Отношение властей к диссидентскому движению

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,74 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отношение властей к диссидентскому движению

Содержание

Введение

Глава 1. Возникновение диссиденства

Глава 2. Диссиденстские организации в СССР

Глава 3. Деятельность советских диссидентов

Глава 4. Отношение властей к диссидентскому движению

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Диссиде́нты в СССР (лат. <#"justify">Глава 1. Возникновение диссиденства

В конце 1950-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. Диссидентами называли тех представителей общества, которые открыто, выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию. Диссидентство как общественно-политическое явление являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму. Это были полуформальные организации активных антисоветских деятелей. С течением времени их организации все больше формализовались - налаживалась связь, финансирование, база для издания и распространения печатных материалов[8].

Многие диссиденты не раз отмечали, что толчком к формированию их взглядов стало разоблачение культа Сталина в 1956 г. Однако правозащитное движение зародилось почти десятилетие спустя, в середине 1960-х. И это не случайно. Именно тогда, после 2-го Октябрьского переворота 1964 г., когда скинули Хрущева, явственно обозначилось попятное движение властей в сторону произвола и беззакония. Но разбуженные толчком 1956 г. люди (в первую очередь - интеллигенция) не соглашались больше быть в заточении[14, с.1-2].

Поэтому находились люди, которые, не нарушая букву закона, открыто отказывались соблюдать общепринятые правила поведения. Далеко не все из них считали себя политическими оппозиционерами - просто собственную личную, профессиональную и гражданскую независимость они ценили выше, чем благополучие готовы были платить за эту независимость достаточно высокую цену, вплоть до тюрьмы. Поначалу таких нонконформистов было немного, однако, благодаря Самиздату и зарубежным радиостанциям их имена становились широко известны, и все больше людей следовало их примеру. К концу 1960-х гг. открытое игнорирование негласных предписаний власти стало заметным фактором советской культурной и общественной жизни. Вскоре появилось и специальное слово для обозначения тех, кто выбрал эту новую и непривычную для советского человека линию поведения. Их стали называть диссидентами[7].

В настоящее время в отечественной литературе высказано несколько точек зрения о путях возникновевия диссиденства и его определении.

Леонид Бородин <#"justify">1)основным принципиальные установки:

ненасилие;

гласность;

реализация основных прав и свобод «явочным порядком»;

требование соблюдения закона,

) формы общественной активности:

создание неподцензурных текстов;

объединение в независимые (чаще всего - неполитические по своим целям) общественные ассоциации;

изредка - публичные акции (демонстрации, распространение листовок, голодовки и пр.)

) используемый инструментарий:

распространение литературных, научных, правозащитных, информационных и иных текстов через самиздат и западные масс-медиа; петиции, адресованные в советские официальные инстанции, и «открытые письма», обращённые к общественному мнению (отечественному и зарубежному); в конечном итоге петиции, как правило, также попадали в самиздат и/или публиковались за рубежом[3, с.112-113].

Диссиденты обычно не порывали связи с миром и не уходили и в диссидентский монастырь, ни в диссидентскую коммуну. Им не приходилось скрывать факт своего диссидентства, потому что их деятельность была ориентирована на гласность, а не на подполье. Более того: друзья по большей части относились к той же самой свободомыслящей интеллигенции и чаще всего разделяли идеологические, культурные и политические пристрастия диссидентов[3, с. 118-119].

Людмила Алексеева <#"justify">·«эклектики» - сочетали разные взгляды, противоречащие официальной идеологии СССР;

·русские националисты <#"justify">В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции[10, с.260].

Только с приходом к власти в 1985 г. М.С. Горбачева, с изменением советской идеологии, общественного климата в обществе, - в истории диссидентского движения стали открываться новые стороны.

Таким образом, можно сказать, что диссидентское движение - это явление непривычное для российской истории: оно необычно по своему содержанию, формам проявления, масштабам влияния на общественное сознание.

В настоящее время в отечественной литературе высказано несколько точек зрения о путях возникновевия диссиденства и его определении:

- одни исследователи считают, что диссидентство как явление зародилось в среде московской интеллигенции, которая испытала справедливое чувство реванша на волне знаменитой «оттепели <#"justify">- третью предполагаю, что диссидент - это человек, который руководствуется законами, писанными в стране, где он живёт, а не стихийно установившимися обычаями и понятиями.

Глава 2. Диссиденстские организации в СССР

В 1964 г. в Ленинграде была создана тайная организация «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН). Организация эта возникла из дружеского общения нескольких студентов Ленинградского университета. Ее главой стал Игорь Огурцов, японист по образованию. Огурцов - личность выдающаяся, судя по тому авторитету и любви, которыми он пользуется не только у своих товарищей по Союзу, но у всех, с кем сводила его судьба в заключении (в 1967 г. он был осужден на 15 лет лагеря и 5 лет ссылки).

К моменту ликвидации ВСХСОНа органами КГБ в организации было 26 человек - это немало для тайной организации в советских условиях.

