Контроль расчетов предприятия с бюджетом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,12 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Контроль расчетов предприятия с бюджетом

Содержание

Введение

1. Обзор литературы

2. Экономико-финансовая характеристика филиала "Большие новоселки" УП "Борисовский комбинат хлебопродуктов" ОАО "Минскоблхлебопродукт"

3. Организация взаимоотношений предприятия с бюджетом

3.1 Налоговые отношения предприятия с бюджетом и их совершенствование

4. Финансовый контроль расчетов предприятий с бюджетом

4.1 Приемы и методы контроля, используемые при проверке расчетов предприятий с бюджетом

4.2 Проверка правильности и своевременности расчетов предприятий с бюджетом

Заключение

Список использованных источников

Введение

В процессе хозяйственной деятельности предприятия тем или иным образом взаимодействуют с бюджетом, который всесторонне оказывает влияние на результаты хозяйственной деятельности всех без исключения предприятий. Влияние бюджета на деятельность предприятий может быть как ограничивающего, так и стимулирующего характера.

Налоги и налоговая политика относятся к категории тех основных экономических рычагов, через которое государство определяет такие важнейшие параметры экономического развития, как уровень, динамику производства и потребления, инвестиций и экспорта, строя на этой основе свои отношения с субъектами хозяйствования и населением.

С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новые формы собственности, новые экономические отношения и новые виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было даже определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и во внедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплате налогов в зависимости от величины полученного дохода.

Увеличивая ставку либо предоставляя льготы, государство регулирует деятельность хозяйств. Но предприятие и само в состоянии снизить свое налоговое бремя. Для этого необходимы лишь знания закона и инструкций, а также внимание при их чтении.

Кроме того, предприятия получают дотации из бюджета в качестве поддержки. Эти дотации предоставляются не всем субъектам хозяйствования, а лишь некоторым и после тщательного анализа целесообразности.

Любые финансовые взаимоотношения предприятий с бюджетом контролируются финансовыми органами. После проведения контроля составляется акт, в котором указывают выявленные нарушения. В соответствии с законодательством на хозяйства налагаются штрафные санкции за выявленные нарушения. Причем в настоящее время они являются довольно жесткими.

Таким образом, данная тема актуальна для любого субъекта хозяйствования, если он заботится о своей прибыльности.

Целью курсовой работы является рассмотрение финансового контроля расчетов предприятий с бюджетом.

Задачами данной работы являются изучение:

Øналоговых отношений предприятия с бюджетом;

Øфинансовой поддержки предприятия из бюджета;

Øприемов и методов контроля, используемых при проверке расчетов предприятия с бюджетом;

Øпроверки правильности и своевременности расчетов предприятия с бюджетом.

Материалами для исследований послужили источники периодической печати, статьи с научных журналов, конференций, информация Интернет-ресурсов, данные годовой бухгалтерской отчетности Филиала "Большие Новоселки", а также специальная литература по выбранной теме.

При выполнении курсовой работы использовались следующие методы: синтез, анализ, индукция, дедукция, метод сравнения показателей, составление аналитических таблиц, исчисления средних и относительных величин.

контроль расчет бюджет проверка

1. Обзор литературы

История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. "Бюджет появляется тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определённый период", считает Пушкарёва В.М. [7].

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет - это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканского бюджета.

Ноздрин-Плотницкий М.И. [17] считает, что государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Ткачук М. [16] даёт более развёрнутое определение государственного бюджета. По его мнению, что в экономической литературе бюджет рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными; они являются частью финансовых отношений, но имеют определённую специфику. Эта специфика проявляется в следующем:

. бюджетные отношения представлены в основном перераспределительными отношениями;

. бюджетные отношения выполняют особое назначение - распределяют ВВП, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов.

Фисенко М.К. [23] считает, что бюджет, как экономическая категория выполняет две функции - распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Как и любой другой финансовый план, бюджет должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счёт достижения равенства доходов и расходов, но и путём использования государственных заимствований.

Кийко Д. [8] считает, что сбалансировать бюджет можно также за счёт снижения налоговой нагрузки. По его мнению, проведение жесткой бюджетно-налоговой политики в настоящее время - необходимое условие сохранения макроэкономической стабильности в стране. Начальник Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина констатирует, что действующая в стране налоговая система уже обладает встроенными регуляторами, которые автоматически реагируют на изменения конъюнктуры, облагая реальные доходы предприятий и исключая излишнее налоговое давление. Особенно выигрывают те предприятия, которые наращивают экспорт.

Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, что в конечном счёте позволяет добиваться роста валового внутреннего продута и национального дохода.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в бюджет денежными средствами. Они позволяют целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

Как отмечает Сергей Насута [12], заместитель начальника Главного управления бюджетной политики Минфина,: "В 2012-2014 гг Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах - не более 15 к ВВП. В 2012-2014 годах значительную часть составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране".

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.

В бюджетном устройстве, в настоящее время, наиболее сложной проблемой является комплекс вопросов, связанных с межбюджетными отношениями центра и регионов, поэтому Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010-2015 гг. [13] предусмотрено осуществить такие мероприятия как:

упорядочение и закрепление доходных источников и расходов за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе, взаимосвязь и соответствие между ними;

обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям граждан независимо от места их проживания;

создание долгосрочных стимулов для местных органов власти по поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного климата, способствующих экономическому росту региона и расширению налогооблагаемой базы;

введение и применение механизмов обеспечения ответственности местных органов власти за проводимую бюджетную политику.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самообслуживания, отмечает Ничипорович С. [14].

В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. [13]

Марков А. [11] отмечает, что в состав республиканского бюджета и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счёт целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов - поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный, охраны природы, социальной защиты населения и др.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджета можно назвать бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Алексей Шило [25] по данному вопросу отмечает: "Как показывает практика, в данном бюджете наметился ряд недостатков, которые отрицательно сказываются на качестве реализации совместных программ. В частности корректировки требуют процедуры отбора программ, сроки и процесс их согласования. Для решения имеющихся проблем необходимо внести изменения в действующее законодательство, связанное с разработкой и реализацией союзных программ. Важно также внедрить в текущий процесс механизм перспективного бюджетного планирования".

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура расходов воздействует на развитие народного хозяйства, его структуру, социально-культурное строительство, науку и т.д. Кобринский Г.Е. [19] определяет расходы государственного бюджета как экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому, территориальному назначению.

Министерство финансов Республики Беларусь работает над внедрением новых механизмов финансирования бюджетных расходов. Основной идеей бюджетной реформы станет повышение ответственности и свободы распорядителей бюджетных средств и переход от финансирования затрат к финансированию результата. Об этом заявил начальник Главного управления бюджетной политики Министерства финансов Максим Ермолович [4] на выездном семинаре депутатов в Ошмянах.

Наиболее сложной проблемой для всех стран является сбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Благоприятное исполнение бюджета - это превышение доходов над расходами, что составляет профицит бюджета. Однако, как правило, расходы превышают доходы, что создает бюджетный дефицит. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные займы, дополнительная эмиссия денег.

