате деятельности страхователя (застрахованного лица) или нарушения последним договорных обязательств.

Договор страхования заключается в письменной форме, подписывается сторонами и должен соответствовать требованиям настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о видах обязательного страхования.

Договор обязательного страхования должен содержать положения, регламентирующие порядок и условия проведения вида обязательного страхования, в том числе:

-    указание объектов страхования;

-    перечень страховых событий;

-    размер страховой суммы;

-    размер, порядок и сроки уплаты страховой премии;

-    порядок вступления договора в силу;

-    срок действия договора;

-    порядок продления срока действия договора;

-    порядок прекращения договора;

-    порядок и сроки выплат страхового обеспечения и возмещения;

-    ответственность сторон;

-    иные сведения, необходимые для выполнения обязательств страхователя и страховщика.

Далее рассмотрим права третьих лиц.

Лицо, в пользу которого в соответствии с федеральным законом о виде обязательного страхования должно быть осуществлено страхование, вправе, если страхование не осуществлено или осуществлено ненадлежащим образом (на условиях, ухудшающих его положение по сравнению с условиями, определенными в федеральном законе о виде обязательного страхования), потребовать в судебном порядке его осуществления лицом, на которое возложена обязанность страхования.

Если лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или заключило договор обязательного страхования на условиях, ухудшающих положение застрахованного (выгодоприобреталя), по сравнению с условиями, определенными в федеральном законе о виде обязательного страхования, оно при наступлении страхового случая несет ответственность перед третьими лицами на таких же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение (обеспечение) при надлежащем страховании.

Условия проведения вида обязательного страхования:

Основными условиями обязательного страхования, которые должны быть определены в федеральном законе о виде обязательного страхования, являются:

-    лица и выгодоприобретатели);

-    объекты, подлежащие обязательному страхованию;

-    страховые риски - предполагаемые события, на случай наступления которых проводится обязательное страхование;

-    размер страховой суммы (минимальный размер страховой суммы), порядок ее определения;

-    размер и/или порядок определения страхового тарифа. В федеральном законе о виде обязательного страхования может быть предусмотрен предельный размер расходов на ведение дела страховщика, осуществляющего указанный вид обязательного страхования;

-    гарантии выполнения страховщиком обязательств, принятых по договорам обязательного страхования;

-    санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субъектами страховых правоотношений.

В федеральном законе о виде обязательного страхования могут быть определены и другие условия.

Регламентация порядка проведения обязательного страховани:

Федеральный закон о виде обязательного страхования должен регламентировать порядок проведения обязательного страхования, который, включает в себя:

-    порядок доведения до сведения застрахованных (выгодоприобретателей) условий страхования;

-    порядок заключения договора обязательного страхования и момент вступления договора в силу;

-    порядок изменения, расторжения и досрочного прекращения договора обязательного страхования;

-    порядок уплаты страховой премии;

-    порядок определения размера, подлежащего выплате страхового возмещения (обеспечения);

-    порядок осуществления страховых выплат.

-    Порядок осуществления контроля за проведением обязательного страхования.

В федеральных законах о страховании, в том числе о видах обязательного страхования, может быть установлен минимальный размер уставного (складочного) капитала, необходимого страховщику для осуществления конкретного вида обязательного страхования.

В федеральном законе о виде обязательного страхования или иных нормативных правовых актах, принятых в соответствии с этим законом, могут устанавливаться иные показатели финансовой устойчивости страховщиков.

В федеральном законе о виде обязательного страхования или в установленном им порядке может быть предусмотрено создание специального целевого резерва, формируемого за счет отчислений от страховых премий в целях обеспечения исполнения обязательств страховщиков по договорам обязательного страхования.

Средства, за счет которых осуществляется обязательное страхование:

Обязательное страхование (кроме обязательного государственного страхования) осуществляется за счет денежных средств страхователей:

-    дееспособных физических лиц;

-    юридических лиц.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет денежных средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета.