Идеологией членов ВСХСОН стало разработанное ими социал-христианство или «христианский социализм» («третий путь - не коммунизм и не капитализм») - проекция христианской этики на преобразование общественной и экономической структуры советского общества. ВСХСОНовцы имели в виду устранение советского тоталитаризма и восстановление «здорового равновесия между личностью, обществом и государством», причем важное место отводилось восстановлению личности. По мысли членов ВСХСОН, революционизм с детства внедрен в сознание советского человека системой общественного воспитания. Поэтому достаточно осознания насильственного характера и лживости господствующей системы, чтобы революционный заряд поменял свой знак, обратился против нее. Исходя из этого, главную задачу ВСХСОН видел в том, чтобы наметить путь духовного обновления и предложить модель будущего государства, которое мыслилось как национальное и христианское. Важное место не только в общественной, но и в государственной жизни отводилось церкви, которая трактовалась как «свободная община верующих».

По программе, христианский характер государства воплощался в Верховном Соборе, который должен был состоять на треть из лиц высшей православной иерархии, и на две трети - из пожизненно выбираемых «выдающихся представителей нации». Верховный Собор не имел бы административных функций и не обладал бы правом законодательной инициативы, но имел бы право вето на любой закон или действие правительства, не соответствующие принципам социал-христианства. Глава будущего государства должен был избираться Верховным Собором и утверждаться голосованием населения, он был бы подотчетен Народному собранию.

Основой экономики в этом будущем государстве должны были стать самоуправляющиеся национальные корпорации и индивидуальные сельские хозяйства, но земля принадлежала бы государству и лишь выделялась бы в индивидуальное пользование. Главные отрасли промышленности - электроника, транспорт и др. - тоже были бы государственной собственностью. Наемный труд разрешался бы только на паритетных началах.

Отличие ВСХСОН от других тайных организаций молодежи 60-х - начала 70-х годов состояло не только в отказе от марксистской идеологии. Хотя практически эта организация занималась, как и марксистские молодежные кружки, «сбором книг, перепечаткой их и переводами с целью взаимного ознакомления», в уставе ВСХСОН было записано, что каждый член этой организации - «не только пропагандист и организатор, но и солдат». ВСХСОН мыслил себя как некий воинствующий орден, который должен быть готов возглавить антикоммунистическое движение в России и насильственную революцию против существующего порядка, если таковая начнется. Это определяло строгую конспиративность ВСХСОН: его члены были разбиты на тройки, и каждый знал лишь второго члена тройки и ее старшего. Конспирация не спасла Союз от раскрытия[1, с.200-201].

Инициативная группа возникла в мае 1969 г. и функционировала (до середины 1970-х гг.) не как организация в позднейшем смысле этого слова, а скорее как авторский коллектив. У нее не было ни программы, пи писаного устава. Единственной целью ее существования было составление обращений и открытых писем в связи с наиболее вопиющими случаями политических преследований. Вполне закономерно, что вскоре Инициативной группе пришлось уделять основное внимание преследованиям своих собственных членов. Из 15 человек, составивших в мае 1969 г. ИГ, к концу 980 г. были арестованы и отбыли или отбывали срок - 11, были вынуждены эмигрировать, чтобы избежать ареста, - 3, эмигрировали после отбытия срока - 5[3, с.117].

В нобре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициатором этой ассоциации был Валерий Чалидзе. Кроме него, членами-основателями Комитета были Андрей Твердохлебов и академик Андрей Сахаров, все трое - физики. Позже к ним присоединился Игорь Шафаревич, математик, член-корреспондент Академии наук. Экспертами Комитета стали Александр Вольпин и Борис Цукерман, корреспондентами - Александр Солженицын и Александр Галич.

Предполагалось, что научная или литературная известность части членов Комитета, а также искушенность в вопросах права другой их части послужат заслоном от репрессий.

В учредительном заявлении указывались цели Комитета: консультативное содействие органам государственной власти в создании и применении гарантий прав человека; разработка теоретических аспектов этой проблемы и изучение ее специфики в социалистическом обществе; правовое просвещение, в частности пропаганда международных и советских документов по правам человека.

Органы власти, увы, не консультировались с членами Комитета, так что его деятельность свелась к изучению состояния этих прав в советской практике и к теоретической разработке проблем прав человека в советском законодательстве.

Комитет прав человека был первой независимой общественной ассоциацией в Советском Союзе, получившей международное членство: в июне 1971 г. он стал филиалом Международной Лиги прав человека - неправительственной организации, имеющей консультативный статус при ООН, ЮНЕСКО и МОТ. Комитет вошел также как коллективный член в Международный институт права, возглавляемый Рене Кассеном (Страсбург). Члены Комитета поддерживали регулярные отношения с международными организациями по телефону, получали их документы и отправляли им свои.

Среди конкретных проблем, которыми занимался Комитет:

. Сравнительный анализ обязательств СССР по международным пактам о правах человека и советского законодательства.

. Право на защиту в советском суде.

. Права лиц, признанных психически больными.

. Определение понятия «политзаключенный».

. Определение понятия «тунеядец». Преследование за «тунеядство» в СССР.

. Проблема так называемых «переселенных» народов (крымские татары и др.) и т.п.

Хотя Комитет был задуман как исследовательская и консультативная организация, к его членам обращалась масса людей не только за юридическим советом, но и за помощью[1, с.134-135].