"В странах с развитой экономикой дефициты бюджета в 2011 году в целом снизились, по данным МВФ, примерно на 1% ВВП. В том числе в зоне евро совокупный бюджетный дефицит сократился на 2% ВВП. Лучше других в этом отношении преуспела Германия, что, по мнению экспертов, отражает необычно сильную реакцию доходов и занятости на объём производства." - отметил редактор отдела экономики Дмитрий Ермак [3].

Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг. По мнению Пузанкевич О.А. [20] государственный долг - это сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, а также проценты, которые необходимо погасить по соответствующим долговым обязательствам. Во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более, чем в 2,5 раза, то появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.

В переходный к рыночной экономике период возрастает значение гибкого сочетания рыночного механизма и государственного регулирования, обеспечивающее цивилизованное вхождение на рынок за счет эффективного использования государственных рычагов. По мнению Недашковской Н.С. государственное регулирование представляет собой целенаправленное воздействие органов государственной власти на агропромышленное производство в рамках экономической политики в соответствии с законодательством. Также автор отмечает, что централизованная финансовая поддержка сельскохозяйственного производства республики осуществляется через политику ценообразования, бюджетное финансирование, льготное налогообложение кредитование, экспортные тарифы.

Беларусь в 2013 году сократит финансирование АПК на 3,8% по сравнению с 2012 годом до 32,9 триллиона белорусских рублей (3,79 миллиарда долларов по курсу Национального банка Беларуси). Об этом сообщил замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич [10].

В том числе на финансирование АПК будет направлено бюджетных средств - 15,6 триллиона белорусских рублей (1,797 миллиарда долларов, 1 доллар - 8680 белорусских рублей, минус 3,1%), кредитных ресурсов - 17,3 триллиона белорусских рублей (1,993 миллиарда долларов, минус 4,4%). Основная масса средств пойдет на компенсацию (возмещение) процентов по кредитам, выданным банками. Средства будут направлены также на программные, общегосударственные мероприятия.

Беларусь к 2016 году снизит уровень господдержки АПК до 10%. Что касается уровня государственной поддержки сельского хозяйства, то в рамках Единого экономического пространства этот вопрос урегулирован Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства. В его основу положены нормы соглашения по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации. Для Беларуси установлен переходный период для снижения к 2016 году уровня государственной поддержки сельского хозяйства с 16% в 2011 году до 10% в 2016 году.

По результатам 2012 года, с учетом роста объемов производства сельскохозяйственных товаров и обеспечения их производства в объеме 215,6 триллиона белорусских рублей (24,8 миллиарда долларов по курсу Нацбанка Беларуси), уровень господдержки сельского хозяйства, оказывающей искажающее воздействие на торговлю ("желтая корзина"), прогнозируется в размере 11-12%. В 2013 году он не превысит установленного соглашением для Беларуси объема в размере 13-14%.

Сокращение господдержки планируется за счет уменьшения прямого бюджетного финансирования, а также интенсивных факторов наращивания объемов производства сельхозпродукции.

Замминистра также сообщил, что в 2012 году Беларусь увеличила экспорт сельхозпродукции и продовольствия на 21,2% по сравнению с 2011 годом до 5 миллиардов долларов. Валютная выручка от экспорта мяса и мясопродуктов возросла на 37,6% до 1,4 миллиарда долларов, от экспорта молока и молокопродуктов - на 10% до 1,8 миллиарда долларов.

Необходимость господдержки сельского хозяйства в Беларуси пока сохраняется. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА директор Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси Валерий Бельский [1].

"Если бы сельскому хозяйству не требовались инвестиционные ресурсы в таких объемах, которые необходимы для расширения объемов производства, то в принципе уже сегодня можно было бы говорить о возможности значительного сокращения государственных дотаций", - считает ученый. В то же время накопить ресурсы для расширенного воспроизводства за счет собственных средств сельскохозяйственный комплекс пока не может. "В крупнотоварном секторе ежегодный прирост составляет 8-9%, а в отдельных отраслях - более 10%, это и определяет необходимость дотирования", - отметил собеседник.

Валерий Бельский напомнил, что сельское хозяйство поддерживают сегодня многие страны мира. Среди них не только европейские государства, но даже Австралия и Новая Зеландия. Беларусь - индустриальная страна не с самыми благоприятными погодными условиями для сельхозпроизводства, поэтому необходимость поддержки АПК пока сохраняется.

По мнению ученого, говоря о госдотациях в сельхозпроизводство, необходимо учитывать не только экономический, но и социальный фактор. "Дотации позволяют компенсировать товаропроизводителям относительно невысокие доходы в связи с тем, что цены на сельхозпродукцию у нас ниже, чем у соседей, - пояснил Валерий Бельский. - В той же России, Прибалике, Польше эти цены повыше".

Сравнивая уровень господдержки сельского хозяйства в Беларуси с европейскими странами, эксперт добавил, что в нашей стране этот уровень значительно ниже. "Господдержка на 1 га земельных угодий в странах Евросоюза в среднем оценивается примерно в $800, в Беларуси расходы бюджета составляют около $200, - рассказал собеседник. - За последние годы эта цифра в валютном выражении сохраняется примерно на одном уровне, хотя в рублевом эквиваленте она за последнее время возрастала".

В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления сумм платежей и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета. Лемеш В.Н. [9] отмечает, что контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния соответствующего объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений. Сущность финансового контроля, по мнению автора, состоит в установлении законности, экономической эффективности и целесообразности совершенных субъектом контроля хозяйственных операций.

Заяц Н.Е. [22] определяет контроль как функцию, которая присуща всякому управлению. Контроль дает информацию о происходящих процессах, позволяет с точки зрения законности, экономической целесообразности судить о правомерности принятых решений, а также о качестве самого решения, об эффективности тех организационных мер, которые были приняты для его исполнения. Контроль активно воздействует на происходящие процессы, так как в случаях отклонений выясняются причины допущенных нарушений и принимаются меры по их устранению. Контроль - это всегда решение двуединой задачи: закрепить положительное и устранить отрицательное.

Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгалтерского учета и экономического анализа. Хмельницкий В.А. [24] считает, что предметом финансово-хозяйственного контроля являются хозяйственные процессы и финансовые операции субъектов хозяйствования и их структурных подразделений различных форм собственности и видов деятельности, рассматриваемые с целью определения соблюдения законности, обеспечения достоверности, целесообразности и экономической эффективности, сохранности их активов. Можно также сказать, что предмет контроля - это деятельность организаций в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами, процессы или операции, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия принятым управленческим решениям утвержденным нормам.

Процесс контроля предполагает деятельность субъектов контроля, направленную на достижение поставленных перед ними целей, которые должны быть получены эффективными способами. Дробышевский Н.П. [2] отмечает, что методы контроля предусматривают совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов контроля. Совокупности принципов, методов и процесса контроля объединяются в понятие "механизм контроля". Элементы контроля, взаимодействующие как единое целое в процессе достижения его целей, образуют систему контроля. Важным условием реализации контроля являются финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности и обобщённые финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности. Результатом контроля являются документальные материалы, в которых достоверно отражена информация о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытие в процессе проведения контроля отклонений от действующих норм и правил.

