Виды международных стратегических альянсов
Стратегические альянсы в международном бизнесе различаются по следующим критериям:
. По функциям стратегические альянсы делятся на
инвестиционные альянсы
финансовые альянсы
производственные альянсы
научно-технические альянсы
сбытовые альянсы
комплексные (комбинированные) альянсы
.По отраслям альянсы разделяются на
автомобилестроительные стратегические альянсы
стратегические альянсы авиаперевозок
. По количеству участвующих сторон бывают
многосторонние альянсы
. По времени и продолжительности действия различают
временные альянсы
постоянные альянсы
краткосрочные альянсы (до 2-х лет)
среднесрочные альянсы (от 2-х до 5-и лет)
долгосрочные альянсы (более 5-и лет)
Международные стратегические альянсы можно разделить на две большие группы:
первая группа стратегических альянсов основывается на том, что заключаются соглашения о сотрудничестве, контракты (франчайзинг, продажа лицензий.) или неформальные взаимодействия (без оформления документов);
вторая группа альянсов предполагает, что будет происходить обмен акциями, создание совместных предприятий.
Дополнительно выделяют:
альянсы горизонтального типа. Такие альянсы создаются с фирмами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на той же стадии производственного процесса и оказывают одинаковые услуги;
альянсы вертикального типа. Эти альянсы формируются с поставщиками сырья или потребителями продукции.
альянсы фирм, которые производят и оказывают товары и услуги взаимодополняющие друг друга (крупные авиаперевозчики с местными региональными авиакомпаниями).
.Роль государства в регулировании стратегических альянсов
международный стратегический альянс совместный
Международные стратегические альянсы укрепляют сотрудничество индивидуальных фирм и делают так, чтобы конкуренция достигла нового уровня между группами фирм с разными интересами.
В законодательстве большинства стран мира нет специальных законов, которые регламентировали бы консолидацию бизнеса через слияние и поглощение.
На национальном уровне трудности государственного регулирования международных стратегических альянсов связаны с тем, что их слишком много. Существуют некие противоречия между национальным законодательством и регулированием межфирменных отношений в рамках экономических союзов.
В целом в настоящее время в ведущих индустриальных странах государство уделяет повышенное внимание к стратегическим альянсам и стремится выработать соответствующую политику по отношению к ним. Государственные агентства по антимонопольному регулированию принимают меры по повышению качества прогнозов, выявлению рынков, где конкуренция обостряется, определяют новейшие методы ведения компаниями конкурентной борьбы, оценивают дальнейшие перспективы соперничества в специфических областях деятельности, пересматривают соответствующие стандарты.
Плохая развитость стратегических альянсов объясняется в первую очередь условиями и особенностями экономического развития, но стратегические альянсы все-таки являются одним из наиболее перспективных направлений интеграции. Крупные формы и стратегические альянсы могут стать основой современной корпоративной экономики.
Заключение
Международные стратегические альянсы являются достаточно важным инструментом, с помощью которых происходит повышение конкурентоспособности компаний. По сути, стратегические альянсы представляют собой долгосрочные соглашения между фирмами, которые идут дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния.
Стратегические альянсы нужно отличать от временных союзов, которые могут носить глубокий характер, но являются не длительными, а краткосрочными, а также от фактов временного сотрудничества, которые носят поверхностный характер.
Фактически, фирмы, которые вступают в такое сотрудничество, преследуют те же цели, что и компании, прибегающие к слияниям. Важным преимуществом является то, что если даже при условии недостатка капитала, развивающееся предприятие может открыть для себя новые рынки, внедрять и продвигать новые продукты на рынок.
Установление длительных «партнерских» отношений между двумя или несколькими фирмами обеспечивает доступ к дополнительным ресурсам и активам, таким как технология, менеджмент, брэнды, система дистрибуции, знание рынка и потребители.
Разделяя риски и затраты, компании могут получить возможность работать сразу в нескольких направлениях, добиваясь этим операционного и финансового успеха.
Вступление фирмы в стратегический альянс является очень хорошей перспективой для его дальнейшего развития, увеличения прибыли фирмы, а так же для обретения всемирного признания в случае для новых или малоизвестных компаний.