декабря 1978 года родился СМОТ - Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся.

Целью СМОТа было оказание правовой, моральной и материальной помощи своим членам. Для этого внутри СМОТа намеревались создать «кооперативные» объединения - кассы взаимопомощи, объединения для покупки или аренды домов в загородной местности для совместного пользования, для создания детских садов там, где их нет или не хватает, и даже для товарообмена (скажем, посылать из Москвы в другие города чай или сгущенное молоко, имеющиеся в Москве, в обмен на свиную тушенку, которая есть в некоторых районах Восточной Сибири, но отсутствует в Москве). Кроме того, при СМОТе должны были действовать «рабочие группы», собирающие и обобщающие информацию о положении в области социально-экономических прав в информационных бюллетенях.

Структурно СМОТ должен был представлять объединение самостоятельных групп, не менее пяти членов в каждой - жителей одного города или поселка или работников одного учреждения, предприятия. Каждая такая группа сама должна была определять свое «поле деятельности», исходя из местных условий и своих возможностей. Каждая группа выделяла представителя в координационный орган СМОТ, и обнародовались только фамилии представителей. Они не должны были представлять списки членов своей группы и даже не должны были объяснять, кто они такие - лишь называть их численность.

При создании СМОТ были объявлены имена 8 представителей: Людмила Агапова (инженер), Владимир Борисов (электрик), Лев Волохонский (рабочий), Александр Иванченко (инженер), Евгений Николаев (географ), Валерия Новодворская (библиотекарь), Владимир Сквирский (геолог), Альбина Якорева (студентка, исключенная из института). Вскоре к ним присоединились еще шестеро: Вадим Баранов (шофер), Николай Никитин (шофер), Валентин Самойлов (пенсионер) и Николай Розанов (инженер), а через несколько месяцев - Наталья Лесниченко (машинистка) и Всеволод Кувакин (юрист). Но вскоре трое были арестованы (Владимир Сквирский, Николай Никитин и Лев Волохонский), двое эмигрировали (Евгений Николаев и Вадим Баранов), а несколько человек через некоторое время покинули СМОТ без особого нажима властей. При этом только Волохонский и Никитин передали свои группы другим представителям. Остальные или забросили их или группы распались (если они вообще существовали). Принцип несообщения имен участников делал невозможным учет численности участников СМОТ и создавал простор для безответственных заявлений.

Ни одно из начинаний взаимопомощи на кооперативных началах осуществлено не было. Реально деятельность СМОТ проявилась в выпуске Информационного бюллетеня, однако и Бюллетень оказался не таким, каким был задуман. Первые выпуски почти целиком посвящены преследованиям основателей СМОТ, и в этом смысле они походили на информационные издания правозащитников, отличаясь от них, однако, резкими выпадами в адрес партийных и государственных органов и «нелояльными» характеристиками самой системы. Это не только облегчало преследование участников СМОТ, но и отпугивало от него его потенциальных сторонников.

Позднее в Информационных бюллетенях СМОТ стали появляться материалы на социально-экономические темы (о перебоях в снабжении в разных городах, о росте цен на продовольствие на рынках, о введении нормированного снабжения в разных местах и т.п.). Это указывает на стремление издателей информационного бюллетеня СМОТ приблизить его к интересам массового читателя и в то же время на появление каких-то собственных каналов информации[1, с.190-192].

октября 1978 г. Московская Хельсинкская группа объявила на своей пресс-конференции о создании Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР. ИГ инвалидов основали Юрий Киселев (Москва), Валерий Фефелов (Юрьев-Польский) и Файзулла Хусаинов (Чистополь). Цель группы - сбор и распространение информации о положении инвалидов в СССР, обращение с ходатайствами в компетентные органы об улучшении системы обеспечения инвалидов и помощи им, а также - из-за отсутствия ответов из соответствующих советских инстанций - обращение за поддержкой в международные организации инвалидов. Но главной своей целью ИГ инвалидов объявила создание Всесоюзного общества инвалидов.

Участники ИГ инвалидов стали подвергаться преследованиям с момента создания Группы (обыски, допросы, клеветнические и угрожающие статьи в местной прессе, лишение водительских прав, повреждение инвалидных транспортных средств и т.д.), однако Группа не свела свои функции к самозащите. ИГ стала выпускать Информационный бюллетень, в котором публиковала свои документы и материалы о положении инвалидов, в том числе письма инвалидов, приходившие в Группу из разных мест. ИГ инвалидов разработала и распространяла среди инвалидов социологическую анкету об их положении и нуждах и провела опрос по поводу создания Всесоюзного общества инвалидов. Все опрошенные поддержали идею об обществе, которое действовало бы вне бутафорской опеки официальных органов социального обеспечения и имело бы свой печатный орган для обсуждения волнующих инвалидов вопросов.

Инициативная группа инвалидов была принята как филиал в Международное общество инвалидов, информировала международную общественность о положении инвалидов в СССР и получала из-за рубежа периодические издания с информацией о положении инвалидов в других странах, проспекты приспособлений для передвижения и самообслуживания инвалидов разных категорий. В январе 1982 г. на Украине была создана аналогичная Инициативная группа защиты прав инвалидов - в нее вошли 9 человек, но вскоре, не выдержав шантажа и угроз, четверо членов Украинской группы ее покинули.