2. Экономико-финансовая характеристика филиала "Большие новоселки" УП "Борисовский комбинат хлебопродуктов" ОАО "Минскоблхлебопродукт"

Филиал "Большие Новоселки" УП "Борисовский комбинат хлебопродуктов" ОАО "Минскоблхлебопродукт" расположен в 18 километрах от районного центра - г. Борисова и в 5 километрах от автострады Москва - Брест. Основан в июне 1931 года. В 1992 году решением Борисовского райисполкома к хозяйству присоединён колхоз "Кировский", который стал отдельным участком. Преобразование из колхоза в сельскохозяйственный производственный кооператив произошло в июле 2003 года. В 2009 году решением Борисовского райисполкома хозяйство присоединено к УП "Борисовском комбинат хлебопродуктов" ОАО "Минскоблхлебопродукт".

Административным центром филиала является агрогородок Новосёлки. На территории расположено 17 населённых пунктов. В состав филиала входят два производственных отделения, три молочно-товарные фермы, МТК на 700 голов коров, животноводческий комплекс по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, 2 ремонтные мастерские. С ноября 2010 г. введен в эксплуатацию магазин "Уладар". В декабре 2010 года была введена МТФ на 1200 голов 1-я очередь коровник на 500 голов с доильным молочным блоком. В апреле 2011 года введена вторая очередь - коровник на 200голов (цех сухостоя).

В хозяйстве принимают решения линейные руководители (директор и начальники служб), а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

В системе мер направленных на увеличение производства сельскохозяйственной продукции большое значение имеет специализация. Под специализацией понимается сосредоточение его деятельности на производстве одного или нескольких видов конкурентоспособной товарной продукции, для производства которых здесь имеются наилучшие условия. Целью специализации сельскохозяйственной организации является повышение выхода товарной продукции и снижение ее себестоимости за счет более эффективного использования производственных ресурсов. Для оценки специализации производства отдельного предприятия применяют расчеты определенных показателей. В числе прочих рассчитывается коэффициент специализации. Если коэффициент специализации меньше 0,2 - уровень специализации низкий; от 0,2 до 0,4 - средний; от 0,4 до 0,6 высокий; выше 0,6 - углубленная специализация.

В зависимости от видов производимой продукции, используемой техники, технологий и организации производства в филиале "Большие Новоселки" формируются отрасли. Производственная деятельность филиала связана с развитием растениеводческой и животноводческой отраслей. Основными показателями, характеризующими данную направленность, являются уровень товарности и денежная выручка. Чтобы определить место каждого вида реализуемой продукции в отрасли растениеводства необходимо рассчитать удельный вес в объёме реализации. Для этого рассмотрим состав и структуру товарной продукции филиала "Большие Новоселки" в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Динамика состава и структуры товарной продукции.

Вид продукции2010г2011г2012гТемп роста, %млн. руб. %млн. руб%млн. руб%Зерновые и бобовые1 37510,72 0108,67 22614,0526Рапс630,5--1 5493,02459Плоды семечковые, косточковые--500,2--0Сахарная свекла4033,1----0Ягоды80,1--960,21200Другая продукция растениеводства140,1340,1390,1279Итого по растениеводству1 86314,42 0948,98 91017,2478КРС и прочие животные в ж. м. (на мясо) 4 63535,97 87933,616 57732,0358КРС и прочие животные в ж. м. (на племенные цели и прочая продажа) 320,21050,42440,5763Молоко5 33641,310 54945,019 62037,9368Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде3232,58203,51 0172,0315Мед----30,01100Другая продукция животноводства110,1250,1550,1500Итого по животноводству10 33780,119 37882,637 51672,5363Продукция столовых и буфетов1060,82020,94270,8403Прочие ТМЦ, основные средства и прочие активы5234,11 7067,34 7279,1904Работы и услуги на сторону780,6870,42010,4258ВСЕГО по сельскому хозяйству12 907100,023 467100,051 781100,0401Коэффициент специализации-0,3-0,33-0,2893

Источник: собственная разработка на основе данных организации

Исследовав данные таблицы 2.1 и рассчитав коэффициент специализации, выяснилось, что предприятие имеет средний уровень специализации в отрасли животноводства, так как удельный вес этой продукции в общем количестве производственной продукции наивысший: 78,4% в среднем за три года. Довольно большой процент в общей выручке предприятия занимает выручка от реализации молока и крупнорогатого скота (41,4% и 34,2% в среднем за три года) соответственно.

Земля является основным ресурсом сельскохозяйственного производства. Без земли невозможно производство продукции растениеводства, а следовательно и животноводства. Земля является ограниченным ресурсом, поэтому возникает необходимость её качественного и продуктивного использования. От того, насколько эффективно используются земельные ресурсы, зависит эффективность работы всего предприятия. Для объективного анализа земельных угодий филиала "Большие Новоселки" следует рассмотреть структуру землепользования в динамике за 2010 - 2012 годы, которая приведена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Динамика состава и структуры землепользования

Экспликация земель2010г2011г2012гТемп роста, %га%га%га%Общая земельная площадь, в т. ч.: 8 57610086451008473100991. сельхозземли7 94192,6795892,1778691,998Из них: пахотные5 42463,2540062,5525962,197 - залежные1 36115,94355,04355,132 - луговые1 11613,0208324,1205224,2184 - под постоянными культурами400,5400,5400,51002. Несельхозземли6357,46877,96878,1108

Источник: собственная разработка на основе данных организации

Данные таблицы 2.2 говорят о том, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом общая земельная площадь уменьшилась на 1 %. Уменьшение общей земельной площади произошло за счет значительного снижения в 2012 году по сравнению с 2010 годом площади под луговыми землями - на 926 га. Вместе с тем, удельный вес пастбищных земель за изучаемый период вырос на 11,2%. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 7941 га или 92,6 % от общей земельной площади, из них 5424 га пашни (63,2%), что говорит о высокой степени освоенности земель.

Для осуществления производственной деятельности, организация должна располагать необходимыми трудовыми ресурсами. Обеспеченность организации рабочей силой - это одно из условий стабильности производства, выполнения намеченных планов и принятых обязательств, своевременного и качественного выполнения технологических операций и производственных процессов на всех участках производства. Рассмотрим состав и структуру рабочей силы филиала "Большие Новоселки" в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Динамика численности трудовых ресурсов и обеспеченности ими

Показатели2010г2011г2012гТемп роста, %Среднегодовая численность работников, чел. 35833432791Трудообеспеченность, чел. /100 га4,54,24,293Нагрузка на 1 трудоспособного, га: 22,223,823,8107сельхозземельпахотных земель15,216,216,1106

Источник: собственная разработка на основе данных организации

Анализ данных таблицы 2.3 показывает, что среднегодовая численность работников сократилась на 31 человека или на 9% при сравнении 2012 года к 2010 году, показатель трудообеспеченности производства, также уменьшился на 7%, нагрузка на 1 работника сельхозземель и пахотных возросли на 7 и 6% соответственно.

Динамику производительности труда и трудоемкости продукции филиала "Большие Новоселки" рассмотрим в таблице 2.4.

На основе данных таблицы 2.4 можно сделать вывод о том, что часовая и годовая производительность труда в организации в 2012 году по сравнению с 2010 годом выросли на 46% и 57% соответственно. Также увеличилась трудоемкость прироста ж. м. КРС на 37%, молока - осталась на прежнем уровне. В свою очередь трудоемкость производства зерновых и бобовых снизилась на 46%.