В федеральном законе об обязательном виде страхования может быть предусмотрено осуществление обязательного страхования за счет различных источников, предусмотренных настоящей статьей.

Обязательное страхование жизни и здоровья граждан не может осуществляться за их счет.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании, защиты интересов страхователей (третьих лиц) и государства.

Государственный надзор за страховой деятельностью в области обязательного страхования осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено осуществление надзора за страховой деятельностью.

Споры, связанные с обязательным страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией.

На территории Российской Федерации иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства, обладают такими же правами и обязанностями при проведении обязательного страхования, как и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами о видах обязательного страхования.

Если международными договорами, заключенными Российской Федерацией, установлены иные условия обязательного страхования, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международных договоров.

Порядок налогообложения страховых организаций, осуществляющих обязательное или обязательное государственное страхование, определяется в соответствии с законодательством о налоге и сборах.

Задание № 2. Финансовая политика зарубежных стран (на примере конкретной страны)

.1 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе

Одним из условий полноценного развития страны (как на макроуровне, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.

Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;

Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;

Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;

Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2011-2020 гг.;

Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2020 г.;

Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

Фискальное регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке.

Беларусь, начиная с постсоветского времени начала активно развивать собственную финансовую политику. Уже с самого начала было ясно, что без этого государство не сможет существовать. В период с 1991-2005 гг. в несколько этапов путем жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики было достигнуто относительное макроэкономическое положение. Это выражалось и в невысоких уровнях инфляции, и в невысоких процентных ставках, и в стабильном обменном курсе и др. Следует отметить, что решающую роль в стабилизации ситуации все же сыграла бюджетно-налоговая политика, так как государство нуждалось в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всех сферах.

Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения увеличится за текущее пятилетие в соответствии с «Программой социально-экономического развития на 2011-2015 гг.» почти на 70%. При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово - экономического кризиса.

В 2006 - 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5%, продукции промышленности - 10,5%, инвестиций в основной капитал - 23,8%, реальной заработной платы - 12,1%.

Мировой финансово - экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально - экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2%, реальной заработной платы - 100,1%) и снижение промышленного производства (98% к уровню 2008 года).

Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам к концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП (рис. 2).

Рисунок 2. Отраслевая структура валового внутреннего продукта (в процентах к итогу)

Предварительная оценка выполнения основных показателей программы социально - экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

Государственная политика в 2011 - 2015 годах направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально - экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе.

Уровень жизни будет расти динамичнее. Белорусский рубль сохранит стабильность. Новые и модернизированные предприятия обеспечат людям достойные рабочие места, а стране рост экспорта.

Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно - финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

При этом главными задачами банковского сектора будут повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование банковских инструментов.

В отличие от денежно-кредитной политики, ведущейся на основе долгосрочной программы развития банковского сектора и денежно-кредитной сферы, бюджетное планирование в республике, как правило, охватывает лишь очередной финансовый год. Но необходимо предусматривать преобразования в бюджетном секторе на среднесрочную перспективу.

Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:

         обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;

         создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;

         снижение налоговой нагрузки;

         повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;

         поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

         концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;

         оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

Значительные отчисления в республиканский и местные фонды весьма негативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособность отечественной продукции и ставят под угрозу дальнейший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов.

В соответствии с методикой Мирового банка к числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся те страны, у которых три показателя превышают расчетные значения:

дефицит бюджета - не более 3% ВВП;

уровень государственного долга для переходных экономик - не более 55% ВВП;

уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета - не более 30%.

В Республике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических значений.

Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальное избавление от бюджетного дефицита, но и устранение порождающих его проблем. Этого можно достичь, сформировав благоприятную инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующих субъектов.

В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации инвестиционных процессов. Этого можно достичь только при условии существенного улучшения инвестиционного климата во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.