Власти активно боролись с распространением влияния Инициативной группы инвалидов - известно о «беседах» кагебистов с инвалидами в Москве, Одессе, Черниговской области, в Молдавии и в Казахстане, во время которых посулами и угрозами добивались отказа от общения с ИГ. В 1981 г. был арестован и осужден на 5 лет лагеря строгого режима инвалид Николай Павлов за обнародование через ИГ инвалидов свидетельства об ужасных условиях в лагере для инвалидов-заключенных. Инвалид войны Василий Первушин (Новосибирск) был насильственно госпитализирован в психбольницу за обращение с требованием улучшить положение инвалидов, сократив расходы на вооружение и направив сэкономленные средства на помощь инвалидам. В 1983 г. под угрозой ареста вынуждены были эмигрировать члены ИГ инвалидов Валерий Фефелов и его жена Ольга Зайцева[1, с. 195-196].

Первой из них была "Инициативная Группа по защите прав человека", созданная в 69 году, праматерь всех наших правозащитных ассоциаций. Несколько лет продолжалась деятельность "Комитета прав человека", основанного академиком А.Д.Сахаровым, В.Н.Чалидзе и А.Н.Твердохлебовым в 70 году. В 76 году физиком Ю.Ф.Орловым была основана "Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР". И хотя сам Ю.Ф.Орлов был в 77 году арестован и осужден к семи годам строгих лагерей и пяти - ссылки, хотя почти все остальные члены группы в дальнейшем тоже подверглись репрессиям, группа действовала вплоть до сентября 82 года. В документах группы предавались гласности факты нарушения прав человека в Советском Союзе. Эта группа особенно близка мне. В течение ряда лет я, не будучи формально ее членом, участвовал в работе группы, присутствовал и выступал на проводимых ею пресс-конференциях, обсуждал предлагаемые документы и часто подписывал их в числе "поддерживающих". И, наконец, вступил в эту группу в марте 80 года, за две недели до своего ареста.

Почти все члены названных правозащитных ассоциаций, также как и члены "Комитета прав верующих", "Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях", "Фонда помощи политзаключенным" в разное время были репрессированы[14, с.5].

Первая Хельсинкская группа (полное название - Общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР; руководитель - проф.Ю.Ф.Орлов) была создана 12 мая 1976 г. и ставила своей целью информировать общественность и правительства стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о случаях нарушения в СССР положений гуманитарного раздела Хельсинкского акта 1975 г. Среди основателей группы были отказники Виталий Рубин и Анатолий Щаранский, затем в нее вошли Владимир Слепак и Наум Мейман. Вскоре в СССР появились еще четыре Хельсинкских группы: Украинская, Литовская, Грузинская и Армянская. Внимание последних было сосредоточено на борьбе за национально-религиозные или национально-культурные ценности в своих республиках. Хельсинкское движение перекинулось и за рубеж (сначала в виде групп солидарности с советскими Хельсинкскими группами, а затем - как сеть самостоятельных правозащитных организаций). В настоящее время Международная Хельсинкская федерация - одна из наиболее авторитетных правозащитных ассоциаций в мире[3, с.118-119].

Отказники-евреи приняли участие в работе Литовской и Грузинской Хельсинкских групп (Эйтан Финкельштейн в Литве, братья Григорий и Исай Гольдштейны в Грузии). Как и остальные члены групп, евреи-отказники занимались не только проблемами, связанными с выездом в Израиль, но всем диапазоном общественных проблем. Особенно это верно по отношению к Щаранскому, который стал одним из ведущих деятелей Московской Хельсинкской группы. Эта деятельность способствовала сближению еврейского движения с другими диссидентскими движениями - религиозными и национальными, в том числе с другими движениями за эмиграцию - немцев и пятидесятников. Именно через Московскую Хельсинкскую группу познакомились с проблемами пятидесятников и стали активно помогать им участники еврейского движения Лидия Воронина и Аркадий Полищук. Эмигрировав, они продолжали усилия в помощь пятидесятникам. Полищук стал официальным представителем пятидесятников за рубежом. В СССР пятидесятникам стал помогать отказник В. Елистратов. Анатолий Щаранский много занимался немецкой эмиграцией. Он помог английским кинематографистам, приехавшим в Москву, незаметно для властей снять фильм о советской эмиграционной политике. Значительная часть этого фильма посвящена немцам. Щаранский же представил немцев-отказников западным корреспондентам на специально для этого организованной пресс-конференции. Владимир Слепак ездил по поручению Московской Хельсинкской группы в Ленинград, где объявила голодовку Эмилия Ильина - русская, добивавшаяся права на выезд из СССР[1, с.70-71].