Обеспеченность предприятия основными средствами производства в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество, полнота и своевременность выполнения работ, а, следовательно, и объём производства продукции, её себестоимость, финансовое состояние предприятия. В связи с этим анализ обеспеченности филиала "Большие Новоселки" основными средствами имеет большое значение. Анализ состава и структуры основных средств представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.4 - Динамика производительности труда и трудоемкости продукции

Показатели2010г2011г2012гТемп роста, %Производительность труда: часовая, руб. /чел. - ч174452311042849246годовая, тыс. руб. /чел. 374245085696311257Трудоемкость производства, чел. - ч/ц: 0,970,60,5254зерновых и бобовыхрапса1,221,110,4335сахарной свеклы0,14-00кукурузы на силос0,050,040,0360кормовых корнеплодов0,250,22-0молока4,293,474,29100прироста ж. м. КРС11,616,615,9137

Источник: собственная разработка на основе данных организации

Таблица 2.5 - Динамика состава и структуры основных производственных средств

Виды основных средств2010г2011г2012гАбсолютный прирост, п. п. млн. руб. %млн. руб. %млн. руб. %Здания и сооружения45 18264,878 10167,5125 64267,93,1Передаточные устройства1 4872,12 3902,13 7012,0-0,1Машины и оборужование17 92425,728 10524,346 27225,0-0,7Транспортные средства1 5672,22 4652,12 6711,4-0,8Инструмент, инвентарь и принадлежности2970,45020,45250,3-0,1Рабочий скот и животные основного стада2 7874,03 7203,25 8873,2-0,8Многолетние насаждения4420,64420,44420,2-0,4Итого69 686100,0115 725100,0185 140100,00

Источник: собственная разработка на основе данных организации

На основании данных таблицы 2.5, можно сделать вывод, что структура основных средств за исследуемые 3 года претерпела определенные изменения. Наибольший удельный вес приходится на здания и сооружения, наблюдается тенденция к их росту. Так, если в 2010 году здания и сооружения занимали 64,8% в структуре основных средств, то в 2012 году - 67,9%, их рост составил 3,1 процентных пункта. По всем остальным видам основных средств в период с 2010 года по 2012 год наблюдается тенденция к снижению. Однако, положительным моментом можно назвать то, что происходит наращивание общего объема основных средств.

Потенциальная возможность для повышения производительности труда, увеличения производства продукции зависит от уровня обеспеченности предприятия основными и оборотными фондами и эффективности их использования.

Таблица 2.6 - Динамика обеспеченности производства основными и оборотными средствами и их использования

Показатели2010г2011г2012гТемп роста, %Фондовооруженность, млн. руб. /чел. 167,8277,6460274Фондооснащенность, млн. руб. / 100 га с. - х. земель75511641932256Фондоотдача основных средств, руб. /руб. 0,220,180,291Фондоемкость, руб. /руб. 4,485,454,77106Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз1,071,261,68157Продолжительность оборота оборотных средств: дней33628521464

Источник: собственная разработка на основе данных организации

Анализ выше приведенной таблицы 2.6 показывает, что в филиале "Большие Новоселки" фондооснащённость, фондовооружённость и фондоёмкость в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличились соответственно на 56; 74 и 6 %, что связано с резким увеличением стоимости основных фондов. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился на 57%. Следовательно, продолжительность оборота оборотных средств снизилась на 57%. Отрасль растениеводства и животноводства - главные отрасли сельского хозяйства. Основным фактором, который определяет объём производства и эффективность отрасли растениеводства, является урожайность сельскохозяйственных культур. Продуктивность сельскохозяйственных животных характеризует уровень развития той или иной отрасли животноводства и является важнейшим фактором увеличения производства продукции данной отрасли. Показатели урожайности основных сельскохозяйственных культур и продуктивности животных представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Динамика урожайности основных культур и продуктивности животных

Показатели2010г2011г2012гТемп роста, %Урожайность, ц/га: 2134,433,4159зерновые и бобовые без кукурузысахарная свекла367,5--0рапс915,516,6184кукуруза на силос24922023896кормовые корнеплоды339272-0Урожайность 1 баллогектара, кг: 39,463,476193зерновые и бобовыекукуруза на силос129174191148сахарная свекла24,9--0рапс2,50,64,4176кормовые корнеплоды16,78,42-0Удой от одной среднегодовой коровы, кг/гол. 545662005921109Среднесуточный прирост живой массы, г: КРС73769070095Выход меда от одной пчелосемьи, кг2-2100

Источник: собственная разработка на основе данных организации

Из данных таблицы 2.7 видно, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом урожайность зерновых культур, рапса на семена увеличилась на 59 и 84% соответственно, урожайность кукурузы снизилась на 4%, среднегодовой удой увеличился на 9%, а среднесуточный прирост живой массы КРС снизился на 5%. Одним из основных экономических показателей, влияющих на результаты хозяйственной деятельности, является себестоимость продукции, которая отражена в таблице 2.8 Анализ данных таблицы 2.8 показывает, что в период с 2010 по 2012 года произошел рост себестоимости, произведенной продукции. Себестоимость зерновых и бобовых в 2012 году превысила показатель за 2010 год практически в 3 раза, рапса, молока, прироста ж. м. КРС - в 2 раза. Себестоимость кукурузы на силос увеличилась на 84%. Себестоимость 1 т меда в 2012 году увеличилась практически в 6 раз.

Таблица 2.8 - Динамика себестоимости производства сельскохозяйственной продукции

Показатели2010г2011г2012гТемп роста, %Себестоимость производства 1 т, тыс. руб. 409580,61248305зерновых и бобовыхрапса8507177,81826215сахарной свеклы94--0корнеплодов108111,8-0молока8941476,22416270кукурузы на силос6388,8116184прироста ж. м. КРС648011073,618428284меда16000-95652598

Источник: собственная разработка на основе данных организации

Таблица 2.9 - Динамика экономических результатов деятельности и уровня производства

Показатели2010г2011г2012гТемп роста, %Уровень производства, ц (млн. руб.) /100га сельхозземель: 168213,44404,49241валовой продукцииприбыли1,1426,3840,433546молока739,3843,05881,32119прироста ж. м. КРС129,07122,89137,68107Уровень производства, ц (млн. руб.) /100га пахотных земель: 107617502156200зерновых и бобовыхрапса75,2216,66132,34176корнеплодов550,18251,85 - 0кукурузы на силос387752295730,36148сахарной свеклы745,4 - - 0Прибыль (убыток) отчетного года, млн. руб. 91210031483459Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб. -168311144706 - 280Уровень рентабельности (убыточности), %0,59,57,41480Рентабельнотсь (убыточность) реализации продукции, %-5,8-0,3313,11 - 226В т. ч.: растениеводстваживотноводства-13,226,0910,52 - 80

Для более полной характеристики деятельности филиала "Большие Новоселки" проанализируем экономические результаты деятельности организации и уровень производства на основании данных таблицы 2.9 Анализ данной таблицы показал, что уровень производства на 100 га сельхозземель в 2012 году по сравнению с 2010 годом по валовой продукции вырос в 2,4 раза, молока - увеличился на 19%, прироста ж. м. КРС - на 7%.

Уровень производства на 100 га пахотных земель в 2012 году по сравнению с 2010 годом по зерновым и бобовым, рапсу, кукурузе вырос на 100; 76; 48% соответственно.