Инвестиционный климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиции Республики Беларусь в зарубежных рейтингах незавидны. Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемах капиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Это является главной причиной дефицита внутренних и внешних инвестиций, бегства частного капитала за границу и, как следствие, - невыполнения государственных инвестиционных программ.

Усложнение финансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние ряда отечественных субъектов хозяйствования, в свою очередь, блокируют рост инвестиций и обновление основных средств. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.

Для Республики Беларусь денежно - кредитное и бюджетно - налоговое регулирование играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, ее национальные особенности. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

В приложении А приведён обзор финансового сектора Республики Беларусь по данным банковской системы и страховых организаций на 1 января 2008 - 2010 гг. и на конец 2010 года.

Таким образом, финансовую политику Беларуси на данном этапе можно охарактеризовать как стабильную. Это выражается в достижении макроэкономического равновесия, которого власти добивались ещё с распада СССР.

Путем различного рода мер государство добилось улучшения финансовой обстановки, и в сегодняшних условиях финансовая политика лишь нуждается в некоторых корректировках и улучшениях, которое правительство планирует реализовывать в последующие годы.

.2 Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь

Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.

Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся.

Использование административного ресурса в сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться от системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны.

При реформировании финансовой сферы правительству следует укрепить основы финансовой системы - отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.

Так активное участие Беларуси в региональных экономических союзах, например, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования налоговой системы. Основное направление совершенствования налоговой политики республики состоит в снижении налоговой нагрузки.

Для повышения эффективности налоговой системы необходимо отказаться от оборотных платежей. Проблема нашей налоговой системы состоит в том, что налогооблагаемая база для расчета одних налогов включает суммы других налогов. В результате налогообложения осуществляется по принципу «снежного кома».

На сегодняшний день назрела необходимость снижения налогового давления на заработную плату для снижения общего уровня нагрузки и повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции является снижение общего уровня жизни и дохода населения. Но большое влияние также оказывает сокрытие объекта налогообложения. Поэтому целесообразно снизить подоходный налог по аналогии с российской практикой.

В отношении такого важного источника доходов бюджета, как налог на прибыль тоже необходимы преобразования. Эти преобразования должны коснуться правил исчисления налогооблагаемой базы, из которой необходимо исключить все затраты, непосредственно связанные с осуществлением производственной деятельности.

Для нашей налоговой системы характерно наличие большого числа налоговых льгот, что значительно снижает поступления в бюджет и снижает стимулы к повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Нельзя отказаться от льгот, связанных со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер и, что особенно важно - выдаваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям и регионам. Систему налоговых льгот в нашей республике необходимо переориентировать от социально-защитных к инвестиционно - стимулирующим льготам.

Основным недостатком современной бюджетно-налоговой политики РБ является решение повседневных задач по наведению дисциплины в ущерб реализации стратегических планов.

В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Начиная с 2002 года, в республике реализуются мероприятия по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, местным органам власти предоставлено право по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы.

Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Для того чтобы узаконить целевой характер бюджетного дефицита и контролировать эффективность использования ресурсов, привлекаемых для его покрытия, предлагается составлять бюджет на многовариантной основе. Это предполагает наличие текущего бюджета, который составляется по принципу баланса, т. е. с нулевым сальдо, и бюджета развития, в котором отражаются расходы сверх предполагаемых доходов и возможно отрицательное сальдо.

Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения. Введение различных форм хозяйствования создаст условия для развития конкуренции, проявления инициативы в лучшем сбережении и обновлении ассортимента продукции и технической базы.

Финансовая политика проводится в рамках общей экономической политики. Сегодня денежно-кредитная сфера (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в частности реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений. Возникает своеобразная коллизия. Поэтому НБ РБ вынужден сочетать два подхода к монетарному регулированию.

Отказ от эмиссионного кредитования позволит снизить инфляционное влияние на денежную сферу республики. Чтобы гибко реагировать на изменения денежной массы, в республике надо развивать рынок ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ее регулирования. Важным моментом является повышение доверия населения к деятельности государственных органов и банковской системе.