В 1977-1978 гг. в Москве действовали, кроме МХГ, Христианский комитет защиты прав верующих и Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях. Ее основатели: Александр Подрабинек, Вячеслав Бахмин, Ирина Каплун, Феликс Серебров и Джема Квачевская. От МХГ в Комиссию вошел Петр Григоренко, консультантом по юридическим вопросам стала адвокат Софья Каллистратова, по вопросам психиатрии - врач Московской областной психбольницы Александр Волошанович (его имя некоторое время держалось в тайне). Рабочая комиссия действовала до февраля 1981 г., когда был арестован ее последний участник, т.е. 4 года. За это время крохотная группа подготовила 24 объемистых информационных бюллетеня (они выходили не реже чем раз в два месяца). Просматривая эти бюллетени, трудно понять, как могли несколько человек, к тому же работающих, свернуть такую глыбу. При полном отсутствии доступа к официальным источникам информации они составили картотеку политзаключенных, содержащихся в психиатрических больницах, собрали информацию о десятках прежде никому не известных жертв психиатрических репрессий и уточнили данные о прежде известных. Всех известных им узников психбольниц держали под постоянным контролем: кто чем болеет, какие у кого нужды, кто куда переведен и т.д., сообщая об этом в своем бюллетене. Рабочая комиссия наладила материальную помощь своим подопечным и нуждающимся семьям. Члены комиссии составили списки врачей-психиатров и руководителей спецпсихбольниц и обычных, в которых есть политзаключенные. Они написали сотни писем этим врачам и администраторам, добиваясь отмены губительных методов лечения и жестокого обращения. Члены Рабочей комиссии десятки раз обращались в соответствующие советские учреждения с требованием освобождения здоровых людей, а также к западной общественности, стимулируя ее добиваться того же. Используя отпуски на работе, члены Рабочей комиссии ездили навещать особо нуждающихся в помощи узников психбольниц в самые отдаленные уголки[1, с.190-192].

ноября 1976 года по примеру Московской была создана Украинская Хельсинкская группа, которая использовала ее опыт. Первое сообщение об Украинской Хельсинкской группе исходило от Московской Хельсинкской группы. Члены МХГ отмечали, что в условиях Украины образование Хельсинкской группы является актом большого мужества и что деятельность ее членов встречает исключительные преграды: в столице Украины нет корреспондентов западных газет и дипломатических представителей, которым можно было бы передать информацию о нарушениях гуманитарных статей Заключительного Акта Хельсинкских соглашений. По почте такая информация, как показал опыт, тоже не доходит. Члены МХГ заявили, что будут помогать Украинской группе в передаче информации корреспондентам и представителям глав правительств, подписавших Заключительный Акт.

С первых слов первого меморандума Украинской Хельсинкской группы речь идет о геноциде и этноциде на Украине, которые начались в 30-е годы и длятся до сих пор. Меморандум № 1 был программным для Украинской Хельсинкской группы. Она полностью сосредоточилась на украинской национальной проблеме. Об этом свидетельствует не только программный документ, но и остальные документы Группы (до конца 1980 г. Украинская Хельсинкская группа выпустила 30 деклараций и обращений, в том числе 18 меморандумов и 10 информационных бюллетеней). Все они посвящены общим или частным аспектам национальной проблемы.

Попытки защиты социально-экономических прав на Украине тоже не попали в поле зрения УХГ. Известно о деятельности и судьбе зачинателей движения за права трудящихся Ивана Грещука (Киев), Владимира Клебанова и Алексея Никитина (Донбасс) - сообщили московские правозащитники в «Хронике» и в документах МХГ, но не Украинская Хельсинкская группа.

Украинская Хельсинкская группа, провозгласившая своей целью «содействие выполнению Всеобщей декларации прав человека и гуманитарных статей Заключительного Акта Хельсинкских соглашений», таким образом сузив поле своей деятельности до защиты только одного права - права на национальное равноправие, и фиксировала нарушения только этого права и только по отношению к украинцам. Это самоограничение Украинской Хельсинкской группы повлекло за собой ограничение круга ее сторонников. Украинская Хельсинкская группа не стала связующим звеном между различными диссидентскими движениями, существующими на Украине (религиозные движения - баптистов, пятидесятников, адвентистов, иеговистов, униатов, православных; национальные движения - крымских татар за возвращение в Крым и евреев - за выезд из СССР; правозащитное движение, так сказать, в чистом виде, без упора на национальную проблему украинцев, которое заметнее украинского движения в больших городах Украины, сильно русифицированных - Харьков, Одесса, Черновцы, Ворошиловград, Запорожье, как и вся промышленная Донецкая область). Если и возникали между этими движениями какие-то связи, то опять же, через московских правозащитников, а не через Украинскую Хельсинкскую группу[1, с.10-12].

Литовская Хельсинкская группа возникла в тесном взаимодействии с Московской Хельсинкской группой: ЛХГ была создана всего на полгода позже, объявлена в Москве на пресс-конференции МХГ (26 ноября 1976 г.) и первый документ Литовской Хельсинкской группы был совместным с Московской.

Среди основателей ЛХГ был католический священник Каролис Гаруцкас и носители настроений либеральной интеллигенции - Томас Венцлова, Она Лукаускайте-Пошкене и физик Эйтан Финкельштейн, еврей-отказник. Центральной фигурой в ЛХГ стал Викторас Пяткус, давний и активный участник католического движения, одушевленный идеей освобождения Литвы, знаток литовской истории и культуры, собравший лучшую в Литве библиотеку литовских поэтов.