Также необходимо отметить, что за последние три года филиал "Большие Новоселки" является рентабельной организацией. В 2012 году по сравнению с 2010 годом прибыль увеличилась на 3057 млн. руб. и составила 3148 млн. руб.

Платёжеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности организации условиях рыночной экономики.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств и на конец отчетного периода рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости, и рассчитывается на конец отчетного периода.

Рассчитаем показатели финансового состояния филиала "Большие Новоселки" (таблица 2.10).

Таблица 2.10 - Динамика показателей финансового состояния

Показатели2010г2011г2012гНормативКоэффициент обеспеченности собственными оборотными фондами-1,08-0,70-0,980,2Коэффициент текущей ликвидности0,550,600,51,5

Источник: собственная разработка на основе данных организации

По данным таблицы 2.10 можно сделать вывод о том, что на протяжении 3 лет коэффициент обеспеченности собственными оборотными фондами находится на уровне ниже норматива. Это свидетельствует о том, что оборотные средства предприятия сформированы за счет заемных источников.

Таким образом, в настоящее время филиал "Большие Новоселки" является динамично развивающимся сельскохозяйственным предприятием, специализирующимся на производстве мяса, молока. Для хозяйства характерна средняя степень специализации. В течение анализируемого периода хозяйство значительно нарастило производство кукурузы на силос, зерновых культур и снизило производство кормовых корнеплодов, также было увеличено производство молока. Хозяйство в достаточной мере обеспечено основными средствами и земельными угодьями, что дает ему возможность стабильно наращивать производство сельскохозяйственной продукции. Исследования по теме проводились на основании данных филиала "Большие Новоселки" Борисовского района Минской области.

3. Организация взаимоотношений предприятия с бюджетом

3.1 Налоговые отношения предприятия с бюджетом и их совершенствование

Сущность платежей в бюджет заключается в том, что они являются инструментом распределения валового внутреннего продукта, разновидностью финансовых отношений, имеющих прямое отношение к образованию централизованных фондов денежных средств государства, и косвенное - к образованию децентрализованных фондов денежных средств у субъектов хозяйствования. Для государства платежи в бюджет - основной источник его доходов, для хозяйствующих субъектов - разновидность их расходов.

В совокупности налоги взаимосвязаны и представляют собой целостную систему налоговых отношений. Каждый налог в системе финансово-налоговых отношений выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику.

Рассмотрим подробнее виды, порядок расчетов и взносов платежей, уплачиваемых в бюджет Филиалом "Большие Новоселки".

Филиал "Большие Новоселки" уплачивает в бюджет единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции по ставке 1%, начисляет и уплачивает НДС по ставке 10%, выполняет обязанности налогового агента в части исчисления, удержания при выплате заработной платы и иных доходов, а также перечисления сумм подоходного налога с физических лиц.

Уплата единого налога заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Хотя хозяйство и перешло на уплату единого налога, для него сохраняется общий порядок уплаты следующий налогов:

Акцизы;

Патентные пошлины;

Государственные пошлины;

Гербовый сбор;

Оффшорный сбор;

Таможенные платежи;

Налог на прибыль в отношении дивидендов и приравненным к ним доходам;

Обязательные страховые взносы.

Объектом налогообложения единым налогом признается валовая выручка.

Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

При определении налоговой базы не учитываются:

средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству;

стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм;

выручка, полученная от реализации произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства, - в течение трех лет со дня их регистрации;

суммы НДС, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов в соответствии с НК РБ;

стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая затраты на их безвозмездную передачу.

В налоговую базу единого налога включаются средства (субсидии), получаемые из бюджета в связи с удешевлением стоимости льняного волокна, поставляемого в счет государственных нужд.

Налоговым периодом единого налога признается календарный год.

Отчетным периодом единого налога признается:

календарный месяц - для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежемесячно;

календарный квартал - для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежеквартально.

Сумма единого налога исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки единого налога.

Налоговая декларация (расчет) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) по единому налогу предоставляется налоговым органам по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, путем перечисления в бюджет. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Объектами налогообложения НДС признаются:

. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ;

. ввоз товаров на территорию РБ и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК РБ, законы о таможенном регулировании в РБ и (или) акты Президента РБ связывают возникновение обязанности по уплате НДС.

Сумма НДС исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

НДС исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по истечении каждого отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в соответствующем отчетном периоде.

Общая сумма НДС уменьшается на налоговые вычеты.

Налоговыми вычетами признаются суммы НДС:

. предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах РБ и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории РБ товаров (работ, услуг), имущественных прав;

. уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию РБ;

. уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.

Налоговым периодом по НДС признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В налоговые органы налоговая декларация (расчет) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) предоставляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками.

Освобождаются от подоходного налога с физических лиц следующие доходы:

пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению и надбавки к ним, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным ребенком), пособия по безработице;

все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров РБ компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику);

алименты, получаемые плательщиками в случаях, установленных законодательством РБ и др.

При определении налоговых льгот применяются стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.

Сумма подоходного налога с физических лиц исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 12 процентов.

Рассмотрим начисление подоходного налога на примере: В августе месяце Иванову В.П. начислена заработная плата в размере 2000 000 руб., пособие по временной нетрудоспособности в размере 500 000руб. У Иванова есть дочь в возрасте 17 лет.

Решение.

) Определим совокупный доход работника за месяц:

000 +500 000 = 2500 000руб.

) Определим налоговые вычеты:

а) так как совокупный доход работника не превышает 3 350 000 руб., то налоговый вычет в соответствии с НК составляет 550 000 руб.;

б) так как работник воспитывает несовершеннолетнюю дочь, то налоговый вычет составит 155 000 руб.

) Определим налогооблагаемую базу:

(2000 000 + 500 000) - 550 000 - 150 000 = 1 800 000 руб.

) Сумма налога к уплате в бюджет:

800 000 * 12% = 216 000 руб.

ФСЗН

Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:

) работодатели - юридические лица, их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, адвокаты, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам;

) работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам;

) физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются выплаты всех видов в денежном и натуральном выражении.

Уплата обязательных страховых взносов в ФСЗН производится плательщиками единым платежом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством (ст.3 Закона № 138-XIII), в следующих размерах: обязательные страховые взносы на пенсионное страхование для работодателей - 28 % (или 24 % - для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции), для работающих граждан - 1 % и на социальное страхование - 6 %.

Как минимальные, так и максимальные размеры отчислений рассчитываются не в целом по организации, а по каждому работнику в отдельности.

Пример.

За август 2013 г. (отработан весь месяц) в соответствии с установленным должностным окладом работнику начислено 2 250 000 руб.

Расчетная сумма взносов в ФСЗН с этой суммы составит:

(2 250 000 *24%) + (2 250 000 * 6%) + (2 250 000 * 1%) = 697 500 руб.

При этом из заработной платы работника удерживается сумма только в размере 22 500 руб. (2 250 000 × 1 %).

Плательщик ежеквартально представляют Отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) и Отчет о средствах ФСЗН (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) городскому, районному, районному в городах отделу областного, Министерства труда и социальной защиты РБ по месту постановки на учет.