На такой основе станет возможным привлечение свободных денежных средств населения и частично решится проблема пополнения финансовых ресурсов. В республике для обеспечения экономического роста необходимо создать условия для деловой активности населения и хозяйствующих субъектов. Это позволит улучшить инвестиционный климат.

Одним из инструментов привлечения средств частного сектора могут стать муниципальные займы.

Основная проблема привлечения инвестиций частных лиц состоит в том, что ожидания частных инвесторов часто носят спекулятивный характер, а экономике необходимы долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, доходность по которым очень низкая.

На сегодняшний день успешно проходит реализация проектов жилищных займов, по которым облигации становятся средством совпадения финансовых возможностей частного инвестора с его же потребительским интересом.

Совершенствование финансовой политики необходимо проводить по всем направлениям. Путем отказа от оборотных платежей, снижения давления на заработную плату, изменения правил исчисления налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль возможно значительно усовершенствовать налоговую систему.

В области бюджетной политики приоритетной является проблема поиска дополнительных источников пополнения бюджета и эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов.

Дополнительные финансовые ресурсы необходимы для регулирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга.

Задание № 3. Рассчитать объем среднедушевых валовых налоговых ресурсов в субъекте Российской Федерации

Условия:

-   валовой региональный продукт в промышленности - 28909 млн. руб.,

-       в сельском хозяйстве - 4618 млн. руб.,

-       в строительстве - 4772 млн. руб.,

-       в отраслях рыночных услуг - 9575 млн. руб.;

-       среднегодовая численность населения в субъекте Российской Федерации - 2218,6 тыс. чел.;

-       доля налоговых изъятий в сельском хозяйстве - 5,6 %, в строительстве - 16,3 %, в промышленности - 26,4 %, в отраслях рыночных услуг - 17,9 %.

Решение:

) определяем объем валовых налоговых ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и в отраслях рыночных услуг:

млн. р. *0,264 + 4 618 млн. р. * 0,056 + 4 772 млн. р. * 0,163 + 9575 млн. р. * 0,179 = 10 382 345 тыс. р.

) среднедушевые валовые налоговые ресурсы определяем делением объема валовых налоговых ресурсов на среднегодовую численность населения:

382 345 тыс. р.: 2218,6 тыс. чел. = 4 679 р. 68 к. / чел

Список используемой литературы

страхование финансовый налоговый

1.       Федеральный закон от 25 апреля 2002 № 40-ФЗ (ред. от 23 июля 2013). "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // "Собрание законодательства РФ", 06 мая 2002, № 18.

.        Федеральный закон от 16 июля 1999 № 165-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013). "Об основах обязательного социального страхования" // "Собрание законодательства РФ", 19 июля 1999, № 29.

.        Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ (ред. от 12 марта 2014). Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06 декабря 2010, № 49.

.        Закона РФ от 27 ноября 1992 № 4015-1(ред. от 28 декабря 2013). Об организации страхового дела в Российской Федерации"// "Российская газета" - №6 - 1993.

.        Воробьев В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие. - Минск., 2010.

.        Воробьев М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс. - Минск., 2010.

.        Ермолович М. Привлечение в бюджет дополнительных доходов - одна из основных задач государства // Финансы. Учет. Аудит. - 2011. - № 11.

.        Лученок А. Макроэкономическое регулирование национальной экономики: задачи современного этапа // Финансы. Учет. Аудит. - 2009. - № 11.

.        Программа социально - экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.

.        Тарасов В. Национальный банк рассчитывает на снижение налогов // Белорусский рынок. - 2012. - № 4.

.        Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов / под ред. Д.А. Дробозиной. - М., 2011.

.        Финансы: учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. - М., 2010.

.        Экономическая политика: анализ и альтернатива: учебник для вузов / под ред. Л.К. Злотникова В.М. - Мн., 2012.

.        Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д. Камаева. - М., 2009.

Похожие работы на - Финансовая политика государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!