Литовская Хельсинкская группа начала свою деятельность с поддержки католического движения. Ее первый документ был посвящен ссылке литовских епископов Ю. Степонавичюса и В. Сладкявичюса, второй - Положению о религиозных объединениях, утвержденному Президиумом Верховного Совета Лит. ССР в июле 1976 г. Группа заявила о несоответствии этого Положения Заключительному Акту Хельсинкских соглашений. Но, кроме того, ЛХГ занялась проблемами, выходящими за пределы интересов и католического, и национального движений. В ее документах отразились: дискриминация немцев, живущих в Литве; нарушения права на эмиграцию - в том числе для нелитовцев; положение бывших политзаключенных не только в Литве, но и в Эстонии, и в Латвии.

Литовская Хельсинкская группа не заняла такого ведущего положения во вселитовской оппозиции, как Московская группа в правозащитном движении или Украинская на Украине. Однако чисто правозащитная позиция ЛХГ сделала именно ее точкой притяжения сил национального и гражданского сопротивления соседних с Литвой Прибалтийских республик - Эстонии и Латвии[1, с.30-31].

В СССР Хельсинкское движение было разгромлено в конце 1970-начале 1980-х гг. В сентябре 1982 г. три оставшихся па свободе члена Московской Хельсинкской группы объявили о самороспуске МХГ (в 1989 г. под тем же названием возродилась совсем другая организация); остальные группы были обескровлены или полностью уничтожены арестами[3, с.119].

Подводя итоги, следует сказать, что диссидентские организации были явление прогрессивным в российской истории.

Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла же их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Как таковой единой «диссидентской организации» или «диссидентской идеологии», объединяющей большую часть диссидентов, никогда не существовало. Вместо этого были организованы многочисленные почти по всей территории СССР.

Так существовали:

тайная организация «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН), созданная в 1964 г. в Ленинграде. Ее главой был Игорь Огурцов, японист по образованию. Главную задачу ВСХСОН видел в том, чтобы наметить путь духовного обновления и предложить модель будущего государства, которое мыслилось как национальное и христианское. К моменту ликвидации ВСХСОНа органами КГБ в организации было 26 человек - это немало для тайной организации в советских условиях;

Инициативная группа возникла в мае 1969 г. Единственной целью ее существования было составление обращений и открытых писем в связи с наиболее вопиющими случаями политических преследований;

В нобре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициатором этой ассоциации был Валерий Чалидзе. Цели Комитета: консультативное содействие органам государственной власти в создании и применении гарантий прав человека; правовое просвещение, в частности пропаганда международных и советских документов по правам человека;

28 декабря 1978 года родился СМОТ - Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся.

Целью СМОТа было оказание правовой, моральной и материальной помощи своим членам.

25 октября 1978 г. создана Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР. основатели Юрий Киселев, Валерий Фефелов и Файзулла Хусаинов. Цель группы - сбор и распространение информации о положении инвалидов в СССР, обращение с ходатайствами в компетентные органы об улучшении системы обеспечения инвалидов и помощи им, обращение за поддержкой в международные организации инвалидов. Но главной своей целью ИГ инвалидов объявила создание Всесоюзного общества инвалидов;

12 мая 1976 года была создана Общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. Ен руководителем был Ю.Ф.Орлов. Главной целью ставила информировать общественность и правительства стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о случаях нарушения в СССР положений гуманитарного раздела Хельсинкского акта 1975 г.;

Глава 3. Деятельность советских диссидентов

А. Амальрик писал, что «верхушечная революция» 1953 года (казнь Берии) детерминировала появление независимой от правительства силы, «культурной оппозиции». Из ее недр и вышла новая сила, вставшая в оппозицию многим сторонам идеологии и практики режима. Это общественное движение обладало чертами политической оппозиции, поскольку, во-первых, имело руководителей, активистов и сочувствующих; во-вторых, ставило себе определенные цели и избрало определенную тактику; в-третьих, в отличие от подпольных групп стремилось работать в условиях легальности и гласности[12, с.88].

Диссидентское движение можно определить как политизированную часть широкого сообщества инако(разно)мыслящих, в исторической перспективе которого можно выделить два этапа - демократический и правозащитный.

«Демократическая» революция, начавшаяся как петиционная кампания, имела куда более амбициозный план-максимум. Диссиденты добивались как можно большего расширения числа инакомыслящих, заявивших открытый антисистемный протест.

Главным проявлением правозащитного движения стало реагирование на отдельные незаконные (репрессивные) акции власти. При этом диссиденты не ставили себе цели разработать политической программы изменения системных характеристик советского общественного строя. Право стало единственным языком на котором правозащитники были согласны «разговаривать» с государством. Они считали унизительным «просить» структуры власти о гуманности, тем самым как бы заверяя государство в своей преданности[12, с.88-91].

Однако правозащитное движение именно вследствие открытости показало себя неожиданно эффективным - его призыв был услышан и внутри страны и за ее пределами, мир не только получил богатую информацию, но и поверил в свидетельство правозащитников. Правозащитное движение, начавшееся в Москве в узкой интеллигентской среде, вышло за ее пределы, распространилось по стране, проникло в другие социальные слои; его лозунги восприняли многие национальные и религиозные движения, гораздо более массовые, чем правозащитное; оно определило характер и методы зарождающегося движения за социально-экономические права[1, с.130-131].