Данные о платежах в бюджет, осуществляемых филиалом "Большие Новоселки" представлены в Таблице 3.1.

Анализ Таблицы 3.1 показывает, что за анализируемый период наблюдается тенденция по снижению объема уплаты НДС. Так в 2010 году сумма НДС, перечисленного в бюджет, составляла 27 млн. руб. или 4,5% от общего объема платежей. В 2012 году этот показатель составил 10 млн. руб. или 0,4%, что на 63% меньше по сравнению с 2010 годом.

Сумма перечисляемого подоходного налога с физических лиц на протяжении трех лет занимает наибольший удельный вес в структуре платежей. Так в 2010 году данный показатель составлял 308 млн. руб. (51,1%), а в 2012 году - 1795 млн. руб. (75,6%), что почти в 5,8 раза больше, чем в 2010 году.


Таблица 3.1 - Динамика состава и структуры платежей в бюджет

Наименование показателей2010 год2011 год2012 годТемп роста,%млн. руб. %млн. руб. %млн. руб. %НДС274,580,8100,437Подоходный налог с физических лиц30851,171373,7179575,6583Единый налог для производителей сельхозпродукции25542,323324,155523,4218Экономические санкции132,270,7140,6108Прочие налоги и сборы0060,600Итого6031009671002374100394

Источник: собственная разработка на основе данных организации ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Размер уплаченных экономических санкций в 2012 году составил 14 млн. руб. По сравнению с 2010 годом данный показатель увеличился на 1 млн. руб. В общей структуре платежей на его долю в 2012 году приходиться 0,6%.

Законодательство РБ признает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, но только на законные. Если в результате мер, предпринятых налогоплательщиком, будет допущено нарушение законодательства, такие действия в зависимости от характера квалифицируются как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности.

При налоговой оптимизации принципиально платить только положенную сумму установленных налогов и не позднее установленного для этого срока.

Стратегической целью налоговой оптимизации является не только экономия на налоговых платежах, но и сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков.

Элементами налоговой оптимизации являются:

налоговый календарь, предназначенный для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов;

стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

точное исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на сроки, превышающие срок исковой давности;

эффективная система бухгалтерского учета, позволяющая получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.

В процессе налоговой оптимизации можно выделить ряд этапов:

первый этап - момент создания организации, когда формулируются цели и задачи нового образования, определяется, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством;

второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения организации и ее структурных подразделений;

третий этап - выбор одной из существующих организационно-правовых форм юридического лица;

четвертый этап - анализ всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов;

пятый этап - анализ всех возможных форм сделок, планируемых в деятельности, с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей;

шестой этап - решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Первые три этапа налоговой оптимизации происходят только один раз - до регистрации организации, а остальные относятся к текущей деятельности и должны осуществляться постоянно в ходе процесса хозяйственной деятельности на всех ее уровнях.

3.2 Финансовая поддержка предприятия из бюджета и направления ее совершенствования

Сельское хозяйство - основа агропромышленного комплекса, от состояния дел в которой зависит экономическая, политическая и социальная обстановка в обществе, стабильность его развития. Отрасль формирует около 70% всего фонда товаров народного потребления и свыше 95% продовольственных ресурсов, что выдвигает развитие сельского хозяйства в одну из первоочередных задач государственной политики.

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется и в Республике Беларусь. На основную сельскохозяйственную продукцию установлены минимальные закупочные цены. Процентные ставки по кредитам частично льготируются за счет средств бюджета. По отношению к сельскохозяйственным предприятиям применяется льготное налогообложение, выделяются средства для частичного возмещения убытков от стихийных бедствий и на иные множественные цели.

Сохранилось бюджетное финансирование сельского хозяйства в виде субсидий и дотаций. Субсидии - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета. Дотации - денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

Также в республике принят ряд программ, направленных на поддержку и развитие сельского хозяйства. Так в соответствии с Законом Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2013 год" определен перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета, среди которых наиболее значимыми являются: Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг., Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства, Республиканская программа по племенному делу в животноводстве на 2011-2015 гг., Республиканская программа оснащения современной техникой и оборудованием организаций АПК, строительства, ремонта и модернизации производственных объектов этих организаций на 2011 - 2015 гг., Программа развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур на 2008-2013 гг. и др.

Ежегодно на развитие сельского хозяйства в Республике Беларусь выделяется около 8% расходной части бюджета. Направления бюджетного финансирования меняются по годам, исходя из общего экономического состояния сельскохозяйственных предприятия и задач, поставленных перед сельским хозяйством на соответствующий период развития.

Средства областных бюджетов направляются на финансирование капитальных вложений, удешевление стоимости минеральных удобрений, средств защиты растений и комбикормов, финансовую помощь хозяйствам и другие мероприятия.

С 2008 года в Республике Беларусь введено обязательное страхование с государственной поддержкой сельскохозяйственных культур, скота и птицы. Суть данного вида страхования состоит в том, что страхователь уплачивает 5% от рассчитанного страхового взноса, а остальные 95% уплачивается за счет средств бюджета.

Страховщиком по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции является Белгосстрах.

Страхователями по обязательному страхованию сельскохозяйственной продукции являются юридические лица, основной вид деятельности которых - выращивание (производство) сельскохозяйственных культур, скота и птицы, а также юридические лица, обособленные подразделения которых выращивают (производят) сельскохозяйственные культуры, скот и птицу, имеют обособленный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет в части этой деятельности.

Объектом обязательного страхования сельскохозяйственной продукции являются имущественные интересы страхователя, связанные:

* с гибелью принятых на страхование сельскохозяйственных культур;

* с гибелью (падежом), вынужденным убоем (уничтожением) принятых на страхование скота и птицы.

Перечень сельскохозяйственных культур, скота и птицы, подлежащих обязательному страхованию, ежегодно утверждается Президентом Республики Беларусь.

В 2011 году Филиалу "Большие Новоселки" заключил договор обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

В период с 2009 года по 2011 год филиалу "Большие Новоселки" оказывалась государственная помощь и целевое финансирование по текущей деятельности, информация о размерах которой представлена в Таблице 3.2.

Анализ Таблицы 3.2 показывает, что за данный период размер целевого финансирования в общем объеме сократился на 12% и составил в 2011 году 2 941 млн. руб., что на 392 млн. руб. меньше, чем в 2009 году. Наибольший удельный вес в структуре занимает финансирование расходов по видам деятельности - 76,5% в среднем за три года, темп роста составил 135%. Из них большую часть занимает финансирование расходов на приобретение оборотных активов - 63,2%. Если сравнивать данный показатель в 2011 году с 2009 годом, то можно увидеть, что его размер снизился на 16%. Сократилось также финансирование расходов на надбавки, удешевление семян - на 87%.

Финансирование капитальных вложений во внеоборотные активы занимает в общем объеме 7,2% в среднем за три года. Следует отметить, что данный показатель увеличился в 2011 году по сравнению с 2009 годом практически в 5 раз.

В период с 2010 года по 2011 год предприятие получало средства из бюджета в виде субсидий и дотаций. Основные направления их использования представлены в Таблице 3.3, данные которой показывают, что в 2010 году было получено субсидий и дотаций на сумму 2845 млн. руб.