На первых порах деятельность диссидентов была направлена на улучшение существующей системы, позднее на отказ от нее. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц[10, с.259].

Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла же их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Как таковой единой «диссидентской организации» или «диссидентской идеологии», объединяющей большую часть диссидентов, никогда не существовал[4].

В первые годы движения деятельность диссидентов - это, главным образом, Самиздат и открытые - за собственными подписями - индивидуальные и коллективные письма с протестами, - против возврата к сталинским порядкам, против несправедливых репрессий. Адресованы они были обычно в различные советские и государственные учреждения. Но очень скоро диссиденты на собственном опыте убедились, что отправленные только в официальные инстанции, посланные только в отечественные средства массовой информации, эти письма в лучшем случае оставались без ответа. А чаще - не делаясь достоянием гласности - становились поводом для "проработок" подписантов, для их увольнения с работы, исключения из партии и келейного удушения.

Диссиденты протестовали против оккупации Чехословакии, выступали против Афганской войны. И хотя их голос был заглушен, он все-таки звучал во все годы застоя. Это станет бесспорным как только основные документы правозащитного движения будут напечатаны в нашей стране[14].

Диссиденты направляли открытые письма в центральные газеты и ЦК КПСС <#"justify">Таким образом, следует сказать, что диссиденты не ставили себе цели разработать политической программы изменения системных характеристик советского общественного строя. На первых порах их деятельность была направлена на улучшение существующей системы, а уже позднее на отказ от нее. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Вследствие их призыв был услышан и внутри страны и за ее пределами, мир не только получил богатую информацию, но и поверил в свидетельство диссидентов. Правозащитное движение, начавшееся в Москве в узкой интеллигентской среде, вышло за ее пределы, распространилось по стране, проникло в другие социальные слои.

Глава 4. Отношение властей к диссидентскому движению

Демонстрацией 5 декабря 1965 года с требованием открытого суда над Даниэлем и Синявским началось противостояние диссидентов и власти. Эти писатели опубликовали на Западе (под псевдонимами) свои повести антитоталитарной направленности. Псевдонимы были раскрыты, а сами они - арестованы и осуждены к 7 и 5 годам строгих лагерей[12, с.90].

Тогда, в 1966г., сотни людей выступили против этой расправы. Власти ответили репрессиями. И - поехало. Возникла цепная реакция. Процесс А.Гинзбурга и Ю.Галанского стал эхом суда над Синявским и Даниэлем.(А.Гинзбург - составитель "Белой книги", сборника документов о суде над этими писателями). Осуждение Гинзбурга и Галанского породило новые письма - уже и их защиту. И новые репрессии против очередных "подписантов"[14, с.1-2].

Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Официальная пропаганда стремилась представить диссидентов агентами западных спецслужб, а диссидентство как своего рода профессиональную деятельность, которая щедро оплачивалась из-за рубежа[4].

Действия диссидентов воспринимались властью как политический вызов, стремление переустроить общественный строй. Борьба шла за широкие слои интеллигенции, которой «наш народ бесконечно верит».

Примером отношения властей к диссидентам может послужить то, что первоначально власти спокойно относились к сходкам чтецов на площади Маяковского, однако в скором времени они стали мешать им. Дружинники задерживали чтецов, записывали их фамилии и сообщали в институты. Обычной мерой наказания было исключение с «волчьим билетом». Периодически проводились обыски у активистов чтений, у них выгребали машинописные листки со стихами и прочий самиздат. На площади Маяковского провоцировались драки, иногда памятник оцепляли и не подпускали к нему в обычное для встреч время.

Эти собрания продолжались до осени 1961 г., когда перед XXII съездом партии, обеспечивая «порядок» в Москве, их окончательно разогнали. Летом 1961 г. были арестованы несколько завсегдатаев сходок. Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн были осуждены по статье 70 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда») за то, в чем повинны они не были - якобы за попытку создания подпольной организации. Осипов и Кузнецов получили по 7 лет лагеря, Бокштейн - 5[1, с.140-142].

Вслед за Синявским и Даниелем в 1965 году был арестован и осужден А. Гинзбург (основатель самиздатовского журнала "Синтаксис" где печатались ранее запрещённые произведения), который собирал материалы по их делу ("Белая книга"), его друг Ю. Галансков, основатель самиздатовского "Феникса" (1966), был осужден на 7 лет лагерей, а П. Литвинов, собравший материалы по делам А. Гинзбурга и Ю. Галанскова для книги "Процесс четырёх", был осужден на 5 лет ссылки. Это один из самых известных "круговых" арестов, когда правительство пыталось удушить вполне легальную оппозицию[14, с.3].

В конце 60-х гг. власти начинают подводить научную базу под борьбу с диссидентами. Борьбой с диссидентами занимались органы государственной безопасности, в частности, с 1967 <#"center">власть оппозиция советский жизнь

Заключение

В результате исследования, мы пришли к выводу, что диссидентское движение - это явление непривычное для российской истории: оно необычно по своему содержанию, формам проявления, масштабам влияния на общественное сознание.