Основными направлениями их использования являются приобретение удобрений, средств защиты и пестицидов и прочие субсидии и дотации 40,%; 49% от общего объема полученных средств соответственно.

Таблица 3.2 - Динамика состава и структуры целевого финансирования предприятия

Наименование показателей2009 год2010 год2011 годТемп ростаВ среднем за три года,%млн. руб. %млн. руб. %млн. руб. %Целевое финансирование всего3 3331002 8451002 941100880Получено на: расходы по видам деятельности всего 1 88856,62 45986,42 54086,413576,5в том числе: на выполнение мероприятий по развитию с. х. производства001033,695632,5012,0на приобретение оборотных активов1 86455,92 32081,51 57253,58463,6надбавки, удешевление семян240,7311,130,1130,6прочие00,050,290,300,2Капитальные вложения во внеоборотные активы - всего: 762,31655,840113,65287,2в том числе: приобретение оборудования и строительно-монтажных работ150,5000000,2дотации для снижения цен на с. х. технику, предоставленную на условиях долгосрочной аренды00,01655,840113,606,5прочие611,8000000,6Прочие получения1 36941,12217,800016,3

Источник: собственная разработка на основе данных организации (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Таблица 3.3 - Состав и структура полученных субсидий и дотаций

Наименование показателей2010 год2011 годмлн. руб. %млн. руб. %Всего28451002941100в том числе: надбавки и дотации к закупочным ценам на с. х. продукцию311,1возмещение расходов на приобретение автомобильного топлива30,1дотации для снижения цен на с. х. технику, поставляемую на условиях долгосрочной аренды1655,8на финансирование мероприятий по развитию с. х. производства1033,640113,6приобретение удобрений, средств защиты и пестицидов115040,495632,5погашение убытков от стихийных бедствий 133045,2на уплату страховых взносов по обязательному страхованию урожая с. х. культур, скота и птицы 160,5 удешевление семян высоких репродукций 30,1прочие субсидии и дотации139349,02358,0

Источник: собственная разработка на основе данных организации (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Наименьший удельный вес в структуре полученной помощи занимает возмещение расходов на приобретение автомобильного топлива - 0,1%. Незначительный объем также занимают надбавки и дотации к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию - 31 млн. руб. или 1,1%.

В 2011 году предприятием было получено субсидий и дотаций на общую сумму в 2941 млн. руб., что на 3,4% больше, чем в 2010 году. Основным направлением их использования является погашение убытков от стихийных бедствий - 1330 млн. руб. или 45,2%. Также значительный объем полученных средств приходится на приобретение удобрений, средств защиты и пестицидов - 956 млн. руб. или 32,5%. По сравнению с 2010 годом данный показатель в 2011 году данный показатель снизился на 16% (в 2010 году на его долю приходилось 1150 млн. руб.). Объем полученных средств, направленных на финансирование мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства, увеличился практически в 4 раза и составил 401 млн. руб. или 13,6%. Наименьший объем средств направлен на возмещение потерь в связи с удешевлением семян высоких репродукций - 3млн. руб. или 0,1%. На долю прочих субсидий и дотаций приходится 8% от всех полученных средств.

В 2012 году филиал "Большие Новоселки" получил средств из бюджета на сумму 3 746 млн. руб. Основными направлениями использования данных средств являются финансирование мероприятий государственных программ развития АПК - 1 396 млн. руб. или 37,3% от общего объема полученных средств и возмещение (части) процентов за пользование кредитами - 1 073 млн. руб. или 28,6%. Объем средств, направленных на расходы по уплате страховых взносов по обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, составляет 111 млн. руб. или 3%. На долю прочих расходов приходиться 1163 млн. руб. или 31%. Наименьший объем средств (3 млн. руб. или 0,1%) направлен на доплаты к заработной плате руководителям специалистам с высшим и средним специальным образованием, прибывшим на работу в сельскохозяйственную организацию по направлениям учреждений высшего образования и учреждений среднего образования и продолжающим по истечении двух лет со дня заключения с ним трудового договора работать в организации в течение последующих трех лет. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

4. Финансовый контроль расчетов предприятий с бюджетом

.1 Приемы и методы контроля, используемые при проверке расчетов предприятий с бюджетом

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния соответствующего объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений.

Сущность финансового контроля состоит в установлении законности, экономической эффективности и целесообразности совершенных субъектом контроля хозяйственных операций.

Проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам, пошлинам и сборам чаще всего проводится специалистами Министерства по налогам и сборам, Таможенного комитета и Комитета государственного контроля, а также специалистами ведомственного контроля и аудиторами. Проверка осуществляется по данным счетов бухгалтерского учета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Целью финансового контроля по расчетом с бюджетом является установление соблюдения налогового законодательства.

Основными задачами, которые необходимо решить в ходе проверки являются контроль за: ' '

* правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, таможенных и иных платежей, пеней;

* полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, на которое обращено взыскание неисполненных налоговых обязательств, неуплаченных пеней, примененных экономических санкций;

* принятием мер по обеспечению взыскания в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, пеней, примененных экономических санкций, наложенных административных штрафов;

* соблюдением законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь в области налогового и таможенного законодательства Республики Беларусь.

Кроме того, в ходе финансового контроля должно быть проведено выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере налогового законодательства.

Источниками информации для выполнения поставленной цели и задач проверки являются: учредительные документы, свидетельство о присвоении УНП, учетная и отчетная документация по бухгалтерскому и налоговому учету, таможенные декларации, выписки банка и приложенные платежные документы по расчетам с бюджетом, сроки и порядок проведения сверки расчетов с налоговыми и таможенными органами.

Методы финансового контроля - это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

Основными методами финансового контроля, используемыми при проверке расчетов предприятий с бюджетом, являются:

1) методы документальной проверки:

Формальная проверка - это внешний осмотр первичного учётного документа с целью анализа соблюдения установленной формы и сопоставления его реквизитов.

Нормативная проверка - это проверка содержания хозяйственной операции с точки зрения соответствия действующим на момент составления законодательным актам, нормативам, правилам, инструкциям.

Арифметическая проверка - пересчёт результатов всех подсчётов в документе, как по определению тех или иных показателей, так и при выведении итоговой суммы

Взаимный контроль - сопоставление различных документов (не только бухгалтерских), прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.

Контрольное сличение - пересчёт движения товара за определённый период на основании первичных учётных документов и сравнение с данными инвентаризационных ведомостей на начало и конец этого периода.

Хронологический анализ - восстановление данных об остатках товарно-материальных ценностей в месте их хранения (торговли) на каждый день.

Сравнительный анализ - сопоставление документов, отображающих аналогичные операции.

Проверка принятия документа к учёту - анализ контировки первичного учётного документа, то есть формирования на его основании бухгалтерской проводки.

Проверка аналитического учёта - анализ полноты информации, содержащейся в регистрах (книгах, карточках) аналитического учёта.

Контрольные равенства - основные закономерности системы бухгалтерского учёта, обусловленные тем, что сумма каждой проводки отражается один раз в дебете какого-либо счёта и один раз в кредите какого-либо счёта.

2) методы фактической проверки:

Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Контрольный запуск сырья в производство - это установление фактических характеристик выпуска продукции на конкретном оборудовании.

Получение объяснений - это получение ответов на возникшие вопросы у работников предприятия (в устной или письменной форме).

Получение справок других организаций - справки других организаций подразумевают ответы на запросы, касающиеся установления доброкачественности первичных учётных документов проверяемой организации

3) методы сплошной и (или) выборочной проверки.

Методом документальной проверки осуществляются:

изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;

анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;

сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;

оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.

При проведении фактической проверки осуществляется применение необходимых способов проверки с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности плательщика (иного обязанного лица), с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным лицом) правил учета хозяйственных операций.

Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:

* проведение встречных проверок;

* осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);

* проведение личного досмотра;

* контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

* назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);

* контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

* иные определенные законодательными актами способы.

4.2 Проверка правильности и своевременности расчетов предприятий с бюджетом

Проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам, пошлинам и сборам состоит в установлении соблюдения налогового законодательства Республики Беларусь. Поэтому при осуществлении финансового контроля расчетов по платежам в бюджет устанавливают:

)Своевременность постановки на налоговый учет;

2)Соблюдение порядка открытия счетов в банке;

)Своевременность получения лицензий и сертификатов;

)Правильность определения объектов налогообложения;

)Своевременность исчисления налогов;

)Своевременность представления налоговых деклараций в таможенные и налоговые органы;

)Своевременность и полноту перечисления налогов в бюджет;

)Своевременность и полноту представления сведений в налоговые и статистические органы.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор должен проверить:

Состояние внутреннего контроля этих расчетов;

Правильность определения налогооблагаемой базы;

Установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом;

Правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;

Правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

Правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

Полноту и своевременность начисления налоговых платежей;

Правильность составления налоговой отчетности;

Причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

Правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

На начальном этапе проверки целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, а также ознакомится с результатами предыдущих налоговых проверок организации инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитического учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие объекты проверки:

üНалоговый Кодекс Республики Беларусь

üТаможенный Кодекс Республики Беларусь

üБанковский Кодекс Республики Беларусь

üГражданский Кодекс Республики Беларусь

üЗакон Республики Беларусь "О предпринимательской деятельности в Республике Беларусь" от 28.05.1991 №813-XII (с изм. и доп.)

üИнструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами

üТиповой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета.

К типичным ошибкам, выявляемым в результате проведения проверок расчетов предприятий с бюджетом, относятся:

·Несвоевременность постановки на налоговый учет;

·Неуведомленные об открытии (закрытии) счетов в банке;

·Неправильность определения объектов налогообложения и правил их учета и (или) доходов, расходов, иных элементов налогового учета;

·Несвоевременность исчисления налогов, представления деклараций в таможенные и налоговые органы;

·Несвоевременность перечисления налогов в бюджет;

·Непредставление сведений в налоговые и статистические органы;

·Невыполнение функций налогового агента.

Заключение

Платежи в бюджет являются инструментом распределения валового внутреннего продукта, разновидностью финансовых отношений, имеющих прямое отношение к образованию централизованных фондов денежных средств государства, и косвенное - к образованию децентрализованных фондов денежных средств у субъектов хозяйствования. Для государства платежи в бюджет - основной источник его доходов, для хозяйствующих субъектов - разновидность их расходов. Это обуславливает необходимость и остроту финансового контроля расчетов предприятий с бюджетом.

Основной целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Основными методами финансового контроля, используемыми при проверке расчетов предприятий с бюджетом, являются методы документальной и фактической проверки, методы сплошной и (или) выборочной проверки.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

Список использованных источников

1. Господдержка сельскому хозяйству пока Беларуси необходима [Электронный ресурс] / Бобруйскагромаш. Минск 2013. Точка доступа: #"justify">. Дробышевский Н.П., Ревизия и аудит: Учеб. пособие \ Н.П. Дробышевский. - Мн.: ООО "Мисанта", 2008. - 265 с

. Ермак, Д. Бюджетный дефицит: курс - на снижение /Д. Ермак // Финансы. Учёт. Аудит. 2012. №4. С.16-17.

. Ермолович, М. Бюджетные расходы: свободы станет больше, но и ответ-ственность возрастёт/ М. Ермолович // Финансы. Учёт. Аудит. 2011. №4.С. 20.

. Закон Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2013 год" от 26.10.2012 № 432-3 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2003-2013.

. Закон Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" от 29.02.1996 №138-XIII с измен. и доп. // Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Фонд социальной защиты населения. - Минск, 2006-2013.

. История финансовой мысли и политики налогов: учеб. пособие / В.М. Пушкарева; под ред.В.М. Пушкаревой. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 40 с.

. Кийко. Д, Сбалансировать бюджет снижением налоговой нагрузки /

Д. Кийко // Финансы. Учёт. Аудит. 2012. №3. С.28-31.

. Лемеш В.Н., Ревизия и аудит: учеб. пособие / В.Н. Лемеш. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Изд-во Гревцова, 2010. - 268 с.: ил.

. Маринич, Л. Субсидии для сельского хозяйства Беларуси к 2017 году снизятся до 10% / Л. Маринич // Белорусское сельское хозяйство. 2012. №11. С.18

. Марков, А. Нужны ли нам такие инновационные фонды? Проблемы решения/ А. Марков // Экономическая газета. 2011. №83. С.5

. Насута, С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С. Насута // Финансы. Учёт. Аудит. 2011. №7. С.13-14.

. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2015 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; ред. кол.: Я.М. Александрович [и др.]. Минск: ЮНИТИ, 2010.95с.

. Ничипорович, С. Стабильное предприятие - устойчивое государство / С. Ничипорович // Белорусы и рынок. 2011. №30. С.39.

. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь "О методах и способах проведения проверок налоговыми органами" от 31.12.2009г. № 88 // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. - Минск, 2013.

. Ткачук, М. Финансы в системе государственного регулирования эконо-микой / М. Ткачук // Финансы. Учет. Аудит. 2009. №4. С.6.

. Финансы и кредит: учеб. пособие для подготовки к экзаменам / Л.Г. Колпина и др; под ред.М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Современная школа, 2011. - 352 с.

. Указ Президента Республики Беларусь "Вопросы обязательного страхования сельскохозяйственных культур, скота и птицы" от 31.12.2006 г. №764 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2003-2013.

. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / Г.Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. Г.Е. Кобринский, М.К. Фисенко. - Минск: Выш. шк., 2011. - С.51-53.

. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / О.А. Пузанкевич и др; под ред. О.А. Пузанкевич. - Минск: БГЭУ, 2010. - 313 с.

. Финансы организаций (предприятий): учебник / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. ред.Л.Г. Колпиной. - 2-е изд., испр. - Минск: Выш. Шк., 2010. - 396 с.

. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. Ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - 4-е изд., испр. - Минск: Высш. Шк., 2008. - 528 с.

. Финансовая система Белоруссии: учеб. пособие / М.К. Фисенко; под ред. М.К. Фисенко. - Минск.: Современная школа, 2008. - 184 с.

. Хмельницкий, В.А. Контроль и аудит / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. - Минск: Соврем. шк., 2009. - 240 с.

. Шило, А. Бюджетный процесс. Предложения по совершенствованию / А. Шило // Финансы. Учёт. Аудит. 2011. №8. С.17-18.

Похожие работы на - Контроль расчетов предприятия с бюджетом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!