В настоящее время в отечественной литературе высказано несколько точек зрения о путях возникновевия диссиденства и его определении:

- одни исследователи считают, что диссидентство как явление зародилось в среде московской интеллигенции, которая испытала справедливое чувство реванша на волне знаменитой «оттепели <#"justify">- третью предполагаю, что диссидент - это человек, который руководствуется законами, писанными в стране, где он живёт, а не стихийно установившимися обычаями и понятиями.

Подводя итоги, следует сказать, что диссидентские организации были явление прогрессивным в российской истории.

Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла же их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Как таковой единой «диссидентской организации» или «диссидентской идеологии», объединяющей большую часть диссидентов, никогда не существовало. Вместо этого были организованы многочисленные почти по всей территории СССР.

Так существовали:

тайная организация «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН), созданная в 1964 г. в Ленинграде. Ее главой был Игорь Огурцов, японист по образованию. Главную задачу ВСХСОН видел в том, чтобы наметить путь духовного обновления и предложить модель будущего государства, которое мыслилось как национальное и христианское. К моменту ликвидации ВСХСОНа органами КГБ в организации было 26 человек - это немало для тайной организации в советских условиях;

Инициативная группа возникла в мае 1969 г. Единственной целью ее существования было составление обращений и открытых писем в связи с наиболее вопиющими случаями политических преследований;

В нобре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициатором этой ассоциации был Валерий Чалидзе. Цели Комитета: консультативное содействие органам государственной власти в создании и применении гарантий прав человека; правовое просвещение, в частности пропаганда международных и советских документов по правам человека;

28 декабря 1978 года родился СМОТ - Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся.

Целью СМОТа было оказание правовой, моральной и материальной помощи своим членам.

25 октября 1978 г. создана Инициативной группы защиты прав инвалидов в СССР. основатели Юрий Киселев, Валерий Фефелов и Файзулла Хусаинов. Цель группы - сбор и распространение информации о положении инвалидов в СССР, обращение с ходатайствами в компетентные органы об улучшении системы обеспечения инвалидов и помощи им, обращение за поддержкой в международные организации инвалидов. Но главной своей целью ИГ инвалидов объявила создание Всесоюзного общества инвалидов;

12 мая 1976 года была создана Общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. Ен руководителем был Ю.Ф.Орлов. Главной целью ставила информировать общественность и правительства стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о случаях нарушения в СССР положений гуманитарного раздела Хельсинкского акта 1975 г.;

Таким образом, следует сказать, что диссиденты не ставили себе цели разработать политической программы изменения системных характеристик советского общественного строя. На первых порах их деятельность была направлена на улучшение существующей системы, а уже позднее на отказ от нее. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Вследствие их призыв был услышан и внутри страны и за ее пределами, мир не только получил богатую информацию, но и поверил в свидетельство диссидентов. Правозащитное движение, начавшееся в Москве в узкой интеллигентской среде, вышло за ее пределы, распространилось по стране, проникло в другие социальные слои.

Подводя итоги, можно сказать, что советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Действия диссидентов воспринимались властью как политический вызов, стремление переустроить общественный строй. Борьба шла за широкие слои интеллигенции, которой «наш народ бесконечно верит». Поэтому не удивительно, что с самого начала существования диссидентского движения, советское правительство делало все возможное, чтобы не дать распространиться их взглядам и идеям. Отношение правительства к диссидентам нашло свое отражение в организации разложенческой работы среди участников идеологически вредных групп, осуществлении профилактических мероприятий в той среде, в которой эти группы вербуют своих членов. Множество диссидентов были подвергнуты уголовному преследованию или психиатрическому лечению. Их рассматривали как политзаключённых, «узников совести».

Подводя общий итог нашей работы, мы пришли к выводу, что диссидентское движение, несомненно, играло важную роль в жизни советского общества. Это движение не только изменило мировоззрение советского гражданина, но и показало всю правду Западу. В настоящее же время изучение этого вопроса, возможно, поможет избежать ошибок прошлого.

Список использованной литературы

1.Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. М.: Вильнюс, 1991. - 206с.

.Амальрик А. А. Записки диссидента. М., 1991. - 432с.

.Даниэль А.Ю. Диссидентство: культура, ускользающая от определений? РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 1 [9]: Семидесятые как предмет истории русской культуры. М.: О.Г.И., 1998. − С. 111-124.

.Диссиденты о диссидентстве. «Знамя». - М., 1997. − № 9.

.Игрунов В. и Долгин Б.Р. Причины советского инакомыслия и его значение. 2007. - 55с.

.Козлов В. Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953 - 1982 гг. Отечественная история. − 2003. − №4. − с.93-111.

7.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2001. - 299с.

.Померанц Г. Революционеры и диссиденты, Патриоты и сионисты. 1998. - 35с.

.Романова П.В. Ярской-Смирновой Е.Р. Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения. М., 2009. - 223с.

10.Синявский А. Д. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> Диссидентство как личный опыт <http://www.polit.ru/research/2005/10/08/sinyavsky_print.html>. // Журнал Юность <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%28%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%29> № 5. - 1989. - с. 88 - 91.

.Терновский Л. К истории диссидентского движения в СССР. − 10с.

Похожие работы на - Отношение властей к диссидентскому движению

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!